Именно в указанном смысле мы назвали предлагаемую читателям серию «Библиотекой Русской Палестины», а третий том выходящих в этой серии работ А.А. Дмитриевского – «Люди Русской Палестины». Алексей Афанасьевич Дмитриевский (11 марта 1856–10 августа 1929) вошел в историю как выдающийся исследователь-византинист, создатель школы русской исторической литургики, один из величайших знатоков греческой рукописной книжности 1 . Интерес к Православному Востоку, его святыням и памятникам, углубленная работа с монастырскими древлехранилищами Греции, Афона, Палестины, Синая способствовали тому, что рано или поздно его жизненный и творческий путь должен был привести его к сотрудничеству с Императорским Православным Палестинским Обществом. С большим уважением относился к научным трудам киевского профессора основатель и руководитель Палестинского Общества В.Н. Хитрово , который первым привлек его к участию в совместной работе. Именно Алексею Афанасьевичу было поручено написать историю Общества в преддверии его четверть векового юбилея. Результатом стала единственная доныне монография о Палестинском Обществе, переизданием которой мы открыли настоящую серию 2 . С 1906 по 1918 г.г. Дмитриевский занимал пост Секретаря ИППО. Большинство его работ, написанных в эти годы, так или иначе связаны с историей Общества. Обладая большим литературным даром и получив возможность пользоваться богатым архивом и библиотекой Общества, историк сумел создать целую галерею портретов светских и церковных деятелей Русской Палестины. Настоящий том включает публикации, которые могут быть объединены по содержанию в два больших, хотя и взаимосвязанных, раздела: (1) биографические статьи и некрологи, посвященные деятелям Церкви, культуры и науки, оставившим тот или иной вклад в истории русско-иерусалимских духовных и политических связей, и (2) очерки из истории русского паломничества – не только в Св. Землю, но и связанного с ней паломничества к святыням Италии в Бари, к мощам святителя Николая Чудотворца. Ведь Барградская эпопея – строительство Никольского храма и подворья в г. Бари – одна из серьезных страниц деятельности Императорского Православного Палестинского Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Ученые отыскали утерянные мощи афонского старца Аникиты 08.03.2017 Украинские ученые отыскали утерянные мощи афонского старца Аникиты (Ширинского-Шихматова) . Поиски мощей святогорского старца были осуществлены в рамках подготовки Международным институтом афонского наследия в Украине книги о подвижнике. Как сообщил Информационно-просветительскому отделу УПЦ директор Института, главный редактор альманаха «Афонское наследие» Сергей Шумило, уже 25 лет как мощи старца Аникиты (князя Ширинского-Шихматова, 1783-1837) считались утраченными. Было приложено много усилий, чтобы выяснить их точное месторасположение и разыскать на Афоне великую святыню. По словам Сергея Шумило, мощи старца медового цвета и от них исходит тонкое приятное благоухание. Такие же сведения о мощах подвижника известны и из источников кон. XIX — нач. ХХ вв. Поиски мощей старца Аникиты были предприняты в рамках подготовки Международным институтом афонского наследия в Украине (МИАНУ) книги о подвижнике под названием «Старец Аникита: духовный путь святости». Работу над этой книгой незадолго до своей праведной кончины благословил Сергею Шумило 100-летний игумен Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин, 1915 — 2016). Старец Аникита был выдающимся афонским подвижником, его усилиями на Афоне в начале XIX в. были восстановлены Ильинский скит и Пантелеимоновский монастырь. «Этот выдающийся афонский подвижник прославился не только своими молитвенными подвигами. Будучи князем, он много жертвовал на православные монастыри и храмы, в частности на Святой Горе. Его стараниями в Пантелеимоновом монастыре на Афоне после векового перерыва было восстановлено славянское братство. Кроме того, он был талантливым писателем и поэтом. Перед отъездом на Святую Гору он некоторое время подвизался в Успенском монастыре в Одессе. На Афоне был сподвижником старца Арсения Святогорца. Его мощи были открыты для поклонения в 1875 году и прославились многими чудесами», — отметил исследователь наследия Афона. Директор МИАНУ особую благодарность за содействие в поисках святыни выразил британскому ученому д-ру Николасу Феннелу и директору Паломнического центра УПЦ Владимиру Телиженко. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 08.03.2017 15:37:18

