Глава 22 Ленивый отвратителен для всех; неблаговоспитанные дети – печаль для родителей. Не во время речь – то же, что музыка некстати. Плач об умершем семь дней, а о глупом и нечестивом все дни жизни его. Злая жизнь глупого – хуже смерти. Будь верен в дружбе. Избегай ссор. Стой на страже уст твоих. Сир.22:1 Грязному камню подобен ленивый: всякий освищет бесславие его. Сир.22:2 Воловьему помету подобен ленивый: всякий, поднявший его, отряхнет руку. Сир.22:3 Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на унижение. Сир.22:4 Разумная дочь приобретет себе мужа, а бесстыдная – печаль родившему. Сир.22:5 Наглая позорит отца и мужа, и у обоих будет в презрении. Сир.22:6 Не вовремя рассказ – то же, что музыка во время печали; наказание же и учение мудрости прилично всякому времени. Сир.22:7 Поучающий глупого – то же, что склеивающий черепки или пробуждающий спящего от глубокого сна. Сир.22:8 Рассказывающий что-либо глупому – то же, что рассказывающий дремлющему, который по окончании спрашивает: «что?» Сир.22:9 Плачь над умершим, ибо свет исчез для него; плачь и над глупым, ибо разум исчез для него. Сир.22:10 Меньше плачь над умершим, потому что он успокоился, а злая жизнь глупого – хуже смерти. Сир.22:11 Плачь об умершем – семь дней, а о глупом и нечестивом – все дни жизни его. Сир.22:12 С безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи; Сир.22:13 берегись от него, чтобы не иметь неприятности и не замарать себя столкновением с ним; Сир.22:14 уклонись от него и найдешь покой и не будешь огорчен безумием его. Сир.22:15 Что тяжелее свинца? и какое имя ему, как не глупый? 15 . И какое имя ему, т.е.: и с кем можно сравнить его, как не с глупым? Объяснение этому сравнению сделано в 16 ст. Сир.22:16 Легче понести песок и соль и глыбу железа, нежели человека бессмысленного. Сир.22:17 Как деревянная связь в доме, крепко устроенная, не дает ему распадаться при сотрясении, так сердце, утвержденное на обдуманном совете, не поколеблется во время страха. Сир.22:18 Сердце, утвержденное на разумном размышлении,– как лепное украшение на вытесанной стене.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 37 Не забывая друга в душе твоей не забывай его и в имении твоем. Соблюдай осторожность в выборе советника. Будь благоразумно-внимателен к тому, чем насыщаешь свое тело и душу. Сир.37:1 Всякий друг может сказать: «и я подружился с ним». Но бывает друг по имени только другом. Сир.37:2 Не есть ли это скорбь до смерти, когда приятель и друг обращается во врага? Сир.37:3 О, злая мысль! откуда вторглась ты, чтобы покрыть землю коварством? Сир.37:4 Приятель радуется при веселии друга, а во время скорби его будет против него. Сир.37:5 Приятель помогает другу в трудах его ради чрева, а в случае войны возьмется за щит. 5 . Возьмется за щит против друга. Сир.37:6 Не забывай друга в душе твоей и не забывай его в имении твоем. Сир.37:7 Всякий советник хвалит свой совет, но иной советует в свою пользу; Сир.37:8 от советника охраняй душу твою и наперед узнай, что ему нужно; ибо, может быть, он будет советовать для самого себя; Сир.37:9 может быть, он бросит на тебя жребий и скажет тебе: «путь твой хорош»; а сам станет напротив тебя, чтобы посмотреть, что случится с тобою. Сир.37:10 Не советуйся с недоброжелателем твоим и от завистников твоих скрывай намерения. Сир.37:11 Не советуйся с женою о сопернице ее и с боязливым – о войне, с продавцом – о мене, с покупщиком – о продаже, с завистливым – о благодарности, Сир.37:12 с немилосердым – о благотворительности, с ленивым – о всяком деле, Сир.37:13 с годовым наемником – об окончании работы, с ленивым рабом – о большой работе: 13 . С годовым наемником – об окончании работы ранее договоренного срока. Сир.37:14 не полагайся на таких ни при каком совещании, Сир.37:15 но обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узнаешь, что он соблюдает заповеди Господни, Сир.37:16 который своею душею – по душе тебе и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою. Сир.37:17 Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; Сир.37:18 душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ, АЗАДАН И АВДИКИЙ Иаков [греч. Ικωβος], Азадан [Аза; греч. Αζς, Αζης, Αζαδνης] и Авдикий [Абдиисус; греч. Αβδιησος], мученики Персидские (пам. 10 апр., пам. зап. 22 апр.). Согласно визант. церковному историку V в. Созомену, пресв. И., диаконы Аз. и Ав. пострадали при персид. шахе Шапуре II (309-379) вместе со священномучениками Акепсимом, Иосифом и Аифалом . Однако в сир. (BHO, N 22) и греч. (BHG, N 15-20) версиях Мученичества этих святых сведений об И., Аз. и Ав. не содержится. П. Петерс предположил, что Созомен пользовался неск. независимыми сир. источниками, сведения об И. и Аз. были почерпнуты им из сир. Мученичества (BHO, N 423). Согласно этому источнику, И. был родом из дер. Аспаргальтар, Аз.