Значение Кумрана для богословия канона ясно проявляется в случае с псалмами. В Кумране засвидетельствованы почти все 150 масоретских псалмов (они разбросаны по различным рукописям). Кроме того, найдены: известный из LXX Пс.151 , известные из сирийской традиции Пс.154 и 155, а также «обращение Сиона», гимн Создателю (все в 11Q5 a ]), эсхатологический псалом и «обращение Иуды» (в 4Q88 f ]). Все эти тексты без исключения скомбинированы с известными библейскими псалмами таким образом, что необходимо предположить, что и они обладали каноническим значением. Большая часть рукописей подтверждает, в существенных чертах, масоретскую последовательность псалмов. Примечательна растущая, начиная с Пс.89 (т.е. в 4-й и 5-й книгах псалмов), неопределенность. В эти книги включаются и «апокрифические материалы». На этом основании был сформулирован тезис (Флинт) о том, что свитки Писания из Кумрана сохранили две разных версии книги Псалмов: начиная с Пс.89 , традиция Псалтири разделяется. Одна версия, содержащаяся в большинстве копий ( Пс.89–150 ), принадлежит традиции, ведущей, в конечном итоге, к масоретскому тексту. Другая версия, представленная 11Q5 (11QPs a ), содержит Пс.89–151 , а также 10 «апокрифических» дополнений в немасоретской последовательности. Против данного вывода, однако, свидетельствует мессианская ориентация композиции (Дамен), по причине которой 11Q5 не может уже рассматриваться в качестве свидетельства текучести масоретской Псалтири в I в. по Р.Х. Возможно, он был «особым свитком», составленным для литургической цели, а потому не имеет значимости для богословия канона. 3.9 Тексты из Масады, Нахаль-Хевер и Мурабба с ат Среди рукописей, найденных в иродианской крепости Масада у Мертвого моря, находится 13 весьма отрывочных экземпляров с библейскими ссылками. Эти рукописи принадлежат, в основном, последнему зелотскому гарнизону (66–74 гг. по Р.Х.) и удостоверяют наличие в Масаде библейских текстов, имеющих первостепенное значение для критики текста. Имеющиеся библейские тексты ( Быт.46:7–11 ; Лев.4:3–9, 8–12 ; Втор.33 ; Иез.35:11–38:14 ; Пс.81:3–85:10; 147; 150 ) являются свидетелями протомасоретской текстовой традиции. Рукопись MasPs b (M 1103–1742) была написана во 2-й половине I в. до Р.Х. и интересна для истории канона тем, что ставит Пс.150 в конец, явно предполагая Псалтирь со 150-ю псалмами и отличаясь тем самым от 11Q5 (11QPs a ). Еврейский (!) свиток Сираха из Масады содержит Сир.39–44 и идентичен тексту из каирской генизы. Далее, из Масады происходят апокриф Бытия (50–25 гг. до Р.Х.), апокриф Иисуса Навина, возможно также апокриф Есфири (Mas 1m), еврейская версия книги Юбилеев и копия кумранских песен субботней жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Оскорбил кто и обругал такого человека? Но он научен Христом радоваться среди поношений: «Радуйтеся, – говорит (Христос), – и веселитеся, ...егда... рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: ...яко мзда ваша многа на небесех» ( Мф.5:11–12 ). Впал он в болезнь? Но он слышал, как другой увещевает и говорит: «В болезни и бедности уповай Нань: яко во огни искушается злато, и человецы приятни в пещи смирения» ( Сир.38:9, 2:5–6 ). Если же ни смерть, ни потеря имущества, ни болезнь телесная, ни бесчестие, ни поругание, ни иное что подобное не может его опечалить, напротив, еще и радует, – то какая будет у него еще причина печали? Что же, скажешь, разве святые не скорбели? Не слышишь ли, что говорит Павел: «Скорбь ми есть велия и непрестающая... сердцу моему» ( Рим.9:2 )? Вот это самое и удивительно, что скорбь приносила пользу и радость от самого плача. Как бичи причиняли (апостолам) не боль, а радость, так опять и скорбь доставляла (Павлу) великие те венцы. И вот что еще удивительно: мирская – не только печаль, но и радость наносит крайний вред, а в делах духовных совсем напротив: не только радость, но и печаль имеет великое сокровище благ; а как это, я скажу. Нередко иной в мире радуется, увидя врага в несчастии, и этой радостью навлекает на себя великое наказание. Другой, опять, скорбит, увидя брата падшим, и этой скорбью приобретает себе от Бога великое благоволение. 3 . Видишь ли, как печаль по Боге лучше и полезнее радости мирской? Так и Павел печалился о грешниках, о неверующих в Бога, и за эту печаль получил великую награду. Но чтобы сделать мне слова свои яснее, и чтобы вы узнали, что сказанное, хотя и удивительно, однако истинно, и что плач действительно часто ободряет скорбящие души и облегчает обремененную совесть (скажу вот что): многие из жен, потеряв любимейших детей, когда им препятствуют поплакать, порыдать и постенать, надрываются и умирают; если же сделают все, что свойственно скорбящим, то облегчаются и получают утешение. И удивительно ли, что это бывает с женами, когда можно видеть, что и пророк испытывает то же? Вот почему он непрестанно говорит: «Оставите мене, да горце восплачуся: не належите утешати...