Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

О посте : Быт. 2 :16–17; Исх. 34 :28; Суд. 20 :26; 1Цар. 7 :6, 31 :13; 2Цар. 3 :35, 12 :16; 2Пар. 20 :3; 2Ездр. 8 :49; Неем. 1 :4; Тов. 12 :8; Иудифь. 8 :5–6; Дан. 10 :2–3; Пс. 34 :13; Пс. 108 :24; Иер. 36 :9; Зах. 8 :19; 1Кор. 10 :11; Рим. 15 :4; Мф. 4 :2–3, 6 :16–18, 17 :18; (чит. также предыдущие стихи); Лк. 2 :36–37; Мф. 9 :14–15. Деян. 13 :2, 14 :23, 27 :9–10; Деян. 9 :9; 1Пет. 4 :1–3; 1Кор. 7 :5; 2Кор. 6 :4–5, 11 :27; 1Кор. 9 :25–27; Кол. 3 :5; Мф. 3 :4; Рим. 14 :20–21; Гал. 5 :13; Рим. 13 :14; 1Кор. 8 :13; Ион. 3 :5, 10; Иоиль. 1 :14, 2 :15. О клятве и присяге . Быт. 14 :22, 21, 23–24, 22 :16, 24 :3, 9, 25 :33, 26 :31, 31 :53; Ис. 15 :16, 19 :23; Лев. 14 :12; Числ. 5 :19; Втор. 6 :13, 10 :20, 23 :21, 29 :12–14; Сир. 23 :9–11; Ис. 45 :23; Иер. 4 :2; Пс. 14 :4; Иез. 20 :5–6, 15–23, 36 :7, 47 :13–14; Мф. 26 :63–64; 2Кор. 1 :23; Гал. 1 :20; Флп. 1 :8; 1Сол. 2 :10; 2Тим. 4 :1; Евр. 6 :13–17; Откр. 10 :5–6. О вознаграждении священнослужителей со стороны пасомых. Лев. 7 :8–10, 31–36; Втор. 12 :19, 14 :27, 28 :1–8; Числ. 28 :8–24; Нав. 21 :2–3, 41 :2; Пар. 31 :4–20; Неем. 13 :10–14; Мф. 2 :11; Лк. 8 :3; Мф. 10 :9–10; Ин. 12 :6, 13 :29; 1Кор. 9 :7–14; 2Кор. 12 :16; Гал. 6 :6; Флп. 4 :15–18; 1Тим. 5 :18; 2Тим. 2 :4–6; Евр. 7 :5–10; 13 :10. Рубрики для отчетной ведомости о сектантстве 1) Наименование прихода и зараженных сектантами мест с указанием, какого благочиния и уезда. 2) Какого вида сектанты. 3) Число сектантов до января отчетного года. 4) Сколько родилось сектантов в отчетном году. 5) Сколько поселилось сектантов в приходе, где именно и откуда. 6) Сколько совратилось и в какие секты. 7) Сколько умерло сектантов за отчетный год. 8) Сколько выселилось сектантов из прихода и куда. 9) Сколько сектантов за год присоединилось: а) по чину присоединения и б) чрез просвещение Св. Крещением. 10) Сколько осталось сектантов к концу года обоего пола. 11) Сколько подозреваемых в принадлежности к секте и какой именно. 12) Сколько детей сектантов посещало в отчетном году школу и какую. 13) Сколько сектантов, возвратясь в Православие, вступили в брак с лицом православным. 14) К какой главной общине сектантов примыкает община данной местности. 15) Кто вожак сектантов данного места. 16) Была ли пропаганда в данной местности, кто пропагандировал и откуда он.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Чрезмерное употребление В. в Др. Израиле воспринималось как грех. Пророки и мудрецы наставляли против пьянства и подчеркивали его тяжелые последствия. Прор. Исаия бросает обвинения тем, кто злоупотребляет В. и крепкими напитками (Ис 5. 11-12), Товит дает своему сыну совет: «Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем» (Тов 4. 15). В Свящ. Писании даются примеры постыдного поведения пьяных: опьяневший шатается (Пс 106. 27; Притч 23. 34), «изрыгивает» (Ис 28. 8; Иер 25. 27), имеет «багровые глаза» (Притч 23. 29), вызывает насмешки (Ос 7. 5), лишается приличия (Плач 4. 21), ума (Ос 4. 11), становится бедняком (Притч 23. 21; ср.: 21. 17), а вожди - неспособными выполнять их дело (Притч 31. 4-5). Приводятся примеры поступков, связанных с опьянением Ноя (Быт 9. 21), Лота (Быт 19. 31-38), Навала (1 Цар 25. 36-39), Давида (2 Цар 11. 13), Авесалома (2 Цар 13. 28), Илы (3 Цар 16. 9-10), Велиазара (Дан 5. 2), Олоферна (Иф 13. 2). Полное воздержание от В. считалось чем-то необычным. Отказ от В. мог быть обусловлен его связью с языческим образом жизни (Дан 1. 8; ср. Втор 32. 38). Прор. Даниил не пил В. 3 недели перед получением видения, когда «был в сетовании» (Дан 10. 2-3). Служащим священникам поэтому было запрещено пить В. под страхом смерти (Лев 10. 8-11; Иез 44. 21). Назореи также должны были отказаться от всяких напитков, сделанных из винограда, на все время обета (Числ 6. 3; ср.: Суд 13 и Ам 2. 12). Наконец, рехавиты не пили В., т. к. стремились сохранить образ жизни номадов, без постоянных жилищ, сельского хозяйства и скотоводства (Иер 35). Символизм В. В. символизировало и радость, и печаль. В Ис 55. 1 знаком благословения Божия вернувшимся из Вавилона евреям явилось то, что они могли купить В. и молоко без денег. В лит-ре Премудрости отмечается важность В. (Сир 31. 32), а употребление В.- с данным мудрецом наставлением (Притч 9. 2, 5; Сир 40. 20). Мысли, исполняющие человека, подобны «вину неоткрытому», еще бродящему и ищущему выхода (Иов 32. 19), тогда как тихая жизнь Моава вдали от остального мира сравнивается с долго выдержанным качественным В. (Иер 48. 11). В Пс 77. 65-66 Бог, карающий отступников, уподобляется проснувшемуся «исполину, побежденному вином». В Песни Песней любовь жениха и невесты слаще В. (Песнь 4 10; 5. 1; 7. 10). Будущее райское время будет столь изобильным, что народ сможет мыть свои одежды в В. (Быт 49. 11), Яхве устроит для всех народов пир с лучшим В. (Ис 25. 6). Кубок В. в руке Яхве символизирует Его гнев и суд над Израилем и др. народами. Грешники должны испить эту чашу без остатка (Пс 74. 9; Иер 25. 15 слл.; 27). Испить чашу Божию - значит привлечь несчастье, наказание (Иер 49. 12; Плач 4. 21; Иез 23. 31 слл.; Авв 2. 16). Когда Бог дает пить В. своему народу, он испытывает его стойкость (Пс 59. 5) или сокрушает его (Иер 13. 13-14). В ветхозаветном богослужении

