«Кто достигнет до такого состояния и окачествуется так, тот изменяется благим изменением и бывает земным ангелом; телом сообщается с людьми в мире сем, а духом ходит в небесах и сообщается с ангелами и от неизреченной радости распространяется в любви Божией...» (Сл. 59, т. II, 67). Таковы духовные достижения на высших ступенях подвижнической жизни. Полнота блаженства в будущей жизни . – И однако все такие переживания, духовныя блага, сопровождающие подвижническую жизнь, являются только предчувствиями того истинного блаженства, которое ожидает святых Божиих в небесном Царствии. «Я говорю и исповедую, что в настоящей жизни святые в некоей только мере получают залоги будущих благ, все же обетованное вполне имеют они, уповаю я, получить после смерти (и общего воскресения), как говорит божественный Павел: «ныне разумею отчасти. Егда же приидет совершенное, тогда еже отчасти упразднится» ( 1Кор. 13:10,12 )» (Сл. 63, т. II, 119). Благодарение подвижника за благодеяния и явления Божии . – В собрании «слов» преп. Симеона Нового Богослова четыре последних его слова (89–92) носят личный автобиографический характер. Он исповедует, что не имеет права скрывать талант, данный Богом, и потому должен проповедывать о благодеяниях Божиих, ему самому явленных, чтобы этим путем призывать и других к усердию. Содержанием слов является, раскрывшаяся его духовным очам и сердцу, несказанная любовь Божия. Ниже приводится в сокращении 91-е слово преподобного. «Благодарю Тебя, Владыко, Господи неба и земли, что от сложения мира предопределил Ты произойти мне из не-сущего в бытие... Ты обновил меня возрождением во св. крещении, облек меня одеждою благодати Святого Духа, дал мне светлого ангела хранителя, и пока пришел я в совершенный возраст, Ты хранил меня невредимым от всякого зла и от всех сетей диавола. Но как Ты праведно постановил, чтобы мы разумные спасались не по какому либо принуждению и насилию, но по свободному избранию и решению, то оставил и меня явить в себе честь самовластия (нравственной свободы), чтобы через исполнение заповедей Твоих я показал самопроизвольную любовь к Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Подобно великим отцам Вселенской Церкви, русские свв. отцы и учители видели особенность православного богословия не в условной мелочности, не в узком буквализме и бесконечной терминологии, а в целости и общей верности церковного понимания. Вооружась против рационализма жидовствующих, которые, обращаясь к Писанию, видели в нем одну букву, св. Иосиф говорит: " Подвигнемся со страхом Божиим и упразднимся со смирением в Божественныя Писания, якоже глаголет божественный Иоанн Златоуст, еже уведети на куюжде главизну тако, якоже лежит, и в свое время примати, а не без времени, и не несогласны нам явятся, но зело согласны " (Сл.5). Кажущиеся противоречия Божественных Писаний, столь сильные орудия против истины, как представлялись они жидовствующим, происходят от неспособности людей грешных и плотских разуметь глаголы высшего духовного ведения; решающим голосом в спорных вопросах подобного рода нужно считать единогласное мнение свв. отцов, как высокодуховных выразителей Христовой истины. " Глаголет убо великий Максим, - читаем в том же 5 слове, - яко всяко Божественное Писание, ветхое же и новое, о себе разрешение не имать, аще не отцы святии, Божественным исполнени Духом, яко лепо есть, скажут тако, якоже пишат, много бо в Писаниях видятся, яко сопротивляющеся друг другу и овагда убо сице глаголют, овагда же инако. Се же бывает от нашего неразсуждения, или от преобидения или от презорства: словеса же святых мужей не изменяются, но мы, плотяни суще, духовная мудрствовати не можем, якоже некто от святых рече, яко плотская мудрствующии, не по воле Св. Духа разумеют Божественныя Писания, но по воле плотстей " . А как производились изыскания смысла Св. Писания, мы видели выше. Здесь также придается значение не механическому сцеплению отдельных святоотеческих мыслей, а внутреннему исполнению духом высшего ведения: " Всяк, хотяй обрести разум в Писаниях, никому же поставляет свой разум, яко добр, но сей есть художен, иже глаголы непоколебимы соблюдает, и премудростию Святаго Духа сокровенныя тайны обретает, свидетельствуемы от Божественных Писаний " (Сл.5). Обладая всей полнотой духовного ведения, они считали истину достоянием подвижнической, созерцательной жизни и весьма неохотно рассуждали языком человеческих понятий о тех вопросах, которые уясняются только благодатью Св. Духа и понятны только людям благоговейным и благочестивым. Прежде всего, как мы видели выше, они взывали к исправлению жизни, и с необыкновенной силой и настойчивостью указывали к познанию истины путь созерцательный, чуждый бесполезного любопытства и излишних тонкостей. Живущих же в условиях обычных и малоприспособленных к высшим подвигам они убеждают довольствоваться общим церковным исповеданием, вполне определяющим спасение: " Да молчат излишняя в Церкви Божией, да славятся верованная, да не испытаются умолчанная. Аще ли начнем испытати неиспытанныя, имамы и мы погибнути " , т.