Господь сказал: «каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:2 ). Как же мы судим? Например, один сделал нечто хорошее, а другой говорит: «Какая глупость сделана!» Приятно ли такое суждение делателю? Но пусть еще так говорит брат о делах брата, а что было бы, если б раб о делах царя стал судить так? Разумеется, тогда под суд его, в тюрьму, в каторжную работу. Владыка же твари неужели не взыщет с того, кто поносит дело рук Его и притом, созданное по образу и по подобию Его? Не напрасно говорит Писание: «кто ругается над нищим, тот хулит Творца его» ( Притч.17:5 ). «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня» ( 1Цар.8:7 ), – сказал Господь Самуилу, когда евреи не захотели, чтобы пророк Божий был над ними судьею, и просили себе царя. Не человека, а Бога унижает и тот из нас, кто презирает раба Божия. «Истинно говорю вам,  – Господь скажет таким на суде, – так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). Если таков суд Его – «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф.25:41 ) – будет тем, кто не служит Ему в лице меньших братьев Его, то чего ожидать тому, кто не только не послужил, но и обесчестил, всячески обругал не одного, а многих братьев Христовых? Потому горе должно быть всякому из нас, кто сохраняет, как сказано в Писании, гнев в сердце и «к подобному себе человеку не имеет милосердия» ( Сир.28:4 ). «Ты, Бог , не любящий беззакония, – взывал пред Господом пророк Давид, – у Тебя не водворится злой» ( Пс.5:5 ). Хотя нечестивый ныне в дерзости своей пренебрегает словами Господа: не взыщет, так судит он в сердце своем ( Пс.9:34 ), – не поступит так, как определил в Своем законе: «кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ), «в надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет», и от того уста его, – говорит пророк Давид, – полны» злословия ( Пс.9:25, 28 ). Однако же не наугад же он сказал пред Господом: «рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную» ( Пс.20:9–10 ). Не должно сомневаться, что врагами Божьими здесь пророк называет не тех только, о которых Сам Господь сказал; «и возненавидели и Меня и Отца Моего» ( Ин.15:24 ), но равно и тех, к кому относится слово Господне: «нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ( Ин.14:24 ). Ибо «грядет, – сказано еще в Писании, – гнев Божий на сынов противления» ( Кол.3:6 ); как изгарь отметает Господь от Себя всех, отступающих от уставов Его ( Пс.118:119 ). «Уразумейте это, – еще говорит нам Господь Спаситель наш, – дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющего» ( Пс.49:22 ). О, если бы мы могли хотя несколько уразуметь ныне то, что служит к нашему спасению! Но сие сокрыто от тех, кои не хотят смотреть на свет истины, отражающийся чрез откровения Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Однако же сектанты за живых молятся, а если так, то нельзя в словах псалма усматривать отрицания молитвы за умерших. В этом же смысле надо понимать и слова Господа Иисуса Христи ( Мк. 8:37 ), ибо искупил от смерти людей только один Спаситель, а человек искупить от смерти никого не может. Сектанты, основываясь на Евангелии от Марка (8:37), говорят, что нельзя давать милостыни за умерших. Но это неверно. Христос этими словами только показал, чтобы люди не рассчитывали, что на деньги они устроят свое спасение-но поможет им спастись только Сам Бог . Когда же люди из своего имущества пожертвуют в пользу Церкви и священнослужителей, то пусть думают и знают, что они получат помощь не от денег, но от Самого Господа Бога. В Св. Писании есть много мест, показывающих нам, что люди молились за умерших. Так молились сестры об умершем своем брате Лазаре ( Иоан. 11:21,32–40 ). Молился Иаир об умершей дочери ( Лук. 8:41, 49 – 55 ). Молился пророк Варух ( Вар. 3:4 – 5 ), Иуда Маккавейский ( 2Мак. 12:43–45 ). Для молитвенного воспоминания об умерших на гробах устраивали трапезы ( Сир. 7:36 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ), постились: «И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» ( 1Цар. 31:13 ), «и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча» ( 2Цар. 1:12 ). Апостол Павел молился об умершем Онисифоре: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим. 1:18 ). Что Онисифор умер, это видно из того, что ап. Павел просил ученика своего Тимофея передать приветствие не самому Онисифору, а только его семейству ( 2Тим. 4:19 ). А о самом Онисифоре апостол сказал так: «А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь» ( 2Тим. 1:18 ). Следовательно, апостол Павел сожалеет об умершем Онисифоре и молится о нем. Таким образом примеры из Св. Писания ясно показывают нам, что как в Церкви ветхозаветной, так и в Церкви новозаветной святые и праведные люди молились за умерших и заповедуют молиться за всех человеков ( Иак. 5:16 ; 1Тим. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

