Эта образованнейшая женщина поразила Сократа гибкостью ума и тончайшей логикой. Не приходится удивляться тому, что женщины сыграли важную роль в оттачивании словесного мастерства Сократа. Греция издавна славилась своими поэтессами, такими, как Сапфо (VII–VI bb.) и Коринна (VI–V bb.). Платон писал: Девять на свете есть муз, утверждают иные. Неверно, Вот и десятая к ним — Лесбоса дочерь Сапфо. Коринна же обучала поэтическому мастерству знаменитого поэта Пиндара. Известны женщины-философы Феано, Тимиха, Аристоклея. На склоне античности прославилась женщина-философ и выдающийся математик Гипатия. Было предание о том, что в ранней молодости чуть ли не двадцатилетним юношей Сократ встретился с философом Парменидом, знаменитым основателем элейской школы, автором поэмы «О природе», учившим о целостном едином, неподвижном бытии, которое познаваемо пытливой мыслью человека и никогда не может стать ничем, «небытием», «непознаваемым». Встреча с Парменидом, если судить по сочинениям Платона, произошла в доме богача Пифодора, который рассказывал о ней через много лет Антифонту, сводному брату Платона. На юного Сократа неизгладимое впечатление произвел мудрый доброжелательный старик Парменид, пришедший в сопровождении своего ученика, уже известного и самоуверенного Зенона Элейского. Говорят, что Сократ слушал Архелая, ученика знаменитого Анаксагора (V b. до н. э.). Оба они, как и Аспазия, были родом из городов Ионийского побережья, где зародилась древнегреческая философия, наука и поэзия. Архелай еще в 475 году открыл в Афинах школу. Его называли «фисиком», или «фисиологом», то есть исследователем космологии и бытия как совокупности разнородных элементов природы, земли, воды, огня и воздуха, что, правда, к этому времени уже считалось несколько устаревшим. Уже учитель Архелая Анаксагор выдвинул на первый план космический Ум (греч. noys), управляющий миром, и перенес на него все главные функции, которые раньше приписывались природе, тем самым открывая путь к высокому предназначению человеческого ума и всесильности мысли вообще. Анаксагор был очень популярен в Афинах в годы деятельности Перикла, и хотя по возрасту был почти ровесником Перикла, обучал его философии. Анаксагора, Перикла и Аспазию связывала тесная дружба. Был он близок и с драматургом Еврипидом. Анаксагор считался порядочным вольнодумцем. Книги, в которых он отрицал божественную природу небесных светил, можно было купить за несколько оболов, и молодежь ими увлекалась. Сократ, пытливый в познании интеллектуальных и душевных способностей человека, вряд ли упустил возможность поучиться у Анаксагора.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

   Русская интеллигенция посещала эту обитель не из-за пустого любопытства, а с надеждой укрепить свои духовные силы. С благоговением эти люди изучали и описывали Оптину пустынь. Малейшее знакомство с жизнью и деятельностью оптинских старцев порождает в душе исследователя стремление глубже изучить и определить ее значение в истории Русской Церкви.    Они сознавали высоту внутреннего строя Оптиной пустыни. И. В. Киреевский прямо говорит, что для ознакомления с христианством необходимо познакомиться с жизнью оптинских старцев.    Прежде чем непосредственно перейти к описанию пастырской деятельности трех великих оптинских старцев, необходимо кратко познакомиться с жизнью настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Моисея. В 1820 г. по просьбе Преосвященного Филарета (Амфитеатрова), управлявшего Калужской епархией, братья Моисей и Антоний (Путиловы), подвизавшиеся уже 10 лет в пустынных рославльских лесах Смоленской обмети, переселились в Оптину пустынь, взяв с собой еще несколько иноков. Благодаря их трудам, Оптина пустынь день ото дня начала возрастать как внешне, так и внутренне.    В 1825 году управление обителью было поручено Моисею. Это был выдающийся администратор, талантливый строитель и мудрый наставник. Он управлял обителью 37 лет — с 1825 по 1862 год. Что делалось в Оптиной пустыни до него, имело характер лишь подготовительный. И все, что делалось после него, было лишь поддержанием им сделанного. Наиболее ценным, чем ознаменовал о. Моисей свое долговременное управление Оптиной пустынью, было учреждение пастырского окормления.    Во время настоятельства ему пришлось потерпеть много неприятностей. Случалось, что некоторые из немощных братий, особенно в первое время настоятельства о. Моисея, питая к нему за что-либо неудовольствие, увлекались до того, что поносили его разными укоризнами и делали это в присутствии его, притворяясь, что его не замечают. В подобных случаях о. Моисей все выслушивал, улыбаясь, с веселым видом и с какой-то радостью принимал неприятные слова как драгоценный подарок и после ни словом, ни делом не воздавал за такое неразумие. А приходя в келию, молился пред образом Спасителя, о Котором всегда говорил: «Вот мое прибежище!»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