е. бесполезные рассуждения о высших явлениях Божественного мира приводят к гибельным разделениям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Покаяние есть сильное утеснение чреву и поражение души, при чувстве мужественном» (в в) Необходимость всегдашнего покаяния Необходимость покаяния, как непрестанного очищения греховной совести, очевидна для всякого. Если в царствие Божие, по словам св. Писания, не имать внити всяко скверно ( Откр.21:27 ), а между тем, кто из нас чист от скверны, аще и един день жития его на земли ( Иов.14:15 ); то как нам не страшиться грозного приговора всеведущего Судьи: аще не покаятеся, вси погибнете ( Лк.13:3 )? «Покаяние есть дверь милости, – говорит преп. Исаак, – открытая усиленно ищущим его; сею дверью входим в милость Божью; кроме этого входа не обретем милости: вси бо, по слову божественного Писания, согрешиша, а оправдаеми туне благодатию Его» ( Рим.3:23–24 ). г) Начало и пределы покаяния Преподобный Исаак Сирин так определяет весь круг деятельности подвижнического покаяния: «Покаяние есть вторая благодать, и рождается в сердце от веры и страха; страх же есть отеческий жезл, управляющий нами, пока не достигнем духовного рая благ; а когда достигнем, тогда оставит он нас и возвратится. Рай есть любовь Божья, в которой наслаждение всеми блаженствами» (в сл. 83, стр. 482). «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – божественная пристань. Поэтому страх (праведного наказания за грехи) вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни, и ведет к божественной пристани; которая есть любовь. К сей пристани приходят все труждающиеся и обремененные покаянием. И когда достигнем любви, тогда достигли мы Бога, и путь наш совершен и пришли мы к острову тамошнего мира, где Отец, Сын и Дух Святой» (сл. 83, стр. 482). д) Как начинается и чем поддерживается спасительное покаяние? Итак, покаяние, как учит преп. Исаак, рождается от веры в праведного Мздовоздаятеля, и возбуждается страхом неминуемого суда Божьего и заслуженных мук. Грешник ужасается страшной участи, уготованной нераскаянным, и решается обратиться от области сатанинской к Богу – Отцу своему. Тогда вот что происходит в душе начинающего покаяние, как описывает преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

< AY. > 2263 124 Перевод условный. У Макария δψις всегда означает «зрение, взгляд»; это слово может означать также «внешность, вид, лицо», даже «глаза». Нельзя ли перевести словосочетание «ресницы»? Чтение ΑΥ хорошо соответствует Дан.3:94 . 2265 125 Деяния Павла и Феклы (CANT 211. Ill=BHG 1710), 33–35 (Acta Pauli et Theciae//Acta apostolorum apocrypha/Ed. R. A. Lipsius. Vol. 1. Leipzig: Mendelssohn, 1891, repr. Hildesheim: Olms, 1972, p. 235–271). Рус. пер.: Аверинцев C. C. От берегов Босфора до берегов Евфрата: Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н. э. 2 М.: Мирос, 1994 ( 1 М.: Наука, 1987), с. 130–131, по изд.: Vouaux L. Les Actes de Paul et ses lettres apocryphes. P., 1913 (Les Apocryphes du Nouveau Testament/Publ. sous la direction de J. Bousquet et E. Amann). 2267 126 Здесь и далее пересказываются (с дословными лексическими параллелями) уже не Деяния Павла и Феклы, но другой апокриф – Деяния Павла (CANT 211.I), фр. 1–2,4 (Acta Pauli/Ed. W. Schubart, C. Schmidt. Glückstadt: Augustin, 1936. P. 22–72). < H. > 2274 128 ν (κα " ι Α) το σμα εις ευχν δ ( < Α) κεται ΒΑ. Имеется в виду «механическая», внешняя, то есть не умная и не внутренняя, молитва. < Н. > < Н. > < Н. > < Н. > < Н. > < Н. > < Н. > < Н. > < Н. > < Н. > < H. > < H. > < H. > < Н. > < Н. > < XCL Н. > 2300 129 CPG 6096; PG 65, 1064 D – 1069 А (слово 10: Главы о трезвении, 26 сл.). Рус. перев.: Слова духовно-нравственные преподобных отцев наших Марка подвижника , Исаии отшельника, Симеона Нового Богослова . Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: Паломник; Правило веры, 1995 [репринты без сохранения пагинации], с. 196 сл. (репринт с изд.: Преподобного и богоносного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова в русском переводе. Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. 2 Сергиев Посад, 1911; перевод выполнен с учетом славянского, отмечены также основные разночтения в разных греческих изданиях). Далее разночтения с главами, приписанными Марку Подвижнику , отмечены как «Марк» (сверка произведена по русскому переводу).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

