3. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. „Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?“ спрашивает Псалмопевец. ( Пс. 23:3–5 ) 271 . „Тот, – отвечает он, – у которого руки неповинны и сердце чисто“. И далее: „....он получит благословение от Господа и милость от Бога Создателя своего“. Таким образом еще для ветхозаветного человека выяснялось, что „на гору Господню“ духовную (а не земную) призываются не члены известной нации, а люди с чистым сердцем и руками, не оскверненными насилием и кровью брата. Для члена же будущей церкви Христовой в 23 Псалме стихе 5 произносится то имя Божие, которое ближе всего в его сердце рисует ему возлюбленный образ Господа нашего Иисуса Христа,-имя Спасителя. Имя горы Господней, горы Иеговы, принадлежит и той горе, на которой Авраам готовился принести в жертву Исаака. (См. Быт. 22:1–18 и все пр. в I т. Св. Летописи). Здесь Аврааму сказано, что за веру его: „благословятся в семени его все народы земли“. Событие это происходило на горе Мори-Иаг, (Мориа), на которой чрез много веков воздвигнут был храм Вечно- Живущему, и которая вместе с другой прилежащей горой названа общим именем Сион: „это град Давидов“ ( 2Цар. 5:7 ) Сион есть от того времени вечно типическое имя победы правды и добра над ложью и злом. Совокупность всех древнейших пророчеств и преобразований, и пророчества Исаии в настоящем 3 стихе, доказывает, что пред нами несомненно Мессианское пророчество, глаголющее о царствии Божием, принесенном на землю Господом нашим Иисусом Христом. Горой Божией была и гора Синай (Исход XXIV),. но она представляла собою закон, „ завет от горы Синайской, рождающий в рабство“ ( Гал. 4:24 ). Во время дарования закона приказано было: „Моисей один пусть приблизится к Господу.... народ пусть не восходит с ним“. ( Исх. 14:2 ). Не так в Христианстве: „Гора же Божия Сион есть вышний Иерусалим.... матерь всем нам“ ( Гал. 4:26 ). Сион свободен, говорит Апостол, и вот почему в пророчестве Исаии к нему свободно текут народы и „восходят на святую гору Господню, в дом Бога Иаковлева, для того, чтобы научиться путям Господним“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

5–6. Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его: яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость. Желая превознести Господа (ст. 2), Давид, но только сам исповедует – прославляет Его благость, но призывает и всех других благочестивых людей к тому же. – «Пойте Господу, преподобные – святые Его, и проповедуйте о Его святой памяти», – что он никогда не забывает о своей благости: ибо Он проявляет свой гнев в сильной степени – в ярости, но и живот в воли Его, жизнь в благоволении Его, т. е. Он желает человеку не гибели, а жизни; а потому, по гневу Божию – «вечером приходит плач, а утром, по милости Божией, наступает радость» (ст. 12). – Так бывало именно с Давидом и неоднократно во время гонений: ночью ему предстояла гибель, а утром он видел совершенное избавление – от гонителей. 7–8. Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же ecu лице Твое, и бых смущен. Избавившейся от преследований, помазанный на царство над всем Израилем, овладевши крепостью Сионом, перенесши сюда и Ковчег Завета и сам водворившийся здесь же, Давид был во обилии – в полном благоденствии, думал и говорил: не подвижуся во век – не поколеблюсь на царском троне. В основании такой надежды царя было благословенье и обетование Господа, данные ему и его долу – царственному потомству. Желая сохранить это обетование и, в силу того, благоденствие своего царства, Давид молил Бога: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу или – по благоволении Твоему, Ты, Господи, даруй крепость доброте моей – моему благоустроенному царству, во главе которого находится святая гора Сион, где дом Божий и дворец царский. Но Ты, Господи, отвратил лице свое – как бы сокрылся от меня – и я был смущен – проникся чувством грусти – при мысли, что Ты не продлишь моего благоденствия. Такое смущение явилось у Давида по поводу одного несчастного обстоятельства при перевезении Ковчега Завета на Сион. – Когда перевозили Ковчег Божий, то «некто левит, именем Оза, простер руку свою к Ковчегу Божию, чтобы придержать его, и взялся за него; ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу; и поразил его Бог там за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давид... И устрашился Давид в тот день Господа, и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню»?.. ( 