http://drevo-info.ru/news/22040.html

Во второй том собрания творений святителя Амвросия вошли трактаты, посвященные темам девства и мариологии. Все тексты представлены на латинском языке и в русских переводах. Предисловие Т Л. Александрова Среди обширного наследия свт. Амвросия Медиоланского, включающего, в частности, целый ряд нравственно-аскетических сочинений, выделяется группа произведений, посвященных девству, вдовству, браку и безбрачию — но все же по преимуществу именно девству как предпочтительному состоянию человека. Это трактаты «О девственницах», «О вдовицах», «О девстве», «О наставлении девы и о приснодевстве святой Марии и «Увещание к девству». Эти произведения традиционно пользовались большой популярностью среди читателей и достаточным вниманием исследователей. Причина этого, с одной стороны, в том, что в этих произведениях осуществлен уникальный синтез богословия, экзегезы, пастырской практики, а также обширной светской учености медиоланского епископа, а с другой — в том, что, несмотря ни на какие превратности истории, на неоднократно повторявшиеся эпохи тотального падения нравов и на противодействие со стороны светского мировоззрения, тема всецелого посвящения себя Богу не перестает быть актуальной, и стремление отдельных личностей к жизни «равноангельской» не иссякает. Согласно христианским аскетическим воззрениям, разделяемым свт. Амвросием, подлинная история девства началась с пришествия на землю Христа, Который «сообщил человеческим телам образ небесной жизни». Девство было изначальным состоянием прародителей до грехопадения, восстановленным благодатью Христовой, оно же является естественным для каждого человека, приходящего в мир. В Откровении дается картина ста сорока четырех тысяч избранных, «непорочных пред Богом»: Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14. 4). В данном случае это не столько девственники в собственном смысле слова, сколько образ душ, преданных Христу. Христианское учение о девстве началось с апостола Павла, который мягко и рассудительно рекомендовал его своим адресатам как путь не обязательный, но желательный: кто решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше (1 Кор. 7. 37—38). Именно с апостола Павла начинается та неразрывная цепь традиции, к которой принадлежит и свт. Амвросий.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Элизабет Кларк дает следующее определение virgines sub introductae: «Это женщины–аскеты, которые жили вместе с мужчинами, при этом оба давали обет воздержания и были воодушевлены горячим желанием сохранить его»  . Скорее всего, традиция появилась еще в I веке и получила наибольшее распространение в III веке. Вызывает сожаление, что почти все сведения об этой традиции дошли до нас исключительно в сочинениях ее яростных противников и жестоких обвинителей. Для оппонентов этой практики совместная жизнь двух христиан, давших обет безбрачия была или прикрытой формой откровенного конкубината, или непоследовательнейшей вещью. Было бы крайне любопытно узнать, как бы описали свои взаимоотношения сами участники подобного «духовного брака». Ганс Ахелис видит основателем этой практики самого Павла. Доказательство он видит в 1 Кор.7.36–38. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть [таковые] выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Если традиционно исследователи в этом отрывке видели совет Павла отцу некоторой девушки, который сомневался в уместности ее брака в виду приближающейся парусии, то Ахелис полагает  , что имеется в виду мужчина–христианин, взявший в жены девушку и не желающий жить с ней сексуальной жизнью. Павел пишет ему: если имеешь в себе силы, живи с ней, как с девственницей, если не имеешь, отпусти ее в нормальный брак. К подобной версии толкования присоединяется и Жан Даниелу  . В аскетически настроенном «Пастыре» Гермы есть целый ряд двусмысленных моментов, в которых тема эротической любви обыгрывается в духовном смысле. Самый яркий отрывок — Similitudes. X.3: Я послал к тебе также и этих дев, чтобы они жили с тобою, ибо я видел, что они очень ласковы к тебе. Они станут тебе помощниками, чтобы усерднее ты мог соблюдать заповеди, ибо без этих дев невозможно соблюсти заповеди. Я вижу, что им приятно быть с тобою, и я прикажу, чтобы они вовсе не выходили из твоего дома. Ты только очисти дом свой: в чистом доме они живут охотно. Они сами чисты, непорочны и рачительны и весьма угодны Господу. Итак, если будет чист дом твой, они останутся с тобою. Если же чем осквернится дом твой, они совсем удалятся из него, ибо не любят никакой нечистоты.

