С.И. Остроумов Тексты „Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает». ( Пс. 36:16–17 и Пс. 36:21 ). „Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, при-шлец ли он или поселенец, чтобы он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли». ( Лев. 25:35–37 ). „Кто удерживает у себя хлеб (в ожидании повышения цены), того клянет народ; а на голове продающего – благословение». ( Притч. 11:26 ). „Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчаст-ного у ворот, потому что Господь вступится за дело их, и исхитит душу у грабителей их». ( Притч. 22:22–23 ). „Нищеты... не давай мне, питай меня насущным хлебом, чтоб, обеднев, не стал красть». ( Притч. 30:8–9 ). „Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы». ( Еккл. 7:29 ). „Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое, и дары беззаконных – неблагоугодны. Что закалающий на жертву сына пред отцем его, то приносящий жертву из имения бедных». ( Сир. 34:18 и Сир. 34:20 ). „Если кто праведен,... никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производить, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, то он – праведник, он непременно будет жив, говорить Господь Бог». ( Иез. 18:5, 7–9 ). „О, город, проливающий кровь среди себя и делающий у себя идолов! У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя..., взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь, ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего своего, а Меня забыл, говорит Господь Бог». ( Иез. 22:3 , Иез. 22:7 , Иез. 22:12 ). „Сердце их (беззаконников) приучено к любостяжанию. Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную». ( 2Пет. 2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Неоднократно в своей книге Иисус сын Сирахов восхваляет Господа за Его премудрость и благость к людям и всем тварям. В главе 39-й содержится горячий, воодушевленный призыв учителя к своим ученикам, читателям его книги, – прославить Господа за все дела Его, которые «все прекрасны» (39:21). Но здесь автор предвидит возражение: как же смотреть на грозные явления природы, вредящие людям, истребляющие иногда целые страны? Как примирить их с премудростью и благостью Божиею? Ответом служит заявление премудрого: «доб­рое Он от начала определил для добрых, для злых же – как доброе, так и злое» (39:31); грозные явления природы, как вредные ветры, истребляющий огонь, град, голод, мор, хищные животные и ядовитые пресмыкающиеся, неприятельские нашествия (39:34–37), – все это предназначено Богом для наказания злых, грешных людей, и потому нет оснований сомневаться в целесообразности и этих, кажущихся вред­ными, явлений. Все эти мысли сына Сирахова составляют плод его внимательного наблюдения над жизнью, все это взвешено и проверено им ранее, чем занесено в книгу, и потому он убежденно заявляет, что «дела Господни все прекрасны» (39:40), и призывает хвалить имя Господне. Призыв к прославлению Господа ( Сир. 39:15–42 ) 15. Я и еще возвещу, обдумав внимательно, ибо я полон, как луна в полнолуние. 16. Послушайте меня, праведные, и вы произрастете, как кедр, растущий при водном потоке; 17. вы издадите благоуханье, как ливан, 18. и расцветете, как лилия. Возвысьте голос свой и восхвалите согласно, 19. благословите Господа за все дела Его; воздайте славу имени Его и исповедуйте Его с похвалами, 20. с песнями на арфе и струнных орудиях, и так скажите с ликованием: 21. Дела Господни все – прекрасны и всякую нужду удовлетворяют они в свое время; 22. нельзя сказать: «это хуже того», ибо все превосходно в свое время. 23. По слову Его вода стала, как плотина, и по изречению уст Его вошла во вместилища. 24. По велению Его совершается благоволение Его, и никто не может воспрепятствовать спасению Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Разделы портала «Азбука веры» Зависть – скорбь о благе ближнего. Крайней степенью зависти является желание зла тем, кому завидуешь. От этого греха предостерегает 10я заповедь Божия. После смерти души умерших проходят  мытарства , 10е из них – мытарство зависти. В Библии сказано: « Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:24 ). Зависть к богатству, имуществу, талантам, здоровью наших ближних убивает в нас любовь к ним, в этом корень её зла. Зависть – абсолютно ненасытное чувство. Это один из немногих грехов, не дающий ни малейшего удовольствия. Библия показывает нам губительность этого порока на примере зависти: Каина к Авелю, братьев к Иосифу, Саула к Давиду, фарисеев и книжников ко Христу. Для христиан нет «белой зависти» (она описана в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же ), а есть сорадование. «Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – свт. Василий Великий . Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его ( Сир.9:14 ). Откуда берется зависть? Источником зависти может явиться себялюбие и его порождения – гордость, тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Свт. Тихон Задонский полагал, что источником и началом зависти является гордость: «…гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его… Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят».   Каковы плоды зависти? Чем опасна зависть? Проявляясь в человеке, зависть может иметь следующие горькие плоды и порождения: соперничество, гнев, зложелательство, злорадство, вражду и ненависть, ссоры, раздоры, злословие, ложь и клевету, ябедничество, тайное наушничество, низкое пронырство, злорадство в несчастье ближних, лукавство и лицемерие и многое другое. Благодать Божия как бы оставляет сердце завистливого человека. Венцом всех добродетелей является любовь: она – путь ко спасению. Зависть же разрушает любовь между людьми, иссушает, опустошает человеческие души, насаждая в них ненависть и злобу. Во многих местах Священного Писания зависть ставится наряду с убийством ( Рим.1:29 ; Гал.5:20-21 ), ибо всякий, ненавидящий брата (ближнего) своего есть человекоубийца ( 1Ин.3:15 ). Завистливый, если до конца жизни пребудет в зависти и не покается, лишает себя Царствия Божия ( Гал.5:21 ). Зависть – это вражда против всего доброго, потеря любви и страха Божия, ослепление ума, помрачение души, смертоносный яд души, начало вечных скорбей. Такова пагубность этого страшного порока! Когда впервые появилась зависть?

http://azbyka.ru/zavist

VI. О чтении Священного Писания Изъяснение Священного Писания есть преимущественная обязанность лиц, нарочито поставленных, однако читать Священное Писание полезно и необходимо каждому для собственного спасения и назидания, Для уяснения непонятных мест мы должны обращаться к руководству и наставлению тех людей, которым открыто это Самим Господом и которые для вразумления нашего поставлены (см. Толкование Священного Писания). При чтении Библии мы обязательно должны руководствоваться правильными приёмами. Следующие приёмы показаны нам для отыскания истинного смысла текста Самим Господом и свят. апостолами: 1) Необходимо понять каждое слово текста в его точном смысле, так как одно и то же слово может иметь разные значения (см. Гал.3:16 ; Еф.4:8–9 ; Евр.12:26–27 ). 2) Необходимо рассматривать данное место в общем ходе и последовательности речи (контекст) Священного Писания (см. Евр.10:3–10 ). 3) Для выяснения данного места сделать подбор однозначащих мест Священного Писания (см. Рим.15:8–12:3:19–18 ). 4) Сделать сопоставление с данным местом – мест, по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:13–14 ). 5) Необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35:13:34–37 ). 6) Исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26 ); притчи понимать непременно в смысле переносном ( Мф.13:18–23:36–43 ). Итак, для разумения истинного смысла Священного Писания необходимо основательное изучение всего Священного Писания и всего божественного учения. При самостоятельном чтении священного текста, для избежания ошибки, обязательно проверять своё понимание объяснениями людей, от Господа поставленных (см. Еф.4:11–12 ); если же чего-нибудь из Слова Божия человек не разумеет, то «пусть не разумеет» ( 1Кор.14:37–38 ), потому что он совсем не должен браться за то, что выше его сил и разумения ( Сир.3:21–24:38:24–25 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в вопросе о чтении и разумении Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ангелы суть служебные духи ( Евр. 1:14 ), слуги Господа Вседержителя, творящие волю Его ( Пс. 102:21 ). Они не только провозвестники милостей Его, но и исполнители судов Его. Они защищают обидимых, помогают поборникам веры и правды, и по мановению Божию, карают обидящих; для богобоязненных ангелы – их хранители, для нечестивых они иногда и губители. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его ( Пс. 33: 8 ). «Как городские стены, изъясняет святой Василий Великий 1 , вокруг облегая город, отовсюду отражают вражеские нападения; так и ангел служит стеною спереди, охраняет сзади, и с обеих сторон ничего не оставляет не прикрытым. Посему падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится ( Пс. 90:9 ) удар кого-либо из врагов; яко ангелом своим заповест о тебе сохранити тя» (ст. 12). Псалмопевец и царь Давид, в борьбе со врагами, не полагаясь на свои силы, возвергал надежду на Господа: «Побори борющихся со мною, и восстань на помощь мне. Да будут они, как прах пред лицом ветра, и ангел Господень да прогоняет их. Да будет путь их темен и скользок, и ангел Господень да преследует их» ( Пс. 34:1, 2, 5, 6 ). Неоднократно являлись ангелы на защиту Божия народа и на погубление врагов его. Ангел поразил некогда первенцев египетских по повелению Божию за то, что притеснители египтяне не хотели освободить из рабства и отпустить евреев. Во дни благочестивого царя Езекии сделал нашествие на иудеев Сеннахирим, царь ассирийский. «И воззвали они ко Господу милосердому, простерши к Нему руки свои. И Святый скоро услышал их с неба». Порази полки ассирийские и сокруши я ангел Его ( Сир. 48:22–24 . 4Цар. 19:35 ). Сие чудесное событие служило и впоследствии ободрением для иудеев, ополчавшихся против врагов веры и отечества. Подступил к Иерусалиму сирийский военачальник Никанор; с богохульством и превозношением уже он думал одержать всеобщую победу над иудеями. Их вождь Иуда Маккавей убеждал своих сподвижников не страшиться врага, воспоминал им прежде бывшие опыты помощи свыше, и, видя наступление многочисленного войска, простер руки свои к небу и воззвал: «Ты, Господи, при Езекии, царе иудейском, послал ангела, и он поразил из полка Сеннахиримова сто восемьдесят пять тысяч. И ныне, Господи небес, пошли доброго ангела на страх и трепет врагам». Началась битва. Не много было воинов у Иуды; но, руками сражаясь, а сердцем молясь Богу, они избили не менее тридцати пяти тысяч, и сам неприятельский полководец найден мертвым после дела. Тогда все, обращаясь к небу, прославляли Господа: «Благословен сохранивший неоскверненным место Свое» (2 Макк. 15:6–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Глава 7 1–6. Всякий человек по своей природе и происхождению немощен, 7. поэтому он нуждается в помощи Премудрости. 8–10. Она для человека ценнее всех благ земных, 11–12. ибо она их виновница. 13–21. В Премудрости неистощимое сокровище всякого рода знания для людей. 22–30. По своему существу и происхождению Премудрость божественна. Раскрытию учения о Премудрости предшествует речь Соломона, устами которого говорит писатель, о том, что он имел общее со всеми людьми телесное происхождение, чувствовал ту же самую беспомощность при рождении, что и все люди и будет иметь один со всеми конец – смерть. Таким началом писатель имел в виду двоякую цель: 1) противопоставить смирение выдающегося и славного царя надменности тех властителей народов, к которым он обращался в предшествующих главах; 2) показать, что не знатное происхождение и не высокое общественное положение дает право на обладание мудростью, она есть дар Божий и каждый человек ее может получить, если просит о том Бога. Прем.7:1 . И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного. Прем.7:2 . И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном, 1–2 . Соломон вместе со всеми людьми имеет общее физическое происхождение: «потомок первозданного земнородного», т.е. Адама ( Быт. 2:7 ; Сир. 18:1 ; 1Кор. 15:47 ). Даже способ и образ прохождения один и тот же (2 ст. ср. Иов. 10:10 ; Пс. 138:13–15 ). Прем.7:3 . и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми, Прем.7:4 . вскормлен в пеленах и заботах; 3–4 . При рождении он обнаружил ту же беспомощность, те же потребности, что и все. Выражение «Ниспал на ту же землю» сопоставляют с Прем. 8:19–20 ст. и видят в нем намек на предсуществование душ. Однако, хотя мысль о предсуществовании душ писателю кн. Премудрости Соломона не чужда, в данном месте находить ее нельзя: контекст речи говорит за то, что выражение «ниспал» указывает только на образ появления человека из лона матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мудрый человек должен быть всегда внимателен к себе, к своим словам и поступкам; он не должен давать окружающим повода презрительно относиться к той мудрости, носителем которой он является в их глазах. С этой точки зрения понятны советы бен-Сира, касающиеся, по-видимому, мелочных вещей, не заслуживающих его внимания: как держать себя за столом среди общества или за дружеской пирушкой. Премудрый проповедует здесь вежливость и умеренность, как свойства, которые необходимо иметь человеку, стремящемуся к мудрости; конечно, кто не имеет этих элементарных признаков умного человека, тому далеко до высших