Кроме различных, дедуктивно выведенных, философских предпосылок, служащих скрытым основанием теории религиозной эволюции, наличный состав её доказательств распадается на две группы: в одну входят данные палеонтологии, доисторической археологии, этнографии, мифологии, лингвистики и других т.н. точных паук; другую составляют наблюдения над жизнью современных дикарей, в лице которых эволюционисты хотят видеть представителей первобытного человечества. Что касается первой из этих групп, то относительно неё, как не имеющей решающего значения в нашем вопросе, мы считаем достаточным ограничиться лишь несколькими замечаниями общего характера. Прежде всего, по самому своему характеру, все эти отрасли позитивной науки едва ли способны привести кого-либо к ясным, неопровержимым выводам, тем более – убедить в них других? Этому, помимо темноты сферы их исследования и необычайной трудности процесса препятствует и значение самых его результатов. Даже в лучшем случае, при успешной репродукции памятников до исторической жизни, они не более, как немые знаки, получающие свой смысл от субъективного истолкования их исследователя. Этим то и объясняется то явление, что нередко один и тот же палеонтологический материал в руках различных исследователей служит совершенно противоположным целям 16 . Если мы прибавим к этому, что при настоящем состоянии науки, когда разработка указанных её отраслей почти только что началась, результаты их крайне сбивчивы, туманны, а иногда и прямо противоречивы, то будет ясно какая критическая осторожность необходима в отношении к ним. Во-вторых, нельзя упускать из виду и того весьма важного обстоятельства, что вещественные памятники доисторического прошлого, как ни глубока древность многих из числа их, в громадном большинстве случаев далеко не восходят к первобытной эпохе. Преобладающее большинство палеонтологических находок падает па долю Европы и относится к тому времени, когда у народов древнего Востока культурная жизнь находилась уже в состоянии полного расцвета 17 . «Отсутствие ископаемых предметов человеческого обихода, которые были бы собраны вне наших стран, достойно большого сожаления» – замечает Катрфаж: «Ничто не дает нам права рассматривать Европу, как исходный пункт человеческого рода или как место образования первобытных рас. Всего этого должно искать в Азии» – заключает тот же выдающийся палеонтолог 18 . Отсюда очевидно, что данные современной палеонтологии относятся к сравнительно позднейшей эпохе, а не характеризуют собой изначальных моментов человеческой истории, развивавшихся на сцене средне- и восточноазиатской территории.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть В Петербурге установили мемориальную доску адмиралу Колчаку 06:59 13.11.2016 973 В Санкт-Петербурге установили мемориальную доску одному из лидеров Белого движения адмиралу Александру Колчаку, передаёт РИА Новости. Доска имеет высоту 1 метр и ширину 1,9 метра, она установлена на эркере дома 3 по улице Большая Зеленина. На доске выгравирована следующая надпись: «В этом доме с 1905 по 1912 год жил выдающийся русский офицер, учёный и исследователь Александр Васильевич Колчак». Как отмечает корреспондент агентства, многие опрошенные относятся к увековечению памяти Колчака с настороженностью и ожидают «провокаций и нападений вандалов», как это было с демонтированной доской финскому маршалу Карлу Маннергейму. Александр Колчак (1874-1920) во время Гражданской войны был одним их лидеров Белого движения, имел титул Верховный правитель России. В феврале 1920 года был расстрелян по постановлению Иркутского военно-революционного комитета.

http://ruskline.ru/politnews/2016/noyabr...

