Василий В. и Кассиан. Несомненно, только недостаточное знакомство с этим иночеством пр. Кассиана, не бывшего в Месопотамии, позволило ему считать подвижничество месопотамское на ряду с палестинским «умереннее» египетского Но именно «характеристическою чертою первого является суровый образ жизни; в это отношении сирийское монашество оставляет позади себя первоначальное египетское; в этой мере его сказался своеобразный дух сирийца с его пламенным, огненным, порывистым (с. 252) характером». Оно изобрело самые тяжелые и странные роды подвигов. Здесь подвижники жили в помещениях меньше человеческого роста, где нужно было иметь всегда согнутое положение тела, или наоборот совершенно под открытым небом летом и зимою, в хижинах без окон и дверей, в подвесных и качающихся круглых коробках; Сирия именно изобрела и подвиг столпничества (пр. Симеон Столпник † 459 г.). Неудивительно, что и в отношении поста сирийское иночество превзошло другие страны. Так здесь был класс подвижников, называвшихся βοσκο (пастухи, точнее – пасущиеся), п.ч. «они не употребляли хлеба, вареной пищи и вина, а когда наступало время вкусить пищу, каждый из них, взяв серп, отправлялся бродить по (с. 253) горе, будто пасущееся животное, и питался растениями». Нигде не достигали и такой степени умиления, как здесь. О пр. Домнине бл. Феодорит рассказывает: «часто, взяв мою правую руку и приложил ее к глазам. Домнина выпускала ее такою мокрою, что как будто сама рука источала из себя слезы» . Св. Ефрем Сирин рассказывает о своем сподвижнике Юлиане: «Всю службу он стоял, не смея возвести очей как бы пред самым судилищем Господа нашего Иисуса Христа. В один день сказал я ему: «кто портит здесь книги? Ибо где было написано «Бог» или «Господь», или «Иисус Христос» или Спаситель», там начертания буквы были стерты. Блаженный отвечал мне: «не скрою от тебя ничего... я, читая, как скоро нахожу написанное имя Бога моего, орошаю оное слезами своими». Сам пр. Ефрем Сирин молился, чтобы Бог умерял в нем умиление («ослаби ми волны благодати твоея»).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Преспа, оз. 499 Примнес, г. 573, 617 Принкип, о-в 401, 615 Принцевы острова 516, 615 Прованс 564 Пропонтида 136, 190, 192, 243, 283, 287, 292, 480 Пруса 387 Псилл (Кипселлы?) 341 Птолемаида, см. Аке, г. Пуатье, г. 587 Пуца, крепость 271, 272, 556 Пьяченца, г. 558 Равеник, г. 167 Рамла, г. 307, 308, 578 Рашка 23, 30, 538, 551 Ревеник 167 Регий, см. Кючук-Чекмедже, г. Редесто, г. 186, 531, 539, 556 Ресий, см. Вафис-Риак, г. Рим, г. 80, 82, 84, 161, 162, 172, 205, 235, 279, 318, 336, 458, 459, 587 Риндак, р. 528, 610 Родопы, горы 394, 395 Родос, о-в 302, 314, 538, 575, 596 Ромаины, г. 371 св. Романа ворота 566 св. Романа церковь 285, 566 Россия 545, 554 Румский султанат 8, 22, 489 Румыния 539 Русий 221, 223, 224, 542, 568, 571 Сагудаи, село 402, 615 Сагут 615 Сазлийка, р. 530 Саламврия, Пеней, р. 169, 170, 508 Салерно, г. 80–83, 85, 161, 162, 181, 457, 459 Салернский принципат 457 Самос, о-в 248, 313, 538 Сангар, р. 274, 557, 571, 572, 616, 617 Сантаварис 406, 617 Сапанджа, оз. 557 Сарван, крепость 371, 604 Сарды, г. 304 Сарос, р. 62, 322, 446, 588 Сарсап, г. 371 Сасенс, см. Асон, о-в Священное озеро (Атанасовское озеро?) 267 Сген, укрепление 371 Севастия, г. 582, 593 Северное Причерноморье 448, 462 Северный Кавказ 462 Севтлос, о-в 314 Сезер, см. Ларисса (в долине Оронта) Селевкия, г. 315, 316, 379, 585 Сербия, Далмация 23, 90, 147, 220, 240, 241, 251–253, 263, 340, 384, 463, 496, 497, 519, 543, 548, 549, 569 Сервия, г. 165 Сердика, см. София Серебряное озеро, Гиролимна 284, 566 Серры 254, 257, 589 Сидира, Железные ворота, горный проход, Чалыкавский, Врбицский проход 203, 207, 274, 530 Сидира см. Железные ворота (в Константино-поле) Сидира, укрепление 275, 557 Сики, г. 315 Силистра, Дристра, г. 181, 201, 204, 208, 237, 517, 530, 534, 542, 543 Сильвестра дом 273 св. Симеон, см. Суди, г. Симеонов холм, скифский булевтерий 208, 533 Синай 382 Синоп, г. 190, 196, 523, 582 Сиракузы, г. 509 Сирийское море 62, 322, 380, 446 Сирия 31, 54, 55, 281, 319, 367, 370, 371, 376, 439, 522, 577–579, 581, 582, 585, 604, 607, 612, 613

