LVI. О лжепророках и лжеучителях Признаки истинных и ложных пророков Бог Сам научил народ Свой отличать лжепророков от истинных пророков Божиих, указав и отличительные признаки тех и других. Нужно обратить внимание, кто, например, у хлыстов называется пророками и в чём состоит их деятельность. Первый признак истинных пророков – это божественное их избрание и посланничество ( Исх.3:10–12 ; Иер.1:5 и др.). Хлыстовские и др. лжепророки ничем не могут доказать, что Бог их избрал и послал учить русский народ; они самозванцы. Второй признак истинных пророков – святость жизни их и открыто проповедуемое ими учение, чего вовсе нет у пророков хлыстовских ( 3Цар.18:7–18 ; Сир.48:12–15 ). Третий признак: ясное знание истинными пророками событий прошлого, настоящего и будущего, причём предсказание будущих событий всегда исполнялось ( Втор.18:18 ). Четвёртый признак: дар прозорливости, знание тайных помыслов человеческих ( 4Цар.5:20–27 ; Деян.14:23–25 и др.). Ничего подобного нет у лжепророков сектантских, не знающих, что с ними самими завтра случится. Пятый признак: пророчества изрекались ясно, в спокойном состоянии духа, в то время как лжепророки языческие, подобно хлыстовским, неистовствовали, скакали, бесновались ( 3Цар.18:26–29 ). До самого скончания века мы не должны ожидать никакого нового откровения. Что же потому должно думать о том, кто пришёл бы и стал уверять нас, что он приносит от Бога новое откровение? Мы должны почесть его лжецом и обманщиком. Если бы даже он говорил, что ангел или какой-либо дух говорит ему, и тогда надо с твёрдостью отвергнуть его, не допуская в себе места духу пытливости или каким льстивым надеждам. Един Господь, едина вера, едино крещение ( Еф.4:5 ), учит апостол: какого ещё новшества в вере и богоугождении ожидать и принимать нам?! И какая нужда нам слушать всякого встречного, тем паче, когда от иного Иисуса – иной образ спасения проповедуется, которого не проповедовали апостолы, или иного духа предлагается принять, коего не принимали доселе, или к иному благовестию склоняют, коего не было слышно прежде ( 2Кор.11:4 )? – Какого же ещё нужно учения, когда то, которое мы держим, так спасительно и так многообразно доказало свою спасительность?! К сему может располагать только праздное желание перемены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава 1 1 . Словеса Амосова, яже быша в Кариафиарим 26 от Фекуи, яже виде 27 о Иерусалме 28 во дни Озии царя Иудина, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Исраилева, прежде двою лет труса. С Еврейского. „слова Амоса, который был в числе пастухов Фекойских, пророчески изреченный им о Израиле во дни Озии, царя Иудейского и, во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года до землетрясения“ 29 . Бл. Феодорит, держась приведенного текста LXX, полагает, что св. Амос, „происходя из Фекуи, Божественного откровения сподобился в Кириафиариме, и что ему повелено слова сии произнести о Иерусалиме“. Так, конечно, следует понимать, если держаться текста, какого держался сей бл. учитель; но, по мнению толковников, Еврейский текст здесь вернее, а последний ничего не говорит о Кириафиариме и Иерусалиме. Рассматривая содержание книги св. пророка Амоса, мы видели, что сей пророк очень мало говорит об Иерусалиме или Иудейском царстве, и более говорит о соседственных сему царству народах и главным образом о царстве Израильском. Потому св. Ефрем Сирин так объясняет: „Амос пророчествовал во дни Озии царя Иудейского о царстве Израильском и о соседних народах, именно: о пленении Израильтян и Сириан Ассирианами, и о пленении Иудеев Вавилонянами“, и читал в свящ. тексте: „слова Амоса, который был один из пастырей Фекуйских, не упоминая о Кириафиариме и Иерусалиме. 