ЕВА: АДАМ; В МУКАХ РОЖДАТЬ [ДЕТЕЙ]; ГРЕХОПАДЕНИЕ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД; ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ; КОСТЬ ОТ КОСТИ, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ; МУЖ И ЖЕНА —ОДНА ПЛОТЬ; ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ; РАЙ Ева, Евина дочь — женщина вообще, со всеми присущими ей качествами, в первую очередь — любопытством. Бог сотворил первого человека из праха земного, вдунув в него дыхание жизни (см. Быт.2:7 ). Поместив человека в Эдеме (райском саду) и подчинив ему всех сотворенных животных и птиц, Господь создает и «помощника», соответственного, подобного ему (см. Быт.2:18, 20 ). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» ( Быт.2:21–24 ). Здесь женщина еще не получает собственного имени, но уже называется женой (на др.-евр. «иш» — муж, «ишша» — жена). Поддавшись искушению змия, Ева первая вкусила запретного плода и подтолкнула к тому же Адама, за что праотцы были изгнаны из рая, тяжесть же этого первородного греха легла на всех их потомков («От жены начало греха и через нее все мы умираем» — Сир.25:27 ). «Сыны Адама» обречены «в поте лица добывать хлеб», женщине же сказано: «…умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт.3:16 ). Тогда-то жена и получает имя Ева (евр. — «жизнь»): «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» ( Быт.3:20 , ср.: «Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою — жену его. От них произошел род человеческий» — Тов.8:6 ). Изгнанная из рая вместе со своим мужем, Ева становится родоначальницей человечества. Еже писах, писах ЕЖЕ ПИСАХ, ПИСАХ Выражение закрепилось в речи в варианте слав. Б. (в переводе на рус.: «что написал, то написал»). Указывает на то, что сам факт письменного закрепления тех или иных суждений, оценок, обещаний делает их автономными от авторской воли, окончательными и потому не подлежащими корректировке. (Близко по значению пословице — «что написано пером, того не вырубишь топором».) В зависимости от того, кто употребляет это выражение — читающий какой-либо текст, или написавший его, оно имеет различные смысловые оттенки. В первом случае, содержит отказ принимать к сведению какие-либо дополнения, меняющие смысл написанного, во втором случае, сам автор, при всем своем желании изменить или дополнить произведение, отказывается от рационализации, признавая за спонтанностью и непосредственностью высказывания некое объективное начало, выразившееся именно в этой форме.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Загробное состояние души в Писании называется различно: то «домом Своим» ( Еккл.12:5 ), то «вечной обителью» ( Тов.3:6 ), то «местом отцов», то преисподней и др. названиями: Такая неопределенность зависит от того, что человек не может представить себе загробного бытия, так как не переживал его. Подобно тому, как слепой не имеет представления о цветах – красном, зеленом и др., хотя и знает от других людей, что таковые цвета есть, и не имеющий обоняния не различает запахов, хотя верит в их существование, – так же и человек, не испытавший загробной жизни, не знает, какова она, но верит в нее чрез достоверные свидетельства Божии. Посему и называет загробную жизнь разными словами, не определяющими места, но дающими представление о загробных душевных переживаниях – хороших, или тяжких. Тем не менее всюду в Ветхом Завете свидетельствуется о сознательной жизни души за гробом. Мертвые даже могут ходатайствовать за жнвых: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ). «Праотец твой согрешил, ходатаи твои отступили от Меня» ( Ис.43:27 ). Иуда «видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго... что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский». О другом муже, также молящемся, сказал Ония: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе – Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак.15:12–14 ). Ветхозаветное Писание описываемыми видениями доказывает, что умершие жнвут в загробном мире, хотя и без тела, но в полном сознании и разуме: Самуил, по вызову волшебницы, вышел к Саулу, обличил царя в нечестии и предсказал смерть ему и сыновьям его, сказавши; «завтра ты и сыны твои будете со мною»; значит, в таком же сознательном состоянии, как и Самуил, знающий все, что делается, находятся и все души людей. ( 1Цар.28:11–19 ). Это же подтверждает и Иисус Сирахов, говоря о Самуиле; «он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» ( Сир.46:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

