10:4); также Христос (говорит): " блаженны нищие духом … " ( Мат. 5:3). О том ли ты скорбишь, что стоишь на пути, ведущем к добродетели? Разве ты не знаешь, что она (бедность) доставляет нам великое дерзновение? Но, скажешь, " мудрость бедняка пренебрегается " (Еккл. 9:16); и в другом месте сказано: " нищеты и богатства не давай мне " (Притч. 30:8); и ещё: изьми меня из " горнила страдания " (Ис. 48:10), Может ли быть злом, бедность или богатство, если " бедность и богатство - от Господа " (Сир. 11:14)? Почему же так сказано? Это было сказано в ветхом завете, когда богатство считалось весьма важным, а бед­ность была презираема, одно было проклятием, а другое - благословением. А теперь не так. Хочешь ли слышать похвалу бед­ности? Её переносил Христос: " … Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову " ( Мат. 8:20); также ученикам Он говорил: " Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои … " ( Мат. 10:9). И Павел говорит в послании: " … мы ничего не имеем, но всем обладаем " (2 Кор. 6:10). И Пётр сказал хромому от рождения: " серебра и золота нет у меня " (Деян. 3:6). И в самом ветхом завете, - когда удивлялись богатству, - кто, скажи мне были чудные мужи? Не Илия ли, не имевший ничего, кроме милости? Не Елисей ли? Не Иоанн ли? Потому никто не должен считаться низким за бедность; не бедность унижает, а богат­ство, заставляющее нуждаться во многом и побуждающее уго­ждать многим. Кто, скажи мне, был беднее Иакова, который го­ворил: " если Бог будет со мною … даст мне хлеб есть и одежду одеться " (Быт. 28:20)? Не имели ли дерзновения Илия и Иоанн и им по­добные? Не обличал ли один Ахаава, а другой Ирода? Этот говорил: " не должно тебе иметь жену брата твоего " (Марк. 6:18); а Илия с дерзновением говорил Ахааву: " не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего " (3 Цар. 18:18). Видишь ли, какое дерзновение сообщает бедность? Богатый есть раб; он подвергается убыткам и представляет возможность всякому желающему причинить ему вред; неимеющий же ничего не боится (лишения имущества) ни с публичного торга, ни по судебному приговору.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Когда православная Церковь советует молиться за умерших, то советует делать это раньше дня судного и только за тех из них, которые перед смертью положили начало спасению своим покаянием. Правда, что на последнем страшном суде Бог воздаст каждому по делам его, но, кроме всеобщего суда, для каждого человека после его смерти бывает суд частный и мздовоздаяние неокончательное: Евр.9:27:11:39–40 ; не напрасно поэтому указаны в Писании примеры на молитвы и милостыни за умерших: 2Мак.12:43–45 . Рим.8:1–2 . «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Объяснение. Никто не может сказать: «Я очистил моё сердце, я чист от греха моего»: Притч.20:9 ; 1Ин.1:8 , поэтому Слово Божие и заповедует молиться даже о всех святых: Еф.6:18 . И мы веруем, что молитвы Церкви, благотворения, совершённые живыми за умерших, и особенно приношения бескровной жертвы могут способствовать всем, скончавшимся в покаянии, ибо для этой веры есть основания и в Священном Писании: Сир.7:36 . Нельзя забывать и того, что надежда на Христа не ограничивается только земной жизнью: 1Кор.15:19 . Рим.14:12 . «Итак, каждый из нас за себя даст отчёт Богу». Объясн. Правда, что на последнем суде Страшном будет воздаяние каждому соответственно его делам в земной жизни. Но, по свидетельству того же апостола, кроме последнего всеобщего суда, для каждого человека бывает после его смерти суд частный: Евр.9:27 . Люди сейчас же после смерти получают ещё не полное воздаяние, о чём свидетельствует тот же апостол. Евр.11:39–40 . Вот здесь-то Церковь и пользуется временем, пока ещё не пришёл день Господень, и молится, по слову апостола, за всех человеков: 1Тим.2:1 , за живых и умерших, так как у Бога все живы: Лк.20:38 ; члены Церкви за своих близких умерших творят милостыни: Тов.4:17 . 