То зло, которое в 3 главе Бытия обозначается, как наказание за грех прародителей, распространилось на всех ( Быт.3:1619 , ср. Быт.5:29 ). Свящ. Писание предполагает всюду первородный грех, когда оно описывает всеобщее бедственное положение человечества. «Человек рождается на страдания, как искры, чтобы устремляться вверх» ( Иов.5:7 ). «Человек, рождённый женою, краткодневен и исполнен печалями. Как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается» ( Иов.14:12 ). «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама, со дня исхода из чрева матери их до возвращения к матери всех». ( Сир.40:12 ). «Для них Я сотворил век: но когда Адам нарушил Мои постановления, определено быть тому, что сделано. Входы века сего сделались тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда» ( 3Ездр.7:1112 ). Высшим физическим наказанием за первородный грех является телесная смерть. Смерть есть следствие и наказание первородного греха, а не изначальное естественное явление природы 281 . Смерть причинно коренится в первородном грехе. «От древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» – ( Быт.2:17 ). Подобно яду, введённому в организм и тотчас начинающему своё действие, и грех тотчас же ведёт за собою начало смерти. Начало действия смерти по времени не отделяется от начала фактического обнаружения греха. Смерть в смысле внутреннего расстройства и прекращения бессмертия для прародителей действительно наступила в самый же день преступления ими заповеди Божией 282 . Смысл угрозы Божией весьма ясен: от греха будет зависеть действительное, первоначальное наступление смерти, а не преждевременное её появление. В заповедь о невкушении плодов с запрещённого дерева нельзя вложить такой смысл: «как только ты вкусишь от дерева, жизнь твоя прекратится, хотя бы ты имел возможность ещё и жить» 283 . Выражение: «смертию умрёшь» – « » по своему значению вполне тождественно со словами: «действительно, подлинно умрёшь», чем ясно предполагается мысль, что человек мог и не умереть, если бы не согрешил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Иез.37 ), также предполагает случайность и ненормальность смерти в человечестве 290 . Указываемые в Ветхом Завете два исключения из-под всеобщего закона смерти (Енох, Илия) подтверждают ту же самую мысль ( Быт.5:24 ; 4Цар.2 гл.). «Бог в лице их, – пишет Иоанн Златоуст , – хотя неясно и тайно, так сказать, отменить приговор, произнесённый против Адама» 291 . Взятие Еноха и Илии живыми на небо говорит о ненормальности постигающей всех людей смерти; то же, что их «взял Бог» ( Быт.5:24 ; Евр.11:5 ), т. е., что они переселены не вследствие заслуг, но по особенной благости Божией, чудесно, свидетельствует о том, что смерть всех людей есть наказание за такой грех, от которого они не могут освободиться собственными силами, т. е. за грех первородный 292 . Тот же взгляд на телесную смерть проводится и в неканонических книгах Свящ. Писания. «Бог не сотворил смерти, и не радуется погибели живущих» ( Прем.1:13 ). «Бог создал человека для неистления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью дьявола вошла в мир смерть» ( Прем.2:13–24 ). «От Жены – начало греха, и чрез неё все мы умираем» ( Сир.25:27 ). «Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это – приговор Господа над всякою плотью» (41:5. ср., 14:18, 17:1, 40:1). «Ты повелел ему хранить заповедь Твою, но он нарушил её, – и Ты осудил его на смерть, и род его и происшедшие от него поколения и племена, народы и отрасли их, которым нет числа» ( 3Ездр.3:7 .). Все эти места из неканонических книг имеют самое близкое отношение к повествованию кн. Бытия о грехопадении прародителей и ясно указывают на телесную смерть, как на наказание первородного греха. Понимание телесной смерти, как наказания за первородный грех, свойственно всему Ветхому Завету, как и Новому. В Евангелии указание на смерть, как на явление, введённое в мир человеческий грехопадением прародителей, можно видеть в словах Спасителя о дьяволе: «Он человекоубийца от искони, и во истине не стоит» – «οκ στηκεν» ( Ин.8:44 ), т. е. дьявол в самом начал истории человечества соблазном ко греху причинил смерть человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

