Примечания: 111. Прав. 1 карф. собора 397 г. 112. Толкование Зонары в Аф. Синт., III,420. Правило 49(60). Да соблюдается древний чин: менее трех епископов, как определено в правилах, да не презнаются довольными для поставления епископа (I всел. 4; VII всел. 3; антиох. 19, 23; лаод. 12; сердик. 6; карф. 13, 15). Из полного текста этого правила, как оно приведено в сербском издании (в переводе с греческого) видно, что в конце IV века в нумидийской церкви соблюдалось правило, предписывающее совершать посвящение (εοο) епископа не иначе, как в присутствии двенадцати епископов Этот вопрос рассматривался на карфагенском соборе 397 г., и так как было найдено, что собрать для посвящения новаго епископа такое число епископов является не всегда возможным, то и решено было, что для этой цели достаточно присутствие трех епископов, вследствие чего и издано было в этом смысле данное правило, принятое в качестве своего отцами карфагенского собора 419 г. Впрочем, следует сравнить толкование 1 правила св. Апостолов. Примечания: 113. Прав. 2 карф. собора 397 г. 114. Этот перевод в русском изложении может быть передан следующим образом: " Сколько епископов должны поставлять епископа. Епископ Оворат и Урбан сказали: поручено нам еще и следующее. Поелику два соседних собрата, епископа из Нумидии, позволили себе поставить одного архиерея, то установите, чтобы епископы поставлялись не иначе, как другими двенадцатью епископами. Аврелий епископ сказал: да хранится старое постановление, чтобы менее трех епископов, как установлено, не было число поставляющих епископа, ибо в Триполи, напр. и в Арзуе варварские народы расположены весьма близко, и кроме того, как знаете, в Триполи всего только пять епископов и возможно, что двое из них часто заняты каким-либо неотложным делом. Притом и трудно, сколько бы их ни было, всем им собраться, тем более, что пользе церкви это и не должно мешать, да и в этой церкви, в которой ваша святыня благоволила собраться, мы часто и почти всякую нелелю имеем хиротонисуемых. Неужели я могу собрать каждый раз двенадцать, или десять, или немного менышее число епископов? Но двух из них соседних легко собрать моему смирению. Поэтому ваша любовь вместе со мною видит, что это (т.е. 12 епископов для посвящения одного) не может быть соблюдаемо " . Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Правило 130(145). Постановлено и сие: когда на состоящих в клире доносители представляют многие обвинения, и одно из них, о котором во первых происходило исследование, не могло быти доказано: после сего, прочие обвинения да не приемлются. (Ап. 74; II всел. 6; IV всел. 9, 21; карф. 8, 19, 30, 128, 129). Данное правило находится в связи с 128 и 129 правилами настоящего собора. - Если кто-либо подаст одновременно несколько жалоб против одного и того же духовного лица, и первая из них, как не имеющая доказательств, будет опровергнута, то, согласно постановлению правила, не должно допустить обвинителя до подачи прочих жалоб. Последнее являлось следствием того, что, по древнему праву, обвинитель давал обычно письменное заявление (), что подвергнется тому самому наказанию, какому должен был бы подпасть обвиняемый, если поданная им жалоба не будет доказана; в таком случае, т.е. в случае неосновательности жалобы, обвинитель считался лишенным чести (ε, infamis) и следовательно не имеющим права подавать на кого бы то ни было жалобы. Если же обвинитель не давал предварительно упомянутого письменного заявления, а жалоба его между тем оказывалась неосновательной, то тогда считался клеветником (υο, calumniator) и ε, следовательно лишенным права подавать жалобы Примечания: 241. Толкование Вальсамона в Аф. Синт., III,599. Правило 131(146). Свидетелей же к свидетельству не приимати тех, от которых положено не приимати доносов: такожде и тех, которых сам доноситель представит из своего дома. Свидетельство имеющего менее четыренадесяти лете возраста да не приемлется (Ап. 75; I всел. 2; II всел. 6; карф. 8, 19, 30, 59, 128-130, 132). Что касается свидетелей против членов клира, то о них упоминается в 75 Апостольском правиле, где говорится, что таковыми не могут быть только еретики, конечно, в делах, не принадлежащих к области гражданского права, так как в последних в качестве свидетелей могут быть допускаемы и еретики, как это видно из 6 правила II вселенского собора, где говорится об обвинителях. Данное карфагенское правило предписывает не принимать в качестве свидетелей против членов клира всех тех лиц, которые лишены права подавать на них жалобы, а таковыми являются все те лица, о которых упоминают 128-130 правила настоящего собора. Ко всему сказанному правило добавляет, что в качестве свидетелей не могут быть приняты те лица, которых обвинитель представит из среды своих домашних и прежде всего из лиц, находящихся с ним в родстве; затем - лица несовершеннолетния, т.е. как говорите правило, не достигшие четырнадцатилетнего возраста. Позднейшим церковно-гражданским законодательством последнее было изменено, чем и должно руководствоваться в настоящее время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