4. Преп. Исаия учит, что нельзя открывать помыслы всем подряд, их необходимо открывать только духовным отцам. Необходимо смиряться перед духовником. Преподобный заповедует, не смущаясь, все открывать авве на исповедании помыслов и все советуемое аввой принимать с верой. 5. Венец подвижнических трудов – покой Божий. Он даруется тому, кто весь прилепляется к Богу. «В ком вселилась любовь к Богу, того ничто мирское не может уже отлучить от Бога» («Добротолюбие», Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1986 г., т. I., «Слова преп. аввы Исаии к своим ученикам», Сл. 15, п. 13). 6. Продолжая линию нравственно-аскетического радикализма, основанного на духе Евангелия, преп. Исаия, ссылаясь на учение отцов, высказывает мысль, что христианину невозможно спастись, если он не приобретет отречения от мирского, незлобия, не воздаяния злом за зло, смирения, кротости, человеколюбия, долготерпения, любви, чистоты, непрестанной покаянной молитвы к Богу (Сравни: «Добротолюбие», Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль, 1986 г., т. I., «Слова преп. аввы Исаии к своим ученикам». Сл. 23. п. 1). Глава тринадцатая. Преподобный Венедикт Нурсийский §1. Жизнеописание Преп. Венедикт Нурсийский родился около 480 года в итальянском городе Нурсии. Он происходил из знатного рода и соответственно своему положению был отправлен в Рим для получения классического для запада риторико-литературного образования. Римские школы, проникнутые языческим духом, произвели на преп. Венедикта удручающее впечатление. В то время родители преподобного скончались, и он, сопровождаемый своей бывшей кормилицей, благочестивой пожилой женщиной, удалился в Сабинские горы, около Субиако. Тогда ему было около четырнадцати лет. Первоначально преп. Венедикт поселился при храме Св. Петра в городке Еффиди. Скоро местные жители обратили внимание на юного подвижника, и он, оставив кормилицу, тайно покинул то место. По дороге преп. Венедикт встретил монаха Романа. Последний, узнав о желании преп. Венедикта подвизаться по образцу пустынножителей, постриг его в монашество и указал ему пещеру около города Аньо. В той пещере преп. Венедикт начал проходить свое монашеское поприще под руководством отца Романа, тайно приходившего к нему из расположенного неподалеку монастыря. Преп. Роман снабжал юного пустынножителя пищей и всем необходимым. Через три года монах Роман скончался, и положение преп. Венедикта стало опасным. Тогда, по промыслу Божию, пещера преподобного была открыта неким пресвитером, а затем и пастухами, и слава о подвижнике широко распространилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

217 С-13 согласно нумерации G 1 . Письмо является ответом на письмо 4 Д. Бальфура от 3 сентября 1936 г. См.: Приложение II, 4: «Дерзайте!». 218 M SB добавл.: «Вам хочется “испытать мучительное ограничение и весь связанный с ним духовный опыт, познание суеты человеческих планов и стремлений, близость смерти, терпение и т. д.” Впрочем, если Вы хотите испытать мое состояние, то я готов сказать οκ οδατε τ ατεσθε (Мк.10:38). “Смертная память есть дар Божий” — “дар Божий” я понимаю еще и в том смысле, что человек сам собою, добровольно на это страдание пойти не может». 219 См.: Прп. Феодор Студит. Подвижнические наставления монахам. Гл. 302. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 4. М., 1901. С. 568. 220 M SB добавл.: «но вижу, что люблю монашество. Божественный Исаак Сирин неспроста сказал, что один час плача в пустыне дороже пред Богом, чем пользование многих — всего мира (Ср.: Прп. Исаак Сирин. Подвижнические слова. Сл. 41. Сергиев Посад, 1893. С. 180). Не согласился со мною отец Иоанн и в том, что для сохранения и передачи чрез научение следующим поколениям культуры истинного монашества необходимы монастыри, существование которых, быть может, нуждается в материальной поддержке извне, от государства, или от Церкви, или от верующих, или в виде земельного владения, достаточного для материального обеспечения монастыря. Конечно, не только нет необходимости, но и вредно богатство и излишество, что мы встречаем в прошлом. Отец Иоанн полагает, что монахи сами должны благотворить. Подробно писать об этой беседе нет нужды. Впрочем, не все так смотрят, как отец Иоанн Шаховской». 