2 . И рече: Господь от Сиона 30 возглагола, 31 и от Иерусалима даде глас Свой, и сетоваша пажити пастырей, и изсше верх Кармил. С Евр: „он сказал: Иегова с Сиона возревет, и из Иерусалима даст глас свой. И застонут селения пастушеские, и глава Кармила изсохнет“. И рече, т. е. св. пророк Амос, по откровению свыше, изрек следующее: Господь от Сиона возглагола. Слово: возглагола или с Еврейского, возревел, как лев, дает понятие о великом гневе Божием, о грозных казнях, какие имели постигнуть Израильтян. Как бы так сказал пророк: кончилось для вас время Божия долготерпения; Господь Бог , который обитает не в ваших капищах, а на Сионе, в храме Иерусалимском или на небе, сей Господь, безмерно вами прогневанный, наконец возревет противу вас, как ревет лев в пустыне, и поразит вас такими бедствиями, от которых будут стонать селения пастухов, и самый Кармил – 32 гора столь плодоносная, – от засухи посохнет до самой своей вершины. Св. Амос намекает на те бедствия, какими угрожал современник его другой Божий пророк Иоиль. „Это (что сказано здесь св. Амосом), гов. бл. Феод. и в самом деле исполнилось от бездождия, саранчи, гусеницы и других казней, каким подверг их праведный Судия.“ Под Кармилом и пастушескими селениями св. Ефр. Сир. разумеет „народы и страны, которым пророк предвозвещает разорение и тяжкие бедствия“, а бл. Феодорит под пастырями – „царей сопредельных народов, под пажитями их подданных“.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСХОД [греч. Εξοδος; лат. Exodus], одно из центральных событий Свящ. истории ВЗ: уход сынов Израилевых из Египта; название 2-й книги Пятикнижия , к-рая рассказывает об избавлении евреев от егип. рабства, о начале странствия по пустыне и заключении завета с Богом на горе Синай. Наименование кн. Исход и ее место в каноне Переход через Чермное море. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей, Дамаск) Переход через Чермное море. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей, Дамаск) В евр. традиции кн. Исход, как и др. книги Пятикнижия, названа по ее первому значимому слову - «Шэмот» в начальных словах книги: «Веэлле шэмот» (    ,       «Вот имена» - Исх 1. 1). В переводах Библии на рус. и западноевроп. языки это название восходит к переводу LXX (Εξοδος) или Вульгаты (Exodus). Наименование книги в сир. переводе Пешитты также следует этой традиции:     - «Книга Исход». Кн. Исход содержит повествование об исполнении Божественных обетований, данных патриархам в кн. Бытие, образуя т. о. тематическое единство с др. книгами Пятикнижия, однако расположение ее текста в каноне имеет ряд особенностей. Заглавные стихи кн. Исход не являются продолжением заключительных стихов предыдущей книги (Быт 50. 26), но представляют собой краткое повторение имен сыновей Иакова из Быт 46. 8-27. Последние стихи этой книги (Исх 40. 36 сл.) отсылают к Числ 9. 15-23, к-рые завершают рассказ о скинии, а начальные слова кн. Левит (Лев 1. 1) являются продолжением не последнего стиха кн. Исход, а предшествующего ему Исх 40. 35. Текстология кн. Исход Текст кн. Исход представлен в 4 текстологических традициях: евр. тексте (MT), греч. тексте Септуагинты (LXX), Самарянском Пятикнижии и кумран. рукописях. В целом текст кн. Исход хорошо сохранился в евр. рукописной традиции: МТ на основе Ленинградского кодекса (B19a) был отдельно издан Г. Куэллом в сер. BHS (Exodus et Leviticus/Ed.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Прежде всего возникает вопрос, как смотреть на это повествование: как на действительную историю и понимать буквально или воспринимать как миф, аллегорию, иносказание? Сам бытописатель, несомненно, смотрел на это сказание как на подлинную историю, поместив его в начале своей исторической книги. За подлинную историю принимали повествование о грехопадении прародителей и священные писатели других книг, как канонических, так и неканонических. Так, в книге Премудрости Соломона говорится: «Бог созда человека в неистление, и во образ подобия Своего сотвори его; завистию же диаволею смерть вниде в мир» ( Прем.2:23–24 ). «От жены начало греха, и тою умираем вси, – говорит