После этого (127) правила в Книге правил находится еще одно правило (142), в котором говорится, что многие епископы жаловались на затруднительность дальнейшего пребывания в Карфагене, вследствие чего на их место были выбраны для собора соответствующие заместители, т.е. возобновляется в главных чертах то, что уже было сказано в предъидущем (141) правиле. Данное правило составленов Книге правил из заключительных слов вступительной речи на следующем заседании настоящего собора, происходившем 30 мая 419 года Примечания: 239. Прав. 19 карф. собора 418 г.; в Кормчей пр.126. В Книге правил изложено сокращенно. Ред 240. Аф. Синт.; III,594-595. Правило 128(143). Положено всеми: поелику в прежних постановлениях соборов есть определения о лицах, от которых не должно приимати доносов на состоящих в клире, но не означено с точностью от каких лиц не должно приимати оных: того ради определяем, яко праведно не приемлется донос от того, кто быв отлучен от общения, еще остается в сем отлучении, клирик ли есть, или мирянин, хотящий доносити. (Ап. 74; II всел. 6; IV всел. 9, 21; карф. 8, 19, 30, 129, 130). В настоящем правиле упоминаются " состоящие в клире " ( - wxot), против которых от известных лиц не должны приниматься жалобы. Среди этих состоящих в клире лиц на первом месте числятся епископы, в силу чего мы можем привести это правило в связь с 8 правилом карфагенского собора, в котором упоминаются только епископы, на которых некоторые лица не имеют права подавать жалоб. В этом последнем правиле (8) воспрещено принимать жалобы на епископов от неблагонравных и опороченных лиц, тогда как в данном (128) правиле последнее воспрещается всем тем, будь то клирики или миряне, которые находятся под наказанием отлучения от церковного общения. В настоящем правиле не сказано, воспрещено ли отлученным вообще подавать какого бы то ни было рода жалобы на состоящих в клире лиц. Между тем последнее определено другим собором, бывшим много раньше карфагенского, а именно-вторым вселенским, И константияополъским первым, который, различая в своем 6 правиле жалобы частного характера от жалоб характера церковного, предписывает относительно первых допустить подавать их на членов клира каждому, не взирая на его веру или общественное положение, потому что, как говорит упомянутое правило, " подобает бо всячески, и совести епископа быти свободною, и объявляющему себя обиженным обрести правосудие, какие бы веры он ни был " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

VIII) Ввиду такого различия между двумя формами восприемничества естественно желать возвращения нашей церковной практики к практике древней церкви, тем более, что этим устранилочь бы немало недоумений и затруднений в действующей практике относительно духовного родства, как препятствия к браку. Ждать целые века, пока изменятся народные воззрения, давшие начало обычаю двувосприемничества, как предлагает проф. Павлов, нет основания. Читатель благоволит оценить по достоинству мнения и доводы той и другой стороны. Не претендуя не только на непогрешимость,но и на особую авторитетность своих мнений, мы тем не менее считаем не излишним представить их на суд компетентной читающей публики. Мы руководимся в своих печатных мнениях уважением к истине и желанием оказать посильную помощь в науке, ожидая конечно подобного же отношения к делу и со стороны других. Что же касается до учения проф. Павлова о форме тайны супружества, то мы уже просили достопочтенного А. С. Павлова извинить нас за то, что по своим обстоятельствам мы не можем в скором времени представить на его суд и вниманию публики своего мнения о нём, и теперь повторяем эту просьбу. В виду горячих и гневливых слов, сказанных по нашему адресу в его ответной брошюре (По поводу некоторых недоумений, стр. 38–40) по поводу нашего обещания сказать своё слово об упомянутом его учении, мы просили бы его быть снисходительным к мнениям других, которые высказываются не из личных видов, а единственно ради лучшего разъяснения дела, и не ставить своим критикам предварительных условий, миеющих в виду как бы заранее набросить тень недоверия на их критические приёмы и охладить их учёные порывы. 17 марта 1892 г. 1 Просим извинения за промедление ответом. Причиной тому – мешкотность собирания справок относительно действующей практики греческой церкви и некоторые другие обстоятельства, не безизвестные автору, которому мы отвечаем. 2 Проф. Павлов ссылается на лексические словари. Но не лучше ли было бы обратиться к каноническим памятникам? В них тот и другой институт имеют каждый особое техническое название; восприемничество называется ναδοχ π το γου βαπτσματος, а гражданское усыновление ­- υοθεσα (Синт.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

