Но что же мы находим у нашего автора относительно самой Премудрости? Как и его предшественники, он настаивает на ее недосягаемости и на невозможности обрести ее одними человеческими средствами (гл. 1). Но тут же он замечает, что Сам Бог излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его (1:9–10). Здесь, пребывая в линии Притч, автор представляет Премудрость как некий харизматический дар, промыслительно сообщаемый Богом людям. Далее, отожествляя, вместе с Притч 1 и с Иов 28, религиозно-практический аспект Премудрости со страхом Ягве, а вместе с Вар 3–4 — с Торой, сын Сирахов утверждает, что она находит свое конкретное выражение в исполнении традиционных Моисеевых заповедей (24:25 и только). Он следует Втор 4:6–8, где Израилю обещается особая слава перед другими народами по причине его мудрости, обусловленной исполнением закона. Таким образом все древнее священное наследие Израиля открыто входит у сына Сирахова в обозрение идеи Премудрости. Он с любовью говорит о храмовых жертвах (44:20; 38:11), о подати на храм и об очищениях (34:25), восхищается храмовым богослужением (50:5–22) и вдохновляется постановлениями закона в своих советах о социальных взаимоотношениях. Всем этим Сир еще больше, чем Вар 3–4, свидетельствует, что Премудрость составляет особую привилегию Израиля как избранного народа. Сирах много говорит о плодах, которые подает Премудрость тем, которые ходят ее путями. Она подает счастье (1:11), здоровье (1:18), долгую жизнь (1:12,20), мирную смерть (1:13), силу (4:12), благословение Божие (4:14) и т. д. Особенно интересно отметить, что среди плодов Премудрости сын Сирахов называет знание. Так, ссылаясь в 17:9–11 на Втор 5:22 и прославляя дарование Премудрости через дарование Синайского законодательства, он постоянно употребляет вместо слова мудрость слово знание . Конечно, это слово имеет в библейской письменности прежде всего религиозный оттенок, но последний, особенно в позднюю эпоху, не исключает и других оттенков. Поэтому то обстоятельство, что среди плодов Премудрости Сир упоминает знание, может быть рассматриваемо как важный шаг вперед, проделанный учением о Премудрости. Оно может показывать, что перед хакамим наметилась задача “оцерковления” той чисто мирской культуры, носителями которой были в Израиле, как и у других народов Востока, первые мудрецы.

http://pravmir.ru/ponyatie-i-obraz-bozhe...

17. Еврейская рукопись книги Сираха была обнаружена в 1896 г. в каирской синагоге Ее нашли в генизе, помещении для обветшавших манускриптов. Впоследствии были найдены и другие списки еврейского текста книги Один из фрагментов ее обнаружили в иудейской крепости Масаде (1963 г.). 18. У Бен-Сиры есть ряд мест, близких по содержанию к Гомеру и другим греческим поэтам, а также к писаниям Эпикура и стоиков. Но прямое влияние эллинства на Сираха доказать трудно. См. по этому вопросу: М. Hengel. Judentum und Hellenismus, s. 241-275. Что касается Библии, то внук Бен-Сиры говорит, что его дед «больше других предавался изучению Закона, Пророков и других отеческих книг». Это триединство (Тора, Пророки, Писания) в иудейской терминологии означает полный свод Библии (сокращенно Танах). Из «панегирика отцам» (Сир 44-50) можно заключить, что Сирах знал почти весь Танах, кроме Книги Даниила. 19. Сир 10, 2, 25, 17, 27, 2, 28, 21. 20. Сир 6, 6, 14, 9, 12, 13, 22, 26, 29. 