14:11); то без этого до какого только не дошли бы нечестия, видя тогдашние чудеса? Итак, как у апостолов, по причине величия их знамений, Бог оставил природу немощную и попустил им подвергаться непрестанным искушениям, чтобы их не сочли за богов, — так и в природе сделал Он нечто подобное тому. Он создал ее прекрасной и великой, а вместе и тленной, как учит о том и другом Писание. Так, описывая красоту небес, пророк говорит: « небеса проповедуют славу Божью » (Пс. 18:1), и еще: « Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья » (Ис. 40:22); и опять: содержащий круг неба восседает над кругом земли  . А другой, показывая, что мир, сколь ни прекрасен и велик, однако же, тленен, говорит так: « в начале Ты, основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся » (Пс. 101:26–27). И в другом месте о солнце Давид говорит: « выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще » (Пс. 18:6). Видишь ли, как он изобразил тебе красоту и величие этой звезды? Как бы жених, появившись из какого чертога, солнце разливает лучи свои с востока, украшая небо, как бы шафранным покровом, обливая облака розовым цветом и, беспрепятственно протекая во весь день, не останавливается ничем в своем течении. Видишь ли красоту его? Видишь ли его величие? Посмотри же теперь и на признак его несовершенства. Чтобы и это показать, один мудрый сказал: « что светлее солнца? но и оно затмевается » (Сир. 17:30). Впрочем, не из этого только можно видеть несовершенство его, но и из сгущения облаков. Часто случается, что когда подойдет под него облако, оно (солнце), сколько ни испускает лучей и сколько ни усиливается разорвать облако, не может сделать этого, когда именно облако слишком густо и не дает ему разорвать себя. Скажут: оно питает семена? Но не одно оно питает, а имеет для этого нужду в земле, в росе, дождях, ветрах и благосостоянии времен годичных: и если все это не сойдется вместе, то и действие солнца будет бесполезно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

24–30. У кого один с кем дух, мысли и чувствования, тот, при одних и тех же обстоятельствах ( Деян.4:23 ) говорит одно и то же, и одинаковыми почти словами (Сличи четырех Евангелистов). В Святых Божиих говорит Дух Отца небесного ( Мф.10:20 ), дающего молитву молящемуся ( 1Цар.2:9 ; Рим.8:26 ). 26–27. Имя – Христос означает помазанника, и Христос был помазан Духом Святым ( Лк.4:18 ), телесно ( Кол.2:9 ), и без меры ( Кол.2:9 ). 29. Угрозы – смелость, но смелость не угрозы, а мужество против угроз ( Лк.12:4 ); первое внушает нам плотской разум ( Деян.4:17 ), а второе Сам Бог ( Деян.4:19 ). 30. Иисус Христос есть рука Божия ( Ин.1:3 ), премудрая и сильная, единосущная и нераздельная. Когда Господь простирает руку Свою на исцеление, и на соделание знамений и чудес, то простирает оную по вере (именем) и во славу (именем) Святаго Сына Своего Иисуса. 30–31. Святые Божии человеки на исцеление именем И. Христа и на соделание знамений и чудес исполняются Духа Святаго. 32. Где одно сердце и одна душа, там никто ничего из имения своего не называет своим (не жалеет), там у всех все общее. У верующих только одно сердце, и одна душа ( Иак.1:7, 8 ). 30, 33. Чудеса исцелений и знамения Божией силы в человеках означают великую благодать Божию. 34–35. Если хочешь быть совершенен, немедленно продай имение твое и раздай нищим сам, или через Священнослужителей; и получишь сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Благотворительные общества составляются для того, чтобы никто ни в чем не нуждался, и чтобы не было бедных. 35, 37. В первые времена Христианства главой благотворительного общества были Апостолы. Благотворения наши освящаются руками Святых угодников Божиих и пастырей Церкви. Гл. 5. Ст. 2. Кто подает милостыню для Бога, и жалеет; тот сам себе завидует (Сл. Сир.14:67 ). 