2Цар.6:3,6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Другая часть книги заключает в себе радостные предсказания о будущности Евреев, по возвращении их из плена Вавилонского и Ассиршского. Тогда они не только займут прежние свои владения, но далеко и широко распространятся, заняв земли своих врагов и истребив их. Тогда-то отомстят Иудеи своим заклятым врагам Идумеянам, истребят их, как огонь истребляет солому или сухое тростье. Сыны Израиля распространятся в Финикии до Сарепты, а Иерусалимляне займут города южные. На горе Сион откроется спасение; она будет свята; от нее изыдут спасаемые, чтобы воздать горе Исава (язычникам), и тогда настанет царство Иеговы (17–21). Таково содержание книги св. пр. Авдия! Подобно Авдии и другие пророки Божии говорили об опустошении и совершенном истреблении сынов Эдома, именно: Амос ( Ам. 1:11 ), Иоиль ( Иоил. 3:19 ), Исаия ( Ис. 11:13, 21:11–17, 34:5 ), Иеремия ( Иер. 49:7–22 ), Иезекииль ( Иез. 25:12–14, 35:1–15 ), и Малахия ( Мал. 1:3 ), и вообще говорили, как о злейших врагах Еврейского народа, которые за свои злодеяния противу сего народа обречены судом Божиим на конечную погибель. Исполнения сих пророчеств должно искать в разных временах, они постепенно исполнялись, и исполнились уже, в буквальном смысле, после Рождества Христова в период римского владычества; ибо известно, что до сего времени Идумеи продолжали существовать, конечно, не по прежнему, а в виде кочующих разбойнических шаек 11 . По мнению Св. Ефрема Сирина , начало истреблению и порабощению Идумеев положили еще Иудейские цари Давид и Амасия. Первый несколько раз разбивал сынов Эдома. «Все Идумеяне, – говорит вторя книга Царств, – были рабами Давиду» ( 2Цар. 8:14 ). «Амасия (Ц. 849–820 до P. X.) поразил десять тысяч Идумеев на долине Соляной» ( 4Цар. 14:7 ). В собственном же смысле исполнение пророчества св. Авдия об истреблении Идумеев началось при Халдеях. Халдеи были «мужи завета» и «мирницы» ( Авд. 1:7 ) для Идумеев, вместе с ними опустошали Иудею и грабили Иерусалим; однако, по свидетельству Иосифа Флавия, вскоре после разорения Иерусалима, напали на своих союзников Идумеев и опустошили Идумею.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Содержание I. Бог объявляет войну Едому (ст. 1–14) А. Бог смиряет гордый Едом (ст. 2–4) Б. Бог обрекает на разграбление процветающий Едом (ст. 5–7) В. Неизбежен Божий суд над Едомом (ст. 8–10) Г. Безразличен жестокосердый Едом к бедствиям Иудеи (ст. 11–14) II. Бог обещает установить новый нравственный порядок (ст. 15–21) А. День, когда Бог воздаст всем народам (ст. 15–18) Б. Народ Сиона восстановит и расширит свои владения (ст. 19,20) В. Возвысится Сион над горами Едома в царстве Господа (ст. 21) Глава 1 1 Видение. Это не обязательно зрительный образ, скорее откровение. См. ком. к Мих. 1,1 . Так говорит Господь Бог. Бог открывает Свой замысел через пророка (ср. 2Пет. 1,21 ). Его суровость объясняется непреклонностью высшего Судии. Едоме. Вражда между Едомом и Израилем восходит еще ко временам патриархов. Бог благословил Исаака и Ревекку двумя сыновьями, Исавом и Иаковом ( Быт. 25,21–26 ; ср. Мал. 1,2–4 ; Рим. 9,10–13 ). Личное соперничество между Иаковом и Исавом ( Быт. 27 ), родоначальниками израильтян и едомитян, перешло в затяжную вражду ( Исх. 15,13–15 ; Чис. 20,14–21; 24,18 ; 1Цар. 14,47 ; 2Цар. 8,13.14 ; 3Цар. 11,14.15 ; 4Цар. 8,20–22; 14,7 ). Едом символизирует всех врагов народа Божиего ( Ис. 63,1–6 ). весть услышали мы... «вставайте, и выступим против него войною!» Пророк усматривает божественный промысел в том, что народы сообща выступают против Едома. Господь Бог незримо направляет их действия. Видение Авдия не случайно: это знак, что пророчество будет исполнено. 1 в расселинах скал. Неприступные горы Едома служили естественными укреплениями и обеспечивали защиту от внешних врагов. 1 как орел... среди звезд. Побежденному иудейскому народу Едом казался неодолимым, но Бог внушает им, что никакое земное могущество не спасет от Его высшего правосудия. 1:7 Справедливость в том и заключается, что Едом, нанесший «брату Иакову» удар в спину, сам предан союзниками. 1 Феман. Имя одного из потомков Исава использовалось и как название народа Едома. 