Вместо Саула, еще при жизни его, Бог избрал на царство мужа по сердцу Своему, – кроткого и праведного Давида, который до этого времени пас стада отца своего Иессея, происходившего из колена Иудина. Будучи еще юношею, но уже помазанный Богом через Самуила, Давид поразил и обезглавил Голиаоа, сильного исполина – единоборца филистимского. Эта победа возбудила зависть в Сауле. После долгих и жестоких гонений Саула, Давид, за свое терпение и великодушие, сделался, наконец, царем над всем Израилем. Он победил и честно покорил враждебных соседей, отнял у язычников крепость Сион и город Иерусалим, поселился в нем, перенес сюда Скинию и Кивот Завета, и сделал свою столицу городом священным, сильным и великолепным. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме, воспевал в радости Давид, – и его песнь до сих пор слышится в православных храмах. Так и Господь наш, кроткий пастырь душ верующих, победив мысленного Голиаеа – дьявола, посрамив всех врагов своих, сделался царем вечным в новом духовном Иерусалиме, – св. Церкви Своей. Св. Давиду подтверждено обетование Бога, данное Аврааму, Исааку и Иакову, – обетование, что именно из его потомства произойдет Мессия. Бог возвестил Давиду через пророка Наеана, что от семени его родится Царь, царству которого не будет конца ( 2Цар. 7:12–14 ). Вот почему Иисуса Христа, как Мессию, называли иудеи сыном Давидовым и почему Архангел Гавриил, посланный к Пресвятой Деве благовествовать о Его зачатии, сказал: Он будет велик и наречется сыном всевышнего, и даст ему Господь Бог престол Давида, отца его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки ( Лук. 1:32 и 33). Праотец и прообраз Иисуса Христа, св. Давид, исполненный Духом пророчества, многое предсказал о своем Божественном Потомке в своих псалмах. Надлежит, говорил Сам Спаситель, исполниться всему, написанному о мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах ( Лук. 24:44 ). Так, св. Давид предсказал, что Мессия есть Господь, Сын Божий, рожденный от Бога Отца прежде всех веков ( Пс. 2:7; 109:1–3 ); что престол Его в век века, что Он возлюбит правду и возненавидит беззаконие, что Бог помажет Его елеем радости паче причастников Его ( Пс. 44:7 и 8); что против Него восстанут князи народа, но что замыслы их будут тщетны ( Пс. 2:2–4 ); что Он будет ненавидим врагами своими туне, понапрасну ( Пс. 34, 19; 68, 5 ), предан одним из близких учеников Своих ( Пс. 98:10; 108:1–8 ), оставлен всеми, напоен желчью и оцтом ( Пс. 86:31 и 22), что руки и ноги Его будут пронзены, ризы разделены, а об одежде Его будут метать жребий ( Пс. 21:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

707 Тоже самое мы видим впоследствии и в Гаваоне. Когда Саул повелел поразить мечем всех жителей Новы ( 1Цар.22:19 ), скиния была перенесена отсюда в Гаваон, где и отправлялось богослужение до сооружения храма. Хотя Давид и перенес ковчег завета в Сион и здесь устроил для него скинию с регулярным богослужением ( 2Цар.6 ; 1Пар.15 и 16), однако в тоже самое время поставил священника Садока и его братьев для отправления богослужения и пред жилищем Иеговы, что на высоте в Гаваоне ( 1Пар.16:39 и д.), и смотрел на это место, как на святилище, при котором можно было приносить жертвы. 708 Даже и Соломон, по вступлении своем на царство, прибыл в Гаваон, чтобы здесь на алтаре торжественно принести тысячу всесожжений 3Цар.3:4 ; 2Пар.1:3 . Со времени сооружения и освящения великолепного храма Соломонова, внешний культ Иеговы получил высшую степень торжественности в святилище, освященном самим Иеговою для пребывания его имени, – хотя впрочем должно сказать, что ревности благочестивых феократических царей, только после долгой борьбы против сильно распространенного культа высот, удавалось истреблять эти высоты и осуществлять закон о единстве места, назначавшегося для богослужения ( Втор.12 ). Законный культ Иеговы при языческих царях Иораме и Охозии оставался неприкосновенным, так как его умел отстаивать первосвященник Иоддай ( 4Цар.11:3 и д. 2Пар.22:12 . гл. 23 и 24). В первый раз нечестивый Ахаз, совершенно опустошивши храм (слч. § 26), повелел заколотить двери притвора, так что богослужение во святом храме должно было прекратиться ( 2Пар.29:7 ); 709 однако и этот царь не осмеливался совершенно уничтожить ежедневное жреческое служение, а ограничился только тем, что прежний жертвенник всесожжений отодвинул в сторону и приказал приносить свои и народные жертвы всесожжений и закланий на другом жертвеннике, сооруженном по образцу, который ему пришлось увидеть в Дамаске ( 4Цар.16:10–16 ). Наконец, Манассия совершенно превратил дом Иеговы в языческое капище, так что при этом нечестивом царе законный культ Иеговы на долгое время совсем прекратился и был восстановлен только Иосиею ( 4Цар.21:3 и д.; 22:3 и д.; 2Пар.33 и 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Под семенем Иакова и Иуды, здесь разумеются те немногие из израильтян и иудеев, о котором выше говорил пророк: аще (хотя бы) будут людие израилевы яко песок морский (однако только) останок (или очень немного) их спасется ( Ис. 10:22 ; ср. Рим. 10:27 ). Можно также, как выше сказано, разуметь под семенем Иакова и Иисуса Христа; в этом случае слова пророка: изведу из Иакова семя, и из Иуды можно точнее передать так: «от Иакова, именно чрез Иуду», так как Иисус Христос действительно согласно древним пророчествам произошел по плоти именно из колена Иудова ( Быт. 49:10 ; 2Цар. 7:12–16 ; Мф. 1:1–16 ; Лк. 3:23, 37 ). Горою же святою в ближайшем смысле называется гора Сион, на которой построен был Иерусалим и храм Господень, но здесь (как и в некоторых других местах Писания – ср. Евр. 12:22 ) этим именем в переносном смысле называется церковь Христова, получившая свое начало на Сионе (ср. выше, Ис. 60:14 ). Отсюда мысль настоящих слов пророка можно передать так: «евреи не погибнут за свое нечестие потому, что из среды их придет Мессия Христос, Который оснует на Сионе Свое благодатное царство и участниками этого царства имеют быть также и некоторые из евреев (останок их спасется – Ис. 10:22 ; Рим. 10:27 ). 10–12 ст. Чтобы сильнее расположить евреев к тому, чтобы все они (а не остаток только или некоторые) стремились сделаться участниками или наследниками святой горы Господней (9 ст.), пророк говорит: а) что обитатели этой горы, т. е. члены благодатного царства Христова будут жить в мире и довольстве; и б) что в противоположность этим немногим избранникам всех остальных, предавшихся идолослужению, ожидает гибель (11–12 ст.). а) «У этих людей Моих (людем Моим), которые взыскали Меня, даже в лесу (в дубраве) будут загоны (ограды) для стад, и долина (юдоль) Ахор будет местом отдыха для крупного рогатого скота» (10 ст.). По связи с предыдущими эти метафорические выражения дают ту мысль, что избранники Божии, овцы стада Христова, вступив в ограду церкви, будут наслаждаться безопасностью (ибо и врата ада не одолеют ей – Мф. 16:18 ) и всеми духовными благами (ср. Ис. 35:7 ), подобно тому, как стада скота безопасны, когда находятся в огороженном для них месте, и ни в чем не нуждаются, когда пасутся на плодородной долине.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию, а старейшинам сказал оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей ( Исх. 24:12–18 ) 39 . Когда Моисей спускается с горы, он обнаруживает, что за время его сорокадневного отсутствия народ отступил от Бога и начал поклоняться золотому тельцу. Он в гневе разбивает скрижали с записанными на них заповедями Божиими. Но Бог вновь призывает его: Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, [и взойди ко Мне на гору,] и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы ( Исх. 34:1–2 ). Вновь встреча Моисея с Богом происходит на горе, и вновь Моисей получает от Бога наставления, которые должен, сойдя с горы, пересказать народу. С горой Синай, известной также под именем Хорив, связано явление Бога пророку Илии. К этой горе Илия шел сорок дней и сорок ночей. После того как он приблизился к ней, Бог сказал ему: Выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]( 3Цар. 19:11–12 ). Помимо Синая еще одна гора имела для народа израильского особое значение – Сион. На этой горе Давид построил свой город ( 2Цар. 5:7–10 ). Ее же он многократно воспел в псалмах:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