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Le Quien. – Muralt sub anno 454: Basile est nommé evêque á la place de Maximin qui est condamné dans la quatrième année de son ministere. Ann. 458 mort de Basile après deux ans de ministere. 33. АКАКИЙ 455 г. 1 год. Nicephori Constantinopolitani Chron: κκιος τος α´ φ’ ο πλις (ντιοχεα) ππτωκεν. – Baron. Τ. VI. p. 219. – Le Quien. – Muralt sub anno 458. 34. МАРТИРИЙ 456–468. 13 лет. Theophan. T. I. sub anno 448: ντιοχεας πισκπου Μαρτυρου τος α´. Sub anno 456: Ζνων λθν ες ντιχειαν, ερεν πσκοπον ν ατ τν ερν Μαρτρων. Georg. Amartol. p. 514. 582. Μαρτριος πρτος πενησε τ μρον ν τ κκλησ π, παντς το λαο γιζεσθαι, κα τν π τν δτων ν τος Θεοφανοις πκλησιν εσπρας γνεσθαι· κα ν πσ συνξει τ σμβολον τς πστεως λγεσθαι, πρ τοτου μ λεγμενον, ε μ παξ το νιαυτο τ μεγλη παρασκευ. Zonar. T. I. p. 647. Cedren. T. I. p. 611. – Niceph. Call. L. XV. c. 28. – Ioelis Chronograph. p. 42. 43: Μαρτριος πρτος πενησε τ μρον ν τ κκλησ π παντς το λαο γιζεσθαι, κα ν πσ συνξει τ σμβολον τς πστεως λγεσθαι, πρτερον μ λεγμενον, ε μ παξ το νιαυτο ν τ μεγλ παρασκευ. Baron. T. VI. p. 246: anno 459 Acacius episcopus antiochenus, cum sedisset annum dumtaxat, ex hac vita decessit, in cujus locum subrogatus est Martyrius. Theodor. Lector. L. I. – Le Quien. – Muralt sub anno 471: le patriarche Martyrius resigne sa dignité. Il est ramplacé par Pierre le Tanneur. 35. ИУЛИАН ПЕТР КНАФЕЙ 469–483. 15 лет. антипатриарх. Theodor. Lector. L. I. – Theophan. T. I. sub annis 456, 461. ντιοχεας πισκπου ουλιανο τος α´. Он же и Фуллон и Ассар. Еретик в одно время с православными патриархами Антиохии, Иулианом, Иоанном, Стефаном старшим и младшим и Каландионом. Cedren. T. I. p. 611. – Zonar. T. I. p. 647. – Baron. Τ. VI. p. 29¾ sub anno 471. – Le Quien. Theodoret. Lector. L. I: Μαρτυρου ναχωρσαντος, τυραννικς Κναφυς τ θρν πεπδησε... δ βασιλες κελεει τν Κναφα πεμφθναι ες ξοραν περ προμαθν, φυγ χρησμ νος τν ξοραν διφυγεν. ψφ δ κοιν ουλιανς τ πισκοπ χειρζεται. – Βασιλσκος νεκαλσατο δι τπου τν Αλουρον· κα Κναφες δ ξλθεν κ τς μονς τν κοιμτων. κε γρ κρπτετο. Βασιλσκος μετ τπου κβαλν τν ν Χαλκηδνι σνοδον, πλυσε τν Κναφα ες ντιοχεαν.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Разделы портала «Азбука веры» Столпник (греч. στυλτης, лат. stylita) – святой подвижник , подвизавшийся на столпе – башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних. Первый прославившийся своим подвигом на столпе — преподобный Симеон Столпник (Сирия, 459 г.). Подвигу прп. Симеона подражали: Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/stolpnik

16 . Твой есть день, и Твоя есть нощь и проч. От частных благодеяний Божиих псалмопевец переходит к общим, и во имя их умоляет о помиловании несчастного Еврейского народа, что далее до конца ст. 18–23. Ты совершил еси зарю 458 и солнце. Так в Комплют. издании LXX, а в Римском: солнце и луну совершил, т.е. сотворил. 17 . С Евр.: «Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил». 18 . С Евр.: «Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое». 19 . Не предаждь зверем душу исповедающуюся Тебе. «Назвав врагов зверями, продолжает побуждать (Господа Бога) к щедротам тем, что согрешившие заслуживают некоторое прощение своим исповеданием» (Св. Афан.). С Евр.: «Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда». 20 . Яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий. «Смысл речи сей, – говорит св. Афан., – таков: хотя многие домы исполнились тьмы, по причине беззаконий, совершенных пред Тобою, Господи, однако же да не будет отвержен и предан позору весь народ». По бл. Феодориту, «у людей, возлюбивших тьму неведения, домы исполнены беззакония и следующего за оным наказания, то есть, они преданы всякого рода бедствиям; потому что предпочли тьму». С Евр.: «Призри на завет Твой: ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия». Симмах перевел: «Самые сокровенные места земли наполнены плодами нечестия». 