http://pravenc.ru/text/158698.html

4) Необходимость и полезность молитвы за умерших вытекает из указаний слова Божия: а) Когда челов. умирает и душа разлучается с телом, то тело, по слов. Писания возвращается в землю, чем оно и было, а дух к Богу, который и дал его ( Еккл. 12:7 ). б) По разлучении с телом, душа идет на предварит. суд Божий: 2Кор. 5:10 . в) Этот предвар. суд для души каждого человека наступает вскоре после ого смерти: Евр. 9:27 . г) А так как по кончине мира будет еще всеобщий, страшный суд и нам неизвестно, кто из наших близких оправдан и кто нет на предварительн. суде, то мы вместе с Церковью должны молиться за них, дабы были оправданы, если не на предварительн., то хотя бы на последнем суде. 5) У умерших может быть и вера, и покаяние, но нет у них возможности оправдать свою веру и покаяние собственными подвигами, или добрыми делами. Вот почему мы, живые люди, должны выступить защитниками и ходатаями за них пред Богом, должны предстать со своею верою и со своими добрыми делами, памятуя, что любовь никогда не перестает: 1Кор. 13:8 . 6) Св. Апост. заповед. нам молиться друг за друга – Иак. 5:16 , молиться за всех человеков: 1Тим. 2:1 , во всякое время: Ефес. 6:18–19 ,следовательно, мы должны молиться за ближних и тогда, когда они живы и тогда, когда переселятся в другой мир. Ибо живем ли или умираем, всегда Господни ( Рим. 14:8 )... У Бога все живы: Лук. 20:38 . 7) Что отпущение грехов возможно не только в сей жизни, но и в будущей, за гробом, – это видно из слов Самого Христа Спасителя: Мф. 12:31–32 . (Только хула на Духа Св. не простится челов. ни в сем веке, ни в будущем). В сем веке грехи прощаются чрез покаяние, а в будущем чрез молитвы Церкви. 8) Из слова Божия мы видим многие указания на обычай молиться за умерших и творить милостыни за них: Сир. 7:36 ; Тов. 4:17, 2  Макк. 12:43–45. И во времена апостольские было в обычае поминать даже наставников умерших, ублажать их: Евр. 13:7 . 9) Господь наш Иисус Христос воскрешал умерших и молитвою Своею к Отцу Небесному возвращал души в их мертвые тела, стало быть, жизнь и смерть во власти Христа жизнодавца, а потому в Его же власти и спасение наше и в жизни сей и по смерти, о чем свидетельствует нам слово Божие: Евр. 7:24–25 ; Откр. 1:17–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Молясь за умерших, ветхозаветные праведники учили этому и других: «Милость даяния, заповедывал премудрый Сирах да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» , поучал праведный Товит своего сына Товию ( Тов.4:17 ). А пророк Божий, Иеремия в числе наказаний грешникам объявлял: «не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер. 16:7 ). Объяснением всех этих молитв за умерших была вера Иудеев, что Господь, «Который умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» ( 1Цар.2:6 ; Тов.13:2 ), по воскресении Своем воскресит и спасет от ада души умерших. Что это именно так, свидетельствует писатель второй книги Маккавейской, который, сказав о посольстве Иуды Маккавея в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех умерших воинов, далее добавляет: «Он поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая благочестивая мысль! посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак.12:43–45 ). С наступлением Нового Завета, когда Сам Господь проповедал о Себе «находящимся в темнице» ( 1Пет.3:19 ) вера в улучшение состояния умерших приобрела (еще) более ясные обоснования. «Если кто скажет слово на Сына Человеческого , говорил Спаситель, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). Выражением « ни в будущем » Господь ясно показал, что прощение грехов вообще возможно и в будущем веке; исключение составляет только хула на Святого Духа, Еще яснее засвидетельствовал о возможности улучшения участи умерших за гробом Святой Апостол Петр, когда сказал: «Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Это одно из важнейших доказательств поминовения душ умерших, в Ветхом Завете, читается так: «Я отобрал от дома моего святыню и отдал ее Левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл: я не ел от нее в печали моей (см. Иер. 16:7 ) и не отделял ее в нечистоте (см. Лев. 15:30 ; Чис. 6:11 ) и не отдавал из нее для мертвого» (см. ниже: Сир. 7:36 ; Тов. 4:17 ). Так читаем о поминовении мертвых во Второзаконии (26:14). Иисус Сын Сирахов учит: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (7:36). В книге Товит читаем: «Раздавай хлебы при гробе праведных, но не давай грешникам»! (4:17). Говорится: «не давай грешникам», ибо они не помолятся об умершем, а если и помолятся, то Бог молитвы их не примет, как людей, очевидно, не раскаявшихся в своих грехах ( Притч. 