е. вдруг и мгновенно» 117 ; а Григорий Нисский точнее изъясняет это слово, заменяя его синонимами «в совокупности, вместе 118 . Это последнее толкование заключает в себе ту мысль, что Бог , создавши первобытный хаос, в нем объединил и как бы возглавил все акты Своего творения, вытекавшие впоследствии из него, как из своей потенции ( Сирах.18:1 ). Но общепринятым толкованием считается то, которое слово переводит в смысле хронологического указания, наподобие греч. ν ρχ и равнозначащих ему выражений πρ το κσμου εναι ( Ин.17:5 ) или πρ χρνων αωνων ( 2Тим.1:9 ). В начале всего, т. е. раньше всего, раньше самого времени, тогда, когда не существовало еще решительно ничего, Бог создал небо и землю, положив этим актом своего всемогущества первоначало своей последующей деятельности. Все эти толкования, при разности в оттенках мысли, согласно устанавливают точный смысл термина , по которому первотворение мира было совершено в начале всего, когда еще не существовало ничего, кроме Бога. «Это – creatio prima, говоря богословским термином, это творение в собственном и строгом смысле, т. е. создание из ничего» 119 . «Слово «в начале» указывает на первое мгновение перехода из небытия в бытие, и значит «в начале времени и всего временного» 120 . Итак, самое первое слово Библии ясно выражает мысль о происхождении мира во времени или со временем, отсюда – о его несамобытности и тварности. Лучшей библейской параллелью к этому месту служат известные слова псалмопевца: «В начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса...» ( Пс.101:26 ); та же мысль неоднократно выражается и во многих других местах св. Писания ( Пс.89:3 ; Притчи 8:22, 23 ; Ис.41:4; 44:6 и т. д.). Указав на происхождение мира во времени, бытописатель далее решительно и прямо называет то действие, которому мир обязан своим возникновением. Стоящий в подлиннике для выражения этой мысли глагол согласно переводится всеми словом «сотворил, создал из ничего». Это один из трех Еврейских глаголов, выражающих понятие деятельности, подобно его синонимам и .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

13.  Св. Григорий Богослов, в надгробном слове Василию В., в особенную заслугу вменяет ему то, что он в совершенстве овладел всею полнотою современного ему образования, и при этом сильно обличает невежество тех, которые думали, что для христиан не нужна и даже опасна внешняя (нехристианская) ученость (Сл. 43). У св. Василия Великого, между его творениями, есть особая замечательнейшая «Беседа к юношам ο том, как пользоваться языческими сочинениями». 14. Образец такого объяснения см. у И. Дамаскина в Точн. излож. веры, I кн. 19 гл. 15. См напр., Василия В. Бес. o том, что Бог не виновник зла (IV ч. его твор. в рус. пер.), Дамаскина Точн. изл. веры. IV, 19–20. 16. В древности последнее мнение защищали ариане, особенно аномеи. Позднее оно было повторено некоторыми из схоластических богословов (Абеляром, П. Ломбардом), а в протестантском богословии высказывается и ныне. Более же всего вооружаются против усвоения существу Божию определяющих его свойств и качеств пантеисты. 17. Другие древние имена, усвояемые в Ветхом Завете единому Богу для выражения различных Его свойств и отношений к миру, особенно к Израилю: El — Бог крепкий, сильный, El Elijon — Бог всевышний, Владыка неба и земли, El Schaddai — Παντοκρτωρ, т. е. Вседержитель, Jehovah — Сый, святое, (Лев 20, 3), славное и страшное (Втор 28, 58) имя Божие, возвещенное Моисею Богом при купине. Более поздние имена Божии: Savaoph (Zebaoth) — Бог воинств (ангелов), Царь славы, и Adonai — «наш Господь», «наш Владыко», ставшее заменять «Тетраграмму» после того, как последовало запрещение произносить ее, т. е. имя Иеговы. 