Иисус, сын Сирахов ( Сир.26–27 ). Пророк Иезекииль пользуется общими чертами библейского повествования о райской жизни и падении прародителей, чтобы изобразить величие и падение царя Тира: одно историческое событие освещается другим ( Иез. 28 ). Пророк Осия говорит о евреях: «Они... подобно Адаму, нарушили завет и... изменили Богу Израилеву» ( Ос.6, 7 ). В Новом Завете библейскому повествованию о падении также придается значение исторической достоверности. Апостол Павел говорит, что змий хитростью своею прельстил Еву ( 2Кор. 11, 3 ); или еще: «прежде создан Адам, потом Ева , и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» ( 1Тим. 2:13–14 ). Кроме библейского, существует внебиблейское, весьма древнее, предание языческих народов в пользу историчности Моисеева сказания о грехопадении. Особенно интересен в этом отношении весьма древний памятник, так называемый «халдейский цилиндр». Посредине этого цилиндра изображено дерево с семью ветвями и двумя плодами. По сторонам дерева сидят две фигуры с протянутыми руками, судя по головным уборам, – мужчина и женщина. Сзади женщины изображен поднявшийся змий. Нетрудно понять, что это наглядное изображение библейского сказания о грехопадении. Если прибавить еще, что и у многих других языческих народов имеются сходные с библейским сказания о начале зла в мире, то ясно, что в основе их лежит воспоминание о действительных событиях, совершившихся на заре человеческой истории и описанных в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Скачать epub pdf Глава 4. Народ Божий и пастыри Когда мы говорим о «пастырстве», «пастыре», и его «стаде», сами слова эти звучат для нас богословски. В современной, по преимуществу городской, индустриальной культуре они потеряли ту свою первозданную свежесть и живость, с какой произносились среди возделанных полей и пастбищ, в среде народа, изначально занимавшегося скотоводством. На Древнем Востоке цари называли себя пастырями, на которых свыше возложено определенное служение – собирать овец и заботиться о них. Этот образ часто встречается в Ветхом Завете, помогая понять те отношения, которые соединяют народ Божий с Господом через Христа и Его посланников. Образ пастуха, ведущего свое стадо, глубоко укорененный в опыте странствующих арамеян ( Втор.26:5 ), какими были праотцы Израиля в условиях пастушеской жизни, идеально выражает две стороны власти, осуществляемой над людьми, как будто противоположные и часто разделяемые. Пастырь одновременно и возглавитель и сотоварищ. Это человек сильный, способный защитить свое стадо от диких зверей ( 1Цар.17:34–37 ); вместе с тем он внимателен к своим овцам, хорошо их знает ( Притч.27:23 ), применяется к их положению ( Быт. 33:13 ), берет слабых ягнят на свои руки и носит на груди своей ( Ис.40:11 ), бережно водит их среди скал и острых камней по ведомым лишь ему тропкам. Об отеческой любви пастуха к каждой овце повествует Вторая Книга царств (12:2–3). Власть пастыря неоспорима, это власть взаимной любви и преданности. Однако в Ветхозаветных Писаниях Бог редко прямо именуется Пастырем. По-видимому, это наименование оставляется только за Тем, Который должен прийти. Но несмотря на редкость этого аллегорического наименования Бога в книгах Ветхого Завета, отношения Бога с Его народом могут быть представлены как отношения Доброго Пастыря и стада. При исходе Израиль был народом паствы Его и овцами руки Его ( Пс.94:7 ), и Бог повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно, u они не страшились ( Пс.77:52–53 ). Господь продолжает быть водящим в отношении Своего народа ( Пс.79:2 ), как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки u носить на груди Своей, и водить дойных ( Ис.40:11 ); правда, как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище? – горестно восклицает пророк Осия (4:16). Потому, пророчествует Иеремия, стадо Господне отведено будет в плен (13:17). Но Господь Милующий снова будет