Боярский сын Ив. Никит. Беклемишев-Берсень состоял в великокняжеской свите при Иване III (в жильцах), в 1490 г. встречал близ Москвы цесарского посла (Забелин, Ист. г.Москвы, стр. 619), в 1492 г. ездил послом в Польшу (Сборн. Им. Рус. Ист. общ. т. XXXV, 60–68), в 1492–1494 находился в приставах при разных послах (ib., 74, 108, 117–136; 1511 г., 495), в 1495 г. – в свите Ивана III ездил в Новгород (Лихачев, Разряд. дьяки, 172), в 1502 и 1503 гг. был послан в Крым (во второй раз, будучи ограблен, возвратился с поля, Сборн. XXI, 434–443, 455–465, 526, 537), в мае 1514 г. встречал посла султ. Селима I Камала перед дверьми набережной палаты в «больших» (Лихачев, 58) и участвовал (летом) в походе с вел. князем под Смоленск, где своими замечаниями навлек на себя неудовольствие вел. князя (дело М.Грека), участвовал, как полагают, и в Думе вел. князя (Лихачев., 173, также «Ответ суровому критику»); Федор Жареный – крестовый дьяк вел. князя (Типогр. летоп., 381). Кн. Ив. (Юр.) Токмаков и Ив. Дан. Сабуров, вероятно, будущие воеводы под Нарвой (Карамз., X, 64), Василий Тучков (см. выше), А.Холмский подписался на поручной грам. (1527) за побег кн. М.Л.Глинского, в числе других, в 5000 р. (Собр. госуд. грам., I, 428, 429), Юрий Тютин в списках не значится, но очевидно его сын Хозяин Юрьевич Тютин был царским казначеем при Иване IV (Ак. Арх. экспед., I, 175, 218, 262, 278, 292–293; Акты историч., I, 251–253, 258, 260, 266; Дополн. к акт. 79, 132, 138, 157, 170. Сборн. . Общ. LIX, по указателю). По указанию Курбского, Тютины «грецкого рода», Хоз. Тютин, казначей царский, «зело богатый», казнен со своей семьей при Иване Грозном (Сказания, 106, и пр. 158). Что же касается Юрия Тютина, то не был ли это тот вельможа Юрий Дмитриевич, к которому твер. еп. Нил писал послание «об артосе», прибывший в свите ц. Софии (Псков. лет., IV, 244) и который был «того же роду» с еп. Нилом. «Вероятно, тем же вопросам был вызван, и М.Грек, писавший об артусе и панагии» (Соч., III, слова xiii-xiv). Ю.Тютин мог интересоваться восточными обычаями (ср. Хр. Чтен. 1909, II, 1115–1119).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

96 Ник. Лет. 7, 284–288. Тогда же некоторые из казанских новокрещенцев отосланы были в новгородские монастыри, с тем, чтобы игумены, снабдив их одеждой, пищей и дворами, смотрели за их верностью христианским обязанностям. Грам. в Новгор. от 11 Февр. 1556 г. в Ж. М. Н. Просв. 1844 г. 99 Письмо в Продол древ. Вивл. 5, 211. В конце сказано, что список списан с собственноручного царского письма. 100 Ркп. житие Гурия и Варсонуфия о Варсонуфии: «бе бо навык писанию срацинску и Моамефова скверная предания добре ведый и языки многими умеяше глаголати» (вероятно, кроме татарского, узнал в Крыму греческий) «и стязаяся с неверными и укоряя их и препирая и ко крещению приводя». 103 Повествование о чудесах Казанской иконы, нап. м. Гермогеном в 1594 г., у Востокова в Опис. муз. 706. 524. 104 См. в Журн. Министр. Народ. Просвещ. 1842 г. об астраханской епархии. Степ. кн. 2, 207. Никон. Лет. 7, 229–250. В 1. т. Ист. Акт. 184. жалов. грам. Астрах. Троицк. мон. 1574 г., где говорится, что в Обители 25 братий, 20 детей и несколько слуг. 105 Христианство между черкесами насаждено было во времена Юстиниана, а частью и ранее. Рубруквис в XIII в. видел на Кавказе христиан-туземцев (Библ. иностр. писат. о России стр. 149). 106 Comment. р. 68 cd: Siarcs. Барбаро в 1450 г., Интериано в 1502 г. говорили, что черкесы исповедуют греческую веру, или, по выражению последнего, имеют священников греческого исповедания (Библ. Иностр. писат. о Рос. 56, 149). Об остатках памятников христианства на северной стороне Кавказа, – Кавказ, 1847 г. 41. 107 Летоп. у Карамз. 