Правило 97. Тех, которые, или живя с женою, или иным образом, неразсудительно священныя места обращают в обыкновенныя, и небрежно окрест их обращаются, и с таким расположением в них пребывают, повелеваем изгоняти и от мест, оглашенным предоставленных при святых храмах. Кто же не будет сего соблюдати, аще есть клирик, да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучен. (Ап. 73; Трул. 74, 76, 97). Священными местами (εο οου) это правило называет не только храмы, а и все постройки вокруг храма и между прочим места для оглашенных, " ибо, - замечает Зонара в толковании этого правила, - никто не может быть до того дерзновенным, чтобы стал жить с женою внутри храма " Случалось, во времена этого собора, что некоторые поселялись в постройках, примыкавших к храму, и в местах, предназначенных для оглашенных, причем вели себя худо и допускали много такого, что не приличествует святым местам. Против этой профанации св. мест и издано настоящее правило, предписывающее, чтобы подобные лица изгнаны были из этих мест, причем ослушники этого предписания подвергаются: клирики - низложению, а миряне - отлучению. В этом смысле, и тоже против профанации св. мест, изданы были соответственные предписания и гражданским греко-римским законодательством Примечания: 287. Аф. Синт., II,536. 288. Эти определения приведены в толковании Вальсамона на это правило в Аф. Синт., II,537-538. Правило 98. Жену, иному обрученную, берущий в брачное сожитие, при жизни еще обрученника, да подлежит вине прелюбодеяния. (Анкир. 11; Василия Вел. 22, 69). Обручение (ε, sponsalia) есть взаимное обещание мужчины и женщины друг другу, что вступят в брак Обручение, предписываемое ныне церковью перед венчанием, взято из римского права. Согласно этому праву, обручение совершалось, как только предрешено было заключение брака; однако, для самого брака оно не имело юридического значения, ибо хотя и было вне всякого сомнения, что, после совершенного обручения, брак имеет быть заключен, и хотя обещание было дано обоюдно, перед свидетелями, все же обрученные лица не были еще безусловно обязаны исполнить обещание и обвенчаться, а каждому из них предоставлено было право взять обратно свое обещание и вступить в брак с другим лицом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Никогда не думала, что наши соседи такие интересные люди! Я видела, как одна семья ужинала, как другая смотрела фильм и еще, как зубной врач лечил старую нервную даму. Господин Дюссель, о котором всегда говорили, что он отлично ладит с детьми и вообще любит всех детей, оказался на деле старомодным воспитателем, постоянно читающим лекции о хороших манерах. Поскольку я имею честь делить свою комнатенку с этим глубокоуважаемым господином, и среди трех представителей юного поколения слыву самой невоспитанной, то именно на меня сыплются всевозможные упреки и нотации! Чтобы избегать их, приходится соблюдать обет молчания, как в восточной Индии. Но все было бы ничего, если бы господин не оказался большим ябедой и не адресовал свои доносы маме. Так что мне попадает со всех сторон: сначала от Дюсселя, потом (сносно) от мамы, а если «повезет», то и госпожа Ван Даан призывает меня к ответственности! Поэтому не думай, что приятно быть центром внимания нашей образцовой подпольной семьи. Вечером в постели, когда я думаю о своих многочисленных грехах и сплошных недостатках, я запутываюсь окончательно и уже не знаю: плакать или смеяться. И засыпаю со странными чувствами, что я должна быть иной, чем мне хотелось бы, а то, что мне на самом деле хочется — плохо и неправильно. И что я вообще должна все делать по-другому. О господи, Китти, я тебя окончательно запутала, но перечеркивать написанное не в моих привычках, а выбрасывать бумагу в наши скудные времена не могу себе позволить. Так что советую не читать предыдущий абзац и, во всяком случае, не задумываться над ним. Я и сама его толком не понимаю! Анна   Понедельник, 7 декабря 1942 г. Дорогая Китти! Ханука и праздник Синт Николааса почти совпали в этом году с разницей в один день. Хануку мы особо праздновать не стали, только немного украсили комнату и поставили свечки. Свечей мало, поэтому их зажгли всего на десять минут, но с пением все прошло замечательно. К тому же господин Ван Даан смастерил деревянный подсвечник. А вечер в субботу, день Синт Николааса, был и вовсе чудесным.