18. В неканонических книгах Ветхого Завета учение об ипостасной Премудрости раскрывается еще подробнее, именно: Варуха 3, 9–38, Сирах 1, 1–10; 24, 1–13, особенно Прем. Солом. 6, 22–24; 7, 21–30; 8, 1–4; 9, 1–4; 9, 9–19; 10, 1–21; 11, 1–4. По отношению же к народу израильскому Премудрости усвояются те же действия (чувственно-ощущаемые явления людям, изведение евреев из Египта, проведение через Чермное море и др. — Сир 24, 11–13; Прем 10, 1–21; 11, 1–4), какие в исторических и пророческих книгах усвояются личности Ангела-Иеговы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Доброе суждение о нас ближних возбуждает нашу энергию, ободряет наш дух и возвышает и укрепляет нашу волю в ее благих начинаниях. В этой жизни лучше имя доброе, неже богатство много (Пр. 22:1), как говорит премудрый. Первое всегда остается с нами и при нас, легче и удобнее сохраняется, как зависящее только от нас самих, и больше приносит человеку даже временного счастья и удовольствия, лучшим залогом служит к достижению вечного блага, нежели богатство. Пецыся о имени, говорит Сирах, то бо ти пребывает паче тысящ великих сокровищ злата ( Сир.41:15–16 ). Скрывайте же себе, заповедует Спаситель, сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит», и идеже татии не подкопывают, ни крадут (Мф.6:20). Первым между этими сокровищами должно признать сохранение доброго имени вообще или чести человека, как христианина. Свою христианскую честь человек должен так высоко ставить, чтобы она ясно и отчетливо выражалась в его жизни и деятельности. Тако да просветится свет ваш пред человеки, сказал Христос, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.5:16). Если от каждого христианина вообще требуется так строго оберегать свою честь, свое доброе имя, то тем боле обязательно это для тех, которые по своему общественному положению поставляются на видное место служения, чтобы быть светильниками и светочами для окружающих. Никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарона ( Евр. 5:4 ). Честь звания и положения дается от Бога, а потому должно быть достойными этой чести. Ниже вжигают светильника, и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть (Мф.5:15). Честь личности, звания и положения христианина должна быть ему дороже всего, должна быть святою; мы должны, как говорит апостол, хранити себе самех. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость ( 1Сол.4:7 ). Тот же апостол так дорожил честью своего апостольского служения, что говорил: добрее мне паче умерети, нежели кто похвалу мою да испразднит ( 1Кор.9:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Вскую, говорит, прискорбна еси душе моя, и всякую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему (Пс. 42:5). Когда говорит душе своей он: вскую смущаеши мя, то, конечно, она смущала его. Если смущала, то он не имел в себе мира. Умом только прилеплялся он к Богу, чтоб душа, возложившись на Него, перестала смущать его. Так, мир наш в Господе, как Сам Он сказал: сия глаголю вам, да во Мне мир имате (Ин. 16:33). На земле же не обещал Он мира, а скорби, говоря: в мире скорбни будете (Ин. 16:33). Так, в этой жизни нет мира, нет полного спокойствия. Радость бессмертия, сообщество Ангелов только обещаются. Но кто не будет искать его, пока пребывает здесь, тот не получит сего и там, когда придет время. Здесь хоть отчасти должно возыметь его, чтоб заслужить получение его там всецело. Как это отчасти? Будем единодушны здесь, возлюбим ближнего, как себя самих. Возлюбив ближнего как себя, будем иметь мир с ним. Скажешь: нельзя обойтись здесь без каких-нибудь столкновений и размолвок: они бывают между братьями, даже между святыми. Пусть так; но твое дело не доводить их до того, чтоб они нарушали согласие, разрывали любовь».    