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

2016 год по благословению Святейшего Патриарха Кирилла посвящен развитию церковного социального служения и работе в молодежной среде. Как нам выполнить эти задачи? Для того чтобы усилия преподавателей, катехизаторов, миссионеров были благоуспешными, необходимо помнить: По слову апостола Павла, «вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» ( Евр.5:12 ). Это означает, что необходимо учитывать способность восприятия наших слушателей. Святой Амвросий Оптинский говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота» 3 . Нужно избежать нарочито наукообразного и отяжеленного богословскими понятиями изложения предмета. Сама тональность нашего преподавания должна быть исполнена благоговения: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Петр.3:15 ). Необходимо учитывать, что «клиповое восприятие» наших слушателей требует убедительного видеоряда. Нужно всегда помнить о том, что на евангельские сюжеты написаны шедевры мирового уровня. Знакомство с ними одновременно приобщит учащихся к христианской мировой культуре. 2016 год для белгородцев имеет особое значение, так как 200 лет назад в селе Сурково (нынешнего Шебекинского района) родился выдающийся церковный историк, богослов, исследователь в области канонического права Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) . Жизнь этого выдающегося человека может стать примером того, как благодаря вере во Христа и личным трудам из сельского мальчика, воспитанного в бедной священнической семье, вырос человек Церкви – великий Московский митрополит. Желаю всем участникам Иоасафовских чтений обильных милостей от Господа! Надеюсь, что предложенные темы, обмен мнениями, дискуссии обогатят всех нас для благовестия Евангелия Царствия Божьего. Литература 1 . Амвросий Оптинский , прп. 15 мудрых мыслей святого Амвросия Оптинского . [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/62719.html