На другой день произошло сражение. Филистимляне обратили в бегство израильтян и убили трех сыновей Саула, в числе их и Ионафана. Саул, будучи очень изранен и не желая живым достаться врагам, пал на свой меч и умер. Жители Иависа Галаадскаго сожгли тело его и сыновей его и кости их похоронили 366 ( 1Цар. 28, 31; 1 Парал. 10). Известие о поражении израильтян и о смерти Саула принес Давиду один амаликитянин. Амаликитянин сказал: «Саул пал на свое копье, а колесницы и всадники неприятельские настигали его. Тогда он сказал мне: убей меня; тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне. И я убил его» 367 . При этом амаликитянин представил Давиду венец с головы Саула и запястье с руки его 368 . Давид велел казнить смертью амаликитянина, как убийцу помазанника Божия, и оплакал Саула и Ионафана в плачевной песне ( 2Цар. 1 ). Давид становится царем и казнит цареубийц (4449 г. от сотворения мира, 1060 год до Рождества Христова) 369 После смерти Саула жители колена Иудина помазали Давида (30-ти лет) царем над собой в Хевроне. Над прочими коленами Израильскими воцарился Иевосфей, сын Саула. Через семь с половиной лет после воцарения Давида в Хевроне, военачальники Иевосфея убили последнего и голову его принесли к Давиду. Давид казнил их за это смертью. После этого старейшины всех колен Израильских пришли к Давиду в Хеврон и помазали его в царя над всем Израильским народом ( 2Цар. 2–5, 1–5; 1 Парал. 11, 12:1–3). Завоевание Иерусалима (4456 год от сотворения мира, 1053 год до Рождества Христова) 370 и перенесение туда ковчега завета. Намерение Давида устроить храм Господу. Попечение Давида о внутреннем благоустройстве царства Воцарившись над всем Израильским народом, Давид пошел с войском к Иерусалиму. Иерусалим со своей крепостью Сионом, стоявшей на скалистой горе, считался тогда неприступным и был во власти иевусеев. Давид завоевал Иерусалим, поселился в крепости Сион, назвал его городом Давидовым и построил в ней для себя кедровый дворец ( 2Цар. 5, 6–16; 1 Парал. 11:4–9; 14:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Глава 15 1–29. Перенесение ковчега завета из дона Авведдара Гефянина на Сион. Вместо краткого описания перенесения ковчега завета во ( 2Цар.6:11–23 ) автор кн. Паралипоменон предлагает подробный рассказ об этом событии. В состав его входят: 1) перечисление предварительных действий – устройства скинии ( 1Пар.15:1 ), совещания Давида со священниками и левитами ( 1Пар.15:2–16 ) и назначения некоторых из них для перенесения ковчега ( 1Пар.15:16–24 ); 2) описание самого акта перенесения ( 1Пар.15:25 – 1Пар.16:3 ) и первого торжественного богослужения пред ковчегом ( 1Пар.16:4–43 ), в состав которого входило исполнение особого песнопения, составленного самим Давидом. 1Пар.15:1 .  И построил он себе домы в городе Давидовом, и приготовил место для ковчега Божия, и устроил для него скинию. Автор не разъясняет, что это за домы, построенные Давидом. Предполагают, что они назначались для его жен ( 1Пар.14:3 ). Так как скиния Моисеева находилась в Гаваоне ( 1Пар.16:39,21:29 ) и по особым соображениям Давида не была перенесена им на Сион то очевидно, что здесь была выстроена по образцу ее новая. 1Пар.15:2 .  Тогда сказал Давид: никто не должен носить ковчега Божия, кроме левитов, потому что их избрал Господь на то, чтобы носить ковчег Божий и служить Ему во веки. Объясняя смерть Озы ( 1Пар.13:10 ) неисполнением закона о ношении скинии и ее принадлежностей левитами ( 1Пар.15:13 ), Давид издает теперь соответствующее постановлениям Моисея распоряжение ( Чис.4:15 ). 1Пар.15:3 .  И собрал Давид всех Израильтян в Иерусалим, чтобы внести ковчег Господень на место его, которое он для него приготовил. Израильтяне, не весь народ, но его представители старейшины и тысяченачальники ( 1Пар.15:25 ), только присутствовали при перенесении ковчега завета, но не принимали в нем непосредственного участия; это было делом левитов и священников, о созвании которых и идет речь ниже. 1Пар.15:4 .  И созвал Давид сыновей Аароновых и левитов: 1Пар.15:5 .  из сыновей Каафовых, Уриила начальника и братьев его – сто двадцать человек;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5–8. Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Меч Господа наполнится кровью, отучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома. И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука. Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. (Упися меч мой на небеси: се на Идумею снидет, и на люди пагубные с судом. Меч Господень наполнися крове, растолсте туком, от крове козлов и агнцев, и от тука козлов и овнов, яко жертва Господеви в Восоре, и заклание велие во Идумеи, и падут с ними сильнии, и овны, и юнцы, и упиется земля от крове, и от тука их насытится. День бо суда Господня, и лето воздаяния суда Сионя). Когда Господь будет разрушать языческий мир мечем своим и уничтожать всех идолов, представляющих небо на земле (в Ассирии, Вавилонии и пр.), то меч Его снидет и на Идумею, на жителей её, которые постоянно желали погибели народа Божия; поразит их меч Господа с судом – по всей правде. От обильной жертвы меч Господа, как бы змей, нещадно пожирающий свою добычу, напитается кровью и наполнится жиром козлов и агнцев (ср. 2Цар.2:26 ). Такова будет жертва Господу в городе Восоре – столице Идумеи и по всей земле Идумейской: народ и его цари будут истребляться без пощады и без счету, как овцы и козлы. Это время суда Господня над притеснителями народа Божия, время воздаяния врагам Сиона за все их зло. 9–10. И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней. (И обратятся дебри его в смолу, и земля его в жупел. И будет земля его горящи яко смола днем и нощию, и не угаснет в вечное время, и взыдет дым её высоце, в роды своя опустеет). Земля Идумейская будет опустошена, разрушена и выжжена: по долинам её потекут смоляные источники и серные потоки, и будут пламенеть и дымиться день и ночь, на веки, и дым этот взойдет к облакам и рассеется в поднебесном пространстве. Идумея погибнет так, как некогда погибли под серным дождем проклятые Богом города Содом и Гоморра (находившиеся в соседней долине Сиддим).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Другое сравнение блеска животных – с лампадами ясно напоминает видение Авраама ( Быт. 15, 17 ) и всего иудейского народа у подножия Синая ( Исх. 20, 18 ). Виденный Иезекиилем образ лампад и огня «ходившего между животными» вполне тожествен с видением Авраама ( Быт. 15, 17 ). Образ молнии, исходившей из огня, сходен с молниями, окружавшими Синай ( Исх. 19, 16 ). На основании чудес, сопровождавших Синайское законодательство, библейские писатели очень часто, для изображения величия Божия, употребляли образ Иеговы, посылающего свои молнии ( 2Цар. 22, 15 . Пс. 17, 17. 76, 19 . Авв. 3, 10 ). Иез.1:14 . И животныя быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. 13 и 14 стихи, по изложению, чрезвычайно сходны с Наум. 2, 4 – блеск от вражеских колесниц (быстро скачущих) как от огня, сверкают как молния (особенно, но сопоставлению с другими образами видения – колесами). Иез.1:15 . И посмотрел я на животных, и вот на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Если описание херувимов в 10 стихе особенно нравится защитникам халдейского происхождения видения Иезекииля, то описание видения в 15-м и след. стихах много помогает защитникам библейского происхождения его. Упоминаемые пророком образы колес в четверичном числе очень сходны с колесами в Соломоновом храме (под медным морем), также бывшими в четверичном числе ( 3Цар. 7, 30–32 ). Кроме того другие пророки сподоблялись Господних видений, в коих были образы колесниц. Напр. пр. Илия был взят на огненной колеснице ( 4Цар. 2, 11–12 ). Пр. Елисей видел множество огненных колесниц ( 4Цар. 6, 17 ). Пророки в своих писаниях нередко употребляли выражение: колесница Божия ( Пс. 67, 18 – по аналогии с колесницей, на которой перевозили на Сион Ковчег Завета; Авв. 3, 7 . Ис. 66, 15 ). Иез.1:16 . Вид колес и устроение их, как вид Фарсиса. Драгоценный фарсисский камень был в нагруднике первосвященника ( Исх. 28, 20 ) и в поэтическом языке означал красоту ( Песн. 5, 14 ). Иез.1:18 . А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех полны были глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И. Штейнберг, обобщая мнение более рационально настроенных комментаторов, настаивает на том, что этот отрывок надо понимать буквально. На предложение Давида сдать город, ему с