459 . 21 . Да не возвратится смиренный посрамлен, т.е. по бл. Феод., верующий христианин. «Умоляет о том, чтобы и иам не остаться не получившими просимого и не быть отосланными со стыдом». Нищ и убог восхвалита имя Твое, т.е. нищие духом, получив помощь от Господа, обыкновенно приносят Тебе песнословие» (Бл. Феод.). «Нищий духом, т.е. лик Апостольский воссылает подобающие Тебе славословия, по«лику спасены достойные спасения» (Св. Афан.). С Евр.: «Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твое». 22 . Востани, Боже, суди прю Твою. «Умоляет Бога востать для наказания обольстивших народ Его» (Св. Афан.). «Не сказал: прю мою, но говорит: прю Твою, т.е. я законно потерпел это (пленение Римлянами), а они отважились на многие хулы против Тебя» (Бл. Феод.). С Евр.: «Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

1. После того как Соломон успел укрепить за собою престол и наказать всех своих противников, он женился на дочери египетского фараона 457 . Укрепив затем более прежнего и увеличив объем стен Иерусалима 458 , он после этого уже правил, пользуясь полнейшим миром. При этом юные годы его 459 не препятствовали ему быть справедливым, строго соблюдать законы и помнить предсмертные наставления отца своего, но решать все дела с большою осмотрительностью, как будто бы он был гораздо старше своих лет и обладал значительно большею опытностью. Равным образом он решил отправиться в Хеврон 460 и принести тут жертву Господу Богу на воздвигнутом некогда Моисеем в том месте медном жертвеннике; с этой целью он принес там в жертву всесожжения Предвечному тысячу жертвенных животных. Не успел он сделать это, как уже мог убедиться, что его жертвоприношение милостиво принято Господом Богом. Дело в том, что в ту же ночь Предвечный явился Соломону во сне и предложил ему назвать награду, которую Господь Бог мог бы даровать ему за его великое благочестие. Тогда Соломон стал просить Всевышнего даровать ему самое лучшее и высшее, что и Господу Богу будет приятнее всего дать, и человеку полезнее всего получить; а именно: он не стал просить, как бы сделал всякий другой человек на его месте, да притом еще юноша, ни золота, ни серебра, ни прочих богатств (что в глазах большинства людей одно только и считается единственно желательным даром от Господа Бога), но воскликнул: «Даруй мне, Господи, здравый ум и ясную мысль, дабы я, судя народ мой, мог всегда находить истину и решать дела его по всей справедливости». Такой просьбе обрадовался Предвечный и возвестил Соломону, что Он дарует ему не только то, о чем тот просил его, но и то, о чем он не упоминал в своей просьбе, а именно богатство, славу, победу над врагами, а главным образом такой ум и такую мудрость, какою до него не обладал никто из людей, ни царь, ни частный человек. При этом Господь Бог обещал ему сохранить за ним и за его потомством на отдаленнейшие времена и царство его, если только он останется человеком справедливым, будет повиноваться Ему и станет подражать всем отличным качествам отца своего. Получив такое предсказание от Предвечного, Соломон тотчас поднялся со своего ложа и, помолясь Господу Богу, вернулся в Иерусалим, где устроил пред скиниею торжественное жертвоприношение, после которого угостил всех иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2003 г. О суждении и осуждении Нед. 5 по Пятидесятнице. Пятница. Зач. 130 ( 1Кор. 4:5–8 ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь ( 1Кор. 4:5 ). Такую заповедь возвещает нам сегодня, братья и сестры, апостольское слово. Что же следует из этого заповедания? Никого, никогда и ни в чем не судить? А как же тогда возможно будет с соблюдением этого условия исполнить другую