21. В одном только месте 47-й главы (ст. 24-25) Иешуа говорит о божественном обетовании сохранить престол для «остатка Давидова», но слова мудреца как бы брошены вскользь. Очевидно, мессианизм не играл для него существенной роли. 22. То, что Товит принадлежит к северо-израильскому колену, есть одно из доказательств происхождения легенды из этой среды. Товит представлен современником трех ассирийских царей VIII-VII вв. В книге упомянут мудрец Ахикар, который был советником этих царей в указанную эпоху. Сказания об Ахикаре распространились впоследствии среди многих народов (См.: Н. Дроздов. Происхождение Книги Товита. Киев, 1901,с. 318 сл.). Арамейский вариант Ахикаровой легенды, имеющей ряд параллелей с Кн. Притчей (23, 13-14, 25, 15, 27, 3), был найден в Египте в 1913 году. Английский перевод текста с арабской и сирийской версиями опубликован в АРОТ, V. II, р. 724 ff. Товит назван родственником Ахикара (Тов 1, 22), но во внебиблейских источниках его национальность не указана. Ссылаясь на ряд анахронизмов в Кн. Товита, некоторые авторы относили ее к середине I b. н. э., однако списки ее, найденные в Кумране, указывают, что книга была написана до н. э. Персидское влияние и отсутствие намеков на события Маккавейского времени позволяют датировать Кн. Товита концом III — началом II b. до н. э. См.: D. R. Dumm. Tobim — JBC, р. 620. Глава шестнадцатая ЭЛЛИНИЗАЦИЯ: УСПЕХИ И ПОРАЖЕНИЯ Александрия и Иерусалим, 200 — 168 гг. до н. э.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

5:3), кроме домашних животных, и олени, серны и сайгаки. Равным образом говорится, Иер.16:16 , об охотниках, еще чаще о ловцах птиц ( Ос.9:8 Пс.90:3 ). Однако это не говорит о существовании охотников по профессии, так как земледельцы и пастухи, вероятно, столь же хорошо умели ловить дичь, как и охранять стада против диких зверей. ( 1Цар.17:34 и д.). Напротив, в талмудической письменности, где говорится и о торговле дичью, встречаются и профессиональные охотники 64 . 26). О развитии в Палестине лесоводства и горноделия в обширных размерах, по замеченному в § 2, 3, не могло быть речи. Леса в западной половине Палестины были редкостью. Где находилась царская роща, которая, по Неем.2:8 , стояла под надзором одного из персидских чиновников, не говорится; искали ее как в сикоморной роще Давида на иудейской возвышенности, 1Пар.27:28 , так и в садах Соломона при Этаме. По свидетельству Неемии, из нее доставлялось строевое дерево при постройке стен; ср. о постройке храма, Агг.1:8 . Что прочное, но некрасивое дерево сикоморы употреблялось при постройке домов, видно из таких мест, как 3Цар.10:27 ; Ис.9:9 . На берегу Иордана ученики пророческие срубают себе бревна 4Цар.6:2 : впрочем, здесь говорится, вероятно, только об устройстве бревенчатой крыши (σκπη δοκν Сир.29:25 ). Лев.14:45 предполагает, что дома строятся из камней, балок деревянных и глины. В более позднее время Сирах (22:17) хвалит дома, снабженные балками, так как они служили опорой при землетрясении. Для роскошных построек требовалось более дорогое дерево, которое и привозилось извне. Из времени Соломона мы имеем прямое свидетельство, что Израильтяне были незнакомы с искусственным обтесыванием дерева. Напротив, восточно-иорданская страна была по местам богата большими и прекрасными лесами, а что этот источник богатства утилизировался, видно из Иез.27:6 , по какому месту дерево дубов Васана употреблялось на тирской корабельной верфи. Но кому принадлежали эти леса и кому доставалась прибыль с них, мы не знаем 65 . В глубоко лежащих равнинах глинистый рухляк представлял материал, который в виде высушенных на солнце кирпичей употреблялся на постройку домов 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Златоуст, в изъяснении сих слов замечает: не будет тебе угоден слуга, ты волен отправить его; но жены уже нельзя отдать тому, от кого ты взял ее. Потому-то Сирах так наставляет родителей: выдай дщерь, и будеши совершивый дело велико: и мужеви разумиву даждь ю ( Сир. 7:27 ). И хотя все в этом мире подается нам от Бога, однакож добрая жена считается особенным, преимущественным даром Божиим, как говорит ветхозаветный мудрец: дом и мнение разделяют отцы чадами: от Господа же сочетается жена мужевы ( Притч. 