И если это клирики, то они должны непременно сохранить свои степени, ибо погрешают не в отношении к вере, а осуждаются за братоненавидение». 221 (И тут о миропомаз. ничего не сказано.). – Матвей правильник: «8 пр. I соб. повелевает, чтобы наватиане, приходящие к кафолической церкви, письменно исповедовали, что они будут точно соблюдать все её догматы... И если согласятся на сие, то состоявшим в клире – повелевает вновь получать свои степени, которые они прежде оставили, будучи пресвитерами, или диаконами». (Синт. сост. 1, стр. 19). – Так же это правило объясняется и в греческой Кормчей – Пидалионе, где читаем: «Собору угодно было, чтобы в случае обращения наватиан к православной церкви, они получили возложение рук и так принимались, и оставались в клире те, т.е., которые были клириками». Под строкой объяснено, что под хиротесией здесь разумеется не хиротония, как может быть, кому-нибудь покажется, а возложение руки епископа или священника на голову обращающихся, совершаемое при обряде принятия кающихся«, (о. Алекс, стр. 10). Но самым авторитетным и неопровержимым доказательством того, что не следует еретиков, принимаемых в их санах, помазывать миром, служит то, что VII вс. соб., руководясь 8 пр. I соб., принял иконоборческих клириков в их санах 3 чином через покаяние, а не через миропомазание. Вот что мы читаем об этом в деяниях VII соб. Сначала было прочитано на соборе 52 апост. пр. о покаянии, по прочтении которого св. Тарасиии сказал: «есть и другое правило (8-е I соб., которое тут же и было прочитано) о том же. 222 По прочтении 8 пр. св. Тарасий сказал: «слово рукоположение может быть здесь сказано просто о благословении, а не о хиротонии». 223 После 8-го прав, было прочитано 3-е пр. III. вс. соб.; потом из I-ro пр. св. Василия вел. было прочитано о приёме св. отцом энкратитских епископов. «Всемерно же да будет установлено, чтобы после их (энкратитов) крещения, приходящие к церкви были помазуемы от верных, и тако приступали к таинствам. Впрочем ведаю, яко братий Зоина, Идия и Саторника, бывших в их обществе мы прияли на кафедру епископскую: почему соединенных с их обществом уже не можем строгим судом отчуждати от церкви, постановив принятием епископов, как бы некое правило общения с ними.».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Кроме того, по извержении отцами собора Максима и избрании на его место Нектария, отцы западного собора, получив об этом извещение, торжественно отказались признать Нектария и обратились с письмом к императору Феодосию, прося его предписать восточным епископам явиться на собор в Рим для решения вопроса о Нектарии и о Максиме " Удобный случай, - замечает по поводу этого Petrus de Marca, - на который с жадностью (avide) набросились западные епископы с Дамасом во главе, чтобы распространить свою власть и на константинопольскую кафедру " По-видимому, Дамас осудил в начале избрание Максима, по крайней мере об этом можно судить из двух писем, отправленных им Асхолию, епископу фессалоникскому; но впоследствии, когда, ему показалось, что этим случаем можно воспользоваться для поднятия авторитета римской кафедры, он опять перешел на сторону Максима и начал защищать его избрание против Нектария. На востоке поступили в то время сообразно требованию тогдашнего положения вещей, и вместо того, чтобы удовлетворить желание папы и помочь ему в достижении его намерений, епископы собрали сами собор и утвердили избрание Нектария, после чего император отправил своих послов в Рим с тем, чтобы сообщить там решение собора, которое бы они благоволили принять к сведению Следствием этого было то, что Дамас и итальянские епископы, хотя и против води, вынуждены были отречься от своих намерений и признать решение собора Примечания: 90. Gregorii presbyteri de vita Gregor. Nazianzeni. Cp. Vita S. Gregorii theologi [Migne, s.g., t.35, col.244-304]. 91. Gregor. Nazianz., Orat.XXVI (al.XXVIII) [Migne, s.g., t.35, col.1228 и далее]. 92. Sozom., Hist. eccl. VII,9 [Migne, s.g., t.67, col.1436-1440]. 93. Философия циников возникла после смерти Сократа. Ее основателем был Антисфен. В начале последователи этой философии назывались по Антисфену - антисфеновцами, но впоследствии за свой образ жизни ( " за наглость, дерзость и бесстыдство " , см. Аф. Синт. II,177) были названы циниками (киниками - от слова , собака).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1313...