http://pravmir.ru/dnevniku-anny-frank-70...

Ханнели, Ханнели, ах, если бы я могла освободить тебя из плена и поделиться с тобой всем, что у меня есть! Но слишком поздно, я не могу ничем помочь тебе и не могу исправить свои ошибки. Но я никогда не забуду тебя и всегда буду за тебя молиться! Анна   Понедельник, 6 декабря 1943 г. Дорогая Китти! По мере приближения дня Синт Николааса, я все чаще вспоминаю нашу замечательную корзину с подарками прошлого года. Было бы очень грустно совсем не отметить праздник в этот раз. Я долго думала, пока мне в голову не пришла забавная идея. Я посоветовалась с Пимом, и за неделю до праздника мы взялись за работу: для каждого нужно было написать стихотворение. Вечером в воскресенье в четверть девятого мы поднялись наверх с большой бельевой корзиной, украшенной фигурками, бантиками и розово-голубой подарочной бумагой. Сверху мы покрыли ее коричневой упаковочной бумагой, к которой прикрепили письмо. Я взяла его и прочитала всем собравшимся наверху, явно удивленным внушительными размерами нашего сюрприза: Синт Николаас к нам с визитом пришел Он наше Убежище не обошел. Увы, но отметить, как в прошлом году Мы праздник не можем на нашу беду. Ведь верили твердо мы в те времена: Свобода нам всем через год суждена. Но праздник забыть невозможно никак, Советуем всем заглянуть в свой башмак! Раздался дружный смех, и каждый вытащил из коробки свой туфель или ботинок, в котором лежало письмецо со стишком. Анна   Среда, 22 декабря 1943 г. Дорогая Китти! Из-за тяжелого гриппа я не могла написать тебе раньше. Болеть здесь ужасно: если нападает кашель, но надо забиться глубоко под одеяло и стараться кашлять как можно тише. Но от этого в горле першит только больше, и тогда тебя пичкают молоком с медом, сахаром или чем-то там еще. Если вспомнить все способы, которыми меня лечили, то голова пойдет кругом: компрессы, влажные и сухие укутывания, теплое питье, полоскания, смазывания, лимонный сок, обязательный постельный режим, и к тому же измерение температуры каждые два часа. Разве можно так вылечиться? А самое ужасное, что Дюссель решил поиграть в доктора и теперь то и дело прикладывает свою напомаженную голову к моей голой груди, чтобы послушать сердце. От его волос щекотно, а главное я стыжусь ужасно, хотя тридцать лет назад он получил официальное звание врача. С какой стати этот субъект ложится на мое сердце? Ведь он не мой возлюбленный! Тем более, если у меня и что-то не так, он это все равно не услышит: он явно туговат на оба уха, и их необходимо прочистить. Но достаточно о болезнях. Теперь я в полном здравии, выросла на сантиметр, поправилась на килограмм и, хоть бледная, но снова жадная до учебы. В доме относительно тихо, никто не ссорится. Такого спокойствия не было уже полгода, и думаю, что долго оно не продлится.

http://pravmir.ru/dnevniku-anny-frank-70...