2Кор.5:10 . «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Господь сказал: «каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:2 ). Как же мы судим? Например, один сделал нечто хорошее, а другой говорит: «Какая глупость сделана!» Приятно ли такое суждение делателю? Но пусть еще так говорит брат о делах брата, а что было бы, если б раб о делах царя стал судить так? Разумеется, тогда под суд его, в тюрьму, в каторжную работу. Владыка же твари неужели не взыщет с того, кто поносит дело рук Его и притом, созданное по образу и по подобию Его? Не напрасно говорит Писание: «кто ругается над нищим, тот хулит Творца его» ( Притч.17:5 ). «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня» ( 1Цар.8:7 ), – сказал Господь Самуилу, когда евреи не захотели, чтобы пророк Божий был над ними судьею, и просили себе царя. Не человека, а Бога унижает и тот из нас, кто презирает раба Божия. «Истинно говорю вам,  – Господь скажет таким на суде, – так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). Если таков суд Его – «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф.25:41 ) – будет тем, кто не служит Ему в лице меньших братьев Его, то чего ожидать тому, кто не только не послужил, но и обесчестил, всячески обругал не одного, а многих братьев Христовых? Потому горе должно быть всякому из нас, кто сохраняет, как сказано в Писании, гнев в сердце и «к подобному себе человеку не имеет милосердия» ( Сир.28:4 ). «Ты, Бог , не любящий беззакония, – взывал пред Господом пророк Давид, – у Тебя не водворится злой» ( Пс.5:5 ). Хотя нечестивый ныне в дерзости своей пренебрегает словами Господа: не взыщет, так судит он в сердце своем ( Пс.9:34 ), – не поступит так, как определил в Своем законе: «кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ), «в надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет», и от того уста его, – говорит пророк Давид, – полны» злословия ( Пс.9:25, 28 ). Однако же не наугад же он сказал пред Господом: «рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную» ( Пс.20:9–10 ). Не должно сомневаться, что врагами Божьими здесь пророк называет не тех только, о которых Сам Господь сказал; «и возненавидели и Меня и Отца Моего» ( Ин.15:24 ), но равно и тех, к кому относится слово Господне: «нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ( Ин.14:24 ). Ибо «грядет, – сказано еще в Писании, – гнев Божий на сынов противления» ( Кол.3:6 ); как изгарь отметает Господь от Себя всех, отступающих от уставов Его ( Пс.118:119 ). «Уразумейте это, – еще говорит нам Господь Спаситель наш, – дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющего» ( Пс.49:22 ). О, если бы мы могли хотя несколько уразуметь ныне то, что служит к нашему спасению! Но сие сокрыто от тех, кои не хотят смотреть на свет истины, отражающийся чрез откровения Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Речи с таковым содержанием, взятым из такого источника, которого никогда нельзя исчерпать, – из той самой жизни, в которой вращаемся мы и те, к коим мы говорим, не могут не быть интересными, не производить соответствующего благотворного впечатления, ибо «что берется из жизни, то лучше и воспринимается жизнью», сказал один из ученых. Я позволю себе назвать здесь и некоторые тексты, на которые, по моему мнению, лучше всего говорить такого рода проповеди: Не убий ( Исх.20:13 ); тема: «алкоголь – яд, коим многие убивают и тело и душу». Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ); тема: «алкоголь есть яд – самый опасный и губительный враг человека». Вино и музыка веселят сердце, получше того и другого – любовь к мудрости ( Сир.40:20 ); тема: «умеренное употребление вина, как дара Божия, позволительно, но пьянство – грех, губящий и душу и тело». Не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится (Лκ.1:15); тема: «детям, как своим, так и чужим, никогда и ни одной капли не нужно давать спиртных напитков». Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом ( Еф.5:18 ); тема: «неумеренное употребление алкоголя есть причина нравственного падения и нарушения целомудрия, так как в состоянии опьянения человек теряет рассудок и силу воли». Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той ( Лк.21:34 ), т.е. пагуба; тема: «возрастающее пьянство грозит великим бедствием всему человечеству: вырождением, одичанием и озверением». Не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться ( 1Фес.5:6 ); тема: «обязанность всех принимать участие в борьбе с пьянством». Все подвижники воздерживаются от всего ( 1Кор.9:25 ); тема: «алкоголь в борьбе за существование». Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своим и руками ( Притч.14:1 ); тема: «женщина, мать семейства, и алкоголь». Благоразумная мать не дает своим детям ни капли вина, забоится об их обучении, делает домашний очаг приятным для мужа, воспитывает и в дочерях своих чувство семейности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Я позволю себе назвать здесь и некоторые темы, на которые, по моему мнению, лучше всего говорить такого рода проповеди: Не убий ( Исх. 20, 13 ); тема: «Алкоголь — яд, коим многие убивают и тело, и душу». «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1 Пет.5, 8 ); тема: «Алкоголь есть яд — самый опасный и губительный враг человека». «Вино и музыка веселят сердце, но лучше и того и другого — любовь к мудрости» ( Сир. 40, 20 ); тема: «Умеренное употребление вина, как дара Божия, позволительно, но пьянство — грех, губящий и душу и тело». «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится» ( Лк.1, 15 ); тема: «Детям, как своим, так и чужим, никогда и ни одной капли не нужно давать спиртных напитков». «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» ( Еф.5, 18 ); тема: «Неумеренное употребление алкоголя есть причина нравственного падения и нарушения целомудрия, так как в состоянии опьянения человек теряет рассудок и силу воли». «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той» ( Лк.21, 34 ), то есть пагуба; тема: «Возрастающее пьянство грозит великим бедствием всему человечеству: вырождением, одичанием и озверением». «Не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трез- виться» ( 1 Фес.5, 6 ); тема: «Обязанность всех — принимать участие в борьбе с пьянством». «Все подвижники воздерживаются от всего» ( 1 Кор.9, 25 ); тема: «Алкоголь в борьбе за существование». «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» ( Притч.14, 1 ); тема: «Женщина — мать семейства, и алкоголь». Благоразумная мать не дает своим детям ни капли вина, заботится об их обучении, делает домашний очаг приятным для мужа, воспитывает и в дочерях своих чувство семейности. Последнее особенно важно в настоящее время. Многие из жен, жалующихся на пьянство мужей своих, сами бывают виноваты в этом, так как надолго оставляют своих мужей дома одних, проводя время со своими жалобами у соседок и не стараясь приводить в порядок своего дома и хозяйства.

http://azbyka.ru/zdorovie/obety-trezvost...

Если премудрыми судьбами Божьими суждено быть гонимыми в мире всем, которые стремятся к лучшему наследию, то, что же делаем мы, когда вооружаемся против гонителей своих или сетуем и жалуемся на них? «Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными» ( 1Кор.6:7 )? – говорит Слово Божие; а мы, подобно тем омраченным в разуме, кои сидят «в стране и тени смертной» ( Мф.4:16 ), сами еще обидим других, и притом еще братьев своих. О, когда мы сделаемся сынами света ( Лк.16:8 ) и будем друг другу повиноваться в страхе Божием ( Еф.5:21 )?! Когда мы станем исполнять закон Христов, – благословлять проклинающих нас, добро творить ненавидящим нас и молиться за творящих нам обиды ( Мф.5:44 )? Когда, грешные, мы выйдем из-под власти сатаны и покоримся Богу ( Деян.26:18 ), сделаемся сынами Вышнего, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 )? Не к сему ли склоняет нас апостол Павел, который говорит: «будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:32 )? Не убеждает ли нас Писание: «ни одно не стесняет близкого ему, и до века не воспротивятся они слову Его» 2 ( Сир.16:28–29 )? Не сказал ли Господь, что кто из нас будет слугою и рабом для всех, тот в Царствии Небесном явится первым и большим всех ( Мф.20:26–27 )? А мы не хотим смириться под крепкую руку Божию, чтобы Он вознес нас во время ( 1Пет.5:6 ); не хотим подчиняться судьбам Того, Кто оставил плевелы расти вместе со своей пшеницей ( Мф.13:24–30 ). Потому будем ли мы собраны в небесную житницу? – Будем, когда будем подобны тому, который был подобен Христу и говорил о себе, что он, «будучи свободен от всех, всем поработил себя» ( 1Кор.9:19 ). «Блажен, – говорит нам Писание, – который всегда пребывает в благоговении» ( Притч.28:14 ), – всякому повинуется, никому не противится, все терпит, как слуга и раб всякого. Сему-то Господь и учит всякого из нас, когда говорит: «не противен злому; но кто ударит тебя в правую щеку, обрати ему и другую» ( Мф.5:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