Произошла размолвка, прибавим к сему,— не допускай ее до разрыва и вражды. Спеши погасить павшую между вами и в вас искру. Аще подуеши на искру, говорит Сирах, возгорится: и аще плюнеши на ню, угаснет. Только ярый человек разжизает свар. Ты же удалися от свара. Помяни заповеди, и не гневайся на ближняго. Помяни последняя, и престани враждовати. Остави обиду искреннему твоему, и тогда помольшутися, греси твои разрешатся (Сир. 28:2, 6-7, 9-10, 14). 7) Второго десятистишия вторая часть (стихи 16—22). — Плоды Богобоязненности    Указаны действия страха Божия; определено поведение людей богобоязненных. Теперь приступает святой Пророк к изображению плодов такой жизни. Не забыл он, что обещал за последование внушениям страха Божия; и указывает, как исполняется сие обетование над теми, кои идут путем, им определенным. Обещал живот и дни благи. Но то и другое в руках Божиих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Не по гневу Бог налагает наказания, но по справедливости, когда оно не может быть оставлено с пользою для нас; поэтому вина наказания падает на заслужившего оное: еда неправеден Бог , наводяй гнев? да не будет! ( Рим.3:6 ). С угрозою ко врагам обращается Бог: поострю якоже молнию меч Мой, и приемлет суд рука Моя, и воздам месть врагом, и ненавидящим Мя воздам ( Втор.32:41 ), значит, если бы эти люди не были врагами истины, или лучше – врагами собственного спасения, то избежали бы наказания. Таким образом, венец премудрости , по слову Писания, есть страх Божий ( Сирах. 1:18 ). Через пророка Амоса, Господь весьма ясно показывает, что Он, по благости Своей, ищет покаяния людей: разорих вы, якоже разори Бог Содому и Гоморру, и бысте, яко главня, исторжена из огня, и ниже тако обратистеся no Мне, глаголет Господь (Амос.4:11). Поэтому бедствие происходит, когда Бог отвращает Свои взоры, вследствие неверности и непокорности человека: отвращу, говорит, лице Мое от них и покажу, что будет им напоследок ( Втор.32:20 ). Св. апостол Павел говорит, что Господь оказывает и благость к пребывающим во благости и непощадение на отпадших ( Рим.11:22 ). Таким образом, признавая ту истину, что Бог карает неверных, нельзя нам согласиться с тем, чтобы Научивший нас молиться за клянущих нас желал мстить: наказание Его имеет в виду доставление добра и пользы наказываемому, – именно, имеет в виду исправление согрешающего. Итак, несомненно, что благ Господь. «А что Тот же Бог правосуден, говорит св. Климент, то для доказательства этого я не нуждаюсь во многих словах; довольно привести евангельский глас Господа: да будут вси едино, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут ( Ин.17:21 ). Бог есть Одно и выше самого единства; и потому эта частица «Ты», имеющая указательную силу, показывает, что Тот, Который есть по истине Един, есть Бог , Который был и есть и будет, или (соединяя три времени в одно) Который есть Сый ( Исх.10:14 ). А что этот Самый, Который Единый, Бог есть по истине правосудный, об этом свидетельствует в Евангелии Господь, глаголющий: Отче праведный, и мир Тебе не позна, Аз же Тебе познах... и проч. ( Иоан. 17:24–25 ). Это есть Тот, Который отдает грехи отец на чада ненавидящим Его и творяй милость любящим Его ( Исх. 20:5, 6 ). – Об этом также ясно говорит и премудрость: милость и гнев у Него, силен умолен быти и излияти гнев; no мнозей милости Его тако мною и обличение Его ( Сир.16:12, 13 ). Цель как милости, так и обличения одно – спасение милуемых и обличаемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Слово 29, 5, PG 36, 80А (р. п.: Т. 1. С. 416). 