И истинный Мессия пришел наконец, и в ночь пришествия Его небеса над Вифлеемом огласились радостной песнью ангелов, возвещающих наступление новой эры в истории человечества: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Приложение 1. Сокращенные обозначения книг Библии Сокращенные обозначения книг Библии в алфавитном порядке. Ветхий Завет. Авв. Книга пророка Аввакума Авд. Книга пророка Авдия Агг. Книга пророка Аггея Ам. Книга пророка Амоса Быт. Бытие Вар. Книга пророка Варуха Втор. Второзаконие Дан. Книга пророка Даниила 1 Езд. Первая книга Ездры 2 Езд. Вторая книга Ездры 3 Езд. Третья книга Ездры Екк. Книга Екклесиаста или Проповедника (Соломона). Есф. Книга Есфири Зах. Книга пророка Захарии Иез. Книга пророка Иезекииля Иер. Книга пророка Иеремии ИовКнига Иова Иоил. Книга пророка Иоиля Иона Книга пророка Ионы Ис. Книга пророка Исаии Исх. Исход Иудифь Книга Иудифи Лев. Левит 1 Мак. Первая книга Маккавейская 2 Мак. Вторая книга Маккавейская 3 Мак. Третья книга Маккавейская Мал. Книга пророка Малахии Мих. Книга пророка Михея Нав. Книга Иисуса Навина Наум Книга пророка Наума Неем. Книга Неемии Ос. Книга пророка Осии 1 Пар. Первая книга Паралипоменон 2 Пар. Вторая книга Паралипоменон Песн. Песнь песней Соломона Плач Плач Иеремии Посл. Послание Иеремии Прем. Книга Премудрости Соломона Притч. Притчи Соломона Пс. Псалтирь Руфь Книга Руфи Сир. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Соф. Книга пророка Софонии Суд. Книга Судей израилевых Тов. Книга Товита 1 Цар. Первая книга Царств 2 Цар. Вторая книга Царств 3 Цар. Третья книга Царств 4 Цар. Четвертая книга Царств Чис. Числа Новый Завет Гал. Послание к галатам Деян. Деяния апостолов Евр. Послание к евреям Еф. Послание к ефесянам Иак. Послание Иакова Ин. Евангелие от Иоанна 1 Ин. Первое послание Иоанна 2 Ин. Второе послание Иоанна 3 Ин. Третье послание Иоанна Иуд. Послание Иуды Кол. Послание к колоссянам 1 КорПервое послание к коринфянам 2 КорВторое послание к коринфянам Лк. Евангелие от Луки Мк. Евангелие от Марка

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

И так, мы видим, что Христос, повелевая нам быть готовыми ко дню Своего пришествия, положительно запрещает испытывать тайну, хранимую от всех. Ибо если тайны земных царей хранятся со всяким тщанием, то тем приличнее хранить тайну ( Тов.12:7–11 ) Царя царствующих и Господа господствующих. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто. При многих занятиях твоих о лишнем не заботься; тебе открыто очень много из человеческого знания. Ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их ( Сир.3:21–24 ), говорит Иисус сын Сирахов. О любопытствующих и пытающихся проникнуть в сокровенное, Апостол Павел говорит: осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, называя себя мудрыми, обезумели ( Рим.1:22 ). О знании такого рода он свидетельствует: кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать ( 1Кор.8:2 ). Как счастлив тот, кто имеет разум, соединенный с мудростью, кто покорен и послушен учению Святой Церкви, кто не преступает ее догматов! Святой Иаков Апостол говорит: если в сердце своем вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. Но мудрость, сходящая свыше, во первых, чиста, потом смирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ( Иак.3:14–15,7:17 ). Святой Иоанн Златоуст уподобляет разум стремлению лошади. Как упорная и горячая лошадь не слушается всадника и давит прохожих, если крепко не взнуздана, так и разум, непокорный догматам Церкви и учению Святых Отцов, поселяет раздоры между христианами и рождает многочисленные ереси и расколы. Таковым недугом одержимы неверующие Иудеи и еретики и отступники. Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы ( Деян.7:57 ). Поэтому, если кто желает вечного спасения, кто хочет быть истинным сыном Православной Церкви, кто ищет в сей последней, как бы в Ноевом ковчеге, спасения от потопа, кто боится страшного анафемского грома, поражающего душу и тело, пусть тот обременит себя, как бы сладчайшим Христовым игом, догматами церковными, пусть укротит непокорство своего разума церковными законами и во всем повинуется своей Матери –Церкви, ибо подобает пленити разум в послушание веры Христовы ( 1Кор.10 ). Кто же не покоряется Восточной Православной Церкви, не слушается ея, направляемых Святым Духом, наставлений и, пренебрегши твердым камнем, предается суемудрию, тот основывает свое здание на песке. Такого человека Христос называет диаволом, сеющим плевелы между семенами добрыми. Такой человек отсекается от Церкви, как согнивший и смердящий член тела, как язычник и мытарь ( Мф.