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Сознательное сокращение собственной жизни и нанесение вреда здоровью ( Еф.5:29 ) Самоубийство и доведение до него другого человека ( Исх.20:13 ) Превышение пределов при необходимой обороне ( Исх.20:13 ) Вооруженная агрессия ( Исх.20:13 ) Жестокое отношение к пленным и мирному населению противника во время войны, особенно детям, женщинам, старикам ( Сир. 8:8 ; ОСК РПЦ. VIII.3). Криминальное насилие ( Исх.20:13 ) Все формы физического, духовного, психологического и эмоционального насилия ( Мф.22:39 ) Совершение духовного убийства или соблазн ( Мф.18:6 ) (пропаганда неверия, ложных учений, пороков, призывы к церковному расколу, демонстративно греховное поведение, подталкивание других людей к совершению тяжкого греха) Изобретение новых способов и видов зла ( Рим.1:30 ) Злонамеренное сокрытие от непросвещенных людей истин веры, сознательное лишение их возможности принять Таинство Крещения (присоединиться к Православной Церкви) ( Лк.11:52 ) – грех против Святого Духа Презрение – 1) чувство крайнего неуважения; 2) горделивое чувство превосходства; 3) пренебрежительное отношение к человеку ( Мф.18:10 ). Осмеяние человека, движимое желанием унизить его ( 1Кор.6:10 ) Издевательство над людьми ( Лев.19:14 ; 1Кор.6:10 ) Притеснение, ущемление в правах бедных людей, вдов и сирот ( Пс.9:38-39 ; Мал. 3:5 ) ( данный грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника ) Разногласие ( Гал.5:20 ; Прит.6:19 ) – преднамеренное разрушение согласия людей в добре. Бесчинство ( 2Кор.12:20 ) – подстрекательство к разногласиям, разобщенности и беспорядкам в обществе и участие в осуществлении этого на деле. Светский аналог церковных расколов. В отличие от разногласия, бесчинство всегда направлено против общественного блага и затрагивает большие группы людей (город, страна). Использование человеческих эмбрионов в медицине (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. III.3) VII. Не прелюбодействуй Блуд – половые отношения между свободными мужчиной и женщиной, не состоящими в законном браке ( 1Кор.6:9 ). Сюда же относятся любые добрачные половые связи.

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

«Мелькает сквозь сети» ( Песн 2:9 ). «Пойми, что ты гуляешь между силками и проходишь под угрожающими виселицами» ( Сир. 9:18 ). Все полно сетей, дьявол все заполнил силками. Если же достигнет тебя Слово Божие и начнет «мелькать среди сетей», ты скажешь: «Душа наша... как птица, избегшая силка охотничьего: силок разорван, и мы освобождены. Благословенны мы у Господа, Сотворившего небо и землю» ( Пс. 123:7–8 ). Итак, Жених «мелькает сквозь сети»: Иисус проложил тебе дорогу, спустился на землю, вверг Себя в сети мира; видя, что огромное человеческое стадо запуталось в сетях и никто, кроме Него, не может разорвать их, Он сошел в сети, приняв человеческое тело, удерживаемое путами вражьих сил, и разорвал их для тебя, и ты можешь сказать: «Вот Он... у нас за стеною, заглядывает в окна, мелькает сквозь сети». Когда Он покажется, ты скажешь себе: " Отвеч ает Брат мой и говорит: Встань, иди, возлюбленная Моя» ( Песн. 2:10 ); Я проложил тебе путь, разорвал сети – иди ко Мне, возлюбленная Моя. Встань, иди, возлюбленная Моя, прекрасная Моя, голубка Моя«. Почему Он говорит: »Встань«, почему говорит: «Спеши»? Ради тебя Я вынес бешенство бурь ( Мф 8:23–26 ), вытерпел волны, осаждающие тебя; «печальна стала душа Моя о тебе даже до смерти» ( Мф 26:38 ); Я воскрес из мертвых, сломал жало смерти, расторг узы ада. Поэтому говорю тебе: " Встань, иди, возлюбленная Моя, прекрасная Моя, голубка Моя, ибо зима уже прошла, дождь миновал, ...цветы показались на земле» ( Песн 2:10–12 ). Воскреснув из мертвых, усмирив бурю, Я восстановил тишину ( Мф 8:23–26 ). И так как Я по закону плоти от Девы и Отца «родился и преуспевал в премудрости и возрасте» ( Лк 2:52 ), «цветы показались на земле, наступает время с резать их» ( Песн 2:12 ). Срезание – это отпущение грехов. Ибо сказано: «Всякую... ветвь, остающуюся у Меня и приносящую плоды, Отец Мой очищает, чтобы принесла более плода» (Ср. Ин. 15:2 ). Приноси плоды, и прежнее, бесплодное в тебе, будет отсечено. Ибо «наступает время с резания, голос горлиц...