8. пр. 416. Крещены – сын князя Сибока (пр. 76), Кудадек-Александр и сын кн. Темрюка Султанук-Михаил, оставшиеся у царя для воспитания, сам князь Тутарик-Иван. См. о кн. Черкасских Родосл. Сборник. кн. Долгорукова, кн. 4, стр. 32. 40. Пять князей черкесских, оставшихся при Иоанне в России, стали родоначальниками князей Черкасских (Ист. Акт. 2; 46, 52, 62; 4; 292, 359, 158–329). 108 Лет. Архив. 340. 349. «Приехал с Дону (сент. 1559) кн. Дм. Ив. Вишневецкий, а с ним Чюрак мурза черкасской, и бил челом от всех Черкас, чтоб их Государь пожаловал, дал бы им воеводу своего в Черкасы и велел бы их крестить всех.... Отпустил царь (в феврале 1560 г.) в Черкасы воеводу своего кн. Д. Вишневецкаго, и с ним князей черкасских кн. Ивана Биашика да кн. Василья Сибока с братьею, и попов крестьянских; и велел их крестити по их обещанью... По челобитью кабардинских князей и по неправдам Шевкаловым, отпустил воеводу Ив. Сем. Черемисинова с товарищи на Шевкал и Тюмень, и с Иваном отпустил попы крестьянские крестити кабардинских Черкас». След., отправлены две миссии священников: одна – при Вишневецком, другая – при Черемисинове.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

264). 966 id., Феос., стр. 154–158. – Великолепные цветные изображения аур и дальнейшие подробности можно видеть в: Annie Besant and C. W. Leadbeater , – Thought-Forms, London and Benares, 1905. – Ethel M. Mallet , – First Steps in Theosophy, London, 1905; – также: Leadbeater, – Man Visible and Invisible. 969 Вяч. [И.] Иванов, – Покров (Вяч. Иванов, – Cor ardens, 1911, отд. «Повечерие», стр. 77. – Вот, кстати, один из безчислен. примеров «странного» совпадения «случайностей»: Числа 7, 77 и т. д. – числа Софии, а стихи о Ней оказываются на 77-й стр. 971 Иеросхим. Парфений «однажды, размышляя с некот. сомнением о читанном им где-то, что Пресв. Дева была первою инокиней на земле, задремал, и видит от святых врат Лавры идущую, в сопровождении многочисленного сонма иноков, величественную монахиню в мантии, с жезлом в руках. Приблизившись к нему, Она сказала: «Парфений, я монахиня!» Он пробудился и с той поры с сердечным убеждением именовал Пр. Богородицу Пещеро-Лаврскою Игуменьей» («Сказание», стр. 26). 973 id., стр. 106. – Удивительную параллель к приведенному случаю находим в словах бл. Нила: «Если кто желает видеть обновление – κατστασις – своего ума, – утверждает бл. Нил , – пусть лишит себя всех помыслов и тогда увидит себя подобным сапфиру или небесной краске ». Эти слова сообщает св. Григорий Палама (Mi gr., Т. 150, col. 1083. – Еп. Алексий , – Византийские церковные мистики 14-го века, Казань, 1906, стр. 45). 983 Цветное воспроизведение Нерушимой Стены по рис. Ф. Г. Солнцева см. в: Древности Российского Государства. Киево-Софийский Собор. Изд. Имп. Рус. Арх. О-ва. Табл. 3. 991 Такова икона, принадл. Церк. Музею при Моск. Дух. Ак. – В восполнение всего сказанного приведем еще свидетельство исследователя католической символики. «Цвета Ее, – говорит он о Божией Матери, – имеют свой символический смысл. В изображении Увенчания Она одета в очень пышные одежды, и при этом из того же материала, как и ее Божественный Сын. В изображении Благовещения Она носит как «Прислужница Господа» простую красную и голубую одежду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