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выслушай слово Ягве: Я видел Ягве, сидящего на престоле Своем, и всё воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его. И сказал Ягве: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, стал пред лицем Ягве, и сказал: я склоню его. И сказал ему Ягве: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. (Ягве) сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так. И вот, теперь попустил Ягве духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Ягве изрек о тебе недоброе ( 3Цар. 22:19–23 ). Михей слышит от Ягве Бога недоброе об Ахаве-царе и передает ему это, а пророки царя слышат духа лживого (по попущению Ягве) и воодушевляют царя на битву, в которой он найдет свою смерть за грехи свои. Вот такие дела бывают у духов и пророков-медиумов! Из того, что человек имеет пророческое дарование, еще не следует, что пророчество его всегда истинно. Это бывает, когда пророк говорит от своего человеческого духа, а не от Духа Божия. Так пророк Иеремия предостерегает своих соотечественников: Не слушайте слов пророков, пророчествующих вам; они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Ягве ( Иер. 23:16 ). Собственные мечтания эти люди выдавали за слова Ягве Бога и вводили иерусалимлян в заблуждение. В Православии позднее это будет называться состоянием прелести. Так же предостерегал и немногим после Иеремии пророк Иезекииль: Горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели! ( Иез. 13:3 ). Тут и прямой обман (надувательство) – ничего не видели, а говорят какие-то пророчества, и, может быть, опять прелесть – водятся своим духом и свое выдают за Божие. Лжепророком является и выдающий чужие откровения за свои. Такое бывает в науке – когда один исследователь публикует результаты чужого исследования, как свои собственные. Интеллектуальное воровство и научная нечестность. Но, поразительно, такое бывает и у пророков! Когда пророки поступают так, то этим они сильно раздражают Бога:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Немалая дискуссия велась по поводу общего числа тех, кто был засчитан в переписи – 603 550. В это число не включены левиты, все женщины и все дети младше двадцати лет. Общее число народа должно было приблизительно достигать двух миллионов. Исследователи Библии предлагали различные объяснения. Согласно одному предположению, эти цифры довольно неправдоподобны и не представляют никакой исторической ценности. То есть это – плод необузданного воображения последующего автора, склонного к гиперболе. И, согласно второму предположению, эти числа представляют историческую ценность, но отражают последующую перепись, проведенную во время царствования Давида. Третье предположение основано на переводе слова елеп, которое обычно звучит как «тысяча». Уже в 1905 году выдающийся археолог Флиндерс Петри предложил переводить это слово не как «тысяча», а как «семья» 76 . Гораздо позже его поддержал Иаков Милгром 77 . Чтобы подтвердить этот тезис, цитировались Книги: Судей (6:15): «Вот, и племя мое (елеп) в колене Манассиином самое бедное», Чисел (1:16): «Избранные мужи ... начальники ... главы тысяч (елеп) Израилевых»); Первая Книга Царств (10:19): «...Итак, предстаньте теперь пред Господом по коленам (себет) вашим и по племенам (елеп) вашим» (Иерусалимская Библия; Новая интернациональная версия; «тысячам», Американское исправленное издание Библии), Первая Книга Царств (10:21): «И велел подходить колену (себет) Вениаминову по племенам (мишпахах) его...». Эти последние два стиха, на первый взгляд, указывают на то, что слова «племя» и «семья» являются синонимами. Таким образом, согласно этой системе население Иуды не составляло 74 600 человек. Скорее, оно насчитывает 74 семьи и 600 человек. Третье предположение очень похоже на предположение Петри. Джордж Менденхолл считает, что слово елеп означает не «семью», «племя» или «шатер», а военную единицу (см. Чис.1:3 ) 78 . Следуя этому истолкованию, мы должны перефразировать Книгу Чисел (1:26:27) так: «Сынов Иуды по родам их, по племенам их, по семействам их: всех мужчин от двадцати лет и выше, всех годных для войны, исчислено в колене Иудином семьдесят четыре единицы, и из них 600 мужчин было зачислено на военную службу».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Умер выдающийся русский лингвист Андрей Зализняк Москва, 25 декабря 2017 г.      В Москве на 83-м году жизни скончался выдающийся русский лингвист, академик РАН и доктор филологических наук Андрей Анатольевич Зализняк, которого уважали во всем мире за выдающиеся научные открытия. Он доказал подлинность «Слова о полку Игореве». В своей работе «Слово о полку Игореве: взгляд лингвиста» (2004) он рассмотрел язык памятника и показал, что гипотетический фальсификатор «Слова» в 18 веке должен был бы владеть огромным количеством точных знаний, полученных наукой о языке только в 19-20 веках. Поэтому, как убедительно показал Зализняк, вероятность поддельности «Слова» исчезающе мала. В своей знаменитой монографии 1967 года «Русское именное словоизменение», вошедшей в золотой фонд русской и мировой лингвистики, Зализняк установил основные схемы, по которым происходит русское словоизменение (то есть склонение и спряжение) и придумал удобную индексацию этих схем. До этого не существовало исчерпывающего научного лингвистического описания русского словоизменения Также он еще в 70-е годы прошлого века, в докомпьютерную эпоху составил «Грамматический словарь русского языка», который сейчас служит основой для многих компьютерных разработок в области русского языка. Отдельно Андрей Анатольевич известен как выдающийся исследователь новгородских берестяных грамот, многие из которых он расшифровал, прокомментировал и издал. В другой своей знаменитой работе – «Древненовгородский диалект (1995 г.) – он приводит тексты практически всех берестяных грамот с лингвистическим комментарием Также он заложил основы изучения древненовгородского диалекта. Философ Александр Пятигорский называл Зализняка «гением» и человеком, «который переоткрыл русский язык, переписал все, что мы знали о русском языке». Профессор МГУ В.А. Успенский отзывается о «Грамматическом словаре русского языка» Зализняка так: «”Посмотри у Зализняка” стало такой же формулой, как “посмотри у Даля”». Он был также замечательным популяризатором науки, читал публичные лекции о лингвистике и берестяных грамотах. С научной точки зрения А.А. Зализняк подверг критике работы «Новой хронологии» за авторством А.Т. Фоменко как совершенно дилетантские и антинаучные, построенные на примитивных ассоциациях.