Уильям, помнящий родство за некоторых Иванов Искусствовед Уильям Брумфилд о России и русской архитектуре Петр Давыдов Профессор славистики университета Тулейна в Новом Орлеане (США), обладатель диплома доктора славянских языков по специальности «Литература и история России XIX века», автор таких работ по русской архитектуре, как «Золото в лазури: Тысяча лет русской архитектуры», «Истоки модернизма в русской архитектуре», «История русской архитектуры», «Потерянная Россия: Фотографии разрушенных памятников русского зодчества», «Памятники русской архитектуры: Обзор в фотографиях», Уильям Крафт Брумфилд считает: сохранение памяти о тяжелых, смутных временах позволит избежать в будущем не только их повторения, но и будет способствовать добрым отношениям между народами разных стран. Профессор Уильям Крафт Брумфилд Впервые Брумфилд приехал в Россию в 1970 году и с тех пор в общем-то почти и не уезжал, а если и покидал ее, то не очень охотно. За это время он не только узнал Россию – на зависть некоторым местным, – но также окончил курс обучения и работал над докторской диссертацией в Калифорнийском университете в Беркли. Во время работы над диссертацией стажировался в Московском и Ленинградском государственных университетах, а также в Российском институте истории искусств в Москве. Уильям Брумфилд был избран членом Российской академии архитектуры и строительных наук. Кроме того, был избран почетным членом Российской академии художеств. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям на 7-м Всероссийском конкурсе региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» наградило У.К. Брумфилда специальным дипломом «За многолетнюю исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность по сохранению и популяризации в мире культурного наследия российских регионов». В 2014 году Брумфилд стал лауреатом Премии имени академика Д.С. Лихачева «За выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия России». Профессор только что вернулся с конференции славистов, проходившей в Филадельфии. «Но английский я пока не забыл!» – говорит он не без иронии. Кстати, английский у него настоящий, академический – заслушаешься. А уж когда по-русски говорит, то и восхитишься…

http://pravoslavie.ru/88759.html

Вроде шутка, но скверная. Ибо такие «добрые» дяди-сценаристы и режиссёры и провоцируют, усугубляют появление и действия подобных маньяков в мире реальном. Продюсер Александр Цекало гордо заявлял о том, что они производят многосерийные фильмы на международном уровне («Метод» действительно был продан за рубежом): «Мы производим не сериалы, мы производим эмоции!» Действительно, производят эмоции. Но только явно патологические – садомазохистские, изощрённого палачества, ненависти, страха и недоверия к людям. Откровенной насмешкой воспринимается надпись перед началом каждой серии: «В фильме содержатся сцены курения. Курение опасно для вашего здоровья». О том, что сцены зверских убийств и садизма гораздо больше вредят духовно-психическому здоровью людей, почему-то не предупреждают. Невозможные для культуры темы Люди, по роду своей профессии являющиеся вроде бы представителями интеллигенции, оказывается, не знают о множестве исследований психологов и социологов в разных странах мира (кстати, прежде всего в США), результаты которых свидетельствуют о негативном воздействии сцен насилия и жестокости в фильмах на аудиторию, особенно детей и подростков. «Агрессивность, которую якобы можно переключить на безвредные объекты – например на телеэкран, – в действительности лишь подкрепляется этим и, подобно рефлексу, ещё сильнее закрепляется», – пишет выдающийся психолог и психотерапевт В. Франкл. В социологических исследованиях, проведённых как под моим руководством начиная с 2000 года, так и другими исследователями, большинство опрошенных, в том числе и молодые люди, выступают за нравственный контроль над содержанием фильмов, особенно сценами жестокости и насилия. В то же время обращения нашей научной, педагогической и родительской общественности в различные инстанции вплоть до президента о несомненном негативном воздействии криминальных фильмов и сериалов на молодёжь остаются без адекватной реакции. Сводясь, по сути, к пожеланиям не смотреть безнравственные фильмы и не давать это делать своим детям.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/22/v_film...