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Исполняя это повеление Господне, праведный Товит «отдавал священникам для жертвенника десятину всех произведений» ( Тов.1:7–8 ). Внимая этому Божественному закону, благочестивый царь Езекия «повелел народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтобы они были ревностны в законе Господнем» ( 2Пар.31:4 ). В виду этого и премудрый Сирах в своей книге поучает: «Бойся Господа и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе» ( Сир.7:33 ). К сожалению, в последнее время народ наш православный настолько охладел к тому священному труду, который, во исполнение Господнего завета совершают наши пастыри, что не только часто отказывается давать им содержание, но еще издевается над ними, называя их под влиянием сектантов наемниками. Можно ли так оскорблять своих отцов духовных? Можно ли слушать злые наветы сектантов? За что не любят сектанты православных пастырей? За то, что последние непрестанно обличают сектантские заблуждения и оберегают своих пасомых от заражения пагубным учением сектантов. Но этим-то наши священники и доказывают всем, что они не наемники, а истинные пастыри добрые, так как по слову Спасителя, «наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняешь их» ( Ин.10:12 ). Истолкование 23 главы Евангелия Матфея примирительно к учению сектантов-штундистов В своих постоянных нападках на Православную Церковь сектанты особенно любят толковать о недостатках православного духовенства. Обвиняя последнее во всевозможных измышленных ими пороках, сектанты при этом весьма часто ссылаются на 23-ю главу Евангелия Матфея, в которой, по их мнению, говорится не о ком ином, как о пастырях Православной Церкви, выведенных Христом под именем книжников и фарисеев. Само собою разумеется, что толкования, которые даются сектантами относительно означенной главы отличаются крайней произвольностью и всевозможными натяжками, показывающими с одной стороны крайне озлобленный взгляд сектантов на православное духовенство, а с другой – их полное невежество и незнакомство со способами толкования Св. Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Муж скорбящий. Действительно ли угодно Владыке нашему, чтобы наши дни мы проводили в бедствиях и скорбях? Старец утешающий. Господь наш Иисус Христос, уходя от мира сего, завещал любящим Его, как бы в виде некоего особого дара, гонения в мире, слезы, рыдание и скорби, ибо Он говорит: «Изгонят вас из синагог», и еще: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете» (Ин. 16, 2, 20). Однако Он оставил все это любящим Его не для того, чтобы подвергнуть их злу, стереть и славу их повергнуть в прах, но чтобы тем больше их потом утешить, возвеличить и прославить. Как и Самому Христу «подобало пострадать и войти в славу Свою» (Лк. 24, 26), так будет и с нами: «Скорбь ваша, — говорит Он, — в радость будет» (Ин. 16, 20). И еще: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22). Господь оставил любящим Его скорби для того, чтобы ими, как бы путем, устланным терниями, тесным и прискорбным, они достигли неотъемлемой радости. Ибо как радующиеся и веселящиеся ныне каждый день наследуют плач, согласно написанному: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 25), и еще: «Кончина радости в плач приходит» (Притч. 14, 13), так и плачущие ныне наследуют радость и веселие: «Блаженны плачущие, — сказал Господь, — ибо они утешатся» (Мф. 5,4). И Товия говорит: «По волне Господь тишину сотворит, даст радость и веселие вместо плача и рыданий» (Тов. 7, 17). Муж скорбящий. О, если бы Преблагой Бог подал мне поскорее переплыть эти печальные и плачевные волны и обрадоваться мирному пристанищу! Старец утешающий. Подожди терпеливо милости Господней. Послушай, что говорит апостол: «Ожидаем в терпении» (Рим. 8, 25). И Давид говорит: «Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою» (Пс. 39, 2). «Вот, земледелец, — говорит св. Иаков, — ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5, 7). Так и ты в долготерпении ожидай милости Божией, подобной дождю во время засухи, и помни слова Сираха, говорящего: «Благовременна милость Господня в день скорби, как облака дождевые во время бездождия» (Сир. 35, 23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1946...