вести их и приведет их к источникам вод ( Ис.49:10 ), давая знак (по-еврейски буквально «свистя») рассеянным овцам ( Зах.10:8 ) и собирая их. Такую же заботливость Он проявляет по отношению к каждому верному, который под посохом Божиим не имеет недостатка ни в чем и может ничего не бояться ( Пс.22:1–4 ). Милосердие Господне распространяется на весь мир, на всякую плоть ( Сир.18:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часто случается, что люди почитают человека не за его умственные и нравственные достоинства, а за его высокое положение и богатство; часто люди гордые презирают труд и решаются лучше голодать, чем, отложив гордость, приняться за низкую работу. Иисус сын Сирахов твердо заявляет, что «не должно презирать разумного бедняка, и не должно восхвалять всякого нечестивца», хотя бы он был и богат и знатен (10:26); и в жизни бывает, что «разумному рабу служат и свободные» (ст. 28); вообще, человек разумный и благочестивый выше и князя, и господина, и судьи (ст. 27). Если же, поэтому, нечестивый богач стоит ниже благочестивого и разумного бедняка, то тем выше человек, соединяющий в себе и внутренние и внешние достоинства, т.е., и благочестивый, и богатый (ст. 33–34). И труд, ведущий к богатству, вовсе не заслуживает презрения: «лучше тот, кто трудится и имеет избыток в средствах, чем тот, кто гордится, но нуждается в пропитании» (ст. 30). Таковы мысли, изложенные сыном Сираховым в конце 10-й главы. В начале 11-й он предостерегает против суждения ο человеке по его наружности и состоянию и советует быть вообще осторожным в словах. Все эти советы бен-Сира, имевшие, может быть, специальное отношение к евреям, приниженным тогда среди других народов, не потеряли и доселе своего значения. Особенно важен взгляд премудрого на труд и на богатство, как результат труда: каждый человек должен трудиться, не мудрствуя лукаво, должен честно исполнять то дело, которое ему назначено Богом; если же в результате труда явится благосостояние, даже излишек в средствах, богатство, то следует пользоваться им разумно, не только на собственную пользу и удовольствие, но и для помощи ближним (ср. 3:17–4:11).   Смиренный мудрец выше знатного и богатого ( Сир. 10:22–11:9 ).   22. Какое семя почтенно? – семя человеческое; какое семя почтенно? – боящиеся Господа. 23. Какое семя презираемое? – семя человеческое; какое семя презираемое? – преступающие заповеди. 24. Между братьями почитается глава их, а боящийся Бога – выше его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

На это мы ответим вам вот что: для того мы привели вам слово церковное, чтобы вы из него поняли то, что кто злословит другого, тот сам почти всегда бывает худым человеком, и сам почти всегда в десять раз бывает хуже злословимого им. Вас удивляет это? Не удивляйтесь. Выслушайте, что говорит о злоречивых преподобный Ефрем Сирин , и вы убедитесь в истине слов наших. «Кто услаждается, – говорит Преподобный, – злословием других, тот ясно показывает, что сам уловлен тем, за что злословит других. Ибо кто злословит другого, тот сам себя осуждает. Он человек плотский, запутавшийся в сетях мира. В злоречивом все есть: и клеветничество, и ненависть, и наушничество; поэтому признается он братоубийцей, безжалостным, немилосердным. А кто всегда имеет в себе страх Божий, и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других. Поэтому подлинно стоит слез и плача, кто приучил себя к злоречию. И что этого ненавистнее? Почему и святый Апостол, запрещая дела порочные, причисляет к творящим их и злоречивого: ни досадители, ни хищницы царствия Божия не наследят ( 1Кор. 6, 10 ) (Твор. Ефрем. Сир. ч. 1, стр. 27). Итак, братие, правду мы сказали, что кто злословит другого, тот сам почти всегда бывает худым человеком, и сам почти всегда в десять раз бывает хуже злословимого им. Поэтому, когда придет на ум лукавая мысль сказать что-нибудь худое про ближнего, сейчас же и скажите самим