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/besedy_...

Но кто-нибудь скажет: „мы и в Бога веруем, и во грехах своих пред священником каялись, и св. Таин причащались, а выздоровления не получили”. Точно, братие, каемся мы и пред священником, но каемся часто только одним языком, а в душе нашей нет истинного покаяния, в душе нашей все остаются одни и те же худые мысли и желания, одни и те же грехи. Устами своими мы принимаем св. Тайны Христовы, но в душе нашей нет Божия страха, нет крепкой веры в Бога, мы все остаемся худыми христианами. И после сего, достойны ли мы полного выздоровления, когда своих душ не излечили от грехов? Но люди, имеющие крепкую веру в Бога, получили исцеление от болезней даже тогда, когда прикасались к ризе священника. Св. мученица Сира, девица Персидская, еще некрещенная, будучи больна, только прикоснулась с верою к ризе иерейской, и тотчас получила исцеление (Чет.-Мин. 24 августа). Наконец, возлагая все свое упование на небесного Врача Иисуса Христа, можно обращаться за помощью и к земным врачам, но только не к знахарям и ворожеям. Законный врач и учился лечить, и поставлен на то от начальства, а знахари и ворожеи суть не что иное, как обманщики. Они лечат то нашептыванием, то наговариванием, и своим лечением распространяют между людьми одно только суеверие, отвращают христианские души от истинной веры во Христа. Нет, сколько они не шепчи, сколько ни наговаривай, а все они обманщики, ничего не знающие. Лучше лечись у законного врача, но прежде всего проси Бога, чтобы Он умудрил врача и благословил его лекарство для исцеления тебя. О таких врачах говорится и в Божием писании: Сыне! В болезни твоей даждь место врачу, ибо Господь, его создал и да не удалится от тебе, так как потребен тебе ( Сир. 38:912 ). Значит сам Господь, по вере нашей и по усердной молитве пашей, чрез поставленного врача, исцеляет наши болезни. Что же касается до знахарей и ворожей, то правила церковные повелевают „бежати сицевых и отвращатися“. Ибо всякое их наговаривание и нашептывание „от бесов действуется и совершается” (Требник).