Напрасно же греко-российская церковь хвалится и гордится своими мощами и, будто бы, богоявленными, чудотворными иконами; мы гордимся и хвалимся только Господом ( 1Кор. 1:30 ) и Его Единого молим, да сохранит нас от беззакония, и да просветит разум людей». Третью заповедь молокане понимают в смысле совершенного запрещения клятвы; как понимают они четвертую заповедь, это мы уже знаем; пятую заповедь они проходят молчанием, так как отвергают почитанае кого бы то ни было из людей: шестою заповедью, по их толкованию, запрещаются не только обыкновенные убийства, но и войны, и смертные казни. Седьмую заповедь объясняют так: «Брачное сожительство установлено Самим Господом Богом еще во время пребывания человека в земном раю ( Быт. 2:18–22; 1:28; 2:23–24 ). То же самое подтверждает и Иисус Христос ( Мф. 19:3–9 ). В Св. Писании есть подробное описание того, с кем запрещено находиться в половом сожительстве; эти запрещения от Самого Господа Бога ( Лев. 18:6–18; 22–23; 29–30 ; Сир. 9:3–11; 22:20–35 : 1Кор. 6:15–18, 19–20 ). Образ самого бракосочетания заимствуем из Св. Писания, из книги Товита Тов. 7:10–12 : «и сказал Рагуил Товии: ешь, пей и веселись, ибо тебе надлежит взять мою дочь… возьми ее теперь же по праву… И призвал Сарру, дочь свою, и, взяв руку ее, отдал ее Товии в жену и сказал: вот, по закону Моисееву, возьми ее и веди к отцу твоему. И благословил их». На основании этого, бракосочетание совершается у нас следующим образом. Оно начинается благословением отца и матери следующими словами: «чадо, помни сотворившего тя, во днех юности твоея, и вся дни чти Господа Бога нашего и да не похощеши согрешити и преступити Заповеди Господни: правду твори вся дни живота твоего, внемли себе, чадо, от всякого блудодеяния. Вступив вы в святое и Богом благословенное супружество, почтите оное благословением и сохраните между собою любовь и согласие, егда благословит вас Бог, и узрите чад своих и плод чрева своего, привлечете на себя благословение Божие и мирное житие; сего ради и наше родительское благословение на вас пребудет, да благословит вас Господь Бог принять супружество и сохранить в чистоте: сего усердно желаем, да будет благословение на вас, и призываем имя Бога милосердного: буди на вас благословение Господне всегда, и ныне, и во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Язычники – это враги народа израильского, которые в ярости своей убивают евреев ( Тов.1:18–20 ), и именно за приверженность их закону своему, которых из-за этого естественно бояться ( Тов.2:2 ), с которыми грешно вступать в родственные связи ( Тов.4:12 ); потому что они грешники, которым не советует давать милостыню даже нищелюбивый Товит ( Тов.4:14–17 ; ср. Тов.1:16 и Тов.2:2 ; Сир.12:4–7 ), радовавшийся погибели Ниневии ( Тов.14:12–15 ). Таковыми были не жизненные только отношения иудеев к язычникам, а и их религиозные убеждения о язычниках и о книге Товита. Что же касается книги Иудифь, восхваляющей женщину эту за то, что она отсекла голову Олоферну и тем спасла отечественный город Ветилую; то из неё нет нужды приводить даже и цитат: она вся пропитана самым ненавистным чувством к язычникам, и это во имя религии, от лица Божия. В книгах Маккавейских всякое общение с язычеством заклеймено позорным именем беззакония и измены отечеству (см. 1Мак.1:11–16 ; 2Мак.4:10 и др.). И это воззрение на язычников во всех неканонических книгах исторического содержания выставляется не как личные и национальные только чувства иудеев, а как воззрение, основанное на писаниях пророков и выражающее собою волю Божию. Так выходит по неканоническим историческим книгам, выходит, следовательно, согласно с показаниями апокрифических книг, и до диаметральности противоположно основным воззрениям книги пр.Ионы. Совершенно наоборот, чем в книге пр.Ионы, представляются в неканонических книгах и евреи. Представляя язычество в самых мрачных чертах, иудейство и особенно представителей его из древнего времени неканонические книги выставляют лишь в самом привлекательном виде, именуя их праведными, друзьями божиими, поборавшими по Боге против язычников (см. Сирах, последние главы). В таком виде представляются в них и все события из древней еврейской истории, говорящие о сношениях евреев с язычниками; неканонические книги не знают объективного беспристрастия; по ним эти сношения – борьба света с тьмой (см., например, 11 и 18 главы кн.