2–4. Благотворения наши должны быть не с принуждением, не с огорчением, но с радостью: ибо Бог любит дающего доброхотно ( 2Кор.9:7 ). Если подаешь милостыню, то не завидуй сам себе, и не обманывай всевидящего Бога, которому даешь взаймы, в лице брата или ближнего твоего ( Мф.25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Отв. Этот закон указывает Апостол; в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ). Все должно назидать верующих ( 1Кор.10:23 ). Вопр. Что особенно побуждает Церковь вводить в употребление новые, по сравнению с буквой Евангельской, чины и обряды? Отв. То, что в Евангелиях или совсем не сказано, или очень кратко упомянуто о различных сторонах христианской жизни ( Ин.20:30 ). Напр., не известно по Евангелию, как совершать крещение, брак и другия таинства. Глава четвертая § 1. О связи Церкви земной с небесной Вопр. Земная Церковь , основанная Господом, одиноко-ли существует среди людей? Отв. Нет. Она богатно окормляется Святым Духом ( Ин.14:16 ; Мф.28:20 ) и находится в теснейшем общении с Церковью небесной. Вопр. Из кого состоит Церковь небесная? Отв. Ее составляют под главою Самого Господа чины ангельские и души праведников, достигших совершенства. Так сказано в Апостольском послании христианам: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему Собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, – и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22, 23 ). Вопр. Какою связью соединены земная Церковь с небесной? Отв. Связь, соединяющая их, есть молитва веры, проистекающая из чувства взаимной любви. Эта любовь, по учению Апостола, «никогда не прекращается» ( 1Кор.13:8 ). Вопр. Как именно обнаруживается любовь Церкви земной к небесной и обратно? Отв. С нашей стороны любовь проявляется в прославлении и молитвах, которые мы возносим к святым. – Со стороны Церкви небесной любовь к нам сказывается в помощи и ходатайстве за нас пред Богом. Вопр. Откуда это усматриваем? Отв. Это следует из Священной Библии. В кн. Сираха сказано, что Церковь земная воздает хвалу небесным праведникам ( Сир.44:14 ). Такую хвалу воздал Иисус Навин ангелу у стен Иерихонских; а сыны пророческие прославили святого пр. Елисея своим поклонением ( 4Цар.2:15 ) еще во время его земной жизни. В Новом Завете Господь сказал об Апостолах: «и славу, которую (Отец) дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:22 ). Поэтому Павел и Сила не осудили темничного стража, когда тот, в трепете, припал к ногам их ( Деян.16:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Но послушаю, что скажет Господь Бог . Он говорит: не бойся, ибо Я искупил тебя; Мой ты, Я Бог твой, Спаситель (Ср. Исх.43:1, 3 ). Однако ж люди и самые лучшие несмысленны и медлительны сердцем, чтобы веровать всему, что возвещается от Бога (Ср. Лк.24:25 ); то вот и вопиешь опять: доколе, Господи, забудеши мя? доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и ночь ( Пс.12:1, 2 )? Глас же Господень подкрепляет: терпением вашим спасите души ваши ( Лк.21:19 ); претерпевый до конца, той спасется ( Мф.24:13 ). Значит, и святые спасались таким же образом, ибо слышим у пророка: страха ради Твоего во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего ( Ис.26:8 ). В Писании сказано: аще приступавши работати Господу Богу, уготови душу твою во искушение ( Сир.2:1 ). Значит, искушения неизбежны всякому рабу Господню. И блажен человек, который переносит искушение, потому что он, усовершаясь искушением, получит венец жизни ( Иак.1:12 ), Господь увенчает его милостию и щедротами (Ср. Пс.102:4 ). Потому не малодушествуй, раб Божий, но мужайся, да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Ср. Пс.26:14 ). Терпит Господа тот, кто не унывает, но великодушно переносит искушения, какие посылаются для смирении его души. Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью ( Иак.1:14 ), для того, чтобы познавал, что он нищ, и слеп, и наг и окаянен (Ср. Откр.3:17 ) и, чтобы всем сердцем уповал на Бога (Ср. Притч.3:5 ). Посему с терпением будем проходить предлежащее нам поприще; ибо терпящие Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся ( Ис.40:31 ). Всякое наказание (вразумление, обличение) в настоящее время кажется печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности ( Евр.12:11 ). Потому не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя, ибо Господь наказывает всякого, о котором благоволит ( Притч.3:11, 12 ). Аз, их же люблю, обличаю и наказую ( Откр.3:19 ), – говорит Господь. Вот и Давид обличенный взывал: беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною ( Пс.50:5 ), и терпел всякие наказания великодушно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И, скажи мне, такого-то ты считаешь блаженным? Впрочем это нисколько не удивительно; люди большей частью неопытны в любомудрии. Оттого мы и подвергаемся крайнему осуждению, наказываемся и не бываем свободны от мучения, оттого у нас непрестанные неудовольствия, огорчения и беспокойства, что мы, оставляя указанную нам Богом жизнь беспечальную, т.