Закон определял частные случаи и виды Б. (напр., долг каждого отдавать «десятину» для бедных - Втор 12. 17-18; 14. 28-29; 16. 11; «провозглашение прощения» раз в 7 лет: «всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего... ибо провозглашено прощение ради Господа Бога твоего» - Втор 15. 2). Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 35) Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 35) Но против всеобщего значения долга Б. говорят ограничения в отношении того, кому нужно оказывать милость и кто должен быть благотворителем. Понятие «ближнего», в отношении к-рого следовало осуществлять Б., ограничивалось рамками народа израильского: «С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» (Втор 15. 3); на «земле своей» израильтянин должен был помогать всякому обедневшему (Втор 15. 7-11) и не брать с него роста и прибыли с данного взаймы (Исх 22. 25-27; Лев 25. 35-37), с иноземца же мог взыскивать долг (Втор 23. 20). Подобный подход, хотя и не законодательного характера и в более позднее время, фиксируется разделением лиц благочестивых и грешных, причем не считается обязательным помогать последним. «Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сир 12. 1-2). Однако в пророческих речах и учительных книгах уже присутствуют возвышенные высказывания о Б., милостыне, как предвидение учения об истинной любви («Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою...» - Притч 25. 21). Новый Завет, христианская традиция не содержат к.-л. ограничений для благотворения. Евангельская заповедь творить милостыню абсолютна: закон христ. Б. таков, чтобы давать всякому просящему (Лк 6. 30). И если ветхозаветный мудрец советовал «делать добро смиренному и не давать нечестивому» (Сир 12. 4-7), то христианство провозгласило принцип: «не судите никак прежде времени, пока не придет Господь» (1 Кор 4. 5) и учит соответственно милосердию, подобному милосердию Небесного Отца. Христианство свободно от юридического принуждения к благотворению. Закону творить благо усвояется значение всеобщего долга, он не связан с имущественной состоятельностью. Благотворение - это первичное обнаружение той любви к ближним, к-рая составляет «душу» христианства. Б., по словам свт. Григория Нисского , «содержит жизнь, она - мать бедствующих, учительница богатых, благая детопитательница, попечительница о старцах, казнохранилище нуждающихся, всеобщее пристанище несчастных; она делит свои заботы всем возрастам и несчастиям» ( Greg. Nyss. De benefic.). Главные основания Б.

http://pravenc.ru/text/149333.html

Согласно заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою ( Исх.20:12 ), обязанность почитать родителей сама по себе священна. Но Господь благоволил присоединить к ней еще и обетование: да благо ти будет и да долголетен будеши на земли ( Исх.20:12 ). В очах Божиих обязанность почитания родителей настолько важна, что к ее исполнению Господь побуждает детей обещанием благополучной и долгоденственной жизни. И это действительно так: от почитания родителей зависит благоденствие целого дома и семейства, а от благоденствия домов и семейств зависит благоденствие целого государства, ибо государство есть не что иное, как большое семейство народа. Почитание родителей – это любовь, соединенная с уважением; любовь есть уважение и почитание. Слово почитай (чти) заключает в себе слово люби, потому что без любви нет истинного почитания. «Почитающий отца, – говорится в Прологе (28 июня), – очистит грехи свои, и обогатится тот, кто чтит матерь свою. Почитающий отца и о своих детях возвеселится, и в день молитвы своей услышан будет». Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои... Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища... Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит матерь свою ( Сир.3:14–15, 3–4:6 ). Господь обещает каждому почтительному сыну и дочери благополучие и долгоденствие ( Еф.6:2–3 ). И дарует это детям именно чрез родителей. С древности существует христианский обычай благословения детей родителями. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания ( Сир.3:8–9 ). «Значит, благословение родительское есть источник благополучия для детей и великий дар Божий» 648 . «Благословение родителей, – пишет епископ Феофан Затворник , – похоже на слово Божие. Как то размножает, так и сие. Напротив, неблагословение и клятва сокращает и как бы иссушает. На ком нет его, тому ни в чем и счастья нет, все из рук вон. Пропадает и свой ум, и другие отчуждаются» 649 . Все это подтверждается жизнью. Вот почему «больше всего дети должны дорожить родительским благословением, потому всячески стараться получить его, а для того заботиться и о том, чтоб сердце родительское было отверсто к ним, а не закрыто» 650 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Писание говорит: блажен, кто приобрел мудрость, и передает ее в уши слушающих ( Сир.25:12 ); а кто умудрил себя учением Христовым и не благовествует, тому будет горе. Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех ( Иак.4:17 ), как сказано. Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость ( Сир.20:31 ). Кто спасает свою душу и, считая себя за нечто, пренебрегает спасением ближних, тот обольщает себя; ибо весь закон состоит в одном: люби ближнего как самого себя ( Гал.5:14 ). Такому говорит Златоуст: не лучше ли быть не столь добродетельным (для души своей) и доставлять пользу другим, чем быть выше всех и с презреньем смотреть на погибель братьев? Если они нерадят о богоугодной жизни, а ты нерадишь о их спасении, то как исполнится слово Христово: «любите друг друга, и потому будут знать, что вы мои ученики?» А что делает любовь, сие понять можно из слов Господних: кого Я люблю, тех обличаю и вразумляю ( Откр.3:19 ). Значит у того нет любви, кто ищет пользы душе и нерадит о полезном для спасения ближних, не учит и не вразумляет их. Постится ли он и спит на голой земле, или изнуряет себя другим способом, но если только не заботится о спасении других, то ничего важного еще не делает он. А откуда это видно? Богомудрый Павел говорит: если я раздам все имение и отдам свое тело на сожжение, но любви не буду иметь, то нет в том никакой мне пользы ( 1Кор.13:3 ). Назидайте один другого, – говорит нам Писание, – и вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг другу и ко всем ( 1Фес.5:11; 3:12 ). В ком есть любовь, тот, видя путь, по которому многие идут и который вводит в погибель, непременно сожалеет о них и старается вразумить их, привести их в познание истины. И блажен тот, кто хотя одного грешника обратит от ложного пути его, он спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак.5:20 ). Если вечная награда будет тому, кто посетит больного, утешит заключенного в темнице, то не большее ли воздаяние будет тому, кто поможет исцелиться больной душе, возвратить к вечной жизни сидящих во тьме и тени смертной (Ср. Мф.4:16 )? «Пусть кто раздает тысячи, – как говорит Златоуст, – он не столько сделает, сколько тот, кто спасет душу от погибели. Тот может телу избавиться от нужды, а этот бессмертной душе от вечной муки». Если одна душа дороже всего мира – ибо все в мире сем преходит, а душа как вдохновение Бога живого жить будет вечно, – то рассуди, какое приобретение получишь ты, когда поднимешь с распутия греха хотя одну душу и привлечешь ее в Царство Небесное? Сколь драгоценна и любезна Богу душа человеческая, сие доказывает и то, что Бог послал для спасения ее Сына Своего с небес, и Он, сделавшись сыном человеческим, претерпел даже смерть за род наш!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

б) Другая партия лжеучителей говорит : «все зависит от веры. Кто исповедует веру Церкви, тому ничто не грех.» Но как говорит Христос? « Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное » ( Матф.7:21 ) и т. д. « Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь » ( 1 Иоан.4:8 ). « Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих » ( Иак.2:17–18 ) и т. д. 2. Против строгой нравственности. Позволяют сыновьям посещать любезные для них общества , заводить небезукоризненные знакомства, не отставать от общепринятого тона, потому что иначе было бы им стыдно. Дают дочерям право не уступать другим в щегольстве, в удовлетворении прихотям суетности, тщеславия и т. д. Поощряют к различным увеселениям, потому что молодым людям неприлично, говорят, сидеть взаперти. Хвалят хитрость и лукавство в поступках, потому что иначе нельзя жить на свете. Христос говорит: « Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный » ( Мф. 5:48 ). « Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его » ( 1 Петр. 2:21 ). 3. Против должного послушания. « Не должно слишком много угождать родителям, господам, властям ,» говорят лживые учители. «Свобода и равенство» привлекательные слова. Но в Священном Писании говорится: « почитай отца твоего и мать твою » ( Исх. 20:12 ) и т. д. ( Сир. 7:29 ; Сир. 3:16 ; Притч. 30:17 ; 28:24 ). И: « рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу » ( Ефес. 6:5–8 ). И: « нет власти не от Бога » Рим. 13:1 и т. д. 4. Против стремления к небесному. «Будущая жизнь неизвестна, поэтому будем заботиться о настоящей, наслаждаться земной. Имущество, обладание, приобретение — вот самое первое и очевидное благо, о котором нужно заботиться. Бедность — единственное несчастье!» говорят лживые учителя нашего материального века. Но как говорит Христос? « Жизнь человека не зависит от изобилия его имения » ( Лук. 12:15 ) и т. д. « Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут «( Мф. 6:19 ) и т. п. « Ищите же прежде Царства Божия и правды Его » ( Мф. 6:33 ) и т. д.