Отсутствие документальных доказательств даты смерти приводило к появлению разного рода альтернативных точек зрения: «Лучший друг Недоброво и в недавнем прошлом самый близкий ему человек Борис Анреп «похоронил» Недоброво в 1918-м и не сомневался в правильности этой датировки почти до конца своих дней, до 60-х годов» c. 9]. Мало того, существовали разные точки зрения даже по поводу того, где поэт был похоронен. Так, М. А. Струве еще в 1930 году полагал, что Н. В. Недоброво покоится в Гурзуфе с. 234]. Новонайденная запись в метрической книге кладет конец этой разноголосице. Кстати, запись в книге имеет номер - 118. Это только мужчины. Для женщин в книге велась своя нумерация. Нетрудно посчитать, приняв во внимание количество церквей в Ялте и трагические обстоятельства неоднократной смены власти в Крыму в 1919 году, насколько богатым на смерти был уходящий год только для православных верующих в этом небольшом южном городе! А к этому надо добавить жертвы из числа верующих других конфессий, погибших на поле боя, бессудно расстрелянных и утопленных в море... Отдельно стоит сказать о самом Аутском кладбище. Некогда оно было одним из самых почетных в Ялте. В августе 1901 года там похоронили популярного писателя-народника Г. А. Мачтета. 9 июня 1918 года здесь нашла свой последний приют жена Ф. М. Достоевского - Анна Григорьевна, в январе 1919 года мать А. П. Чехова - Евгения Яковлевна, а в феврале 1920 года - выдающийся строитель и великолепный исследователь Крыма генерал-майор А. Л. Бертье-Делагард. Список этот можно продолжать и продолжать. После революции кладбище начало приходить в запустение. Если О. Э. Мандельштам в августе-сентябре 1923 года (уточнение года подсказано нам З. Г. Ливицкой), отдыхая в Гаспре, разыскал могилу Н. В. Недоброво, то А. А. Ахматова, посетившая, по некоторым предположениям, Аутское кладбище в сентябре 1929 года (отдыхала в той же Гаспре), ее уже не нашла с. 97; 2, c. 234]. Этой истории можно предложить объяснение. Памятник на могиле, как известно, устанавливается через год. На могиле Н. В. Недоброво его, судя по всему, не было. Поэта похоронили 5 (18) декабря 1919 года, а с октября 1920 года началась массовая эвакуация из Крыма, которая закончилась 3 (16) ноября уходом последних пароходов из Керчи. В числе покидавших родину были и Л. А. Недоброво с Ю. Л. Сазоновой-Слонимской. Обе они эмигрировали в Италию, где Любовь Александровна вскоре умерла от туберкулеза с. 10].

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/11/...

И еще: «Такой главенствующей концепцией, в значительной степени заменившей веру в Бога и, следовательно, подорвавшей уважительное отношение к достоинствам человеческой личности, является вера в нового огромного супер-Молоха, в новый мировой порядок, представляемый и навязываемый сегодняшним состоянием мира. Эта высшая идея, ставшая почти религией, считается наиболее агрессивной частью человечества гарантией создания нового прекрасного мира всеобщего благоденствия, развития и славы. Эта идея призвана одержать верх там, где оказались бессильны все религии, включая и Христианство». Игорь Криштафович, переведший с английского и опубликовавший некоторые труды И. Сикорского, сообщает, что многие книги о выдающемся авиаконструкторе, как и его автобиография «The story of the Winged-S», на русский язык не переведены, и резонно настаивает, что Сикорский был одним из самых глубоких и оригинальных умов ушедшего столетия. Публикуя в своем переводе трактат И. Сикорского «Послание Молитвы Господней» И. Криштафович отмечает, что молитве «Отче наш» посвящены глубокие исследования и комментарии на многих языках мира, но впервые «выдающийся инженерный ум взялся за изложение точки зрения исследователя, не скованного канонами и не боящегося делать смелые заключения, но в то же время глубоко чувствующего и искренне верующего». «В Молитве же Господней, — пишет Сикорский, — мы обнаруживаем, что все важные слова и фразы подобраны таким образом, что значение их сохраняется неизменным сквозь времена и на всех языках. Такие слова, как отец, царствие, воля, хлеб, искушение, земля, имеют определенное и идентичное значение на всех языках и во все века. Несомненно, что некоторые из значений, в особенности слова небеса и лукавый, являются непростыми, относительно их значения существуют различные мнения. Но это противоречие вызвано не выбором определенных слов или переводами, но глубоко таинственным характером предметов, обозначаемых этими словами. Анализируя структуру Молитвы Господней, мы сразу же видим законченную симметричную композицию, облегчающую сохранение ее в памяти. Ребенок выучит и запомнит стихи гораздо легче, чем прозу, даже не понимая разницы между ними. … Она состоит из семи определенных утверждений, которые, в свою очередь, представляют две отдельные молитвы, содержащих по три предложения каждая, и заключения.

