Но что же мы находим у нашего автора относительно самой Премудрости? Как и его предшественники, он настаивает на ее недосягаемости и на невозможности обрести ее одними человеческими средствами (гл. 1). Но тут же он замечает, что Сам Бог излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его (1:9–10). Здесь, пребывая в линии Притч, автор представляет Премудрость как некий харизматический дар, промыслительно сообщаемый Богом людям. Далее, отожествляя, вместе с Притч 1 и с Иов 28 , религиозно-практический аспект Премудрости со страхом Ягве, а вместе с Вар 3–4 – с Торой, сын Сирахов утверждает, что она находит свое конкретное выражение в исполнении традиционных Моисеевых заповедей (24:25 и только). Он следует Втор 4:6–8 , где Израилю обещается особая слава перед другими народами по причине его мудрости, обусловленной исполнением закона. Таким образом все древнее священное наследие Израиля открыто входит у сына Сирахова в обозрение идеи Премудрости. Он с любовью говорит о храмовых жертвах (44:20; 38:11), о подати на храм и об очищениях (34:25), восхищается храмовым богослужением (50:5–22) и вдохновляется постановлениями закона в своих советах о социальных взаимоотношениях. Всем этим Сир еще больше, чем Вар 3–4 , свидетельствует, что Премудрость составляет особую привилегию Израиля как избранного народа. Сирах много говорит о плодах, которые подает Премудрость тем, которые ходят ее путями. Она подает счастье (1:11), здоровье (1:18), долгую жизнь (1:12,20), мирную смерть (1:13), силу (4:12), благословение Божие (4:14) и т. д. Особенно интересно отметить, что среди плодов Премудрости сын Сирахов называет знание. Так, ссылаясь в 17:9–11 на Втор 5:22  и прославляя дарование Премудрости через дарование Синайского законодательства, он постоянно употребляет вместо слова мудрость слово знание. Конечно, это слово имеет в библейской письменности прежде всего религиозный оттенок, но последний, особенно в позднюю эпоху, не исключает и других оттенков. Поэтому то обстоятельство, что среди плодов Премудрости Сир упоминает знание, может быть рассматриваемо как важный шаг вперед, проделанный учением о Премудрости. Оно может показывать, что перед хакамим наметилась задача “оцерковления” той чисто мирской культуры, носителями которой были в Израиле, как и у других народов Востока, первые мудрецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Такое милосердие – не милосердие: оно не может дать сладкого плода, потому что проникнуто ядом и горечью вредоносного корня. Посему-то Господь отвергает и самые жертвоприношения подобного рода: Аз есмь Господь, говорит Он чрез Пророка, любяй правду, и ненавидяй грабления от неправды (in holocaust – во всесожжении) ( Ис.61:8 ). И премудрый Соломон говорит: жертвы нечестивых мерзость Господеви; ибо беззаконно приносятся ( Притч.21:27 ), A премудрый Сирах замечает, как взирает Госпрдь на таковые жертвы, говоря: яко жряй сына пред отцем его, тако приносяй жертвы от имения убогих ( Сир.34:20 ). И что может быть поразительнее, как смерть сына пред очами отца? Таковое сравнение приносимой жертвы со скорбью обезчадевшего отца показывает, как возмутительна для Господа таковая жертва. И при всем том таковые жертвователи, одною рукою дающие, a другою отнимающие, только и думают и трубят о том, сколько они делают пожертвований; а о том, сколько сделали они насилий и хищений, и помыслить не хотят, скрывая это и от себя и от других: они как бы рассчитывают даже на возмездие за свои жертвы, а вины преступлений и не признают за собою. Но не об них ли говорит пророк Аггей: собираяй мзды, собра во влагалище дираво ( Агг.1:6 )? Объясним это. Когда полагаем деньги в даровое влагалище, мы видим их; но не видим, когда теряем: подобным образом и таковые раздаятели видят то, что дают, но не видят того, что отнимают, почему и считают только награды приобретения, а о потерях и наказаниях не помышляют. Если же так, то не в диравое ли влагалище собирают они мзды своя? Глава XXIV. Каким образом должно наставлять враждолюбивых и как миролюбивых Наставление 22 Иначе должно наставлять враждолюбивых, иначе – миролюбивых. Любящим раздоры и вражды нужно напоминать, что они, какими бы ни украшались добродетелями, никогда не достигнуть духовного совершенства, но пребудут плотяны, доколе не войдут в согласие и мир с ближними. Так и Писание говорит: плод духовный есть – любы, радость, мир... ( Гал.5:22 ); следовательно, кто не заботится о сохранении мира, тот отвергает плод духовный.