3, 6, 18, 19, 20, 32, 60). Мы уже в 25-м Ап. правиле видели, что подлежит извержению из священного чина каждый, от епископа до последнего церковнослужителя, кто вступит в блудные отношения с какою бы то ни было женщиною. Тем большему наказанию должен подвергнуться тот из клира, кто осквернит посвященную Богу жену, Христову невесту, по выражению правила. Под именем жены (υ) правило подразумевает деву (ο), не вступившую в брак, а посвятившую себя, по словам Василия Великого, добровольно Господу, отказавшись от брака и решившись жить в святости (18 прав.; ср. IV Всел. 16). В толковании 44-го правила Карф. Собора, Зонара называет этих женщин ε ου (посвященные девы, virgines sacras) Их посвящал особенным образом подлежащий епископ (карф. 6) и заботился о них, вверяяих благочестивым женщинам, чтобы жили вместе с ними и утверждались в добродетелях; или же их несколько жили вместе в одном доме под руководительством какой-либо, в летах, почтенной женщины, под строгим надзором подлежащего епископа Обряд посвящения этих дев состоял в молитве и благословении, был отличен от хиротесии (εοε) диаконисс, о которых мы говорили в толковании 15-го правила IV Всел. Собора и еще будем говорить и в толкованиях правил 14-го и 40-го этого Трулльского Собора. Тяжесть наказания, которому подвергаются клирики, осквернившие посвященную деву, показывает, что здесь имеется в виду блудодеяние, совершенное не по вине девицы, и следовательно, тут имели место обман или насилие. Это подтверждается текстом правила, которым для девиц не назначается никакого наказания; между тем как очень тяжелые наказания назначаются, если блудодеяние произошло по их вине (Василия Вел. пр. 18, 60). Мирянин, осквернивший посвященную деву, подлежит отлучению от причастия, согласно этому правилу. Эти канонические наказания приняты были и греко-римским гражданским законодательством, так что, по XXIII новелле Юстиниана, подобные преступления наказываются как уголовные дела Примечания: 27. Аф. Синт., III,410. Ср. Chrysostom., Hom.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Примечания: 226. Архим. Иоанн, упом. соч., II,456-458. Правило 67. Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда (Деян.15:29). Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. (Ап. 63; Гангр. 2). О чем говорит это правило, - в главном сказано в 63-м Ап. правиле. А в толковании этого Ап. правила мы уже говорили о главном основании запрещения христианам употреблять в пищу кровь животных; там мы видели и то, какому наказанию подвергаются ослушники этого правила, а именно: духовные лица - извержению, миряне же - отлучению. То же наказание предписывает и это трулльское правило. Некоторые, по словам Вальсамона в толковании этого правила хотя и не употребляли чистой крови, однако приготовляли кушанья с добавлением крови, причем оправдывались, что они соблюдают предписание Св. Писания, ибо не едят просто одну только чистую кровь. Это правило отстраняет такое ошибочное толкование Св. Писания, причем осуждает употребление в пищу крови животных, в каком бы то ни было виде и приготовлении Примечания: 227. Аф. Синт., II,463. 228. Согласно с церковными предписаниями об этом, импер. Лев Философ (886-911) издал одну (58) новеллу, которая предписывает, чтобы подвергались телесным наказаниям и затем ссылаемы были все, которые продавали или ели в каком бы то ни было виде кровь, - подлежащие гражданские начальники, которые не следят за точным исполнением этого предписания, подлежат штрафу в 10 литр золота. Zachariae, Jus gr.-rom., III,152-153. Правило 68. Книги Ветхаго и Новаго завета, такожде святых и признанных наших проповедников и учителей, никому не позволяется повреждати, или изрезывати, или книгопродавцам, или так называемым мироварцам, или иному кому либо предавати для истребления: разве когда от моли, или от воды, или иным образом сделаются неспособными к употреблению. Кто же отныне таковое что либо делающим усмотрен будет: тот да будет отлучен на год. Равным образом таковые книги покупающий, если ни у себя не удержит оных для своей пользы, ни другому не отдаст в благодеяние и для хранения, но оныя повреждати дерзнет: да будет отлучен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Примечания: 45. Толкование Зонары в Аф. Синт., III,359.  