19:14 ). При надлежащем приготовлении к супружеству, супруги, во-первых, должны бы быть равны по вере , по рождению, по состоянию; ибо неравенство вообще запрещено Богом: не ореши юдцем и ослятем вкупе (Вт. 22:10). А апостол Павел так говорит об этом: небывайте преложены к иному ярму, с неверными: кое бо причастие правде к беззаконию? или кое общение свету ко тьме ( 2Кор.6:14 )? И именно в этом погрешил и чрез это потерял милость Божию премудрый Соломон, дозволившее себе неравное супружество. Сампсон лишился силы и собственной жизни ради Далилы. Царь Ахав ради Иезавели стал поношением во всем Израиле. Во-вторых, будущие супруги должны иметь в виду не плотские удовольствия, даже не дальнее потомство, о котором ревновали в ветхом завете, а новое приращение неба благочестивыми потомками своими. Всемогущий заповедал: раститеся и множитеся и наполняйте землю и господствуйте ею ( Быт.1:28 ). Изъясняя эти слова, св. Златоуст говорит: первое — т. е. раститься, множиться и наполнять землю обще человеку с животными, потому что и они родятся и наполняют землю, но последнее — т. е. господствуйте сю — свойственно только человеку. И так, кто ищет супружество для наполнения земли потомством, тот не владеет, а сам обладает землю и подобен животным; а кто хощет возращать благочестивое потомство для неба, тот подлинно обладает землю, потому что он выше всего земного. Будущие супруги, если они — люди с истинным достоинством, не должны руководиться и никакими другими неприличными видами, как то: расчетом на знатное родство в свете, на великое богатство, на жизнь в богатстве и роскоши: ибо в таком случае, при совершении брака их, не присутствует Христос Господь и его благодать.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Но этого-то и нет. Так, в кн. Исход 29:8-21, Числ. 27:21, Втор. 33:8 подробно описаны наперсник и драгоценные камни на нем, но об уриме и туммиме вовсе не упоминается. В кн. Царств нередко говорится о вопрошении Господа (1 Цар. 14:36-37; 22:10; 23:69; 28:6; 30:7), но об уриме и туммиме дается информация, что это было одно из различных средств, какими Бог отвечал вопрошающим Его. Сирах, прославляя древних великих мужей и упоминая об Аароне и его одеждах, урим и туммим также соединяет нераздельно с наперсником, где изображая подробно величие священного облачения и украшения первосвященника Симона праведного, ничего не говорится об уриме и туммиме. В Новом Завете об этих предметах вовсе не говорится. Иудейское предание также не дает точных сведений по этому предмету. Флавий не отделял их от драгоценных камней наперсника, приписывая им особенное блистание, когда Бог милостиво внимал приносимым жертвам и предвещал победу идущим на сражение. Флавий присоединяет, что камни эти перестали сиять лет за двести до того времени, как он начал писать свою историю (Древн. К.З.). По мнению некоторых западных толкователей Священного Писания урим и туммим, как символ истины, заимствован Моисеем у египтян, у коих верховный жрец носил на золотой цепочке на шее как образ или символ истины украшение из драгоценных камней, которое называлось " истина " . В заключении следует сказать, что об уриме и туммиме не имеется точных сведений, а также сведений и относительно того, каким образом чрез них узнавалась и возвещалась воля Божия и какие случаи и решения подлежали этому способу откровения воли Божией, ибо в народе Божием были и другие способы, чрез которые открывалась и возвещалась воля Божия (1 Цар. 28:6). Одно известно, что великий первосвященник через урим и туммим мог вопрошать Господа (Числ. 27:21) и имел дар предсказывать будущее и открывать волю Божию вопрошающим о ней; видно также, что Бога вопрошали таким образом в важных случаях, касавшихся всего народа, а не частных запутанных споров и распрей (Суд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Плоды печали: 1) печаль помрачает ум и, чрезмерно сокрушая, снедает сердце. „Якоже бо моль ризу и червь древо, сице печаль душу человеческую поядает“. (Кассиан о печал.) 