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

" Хотя слово " грех " употребляется здесь (в словах " первородный грех " - П.В.) в переносном смысле и свидетельствует о болезненном состоянии человеческой природы, но не означает какой-либо нашей личной виновности. Мы виновны за свои личные грехи и ту греховную страстность, которая возникает в нас за невоздержание наше " (104:28). " Но дети Адама и Евы не были повинны в их преступлении и не могли сознать себя преступными только на том основании, что их родители были преступниками " (108:105). 62. Господь не оставляет грех без соответствующего наказания (см., например, Исх.34:7; Чис.14:18; Евр.2:2), за исключением отдельных случаев (см., например, Иез.33:14 -16). О наказании за грех также говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: " Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных " (Прем.14:31); " Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным " (Сир.7:8); " И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным " (Сир.16:11). " Во всяком грехе находится вина и наказание, как два червя в испорченном зубе или в трухлявом дереве скрываются. Вины (то есть греха) Бог не хочет, но наказания, действительно, для нас предустановляет, да теми предает нас на измождение (на казнь) " (107:477). " Грех в самом себе несет болезнь, наказание человеку. Страдания являются следствием грехов. В некоторых страстях причины страданий очевидны, например: в пьянстве, наркомании. В других, особенно душевных, это сложнее заметить, но они поражают человека не менее жестоко. Что только не сделали зависть, самолюбие, алчность и т.д. Не они ли порождают ссоры, вражду, убийства, войны и т.п.? " (105:129). 63. Из слов царя Давида к Господу можно сделать вывод о том, что согрешил именно Давид, а наказанию подверглись, помимо его самого, также и его подданные: " вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? " (2Цар.24:16) - или: " я согрешил, я сделал зло; а эти овцы что сделали? " (1Пар.21:17) 64. " Господь, Бог наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода " (Исх.34:6,7). См. также Исх.20:5; Лев.26:39; Чис.14:18,33; Втор.5:9; 12:25,28; 1Цар.2:33; 3:13,14; 2Цар.12:13,14; Пс.36:28; Ис.14:21; Иер.32:18; Плач.5:7; Прем.3:16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Бог является источником истинной премудрости и разума. Он… дает мудрость мудрым и разумение разумным (Дан. 2, 21). Он подает человеку сердце разумное, чтобы… различать что добро и что зло (3 Цар. 3, 9). Можно приобретать у Бога премудрость и разум, как некое богатство и источник жизни (Притч. 16, 22), и терять (21, 16; 23, 26). Особенно ярко этот энергийный характер Божественной Премудрости изображен в следующих словах Писания: Премудрость подвижнее всякого движения и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она есть отблеск вечного света, и чистое зеркало действия Божия, и образ благости Его… пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков… Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше (Прем. 7, 24—29). Будучи сама одним из высших даров Святого Духа (Прем. 7, 14; 9, 17), она предстает в Писании распределительницей всех благ: жизни и счастья (Притч. 8, 32—36; Сир. 14, 25), безопасности (Притч. 3, 23—26), благодати и правды, славы и богатства (Притч. 3, 13—16; Прем. 8, 5), равно как и всех добродетелей (Прем. 8, 7). Еще в Ветхом Завете Премудрость изображалась как некая личность, сопутствующая всем действиям Бога в мире. При творении она веселилась пред лицом Божиим (Притч. 8, 27—31). Она правит вселенной (Прем. 8, 1), направляет историю мира (Прем. 10, 1—19) и обеспечивает людям спасение (Прем. 8, 13). Она открывает им Божественную волю (Прем. 9, 9), призывает воспользоваться всеми ее благами (Притч. 8, 1—21), вкусить от Ее трапезы (Притч. 9, 4—5). В новозаветных писаниях Господь наш Иисус Христос предстает как Учитель высочайшей Премудрости, подтверждаемой силами и чудесами (Мф. 12, 42; Мк. 6, 2; Лк. 2, 40). Он обещает Своим последователям дар премудрости, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся (Лк. 21, 15). Христос строит Свою речь по образцу ветхозаветных речей Премудрости Божией: «Придите ко Мне» (Мф. 11, 28; ср.: Сир. 24, 21); «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35; ср.: Ис. 55, 1; Притч. 9, 1—6). Здесь обещано больше, чем можно ожидать от речей какого-либо мудреца. Апостол прямо именует Христа Премудростью Божией (1 Кор. 1, 24, 30), потому что в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3). Во Христе откровение Божественной Премудрости достигает своей полноты (Мф. 13, 35; Рим. 11, 33). В Нем все ветхозаветные высказывания о Премудрости Божией получают свою окончательную значимость: Он и есть воплощенная Ипостасная Божественная Премудрость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

