Глава XLIX В главе этой с 1 по 13 стих, „призванный от Господа“,– Мессия,-глаголет о том, что Он послан ко всем народам; с 14 по 26 ст. Он утешает огорченный Сион, провозглашая, что Он, Господь,-Спаситель и Искупитель его. 1 . Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей, назвал имя Мое; 2 . и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; 3 . и сказал Мне: ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. В первом стихе под именем островов,-как в Быт. 10 (ср. прим. наше в 1 т. Св. Лет.) – разумеются все племена земные, жившие обособленно друг от друга, отделенные и языками и суевериями и поклонением разным идолам и племенною или родовою ненавистью. Таков был весь ветхозаветный мир земной, не имевший никакого объединительного начала, ибо предание Ноево было забыто, а „благодать и истина Иисусом Христом бысть“. Ко всем народам взывает Мессия, говоря, что Бог Отец призвал его,-как человека, коего зрак Он восприял,– от утробы Матери, „назвав Его по имени“. Мы при этом напомним Лк. 1о словах Архангела, благовествующего Пресвятой Деве: „родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус“ 1559 . Воззванием Господа к народам в первом стихе устанавливается непреложный закон, не понятый Иудеями, что Мессия грядет для спасения всего человечества, а не для земной славы одних Иудеев. Обратим еще внимание на то, что, начиная с этой главы, более нет упоминания о падении Вавилона и о миссии Кира. Это были события-преходящие; пророк же начинает вещать о высших тайнах, которых лишь прообразованием были земные события, при чем Вавилон был, как мы видели выше, символическим именем лжи и зла. В псалмах и пророчествах мы встречаем образ Мессии, вооруженного мечем. Так изображает Мессию псалом XLIV, озаглавленный „песнь любви“, о котором мы подробно говорили в четвертом томе Св. Летописи 1560 . Так говорит о Господе Иисусе и Слове Божием Откр. 1:16 , повторяющее почти буквально стих 2-й этой главы Исаии и изображающее Господа с обоюдоострым мечем, исходящим из уст Его. Вспомним слово Апостола „Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого“ ( Евр. 4:12 ) 1561 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

День первый Моисей называет одним или просто, полагая имя количества вместо имени порядка; или с особенным намерением для означения того, что, несмотря на беспримерную его ночь, он не был более как один день обыкновенный; или, наконец, для того, что по сей первоначальной ночи он был единственный 2 . День второй 6. Потом Бог сказал: да будет твердь посреди вод; и да отделяет она воды от вод. 7. И создал Бог твердь; и отделил воды, которые под твердию, от вод, которые над твердию: и стало так. 8. И назвал Бог твердь небом (и увидел Бог , что это хорошо). И был вечер, и было утро: день второй. В описании второго дня творения примечать должно творимый предмет, его действие в образовании целого, наречение, одобрение, время сего творения. Предмет творения второго дня есть твердь . Некоторые новейшие толкователи прелагают: простертие, или пространство, выводя сие понятие из употребления слова ( Uc. XL. 19 ), но семьдесят толковников, сообразно как с знаменованием и употреблением слова (Пс. CXXXV. 6. Uc. XLII 5. XLIV. 24), так и с понятиями древних о небе 3 , постоянно переводят: στερωμα – твердь, которая как бы силою существа своего дает твердость и прочность образованиям небесных и земных тел. Твердью называет Моисей не только воздух, окружающий землю (20), но и небо звездное (14). Сотворением тверди положено разделение между водами, которые под твердию, и между водами, которые над твердию. Воды над твердию, по мнению некоторых, должны быть облака ( Nc. CIII. 3 . Uob. XXVI. 8 ). Но собрание паров в облака не свойственно называть отделением воды от воды. Можно думать, что водою бытописатель называет здесь то, что прежде назвал бездною, с тем различием, что сие неустроенное вещество по сотворении света частью сделалось прозрачным. По сему понятию, дабы представить себе разделение вод сообразно с описанием Моисея, зритель мироздания пусть вообразит себя на образующейся земле в минуту повеления Божия о бытии тверди. Прежде свет сквозь неустроенное вещество, находившееся между им и землею, проходил как бы сквозь воду. Теперь, когда должна явиться чистая твердь, грубейшие части оного водообразного вещества частью стремятся к земле и, соединяясь с нею, открывают ее