15:29 ; Исаии 1:15). Пророк Варух так молится об умерших израильтянах, чтобы Господь услышал их молитвы о себе: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобой, которые не получили гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия. Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время, ибо Ты – Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи» (3:4–6). Когда в одном сражении пало много воинов иудейских, вследствие осквернения взятыми из капищ вещами, что закон запрещал делать, то бывшие с Иудой Маккавеем «обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении, ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и и благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак. 12:39–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«В доме Отца Моего,– сказал Христос Спаситель,– обителей много» ( Ин.14:2 ); всем найдется место в них и богатым, и бедным, и знатным, и простым вельмож и земледельцу, князю и слуге его. А потому, да молится каждый православный христианин об упокоении в этих обителях своих умерших братьев: «много бо может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). II Откуда видно, что нужно молиться за умерших? Это видно из Священного Писания. В Слове Божием говорится, что благочестивые люди всегда молились за умерших, прося Господа избавить их от мучений и улучшить их состояние за гробом. 1) Так, пророк Божий Варух молился о спасении умерших, говоря: «Господи Вседержителю Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего... Не вспоминай неправд отцов наших...» ( Вар.3:4–5 ). 2) Подобным же образом молился и праведный Ездра, когда говорил: «Не погубляй тех, которые жили по скотски, но воззри на тех, которые ясно учили закону Твоему» ( 3Ездр.8:27 ). 3) Наконец, самое ясное свидетельство о существовании в Ветхом Завете молитв за умерших мы находим во второй книге Маккавейской: «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требовал долг перенести тела падших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принести жертвы за грехи и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении» ( 2Мак.19:39–45 ). Молясь за умерших, ветхозаветные праведники учили этому и других. «Милость даяния, заповедовал премудрый Сирах, да будем ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). «Раздавай хлебы твои при гробе праведных»,– поучал праведный Товит сына своего, Товию ( Тов.4:17 ). А пророк Божий Иеремия, в числе наказаний грешникам объявлял: «не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер.16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Что же касается до сооружения гробниц для мощей св. праведников, то это дело похвальное и угодное Богу. «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый... Там положили Иисуса» ( Ин.19:41–42 ). «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» ( Тов.4:17 ). Ст. 34. «Посему вот я посылаю к вам пророков и мудрых книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город». Под именем пророков и мудрых книжников сектанты разумеют своих наставников, которые будто бы терпят гонения и преследования со стороны православных. В ответ сектантам нужно сказать следующее, что под именем пророков и мудрых книжников нужно разуметь св. апостолов и их преемников – православных пастырей и проповедников, которых избрал Сам Господь, по слову апостола поставил в Церкви «одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11 ) и пославший их на дело проповеди , сказав: «Мир вам, как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ). Что же касается сектантских наставников, то они не посланы на свое служение Богом и ничем не могут подтвердить и доказать свое посланничество, почему и являются самозваными учителями и наставниками, лишь развращающими своим учением народ. К ним приложимы слова Св. Писания, которое гласит: «как будут проповедовать, если не посланы будут?», потому что «никто сам собой не принимает этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). Даже «Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, кто сказал Ему: Ты – Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Евр.5:5 ). Поэтому неудивительно, если правительство с целью ограждения общества от развращающего влияния этих самозваных наставников народа применяет по отношению к ним строгие карательные меры. И последнее вполне законно и согласно со Словом Божиим: «О, если бы удалены были возмущающие власть» – писал апостол Павел в послании к Галатам ( Гал.5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Из этого текста протестанты иногда делают вывод о запрещении приношения за умерших. Но это, разумеется, не так, речь идет лишь о том, что определенную долю от плодов своих надо посвящать только Господу. Так, в другом месте Писания сказано: «Я отобрал от дома (моего) святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне ( Втор. 26:13 ). Пророк Товит, наставляя юного Товию, говорит: «Раздавай хлебы твои при гробе праведным, но не давай грешникам» ( Тов. 4:17 ). Грешникам запрещается давать хлебы, очевидно, ввиду их нераскаянности в своих грехах ( Притч. 15, 29 ; Ис. 1, 15 ). Ибо молитвы таких людей Господь не исполняет. Говоря пророку Иеремии о согрешивших израильтянах, Господь повелевает: «Не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем. Ибо так говорит Господь о сыновьях и дочерях, которые родятся на месте сем…тяжкими смертями умрут они, и не будут оплаканы, ни похоронены…и не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем, и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер. 16:2–7 ). О какой же «чаше утешения» для умерших могло говориться, если бы не было посмертного существования души? Пророк Варух молился Творцу о том, чтобы Он внял сердечным воздыханиям его умерших соплеменников: «Господь Вседержитель, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа, Бога своего, за то и постигли нас бедствия. Не вспоминай неправду отцов наших, но вспомни руку и имя Твое в сие время, ибо Ты – Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи ! « ( Вар. 3:4–6 ). Премудрый Иисус, сын Сирахов, учит: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишат милости» ( Сир. 7:36 ). Относительно этого текста нередко возражают, что он помещен в неканонической библейской книге. Однако не следует забывать, что написана она не позднее первого века до Рождества Христова 101 , из чего мы вправе заключить, что понимание необходимости молитвы об умерших присутствовало в сознании израильтян в дохристианскую эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Мф. 21:22 . «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.» Для молитвенного воспоминания об умерших устраивались трапезы: Сир. 7:36 . «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости.» Тов. 4:17 . «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам! » Обычай подавать милостыни за умерших: Втор. 26:14 . «Только из десятины нельзя было давать для мертвого, а из десяти частей произведений земли можно.» Тов. 4:17 . «Раздавай хлебы твои при гробе праведных.» Сир. 7:36 . «Но и умершего не лишай милости.» Подавая милостыню, мы тем самым увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего и вместе являемся исполнителями заповеди Христовой: Мф. 25:40 . «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это (даже милостыню) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» Итак, учение о молитве за умерших существовало еще в ветхозаветной Церкви, у евреев, – что видно из Втор. 26:14 , где говорится, что из десятины для сирот и вдов нельзя давать для мертвых, следовательно, из остальных девяти частей произведений земли можно давать и за умерших (см. 2Мак. 12:39–49 ). И в Новом Завете, как было выше сказано, поминовение усопших заповедуется со всею ясностью. В заключение повторим слова Евангелия, свидетельствующие о возможности прощения грехов и в загробной жизни: Мф. 12:32 . «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» Отсюда видно, что и в будущем веке бывает прощение грехов, кроме одного – хулы на Духа Святаго. Польза милостыни для умерших грешников: Лк. 16:1–9 . «Когда обнищаете, приняли бы вас в вечные обители.» Мф. 25:40 . «Вы сделали это одному из сих... то сделали Мне.» Мф. 18:14 . «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.» Необходимость и полезность молитвы за умерших вытекает еще и из следующих указаний Слова Божия: а) Когда человек умирает и душа разлучается с телом, то тело, по словам Писания, возоращается в землю, чем оно и было, а дух к Богу, Который и дал его ( Еккл. 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010