178 1 Тим. 3:16. 179 Тит. 2:11. 180 Рим. 4:14. 181 Евр. 12:1. 182 Мф. 13:25. 183 Мф. 10:27, Лк. 12:3. 184 Символ веры. 185 Малая доксология. 186 Иер. 28:9 (по славянской Библии — 51:9). 187 «Благочестие» (εσβεια) в святоотеческой письменности обыкновенно выступает синонимом ортодоксии, а не ортопраксии, как это слово чаще всего понимается в современной речи. Поэтому «символ благочестия» здесь — Символ веры. 188 Необходимо заметить, что в древности «Священными Писаниями» называли не только книги Ветхого и Нового Заветов, но и вообще всякое писание святых. Поэтому и здесь речь может идти также о разных местах у отцов. 189 1 Петр. 5:6. 190 1 Кор. 15:28. 191 1 Кор. 15:25. 192 Ин. 14:28. 193 Сирах. 1:4. 194 Такого стиха в Библии не обретается, но издатель греческого текста дает здесь ссылку на Сирах. 23:20 (по славянской Библии — 23:29): прежде неже создана быша вся уведена Ему, хотя смысл сего места прямо противоположен цитированным словам. Вероятно, св. Григорий цитировал по памяти из какого–то еретического труда, где они искажают слова Писания, не сверившись с подлинным текстом. 195 Ин. 5:19, 30. 196 Ин. 6:38. 197 Лк. 6:12. 198 Евр. 5:8. 199 Лк. 2:52. 200 Ин. 3:14 и др. 201 Ин. 7:39. 202 Лк. 13:32; Евр. 5:9; Ин. 19:28, 30. 203 Ин. 1:1. 204 Там же. 205 Притч. 8:25. 206 Пс. 71:17. 207 Варух 3:36. 208 Ин. 10:30. 209 Ин. 10:30. 210 Ин. 14:10. 211 Ин. 14:9. 212 Пс. 109:3. 213 См. Пс. 71:7–8. 214 Фил. 2:10. 215 Пс. 144:13. 216 Ср. Дан. 2:44. 217 2 Кор. 3:6. 218 Ср. 1 Кор. 2:14. 219 «τον περ αυτος οχλον» — буквально: «окружающую их толпу». 220 Ин. 20:22. 221 Ин. 20:23. 222 Иоанн Златоуст, Омилия 86 на Евангелие от Иоанна, 3, PG 59, 471 (р. п.: Т. 8. (2). С. 589). 223 В оригинале игра слов: «φαντασα, κατ την φαντασαν τν κεφλων». Слово «φαντασα» по–гречески означает как «фантазию», так и «привидение», «призрак». 224 «Акефалами» — буквально: «безголовыми» — называлась секта радикальных монофизитов, которая отреклась от своего патриарха Петра Монгуса, как принявшего в 482 г. Энотикон (т. е. присоединительный эдикт) греческого императора Зенона, и таким образом оставшаяся без иерархического возглавления. Во главе их стояли пресвитеры Юлиан и Иоанн и софист Павел. 225

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Адам за снедь с Евою веселый рай погубиста; люди израильстии в пустыни ядоша и насытишася зело, но еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня и уби множайшая их ( Псал. 77:29–31 ). Вопросите-ли мя, чесо ради уби? На сие Моисей Боговидец отвещает: седоша людие ясти и пити и восташа играти ( Исх. 32:6 ), еже есть тельцу играти, честь Божию ему воздавати, а за то их играние гнев Божий уби. Пьянством мнози злая пострадаша, и числом сказати не возможно. Олоферн, страшный воевода пьяный, Иудифою обезглавися. Якоже глаголет приточник: не буди винопийца, ниже прилагайся купованию мяс: всяк бо пьяница и любодей обнищают ( Притч. 23:20–21 ), имением обнищают, здравием, славою и разумом, напоследок и спасением обнищают. Вся бо сия отъемлется чревобесием, глаголет Иисус Сирахов, не пресыщайся во всей пище и не разливайся на различныя брашна ( Сирах. 37:32 ), ибо во мнозе брашне недуг будет, а пресыщение до скорби дойдет, пресыщением бо мнози умроша ( Сирах. 37:33–34 ). Послушайте Апостала глаголюща: не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Ефег. 5:18) ибо пьяницы царства Божия не наследят ( 1Кор. 6:10 ). Чем же избыти пиянства и нечистоты и объядения? Избудем воздержанием и постом и милостынею. Сими получим царство небесное; аще сохраним пост и милостыню, то не лишены будем милости Божией. Аминь. 