заповедь того же Апостола, данную его возлюбленному ученику: «Согрешающих обличай перед всеми» ( 1Тим. 5:20 ). При поверхностном взгляде на вопрос возникает явное противоречие, ибо невозможно, не пользуясь природной способностью суждения, отличить и отделить зло от добра, обличая его перед всеми? Но точно такое же «противоречие» можно усмотреть и в словах Спасителя, когда Он говорит: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7:1 ), но в то же время: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его» ( Мф. 18:15 ). Кажущееся противоречие в высказываниях возникает от явного непонимания сокрытого в них смысла. А смысл вышеприведенных высказываний раскрывается следующими словами Божественного Откровения: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Мф. 7:3–5 ). Если же кому-то и это изречение кажется недостаточно ясным, то мы постараемся его сейчас пояснить. Слово Божие в принципе не запрещает производить суд. Оно требует только того, чтобы суд был праведным ( Ин. 7:24 ). «Горе вам, – говорит Господь фарисеям, – что нерадите о суде» ( Лук. 11:42 ). По изъяснению отеческому здесь речь именно о суде, правом, ибо судом неправым фарисеи судили постоянно. 459 Превратный суд, как сказал о том еще пророк Аввакум, происходит оттого, что нечестие преобладает над праведностью ( Аввак. 1:4 ). Следовательно, там, где всем заправляет нечестие нельзя ожидать правильности в суде. Его неправильность свидетельствуется тем, что от внимания неправедно судящего уходит существенное; несущественное же и мелочное выходит на первый план и преследуется со всей строгостью Закона. Говоря образно, начинается отцеживание комара с одновременным пожиранием верблюда ( Мф. 23:24 ) и изъятие едва заметной порошинки из нежного глаза ударами тяжеловесных бревен. 460

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

2 Господи Боже Спаситель мой, и днем и в ночи к Тебе я взываю! 3 458 Да вознесется к Тебе молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему! 4 459 Ибо нахлынули беды на душу мою, и жизнь моя ко вратам ада приблизилась. 5 460 Уподобился я нисходящим в гроб; стал, как человек, лишенный помощи, 6 К умершим причтенный, как убитые, спящие в гробах; не вспоминаешь Ты о них, ибо они рукой Твоей отринуты были. 7 461 Положили меня в преисподней, во тьме и сени смертной; 8 На мне отяготела ярость Твоя, и волны гнева Твоего навел Ты на меня. 9 462 Удалил Ты от меня знаемых мной; скверным сочли меня; предали меня, и нет мне исхода. 10 Очи мои изнемогли от скорбей; взывал я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои. 11 463 Разве для мертвых творишь Ты чудеса? Или врачи воскресят их, и прославят они Тебя? 12 Разве кто возвестит во гробе милость Твою и истину Твою в обители смерти? 13 464 Разве познают во мраке чудеса Твои и правду Твою в земле забвенной? 14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и ранним утром молитва моя вознесется к Тебе. 15 Для чего, Господи, отвергаешь Ты душу мою? Отвращаешь лицо Твое от меня? 16 465 В лишениях я и трудах от юности моей; возвысился, унижен был и изнемог. 17 466 Навел Ты на меня гнев Твой, угрозы Твои потрясли меня; 18 Обступили меня, как вода, всяк день меня осаждали. 19 Удалил Ты от меня друга и ближнего, и знаемых мной удалил от скорбей моих. Слава: 1 467 В поучение, Ефама Израильтянина, псалом, 88. 2 Милости Твои, Господи, вовеки воспою, из рода в род возвещу истину Твою устами моими. 3 Ибо Ты сказал: «Навеки явлена Мною милость». На Небесах от века утверждена, Боже, истина Твоя. 4 468 «Завещал Я Завет избранникам Моим, клялся Давиду, рабу Моему: 5 Навеки сохраню потомство твое и созижду из рода в род престол твой!» 6 469 Небеса возвестят о чудесах Твоих, Господи, и возвестят истину Твою в церкви святых. 7 Ибо кто в обителях небесных сравнится с Господом? Кто уподобится Господу среди сынов Божьих? 8 Бог прославляется сонмом святых, велик Он и грозен для предстоящих пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