очертание, частью по такому же действию восходят вверх, то есть к другим непрозрачным телам, находящимся в небесном пространстве, для которых также долженствовала открыться твердь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Душою же плененный, хотя телом и свободен может быть, беднее всякого невольника: ибо вовеки связан будет, если благодатью Христовой не избавится. И тем пагубнее это пленение, что грешник не видит его; думает про себя, что он свободен, что никому не служит, но на самом деле несчастнее того, чье тело в оковах. Чтобы убедиться в истинности этих слов, послушай, что Господь иудеям говорит. Иудеи говорили ему: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» Отвечал им Иисус: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:33-34). Это рассуждение дает тебе, возлюбленный, повод осмотреться: не служишь ли ты мерзкому этому тирану в похотях его, то есть в сребролюбии, лихоимстве, сластолюбии, нечистоте, гордости, злобе и тому подобном. Если увидишь, чем пленилось сердце свое, воздыхай ко Христу Сыну Божию, Который один от этого плена избавляет и свободу дарует; молись Ему со Псаломником: «Возврати, Господи, пленение мое» (Пс.125:4). «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). XLIV. Видишь мертвого, погребаемого, или сам погребаешь отца, или мать, или брата, или друга. Этот случай указывает тебе причину плакать не о том, о чем многие бесполезно плачут; но прослезись, рассуждая о причине смерти, то есть о грехе, который в такое бедное состояние привел человека, по образу Божию бессмертным созданного. Это праведная причина плача — что мы грехом прогневали Бога и потому смерти подвержены. А видя ближнего мертвым, вспомни, что и сам ты «землях, и в землю возвратишься» (Быт.3:19). Но потом воздай Богу благодарение, что Он в Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе, подал нам благую надежду воскресения и жизни будущего века. XLV. Видишь, что дерево зимой листву свою сбрасывает, а весной, когда солнце согревает, опять свою листву распускает. Так многие люди делают. Когда зима и холод бед и неблагополучия поражает их, тогда прихоти свои отбрасывают и вроде бы стараются каяться и Богу угождать; но когда теплота благополучия вновь согреет их, тогда прихоти свои, как дерево листву, по-прежнему распускают, снова зеленеют, украшаются и мирскими сластями утешаются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

е. Сын Божий за людей, то мы грешники и люди будем ли умирать за исповедание имени Его? Мих.6:8. О человек я покажу тебе, что есть добро и чего Бог ищет от тебя, это именно; делать правду, любить милосердие и со тщанием ходить пред Богом твоим LXX: О человек! тебе возвещено, что есть добро, или чего требует от тебя Бог: ничего кроме того, что бы ты делал правду, любил милосердие и с готовностию ходил пред Богом твоим.    О народ Израильский и также и весь род человеческий! (Ибо Я говорю не к одному только народу Иудейскому, но слово мое касается всякого человека). Почему ты недоумеваешь о том, каким образом можно тебе умилостивить Бога за грехи твои, если даже ты и не имеешь жертв, которыми ты мог бы воздать Богу за свое нечестие: я отвечу тебе, чего требует от тебя Бог, — это уже и прежде указал Я в законе. Ибо во Второзаконии написано: «И ныне, о Израиль! чего требует от тебя Господь Бог твой? Ничего, кроме того, чтобы ты боялся Господа Бога твоего и ходил во всех путях Его, и любил Его, и служил Господу Богу твоему от всего сердца твоего и от всей души твоей и хранил повеления Господа Бога твоего и оправдания Его, которые я заповедаю тебе ныне, чтобы тебе было хорошо.» (Второз. X:12). Господь требует от нас, — и желает в виду необходимости для нас нашего спасения, что бы мы приняли то, что полезно дающему, — чтобы мы творили справедливость, т. е. не делали ничего без основательного обсуждения, что бы ум наш прежде рассудил о том, что намерен сделать, а потом уже приводил в исполнение; чтобы мы любили милосердие, и не были бы милосердными по принуждению, или по необходимости, ибо «доброхотного даятеля любит Бог» (2 Корнф. IX, 7). И не будем говорить: „уходи сегодня и возвратись завтра, и тогда я дам тебе“. По когда мы будем творить правду и любить милосердие, то какую награду получим? Мы будем ходить вместе с Господом Богом, как Энох, — согласно рассказам Еврейских книг (Быт. V:22, 24. Екклвз. XLIV?) ходил с Богом и угодил Ему и потом не был найден, ибо Господь взял его и вознес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