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Эта истина ясно сознавалась и у язычников. Так, например, говорит мудрый Сенека: «Легко исправлять те сердца, которые еще очень нежны и мягки, но очень трудно искоренять пороки, которые выросли вместе с нами». Точно так же говорил и Плутарх: «Проступки юноши бывают уже слишком велики и нередко мало исправимы». Таким образом, необходимо искоренять все дурное в детях на самых первых порах их жизни. В противном случае плевелы греха настолько разрастутся и усилятся в сердцах их, что впоследствии невозможно будет с ними справиться. Но воспитание должно состоять не в том только, чтобы искоренять в сердце ребенка все дурное, – нет, внимание воспитателей должно быть направляемо и на то, чтобы приучать и упражнять их в доброе. В каких добродетелях нужно главным образом упражнять детей, об этом обстоятельнее мы будем говорить в следующих беседах. Основание, почему мы так рано должны приучать детей к упражнению в добродетели, указывает нам само Священное Писание . Если юноша избрал путь свой, то он не уклонится от него, говорит Сирах, и во дни старости, то есть если человек еще во дни своей юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости ( Притч.22:6 ). Подобную истину выражает и народная пословица: к чему в юности привык, то в старости сделал. Не забывайте же, христианские родители, как необходимо вам насколько можно раньше начинать дело воспитания ваших детей, и пусть те из вас, у которых есть еще и сейчас малютки, постараются осуществить это на деле. Да, не пропускайте вашим вниманием ничего дурного в ваших детях, как бы малы они ни были, – ни своеволия, самомнительности и упрямства, ни лжи и обмана, ни проявлений наклонности к лени, изнеженности и лакомству. Не считайте ничтожными даже малейших проступков детей ваших, но помните, что эти проступки растут вместе с ростом самих детей. Насаждайте и возращайте все доброе в сердцах их. Приучайте их с самого раннего возраста к благоволению пред Богом и молитве, к послушанию и аккуратности, к справедливости и откровенности, к терпению и самоотвержению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

На второе оправдание тех, кто говорит, что ходит к магам и демонам, чтобы узнать будущее, места, где зарыт клад, и другие тайны, мы ответим: только один Бог знает грядущее и все другие тайны. Как говорит пророк Иеремия, «Бог Сущий... не сокроется от Тебя ничто; и Сирах: ибо Господь знает всякое ведение и презирает в знамения века, возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного» ( Сир.42:18 ). Ангелам же и людям иногда становится известно сокровенное, но не благодаря их собственным усилиям, а по откровению и вразумлению Божественного света, как написано: «Бог открывает глубокое и сокровенное» ( Дан.2:22 ). Но не просвещается Божественным светом помраченный ум магов и демонов. Они не в состоянии знать тайное. Правда, иногда это бывает возможно увидеть во сне, как произошло с царем Навуходоносором. Однажды он увидел (необычный) сон. Проснувшись, царь тут же забыл его. Тогда он созвал всех тайноведцев, гадателей, чародеев, халдеев и приказал им не только растолковать, но еще и рассказать ему про его сон, которого они не видели, пригрозив им смертной казнью: «Итак скажите мне сон и значение его» ( Дан.2:6 ). Несчастные гадатели в страхе за свою жизнь обратились к демонам, которым они