1:11–12 Моральный долг Едома требовал сражаться вместе с Иаковом против захватчиков; вместо этого он «был как один из них». Тем самым Едом доказал, что он верен лишь одному правилу идти к цели, невзирая на духовные обязательства. Семена нравственного упадка Едома посеяны еще праотцем Исавом, для которого блага земной жизни были важнее обетованного царства Божия (см. Быт. 25,29.34; 26,34.35; 27,46 28,1). В новозаветном богословии Едом воплощает дух «мира» ( 1Ин. 2,15–17 ), гонителя Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Гипотеза, предложенная Р. Раейхом в конце 90-х годов прошлого века, была поддержана очень многими исследователями, как предположение, «проливающее свет» на место в Ветхом Завете, где описано взятие Иерусалима еврейской армией, под предводительством царя Давида. Описание захвата Иерусалима у иевусеев, который произошел в 1004 г. до P. X., дошло до нас, благодаря Священному Писанию , в двух версиях – 2Цар. 5:4 −10 и 1Пар. 11:4 −8: 4. Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился и царствовал сорок лет. 5. В Хевроне царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою. 6. И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», – это значило: «не войдет сюда Давид». 7. Но Давид взял крепость Сион, это – город Давидов. 8. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом Господень. 9. И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри. 10. И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним ( 2Цар. 5:4 −10). 4. И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли. 5. И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов. 6. И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою. 7. Давид жил в той крепости, потому и называли ее городом Давидовым. 8. И он обстроил город кругом, начиная от Милло, всю окружность, а Иоав возобновил остальные части города ( 1Пар. 11:4 −8). При внимательном чтении этих дополняющих друг друга фрагментов наименее понятно выражение «слепые и хромые». А при сличении вышеприведенного отрывка 2 книги Царств с масоретским вариантом, обращает на себя внимание одно разночтение. А именно: в 8-м стихе как в Септуагинте, так и в Синодальном переводе, отсутствует тот фрагмент стиха, который долгое время считался «стержневым»: Масоретская версия (2 Сам. 5:8):

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

4) в укреплениях в Вефсамисе (Бет-Шемеше) и Давире (Девире), возвед. Давидом для защиты от филистимлян, имелись казематы: расстояние в 1,50 – 2,00 м между двумя крепостными стенами (внешней и внутренней, каждая толщиной прим. 1,5 м) перегораживалось поперечной стенкой, образующееся пространство заполнялось обломками камней. Позднее этот метод уступил место строит-ву из тесаного камня или из кирпичей (в Лакише, библ. Лахисе, где крепостные стены достигали в толщину 6 м). Иногда, чтобы помешать противнику взобраться по стенам К., их обмазывали глиной; 5) в центре К. или на возвышенном месте внутри нее нередко находилась цитадель (⇒ Дворец ⇒ Башня ), наиб. укрепленное оборонит. сооружение, защитники которого могли продолжать сопротивление даже после преодоления противником гор. стен ( Суд 9:45 и след.). В Гиве Сауловой цитадель, толщина стен которой превышала 2 м, имела площадь 51х35 м. Давид и Соломон построили ⇒ Милло ( 2Цар. 5:9 ; 3Цар. 9:15,24 ; 3Цар. 11:27 ) за пределами Иерусалима, на горе Сион. Судя по воен. сообщениям иноплемен. царей, эта цитадель являлась типичным арамейско-палестинским оборонит. сооружением; 6) обороноспособность любой К. зависела от регулярного снабжения водой и продовольствием ее защитников. Вода либо собиралась здесь же, в К., в ⇒ водоеме , либо поступала извне по подземному туннелю. ⇒ Город ⇒ Силоам ; 7) мощные К. сооружались в Палестине в эллинистич. и рим. периоды, и среди них – находившаяся в горах вост. Мертвого моря К. Махерон, куда был заключен Иоанн Креститель. III. ШТУРМ КРЕПОСТЕЙ Как правило, при штурме К. противник сооружал около нее вал и делал от него насыпи, которые вели к крепостной стене. Т.о. нападавшие, поднимаясь на высоту стен, штурмовали их, используя осадные машины (⇒ Оружие и орудия труда ). Известны были и машины для метания камней ( 2Пар. 26:15 ). Нападавшие пытались взобраться на стены по приставным лестницам или поджечь деревянные ворота ( Иер. 51:58 ). Оружием оборонявшихся были стрелы, камни, кипящая вода или масло. Иногда они совершали вылазки из К. Штурму К. предшествовал ультиматум о ее добровольной сдаче ( Втор 20 и след.), выполнение которого гарантировало защитникам сохранение жизни. Взятые штурмом К. разрушали, города обычно сжигали, а всех мужчин убивали. Это подтверждается, напр., раскопками в Вефиле, где был обнаружен слой пепла толщиной до 90 см, относящийся ко времени завоевания Ханаана израильтянами. IV. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