306 Имеется в виду евангельская притча об исцелении человека, «одержимого бесами»: «Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло» (Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 32–33). 308 Не за Бергманом ли, Степаном Федоровичем? Это сестры бывшего московского генерал-губернатора князя Алексея Григорьевича Щербатова. Внук. 309 Анреп Роман Романович (ум. 1830), офицер лейб-гвардейского Гусарского полка; в 1812 г. – корнет, с 1820 г. – полковник Оренбургского уланского полка, позднее – генерал-майор, знакомый Пушкина. 311 Речь идет о комедии в стихах поэта-сатирика и драматурга A. А. Шаховского (1777–1846) «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815), впервые представленной в Петербурге 23 сентября 1815 г., а в Москве – 22 мая 1816 г. Современник заметил, что комедия «по непостижимому недоразумению касательно цели, с которою была написана, навлекла на него (т. е. автора. – Т. О.) такую толпу врагов непримиримых» (Жихарев, с. 601). Действительно, против Шаховского был выдвинут ряд обвинений – и в том числе в клевете. Β. А. Жуковский писал родным: «Известно, что авторы не охотники до авторов. И он (Шаховской. – Т. О.) не охотник до меня. Вздумал он написать комедию и в этой комедии смеяться надо мною. Друзья за меня вступились (...) Теперь страшная война на Парнасе. Около меня дерутся за меня, а я молчу, да лучше было бы, когда б и все молчали, – город разделился на две партии, и французские волнения забыты при шуме парнасской бури» (см.: Письма Β. А. Жуковского к родным в Белев – РА, 1864, с. 459–460). Сатирический поход против «Липецких вод» и их автора возглавил Π. А. Вяземский, создав цикл эпиграмм, озаглавленный «Поэтический венок Шутовского»; к нему примкнули и другие сторонники Жуковского и в их числе молодой Пушкин, позднее в «Евгении Онегине» в строфах, посвященных русскому театру начала XIX в., писавший: Там вывел колкий Шаховской0

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

324. По преданию, Вероника отерла пот с лица Христа, когда он поднимался на Голгофу, и на платке осталось изображение Его лица. Вообще, само имя Veronica значит «верный образ», «истинное изображение». 325. Billede (дат.) — «картинка», «образ»; в данном случае водяной знак на листе бумаги, видимый только на просвет. 326. Протей — бог моря, которого поймал и удерживал Менелай, принуждая того открыть ему будущее. Чтобы избежать этого, Протей пытался ускользнуть от Менелая, все время меняя форму. См.: Гомер. Одиссея. IV, 450–459. У Кьеркегора был датский перевод «Одиссеи», сделанный Христианом Вильстером (Christian Wilster) и опубликованный в Копенгагене в 1837 г. 327. Исследующий внутренний состав — «randsager Nyrer» (букв.: «исследующий почки»). Сам этот образ идет от датского перевода Нового Завета; в русском же каноническом переводе соответствующее место звучит так: «Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (Апок 2,23). 328. См.: 1 Цар 28,8–14. 329. Букв.: «прозвища» (лат.). Фамильные имена, обозначения рода — в отличие от имен собственных. 330. В библиотеке Кьеркегора было немецкое издание Гёте (J. W. Goethe’s Werke. Vollstandige Ausgabe letzter Hand. Bd. ILX. Stuttgart; Tubingen, 1828–1842). «Клавиго» в этом издании входит в X том. 331. Истории Тантала и Сизифа изложены у Гомера (см.: Одиссея. XI, 582–601). 332. См.: «Клавиго», акт 1, сцена 2 (J. W. Goethes Werke… Bd. X. S. 59–60). 333. Ulykkelig Kjaerlighed (dam.), т. e. безответная любовь–сочувствие. 334. См.: 1 Кор 13,2: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто». 335. См.: «Клавиго», акт 3, сцена 1, где сестра Марии, София, говорит: «Ах, разве я не люблю его, так же как и тебя, самой совершенной и чистой, сестринской любовью?» 336. Подразумевается Симонид (см.: Цицерон. О природе богов. 1,21.60). 337. См.: 1 Пет 3,4: «…но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010