221 M SB добавл.: «У нас на Афоне в настоящее время, как Вы знаете, нет возможности обеспечить ему хоть сколько-нибудь сносные условия. Я имею в виду крайне тяжелую в моральном отношении атмосферу нашего монастыря в связи со “стилем” и юрисдикциями, а вместе и неспособность наших отцов понять таких людей, как Владимир. Они наложат на него непосильное бремя физической работы в несносной для культурного человека обстановке (низкой до варварства)».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

810 Рукоп. 197, л. 364. Ссылка Даниила на свидетельства «от отческих» указывает на «отечник», или сборник слов и благочестивых изречений разных отцов и подвижников. В современном издании русском отечник называется: «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов» М. 1845 г. издан. Моск. Дух. Акад. Процитованное здесь Даниилом место находится и в современном издании «отечника. Достопамят. сказ. 3. 811 Рукоп. 197. л. 357. Старчество под названием, «Verba Seniorum» напечатано у Миня. Patr. Curs. complet, ser. lat. tom. LXXIII., pag. 855–1066. Старчество под названием «Древнего Патерика» переведено на русский язык при «Душеполезном Чтении» и издано редакциею его особою книгою. Древний Патерик. Москва. 1874 г. Об общем характере подвижнических сочинений, каковы – старчество, патерики и т. п. можно познакомиться из сочинения П. Казанского : История православного монашества на востоке. А для более подробного знакомства с сказаниями из старчества и из патериков может служить, прекрасным пособием исследование Петрова «О происхождении и составе Славяно-русского печатного пролога. См. также Описан. рукоп. Синод. библ. отд. II, 2, 267–283. 812 Рукоп. 197 л. 353–(не разборчиво). Это самое соображение есть и в Просветителе. Сл. IX, 425. 813 Рукоп. Моск. Д. Акад. 197. л. 360–361. Как вопрос, так и ответ заимствованы из творений св. Анастасия Синаита , патриарха Антиохийского. Подлинник см. Migne, Patr curs complet. ser. graec. tom. LXXXIX. J. Anastasii Sinaitae Quaestio X. p. 431–434. Перевод в процитованном Даниилом месте соответствует подлиннику, исключая двух незначительных пропусков, находящихся в цитате Даниила. Вопросы Анастасия Синайского сделались известными на Руси в глубокой древности. Они находятся в Изборнике вел. князя Святослава от (не разборчиво) года. Описан. рукописей Моск. Син. библиот. отд. II. кн. 2. 363–409. Но м. Даниил пользовался здесь вопросами и ответами Анастасия Синайского чрез сочинения Никона Черногорца. Книга преп. Никона, игумена Черныя горы, изданние Почаевской Лавры 1795 года, половина II, слово 41, л. 310. Почаевским изданием сочинений Никона Черногорца я пользуюсь и во всех других местах своего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Однако бросается в глаза очевидная выделенность и доминантность этого образа в повествовании, что вряд ли является случайной особенностью текста. Думаю, таким способом рассказчик – Симон – стремился указать на главную подразумеваемую им идею, а именно на спасительность отречения во имя Христа от мира с его земными заботами, на превосходство духовного подвизания над жизнью по разуму, на истинную силу праведной молитвы сравнительно с бессилием опытного знания в вопросах жизни и смерти. Не потому ли, действительно, число 3 – один из самых емких христианских символических знаков – в пределах рассматриваемого текста всегда предстает на семантическом фоне сопоставления идеала иноческой (по Божественным законам) жизни с идеалом жизни мирской (по человеческим установлениям). В сущности, числовой символ, отмечая при этом закономерность, Божественную природу описанных подвижнических деяний, в высшей степени выразительно иллюстрирует и весьма эффективно помогает понять внутренний, скрытый как будто бы смысл повествования о них. Подобного рода иносказание выше было определено как притчево-дидактическое. Кстати, триадология анализируемого рассказа могла иметь и промыслительно-предначертательную основу, ибо, по преданию, Николай-Святоша в память о своем привратничестве основал в Печерском монастыре надвратную церковь Святой Троицы, 378 и хотя Симон об этом ничего не сообщает, все же не исключено влияние отмеченного обстоятельства – осознаваемого или нет – на образную структуру данного текста, иными словами, факт исторический