Глава 17 1. Явление пророка Илии пред Ахавом и предречение бездождия. 2–7. Пребывание пророка Илии у потока Хорафа и чудесное питание его здесь. 8–24. Пророк Илия в доме вдовицы Сарептской; чудесное питание ее семьи (13–16) и воскрешение ее сына (17–24). 3Цар.17:1 .  И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. Внезапность появления пророка Илии, отмеченная и в словах И. Сираха: «восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод» ( Сир.48:1–2 ), и отрывочность его первой речи Ахаву издавна подавали повод к предположению, что начало истории пророка Илии, как и начало обличительной речи его Ахаву, не сохранились в Библии. Талмуд даже делает попытку восполнить предполагаемый пробел 20 . Однако нет надобности в таком предположении, так как именно внезапность появления характерна для пророка Илии ( Сир.48:1–2 ), и внезапное появление пророка, дотоле скрытого в неизвестности, наиболее отвечало цели разительного вразумления беспримерного нечестия Ахава. Имя «Илия», евр. Элиагу, Элийа (LXX: ´Ηλιο, ´Ηλας, Vulg.: Elias) означает: «мой Бог есть Иегова» и само собою указывает на призвание или задачу всей жизни пророка: проповедь и защита чистой религии Иеговы против культа Ваала (нет нужды, однако, предполагать с некоторыми толкователями, будто пророк сам принял это имя, выражающее идею его религиозного служения; скорее можно думать, что семья, в которой родился пророк, свято чтила Иегову, безусловно отрицала культ Ваала и исповедание своей веры выразила в имени будущего пророка). Обычный эпитет пророка Илии – " Фесвитянин» ( 3Цар.17:1,21:17,28 ; 4Цар.1:3,8,9:36 ) – от отечественного города пророка Фесвы. Положение города в Библии точно не определено, и толкователями указывается двояко. Одни отождествляют Фесву, родину пророка Илии, с Фисвою, Θσβη, «находящеюся по правую сторону Кидая Неффалимова, в Галилее» ( Тов. 1:2 ), откуда выведен был в плен известный Товит (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Помощь ближнему, духовная и телесная, называется пособием, милостынею и вообще благотворительностью. Получающий помощь благодарит подателя, благодетеля своего, и Господь воздает этому благотворителю. Благотворительность, милостыня, делаемая живым от имени усопшего, получают точно такое значение, как если бы сам усопший благотворил ближнему; а потому и естественно, что плоды милостыни принадлежат умершему; а живой, как орудие этой милостыни, тоже участвует в небесной награде. Молитва, милостыня принадлежат к делам милосердия, к делам благотворительности, и делатели их получают должное воздаяние там, где вечно царствует правда, мир и радость. Молитва за усопшего с милостынею, от имени его творимая, ставит его в благоприятное отношение к Господу Иисусу Христу, одолженному делами милости как бы от лица самого умершего. Милостыня принадлежит почившему. Настоящее значение милостыни было известно и в Ветхом Завете; обычай раздавать милостыню бедным при погребении умершего ведет начало из глубокой древности; это обыкновение было у евреев. Говоря об основании заупокойной молитвы, мы видели и значение милостыни, которое выражено Товитом в завещании своему сыну Товию, Премудрым Сирахом и Св. Пророком Иеремией. Первый учит так: «Милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму... Раздавай хлебы твои при гробе праведных» ( Тов.4;10,17 ). Второй учит, «Милость деяния да будет всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). И, наконец, Иеремия говорит, что от лица Божьего будут отвержены те из умерших, о спасении которых не подается милостыня. Это средство – милостыня, делающая Бога милостивым к почившему, употребляемая в Ветхом Завете, перешла и в христианский мир и, сообразно закону христианства полагать души за друзей и врагов, получила высокое назначение, и доставила делателю ее великую награду на небесах – блаженство вечное. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ) и «будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» ( Лк.6:36 ). Вот слова Самого Господа Иисуса о силе и могуществе милостыни и о спасении, которое она доставляет своему делателю, как о надежном средстве получить царство небесное: «Я говорю вам, приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк.16:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Однако же сектанты за живых молятся, а если так, то нельзя в словах псалма усматривать отрицания молитвы за умерших. В этом же смысле надо понимать и слова Господа Иисуса Христи ( Мк. 8:37 ), ибо искупил от смерти людей только один Спаситель, а человек искупить от смерти никого не может. Сектанты, основываясь на Евангелии от Марка (8:37), говорят, что нельзя давать милостыни за умерших. Но это неверно. Христос этими словами только показал, чтобы люди не рассчитывали, что на деньги они устроят свое спасение-но поможет им спастись только Сам Бог . Когда же люди из своего имущества пожертвуют в пользу Церкви и священнослужителей, то пусть думают и знают, что они получат помощь не от денег, но от Самого Господа Бога. В Св. Писании есть много мест, показывающих нам, что люди молились за умерших. Так молились сестры об умершем своем брате Лазаре ( Иоан. 11:21,32–40 ). Молился Иаир об умершей дочери ( Лук. 8:41, 49 – 55 ). Молился пророк Варух ( Вар. 3:4 – 5 ), Иуда Маккавейский ( 2Мак. 12:43–45 ). Для молитвенного воспоминания об умерших на гробах устраивали трапезы ( Сир. 7:36 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ), постились: «И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» ( 1Цар. 31:13 ), «и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча» ( 2Цар. 1:12 ). Апостол Павел молился об умершем Онисифоре: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим. 1:18 ). Что Онисифор умер, это видно из того, что ап. Павел просил ученика своего Тимофея передать приветствие не самому Онисифору, а только его семейству ( 2Тим. 4:19 ). А о самом Онисифоре апостол сказал так: «А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь» ( 2Тим. 1:18 ). Следовательно, апостол Павел сожалеет об умершем Онисифоре и молится о нем. Таким образом примеры из Св. Писания ясно показывают нам, что как в Церкви ветхозаветной, так и в Церкви новозаветной святые и праведные люди молились за умерших и заповедуют молиться за всех человеков ( Иак. 5:16 ; 1Тим. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Премудрость обращается к людям (Притч 1:20–33) и открывает им тайны Божии (Притч 8:22–36), однако большинство людей не принимает ее. В ВЗ и в еврейской традиции мудрые принимают, а простецы и невежды отвергают дар Премудрости. Иисус переворачивает эту схему: Божия весть утаена он мудрых, но принимается простыми и неискушенными людьми, которые названы младенцами. Подобная мысль, впрочем, не совсем чужда письменности мудрых Израиля: Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным (Сир 3:19), Премудрость отверзла уста немых и сделала внятными языки младенцев (Прем 10:21) и встречается в кумранской литературе. Та же мысль подробно раскрывается у апостола Павла (1 Кор 1:18–31), и формальная близость слов eЩdok…a ‘благоволе­ние’ в 10:21 и eЩdTkhsen ‘благоугодно было’ в 1 Кор 1:21, может быть, означает, что Апостолу было известно это речение. Отче ( арам. ’abb„) — слово, с которым в эпоху ВЗ почти никто не обращался к Богу (см., однако, молитву Елеазара в 3 Мак 6:2: Призри, Отец, на семя Авраама) и которое открывает Богосыновство Самого Иисуса. Господи неба и земли — распространенное молитвенное обращение, сохраненное в еврейской традиции и опирающееся на Быт 14:19 (благословение Мелхиседека), 22 (клятва Авраама), см. еще Тов 7:17. Может быть, Иисус прямо благодарит Отца за то, что знание утаено от мудрых и разумных, и таким образом посрамляется их гордыня. Однако грамматическая конструкция допускает и другое понимание, при котором благодарение относится лишь к откровению Божественного знания младенцам: ‘благодарю за то, что Ты, скрыв от мудрых и разумных, открыл сие младенцам’. Тайный Божий замысел, обозначенный местоимением сие ( таата), в предустановленный срок открывается избранным людям как Благая Весть о спасении. Всё предано Мне Отцем Моим, и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть — речение, восходящее к общему источнику Луки и Матфея; по конструкции и стилю оно напоминает речи Иисуса в Евангелии от Иоанна.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Мф. 21:22 . И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Для молитвенного воспоминания об умерших устраивались трапезы: Сир. 7:36 . Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости. Тов. 4:17 , Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам! Подавая милостыню, мы тем самым увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего и вместе являемся исполнителями заповеди Христовой: Мф. 25:40 . И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это (даже милостыню) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Итак, учение о молитве за умерших существовало еще в ветхозаветной церкви, у евреев,– что видно из Втор. гл. 26, ст. 14, где говорится, что из десятины для сирот и вдов нельзя давать для мертвых, следовательно из остальных девяти частей произведений земли–можно давать и за умерших. (См. 2 Макк.12:39–49. И в Н. Завете, как было выше сказано, поминовение усопших заповедуется со всею ясностью. В заключение повторим слова евангелия, свидетельствующие о возможности прошения грехов и в загробной жизни: Мф. 12:32 . Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему: если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Отсюда видно, что и в будущем веке бывает прощение грехов, кроме одного – хулы на Духа Святого. III. Возражения заблудшего и ответы православного Заблудший . Для чего молиться о тех умерших людях, которые перед смертью покаялись и тем от Господа уже получили разрешение грехов своих? Православный . Но можно ли всегда поручиться, что предсмертное покаяние человека имело полную глубину и соответствующую грехам силу? Нельзя; само слово Божие заповедует нам заботиться «молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ). Поэтому нельзя считать излишней молитву за людей, умерших с покаянием. Заблудший . Мы не знаем точно участи умерших всех братий наших: некоторые из них вероятно уже прощены Господом и удостоились царства небесного, а некоторые, быть может, виновны в хуле на Духа Святого и находятся в числе отверженных. Поэтому не бесполезны ли наши молитвы об умерших?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Однако христианское уважение к достоинству человеческого тела требует, чтобы эти эксперименты с телами умерших ограничивались пределами необходимости. Да и вообще следовало бы отдавать тела умерших людей под анатомический нож лишь в том случае, когда заранее, при жизни, получено от них согласие на то, или, по крайней мере, предварительное согласие их родственников. Исключение здесь может быть сделано только для самоубийц и тех, кто умер смертью преступника, т.е. человека, уже отчасти потерявшего свои человеческие права. В отношении же всех других, в том числе и бедных людей, это было бы насильственным и прямо оскорбительным посягательством на чужую собственность, так как и по смерти человек не перестает принадлежать жившему в нем бессмертному духу 1227 . Хотя в Священном Писании и нет прямой заповеди о молитвенном поминовении усопших, однако это не значит, что в нем не имеется положительных данных для убеждения в необходимости и благотворности такого поминовения. Так, еще в Ветхом Завете было в обычае преломлять над умершими хлебы ( Втор. 26:14 ; Иер.16:17 ) и при гробах их раздавать неимущим ( Тов. 4:17 ), а также по случаю смерти ближнего налагать на себя пост ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 1:12; 3:15 ), что, конечно, сопровождалось и соответственными молитвословиями. В книге Маккавейской рассказывается, что за павших на поле сражения воинов была принесена жертва ( 2Мак. 12:42–45 ). Иисус сын Сирахов наставляет: «Милость даяния (или дар алтаря, т.е. жертва Богу, или подаяние нищему) 1232 да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир. 7:36 ). В книге пр. Варуха приводится и образец молитвы за усопших: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцев наших» ( Вар. 3:4–5 ). Есть образцы подобной молитвы и в Новом Завете. Сам Иисус Христос, молясь пред крестною смертью Своею об оставляемых Им учениках, молил Отца Своего Небесного и о ниспослании им благ в будущей, загробной жизни, т.е. о том, что составляет предмет и наших молитв об умерших: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» ( Ин. 17:24 ). Да и в молитве Своей словами: «Да приидет Царствие Твое» ( Мф. 6:10 ) Он научает нас молиться, чтобы Царство Божие пришло во все области создания, стало быть и в царство умерших, до дня завершения. И если мы, ежедневно читая прошение молитвы Господней: «Да приидет Царствие Твое», молимся и за души всех неверующих в истинного Бога, умерших в неведении христианства, чтобы и к ним пришло Царство Божие, то не можем ли мы тогда просить об этом и за тех, с кем еще здесь, на земле, связаны были узами веры Христовой? Св. ап. Павел советует молиться за вся человеки ( 1Тим. 2:1 ). Он же, вспоминая о расположении