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

37 Оо, пророктары лртр, Таара эйиэхэ ыыппыт дьонун тааынан тамныыр Иерусалим, Иерусалим! Хас тгл Мин эн оолоргун, ктр бэйэтин оолорун кынатын анныгар мунньарын курдук, мунньуохпун баарбыппыный, оттон эн ону баарбатаы! 38 Дьэ ол иин „Дьиэит иччитэх хаалларыллар“. 39 Мин эиэхэ этэбин: „Айыы Тойон аатынан Кэлэн Иээччи алгыстаах!“ дии иликкитинэ, эиги Миигин крххт суоа». 24 Бтэр уук бэлиэлэрэ 1 Иисус Таара Дьиэтиттэн баран эрдэинэ, бу Дьиэ тутууларын Киниэхэ крдрр, рэнээччилэрэ тиийэн кэлбиттэрэ. 2 Иисус кинилэргэ эппитэ: «Бу маны барытын крт дуо? Кырдьыгы эиэхэ этэбин: манна таастан таас орпокко, барыта урусхалланыаа». 3 Иисус Елеон хайатыгар соотоун олордоуна, рэнээччилэрэ Киниэхэ бэйэлэрэ эрэ тиийэн кэлбиттэрэ: «Ити хаан буоларын бииэхэ этиэ дуо? Эн кэлэргин итиэннэ бу дойду бтэр ууга кэлбитин бииги туох бэлиэни крн билэбит?» 4 Иисус эппитэ: «Эиги, кимиэхэ да албыннаппат курдук, сэрэхтээх буолу. 5 Элбэх кии Мин ааппынан ааттанан кэлэн „мин Христоспун“ диэн гс дьону ктэтиээ. 6 Чугаынан да, ырааынан да сэрии турбут сураын истиэххит, ол эрээри онтон куттанаайаыт; ити барыта буолуохтаах эрээри, сс да бтэр уук буолбатах. 7 Норуот норуоту, саарыстыба саарыстыбаны утары туруоа; сут, ллээх сутул сааланыаа, онон-манан сир хамсааына буолуталыаа. 8 Бу барыта – трр талыы киириитэ эрэ. 9 Ол саана эигини тутан ылан сордуохтара-мунуохтара, лртхтэрэ; Мин туспуттан эигини бары норуоттар абааы крхтэрэ. 10 Оччоо гстэр итээллэрин стэриэхтэрэ, бэйэ-бэйэлэрин танарсыахтара, абааы крсхтэрэ. 11 Элбэх сымыйа пророктар дйэн гс дьон йн-санаатын сйхтэрэ. 12 Суута-сокуона суох быыыланыы элбээн, гс дьон таптала сойуоа. 13 Оттон ким тиээр тиийэ тулуйбут – ол быыаныаа. 14 Бары норуоттар истэллэрин туугар, Саарыстыба Евангелиета аан дойдуга барытыгар иитиннэриллиээ; дьэ оччоо бтэр уук тиийэн кэлиээ. 15 Онон, Даниил пророк т крн эппитин курдук, „иччитэхсийии сидьиэ“ сибэтиэй сиргэ турарын крдххтнэ, (ааааччы маны спк йдхтн!) – 16 Иудеяа баар дьон хайаа куоттуннар; 17 ким дьиэтин рдгэр сылдьыбыт, ол тугу эмэ ылыам этэ диэн дьиэтигэр киирбэтин; 18 ким ходуаа сылдьыбыт, ол сонун ыла тннбэтин. 19 Ыарахан да буолуо ол кэмэ ооостоох дьахталларга, эмиийдээх оолоох ийэлэргэ! 20 Эиги куотуугут кыыы кэмэ эбэтэр субуотаа тбэспэтин туугар ; 21 тоо диэтэххэ, ол саана аан дойду айыллыаыттан билиэ диэри буолбатах уонна хаан да буолбат улуу кутурана буолуоа. 22 сктн Таара ол кэми кылгаппатаа буоллар, биир да тыынар тыыннаах ордуо суох этэ; талыллыбыттар тустарыгар ол кэм кылгатыллыаа. 23 Онно сктн ким эмэ эиэхэ кр, Христос манна баар эбэтэр Кини ол сылдьар диэтэинэ, итээйимээри. 24 Сымыйа христостар, сымыйа пророктар р тураннар, т кыалларынан талыллыбыт дьону кытта албыа ктэтээрилэр, улуу бэлиэлэри, дьиктилэри крдрхтэрэ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

ЧЕТВЕРГ. Мк. Зач. 57. (12,38–44) О ЖЕРТВЕ БОГУ – МИЛОСЕРДИИ Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением плодоносящего (9,153). Тогда особенно и можешь ты подавать милостыню, когда ты беден (32,572). Милостыня зависит не от количества имущества, а от душевного расположения (32,572). Бог требует от нас не значительности дара, а меры сердечного благорасположения… (39,496). Обращай внимание не на трату денег, но на пользу от этой траты; если сеятель радуется, хотя и сеет в неизвестности на будущее, тем более должен радоваться возделывающий небо. Если ты мало дал, но с радостью, то дал много; равным образом если ты и много дал, но с прискорбием, то из многого сделал мало (40,759). Если ты не хочешь подать столько, сколько евангельская вдова, то отдай нуждающемуся, по крайней мере, лишнее (43,233). Мы не должны говорить, что Царство Небесное покупается за деньги: не за деньги, а за свободное решение, обнаруживаемое через деньги. Деньги, однако же, нужны, скажешь? Не деньги нужны, а решение (делать добро). Имея