м-рю. В XVIII ст. в ней были 2 церкви: во имя Божией Матери Одигитрии и св. Николая. При упразднении ее в 1764 г. ею управлял строитель Павел. “Ист. Росс. Иер.», IV, 30; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 630; Макарий, “Памятн. церк. древн. в Зап. И. Археол. Об.», 1857 г., X, 153. 781. Десятинский – Богородицкий – Рождественский, женский, 2-го класса (с 1764 г.), в Новгороде, на Софийской стороне, у Псковской заставы, в прежнем Неревском, а потом Людине или Гончарском конце, на месте, где был острог в уроч., называемом Десятина, близ вала, против того самого места, где в 1170 г. суздальцы отражены были от Новгорода Знамением Божией Матери. Гр. Толстой говорит, что основание обители относится к концу XIII ст., и в «Губ. вед.» 1851 г. сказано, что его построила Вел. кн. Феодосия Мстиславовна в монашестве Ефросиния, супруга Ярослава II и мать кн. Феод. и Алекс. Невских, однако же в 3-ьей Новгород. летописи значится под 6835 (1327 по Р. Хр.): «постави церковь каменну Рождество Богородицы на Десятине, и монастырь девичь устрои, при архиеп. Моисеи Новгородском, после Суждальцев спустя 158 лет“. В 1397 г. «постави Исак Онкифов церковь камену, на Десятине, Рождество св. Богородицы». В 1541 г. «на Десятине монастыре, 5 келей у черниц сгорело да 3 двора». Древняя церковь Рожд. Богородицы расширена в XVII ст. пристройкою приделов Знамения Богород. и св. Пантелеймона, а в 1826 г. устроен придел великом. Варвары, где сохраняется часть мощей ее, принесенная в 1786 г. из упраздненного Варваринского монастыря. “Ист. Росс. Иер.», IV, 30; Ратшин, 390; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.», 88; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгор.», I, 173, 177, 623; II, 63, 76, 81, 106, 118, 226, 253; “Матер. для статист. Росс.», 1841 г., Отд. I, 47; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 63; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 26; “Опис. монаст.», 1817 г., 36; “Ист. разгов. о древн. В. Новгор.», 83; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1847 г., 80 (надел. землею 120 десят. и лесом); 1848 г., 84 (пожертв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

105 В сочинении «περ μεταϑσεων» (о дозволительности архиерейского перемещения с одной епархии на другую) прямо говорится (См. Mai, Novae patr. biblioth. VI, 174), что Феодор «написах хронику государя Василия Порфиророднаго» (См. журн. Мин. Нар. Пр. 1876 год, мар. 127 стр. 106 К XI в. относятся еще неизвестные сирийские хроники Игнатия мелитенского († 1094 г.) и Ильи низибийского. Сочинение последнего в рукописи хранится в Британском музее – и случайное указание на него В. Г. Васильевский нашел у Lipsius’a. (См. журн. М. Hap. Пр., 1876 г. мар., 131 стр. 107 Это и дало проф. Голубинскому повод предполагать, что Владимир крещен не греками (Ист. р. ц. I, 1-я пол. 112 стр.). 108 К немалому удивлению г. Костомаров с решительностью заявляет, что «в византийских источниках нет ни малейшего намека на взятие Корсуня» (Вест. Ebp. 1873, II, 25 стр.), а, по-видимому, ученый историк был близко знаком с рассказом Льва диакона (см. Ibid. 14–15 стр.). 109 Пр. Голубинский почему-то говорит, что это была комета 986 г. (I, 1-я пол. 220 стр. Не опечатка ли здесь?). 110 По Боннскому изд. Leonis Diaconi hist. (Hasii) p. 168 и 175. Русский перевод см. у Васил. Журн. Мин. Нар. Пр., 1879 г. март., 117–118 и 156 стр. 111 Извл. из лет. Яхъи авт. бар. Роз. 28–29 стр. Журн. Мин. Нар. Пр., 1876 г. март., 141 стр. Ibid. 1884 г. апр., 312 стр. 115 Cedren, II, 438. Журн. М. H. Пр., 1876 г. мар., 158 стр. Скилиций и Кедрин делают ошибку даже в индикте. 116 Г. Васильевский предполагает, не повлияла ли ошибка Кедрина в годе землетрясения, постигшего Константинополь, на хронологию нашей летописной повести?.. См. журн. М. Н. Пр., 1876 г. мар., 161 стр. 118 В 1874 г., тот же г. Васильевский говорил, что Лев диакон подтверждает сказание нашей летописи о взятии Херсонеса в 988 г. (Ж. М. Н. Пр. нояб. 121 стр.), так как одна и та же комета предвещала и бунт Варды Фоки и завоевание Херсонеса русскими (1-е прим. к 121 стр.). Но почтенный ученый, вероятно, не обратил должного внимания на те огненные столбы, которые ближайшим образом были предвестниками падения Корсуни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