17) Поучение в неделю 15-ю по всех святых Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Словеса суть Евангелиста Матфея, в зачале 92 положенная (Глава 22. ст. 37). Соломон царь, Божиею мудростию наполненный, написа тако: несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит ( Еккл. 7:21 ) и паки той же Соломон в своей молитве к Богу тако глаголет: несть человека, иже не согрешит (3 Царств. 8:46). Виде бо умныма очима со отцем Давидом, Господь с небесе приниче на сыны человеческия видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога, – и се вси уклонишася вкупе и неключими быша, несть творяй благостыню, несть до единаго ( Псал. 13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

18 Т. е. различие между первыми Евангелиями и Евангелием Иоанна представляется такое же, какое находится между Св. Историей и христианскою 19 догматикою. Общего между ними то, что как Св. История представляет догматы веры в событиях, так наоборот христианская догматика события царства Христова заключает в положения или члены веры. Напр. родословие И. Христа, историю его младенчества, молитву Гефсиманскую. 21 Напр.: 1, 16–18; 2, 9. 17. 21. 22; 3, 16 –21. 24. 35. 36; 4, 45; 6, 71; 7, 39; 12, 32–34; 18, 15; 21, 18 след. 22. 23. 22 Что первое соборное послание Иоанна собственно не есть послание, назначенное для каких-либо частных лиц и церквей, но есть нарочитое правило деятельности христианской, составленное, подобно Евангелию, в руководство для вселенской церкви, об этом можно с вероятностью заключать из того, что оно не имеет при себе написания, какое свойственно посланиям, и какого не забывал употреблять и Иоанн. См. 2Ин.1:1–3 ; 3Ин.1:1,2 . Апок.1:4–6 . 27 Гл. 3, 15; 6, 29. 35. 40. 47; 7, 37. 38; 8, 24. 46; 9. 35; 10, 38, 11, 25, 26. 42; 12, 36. 46; 14, 1. 6. 11; 16, 9; 17, 21; 20, 29. 58 Златоуст во 2 Бес. на Иоанна: «Желая научить, что Тот, о Ком он беседует, есть Единородный Сын Божий, (Евангелист), дабы не проложить пути мнению о страстном рождении, предупреждает сие самым наименованием Слова, показывая, что и рождается от Отца Сын, и бесстрастно. «Это и вообще нужно для простого народа, который часто самые священные вещи – представляет под грубыми символами, но тем более необходимо было в те времена, когда языческая плотская феогония была предметом веры почти во всем мире. 59 Спрашивают: откуда Иоанн заимствовал наименование Слова? из древних ли св. книг Иудейских (напр. Пс. 32, 6 . Прем. Сол. 9, 1. 2 Сирах. гл. 24 сн. Притч. гл. 8), или занял его y последователей Платона? Кажется, не заимствовал ни от тех, ни от других. Он прочел это, дотоле никому неизвестное имя на Верном и Истинном, когда на Патмосе принимал откровение о будущей судьбе церкви. См. Апок.19:11–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

1. Чем отличается история патриархов от Пролога Бытия? 2. Какие названия носила св. земля? 3. Каковы ее размеры и особенности ее географического положения? 4. На какие части она разделяется? 5. Опишите климат, растительность и животный мир св. земли. 6. Какие народы населяли древний Ханаан? 7. Кто были главные боги хананеев? 8. Чем подтверждается достоверность сказаний о предках израильтян? 