19. Верная и непосрамимая надежда на благодать становится плодом тех, кто ожидал с терпением. 20. Демокрит: Если бы можно было научиться тому, что придется испытать, и не испытывать [на собственном опыте] – хорошо [было бы] научиться; но если [придется] испытать – что толку учиться, ведь надо испытать. 21. Солон: Солон, когда некто в него плевал, оставался спокойным. Когда же другой его упрекнул за это, то он сказал: «Если рыбаки терпеливо переносят брызги моря, чтобы выловить рыбу, то разве я не вытерплю эту неприятность, чтобы уловить человека»? 22. Пифагор: Великим воспитанием считай то, посредством которого сможешь выносить невоспитанность. 23. Митродор: Не стремись, чтобы происходящее происходило так, как ты желаешь, но желай, чтобы происходило то, что происходит. Слово 43-е. О похвале 1. Лк. 6, 26 : Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. 2. Иак. 3, 10 : Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 3. Притч. 27, 21 : Что плавильня – для серебра, горнило – для золота, то для человека уста, которые хвалят его. 4. Сир. 27, 8 : Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей. 5. Свт. Василий Великий : Да не хвалимся похвалами, что превосходят истинное положение дел. 6. Свт. Григорий Богослов : Переизбыток почестей приводит некоторых к тому, что [они] пренебрегают и должным. Я же понимаю так, что тем подобают похвалы, у которых явные успехи. 7. Как не надобно хвалить ничего чужого, если оно несправедливо, так не должно и унижать своего, если оно достойно уважения; дабы первому не послужило в пользу то, что оно чужое, а последнему – во вред то, что оно свое. Ибо закон справедливости нарушается в обоих случаях: и когда хвалят только чужое, и когда замалчивают свое. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Хвалящий порочность отнимает у нее возможность исцелиться с помощью покаяния. 9. Не только те, кто поступают дурно, но и те, что их хвалят, приобщаются к тому же самому или даже более тяжкому наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Не одобряет ли эта притча приобретения имущества неправдою? – Нет; Господь ни в каком случае не может одобрить неправды, и не принимает тех жертву которые приобретены неправдою и приносятся без покаяния и исправления жизни. Тексты, относящиеся к притче о домоправителе 1. Кто убо есть верный строитель и мудрый, егоже поставит Господь над челядию своею, даяти во время житомерие? Лк. 12:42–48 2. Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей тайн Божиих. 1Кор. 4:1 . 3. Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Пс. 40:2 . 4. Не благоволит Вышний о приношении нечестивых, ни множеством жертв очистить грехи. Яко жряй сына пред отцем его, тако приносяй жертвы от имения убогих. Сир. 34:19–20 . 5. Крадый ктому да не крадет, но паче да труждается, делая своима рукама благое, да имать подаяти требующему. Еф. 4:28 . 6. Чти Господа от праведных твоих трудов, и начатки давай Ему от твоих плодов правды. Притч. 3:9 . XV. Притча о неправедном судье. Лк. 18:2–8 Сказал (Господь) притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в некотором городе был судья, который Бога не боялся, и людей не стыдился. В том же городе была некоторая вдова; и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь; но как вдова сия не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле? Притча научает нас терпению и постоянству в молитве. Кто изображается в притче под образом неправедного судьи? – Люди, которые, по жестокости и неправде своей, бывают невнимательны к нуждам своих ближних. Что говорится о таких людях? – То, что и они, иногда, удовлетворяют нуждам своих ближних, хотя бы для того только, чтобы те не беспокоили их более своими просьбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pritchi...