37. Фокион : Фокион имел обыкновение так говорить Антипатру: «Не можешь быть мне [одновременно] и другом, и льстецом». Слово 12-е. О богатстве, бедности и сребролюбии 1. Мф. 19, 24 : Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 2. 1Тим. 6, 17 : Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения. 3. Иов. 20, 15 : Богатство неправедно собираемо изблюется. 4. Притч. 19, 1 : Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами. 5. Еккл. 10, 19 : За все отвечает серебро. 6. Сир. 31, 1 : Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон. 7. Сир. 13, 26, 28 : Когда подвергнется несчастью богатый, у него много помощников; сказал нелепость, и оправдали его. Заговорил богатый, – и все замолчали и превознесли речь его до облаков. 8. Свт. Василий Великий : Бедность вместе с истиной для благоразумных предпочтительнее всякого наслаждения. 9. Не бедность позорна, но [позорно] не переносить бедность благоразумно. 10. Разум, порабощенный сребролюбием, есть весы, которые на одной чаше перевес имеют. 11. Свт. Григорий Богослов : Всего непоколебимее человек неимущий. Он обращен к Богу и на Него одного взирает. 12. Погибнет богатый, если не будет помогать бедным. 13. Лучше бедность, [чем] неправедное состояние. Так же и болезнь – чем не на добро отменное здоровье. 14. Тяжко быть бедным, но хуже быть богатым и злым. 15. Свт. Иоанн Златоуст : Сколь велико достоинство бедности! Бога становится лицом. В бедности скрывается Бог , и бедный протягивает руку, а приемлет [милостыню] Сам Бог. 16. Как от переедания появляется воспаление, из воспаления рождается горячка, а из нее затем часто – смерть, так и от преизбытка имущества и богатства рождается высокомерие. Так же, как на телах – воспаление, так и в душе – высокомерие. 17. Затем из него обычно следует вожделение к неприличным [делам]. 18. Свт. Григорий Нисский : По-доброму владеть малым почетнее, чем владеть дурно многим.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

1) Откуда из св. Писания видно, что останки святых после их смерти сохраняются в земле нетленными? «Процветут, говорит премудрый Сирах, кости праведных от места своего» ( Сир. 49:12 ). Бог «хранит все кости его (праведника), ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33:21 ). Во время смерти на кресте Спасителя «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» ( Мф. 27:52–53 ). 2) Почему тела святых угодников Божиих остаются после их смерти нетленными? Потому, – что еще при жизни святых угодников Божиих на земле не только в их душах, но и в телах, всегда обитал Св. Дух Божий, не оставляющий их Своею благодатию и после их смерти: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имете вы от Бога?» ( 1Кор. 6:19–20 ). 3) Откуда видно, что мощи святых чтились верующими? Из тех мест св. Писания, где говорится, что Евреи вынесли из Египта тело патриарха Иакова и с великим торжеством похоронили его в земле Ханаанской ( Быт. 50:1–13 ), – что Моисей взял с собою, при выходе из Египта, кости патриарха Иосифа ( Исх. 13:19 ), – что благочестивый царь Иосия, осквернив вынутые из могил кости впавших в идолопоклонство Иудеев, в то же время повелел сохранить могилы «человека Божия» и пророка из Самарии ( 4Цар. 23:1–18 ). 4) Откуда видно, что Господь творил великие чудеса чрез мощи святых угодников Божиих? Из следующих мест св. Писания: «Илия сокрыт был вихрем, – и Елисей исполнился духом его; ничто не одолело его; и, по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти были дивны дела его» ( Сир. 48:12–15 ). «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13:20–21 ). 