Данное преступление считается бракоразводной причиной. Если муж узнает, что жена его намеренно умертвила плод в утробе, то он имеет право требовать, чтобы брак с нею был расторгнут. Это предписано было еще императором Юстинианом, а впоследствии повторено специальною новеллою (XXXI) императора Льва Мудрого, которую упоминает Вальсамон в толковании 91 трулльского правила Эта бракоразводная причина имеет силу и ныне в православной церкви. Примечания 27. Толкование Зонары в Аф. Синт. IV,304. 28. Аф. Синт., II,520. Правило 3. Диакон, по приятии диаконства соблудивший, хотя должен извержен быти от диаконства, но, по низведении на место мирян, да не отлучается от приобщения: ибо древнее есть правило, извергаемых от священнаго степени подвергати сему токмо образу наказания, в чем, как мне мнится, древние последовали оному закону: не отмстиши дважды за едино (Наум.1:9). Есть же и другая сему причина: ибо находящиеся в чине мирян, быв извержены от места верных, паки приемлются на место, с которого низпали. А диакон подвергается наказанию извержения, продолжающемуся навсегда. И так они ограничились сим единым наказанием, поелику не возвращается ему диаконство. Тако по уставам. Вообще же истиннейшее врачевание есть удаление от греха, так что отвергший благодать, ради удовольствия плоти, подает нам совершенное доказательство своего исцеления, аще с сокрушением сердца, и со всяким порабощением плоти воздержанию, отступит от удовольствий, которыми совращен был. И так подобает нам и то и другое ведати, и принадлежащее к совершенству покаяния, и принятое в обычай: для недостигающих же совершенства покаяния, последовати преданному уставу. (Ап. 25; трул. 4, 21, 44; IV всел. 15, 16; анкир. 19; карф. 27; Василия Вел. 6, 18, 32, 44, 51, 60, 69, 70). Данным правилом Василий Великий повторяет предписание 25 Ап. правила, по которому духовное лице, уличенное в блудодеяния, должно быть извергнуто, т.е. лишено священного сана, но, однако, не следует его отлучать от церковного единения; в оправдание настоящего предписания он приводит то же место из Св. Писания (Наум.1:9), которое было приведено и в означенном Апостольском правиле. На основании данного правила св. Василия установлена была в православной церкви разница в наказаниях для духовных лиц и мирян, о которой мы уже говорили (m.I, стр.55). Правило 4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1329...

(Ап. 28; Антиох. 4; Карф. 10). Как отлучение, о котором мы говорили в толковании 10-го Ап. правила, лишает церковного общения, так точно и извержение лишает духовное лицо его службы; следовательно, и тот, кто участвует в каком-либо чине, совершаемом кем-нибудь противозаконно, поступает как и тот, кто вступает в церковное общение с отлученным, и потому подлежит и сам тому же наказанию, какому подвергся совершивший данное преступление. В чем состоит извержение из священного сана, мы говорили в толковании 5-го Ап. правила. Под словами " с изверженным от клира молитися " нужно подразумевать прежде всего воспрещение совместного служения с изверженным духовным лицом а затем и воспрещение всякой общей молитвы. По Вальсамону смысл этого правила таков: наказанию должен подвергнуться каждый клирик, который будет молиться где бы то ни было, и с каким бы ни было клириком изверженным, и после извержения решившимся совершать какую-либо священную службу Примечания: 47. Аристин в толковании этого (11) правила (Аф. Синт., II,15). В Кормчей (упом. изд., стр.3): " Аще кто молится, рекше аще служит пресвитер в церкви с пресвитером, его же епископ изверже от сана, да извержен будет и сам " . 48. Толкование этого (11) правила (Аф. Синт., II,15). Правило 12. Аще кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный приятия в клир, отшед, в ином граде принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и приявший и приятый (Ап. 13, 32, 33; IV Всел. 11, 13; Трул. 17; Антиох. 6, 7, 8, 11; Лаод. 41, 42; Сердик. 