это последнее, ты можешь и за две лепты купить Небо, а без него и за тысячу золотых не купишь того, что можешь купить за две лепты (42,348). Никто не может сказать: «Я нищ, и мне не из чего давать милостыню». Ибо если ты не можешь давать столько, сколько оные богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно оной убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары оных богатых ( Мк. 12,42 ). Если и того не имеешь, имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Можешь словом утешить брата своего. Итак, окажи милосердие ему словом и услышишь сказанное: слово паче даяния блага ( Сир. 18, 17 ). Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать милость ему и потерпеть во время его смущения, видя его сокрушенным от общего врага, и, вместо того чтобы сказать ему одно слово и тем более смутить его, ты можешь промолчать: сим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага. Можешь также, когда согрешит пред тобою брат твой, помиловать его и простить грех его, чтоб и тебе получить прощение от Бога… Итак, ты окажешь душе брата милость, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся. Таким образом, не имея чем оказать милосердие телу, ты помилуешь душу его. А какая милость более той, чтобы помиловать душу? Как душа драгоценнее тела, так милость, оказанная душе, больше милости, оказанной телу (55,168).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Итак, без всякого насилия, с одними прельщениями и кознями подступает он к сынам Адама и Евы, как подступал и к самим Адаму и Еве. Но если сам враг приступает к нам только с прельщениями и возбуждениями (ко злу), то, напротив, мы посредством посильной борьбы и брани, то есть подвигов поста и молитвы, можем избавить себя от его злокозненных ухищрений и от лживых прельщений ко злу. Если же выше назвал их начальниками на небе, то сделал это для того, чтобы установить различие между начальниками телесными и начальниками духовными. Но как в словах Давида: там будут обитать все летающие (твари) небесные (ср.: Пс. 103:12), мы разумеем птиц в воздухе, а не небесных, так, равным образом, когда говорится о начальниках небесных, мы разумеем начальников в воздухе, а не начальников на небесах. Выше назвал их правителями мира потому, что они имеют способность распространять соблазны по всему миру и вводить во грех людей, обитающих по всему кругу земли. А также назвал их духами темными под небом для того, чтобы показать, что скрытно, во тьме совершаются те дела темные, которым научает (враг). Сказал: под небом (поднебесным), — дабы показать, что обитание его (диавола) под небом, а не над небесами, а также что между людьми совершаются и чтутся злокозни их, а отнюдь не между огненными и духовными Стражами (Ангелами), как утверждают некоторые еретические секты. Что же касается до слов: и против духов нечистоты, — то это те, которые дерзают входить в людей, как, например, в Марию Магдалину (Мк. 16:9) и в того человека, который бился о камни (Мк. 5:2–5). (Ст. 13–15). Ради сего, говорит, возмите оружие постов, молитв и бедствий, чтобы могли вы устоять и противостать врагам в день злой [сир. (Вальт.): «противостать злу» (или лукавому)], то есть в тот день, когда восстает на нас какая-либо из похотей, которую мы препобеждаем этим оружием. (Ст. 16–38). И во всем приготовьте себя, то есть в истине и правде, дабы посредством их и соединенных с ними добродетелей возмогли вы угасить стрелы лукавого огненные, то есть разжигающие помыслы врага.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