е. что книги третьего класса преимущественно нравственно-назидательного характера, подобно тому как и сам автор книги Сираха ставит своею целью точно такой-же характер книги: «понудися и сам написати нечто от надлежащих к наказанию и премудрости» (Предисловие). Таким образом, переводчик книги Сираха характеризует книги третьего класса, как прочие книги, т. е. отличные от Закона и Пророков, духа однако пророческого-же (ибо авторы их следовали, т. е. подражали Пророкам) и нравственно-назидательного характера, как содержащие наказание и премудрость: все это очень напоминает «прочие книги» Флавия, «содержащие (гимны и) правила жизни, а еще более напоминает другие книги (сочинения «О созерцательной жизни»), которые совершенствуют знание и благочестие. Сама книга Иисуса сына Сираха, подобно предисловию ее переводчика, говорит о наличности трех частей священных книг. Замечательны первые стихи XXXIX-oй главы: «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: он будет замечать сказания (слав. повести) мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками и притчей» (1 – 3 ст.). Закон Вышнего, мудрость всех древних и прорчества именуются раздельно, как нечто отличное друг от друга, при теснейшей связи их между собою: главный предмет размышления – Закон, прилежащий к нему душою будет искать мудрости всех древних, будет поучаться в пророчествах. Если Закон Вышнего и пророчества не нуждаются в ближайшем определении, то такое находится для «мудрости всех древних»: сюда относятся повести мужей именитых и притчи. Объем «мудрости всех древних», как отдельной части Писания, талмудической хокмы 171 , а также и смысл выражения «повести мужей именитых» более определенно выясняются в XLIV, 3 – 5 книги Иисуса с. Сираха: «Это были господствующие в царствах своих и мужи именитые силою; они давали разумные советы, возвещали в пророчествах; они были руководителями народа при совещаниях и в книжном обучении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Заметьте, девы, что слова Его к невесте: ты пленила сердце мое одним взглядом очей твоих, относятся к зрительному оку разума, когда внутренний человек, очистив его, ясно созерцает истину. Ибо всякому известно, что есть два чувства зрения: одно – душевное, а другое телесное, но не о любви своей к телесному свидетельствует Слово, а только к духовному, когда говорит: ты пленила сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. Это значит: ты возжделенным взором мудрости твоей возбудила любовь в сердце Моем, сияя внутри светлою красотою целомудрия. Шейными ожерельями называются надеваемые на шею цепи, составленные из разнообразных и драгоценных камней. Души, заботящияся о теле, надевают это чувственное украшение на внешнюю шею тела для обольщения зрителей, а девственныя души придают себе внутри украшение, состоящее по истине из драгоценных и разнообразных камней: свободы, великодушия, мудрости, любви, мало заботясь о таких временных украшениях, которые, подобно листьям, несколько времени цветут и вместе с изменением тела увядают. Таким образом у человека оказываются два украшения, из которых к внутреннему нетленному благоволит Господь, свидетельствуя, что сердце Его пленилось одним ожерельем на шее невесты, как бы выражая то, что Он возлюбил сияющее светом одеяние внутреннего человека, как свидетельствует и Псалмопевец, говоря: вся слава дочери царя внутри (Псал. XLIV, 14). Глава III. Девы, как мученицы, занимают первое место между близкими ко Христу. Впрочем, да не подумает кто-нибудь, что прочее общество верующих отвергается, вообразив, будто мы только – одни девы – будем введены в наследие обетования, и не сообразив, что там будут разные сонмы и обители и разряды, сообразно с верою каждого. Это и Павел изображает так: иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд, и звезда от звезды разнится во славе: так и при воскресении мертвых ( I Kop. XV, 41–42 ). И Господь свидетельствует, что не всем будут даны одни и теже почести, но одним Он присвояет царство небесное, другим обещает наследие земли, иным созерцание Отца ( Mamф. V ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