9; Карф. 23, 106). В этом правиле речь идет прежде всего об отлученных вообще, а затем о таких мирянах, которые недостойны духовного сана. Об отлученных мы уже говорили в толковании 10-го Ап. правила. Относительно мирян, желающих вступить в клир, было предписание божественного права, а именно: таковых надлежало прежде строго испытать, насколько они ревностно будут учить народ (2Тим.2:24; Мк.4:34; Ин. гл.15-17; Деян.1:3) и блюсти учение церкви (1Тим.4:16), вследствие чего поставлялись только те, которые от юности умудрены были в христианской науке (2Тим.3:15; Тит.1:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Правило 4 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, или придверник, с женою Богу посвященною совокупится: да будет извержен из своего чина, яко Христову невесту поругавший; аще мирянин, да будет отлучен от общения церковнаго . ( Ап. 25 ; I Всел. 9 ; IV Всел. 16 ; Трул. 21 , 40 , 44 , 45 ; Анкир. 19 ; Неокес. 9 ; Карф. 6 , 44 ; Василия Вел. 3 , 6 , 18 , 19 , 20 , 32 , 60 ) . Мы уже в 25-м Ап. правиле видели, что подлежит извержению из священного чина каждый, от епископа до последнего церковнослужителя, кто вступит в блудные отношения с какою бы то ни было женщиною. Тем большему наказанию должен подвергнуться тот из клира, кто осквернит посвященную Богу жену, Христову невесту, по выражению правила. Под именем жены ( γυν) правило подразумевает деву ( παρθνος), не вступившую в брак, а посвятившую себя, по словам Василия Великого , добровольно Господу, отказавшись от брака и решившись жить в святости (18 прав.; ср. IV Всел. 16). В толковании 44-го правила Карф. Собора, Зонара называет этих женщин ερς παρθνους (посвященные девы, virgines sacras) 1038 . Их посвящал особенным образом подлежащий епископ (Карф. 6) и заботился о них, вверяя их благочестивым женщинам, чтобы жили вместе с ними и утверждались в добродетелях; или же их несколько жили вместе в одном доме под руководительством какой-либо, в летах, почтенной женщины, под строгим надзором подлежащего епископа 1039 . Обряд посвящения этих дев состоял в молитве и благословении, был отличен от хиротесии ( χειροθεσα) диаконисс, о которых мы говорили в толковании 15-го правила IV Всел. Собора и еще будем говорить и в толкованиях правил 14-го и 40-го этого Трулльского Собора. Тяжесть наказания, которому подвергаются клирики, осквернившие посвященную деву, показывает, что здесь имеется в виду блудодеяние, совершенное не по вине девицы, и следовательно, тут имели место обман или насилие. Это подтверждается текстом правила, которым для девиц не назначается никакого наказания; между тем как очень тяжелые наказания назначаются, если блудодеяние произошло по их вине (Василия Вел. пр. 18, 60). Мирянин, осквернивший посвященную деву, подлежит отлучению от причастия, согласно этому правилу. Эти канонические наказания приняты были и греко-римским гражданским законодательством, так что, по XXIII новелле Юстиниана, подобные преступления наказываются как уголовные дела 1040 . 1038 Аф. Синт., III, 410. Ср. Chrysostom., Hom. 13 in 1 ad Timoth. [Migne s. g., t. 62, col. 563–570]. – Theophylact., in 1Corinth. 7 [Migne, s. g., t. 124, col. 640–656]. Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Аф. Синт., III,173.  Правило 3. Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический. (Ап. 61, 75, 80; I всел. 2, 9; неокес. 9, 10; сердик. 10; двукр. 17; Василия Вел. 89; Григория нисск. 1, 4). См. толкование 2 правила I вселенского собора.  Правило 4. Посвященные не должны давали в рост и взимати лихву, и так называемые имиолии, то есть половинный рост. (Ап. 44; I всел. 17; трул. 10; VII всел. 19; лаод. 4; карф. 5, 16; Василия Вел. 2, 14; Григория неокес. 3; Григория нисск. 6). См. толкование 17 правила I всел. собора.  Правило 5. Избрание в церковные степени не должно быти в присутствии слушающих. (I всел. 4; VII всел. 3; антиох. 19, 23; лаод. 12, 13; сердик. 6; конст. 