мог мистически предопределить собою факт литературный. Надо сказать, притчево-дидактическая разновидность нумерологии характерна для «Киево-Печерского патерика». Так, довольно схоже используются числа в рассказе Поликарпа об Агапите – « лечце» (Сл. 27). Здесь они – а именно все та же тройка – также дают ключ к христианскому пониманию поведанной истории: прежде всего лежащей в ее основе учительной мысли о превосходстве врачевства силою духа, веры, молитвы и в конце концов – с помощью Божией, над попытками лечить силой «знахарства», с помощью опытного знания, искусства рук и взятых от персти земной – тленной – снадобий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И трудно предположить, чтобы такая Жертва не тронула, точнее, не потрясла сердец воскресших людей. Посмотрите, какое большое впечатление, несмотря на все свои недостатки, произвел фильм " Страсти Христовы " Гибсона. А здесь перед лицом каждого откроется сама реальность Креста и слава Воскресшего. Без сомнения, это в огромной степени определит положительный выбор великого множества людей. Такому выбору конечно же будет способствовать и печальный опыт мытарств, показавших действительную " сладость " страстей и пребывания вне Бога. Еще раз подчеркну: Страшный Суд это такой момент, когда будет подведен итог всего жизненного и посмертного духовного пути, когда процесс роста, процесс становления, самоопределения личности будет закончен. Этот момент действительно страшен, и дай Бог, чтобы он завершился с великой пользой для всех людей. 1. Исаак Сирин. Слова подвижнические, Сл. 18; С. 112 " Христос спаситель всех человеков " (1) Святой Исаак Сирин писал с полной уверенностью: " Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?... Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости привести нас в бытие, когда мы не существовали " (2). Эти слова Преподобного из его знаменитых " Слов подвижнических " , изданных в 1858 году (многие поймут, почему я делаю такое уточнение), можно сказать, поражают. Не праведник, а " грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего " . Более того, святой Исаак говорит, что Христос " вместо воздаяния праведного облекает их " , грешников, " в совершенную славу нетления " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1923...

Но вернемся к молитве за усопших. Вот, например, поразительный случай, который описывается в древнем житии святителя Григория Двоеслова, папы Римского (который жил еще в VI веке, то есть до разделения Церквей). Он молился не за кого-либо, а за императора Трояна одного из жестоких гонителей христиан и в то же время лучшего по своей справедливости императора, который и христиан-то гнал в силу своей справедливости и уверенности в необходимости исполнения закона. Именно его редкая для Римских императоров справедливость и честность явились для свт. Григория Двоеслова причиной молитвы за него. Троян заступился однажды за бедную беззащитную вдову, находившуюся в отчаянном положении, и свт. Григорий был настолько тронут этим ее поступком, что стал усиленно, с подвигом, молиться за него. В результате ему было открыто, что молитва его принята. Как это понять? Ведь Троян не только не был крещен, но и был гонителем христиан. Но что слышим: " Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Троян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения это крещение слезами " (2). Чьими же слезами? Святого Григория. Вот какова может быть сила молитвы, соединенной с постом! " Хотя это и редкий случай, -поясняет иеромонах Серафим (Роуз), -но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры " (3). Святой Исаак Сирин писал: " Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души " (4). (11, 57) 1. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М. 1892. С. 445. 2. Цит. по: Иеромонах Серафим Роуз. Душа после смерти. М. 1993. С. 173 3. Там же. 4. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1858. Сл. 11 Побудь хотя бы сорок дней христианином. Православная Церковь открыла нам великую истину. Она утверждает, что все мы, верующие, составляем один живой организм, а не горох в мешке, где горошины толкаются, да еще больно ударяют друг друга. Мы живые клеточки в живом Теле Христовом. Апостол Павел написал удивительные слова простые, кажется, но имеющие в высшей степени важное значение: " Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны " (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1923...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010