поклонялись, слезно умоляя помочь им открыть, какой это был сон. Но тщетно! Видение оказалось загадочным и не под силу даже демонам. И царь приказал казнить магов. Но Бог открыл и сон, и его значение пророку Даниилу. Таким образом, колдуны и чародеи избежали смерти, как об этом написано во второй главе книги пророка Даниила. Демонам не дано знать будущее, но только естественный и очевидный ход событий. Но когда им известна правда, они всячески скрывают ее от людей Демоны не знают, что случится и произойдет с человеком в дальнейшем. Поскольку человек, обладая свободной волей, если хочет, то стремится к добру, а если не желает, сворачивает к злу. Поэтому конец его пути непредсказуем. Это ясно показывает история Иова. Дьявол не сумел предугадать выбор Иова и поэтому напрасно старался погубить праведника, пытаясь заставить произнести хулу на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

На самое рождение детей они должны смотреть, как на милость Божию, удостоверяющую святость их супружеского союза. Та же строгая религиозность и чистая нравственность родителей должны лечь в основу всех дальнейших отношений их к детям, в основу всего воспитания последних. Общие и специальные правила семейного воспитания составляют предмет особой науки о воспитании – педагогики . Нравственное учение христианское в данном отношении имеет целью указать только основы необходимости, важности и значения религиозно-нравственного воспитания детей, притом в духе и правилах православной веры. Родители прежде всего должны всегда помнить, что воспитание детей, хотя и не вполне от них зависит, однако нравственно ответственность за него всецело Самим Иисусом Христом возлагается на их совесть. Не может древо добро, плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. Темже убо от плод их познаете их (Мф.7:18, 20). Неблаговоспитанность детей прежде всего служит позором, бесчестием для самих родителей. Отрок заблуждаяй (по-русски: оставленный в небрежении) срамляет родители Своя (Пр.29:15), говорит премудрый Соломон. Студ Отцу ненаказан (невоспитан) сын, говорит Сирах: дщи же (невоспитанная) на умаление (унижение) будет ( Сир.22:3 ). Общей нормой при воспитании детей могут служить следующие слова ап. Павла: отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни ( Еф.6:4 ). Не следует раздражать детей, донимая их подчас неуместными требованиями и излишней строгостью и суровостью, что может привести их к холодности, малодушию, унынию ( Кол.3:21 ). Любовь, растворенная терпением и самоотвержением, должна ясно обнаруживаться во всех отношениях родителей к детям; она должна выражаться так и настолько, чтобы воспитать, прежде всего, в детях уважение и почтение к родителям, так как это, по апостолу, особенно угодно есть пред Богом ( 1Тим.5:4 ). На этой общей основе родители воспитывают детей в наказании и учении Господни. Наказание – это наставление в действительных истинах христианства или, по апостолу, обучение благочестию, которое на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго ( 1Тим.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

37 . Много способствует насаждению всеобщей любви то, если человек (quis) любящим его платит взаимностью и считает должным для себя (se probet) любить других не меньше, чем любят его они, и свою любовь (idque) свидетельствовать проявлениями истинной дружбы (amititiae fidelis). Ибо что так высоко ценится (tam populare), как благорасположение? Что так глубоко врождено в человеческую природу, как потребность любить любящих нас? Что так вкоренено и запечатлено в человеческих чувствах, как не то, чтобы ты сам от души полюбил того, кем бы ты желал быть любимым. Справедливо говорит мудрец: «Трать деньги для брата и для друга» ( Сир.29:13 ), и в другом месте: «Приветствовать друга я не устыжусь и скрываться от лица его на стану» ( Сир.22:29 ) 459 . Если же (теперь) Сирах утверждает, что верный друг – врачество для жизни и бессмертия ( Сир.6:16 ) 460 , то кто же станет сомневаться в том, что в любви (кроется для нас) самая крепкая защита, когда апостол говорит: «(Любовь) все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит, любовь никогда не перестает» ( 1Кор.13:7–8 ). 