2) Печаль изменяет лице: — „Сердцу веселящуся лице цветет; в печалех же сущу сетуш» (Прит. гл. 16, ст. 13). 3) Печаль производит мрачное молчание, тяжелые воздыхания, а иногда слезы и удаления от людей. 4) Печаль иных отводит от пищи и сна, а иных доводит до пьянства и других пороков. б) Печаль отнимает охоту к добродетели, расслабляя всякое усердие к деланию добрых дел, и ввергает в небрежение, уныние и отчаяние. 6) Печаль отнимает крепость у тела и духа и рождает болезни: меланхолию и другие. 7) Печаль прежде времене наводит старость , (Сир. гл. 30. ст. 26) и наконец 8) от печали бывает преждевременная смерть, нередко и самоубийство: Многа бо печаль уби, и несть пользы в ней. (Сир. гл. 30. ст. 25). б) Средства от печали: аа) Увещания слова Божия. «Не вдаждь в печаль душу твою, и не скорби себе советом твоим. Веселие сердца живот человека, и радование мужа долгоденствие. — Утешай сердце твое, и печаль от себе отрини далече, многи бо печаль уби и несть пользы в ней (Сирах. гл. 30. ст. 22 — 25). бб) Оставление пристрастия к миру, препдоление самолюбия и освобождение от ига страстей. — „Победнный страсти не будет удержан от печали. Ибо бесстрастный и в злостраданиях от печали не сокрушается, но радуется духом своим“. вв) Утешение от Духа Святого. Дух Святый изображает в уме печальных краткость временных и бесконечность вечных благ и зол, от чего всякое страдание для вечной славы кажется им легким и мгновенным; ибо цель не есть видимое и временное, но невидимое и вечное. Им сказано: «радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» . (Матф. гл. 5. ст. 12). гг) Упование на Бога , которое мужественно переносит всякое злострадание из подражания рекшему: — «не точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделывает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

   Удерживай язык от зла, уста — от льсти; удаляйся от зла; твори добро; устрой и храни мир: пять предписаний, исполнение которых, свидетельствуя о присутствии в сердце страха Божия, ручается вместе и за возможно-безмятежную жизнь для человека в сообществе людей. Тут то же самое указывается, что другими словами изображено в 14-м псалме: Господи, кто обитает в жилищи Твоем? И там говорится: глаголяй истину в сердцы своем, иже не улъсти языком своим: не сотвори искреннему своему зла: поношения не прият на ближния своя и прочее (Пс.14:1-3). Пс.33:14. Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти.    Заповедь, определяющая употребление языка, стоит на первом месте, ради того, что язык есть главный орган взаимных наших соотношений. Им устрояются добрые связи, им и разрываются и им же снова восстановляются. Упорядочь язык,— и все пойдет хорошо. Дашь ему неудержимую свободу,— и он все извратит — ив тебе, и вокруг тебя. Вот что пишет о нем Премудрый Сирах, в 28-й главе: язык, говорит, многи потрясе и разлучи я от языка в язык. И грады тверды разори, и домы вельможей преврати. Внимаяй ему не имат обрести покоя, ниже вселится с безмолвием. Язва бичная струны творит: язва же язычная сокрушает кости. Многи падоша острием меча, но не якоже падший языком. Блажен, иже укрыется от него, иже не повлече ига его, и узами его, не