экспед., т. I, 158, с.161–162) 1869 Чтен. в Общ. ист., 1847, 7, с. 5–6. Голубинский напрасно думает, что в 1525 г. не был еще поднят этот вопрос, так как не время было тому (стр. 382, пр. 6). Из означенного текста видно обратное (ссылка на бывшие соборы) 1870 М.Грек сам говорит, что он девять лет пользовался особенными милостями вел. князя, следовательно, до 1525 г. 1872 Эго был не Порфирий, оставивший игуменство в сент. 1524 г., а Арсений Сухорусов, поставленный в янв. 1525 г. (Типогр. летоп., 381). Голубинский склоняется скорее к версии Берсеня (711) 1876 Карамзин, VII, 106, 112, пр. 235. Кажется, это было одновременно с делом М.Грека, когда подвергся временной опале казначей Юрий Ем. Траханиотов Малый, бывший в связи с Марком (Карамзин, VII, 107). Его жена в 1526 г. потерпела опалу за слух, будто бы у первой супруги Василия, Соломонии, после развода родился сын (Карамз., VII, 84, пр. 281) 1877 Карамзин, VII, 90 и Судное дело, Чт. Моск. Общ. истор., 1847, 7 с. 5. Мы оставляем наше изложение, представленное в 1-м издании. О суде над М.Греком см. также Прибавл. к Твор. св. отц., VI, 18–34; Макарий, VI, 173–176, 193–203; Жмакин, 168–198; Голубинский, II, 708–730 1878 Rer. Mosc. com., pag. 30; Анонимов, 67, «По мнению многих, он был утоплен, хотя князь и оказывал ему величайшее благоволение». Конечно, это оказалось пустым слухом 1881 Тогда игуменом был Нифонт Кормилицын, ученик м. Даниила (Москвит., с. 158). – Старец Ленков, лично известный вел. князю, пользовался его покровительством (по рукоп. Синод. библ., Жмакин, 231) 1883 Сказан. Курбского, I, 49; 2-е изд. 39–40. По некоторым сказаниям (Паисия и др., Белокуров, cclxxvi, 300. Опис. рукоп. Соловец. библ., I, 163–164), вместе с Максимом сослан был в Иосифов мон. и Сильван, как главный его помощник. О Герасимове см. ниже. Сказание Паисия отличается анахронизмами 1884 Послание Максима к м. Макарию (Сочин., II, 361) и Сказание о Максиме (Опис. рукоп. Синод. библ., II, 579). Об оковах (Опис. Соловец. библ., I, 163. Сочин. М.Грека, II, 369–374) 1886

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Пр. Макария римского, † 394 или 395 (иначе александрийский или городской). Вас. Петр. Рум. Ев. 106 и 112 (Сирл. 1295. М. Гр. 23 окт. Моск. 8 февр. Иерон. мР. А. У. Н. В. Р. М. Р. янв. 2). Св. муч. Евфрасии девы, † в 303 году в Никомидии. Вас. Петр. Акад. 239. (247. 249 Евпраксии. Вас. втор. 16 марта, 240 и другие 14 марта). Св. Арсения , архиеп. керкирского 8 в. (т. е. в Корфу). Св. 1659. Каппон. М. Гр. Киев. Мес. сн. Филар. Обзор песноп. § 3. II. Пренесение мощей св. Григория Богослова в храм св. апостолов (в Царьград), в 950 г. при Константине Порфирородном (912–959). 239. 1295. Отверзение церковных дверей молитвою св. Василия В. в Никее. Нан. 2. 239. 1295. В слав. пен. прологе сказание 1 янв. Пр. Мелетия Валлисиота, † 1203, (у Никод. Галисиота † 1250). Св. Марка Евгеника, архиеп. Ефесского, † 1447. (В других 13 янв.). III. Память пр. Макария печерского XII в. Мощи в Антониевой пещере. Преставление блаженного Феодора юродивого в Новгороде, † 1392. Белоз. 493, 516. 51 † Мощи под спудом. Служба есть. Пр. Антония , ученика Иоанна зедазнийского VI в., основателя Марткопской обители в Кахетии и потом столпника. Мощи в Марткоп. соборе. (По афонск. иверск. книгам 17 янв.). IV. Муч. Феодосии . 51. Св. Ианнуария . Син. 1. (может быть африк. мучен. в Иероним. и Р. М.). V. Феодота , еп. кипрского. Вас. LXI. Акад. Слепч. Охр. и др. (2 мар.). Павла пустынника. Неап. (15 янв.). Лукиана, Павла и детей их. Син. 1. Екл. Охр. 1295 (3 июня). Мучч. Валериана и Кандида . 1621. 51 (21 янв.). Пр. Марка афинского. Мил. (5 апр.). Пр. Макария желтоводского. 1621. 51. Белоз. 493. 516 (25 июля). Пр. Евфимия сянжемского. 201 (11 апр.). 20 I. Евфимия Великого. Основатель лавры близ Иерусалима на правой стороне иерихонской дороги, † 473. Все. †. М. 12 в. Каноны I. монаха и Феофана. Стихир. Германа, Студита. Служба. М. Р. (Ев. янв. 21). Свв. мучч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида , † 303 в Никомидии с 5 рабами. Вас. Петр. (Ем. Хлуд. 158 мая 1). Свв. мучч. Инны, Пинны и Риммы . Славяне малой Скифии, ученики ап. Андрея, заморожены в реке. Вас. Петр. В Сербском прологе XIII в. Енен, Нирин и Пень. (Кал. и друг. 20 июня, пренесение, мощей по слав. прологу).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