Следуя Божиим заповедям, благочестивые люди Ветхого Завета благоговейно почитали праведников не только во время их жизни на земле ( 3Цар.1:23 ; 2Цар.24:20 ; 3Цар.18:7 ; 4Цар.1:13 ), но и по смерти. Вечно ветхозаветное благовестие гласит: В память вечную будет праведник ( Пс.111:6 ; ср. Притч.10:7 ; Сир. 44:1–27 ). Под укоризну и порицание подпадали те, кто не оказывал должного почтения праведникам и после их смерти ( Прем.2:16, 21–22 ). Память о них должна быть бессмертной, потому что бессмертна добродетель и ее признают и Бог, и люди ( Прем.4:1 ). В Новом Завете Сам Творец Богочеловеческого домостроительства спасения дает новую заповедь о благочестивом почитании христоносных Апостолов и подвижников веры. Он говорит Своим ученикам: Вы друзья Мои... Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин.15:14–15 ). Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня ( Мф.10:40 ). Отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк.10:16 ). Несомненно, эти Божественные слова Спасителя повелевают воздавать благоговейное почтение христоносцам и богоносцам. Воздаваемое им оно в них воздается Ему, а через Него – Его Небесному Отцу. Такой же смысл имеют и другие слова Спасителя, обращенные к Апостолам: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:14–16 ). – Эти слова Спасителя означают: Апостолы=святые суть не сами по себе свет, но [они] носители истинного Света – Христа, говорящего о Себе: Я свет миру ( Ин.8:12 ; ср. Ин.1:9, 9:5, 12:35 ). – Верой и любовию Апостолы возжгли свои души этим Светом и светят Им. Поэтому когда прославляются они, тогда в них прославляется Владыка Христос, ибо Он – их слава и свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но и эти притчи нельзя считать в собственном смысле новыми, т.е. написанными греческими переводчиками LXX или по крайней мере в их время. Кто внимательно прочтет их, тот в большей части их найдет близкое отношение к каноническим древнееврейским притчам и изречениям Соломона. Напр. большое прибавление Притч. 9:12 уже своим выражением ο τος ποιμανει νμους, что соответствует еврейскому , ясно напоминает характеристический термин Еккл. 1:14 , по крайней мере не менее ясно, чем выражение Притч. 6напоминает Песн. 4:8 , Песн. 6:5 . Выражение Притч. 7:1 : ι, τμα τν Κυριον, πλν δ ατο μ φo βο λλον, „сын, чти Иегову и кроме Его не бойся никого“ никому не прилично в такой мере как царю Соломону, и может считаться осколком от тех уроков мудрости, которые Соломон оставил в наследие своему сыну; другой не царственный мудрец, при другом назначении притчи, выразился бы: бойся Бога и царя..., как выражено Притч. 24:21 (сравн. Ос. 10:3 ). Точно также древнееврейскими притчами нужно считать излишки LXX Притч. 4:27 , Притч. 5:2 , Притч. 12:8 , Притч. 12:9 , Притч. 15:5 , Притч. 15:20 , Притч. 17:16 , Притч. 17:20 , даже в греческом тексте звучащие по-еврейски. На том основании, что как мы уже заметили излишки LXX, имея сходство с каноническими притчами Соломона, сходны также и с притчами книги Сираха, можно заключить, что все они имели один общий источник, и что таковым источником были сохранявшиеся еще до времени Сираха и LXX издания 3000 притчей Соломона, если и не в первоначальном их виде, то в каких-нибудь переработках, ходившие в народе помимо канонических притчей Соломона в таком количестве, что по выражению Сир. 47:17 , ими покрывалась вся земля. При таком неиссякаемом роднике древнееврейских притчей, нужно ли выискивать других источников для лишних притчей перевода LXX и притчей книги Сираха? Правда некоторые из излишков LXX имеют характер более греческих, чем еврейских изречений, Притч. 6:8 , Притч. 11:2 , Притч. 12:11 , Притч. 15:10 , Притч. 17:6 , Притч. 18:8 51 ; но такой вид могло им дать продолжительное обращение в устах греков, которые, как известно, любили восточную мудрость и многие ее изречения переделали для своих нравственных кодексов.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010