- из Бет-Наггаре (обе деревни предположительно находились в Адиабене). Они были схвачены и доставлены «первомагу» (мобеду) г. Арбела, к-рый долго пытал их, затем велел привязать обнаженными к дереву и оставить на морозе на всю ночь. После вторичного отказа принести жертвы солнцу И., Аз. и Ав. были усечены мечом в Страстную пятницу 371 или 377 г. Совершивший казнь палач омыл меч в небольшом озере неподалеку от места казни, и его воды обратились в кровь. Ав. может быть отождествлен с мч. Авдиесом (по-гречески их имена пишутся одинаково), чья память вместе с мучениками Персидскими Илиодором и Досой (Дисаном), Мариавом и др. 9 апр. В таком случае он был казнен в 362 или 364 г. В сир. мартирологе IV в. Аз. и Ав. упомянуты в числе диаконов, пострадавших при Шапуре II (Un Martyrologe. P. 26). Различные греч. синаксари помещают память И. и Аз. под 10, 14, 15, 17 и 18 апр. Сведения в Римском мартирологе под 22 апр. основаны на сообщении Созомена. Бытующая в рус. традиции форма имени Авдикий объясняется среднегреч. и новогреч. формой Αβδσιος (Авдисий). Ист.: BHO, N 22, 423; Bedjan. Acta. Vol. 4. P. 137-141 [BHO, N 423]; SynCP. P. 596, 601, 604, 608, 611-612; Un Martyrologe et douze ménologes syriaques/Ed. F. Nau. P., 1915. P. 26. (PO; T. 10, fasc. 1); Sozom. Hist. eccl. II 12.

http://pravenc.ru/text/200307.html

[греч. Αλξανδρος Βλας], царь Сирии (150-145 до Р. Х.). В 1 Макк 10-11 он назван Александром, сыном Антиоха IV Епифана, у Иосифа Флавия фигурирует как А. В. В 158 г. до Р. Х. объявил себя сыном и наследником Антиоха IV, заручившись поддержкой врагов Димитрия I Сотера, занимавшего сир. престол,- Аттала II, царя Пергама, Ариарата V, царя Каппадокии, Птолемея VI Филометора, царя Египта. Летом 153 г. до Р. Х. А. В. получил также признание и поддержку рим. сената. В 152 г. до Р. Х. занял г. Птолемаиду (см. Акко ). В борьбе за власть над Сирией Димитрий I и А. В. пытались заручиться поддержкой иудеев, склонив на свою сторону Ионафана Маккавея: Димитрий (1 Макк 10. 6, 9-11) предоставил ему право собрать армию, дал возможность вернуть иудейских заложников (1 Макк 9. 53) и восстановить стены Иерусалима, разрушенные Антиохом V Евпатором (1 Макк 6. 62); А. В. предложил Ионафану сан первосвященника и право называться «другом царя» (1 Макк 10. 18-20). Ионафан принял предложение А. В. и стал первосвященником. Решающая битва между Димитрием и А. В. произошла в 150 г. до Р. Х. Согласно раннему списку Синайского кодекса и Александрийскому кодексу, войско Димитрия обратило в бегство войско А. В., а по исправленному списку Синайского кодекса, Венецианскому и др. кодексам, А. В. преследовал бегущую армию Димитрия. Этой версии следует синодальный перевод Свящ. Писания (1 Макк 10. 49). Иосиф Флавий писал, что левое крыло войска Димитрия одержало верх, в то время как правое, на к-ром находился и сам полководец, обратилось в бегство (Иуд. древн. XIII 2. 4). Димитрий погиб в этом сражении (1 Макк 10. 50), что определило окончательную победу А. В., к-рый вскоре провозгласил себя царем. Ионафану он пожаловал титул стратега и областного правителя Иудеи (1 Макк 10. 65). Дальнейшее правление А. В. характеризовалось ослаблением центральной власти в царстве Селевкидов. Царь пребывал вне столицы в Птолемаиде, многим городам было дано право чеканить серебряные монеты. В 147 г. до Р. Х. Ионафан предотвратил попытку Аполлония, правителя Келесирии, выступить против А. В., за что тот пожаловал ему звание «царского родственника», подарил в наследственное владение г. Аккарон и его область (1 Макк 10. 89). В 145 г. до Р. Х. А. В. потерпел поражение в битве с объединенным войском Димитрия II Никатора и Птолемея VI у р. Ойнопарас. С остатком войска он бежал в аравийский г. Абай, где был убит (1 Макк 11. 1-17).