98 Как можно заключать из того, что Патриарх Константинопольский писал в Новгород своему послу диакону Георгию Пердике о том, чтобы там не признавали Феодорита. Ж. М. Н. Пр. 1847 г. кн. 6, отд. II, стр. 140. 11. 106 Как сам он говорит о себе: «туже благодать Пресвятаго Духа приял и яз грешны от Преосвященнаго Патриарха Вселенскаго и от Св. Собора, и приехал есмы к Святой Софии, в Митрополью всея Руси, в Киев, и ко всем християном обретающимся во всей Русской земли, пастух и учитель» (Акт. Ист. т. 1, 3, стр. 3). В Синодальной грамоте сказано, что он поставлен в Митрополиты Киеву (Ж. М. Н. Пр. 1847 г. кн. 6, отд. II, стр. 140, 9). 110 О мятеже церковном вследствие поставления Романа, жизнеописатель Св. Алексия замечает: «сей же мятеж ни что же ино, кроме вражия зависти и человеческаго ради сребролюбия» (Степ.1:162). 134 Так напр. Князь Бельзский, признав над собою власть Казимира, часто изменял ему (о Черв. Руси – Зубрицкого, стр. 150 и 152). 135 Это видно из письма Патриарха к Митрополиту Алексию, в котором сказав, что он предоставил управлению Галицкого Митрополита Владимир, Перемышль, Холм, что все под властью Короля Ляхии, продолжает: «Больше сего мы ему не дали ни Луцка, ни что-либо другое» (Ж. М. Н. Пр. 1847 г., кн. 6, отд. II, стр. 158); о чем вероятно просил Король; а Луцк в это время был под властью Любарта Гедиминовича (Зубрицкий, О Черв. Руси, стр. 150). 137 Как это видно из письма Патриарха к Митрополиту Алексею (Ж. М. Н. Пр. 1847 г., кн. 6, отд. II, стр. 153). 138 Несомненно, что епископии Перемышльская и Туровская принадлежали в это время Королю Польскому. Холм он получил по договору 1366 г. (Зубрицкий, о Черв. Руси, стр. 150). Что же касается до области Владимирской, хотя она принадлежала Любарту, но замок Владимирский, по тому же договору, был уступлен Казимиру (ibid.), и потому Патриарх мог обмануться и считать всю епископию Владимирскую подчиненной Королю Польскому. 140 Указание на письма Патриарха и на их содержание в Ж. М. И. Пр. 1847 г., кн. 6, отд. II, стр. 154.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Покаянный плач . Блажени плачущии: яко тии утешатся ( Мф.5:4 ) Памятование смерти необходимо рождает плач, о грехопадениях и о страшной участи, ожидающей грешника за гробом. «Как всякому слову предшествует мысль, – говорит св. Лествичник: – так плачу и пролитию слез предшествует памятование смерти (Слов. 6, И потому плач служит яснейшим выражением истинного памятования смерти, и как бы совершеннейшим плодом оного. 1. Что разумеется деятельном христианском благочестии под именем покаянного плача? «Плач по Богу, – учит св. Лествичник, – есть унылость души и такое расположение болезнующего сердца, в котором непрестанно с жаром оно ищет того, чего жаждет и при безуспешности искания, неутомимо сие преследует, и громко рыдая, взывает вслед» (Слов. 7, Из такого понятия о плаче открывается, что это есть не случайная скорбь сердца, изливающаяся в слезах, а непрестанное и притом постоянно – возрастающее томление кающейся души, доходящее до самозабвения и как бы истощения в муках раскаяния. «Сокрушение сердца, – объясняет св. Лествичник, – есть непрекращающееся истязание совести (Слов. 7, «есть не кичащееся болезнование души, в котором она не дает