степеней мудрости. В частности, бен-Сира предостерегает от проявлений жадности, когда человек спешит утолить свой аппетит, не обращая внимания на соседей по столу; от пресыщения, расстраивающего сон и вредного для здоровья; от злоупотребления вином, ведущего к ссоре и часто доводящего человека до погибели. Как держать себя за столом и на пиру ( Сир. 31:13–37 ) 13. Когда ты садишься за стол богатого, не раскрывай на него рта своего, 14. не говори: «какое изобилие на нем!» помни, что жадный глаз – злая вещь. 15. Бог не создал ничего более жадного, чем глаз, и потому он плачет обо всем. 16. В тο место, куда он смотрит, не протягивай руки, и не сталкивайся с соседом в блюде; 17. суди ο ближнем по себе самом, и подумай ο том, чего сам не любишь. 18. Ешь, как человек, что положено пред тобою, и не будь жадным, чтобы не стали презирать тебя. 19. Перестань есть первый, ради умеренности, и не будь ненасытен, чтобы не опротиветь; 20. а если ты сидишь среди многих,– не протягивай руки раньше соседа. 21. Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не задыхается на ложе своем. 23. Страдание, и бессонница, болезнь, и одышка, и боль в желудке – у человека глупого, 22. здоровый сон – при желудке не обремененном: встаешь утром и чувствуешь себя прекрасно. 24. Α если ты принужден будешь пресытиться лакомствами, – встань с постели, сделай рвоту, и будешь спокоен. 25. Слушай, сын мой, и не пренебрегай мною,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Речь к студентам Харьковского Технологического Института, пред его открытием, 15 сентября 1885 года. Милостивые Государи! Исполнив обязанность молитвенного освящения и благословения вашего новооткрываемого Института, я желал бы напутствовать вас на вашу новую деятельность и добрым советом, конечно, не от моей скудости, а от богатства божественного Откровения. Мне кажется приличным настоящему случаю наставление древнего библейского мудреца Иисуса сына Сирахова, из 3 главы его книги: высших себе не ищи и крепльших себе не испытуй: яже ти повелена – c ие разумевай ( Сир. 3,21–22 ). В наше время наука вошла в противоречие сама с собою: в деле естествознания мы ищем немедленного приложения научных познаний и открытий к практической жизни, – выставляем девизом подобных вашему учреждений: „знание для жизни“. Но когда дело касается познаний чисто рационального характера, выходящих за пределы естествознания, мы выставляем другой девиз: „знание для знания“. Таким образом в естествознании мы имеем возможность поверять познания опытом и строго отличать положительную истину от гипотезы и твердую мысль от смелой мечты; во второй же половине знания, как, например, в области богословской и философской, мы почитаем себя вправе подниматься всеми способами на высоту созерцания и стараемся там утвердиться только силою рассудочного у6еждения, не заботясь о строгой практической проверке своих воззрений и, таким образом, как бы возводим многоэтажные здания, не справляясь с твердостью их устоев и с законами архитектуры. От того и падают на наших глазах смелые отвлеченно научные построения. Именно на этот недостаток, так часто обнаруживавшийся в истории отвлеченного человеческого знания, и указывает древний мудрец: он дает понять, что жизнь действительная, практическая, непременно следует за разумом и в высшие области человеческого ведения, чисто духовные и созерцательные, – что и там всякое открытие, всякая новая идея должны быть проверяемы приложением к делу и соображениями относительно исполнимости и благотворности новых учений: „высших себе не ищи и крепльшиих себе не испытуй: яже ти повельна-сия разумевай“.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 133. О малодушии Далее нам предстоит рассмотреть малодушие: Под этим заглавием наличествует два пункта: 1) является ли малодушие грехом; 2) какой добродетели оно противостоит. Раздел 1. Является ли малодушие грехом? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что малодушие не является грехом. В самом деле, грех делает человека злым подобно тому, как добродетель делает человека добрым. Но приниженный, как говорит философ, не зол 132 . Следовательно, малодушие не является грехом. Возражение 2. Далее, философ говорит, что «тот, кто достоин великого, а считает себя достойным малого, тот, пожалуй, является самым приниженным» 133 . Но достойным великого может быть только добродетельный, поскольку, как говорит тот же философ, «лишь добродетельный поистине достоин чести» 134 . Выходит, приниженный добродетелен, из чего следует, что малодушие не является грехом. Возражение 3. Далее, «начало греха – гордость» (Сир:, 10:15). Но малодушие не проистекает из гордости, поскольку гордый ценит себя выше, чем он того стоит, тогда как приниженный ценит себя ниже, чем он того стоит. Следовательно, малодушие не является грехом. Возражение 4. Кроме того, философ говорит, что «приниженный считает себя достойным меньшего, чем он достоин» 135 . Но подчас святые считали себя достойными меньшего, чем они были достойны; так, например, Моисей и Иеремия, будучи достойны того служения, для которого их избрал Бог , смиренно отказывались от него ( Исх. 3:11 ;. Иер. 1:6 ), Следовательно, малодушие не является грехом. Этому противоречит следующее: в человеческих поступках должно избегать только греха. Но малодушия должно избегать, в связи с чем читаем: «Отцы, не раздражайте детей ваших (дабы они не унывали)» ( Кол. 3:21 ). Следовательно, малодушие есть грех. Отвечаю: то, что противно естественной склонности, противоречит закону природы и суть грех. Но все обладает естественной склонностью совершать соразмерные своей способности действия, что видно на примере естественных вещей, как одушевлённых, так и нет. Затем, подобно тому, как превознесение побуждает человека превышать меру своей способности посредством того, что он старается делать большее, чем может, точно так же малодушие побуждает человека принижать меру своей способности посредством отказа от стремления к тому, что ей соразмерно. Следовательно, коль скоро превознесение является грехом, является им и малодушие. Поэтому раб, убоявшийся из малодушия пускать в оборот полученные от господина деньги и закопавший их в землю, был господином наказан ( Мф. 25 ; Лк. 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Глава 10 Каков правитель народа, – таковы и служащие при нем; каков начальствующий над городом, – таковы и живущие в нем. Не будь гордым, но будь кротким, богобоязненным, внимательным к внушениям мудрости. Сир.10:1 Мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет благоустроено. Сир.10:2 Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем. Сир.10:3 Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных устроится город. Сир.10:4 В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней. Сир.10:5 В руке Господа благоуспешность человека, и на лице книжника Он отпечатлеет славу Свою. 4–5 . Господь подает силу для мудрой и полезной деятельности человека. Сир.10:6 Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом. Сир.10:7 Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих. Сир.10:8 Владычество переходит от народа к народу по причине несправедливости, обид и любостяжания. Сир.10:9 Что гордится земля и пепел? Сир.10:10 И при жизни извергаются внутренности его. Сир.10:11 Продолжительною болезнью врач пренебрегает: Сир.10:12 и вот, ныне царь, а завтра умирает. Сир.10:13 Когда же человек умрет, то наследием его становятся пресмыкающиеся, звери и черви. Сир.10:14 Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; Сир.10:15 ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; Сир.10:16 и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его. Сир.10:17 Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их. Сир.10:18 Господь вырывает с корнем народы и насаждает вместо них смиренных. Сир.10:19 Господь опустошает страны народов и разрушает их до оснований земли. Сир.10:20 Он иссушает их, и погубляет людей и истребляет от земли память их. Сир.10:21 Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева – для рождающихся от жен. 6–21 . Человек – создание Божие, выведенное Им, по плоти, из праха земного и имеющее возвратиться, по плоти, в тот же прах земной. Своими духовными дарованиями, своим внешним положением человек обязан Богу же, а потому не имеет ровно никаких оснований для того, чтобы не смиряться пред Господом Богом и горделиво относиться к ближним своим. Такое высокомерие в человеке преступно и влечет за собой кару божественного правосудия. – И при жизни извергаются внутренности его, т.е. бывают болезни, при которых еще во время земной жизни человека обнаруживается вся бренность его телесной оболочки. – Продолжительною болезнью врач пренебрегает: и вот, ныне царь, а завтра умирает. Неисцелимость некоторых болезней человека и его преждевременная смерть служат лучшим свидетельством собственной слабости человека в скоропреходящности славы его при отсутствии божественной помощи, поддерживающей человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010