http://pravenc.ru/text/64330.html

Патриарх Кирилл: Господь да укрепит всех тех, кто потерял сегодня родных и знакомых людей. 18 ноября, 2013. Святейший Патриарх Кирилл Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования президенту Республики Татарстан Р.Н. Минниханову, митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию и председателю Духовного управления мусульман Татарстана муфтию Камилю Самигуллину в связи с авиакатастрофой в Казани. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования президенту Республики Татарстан Р.Н. Минниханову, митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию и председателю Духовного управления мусульман Татарстана муфтию Камилю Самигуллину в связи с авиакатастрофой, произошедшей 17 ноября 2013 года в Казани. Президенту Республики Татарстан Р.Н. Минниханову Уважаемый Рустам Нургалиевич! Искренне сопереживаю Вам в связи с произошедшей авиакатастрофой и гибелью в ней Вашего сына Ирека. Известие об этой трагедии тяжкой болью отозвалось в моем сердце. Жизнь полна опасностей, которые могут внезапно прервать земной путь человека. Понимание этого всегда укрепляет чувство ответственности человека перед Творцом, людьми и самим собой. Скорбь всегда легче переносить вместе. Уверен, что Вы не только с достоинством выдержите постигшее Вас тяжкое испытание, но и окажете всевозможную поддержку семьям погибших. Молю Всевышнего об упокоении всех безвременно почивших, об утешении скорбящих и о том, чтобы страдания временного мира не позволяли нам отчаиваться на пути доброделания и любви к ближним. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ   Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Анастасию, митрополиту Казанскому и Татарстанскому Ваше Высокопреосвященство! Весть о произошедшей авиакатастрофе, в которой погибли десятки человек, поразила мое сердце и сердца многих людей большой скорбью. Почти ежедневно происходящие в разных концах света страшные трагедии каждый раз напоминают нам о том, что все земное в один миг может обратиться в прах. Мудрые слова Священного Писания призывают нас не забывать о конце наших дней: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39).

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-sobole...

Поучение в неделю 12-ю по Пятидесятнице Аще хочети внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19:17). В нынешнем Евангелии было прочитано: некоторый юноша подошел к Иисусу Христу и сказал Ему: Учитель благий! что доброго должен я сделать, чтобы получить жизнь вечную? Господь сказал ему: если хочешь войти в жизнь вечную, сохрани заповеди: не убей, не прелюбодействуй, не украдь, не лжесвидетельствуй, чти отца твоего и матерь, и люби ближнего твоего, как себя самого ( Исх. 20:12, 13, 14, 15 , Левит. 19:18 ). Если хочешь быть совершен, поди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и следуй за Мною. Добрые мои слушатели! Господь сказал юноше: если хочешь войти в жизнь вечную, сохрани заповеди. Из этих слов мы научаемся, что Господь дал нам свободную волю, и не отнимает ее у нас. Он дал нам святые заповеди, чтобы мы, исполняя их, шли за Ним в Его вечное царство, но насильно, или принудительно не заставляет нас исполнять своих заповедей, не приневоливает идти в Его царство, без нашей воли не спасает нас. В Божием писании говорится еще, что Сам Творец изначала сотвори человека, и остави его в руце произволения его: аще хощеши, соблюдеши заповеди, и веру сотвориши благоволения. Предложил ти огнь и воду, и на неже хощеши, простреши руку твою: пред человеком живот и смерть, и еже аще изволит, дастся ему ( Сир. 15:14, 15, 16, 17 ). Се Аз даю пред вами путь живота и путь смерти (Иерем. 21:8), сказал Господь устами своего пророка. Значит, от нас самих зависит жить и поступать по Божьему, по заповедям Христовым, и войти в небесное царство. От нас самих, от нашей воли зависит также и лишиться небесного царства. Не захочем исполнять заповедей Христовых, не войдем и в царство небесное. Но куда же мы тогда пойдем и куда придем? Тогда враг – диавол поведем нас по путям беззаконным и погибельным, и приведет в неугасимый ад, откуда мы уже не уйдем, а будем там мучиться вечно. Теперь, други мои, судите сами, куда мы идем? Соблюдаем ли мы Господни заповеди? Приобретаем ли себе небесное царство? Сознаемся, что мы плохие исполнители заповедей