к нему Онисифора, который, как догадываются на основании хода апостольской речи, к тому времени уже умер, молит Господа оказать дому его милость «в день он» ( 2Тим. 1:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Поэтому наперед надлежит ему искусить себя в терпении, и тогда уже быть готову на раздачу или многого или всего добра своего неимущим, чтобы не очутиться в том состоянии, когда постигает его горе, заставляющее нуждаться в помощи других, а у него недостанет мужества переносить это горе великодушно, и тогда предполагаемую мзду щедрости своей потеряет и – что еще хуже – погубит душу свою от неизбежного ропота. He должно также оставлять вовсе без удовлетворения тех, которым следует что-нибудь дать, по словам Писания: всякому просящему у тебе дай ( Лк.6:30 ); но с другой стороны надобно внимательно наблюдать, чтобы не подавать чего бы то ни было тому, кому ничего не должно давать, как сказано в том же писании: даждь благочестивому, и не заступай грешника; или же: добро сотвори смиренному, и не даждь нечестивому ( Сир.12:4 и 5); и еще: иждивай хлебы твоя (и вино твое) при гробе праведных, грешником же да не даси 36 ( Тов.4:17 ). Это последнее наставление направлено против тех, которые, подавая хлеб свой (и вино) грешникам, благотворят им именно за их беззаконие и злодеяние. Сюда могут быть отнесены и те богачи мира сего, которые расточают сокровища свои на содержание шутов, комедиантов, борцов и тому подобных праздных тунеядцев (histriones), служащих только для забавы и увеселения их, тогда как многие нищие и убогие из меньших братьев Христовых ( Мф.25:40 ) истаивают от голода. Но кто помогает грешнику, не как грешнику, а как человеку нуждающемуся, тот не погрешает против сего наставления, уважая в человеке не его греховность, а страждущую природу человеческую. Наконец творящие милостыню, искупая ею грехи свои, пусть не предаются безбоязненно новым грехам, повторяя их многократно, в надежде загладить и те милостынею; ибо правда Божия не подкупна, которую бы можно было покупать за деньги, греша безнаказанно. Притом, не душа ли больше пищи, и тело одежды ( Мф.6:25 ; Лк.12:23 )? Если же так, то, подавая пищу или одежду неимущим, но в тоже время оскверняя душу свою или тело грехами, они что худшего приносят правде Божией, а что лучшего отдают неправде вражеской: тленными благами своими жертвуют Богу, а самих себя предают дьяволу .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

А ап. Павел наставляет таким образом: Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр.13:16 ). И в Ветхом Завете мы встречаем многочисленные упоминания о важности милосердия. Блажен, кто помышляет о бедном (и нищем)! В день бедствия избавит его Господь ( Пс.40:2 ), — восклицает псалмопевец. У мудрого Сираха мы узнаём, что милостыня очищает грехи ( Сир.3:30 ), а из книги Товита узнаем, чтомилостыня избавляет от смерти ( Тов.12:9 ). Но, пожалуй, самое яркое место в Священном Писании, посвященное нашей теме — это беседа Иисуса Христа о Страшном Суде. В ней Христос ясно указывает на то, что именно прежде всего на этом Суде с нас спросится. Все наши земные достижения на этом Суде будут не в счёт, ибо основной вопрос, который будет задан каждому: как послужили мы ближнему своему. Христос перечисляет шесть главных видов помощи, которые можно оказать ближнему. Отождествляя Себя в своей любви, снисхождении и милосердии с каждым бедняком и нуждающимся в помощи, Спаситель говорит: алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:35- 36 ). Дело милосердия к страждущим и нуждающимся в нашей помощи выше даже поста. Церковь потому и читает беседу Христа о Страшном Суде накануне Великого Поста, дабы верующие поняли, что самое главное в подвиге поста — это милость, милосердие к обездоленным. Я милости хочу, а не жертвы, — говорит Бог устами пророка Осии ( Ос.6:6 ). В Четьи-Минеи, в житии преп. Досифея (19 февраля), мы встречаем хорошую иллюстрацию этой истины. «Преп. Досифей, умирая, был напутствован добрым словом своего настоятеля: чадо, иди с миром ко Господу, и молись за нас у престола Его! Братия монастыря, в котором подвизался Досифей, соблазнились этим напутственным словом настоятеля, ибо знали, что Досифей не отличался ни постничеством, ни молитвенным бдением, часто опаздывал приходить на всенощные бдения, а иногда и вовсе не приходил.

http://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie...