http://pravoslavie.ru/101850.html

Глава 2. Православное богословие личности в XX в. Двадцатому веку человеческой истории характерна, пожалуй, более чем предыдущим эпохам, кризисность в смысле понимания человеком, прежде всего, самого себя и цели своего бытия. Не случайно, что уже в XIX в. 404 и еще более именно в XX возникают все более обостренные попытки осмыслить основы человеческого существования как в философии и литературе, так и в сфере богословия. Среди многих выдающихся мыслителей XX в., касавшихся проблемного понятия человеческой личности, мы остановимся на рассмотрении мысли православных авторов-богословов, ориентирующихся как на тексты Св. Писания и Предания Церкви, так и на философский аппарат в анализе фундаментальных вопросов бытия. Из православных богословов XX в. мы выбрали наиболее выдающихся и известных, хотя наш список мог быть и расширен добавлением таких имен, как архим. Киприан (Керн) , прот. А. Шмеман , А. Ф. Лосев , О. Клеман и др., но либо небольшой объем материала, касающегося понятия личности, либо чрезмерное, на наш взгляд, увлечение субъективной философией, остановили нас от увеличения числа персоналий, чьи воззрения на личность анализируются в этой главе. В качестве главной задачи этой главы мы видим ретроспективный анализ положительных черт и недостатков православного богословия человеческой личности в XX в., начиная с выдающихся русских академических богословов и мыслителей русского зарубежья, продолжая румынскими и сербскими авторами и заканчивая наиболее известными представителями современного греческого богословия и т. н. «синергийного» богословия. Наше подробное внимание привлекли авторы XX столетия, поскольку основное развитие богословия личности пришлось именно на этот период времени. 2.1. Богословское понятие человеческой личности, согласно В. Н. Лосскому 2.1.1. В. Н. Лосский как ученый-богослов и религиозный философ Выдающийся русский богослов и религиозный философ, принадлежавший Парижской школе, сын известного философа Н. О. Лосского 405 и внук российского педагога В. Я. Стоюнина, Владимир Николаевич Лосский (1903–1958), в совершенстве владея древнегреческим и латинским языками, многие годы своей жизни посвятил патристической научно-исследовательской работе, изучению западной духовной традиции. Он преподавал догматическое богословие и историю Церкви в Институте св. Дионисия в Париже и был его деканом с 1945 по 1953 гг. Творчество Владимира Николаевича широко известно в Европе и Америке и оказало большое влияние на западное богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Биография Максима Викторовича Бражникова апреля 2005 Максим Викторович Бражников - выдающийся ученый, исследователь древнерусского певческого искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, основоположник научной школы русской музыкальной медиевистики, композитор. Максим Викторович Бражников - выдающийся ученый, исследователь древнерусского певческого искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, основоположник научной школы русской музыкальной медиевистики, композитор. Научные работы Бражникова стали основой для прочтения древнерусских крюковых нотаций, принципиально отличающихся от современной нотной записи. Бражников вел свою научную деятельность в годы, когда разрушались храмы и уничтожались православные священники и миряне. Всю свою подвижническую жизнь он посвятил тому, чтобы не дать оборваться традиции древнерусского церковного пения. Архив ученого хранится в Российской национальной библиотеке . До сих пор остаются неопубликованными многие объемные труды Бражникова. Расшифровки старинных церковных песнопений, сделанные ученым, использованы в творчестве Г. Свиридова, А. Шнитке, С. Слонимского и других композиторов. Поделиться 6 ноября 2019 6 ноября 2019 15 октября 2019 15 октября 2019 14 октября 2019 9 октября 2019 14 ноября 2018 9 ноября 2017 22 мая 2017 12 октября 2016 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010