усмешкой ответили, что Иевус совершенно неприступен и его с легкостью защитят даже слепые и хромые. Издевательский смысл этого ответа настолько оскорбил Давида, что он отдал указание вырезать мужское население Иевуса, не щадя даже калек, то есть тех, кто не способен оказать сопротивление. Именно такое толкование, писал Штейнберг, кажется наиболее реальным, а все прочие выгладят не иначе, как крючкотворством . Такую трактовку этого отрывка на протяжении многих десятилетий предпочитали и многие исследователи Библии, хотя из ее дальнейшего текста явно видно, что у иевусеев в ходе этой войны отнюдь не были перебиты все мужчины. Однако не вызывает сомнений, что битва за Иерусалим оказалась необычайно тяжелой. Чтобы поощрить своих воинов, Давид объявил колоссальную награду тому, кто сам или во главе отряда первым ворвется в крепость — он назначит его главнокомандующим всей армией. Любопытно, что в синодальном переводе “Второй книги Самуила” — во Второй книге Царств — соответствующий оригинальному тексту отрывок вообще отсутствует, а в переводе “Хроникона” звучит так: “И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Йоав, сын Церуйи, и сделался главою” ( 1Пар. 11:6 ). Но каким же именно образом Иоаву удалось проникнуть в неприступный Иевус? Для ответа на этот вопрос не остается ничего другого, как обратиться к более точному по сравнению с синодальным переводу библейского текста. Скажем, к тому же переводу под редакцией Д. Йосифона: “И пошел царь и его люди на Иерушалаим против Йевусеев, жителей той страны; но они сказали Давиду так: ты не войдешь сюда, пока не уберешь слепых и хромых — то есть не войдет Давид сюда. Но взял Давид крепость Сион — это город Давида. И сказал Давид в тот день: всякий, кто побьет Йевусеев и доберется до трубопровода, и до хромых и слепых, ненавистных душе Давида… Оттого и говорят: слепой и хромой не войдут в дом…” ( 2Цар. 5:6-8 ).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Из этого текста становится понятным, что у Давида, если он действительно хотел создать мощное государство с единым территориальным пространством, просто не было иного выхода, как покорить иевусеев и завоевать Иерусалим — без этого нельзя было объединить земли Иуды и Вениамина, да и лучшее место для столицы и в самом деле трудно было придумать. Но вот с самим завоеванием Иерусалима связано немало вопросов и загадок — при всей внешней простоте библейского текста. Вот как звучит рассказ о взятии Иерусалима в синодальном переводе Библии: “И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: “ты не войдешь сюда, тебя отгонят слепые и хромые”, — это значило: “не войдет сюда Давид”. Но Давид взял крепость Сион, это город Давидов. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом Господень. И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым и обстроил кругом от Милло и внутри” ( 2Цар. 5:6-9 ). Уже этот отрывок вызывал многочисленные споры между комментаторами Писания. Ряд из них, в том числе такой авторитет, как Радак, отталкиваясь от мидрашей, утверждали, что эти слова несут в себе потаенный смысл. В древнем Иевусе, по Радаку, было некое языческое капище, жрецы которого посвящали своим богам один из своих органов, либо калечили себя, то есть были инвалидами — “слепыми и хромыми”. При этом они верили, что такое изуверство над своим телом наделяет их сверхчеловеческими способностями. Вот почему, когда Давид направил своих послов к царю Иевуса с предложением сдать город без боя, тот якобы ответил, что Давида отгонят от города “его слепые и хромые”. Когда Давиду передали эти слова, он в гневе дал приказ своим воинам сразу после входа в Иевус разрушить капища и безжалостно убивать всех калек, то есть жрецов, олицетворявших столь ненавистное язычество. С этой точки зрения становится понятной фраза “Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом Господень” — если во многих языческих культах жрецам предписывалось тем или иным образом уродовать себя, то по канонам иудаизма священник, обладающий хоть каким-то физическим дефектом, не имеет права участвовать в храмовой службе — к ней допускались только абсолютно здоровые люди.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010