себе никакого успокоения, но ежечасно воображает только свое разрешение (смерть), и – как прохладной воды, ожидает себе утешение от Бога, утешающего смиренных и сокрушенных сердцем» (Слов. 7, «Плач есть достигшая полноты скорбь кающейся души, которая ежедневно прилагает скорби к скорбям, как рождающая и ощущающая муки рождения» (В 2. Необходимость плача для преуспевания в деятельном благочестии Слезы, по учению святых отцов Церкви, должны сопровождать подвижника Христова от начала его исхода, во след подвигоположника – Христа до конца жизни: это – его пища и питье в сей юдоли плача и изгнания; это – доля падшего человека, неизбежная и неминуемая если не в сей жизни, то за гробом – на целую вечность». Кто здесь не плачет о себе, – говорил св. авва Пимен, – тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь – добровольно, или там – от мучений» (См. достопам. сказан., стр. 25, «Восплачем, братья, – увещевал Макарий Великий ; – очи наши да проливают слезы прежде, нежели отойдем туда, где наши слезы будут жечь тела» (См. достопам. сказан., стр. 153, Покаянный плач равно необходим и для очищения души, и для преуспеяния в добродетели. «Где нет плача, там нельзя уберечься от искушения», – сознавался св. авва Петр (См. достопам. сказан., стр. 233, А Великий Пимен вообще утверждает: «Кто хочет очистить себя от грехов своих, – очищает себя слезами; и желающий стяжать добродетели, стяживает их слезами». Ибо плач есть путь, указанный нам Писанием и отцами нашими, которые говорили: «плачьте! кроме сего пути нет другого»! (См. достопам. сказан., стр. 214, 3. От чего рождается истинное умиление

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Должно «исповедоваться» Господеви исповеданием своих грехов — как Врачу, и благодарениям за благодеяния Его как Благодетелю: ибо Он «Благ» и «Милостив» и «Человеколюбец» (Евсевий). Пс.106:2.   Да рекут избавлении Господем, ихже избави из руки врага. Пс.106:3.   И от стран собра их: от восток и запад, и севера, и моря. Пс.106:4.   Заблудиша в пустыни безводней, пути града обительнаго не обретоша. Пс.106:5.   Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе. Пс.106:6.   И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я. Пророк описывает падение людей во зло. От недостатка духовной пищи оскудела их сила и зло достигло высшей степени. Но один только глас, обращенный к Богу — претворил все в добро. Вот подлинное чудо! Не одним воздержанием от яств (пощением), но и «воплем» к Богу из сердца можем избавиться от диавола и страстей (Григорий Нисский, Иоанн Карпафский). Пс.106:7.   И настави я на путь прав, внити во град обительный. Христос «наставил» людей к вере в Него и привел их во «град обительный» — Церковь (Афанасий). Пс.106:8.   Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Пс.106:9.   Яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ. Тело и Кровь Христова голод и жажду верных душ утоляет (Григорий Нисский). Пс.106:10.   Седящыя во тьме и сени смертней, окованныя нищетою и железом. Все земное божественный Давид называет «сению смертною» , так как оно удаляет душу от истинной жизни. «Окованные нищетою» в добродетелях и «железом» от грехов. Как говорит и приточник: «каждый связывается узами своих грехов» (Притч. 5:22) (Григорий Богослов). Пс.106:11.   Яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго раздражиша. Пс.106:12.   И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй. Причиной всех этих бедствий было непослушание Божию закону и отвержение «совета Вышняго» с пренебрежением по гордости (Григорий Нисский). Пс.106:13.   И воззваша ко Господу внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: Пс.106:14.   И изведе я из тьмы и сени смертныя, и узы их растерза.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010