http://pravoslavie.ru/109484.html

Для Российской культуры необходим прочный ценностный фундамент и механизмы его защиты. Разделяя положения Указа «Об основах государственной политики», большинство деятелей Российской культуры поддерживают необходимость дальнейшего общенародного обсуждения проекта поправок предложенных Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва, полностью согласующихся с Конституцией Российской Федерации, Основами и Стратегией Государственной культурной политики. С глубоким уважением и поддержкой Вашего служения Отечеству, деятели кинематографа, театра, музыки, литературы, изобразительного искусства: Н.П.Бурляев – Президент МКФ «Золотой Витязь», первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, член Патриаршего Совета по культуре, член рабочей группы по культуре Государственного Совета РФ, Народный артист России; Ю.М.Соломин – Герой труда Российской Федерации, Художественный руководитель Академического Малого театра, Народный артист СССР; В.Г.Захарченко – Герой труда Российской Федерации, Художественный руководитель Государственного Академического Кубанского казачьего хора, Народный артист России; В.И.Федосеев – Художественный руководитель, Главный дирижёр Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского, Лауреат Золотой медали им. Г.В.Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальную культуру», народный артист СССР; Н.С.Лебедев – Народный артист России, Лауреат «Золотой медали им. Н.Д.Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство», артист Академического театра Моссовета, ветеран Великой Отечественной Войны – 101 год; Прилепин Захар – писатель, филолог, публицист, телеведущий, Лауреат Золотой медали им. А.С.Пушкина «За выдающийся вклад в литературу»; С.П.Никоненко – Президент Гильдии актёров кино России, Лауреат Золотой медали им. С.Ф.Бондарчука «За выдающийся вклад в киноискусство», Народный артист России; Д.А.Певцов - Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, первый заместитель Председателя Комитета по культуре Государственной Думы ФС РФ;

http://radonezh.ru/2022/02/23/deyateli-k...

373. Бодянский Осип (Иосиф) Максимович (1808-1877) — российский и украинский филолог, историк, археограф, один из первых славистов в России, писатель, переводчик, редактор, издатель древнерусских, древнеславянских литературных и исторических памятников, фольклорист, украинский поэт- романтик. 374. Срезневский Измаил Иванович (1812-1880) — российский филолог-славист, этнограф, палеограф. Академик Петербургской АН (1851). 375. Шахматов Алексей Александрович (1864-1920) — выдающийся российский филолог и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы. 376. Кондаков Никодим Павлович (1844-1925) — российский историк, искусствовед, исследователь византийского и древнерусского искусства, археолог. 377. Васильевский Василий Григорьевич (1838-1899) — российский византинист, академик Петербургской АН (1890). 378. Васильев Александр Александрович (1867-1953) — российский востоковед, арабист, византинист. 379. Радлов Василий Васильевич (настоящее имя Вильгельм Фридрих) (1837-1918) — российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и педагог немецкого происхождения, один из пионеров сравнительно-исторического изучения тюркских языков и народов. Академик Петербургской АН (1884). 380. Ольденбург Сергей Федорович (1863-1934) — российский и советский индолог, филолог и историк, исследователь фольклора и искусства Индии, Центральной Азии, Дальнего Востока, академик Петербургской АН (1908). 381. Бартольд Василий Владимирович (1869-1930) — российский и советский востоковед, тюрколог, арабист, исламовед, историк, архивист, филолог, академик Петербургской АН (1913). 382. Крымский Агафангел Ефимович (1871-1942) — российский и украинский историк, писатель, переводчик, востоковед, тюрколог и семитолог. Один из организаторов (1918) Академии наук Украины. Академик АН Украины. 383. Тураев Борис Александрович (1868-1920) — выдающийся российский историк, создатель отечественной школы истории Древнего Востока. Федотов слушал его лекции в 1912 году.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010