5) Откуда видно из св. Писания, что чрез одежды не только Христа, но и святых угодников Божиих, творились великие чудеса, и что даже тень падающая от ап. Петра, исцеляла больных, мимо которых он проходил?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Имеешь ли ты дочерей, соблюди чистоту их тела, и не показывай им лица веселого (7:26). Если у тебя сыновья, старайся воспитать их хорошо, и из детства преклоняй выю их (7:25). Любящий сына своего, часто наказывает его, дабы он выросши мог быть ему в радость (30:1). Неукрощенный конь бывает свиреп; а сын самовольный дерзок будет (8). Не смейся с ним, дабы после не плакать от него (10). Наклоняй выю его, пока он молод; нагибай спину его, пока он мал, дабы он не сделался жестким и непокорным (12). Сын мой, не обязывайся множеством дел; ибо приняв на себя многое, не будешь без вины. Если погонишься за всем, не успеешь всего обнять; если и побежишь вперед, не выбьешься (11:10). Имя доброе лучше, нежели богатство великое; и благоприятство лучше серебра и золота ( Прит.22:1 ). Приглашай к столу своему людей честных. Много имей приятелей, живущих с тобою в мире: но советника одного выбирай из тысяч. ( Сир.9:22, 6:6 ). Если ты хочешь иметь друга, испытай его прежде, и не тотчас вверяйся ему; ибо есть друзья, которые только во время для них нужное будут обращаться с тобою, а во время скорби оставят тебя. Есть друзья, переменяющиеся во врагов, которые, поссорившись с тобою, из ненависти, откроют такие вещи, кои не принесут тебе чести. Есть друзья, которые любят только стол твой, а во время скорби твоей не останутся с тобою (7–10). Друг верный – кров крепок; кто нашел его, нашел сокровище. Другу верному цены нет; и доброта его верности перетянет золото и серебро (14:15). Не оставляй друга старого; ибо новой друг не сравняется с ним (9:12). Не говори другу: поди теперь и приходи после, завтра я дам тебе нужное, ежели можешь дать сейчас ( Прит.3:28 ). Охотно теряй серебро твое для брата и друга, и не дай оному заржаветь под камнем тебе на погибель ( Сир.29:13 ). Не покидай друга за то, что он медлит отдавать тебе деньги, и не презирай любезного брата ради золота (7:20) (По Вульгате). Не разглашай худого ни о друге, ни о враге твоем; и не открывай оного, ежели не будет в том греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Блаженный Феофилакт поясняет значение слова «ехидна». Он пишет: «Называет их ″порождением ехидниным″. Так как они хвалились Авраамом, то он дает им знать, что они не Авраама потомки, а предков дурных, каковы и сами они» . Здесь Феофилакт показывает нам, что мы не можем жить заслугами благочестивых предков, скорее всего мы последуем дурным предкам; и словом «ехидна» обвиняет их в лицемерии. Дурная набожность и религиозность фарисеев, как древних, так и современных нам, заключается в том, что себе они готовы простить любой грех и любую оплошность, а на других грешников смотрят с пренебрежением и злорадством. Мол, сам виноват, что попался, а был бы, как мы, лицемером, пребывал бы у всех в почете! Есть три категории людей: верующие, неверующие и лицемеры. Лицемеры хуже всех! Верующий, даже слабый, может исправиться. В Церкви для спасения есть все необходимые средства. Неверующий может обратиться к Богу и начать новую жизнь. И только лицемер, пребывающий в состоянии самообмана, остается таким же, безо всякой надежды на исправление. Далее сказано: Мф.12:35 . «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое». Этими словами Сын Божий показывает, что внутреннее наше состояние рано или поздно проявит себя. Добро породит добро, равно как и зло породит зло. Здесь Господь продолжает тему о добром и злом древе. И если лицемеры думают, что они хорошо замаскировали свою порочность, они не правы: грешник сам, самим видом своим, свидетельствует о себе более, чем сотня свидетелей его преступлений. Сказано: «По виду узнается человек, и по выражению лица при встрече…» ( Сир.19:26 ); и еще: «Выражение сердечного изменения – лице. Четыре состояния выражаются на нем: добро и зло, жизнь и смерть, а господствует всегда язык» ( Сир.37:21 ); и еще: «Выражение лиц их свидетельствует против них… горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» ( Ис.3:9 ). И мы читаем далее: Мф.12:36–37 . «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010