себе: «Это потому дьявол влагает мне такую мысль, чтобы, чрез приведение ее в дело, сделать самого меня злым, безжалостным, худшим против того, кого я хочу злословить, и погубить меня». И когда так помыслите, злая мысль злословить ближнего отойдет от вас, и вы удержите язык свой от зла. А для того, чтобы и навсегда покончить с грехом злоречия, выслушайте в заключение и еще последнее слово вышеупомянутого преподобного отца нашего Ефрема Сирина . «Блажен, – говорил он, – и троекратно блажен, кто не повредил языка своего злословием других, кто языком не осквернил сердца, но разумеет, что все мы состоим под наказанием, и не услаждается злословием других, но раздражен против этой страсти. Ибо кто не злословит другого, тот соблюл себя неукоризненным. Ему не было преткновения, и совесть его не осквернена. Кто бегает злоречивого духа, тот соблюл себя от сближения с людьми злыми и победил полчища бесов. Кто не приобрел злоречивого языка, тот приобрел неокрадываемое сокровище. Кто не склонен к злословию других, тот избег братоубийства, того другие не будут злословить. Кто не уловлен духом злоречия, тот истинно познал, что сам он человек плотяный, и соблюл себя незапятнанным Кто не в сообществе со злоречивыми, тот водворится с Ангелами. Кто не отравил ушей и языка злоречием, тот исполнен врачевством любви. Кто не оскверняет уст своих злословием, у того уста благоухают плодами Святого Духа. Посему истинно блажен, и еще скажу, блажен, кто соблюл себя от злоречия» (Твор. Св. Ефр. Сир. ч. 1, стр. 26–27). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Э. Нестле. Фотография. 1891 г. [Нем. Nestle] Эберхард (1.05.1851, Штутгарт - 9.03.1913, там же), пастор; нем. протестант. библеист. Из семьи судебного служащего. Учился в богословской семинарии при Тюбингенском ун-те, в 1869-1874 гг. в самом ун-те изучал вост. языки. Докторская диссертация (1874) посвящена соотношению еврейского и греческого текстов Книги прор. Иезекииля. Нек-рое время Н. служил пастором в Лондоне, изучал сир. палеографию в Британском музее . Преподавал в семинарии в Тюбингене семит. языки и ВЗ (1877-1880); с 1883 г. работал в гимназии в Ульме; с 1898 г. профессор, с 1912 г. директор семинарии в Маульбронне (Вюртемберг). Н.- автор 40 научных работ и более 1000 статей и заметок для немецкой, английской и американской энциклопедий и журналов. Издал на латыни грамматику сир. языка (1881; нем. перевод изд. в 1888; англ. перевод - в 1889). Его работы, посвященные изучению текста Септуагинты, составили 6 томов. Главной заслугой Н. стало критическое издание греч. текста НЗ (1-е изд. вышло в 1898 анонимно под эгидой Вюртембергского библейского об-ва). Н. реконструировал греч. текст на основе 3 современных ему печатных изданий НЗ: К. Тишендорфа (1868), Б. Уэсткотта и Ф. Хорста (1881-1882) и Р. Уэймута (1886) (начиная с 3-го изд. заменен критическим изданием Б. Вайса (1894-1900)). Текст, изданный Н., лег в основу подавляющего большинства переводов греч. НЗ на др. языки, выполненных в XX в. (в т. ч. в рус. переводе под редакцией еп. Кассиана (Безобразова) ). НЗ, изданный Н., благодаря карманному формату стал доступен многочисленным читателям (только при его жизни вышло 9 переизданий). Н. выпустил также двуязычные издания НЗ: на греческом и немецком (1898) и на греческом и латинском (1906) языках. В последние годы жизни активно работал над подготовкой к изданию критического текста Септуагинты (посмертно изд. только Книга прор. Иеремии (1924)). Сын Н. Эрвин Нестле (1883-1972) продолжил работу отца по критическому изданию греч. текста НЗ (начиная с 10-го изд.). Вышедшее в 1927 г. 13-е издание было им полностью переработано, критический аппарат значительно расширен. С 21-го издания (1952) к проекту присоединился К. Аланд , поэтому с 22-го издания этот текст широко известен по краткому названию Nestle Aland, хотя в работе над 26-м и 27-м изданием Эрвин Нестле участия уже не принимал.