И Иосиф увидел, что все они были единодушными и благожелательными друг к другу; и он не мог более удерживаться, и сказал им, что он – Иосиф, и разговаривал с ними по-еврейски, и пал им на шею, и плакал; и они не узнали его. Теперь и они начали плакать. И он сказал им: «Не плачьте из-за меня. Поспешите и приведите ко мне отца моего, чтобы я увидел моего отца, прежде чем умру [...]. Ибо вот это второй год голода, и еще предстоят пять лет, когда не будет жатвы, и плода с деревьев, и никаких растений. Поспешите с вашими домочадцами, чтобы вам не погибнуть от голода и не быть в беспокойстве за себя и за свое имущество. Ибо Господь послал меня вам как вашего питателя, чтобы остались в живых многие. И расскажите отцу моему, что я жив еще. Вы сами видите, что Господь поставил меня отцом Фараону и господином в доме его и над всею страною Египетскою. И расскажите отцу моему о всей моей славе и о всем богатстве и славе, которые дал мне Господь». И он дал им по повелению Фараона колесницы и пищу на дорогу и дал им цветные одежды и серебро; и отцу их также Фараон послал одежд, и серебра, и десять ослов, которые везли хлеб. И он отпустил их, и они пошли и рассказали своему отцу, что он жив, и что он всем народам земли отпускает хлеб, и что он поставлен господином над всею Египетскою землею. И отец их не поверил этому, ибо он был поражен в своей душе. И после сего он увидел колесницы, которые прислал Иосиф; тогда опять ожил вновь дух его. И он сказал: «Довольно для меня, что Иосиф жив; я пойду и увижу его, прежде чем умру». XLIV. И Израиль пошел из своего жилища Хеврона в новолуние третьего месяца, и зашел к клятвенному колодезю, и принес жертву Богу отца своего Исаака в седьмой день этого месяца. И Иаков вспомнил сон, который он видел в Вефиле, и убоялся идти в Египет. И, подумав, он хотел известить Иосифа, чтобы он пришел к нему, и что он сам не пойдет; он оставался там семь дней, ожидая, не увидит ли он, быть может, видение о том, оставаться ли ему или идти. И он совершил праздник жатвы – начатков хлеба – со старым хлебом, ибо во всей стране Ханаанской не было и пригоршни семян, но был голод для всех зверей, и скота, и птиц, и людей. И в шестнадцатый день явился ему Господь и сказал: «Иаков, Иаков!» И он сказал: «Вот я здесь». И Он сказал ему: «Я Бог отцов твоих, Авраама и Исаака; не бойся и иди в Египет! Ибо Я сделаю тебя там великим народом; Я пойду с тобою, и приведу (возвращу) тебя в эту землю, чтобы ты был погребен здесь. И Иосиф закроет своими руками твои глаза. Не бойся, иди в Египет!»

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И пили, и довольно пили они с ним. Хотя пьянство не было терпимо в Египте, по сказанию Диодора Сицилийского, но на барельефах Египта мы находим сцены разгула, в котором даже участвуют женщины (Вилкинсон). Надобно полагать однако, что в доме Иосифа и притом во время полуденной трапезы ( Быт. 43:16 ) никаких излишеств не могло быть допущено. Оргии персов, египтян и всех вообще народов жарких климатов имеют место вечером. Глава XLIV. Иосиф употребляет хитрость, чтобы остановить братьев; Иуда умоляет Иосифа отпустить Вениамина и взять его самого в рабство Быт. 44:1 И приказал [Иосиф] начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его, Быт. 44:2 а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. «За купленный им хлеб». Из этого выражения видно, что каждый из братьев покупал отдельно хлеб для семейства своего, и что Вениамин, как и все другие, имел отдельное хозяйство. Поэтому предположение, что ему должно было быть 32 года в это время, кажется вероятным. Сравни комментарий к Быт. 43:8 . И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он. Быт. 44:3 Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их. Быт. 44:4 Еще не далеко отошли они от города, Город, где происходило действие, по всей вероятности, Цоан, или Танис, в северо-восточной части Египта (Т’ан на карте Ленормана, см. Pl. VI et VIII bis). Вообще новейшие исследования (см. Cook, bearings of Egyptian history on the Pentateuch) пришли к убеждению, что Иосиф был в Египте при XII династии, при Аменемхе III (ср. второй комментарий к Быт. 47:26 ), т. е. до вторжения гиксосов (пастырей), хотя Брюгш полагает, что Иосиф был при последнем из царей-пастырей. Танис был столицею Нижнего Египта, ибо он был среди плодоноснейшей части Египта (в Нижнем Египте на дельте Нила) и положение его вблизи моря и восточной границы делало его важным в военном отношении. как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? [для чего украли у меня серебряную чашу?]