Прем.Соломона о казнях египетских).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Дела милосердия могут совершаться мирянами как в индивидуальном порядке (частная благотворительность), так и принимать организованные формы (общественная благотворительность). 2 Уже Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16, 9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14, 31), избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9) и очищает всякий грех (Тов. 12, 9; Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8; Ис. 58, 6-7). В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16; Лев. 25, 35; Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15; 2 Мак. 8, 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-13; 31, 16-17; Притч. 31, 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6; 61. 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) или предоставлять мелкие беспроцентные ссуды (Лев. 25, 35-37; Втор. 15, 7-11). Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11; Исх. 22, 25-27; Лев. 25, 35-37; Втор. 23, 20). Кроме того, ветхозаветные благодеяния — это скорее результат законодательного повеления, а не веления сердца. Основной аргумент этого законодательства — страх Божий (Сир. 4, 5-6; Тов. 4, 7). В Новом Завете диакония является продолжением служения Христа, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45). Помощь ближнему — это деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви, заповеданной Спасителем: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35). Христианство свободно от юридического принуждения к благотворению. Любовь к ближнему — священное призвание и нравственный долг каждого христианина (Ин. 13, 34). Притчей о Страшном Суде Спаситель ясно говорит, что делающий благо ближнему делает его Богу (Мф. 25, 40).

http://patriarchia.ru/db/text/1343180.ht...

М. В. Рождественская Ветхозаветные А. В правосл. понимании к А. в. относятся произведения религ. лит-ры, по содержанию следующие каноническим книгам ВЗ, использующие имя автора, освященного религ. традицией, но не включенные в канон Свящ. Писания ни христ. Церковью, ни иудейской синагогой. Большинство таких произведений возникли еще на иудейской почве в дохрист. и раннехрист. время и первоначально зафиксированы на древнеевр. и арам. языках. В протестант. традиции эта группа текстов называется псевдоэпиграфами, т. е. ложнонадписанными, т. к. повествование в них ведется от лица того или иного авторитетного библейского персонажа, а не действительного автора (см. Псевдоэпиграфичность ). А. же в протестант. традиции называются те книги (и дополнения к ним), к-рые в правосл. богословии относятся к т. н. неканоническим книгам ВЗ (признающимся полезными для духовно-назидательного чтения (ναγινωσκμενα): 2 Езд, Тов, Иудифь, Прем, Сир, Посл Иер, Вар, 1-3 Макк, 3 Езд, добавления к книгам Дан и Есф), в католич.- второканоническими или «девтероканоническими». Они возникли еще в дохрист. эпоху и вошли в состав канона греч. Септуагинты, а затем лат. Вульгаты (см. ст. « Библия »). Группы произведений С т. зр. лит. формы А. в. делятся на прозаические и поэтические. В 1-й группе выделяются А. в., оформленные как легендарно-историческое повествование: «Книга Юбилеев» (II в. до Р. Х.; эфиоп. версия, отрывки греч., сир., лат., древнеевр. версий); «Мученичество и вознесение Исаии» (II в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х.; эфиоп. версия, отрывки на греч., лат., копт., слав. языках); «История Иосифа и Асенефи» (I в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.; версии на греч., сир., лат., арм., слав., новогреч., румын. языках); «Житие Адама и Евы» (I в. по Р. Х.; версии на греч., лат., арм., слав. языках); «Жития пророков» (I в. по Р. Х.; версии на греч., сир., эфиоп., арм., лат. языках); «Лествица Иакова» (I в. по Р. Х.?; только слав. версия); «4-я книга Варуха» или «Паралипоменон Иеремии» (I-II вв. по Р. Х.; греч., эфиоп., арм., слав., румын. версии); «История рехавитов» или «История Зосимы» (I-IV вв. по Р. Х.; греч., сир., эфиоп., груз. версии); «История Иосифа» (до IV в. по Р. Х.; отрывки на греч. языке).

http://pravenc.ru/text/75608.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010