связан бысть: иго бо его железно, и узы его узы медяны: смерть люта смерть его, и паче его лучше есть ад (Сир. 28:16-17, 19-24). Это зло от языка и заставило его воззвать в другом месте: кто даст ми во уста мои хранилища, и на устне мои печать разумну, да не падуся от них и язык мой да не погубит мя? (Сир. 22:31): ибо только обуздаваяй язык тихомирно поживет, и блажен, иже не поползнется усты своими (Сир. 19, 6, 14:1). Почему и дает всякому о языке такой урок: виждь, огради стяжание твое тернием, и словесем твоим сотвори вес и меру, и устам твоим сотвори дверь и завору (Сир. 28:27, 29).    Святой Василий Великий пишет на сей стих: «грех, соделываемый языком, на деле весьма удобен и многообразен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

15 См напр., Василия В. Бес. o том, что Бог не виновник зла (IV ч. его твор. в рус. пер.), Дамаскина Точн. изл. веры. IV, 19–20. 16 В древности последнее мнение защищали ариане, особенно аномеи. Позднее оно было повторено некоторыми из схоластических богословов (Абеляром, П. Ломбардом), а в протестантском богословии высказывается и ныне. Более же всего вооружаются против усвоения существу Божию определяющих его свойств и качеств пантеисты. 17 Другие древние имена, усвояемые в Ветхом Завете единому Богу для выражения различных Его свойств и отношений к миру, особенно к Израилю: El – Бог крепкий, сильный, El Elijon – Бог всевышний, Владыка неба и земли, El Schaddai – Παντοκρτωρ, т. е. Вседержитель, Jehovah – Сый, святое, ( Лев 20, 3 ), славное и страшное ( Втор.28:58 ) имя Божие, возвещенное Моисею Богом при купине. Более поздние имена Божии: Savaoph (Zebaoth) – Бог воинств (ангелов), Царь славы, и Adonai – «наш Господь», «наш Владыко», ставшее заменять «Тетраграмму» после того, как последовало запрещение произносить ее, т. е. имя Иеговы. 18 В неканонических книгах Ветхого Завета учение об ипостасной Премудрости раскрывается еще подробнее, именно: Варуха 3, 9–38, Сирах 1, 1–10; 24, 1–13, особенно Прем.Солом. 6, 22–24; 7, 21–30; 8, 1–4; 9, 1–4; 9, 9–19; 10, 1–21; 11, 1–4. По отношению же к народу израильскому Премудрости усвояются те же действия (чувственно-ощущаемые явления людям, изведение евреев из Египта, проведение через Чермное море и др. – Сир.24:11–13 ; Прем 10, 1–21; 11, 1–4 ), какие в исторических и пророческих книгах усвояются личности Ангела-Иеговы. История возникновения на западе догмата о Filioque в главнейших чертах такова. Первый высказал такое учение блаж. Августин (особенно в De Trinitate), однако не совсем определенно, a главное – только как личное мнение. Но так как Августин пользовался на западе большим авторитетом, то его мнение о Filioque постепенно стало там распространяться, и сначала тоже как частное мнение, а с конца VI в. начало приобретать значение общецерковного верования, догмата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

65 . Мы сказали о красоте премудрости, засвидетельствовав это Писанием. Нам остается, опираясь на авторитет Писания, сказать о том, что в ней нет никаких пороков, она соединена лишь с прочими добродетелями: Она есть дух ясный, чистый, разумный, святый, благолюбивый, скорый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, обладающий всею добродетелью, всевидящий ( Прем.7:22–23 ). И ниже: Она научает здравомыслию, справедливости и мужеству ( Прем.8:7 ) 414 . 