И вот, следуя примеру ветхозаветных праведников и наставлению и учению Святых Апостолов Христовых, мы и молимся о своих умерших ближних, да упокоит их Господь в месте светлом, месте покойном, где нет болезни, печали и воздыхания, но жизнь бесконечная. Мы приносим за грехи их умилостивительную бескровную жертву и в этом следуем наставлению Слова Божия, которое говорит: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). Мы раздаем в память умерших пожертвования и подаяния, и поступаем согласно завещанию Самого Господа, Который сказал: «Помни о сынах твоих почивающих. Я выведу их от краев земли и окажу им милость, ибо Я милостив» ( 3Ездр.2:31 ). И мы верим, что наши молитвы дойдут до Господа и Он Милосердый, Который «наказует и милуете, низводит и до ада возводит» ( Тов.13:2 ), помилует наших умерших ближних и изведет их из места мучения в место вечного упокоения. Слово Божие повествует, что Господь помиловал даже тех, которые противились Ему во дни всемирного потопа, и что Он, сошедши Своим Божественным Духом в преисподнюю, «проповедовал им, некогда непокорными» ( 1Пет.3:19–21 ), «что бы они, как говорит святой апостол Петр, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ). Только одному греху нет прощения в будущей жизни – это «хуле на Святаго Духа». «Если кто скажет слово на Сына Человеческого,– сказал Христос Спаситель,– простится ему, если же кто скажет на Духа Святаго – не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). Поэтому наша Православная Церковь и не молится за тех, кто возводит хулу на Духа Святаго, т. е. кто не признает Христа за Бога, отрицает Промысел Божий, не верит Слову Божию, отвергает Святые таинства, почитание Божией Матери, Святых Угодников, честного и животворящего Креста и православных пастырей и учителей Церкви. За тех же, кто умер в твердой вере в Бога и Его установлении, Православная Церковь непрестанно воссылает свои молитвы, непрестанно молит Господа о прощении их согрешений, непрестанно просит Милосердного Спасителя, да велит Он их в вечные Свои обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Однако, прежде чем перейти к этому новому ряду мыслей, нам надо вернуться к разобранному отрывку. Мы оставили без рассмотрения стихи Мф.6:22–23 . Как их понимать? Иоанн Златоуст понимал их как предостерегающий пример. Только искаженный ум может прилепиться к богатству. Ум для души – все равно, что око для тела. Бесспорным это толкование не является. Данные стихи имеют параллель в стихах Лк.11:34–36 . Но и в Евангелии от Луки их смысл определяется контекстом, и контекст – иной. Речь идет о знамении, которого требуют от Иисуса свидетели Его чудес. Знамение дано, потому что свет уже светит. Надо иметь только светлое око, чтобы знамение узреть. В контексте Нагорной проповеди и это толкование, неизбежное в параллельном месте Евангелия от Луки, не дает подходящего смысла. Оно и не обязательно, поскольку Иисус любил образ света и употреблял его в разном значении (ср. Мф.5:14–16 ; Ин.5:35,8:12,12:35–36 ). Смысл образа в контексте Евангелия от Матфея станет для нас яснее, если мы учтем, с одной стороны, значение прилагательного πλος, с другой стороны, ветхозаветное противоположение ока доброго и ока худого. ’А πλος (в русском переводе: «чистый») значит буквально «простой», но имеет и переносные значения, в том числе «щедрый». В переносном смысле могут быть понимаемы и другие слова от этого корня ( πλτης , буквально: " простота» и т. д.). Примеры употребления πλος в смысле «щедрый» мы имеем в Новом Завете: Иак.1:5 , Рим. 12:8 , 2Кор.8 (по-русски: «радушие»), 2Кор. 9 (по-русски: «щедрость»). С другой стороны, в ветхозаветном словоупотреблении «злое око» означает скупость, а «доброе око» – щедрость (ср. Втор. 15:9,28:54,56 ; Тов.4:7 , Сир.14:10 ; этот же образ мы имеем в Притч.22:9,23:6,28:22 , но в русском переводе он не сохранен). Сопоставление проливает свет и на исследуемый нами отрывок. В контексте Евангелия от Матфея эти два стиха имеют значение призыва к щедрости. Господь предостерегает против собирания сокровища на земле и зовет к собиранию сокровища на небе. То и другое несовместимо. И даже больше. Путь к сокровищу на небе есть щедрая раздача сокровища на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010