1; карф. 13, 49, 50). Под словом χειροτονα, употребленном в оригинальном тексте правила, следует, как говорит в толковании данного правила Зонара подразумевать избрание (φφος). О том, что в древнее время это слово часто употреблялось в смысле избрания, мы говорили, на основании слов того же Зонары, в толковании 1 Ап. правила. Итак, согласно правилу, при избрании священных лиц, не должно позволять каждому слушать то, что говорится о различных кандидатах и вообще наблюдать за всем, что там совершается. Под словом κρομενοι, употребленном в правиле и переведенном на латинском языке словом audientes, a в Книге правил " слушающие " , старые латинские канонисты подразумевали кающихся второй степени (κρασις), о которых мы говорили в толковании 11 правила I вселенского собора, а некоторые (Исидор) даже оглашенных (14 правило I всел. собора и толкование) Возможно, что это правило направлено к тому, чтобы выборы священных лиц совершались только полноправными членами церкви, а не такими, которые за свои грехи поставлены в ряды кающихся или которые, как оглашенные (χατηχομενοι), также не были полноправными членами, особенно, если принять во внимание, что слово κρομενοι означало обычно кающихся или оглашенных первого разряда. Однако, если принять в расчет определения 12 и 13 правила этого собора, особенно же постановление 13 правила, запрещающего " сборищу народа " (τοις δχλοις) участвовать в выборе священных лиц, то естественнее предположить, что данным (5) лаодикийским правилом отцы хотели воспретить вообще присутствовать всем без разбора (επ κοιν κροσει) при совершении выборов и не имели в виду ни кающихся, ни тем менее оглашенных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Прежде всего, это непеределанная цитата из книги протоиерея Владислава Цыпина «Церковное право». Никто даже не позаботился проверить правильность текста. Между тем ст. 132 Номоканона говорит о нарушении поста в среду и пятницу. Указание в Номоканоне, которое имеет в виду отец Владислав, идет под номером 102. Оно гласит: « Пресвитер монах врачуяй, или жилу секий, да есть празден священнодейства дний 7». Следует отметить, что в Книге Правил о запрете врачевания для клириков не сказано ничего. Каким образом это указание вошло в Номоканон и по какой причине, Проект не говорит. Позволим себе привести полностью цитату из А.С. Павлова — известного исследователя Номоканона. «Малакс, перенося настоящую статью нашего Номоканона в свой сборник, справедливо выпустил из нея слово monahos u таким образом обратил ее в общее правило о пресвитерах. В такой редакции настоящая статья более соответствует древне-церковным правилам, которыя, как известно, запрещают всем вообще священнослужителям (а не одним только иеромонахам) входить в такие дела и занятия, которыя могли бы отвлекать их от исполнения прямых обязанностей своего звания (Апост, 6, 81; Халк.3; Карф.19 и др.). К числу таких занятий синодальным постановлением патриарха Луки Хрисоверга (XII в.) отнесена и медицинская практика, в которой некоторые духовные лица достигали таких успехов, что делались предводителями врачей ( archiatroi) и вместе с ними участвовали в каких-то публичных процессиях, совершавшихся в особенных костюмах, духовному сану неприличных. Другими соображениями руководился Вальсамон, предлагая Александрийскому патриарху Марку не допускать духовных лиц к занятиям врачебной практикой. «Врачебное искусство, писал он в одном из своих ответов названному патриарху, хотя и определяется учеными, как искусство, доставляющее здоровье, но это не всегда так бывает: ибо обманчивы человеческие домыслы, и диагнозы даже многих (врачей) ненадежны, по одному древнему мудрому изречению. Неужели поэтому клирик, тем более священник и диакон, отступится от уделенного ему служения, безупречного и вернаго, и вдастся в дело обманчивое и сомнительное, а часто даже и опасное?» (Синт. IV, 469-470). Не трудно понять, на какую опасность намекает здесь Вальсамон, предостерегая священнослужителей от занятия медицинскою практикой. И опытный, специально приготовленный к своему делу врач может сделаться невольным виновником смерти своего пациента. Тем более грозит эта опасность священнику, не получившему специального медицинского образования. Даже такая легкая операция, как кровопускание, сделанное неискусною рукою и без надлежащих знаний, может причинить смерть больному и, значит, подвергнуть священника действию церковных правил, лишающих его сана за невольное

http://bogoslov.ru/article/5213182