66. Итак, мудрость 415 проявляет себя во всем, так как она неотрывна от всякого блага. Как она может дать полезный совет, если не обладает справедливостью? Она облечена в постоянство, не боится смерти, не отступает ни перед какими угрозами или страхом, считает, что нельзя изменять правде из-за лести, не страшится изгнания, зная, что для мудрого весь мир является родиной 416 , не пугается бедности, зная, что для мудрого не может быть недостатка ни в чем, потому что для него целый мир богатства ( Притч.17:6 ) 417 . Что может быть превыше того человека, которого не волнует золото, который пренебрегает деньгами 418 и словно с башни 419 взирает с презрением на человеческие страсти? Того, кто поступает подобным образом, люди считают сверхчеловеком: Кто он? И мы восхвалим его, ибо он совершил чудеса в своей жизни ( Сирах.31:9 ) 420 . Как можно не восхищаться тем, кто презирает богатства, которые большинство людей ценит выше собственной жизни? 67 . Поэтому всем подобает иметь здравомыслие и строгую умеренность, и прежде всего тому, кто занимает высокое положение, чтобы над таким человеком не получили власть его сокровища и не стал рабом денег тот, кто возглавляет свободных. Особенно подобает ему быть выше богатств духом и ниже друга покорностью; смирение приумножает согласие. Славно и достойно выдающегося человека не иметь общей с дельцами из Тира и с галаадскими купцами страсти к постыдному барышу и не думать, что все благо в деньгах, не вести себя подобно наемному рабочему, высчитывающему ежедневный заработок и оценивающему выручку.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

171 . (Приумножению благожелательности) способствуют также упражнения 286 в соответствующих добродетелях. Ведь благожелательность порождает (facit) сходство в нравах. (Так), Ионафан 287 , сын царя (Саула), подражал кротости святого Давида потому, что любил его ( 1Цар.19:1 и сл.). Вот почему и написано: «со святым ты будешь свят» ( Пс.17:26 ); это (изречение), как кажется, имеет в виду не только (житейские) отношения (conversatonem), но и благожелательность, так как сыновья Ноя, (например,) хотя и жили вместе, однако не были единонравными ( Быт.9:22 и сл). Подобным образом (etiam) Исав и Иаков жили в отеческом доме и (однако) не были похожи друг на друга (discrepabant) ( Быт.25:27 ), потому что в их отношениях не было 288 благожелательности, которая себе предпочитает другого 289 , но было скорее соревнование в предвосхищении благословения ( Быт.27 ). Там, где один жестокосерд, а другой – кроток, где нравы противоположны (dispares) и самые стремления взаимно противоборствуют, там не может быть благожелательности. Прибавь к этому еще и то, что св. Иаков добродетели не мог предпочесть недостойного воспитанника (degenerem) отчаго дома. 172 . Но ничто так не объединяет, как совершенная справедливость (cum aequitate justitia) 290 , являясь как бы сотоварищем и союзницей благожелательности, она побуждает нас любить тех, кого мы считаем равными себе. Впрочем, доброжелательность заключает в себе и храбрость, так как дружба, проистекающая из благожелательности, за друга не колеблется подвергнуть себя величайшим опасностям. «Если мне приключится чрез него зло, я переношу» 291 , – говорит (Сирах) ( Сир.22:30 ). Глава XXXIV. Перечисляются некоторые другие блага доброжелательности. 173 . Благожелательность исторгает также, обычно, меч гнева; она же производит то, что раны друга полезнее, чем добровольные поцелуи врага ( Притч.27:6 ). Благожелательность многих соединяет воедино 292 , ибо, если много друзей, то они становятся (как бы) одним (человеком), так как в них один дух и одна мысль. Вместе с тем нужно обратить внимание (advertimus) и на то, что (нам приятны бывают) (даже) порицания 293 дружеские; (это потому, что) они, хотя и имеют жала, однако не причиняют (нам) боли. Правда, уличающие нас речи беспокоят нас, но благодаря (скрытой в них) благожелательности (benevolentiae sedulitate) они доставляют (нам одну только) радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010