38 . Давид потому и не погиб, что ко всем был ласков и предпочитал, чтобы (подданные) его любили, а не боялись, потому что страх хранит от опасности лишь короткое время 461 , (а по существу) и неспособен (nesciat) к продолжительной защите; когда проходит страх, то его место заступает наглость; (так оно и должно быть), ибо верность обусловливается не страхом, а любовью (fidem non timor cogit, sed affectus exhibet). 39 . Любовь 462 больше всего способствует составлению о нас хорошего мнения (prima erqo ad commendationem nostri est caritas). Хорошо свидетельствоваться любовью многих. Она рождает доверие, потому что даже чужие не побоятся положиться на твою благорасположенность, когда увидят, сколь многими ты любим (quem plurimis eharum adverterint). Равным образом и доверие приводит к любви, так как, кто окажется верным по отношению к двум или трем, тот (чрез это) войдет в доверие ко всем и у всех приобретет доброе к себе расположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Против лжи и злословия (Слово о злоязычнем человеце) Бог дал нам язык для того, чтобы мы говорили истину, а не ложь; чтоб друг друга назидали, поддерживали на пути ко спасению, а не для того, чтобы друг друга обманывали. А между тем, особенно за последнее время, видим, что ложь вместе с злословием и наушничеством положительно господствуют между нами. Лжем мы просто так по привычке: лжем для шутки; лжем иногда для того, чтобы сделать ближнему зло; лжем из-за корысти; лжем из-за лести. Грешим злословием и насмешками; грешим наушничеством. Хорошо ли это? Нет, весьма худо; ибо и простая ложь есть мерзость пред Господом, как и говорит Соломон: мерзость Господеви устне лживы (Притч. 12, 22). А ложь вредная, ложь, с коварством и наушничеством соединенная, есть двойная мерзость; ибо последствия ее для ближних часто бывают ужасны. " Муж двуязычный, говорит о сем в Прологе слово церковное, разделит друзей, между мирно живущими поселит клевету и ссоры... Наушник и двуязычник заслуживают проклятия, ибо многих миролюбивых сгубили. Язык лживый многих возмутил и погубил, так что от языка и города твердые разрушились, и дома богатых развратились. Язык лживый добрых жен изгнал из домов и лишил их плодов от трудов своих. Кто слушает его, не найдет покоя и не проживет мирно. Многие пали от острия меча, но не столько, сколько пали от языка. Блажен, кто укроется от него и кто избежит ярости его " . Не ясно ли отсюда, братие, что и всякая, а в особенности ложь, с наушничеством соединенная, может вести за собою самые гибельные последствия и, следовательно, подлинно есть мерзость пред Господом? Конечно так, ибо это мы можем подтвердить, кроме Соломона, и другими местами из слова Божия: язык - небольшой член, говорит Апостол, но много действует. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И языка огонь, скопище неправды: он заражает все тело, и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны... Это неукротимое зло! Он исполнен смертного яда (Иак. 3, 5. 6. 8). Так же учит и Сирах: язык трегубый многи потрясе, и разлучи я от языка в язык, и грады тверды разори, и домы вельможей преврати. Внемляй ему не имать обрести покоя, ниже вселится с безмолвием (Сир. 28. 16-19). И в самом деле: не язык ли чаше всего поселяет семя несогласии и раздоров между супругами, между домашними, между старшими и младшими, начальниками и подчиненными, между друзьями и соседями? Не язык ли многих лишил мест, а с ними и насущного хлеба? Не язык ли многих довел до отчаяния? Все это, братие, горькая, но и непреложная истина?