е. жизнь добродетельную, пролагаем себе другой путь – обогащения и любостяжания, исполненный бесчисленных зол: мы поступаем так же, как если бы кто, не понимая красоты телесной, но полагая все достоинство в одежде и навешенных украшениях, оставил без внимания женщину благоразумную и красивую от природы, а некрасивую, безобразную и уродливую, но только одетую в красивые одежды, взял бы себе в жены. Подобным же образом поступают ныне многие и касательно добродетели и порока: к гнусному по природе (пороку) прилепляются за внешние его украшения, а от прекрасной и благообразной (добродетели) отвращаются за непокрытую ее красоту, за которую тем более надлежало бы возлюбить ее. 6. Стыжусь, что между несмысленными язычниками есть люди, любомудрствующие так, если не на деле, то по крайней мере в мыслях, и знающие скоротечность настоящего, а у нас некоторые и этого не знают, даже имеют превратное суждение, и притом тогда, как Писание непрестанно повторяет нам: «тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит» ( Пс.14:4 ); «страх Господень все превосходит» ( Сир.25:14 ); «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» ( Еккл.12:13 ); «не ревнуй злодеям» ( Пс.36:1 ); «не бойся, когда богатеет человек» ( Пс.48:17 ); «всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой» ( Ис.40:6 ). Слыша это и тому подобное каждый день, мы однако прилепляемся к земле. Как дети еще не совсем выучившиеся азбуке, когда приказывают им называть буквы не по порядку, часто называют одни вместо других, и тем возбуждают большой смех, так и вы, когда исчисляем вам все по порядку, кое-как еще следите, а когда спросим вас порознь, какую вещь надобно поставить на первом месте, какую на втором, и так далее, то вы не знаете, что сказать, и становитесь смешными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

По той же самой земле ты ходишь, от нее же питаешься, в нее обращаешься, в ней погребаешься. И куда ты снизойдешь? Не стыдишься страданий Господних? Не стыдишься говорить к равночестному с тобою: я унижусь до этого? Не стыдишься говорить такие слова, зная, что Иисус ради тебя снизошел? На такие мысли и на такое превозношение прилично всегда возглашать вместе с Исаией: «Что гордится земля и пепел?» ( Сир.10:9 ). Однако возвратимся к предмету. Кто даст судью между мною и Тобою? В ответ на это является Праведный Судья, является ему в буре и облаке. Является Иову в облаках Тот, Кто хочет излить дождь благословения. Является ему из облаков Тот, Кто хочет увлажнить семя, утучненное навозом, и воздвигает Иова и призывает его, полагает конец его страданиям; одним мановением воздвигает падшего и говорит ему: «Восстань, препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне» ( Иов.38:3 ). Так как ты призывал Меня на суд и сказал: «Кто даст судью между мною и Тобою?» – то восстань, благородный борец, не павший под ударами несчастий, восстань! Так, всегда тот, кто, подвергшись наказанию, мужественно переносит несчастье и наказание, слышит затем от Бога: «восстань», – как, например, говорит Он Иерусалиму: «Воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его» ( Ис.51:17 ). «Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне». Не сказал: Я буду судить тебя, а ты отвечай Мне. Ты требовал, говорит, не суда над собою, но того, чтобы рассудиться со Мною. Ты искал судью, между Мною и тобою: будь же сам судьей. «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» ( Иов.40:3 ). Ты думаешь, говорит, что ради чего-нибудь другого я наслал на тебя это несчастье, а не для того, чтобы обнаружить пред всеми твою праведность? И заметь, с какой точностью сказаны эти слова. Не сказал: думаешь ли ты, что Я поступил так с тобой с иной целью, чем чтобы ты сделался праведным? Ведь не несчастье сделало его праведным, оно только обнаружило его праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010