9. Чем подтверждается достоверность сказаний об Аврааме и патриархах? Приложение к §20 §21 Авраам — «отец верующих» (Быт 12-25) 1. Значение Авраама в священной истории. Православная Церковь чтит в лице Авраама не только отдаленного предка Иисуса Христа (Мф 1,1), но и духовного «отца верующих». В Новом Завете имя Авраама встречается 72 раза. Сам Господь называет истинного Бога библейской веры «Богом Авраама, Исаака и Иакова» (Мф 22,32). По слову ап. Павла, Авраам, безгранично доверившийся Богу, «есть отец всем нам». Ибо он «сверх надежды поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов» (Рим 4,16-18). Это значение патриарха было осознано еще в ветхозаветную эпоху. В 2 Пар 20,7 автор называет Авраама другом Божиим, а Сирах пишет, что он «в испытании оказался верным, поэтому Господь с клятвою обещал ему, что в семени его благословятся все народы» (44,21-22). Таким образом, в личности и вере патриарха Слово Божие усматривает такие черты, которые делают его подлинным родоначальником ветхозаветной Церкви и через это связывают со вселенской Церковью Завета Нового. Начиная с Быт 12, Авраам и его наследники становятся центром повествования. В них сосредоточиваются замыслы Божии о духовном будущем мира. 2. Призвание Авраама (Быт 12,1-9; 15,1-6). Это произошло в XIX веке до Р.Х., задолго до Троянской войны и основания Рима. Маленький полукочевой клан (всего ок. 300 человек, не считая женщин и детей, — 14,14) покинул равнину Паддан-Арама и направился на запад в землю Ханаанскую. Вел его вождь, или шейх (арабск. старейшина), Авраам. Многие племена переходили тогда из страны в страну. Но переселение Авраама не было обычной сменой места. Он покинул своих родных и свой народ не ради лучших пастбищ, а повинуясь призыву Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

После чего он оставил раскол и присоединился к церкви. «Во время занятий в библиотеке этот старообрядец часто приглашал и своих собратий разделить с ним проверку и всех склонял к истине православной церкви» (Москов. Ведом. 1873 г. 312 Тульск. Епарх. Ведом. 1874 г. 2. Церковнообществ. Вестник 1874 г. 9). Слово о патриархе Никоне можем мы, по всей справедливости, закончить словами Иисуса Сына Сирахова: плоды разума его верны и имя его живо будет во век ( Сирах. 37, 26. 29 .). Протоиерей Стефан Кашменский 2 Опись книгам в степенных монастырях находившимся, составленная в 17 веке. Чтения в Император, обществе истории и древностей российских. Москв. 1848 г. 6. 3 Выход Государей царей и велик, князей: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича. Москв. 1844 г. стран. 302. 6 Подлинник собственноручного Аввакумова письма цел и хранится в Московской Синодальной библиотеке. 8 Смотр, подлинное, собственноручно писанное, письмо священника Казанского собора Ивана Данилова к протопопу Ивану Неронову, хранящееся в Моск. Синод, библиотеке. Братское слово кн. перв., отд. I., стр. 28. 29. 30. 31. 13 Рукописное житие 16 столетия Александра Ошевенского в библиотеке Московского почетного гражданина А. И. Хлудова 105. Рукопись Казанской Дух. Академии. Правосл. Собеседник 1870 г. част, перв., стран. 149. 14 Пятая часть истории о России, сочинен. Петрея. Смотр. Православн. Собеседник 1870 год. част, перв., стран. 59. 22 Никоновы возражения на 27 вопросов боярина Стрешнева и на ответы Стрешневу Паисия Лигарида, в Рукописи Воскресенского монастыря. 23 Чтен. Москов. общ. истор. и древн. 1818 г. 5 в конце. Список с подлинного письма помещен в жизнеоп. Никона, составленном архим. Аполлосом. Изд. 4. Москв. 1845 г. стран. 146. 25 Харатейный значит: писанный на пергаменте, то есть на коже животных, выделанной так, что на ней можно писать. 26 Дополнения к Актам историческим. Том пятый, издан. 1853 г. Спб. стран. 483. 484. 485. 486. 487. 28 Сыновья Алексея Михайловича, царствовавшие после него, не могли лично знать Никона. Феодор Алексеевич родился: через четыре года после удаления Никона из Москвы; Петр Алексеевич, будущий Император, родился через десять лет после Феодора, когда Никон находился шестой год в заточении.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010