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ибо они приносили всесожжения и жертвы для народа и стояли пред ними, чтобы служить им. Так как они служили им пред идолами их, и были для дома Израилева соблазном к беззаконию, то Я поднял руку Свою на них, говорит Господь Бог, и они понесли [наказание за] беззаконие свое и не будут приближаться во Мне, чтобы священнодействовать предо Мною, и не будут приступать ни к каким святыням Моим при святом святых, но понесут стыд свой и злодеяния свои, какие делали. Ибо те, которые, соответственно священнической обязанности, обыкновенно приносили всесожжения и всякого рода жертвы, будут низведены на самую низшую степень и будут, для вечного посрамления, привратниками у дома, чтобы весь народ, при входе и выходе, видел, с какого высокого сана до какой низкой ступени они дошли. А те священники, то есть левиты, которые были сынами Садока, то есть праведных или праведниками Божиими, и которые соблюдали установления святилища Моего, те будут приближаться ко Мне, чтобы служить Мне, и будут предстоять пред лицом Моим и приносить Мне тук, то есть самую тучную жертву, и кровь, то есть живую и богоугодную жертву, и будут входить во святилище Мое и приступать к трапезе Моей, чтобы возжигать курение Мне и исполнять все установленные священнодействия. Если же это так, то те, которые во время заблуждения и преследования последовали вслед за идолами, измышленными из их сердца, и не только словесно, но и письменно утверждали, что Сын Божий есть тварь, и служили более твари, чем Творцу, благословенному во веки, – каким образом они присвояют себе высший священнический и первосвященнический сан и осмеливаются приносить жертвы Богу, быв прежде чтителями идолов? Но, как свидетельствует обладающий высоким воодушевлением поэт:   Без наказанья все то остается, в чем многие грешны.   Так как многие согрешали, то это сделало более достижимым снисхождение для нечестивцев, так что те, которые должны были, по низведении в число мирян, оплакивать свое прежнее преступное святотатство, теперь с высокомерием восседают на первосвященническом престоле и изрыгают на нас блевотину лицемерной веры или, скорее, открытое изложение сокрытого неверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо, хотя мы достигаем восточного входа, однако подобие большего заключается в меньшем и мы не можем достигнуть восточного света иначе, как только северным путем, то есть стремясь чрез меньшее и низшее к большему и высшему. В самом же входе длина была одинаковая с высотой, то есть одна и та же мера с четырех сторон, и всякий вход и подобия, и двери имели ту же самую меру и подобие, какую сокровищницы, находившиеся на пути, обращенном в югу. Ибо чрез восток, уничтожая холод севера, мы достигаем юга, на котором Жених возлежит в полдень и пребывает в полном свете. Во главе же того же пути, то есть восточного, открытого для входящих, находится дверь, которая если не будет открыта Тем, который говорит: Аз есмь дверь ( Ин. 10:9 ) и который имеет ключ Давида, то мы не можем достигнуть притвора, отделенного для добродетелей святых и принимающего приходящих с севера. Излишне было бы объяснять каждое отдельное слово этого места по LXX; ибо и то, что сказано, не чуждо темноты, и то, о чем мы умалчиваем, очень сходно с тем, о чем мы сказали. Ueз.XLII:13–14 . И сказал он мне: сокровищницы северные и сокровищницы южные, которые пред отдельным зданием, это сокровищницы священные, в которых питаются священники, приближающиеся к Господу во святом святых. Там они будут класть святое святых, и приношение за грех и за вину, ибо это место святое. Когда же священники войдут, то они не должны входить из святилища во внешний двор, но там должны слагать одежды свои, в которых служат, потому что они священны, и надеть другие одежды и таким образом выходить к народу. Когда тот муж, который был руководителем пророка, ввел его во внешний двор и показал все то, о чем сказано в предшествующей речи, также сокровищницы или комнаты, в которых он очень долго был, то сказал ему: это сокровищницы или сводообразные залы (exedrae) и спальни (thalami) с северной и южной стороны, которые находятся пред отдельным зданием и называются священными сокровищницами; в них питаются священники, приближающиеся в Господу во святом святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010