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Впрочем, постановление это имеет, очевидно, полусимволический характер, поскольку оно имеет в виду дать наглядное выражение только тому снисходительному обращению, какое должно иметь место в отношении бедных. Равным образом только при этом объяснении делается ясным полное значение слов пр. Амоса: «они возлежат во время религиозных праздников при жертвеннике на одеждах, которые они добыли вымогательством, и пьют вино, купленное за штрафные деньги». Во Втор.24:12 тот же закон повторяется с тем только различием, что здесь употреблено слово абат; след., этот глагол имеет то же значение, благодаря чему постановление о взыскании долгов получают несколько распространений. При взятии залога нельзя входить в сам дом должника, а только ждать на улице, пока он вынесет что-либо из своего имущества 24:10. Также нельзя брать в залог ручную мельницу или часть ее, так как она необходима должнику (ст. 6); то же самое имеет силу об одежде вдовы, ср. ст. 17  104 . Следовательно, закон не запрещает взимания закладов самого по себе, но стремится возможно более смягчить его 105 . Поручительство, по-видимому, было довольно употребительным в эпоху составления кн. Притчей, так как здесь весьма часто говорится о поручителях. Вследствие практически-мудрого направления Притчей они неутомимо предостерегают от этой опасной неосторожности. Тот причиняет себе зло, кто ручается за другого, говорится в 11:15; только неразумный делает это 17:18 ср. 20:16; 22:16; 27:13. Но если кто дал себя обольстить, то должен всеми силами стремиться к тому, чтобы заплатить долг, 6:1. Сирах в этом отношении мыслит гуманнее, хотя и он не скрывает возникающей чрез поручительство опасности ср. 29:14 и др. Приведенные места в кн. Притчей показывают нам вместе, что поручитель принимал свою обязанность посредством рукобития. О долговых расписках здесь столь же мало говорится, как и в отношении к самим должникам 106 . Содержащиеся в законе постановления в пользу бедных должников встречали в народе большей частью глухие уши.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

3. Наконец непререкаемое свидетельство о подлинности Пятокнижия и косвенно о его неповрежденности мы находим в Новом Завете, именно в словах Иисуса Христа, который говорит об известных «писаниях» (γρμμασιν) Моисея (Ио.5:40–47), которые называет «законом» и которым усвояет священную важность, конечно, как подлинным писаниям Моисеевым (см. Мр.12:20 ; Лк.24:44 и др.). Ап. Иаков говорил на соборе иерусалимском об авторитете, писаний Моисеевых, чтения из которых в синагогах иудейских предлагались каждую субботу ( Деян.15:21 ). Ап. Павел также говорит о писании Моисея ( Рим.10:5 сн. Лев.18:5 ) и о «чтении Моисея» ( 2Кор.3:15 ). 21 Это количество членов было преемственно от Ездры до первосв. Симона Праведного и его современника Иисуса сына Сирахова, который называет себя «последним» в деле собирания и издания памятников свящ. письменности и мудрости Евреев ( Сирах.33:15–17 ). 22 Песнь-Песней полагается читать на празд. Пасхи; Руфь – в пр. Пятидесятницы; Плачь – в день воспоминания сожжения храма в 10 день 5 месяца; Екклезиаст – в праздник Кущей, и Есфирь – в праздник Пурим. 24 Самарянская рецензия Пятокнижия, написанного древне-еврейским алфавитом, восходит не ранее IV в. до Р. Хр., когда брат первосвящ. Адуя Манасия, изгнанный на незаконное супружество из Иерусалима, убежал к тестю своему Санаваллату в Самарию и устроил для Самарян особое богослужение на г. Гаризине. Самаританское Пятокнижие имеет в себе искажения против подлинного текста в пользу Самарянских заблуждений, напр. в Вт.27:4 вместо «Гевале» стоит «Гаризине» и под. 26 В Мишне шесть отделов: 1) о посевах; 2) о женщинах; 3) о праздниках; 4) о правах собственности; 5) о священных предметах, и 6) о чистом и нечистом. Эти 6 отделов впоследствии разделены были на 61 трактат. 