е. русские поклонники, выражают свои чувства, изъявляя их каждый по своим понятиям и по мере сердечной веры. Одни проливают тихие, радостотворные слезы, другие с благоговением повергаются на св. землю и целуют ее; те молятся тихо, иные творят молитву вслух. «Бывает же тогда, – как поведает один из самых древних паломников наших, игумен Даниил (XII в.), – радость велика всякому христианину, увидевшему град святый – Иерусалим; никтоже бо может не прослезитися, видевши землю желанную и места святая, идеже Христос Бог наш походи, нашего ради спасения, и идут пеши с радостью великой к св. граду Иерусалиму»... И это, говоря словом летописца, верно даже «до сего дне». – Приникнем и мы вместе с сими счастливыми лицезрителями к этому чудному и сугубо-священному городу, богатому необыкновенными событиями и сияющему вечной духовной славой. Что в нем так сильно действует на сердце христианина? Что исполняет душу его невыразимым священным трепетом и исторгает в нем слезы умиления? Его нынешняя слава всецело коренится в его прошедшем. Итак, прежде чем вступить мысленно в сей град Божий, как он есть ныне, окинем беглым взором его чудное, многознаменательное и многопоучительное прошедшее. Основание и слава Иерусалима в Ветхом завете. Полагают, что первые основания сему городу положены Мелхиседеком, царем Салима или мира, тем, который встретил некогда Авраама, как первосвященник Бога Вышнего, с хлебом и вином ( Быт.14:18 ). Спустя полвека, потомки Иевуса, сына Ханаанова, добывают себе Салим, ставят крепость на верху горы, именуемой Сионом ( Нав.15:8 ), дают ей название по имени их предка – Иевус, а весь город, расположенный на одной с Сионом плоскости, называют Иерусалимом, или откровением мира. Иисус Навин при завоевании земли Обетованной, поражает Адониседека, царя Иерусалимского, и овладевает нижней частью Иерусалима; но из Сиона вытесняет иевусеев только царь Давид, спустя восемь веков после их вступления в столицу Мельхиседека ( Нав. 10, 15:63 ; 2Цар.5:7 ). Он увеличивает крепость Сионскую и называет ее градом Давидовым; на горе Сион строит дворец и скинию для кивота завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ис.31:5 . Как птицы – птенцов, так Го­с­по­дь Саваоф по­кроет Иерусалим, защитит и избавит, по­щадит и спасет. Господь один только может защитить евреев от ассириян. Он сойдет для этого на гору Сион (по русск. пер. за гору Сион – перевод неточный), где находились храм Господень и дворец царя, и на холм его или на другие пункты Иерусалима, где жили простые граждане. 39 «Как птицы птенцов» – перевод неточный. Правильнее перевести этот стих так: «как летающая птица, так Господь будет, защищая, властвовать над Иерусалимом». 40 . Образ заимствован от птицы, носящейся над гнездом своим, чтобы защитить оставшихся там птенцов своих, которым угрожает опасность. Ис.31:6 . Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля! Но для того, чтобы удостоиться этой защиты Божией, иудеи должны исполнить одно важное условие – оставить идолов и обратиться к Всевышнему. Ис.31:7 . В тот день отбросит каждый человек сво­их серебряных идолов и золотых сво­их идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. Ис.31:8 . И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч по­требит его, – он избежит от меча, и юноши его будут податью. Ис.31:9 . И от страха про­бежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знаме­ни, говорит Го­с­по­дь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме. «В тот день» – выражение очень неопределенное. Пророк здесь вообще не различает отдельных моментов будущего времени и потому у него поражение ассирийцев и отречение иудеев от идолослужения представляются событиями современными, тогда как, на самом деле, и после избавления от ассириян иудеи увлекались идолопоклонством. «Отбросит». Евреи увидят, что надежда их на этих идолов была совершенно напрасна (ср. Ис.2:8, 20 ). «На грех». Идолопоклонство вело иудеев ко всякого рода грехам и преступлениям ( Ос.8:11 ). «Он избежит... меча» – возможно правильнее с евр. он побежит от меча (Божия). «Юноши» – по-евр. bachurim. Так назывались у евреев иногда воины, как люди особенно крепкие силами ( 2Цар.6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Преследуемый мятежным сыном, оставленный некоторыми ближайшими советниками своими и народом, лишенный царской чести, Давид, «покрыл свою голову» и, обливаясь слезами, босой, уходил из Иерусалима и спасался бегством… Но, как помазанник Божий, он знал, что и теперь, как много раз прежде, Господь, и единственно Он, избавит своего избранника от столь многих врагов его. И как прежде Господь возвысил Давида от пастушеского посоха до царского скипетра, так и теперь возвратит ему честь царя – помазанника. Давид не преклонит свою венценосную главу под удар меча от руки злодея-сына, нет! Как прежде народ признал его своим главою, а себя телом его, так и теперь Господь вознесет над главами врагов главу Давида, на коей почило сугубое помазание – царя и пророка. 5. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Как бдительный пастырь, стоя на склоне горы, слышит крик погибающей овцы и спешит к ней на помощь, так и Господь, обитая на святой горе Сион, в скинии, отсюда услышал молитвенный вопль Давида, находившегося в иудейской пустыне и угрожаемого врагами, и оказал ему помощь. Давид благовременно переправился за Иордан, пришел в Маханаим и здесь нашел со своими спутниками радушное гостеприимство, покой и удовольствие ( 2Цар.17:22, 24, 27–29 ). 6–7. Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Глубоко огорченный царь-изгнанник оставил свой дворец и, бесприютный, провел ночь в пустыне: но он заснул, спал и встал спокойно в надежде, что Господь охранит его жизнь от яростных врагов его. И надежда Давида оправдалась. Ахитофел, его прежний советник, а теперь и коварный изменник, ревностно служа цели заговора, предложил Авессалому немедленно преследовать отца и сказал: «выберу я двенадцать тысяч человек и встану, и пойду в погоню за Давидом в эту ночь. И нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками; и приведу его в страх; и все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя и всех людей обращу к тебе» ( 2Цар.17:1–3 ). Но совет Ахитофела был отклонен хитрым советом Хусия, человека, вполне преданного Давиду: он предлагал прежде собрать весь народ израильский и тогда сделать нападение уже для верной победы. Авессалом предпочел совет Хусия и не преследовал отца ( 2Цар.17:5–14 ). Давид успел удалиться за Иордан и так избавился от нескольких тем врагов. Тьма – десять тысяч. Если же Ахитофел мог иметь под начальством своим двенадцать тысяч отборных воинов-мятежников, то сам Авессалом имел их на своей стороне, несомненно, несколько десятков тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

прим. на Пс.16:15 ), и стремиться к духовному общению с Ним ( Пс.26:8–9; 41:2–3 ). Слово: «Боже» в евр. т. не читается и прибавлено для ясности переводчиками. Грек.-лат.-слав. с той же целью в 1-м полустишии вм. Его читает Гда и для однообразия во 2-м полуст. опускает Твоего. Последнее слово стиха иными считается параллельным началу стиха предложением и переводится: «Таков Иаков»! (ср. пер. Мандельшт., Пумпянск. Никольск. и Росс. Библ. Общ.=Акил. Симм. 5 и 6 пер. Экзаплов). з. Возмите врата кнзи ваша, и возмитес врата вчна: и внидетъ црь славы. 7. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! 7 . С пением 1-й части псалма торжественное шествие с ковчегом завета достигает ворот Сионской крепости. Крепкие ворота этой крепости, также, как и самая крепость существовали с незапамятных времен древности, так что в воображении народа являлись как бы вечными (ср. Рим вечный город). Ими входили многие древние цари, и может быть сам Мельхиседек. ( Быт.14:18 ), и теперь, в образе ковчега завета, имеет вступить славнейший из царей, Сам Иегова, всемогущий Владыка вселенной (ср. ст. 1–2), силою которого Давид одержал множество побед, (ср. 2Цар.5:19–20, 23–25 ), завоевал и самую Сионскую крепость, считавшуюся до того времени непобедимою ( – ст. 6–7). Чтобы показать безмерное превосходство этого Царя пред всеми когда-либо вступившими в ворота Сиона царями, и тем возбудить в народе наибольшее благоговение в встречаемой святыни, псалмопевец обращается к воротам Сиона с требованием поднять верхи свои, чтобы дать свободный проход Царю славы (ср. Ис.40:3 и сл.; 57:14–15): «поднимите врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдёт Царь славы! т. е. вы теперь слишком низки для Царя-Господа, – поднимите верхи ваши, чтобы дать свободный вход Царю славы!» 70 толк. слово (рашехем)=верхи ваши (от =голова, верх) принимали в другом значении: начальники, князья (ρχοντες, principes), разумея начальников или старейшин Сиона, которые, конечно, встречали шествие, в воротах крепости: «возвысьте, или поднимите (ρατε), князья, ворота ваши»! Этому переводу следовали и слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010