    6_сир. Еф. 1:17-2, 3 (величие Искупителя); син. Мф. 9:9-17 (призвание Матфея).     7_сир. Еф. 2:4-10 (спасение благодатию); син. Мф. 9:18-27 (воскрешение дочери Иаира).     8_сир. Еф. 2:13-22 (примирение смертию Христовою); син. Мф. 9:27-33 (исцеление 2 слепых).     9_сир. Еф. 3:14-21 (обитание Христа в сердце); син. Мф. 11:2-15 (послы Иоанна).     10_сир. Флп. 2:5-11 (истощание Христа); син. Мф. 12:9-23 (исцеление сухорукого).     11_сир. Флп. 4:4-9 (радость о Господе); син. Мф. 14:14-21 (насыщение 5000).     12_сир. Кол. 1:12-20 (искупление и Искупитель); син. Мф. 14:22-36 (хождение по водам).     13_сир. Кол. 2:8-15 (значение Христа); син. Мф. 15:21-31 (исцеление хананеянки).     14_сир. Евр. 2:11-18 (воплощение); син. Мф. 15:32-38 (насыщение 4000).     15_сир. Евр. 9:11-15 (очищение Кровию Христовою). Должно быть Евангелие от Марка     16_сир. Евр. 10:12-25 (первосвященство быть, Христа). Должно быть Евангелие от Марка    Нед. пред Р. Х._сир. Рим. 1:1-7 (призвание во Христе). Должно быть Евангелие от Марка    Нед. по Р. Х._ – ; -     Нед. пред Богоявл._ – ; -     Нед. 1 по Богоявл._ – ; син. Лк. 4:1-15 (искушение Христа).     2_ – ; син. Лк. 4:31-37 (исцеление бесноватого в капернаумской синагоге).     3_ – ; син. Лк. 4:42-5, 11 (чудесный лов рыбы).     4_ -; син. Лк. 5:12-17 (исцеление прокаженного).     5_ – ; син. Лк. 5:18-26 (исцеление капернаумского расслабленного).     6_ – ; син. Лк. 5:27-38 (призвание Матфея).     Нед. мясопуст._ – ; син. Лк. 7:36-50 (вечеря у Симона).     Нед. сыропуст._ сир. Рим. 14:4-15, 6 (неядение мяса); син. Мф. 6:16-33 (нынешнее, но длиннее).     Нед. 1 поста_ сир. 2 Кор. 6:2-10 (самоотвержение апостолов); син. Мф. 6:1-15 (о милостыне и молитве).     2_ сир. Рим. 12:1-5 (члены Церкви); син. Лк. 15:11- 32 (притча о блудном).     3_сир. Рим. 12:6-16а (различие дарований); син. Лк. 18:9-14 (притча о мытаре).     4_ сир. Рим. 12:166-13, 5 (мир и покорность); син. Лк. 10:25-37 (притча о милосердном самарянине).     5_ сир. Рим. 13:7-14 (обязанности к ближним и к себе); син.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

19:9). Климент Римский обращается с молитвою к Богу: «многомилостив и щедр (Господи), остави нам беззакония наши» ( 1Кор. 59 и 60 гл.), как бы воспроизводя аналогичную молитву Сираха (16:12–15). В Пастыре Ермы встречаются частые цитаты из этой книги (Вид. 3:7; Заповед. 1:1; Подоб. 5:3,5,6,7...). У Климента Александрийского (Paed. II, 7= Сир.7:15; 14:1 ; Paed. II, 6= Сир.20:5,8 ; Paed. II, 2= Сир.31:36; 31:38 ; Paed. I, 8= Сир.1:22 ; и мн. др.), Киприана Карфагенского (Test. II, 1. III, 6. Ер. 69= Сир.28:28 ; De immort. с. 13= Сир.12:7–9 ), Оригена (Cont. Cels. VIII, 50= Сир.10:23 ; Com. in Iohan.=Сир.31:16; 5:8), Афанасия (Προт Αр. II, 75. Толк. на Пс. 118:60 ...), Златоуста (De Lazar. II, 4), Ефрема Сирина (I, 83 II, 118 III, 100), Василия Вел. (Шестоднев. 6, 10 Толк. на Пс. 14, 44 ), Григория Нисского (О жизни Моисея и О надпис. псалм. II, 3. Толк. на Екклез. том. 3) и других отцов Церкви очень часто цитуется эта книга. 327 Кирилл Иерусалимский в 23-м огласительном поучении своем прославляет праведного человека характеристикой его у Сираха (34:9–15). Также и в других местах огласительных (6:4; 11:9; 13:8; 23:17) и тайноводственных (5:17) поучений цитует книгу Сираха. Епифаний обличает суемудрие и фантазерство еретиков, пользуясь словами Сираха: «высших себе не ищи и крепльших себе не испытуй» (3:21–24). Этими очень характерными словами очень часто пользовались христианские учители и моралисты, чтобы остановить бесплодные, а иногда и вредные, порывы людей к излишнему и непосильному «мудрованию», порождавшему ересь и расколы. Заповеди Сираха о почитании родителей, с их обещаниями и обоснованиями моральными (3:1–17), очень часто цитуются у отцов Церкви, у проповедников и моралистов. Изречение Сираха: помни последняя твоя, т. е., смерть и загробный суд, и во веки не согрешиши (7:30; 14:12), едва ли реже канонических изречений встречается в богословских, особенно гомилегических и моральных, христианских произведениях. Всякий современный богослов и читатель найдет в книге очень много чрезвычайно ценных поучений и уроков, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010