Правило 20(29). Аще пресвитеры, или диаконы обвиняемы будут: то, по собрании узаконенного числа из ближних мест избираемых епископов, которых обвиняемые вопросят, то есть, при обвинении на пресвитера шести, а для диакона трех, вместе с сими собственный обвиняемых епископ исследует принесенные на них обвинения, с соблюдением тех же правил, касательно дней и сроков, и изследования, и лиц обвиняющего и обвеняемаго. Дела же по винам прочих клириков един местный епископ да рассмотрит и окончит. (Ап. 14; IV всел. 9; антиох. 4; карф. 12, 15). Как 19 правило содержит постановление относительно обвиняемых епископов, так и настоящее (20) правило содержит подобное же постановление относительно пресвитеров, диаконов и прочих клириков. Чтобы понять постановление этого правила о том, что пресвитера судят 6 епископов, а диакона-3, нужно обратиться к тому, что сказано об этом в толкованиях 12 и 14 правил этого собора. Примечания: 46. Правило 8 иппон. собора 393 г.  Правило 21(30). Заблагоразсуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или с еретиками (IV всел. 4; трул. 72; лаод. 10, 31). Нам уже известно постановление 72 правила трулльского собора, воспрещающее вообще брак православных с еретиками. Если такой брак был заключен раньше, то его надлежало расторгнуть, и он считался недействительным. Основанием такого постановления данное правило указывает то, что разрешение подобного брака было бы равносущно желанию соединить овцу с волком и удел грешника с делом Христовым. Итак, если такой брак воспрещен вообще всякому мирянину, исповедующему православную веру, то тем более он должен быть воспрещен детям духовенства. В этом и состоит постановление этого правила карфагенского (иначе иппонского) собора. Примечания: 47. Прав. 12 иппон. собора 393 г.  Правило 22(31). Епископы и состоящие в клире да не усвоивают ничего тем, кои не суть православные христиане, хотя бы то были сродники: ничего из своих вещай, как речено, да не упрочивают таковым, посредством дара, епископы и состоящие в клире

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Примечания 48. Аф. Синт., IV,132,133. Правило 14. Вземлющий лихву, аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти, может принят быти в священство. (Ап. 44; I всел. 17; трул. 10; лаод. 4; карф. 5; Григория нисск. 6). О том, что никто из духовных лиц не должен заниматься лихоимством и что уличенные в этом должны быть извержены из сана, - об этом говорят многие правила Отсюда, совершенно естественно было не принимать в клир мирян, занимавшихся лихоимством. На вопрос об этом Амфилохия, Василий Великий в настоящем правиле отвечает, что мирянин, промышлявший лихоимством, мог бы быть удостоен священства только в том случае, если бы неправедно полученную, путем лихоимства, прибыль раздал бедным с обещанием, что больше таковым лихоимством никогда не будет заниматься. Примечания 49. См. толкования 44 Ап. и 17 правил I всел. собора в настоящем издании, m.I,113-114,229-230. Правило 15. Дивлюся же, яко ты требуеши от писания буквальныя точности, и думаеши, яко речение перевода есть принужденно, когда он хорошо выражает означаемый им предмет, но не прелагает собственно значения слова еврейскаго. Впрочем не должно без внимания прейти вопрошение, предложенное мужем любознательным. Птицы небесныя и рыбы морския, и при сотворении мира, имели одинаковое происхождение: поелику оба сии роды животных изведены из воды: причина же сему та, яко оба имеют одно и то же свойство. Ибо одне плавают в воде, а другие плавают по воздуху. Посему и упомянуто о них совокупно. Состав же слов псалма не точно соображен в отношении к рыбам, но в отношении ко всем тварям, живущим в водах, совершенно правилен. Ибо человеку покорны птицы небесные и рыбы морские, и не сии токмо, но и все твари, преходящия стези морские. Ибо не все живущее в воде есть рыба, как-то: китообразные животныя, киты, зигены, дельфины, тюлени, еще же кони, псы, пилы, и мечи рыбы, и морские крабы: и естьли угодно, кропивы и гребни, и все черепокожныя, из коих ни едино не есть рыба, все же суть преходящия стези морския. Таким образом три суть рода: птицы небесныя, рыбы морские, и те животныя, обитающия в водах, которыя отличаются от рыб, но такожде преходят стези морския.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1329...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010