http://pravenc.ru/text/2565108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАНД (нем. Aland) Курт (28.03.1915, Берлин - 13.04.1994, Мюнстер), протестант. богослов, историк Церкви, текстолог. Образование получил на богословском фак-те Берлинского ун-та, ученик Г. Лицмана, с 1937 г. его ассистент. В годы нацизма был членом антифашистской Исповеднической Церкви , в 1939-1940 гг. участвовал в боях на Зап. фронте. В 1941-1958 гг. редактор богословского реферативного ж. «Theologische Literaturzeitung». В 1941 г. защитил диссертацию по истории пиетизма в Германии (впосл. неоднократно возвращался к этой теме). C 1945 г. доцент церковной истории в Берлинском ун-те. В 1947-1958 гг. профессор богословского фак-та ун-та г. Галле. В 1958 г. под давлением общественных условий переехал в Зап. Германию и стал профессором церковной истории ун-та в Мюнстере, где в 1959 г. основал и возглавлял до конца жизни Ин-т изучения новозаветного текста. Автор почти 500 научных публикаций. Особое значение имеет работа А. над текстом греческого НЗ. Став в 1952 г. помощником Э. Нестле по изд. «Novum Testamentum Graece», А. в ходе подготовки 22-го и следующих изданий существенно расширил рукописную базу (см. его каталог греч. новозаветных рукописей Kurzgefaßte Liste der griechischen Handschriften des NT. B., 1963. 19942, доп.), прибавил показания древних переводов НЗ (лат., сир., копт., арм., груз., гот., эфиоп. и церковнослав.) и активно использовал папирусы II-IV вв. На титульном листе 26-го (1979) и 27-го (1993) изданий стоят уже 2 имени (Nestle-Aland), в их подготовке участвовал также созданный при Объединенных Библейских об-вах международный научный комитет (Б. Аланд, М. Блэк, А. Викгрен, А. Вёобус (Vöobus), Я. Каравидопулос , К. Мартини, Б. Мецгер ). Благодаря использованию папирусов текст издания дает достаточно точное представление о состоянии греч. новозаветного текста в III в., а богатством сведений критического аппарата оно не уступает 8-му большому изданию К. Тишендорфа (1869). Главная цель издания - выявление характерных особенностей текста в ранний период, черты VIII и последующих веков представлены в нем случайно. Несмотря на весьма значительный объем приводимых сведений, издание не может рассматриваться как окончательное, поскольку основная масса рукописей X-XVI вв. практически остается неизученной, группировка рукописного материала носит предварительный характер.

http://pravenc.ru/text/64004.html

О лжепророках и лжеучителях I. О признаках истинных и ложных пророков Бог Сам научил народ Свой отличать лжепророков от истинных пророков Божиих, указав и отличительные признаки тех и других. Нужно обратить внимание, кто, напр., у хлыстов называется пророками, и в чем состоит их деятельность. Первый признак истинных пророков – это божественное их избрание и посланничество ( Исх. 3:10–12 ; Иер. 1:5 и др.). Хлыстовские и др. лжепророки ничем не могут доказать, что Бог их избрал и послал учить русский народ; они самозванцы. Второй признак истинных пророков – святость жизни их и открыто проповедуемое ими учение, чего вовсе нет у пророков хлыстовских (ЗЦар. 18:7–18; Сир. 48:12–15 ). Третий признак: ясное знание истинными пророками событий прошлого, настоящего и будущего, причем предсказание будущих событий всегда исполнялось ( Втор. 18:18 ). Четвертый признак: дар прозорливости, знание тайных помыслов человеческих ( 4Цар. 5:20–27 ; Деян. 14:23–25 и др.). Ничего подобного нет у лжепророков сектантских, не знающих, что с ними самими завтра случится. Пятый признак: пророчества изрекались ясно, в спокойном состоянии духа, в то время, как лжепророки языческие, подобно хлыстовским, неистовствовали, скакали, бесновались ( 3Цар. 18:26–29 ). До самого скончания века мы не должны ожидать никакого нового откровения. Что же потому должно думать о том, кто пришел бы и стал уверять нас, что он приносит нам от Бога новое откровение? Мы должны почесть его лжецом и обманщиком. Еслибы даже он говорил, что ангел или какой-либо дух говорит ему, и тогда надо с твердостью отвергнуть его, не допуская в себе раскрыться духу пытливости, или каким льстивым надеждам. Един Господь, едина вера, едино крещение ( Еф. 4:5 ), учит апостол. Какой еще иности в вере и богоугождении ожидать, желать и принимать нам?! И какая нужда нам слушать всякого встречного, тем паче, когда он иного Иисуса – иной образ спасения проповедует, его же не проповедали апостолы, или иного духа предлагает принять, коего не принимали доселе, или к иному благовестию склоняет, коего не было слышно прежде ( 2Кор. 11:4 )?– Какого еще нужно учения, когда то, которое мы содержим, так спасительно и так многообразно доказало свою спасительность?! К сему может располагать только праздное желание перемены. Послушайте, что о сих духах, – проповедниках новых учений, пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов: возлюбленнии, не всякому духу веруйте, а искушайте духи, аще от Бога суть, яко многие лжепороцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, его же слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже ( 1Ин. 4:1–3 ) 37 . II. Свидетельство слова Божия о лжепророках и учителях

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010