(Ап. 65; трул. 91; анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 57; Григория нисск. 5). Настоящее правило предписывает епитимью для лиц, которые намеренно убьют кого-либо и в том покаются. Эту епитимью они должны отбывать публично в течение 20 лет, проходя постепенно установленные ступени покаяния, а именно: 4 года на первой ступени, 5 лет на второй, 7 - на третьей, и 4 года на четвертой ступени. Об этих степенях мы говорили в толковании 11 правила I всел. собора (см. m.I, стр.215 и сл.). Подробное описание этих степеней находится и в каноническом Синопсисе а по нему и в Кормчей Примечания 99. Аф. Синт., IV,405. 100. Гл.23 (упом. изд., I,251). См. толкование 11 правила Григория неокесарийского в настоящем издании. Правило 57. Неволею убивший десять лет да не причастится святых таин. Распределение же десяти лет да будет для него следующее: два лета да плачет, три лета да совершит между слушающими, четыре между припадающими, и год да стоит токмо с верными, и потом приимет святое причастие. (Ап. 65; трул. 91; анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56; Григория нисск. 5). В связи с 56 правилом здесь предписывается епитимия для ненамеренных убийц, именно десятилетняя. Правило 58. Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается святых таин. Распределение же на сии пятьнадесять лет для него следующее: четыре лета да будет он плачущим, пять слушающим писания, четыре припадающим, два да стоит с верными без приобщения. (Трул. 87; анкир. 20; Василия Вел. 9, 21, 34, 37, 39, 77; Григория нисск. 4). Что такое прелюбодеяние, - мы говорили в толкованиях нескольких правил, в частности же в толковании 21 правила Василия великого. Лице, повинное в прелюбодеянии, подлежит пятнадцатилетней епитимии. Правило 59. Блудник седмь лет да не причастится святых таин: два лета да плачет, два да слушает, два да припадает, и едино лето да стоит токмо с верными, в осмое допущен будет до святаго причастия. (Василия Вел. 4, 21, 22, 26, 79, 80). Настоящим правилом предписывается семилетняя епитимия для блудников. Правило 60.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1331...

По этой причине вторую половину правила следует перевести так: «Если им (епископам и клирикам) нечто перейдёт от дарения или по наследству родства, то нечто из того да дастся (церкви), что согласно его намерению, но если это вопреки намерению потребует назад, то сие недостойно церковной чести и рассматривается он как нечестивец». Таким образом, нет никакого сомнения, что правило ограничивает свободу распоряжения имуществом, которое епископ получает путём дарения или завещания после хиротонии и обязывает его некую часть этого имущества дать церкви 10 . Если 32-е правило Карфагенского собора, признавая право епископа свободно распоряжаться своим имуществом, вводит здесь единственное ограничение, обязывая оставить нечто из имущества, законно полученного после хиротонии, церкви, 22 и 81 правила того же собора вводит новое ограничение — запрет оставлять нечто неправославным наследникам. «Епископы и состоящие в клире да не усваивают ничего тем, кои не суть православные христиане, хотя бы то были сродники», — гласит предисловие 22 правила. Само же оно говорит, что «ничего из своих вещей, как речено, да не упрочивают таковым, посредством дара, епископы и состоящие в клире». 11 Зонара и Вальсамон в толковании этого правила приводят множество определений из Василик об ограничении и даже ликвидации активных и пассивных наследственных прав еретиков и иноверцев (Аф. Синт. III, 364–366). Поскольку все эти законы изданы много позже, то это правило и не говорит о епископах или о членах Церкви вообще, то и толкования ничего не дают для его понимания. Следует обратить внимание на то, что само правило, строго говоря, не имеет непосредственного отношения к нашему вопросу, ибо оно не говорит о передаче имущества mortis causa его inter vivos. Запрет на передачу епископского имущества mortis causa находим в 81 (92) правиле Карфагенского собора. Первая половина правила говорит об оставлении епископского имущества еретикам и иноверцам путём завещания, вторая говорит об оставлении им имущества без завещания.

http://azbyka.ru/nasledstvo-episkopa-v-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010