Господних. В самом деле, отчего это размножаются у нас, как бурьян на поле, разные буяны и грубияны, пьяницы и развратники, обманщики и даже поджигатели, воры и грабители? Откуда это у нас ругатели и сквернословы, ябедники и клеветники, завистники и ненавистники, досадители отцам и матерям? Все это от того, главным образом, что живут и поступают не по заповедям Господним, а по своей воле; а воля их худая и развращенная. От того-то они не почитают и заповедей Господних. От того-то им и в голову идет худое, худое и делают они. А с худою волею человек погибший: худое к худу и приводить его. Поэтому, жалки мы, братие, что не умеем пользоваться свободною волею а употребляем ее на худые дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

протоиерей Николай Успенский 9. Учение священного писания о царской власти Божественное происхождение царской власти Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены ( Римл. 13, 1 ). Каждому народу поставил Он вождя ( Сир. 17, 14 ). Мною цари царствуют, и повелители узаконивают правду (Притч. Сол. 8, 15). У Господа могущество и премудрость... Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их ( Иов. 12, 16–18 ). Слушайте, цари, и разумейте... От Господа дана вам держава и сила от Вышнего (Прем. Сол. 6, 1–3). Господь Бог низлагает царей и поставляет царей ( Дан. 2, 21 ). Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет ( Дан. 4, 14, 22 ). Господи! Силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется. Возложил на голову его венец из чистого золота ( Пс. 20, 2, 4 ). Когда Самуил увидел Саула, то Господь сказал ему: «Вот человек, о котором Я говорил тебе, он будет управлять народом Моим» ( 1Цар. 9, 17 ). И взял сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его, и сказал: «Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего (в Израиле), и ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов, окружающих их, и вот тебе знамение, что помазал тебя Господь в царя над наследием Своим ( 1Цар. 10, 1 ). И сказал Господь Самуилу; «Наполни рог твой елеем и пойди ( 1Цар. 16, 1 )... и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе» ( 1Цар. 16, 3 )... И сказал Господь (Самуилу): «Встань, помажь его (Давида)». И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после ( 1Цар. 16, 12–13 ). Я вознес избранного из народа. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его ( Пс. 88, 20–21 ). Обязанности подданных по отношению к царю Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу (Map. 12, 17). Бога бойтесь, царя чтите ( 1Петр. 2, 17 ). Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся ( Притчи 24, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Псалом 32 Этот псалом в еврейской Библии не имеет надписания. Но его положение среди псалмов, надписанных именем Давида, равно как и тесная связь с содержанием предыдущего псалма, в котором Давид приглашает праведных радоваться о Боге, но не выясняет, не дает уважительного для них основания следовать такому наставлению, в этом же псалме и указываются недосказанные ранее основания, все это заставляет считать его продолжением Пс.31 и приписать его Давиду. Таким он считается у LXX и в Вульгате. Праведные должны славословить Господа и петь Ему с инструментами (1–3) так как Он непогрешим в своих постановлениях. Он творец всего мира, земли и вод (4–8). Он всемогущ, всякое Его повеление исполняется; пред Ним народы бессильны (9–11). Блажен тот народ, которому покровительствует Господь! Он наблюдает над всем живущим на земле и никто не может бороться с Ним (12–17). Господь покровительствует боящимся Его и спасет их от бедствий. Да будет Его милость над нами (18–22). Пс.32:1 .  Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. «Правым прилично славословить». Выражения, подобные этому, очень употребительны в Псалтири. Так как Бог – существо всесвятое, то и почитателями, и славословящими Его могут быть те, кто стоит к Нему ближе по своей нравственной чистоте, т. е. люди праведные; грешники не могут достойно восхвалять Его ( Сир. 15:9 ). Пс.32:2 .  Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; Гусли, десятиструнная Псалтирь, см. об инструментах в введении к Псалтири. Пс.32:3 .  пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием, «Пойте Ему новую песнь». Согласно изменившемуся предмету песни должен измениться и самый характер песнопения. Ранее, когда Давид приносил пред Богом выражение своего покаянного чувства по поводу своего греха с Вирсавией и псалмы этого рода отличались грустным характером, теперь же он приглашает восхвалять Бога, как Творца и Законодателя мира, Покровителя всех праведных, а потому и песнь должна быть «новой», торжественно-благодарной.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 50 Прославление промышления Господня в людях через благочестие первосвященника Симона, сына Онии. Сир.50:1 Симон, сын Онии, великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм: Сир.50:2 им положено основание двойного возвышения – возведение высокой ограды храма; Сир.50:3 во дни его уменьшено водохранилище, окружность медного моря; Сир.50:4 чтобы предохранить народ свой от бедствия, он укрепил город против осады. Сир.50:5 Как величествен был он среди народа, при выходе из завесы храма! Сир.50:6 Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, Сир.50:7 как солнце, сияющее над храмом Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках, Сир.50:8 как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь ливана в летние дни, Сир.50:9 как огонь с ладаном в кадильнице, Сир.50:10 как кованый золотой сосуд, украшенный всякими драгоценными камнями, Сир.50:11 как маслина с плодами и как возвышающийся до облаков кипарис. Сир.50:12 Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхождении к святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища. Сир.50:13 Также, когда он принимал жертвенные части из рук священников, стоя у огня жертвенника, – Сир.50:14 вокруг него был венец братьев, как отрасли кедра на Ливане, и они окружали его как финиковые ветви, Сир.50:15 и все сыны Аарона в славе своей, и приношение Господу в руках их пред всем собранием Израиля. Сир.50:16 В довершение служб на алтаре, чтобы увенчать приношение Всевышнему Вседержителю, Сир.50:17 он простирал свою руку к жертвенной чаше, лил в нее из винограда кровь и выливал ее к подножию жертвенника в воню благоухания Вышнему Всецарю. Сир.50:18 Тогда сыны Аароновы восклицали, трубили коваными трубами и издавали громкий голос в напоминание пред Всевышним. Сир.50:19 Тогда весь народ вместе спешил падать лицем на землю, чтобы поклониться Господу своему, Вседержителю, Богу Вышнему; Сир.50:20 а песнопевцы восхваляли Его своими голосами; в пространном храме раздавалось сладостное пение,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 39 Истинная премудрость, т.е. доступное для человека ведение о Боге и Его святом законе, принадлежит тому, кто всем своим умом, сердцем и волей не отторжим от источника премудрости – Бога. Сир.39:1 Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: Сир.39:2 он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; Сир.39:3 будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей. Сир.39:4 Он будет проходить служение среди вельмож и являться пред правителем; Сир.39:5 будет путешествовать по земле чужих народов, ибо испытал доброе и злое между людьми. Сир.39:6 Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним; откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих. Сир.39:7 Если Господу великому угодно будет, он исполнится духом разума, Сир.39:8 будет источать слова мудрости своей и в молитве прославлять Господа; Сир.39:9 благоуправит свою волю и ум и будет размышлять о тайнах Господа; Сир.39:10 он покажет мудрость своего учения и будет хвалиться законом завета Господня. Сир.39:11 Многие будут прославлять знание его, и он не будет забыт вовек; Сир.39:12 память о нем не погибнет, и имя его будет жить в роды родов. Сир.39:13 Народы будут прославлять его мудрость, и общество будет возвещать хвалу его; Сир.39:14 доколе будет жить, он приобретет большую славу, нежели тысячи; а когда почиет, увеличит ее. 1–14 стихи служат противоположением 24–39 ст. 38 гл. Сир.39:15 Еще размыслив, расскажу, ибо я полон, как луна в полноте своей. 15 . Ибо я полон мудрых наставлений. Сир.39:16 Выслушайте меня, благочестивые дети, и растите, как роза, растущая на поле при потоке; Сир.39:17 издавайте благоухание, как ливан; Сир.39:18 цветите, как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь; Сир.39:19 благословляйте Господа во всех делах; величайте имя Его и прославляйте Его хвалою Его,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010