27 Хвольсон впрочем свидетельствует, что одна рукопись, находящаяся в Императорской публичной библиотеке, относится ко второй половине VI века. 28 Впрочем новозаветные свящ. писатели пользовались переводом LXX-mu преимущественно пред евр. подлинником не потому, чтобы считали первый более исправным, чем последний, а потому, что они писали свои книги на греческом языке. Евангелист же Матфей, первоначально написавший свое Евангелие на евр. языке, цитовал места из В. Завета по еврейскому подлиннику. 29 Митроп. Филарет принимал это выражение в значении: Пятерица пятериц, т. е. великан пятерица, закона, по подобно выражения: Песнь песней – шир гаш-ширим. 30 Митроп. Филарет принимал это выражение в значении: Пятерица пятериц, т. е. великан пятерица, закона, по подобию выражения: Песнь песней – шир гаш-ширим. Читать далее Источник: Учебное руководство по предмету Священного Писания, составленное для учеников 1-го класса духовных семинарий : (Книги законополож. Свящ. Писания Ветхого Завета)/Сост. преп. Д.П. Афанасьев. – Изд. 3-е, вновь испр. и доп. соответственно новой программе преподавания Священного Писания в духовных семинариях. - Ставрополь : Изд. кн. маг. М.Т. Тимофеева, 1888. - 370, VI с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

III Почтение родителей есть первое в любви ближнего по закону Божию, яко в десяти заповедях положено: „чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли“ ( Исх.20:12 ); а „злоречай родителей, смертию да умрет“ ( Исх.21:16 ) и далее: „проклят есть, кто отца или матерь злоречит“ ( Втор.27:16 ). Соломон учит: „сыне, послушай наказания отца твоего и не преслушай повеления матере твоея“ ( Притч.6:20 ); „сын премудр веселит отца, а безумен печаль матере“ ( Притч.10:1 ); Сирах целую главу о должности детей написал ( Сир.4:1–35 ); паче же от Христа и от апостол о том довольно повеления имеем; и хотя я с матерью твоею некоторым приключением разлучился, чрез что наше обещание брачное нарушено, но тебе нет в том ни мало причины к нарушению твоей должности и если б ты видел в родителях какие пороки, не должен ты быть Хамом, презревшим должность и посмеяться родительнице, но буди яко Сим 34 , прикрывая твоею одеждою наготу слабости ея; и если ты понадеешься на то, что матери тебя по слабости женской наказать по достоинству неудобно, то ведай и верь подлинно, что Бог обиды родителей без отмщения не оставит, как то пагуба Авессалома, сына Давидова, удостоверивает ( 2Цар.18:14 ) (5). IV По окончании наук, как только в возраст осмнадесяти лет придешь, хотя в тебе тогда наипаче любовь к женам явится, но тебе для будущего благополучия, яко для приобретения чести и способности, должно тогда в определенную государственную услугу вступить, о чем тебе после яснее покажу, а по прошествии 24 лет (6), должно о браке думать и следующее в памяти иметь: Всевышний Бог , сотвори человека, видя яко не добро единому ему быти, сотворил ему помощницу, сиречь жену, и в тот час положил им первейший завет: „раститеся и множитеся и наполните землю“, который мы все должны исполнять, если немощь телесная, или иные обстоятельства и неудобности не удержать; но во вступлении в брак надлежит с довольным рассуждением поступать. Первое, хотя многие родители мнят для увеселения своего, или для удержания детей своих от продерзостей, весьма младых сочетать, но из того часто немалый вред ощущаю тем, что молодые люди, как в дружбе, так и в любви, нетверды – и для того сначала хотя довольно любовь изъявят, но редко в том постоянно пребывают, особливо что мы не по нашей воле в службу определяемся и по нескольку лет, за отлучением, жены и дома не видим, чрез что любовь супружеская весьма часто разрушается; они ж тем ранним браком много приобретению науки и чрез службу в снискании себе благополучия препятствуют, а наипаче многократно здравие себе разрушают и вместо ищемого родителям и себе увеселения немалое оскорбление и сожаление о учиненном наносят и для того лучшие лета брака от 22 до 25 и 30 лет (7) почитаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Tatish...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010