Совершенно практичным и уместным является вопрос, поставленный Вальсамоном в толковании этих правил: нужно ли исключать, сообразно древнему закону, из священного сана того, кто по вступлении в священство сделался глух или слеп, или получил какую-либо другую телесную немощь, препятствующую ему совершать священную службу? и тут же отвечает: ни в каком случае, потому что немилосердно ( " υ) и явно противоречит Апостольским намерениям осуждать и считать недостойным того человека, который именно и заслуживает сострадания по своей немощи. Поэтому многие архиереи, иереи и диаконы, лишившиеся зрения или подвергшиеся какой-либо неизлечимой болезни, препятствующей им совершать службу, не исключались до конца своей жизни из священного сана. Таковым не вверялось новое управление ( ), но сохранялось за ними то, что принадлежало им до их болезни Примечания: 216. Аф. Синт., II,101. Ср. того же Вальсамона 26 кан. ответ на вопросы Марка, патриарха Александрийского, где есть ссылка и на 77-е Ап. правило (Аф. Синт., IV,467-468). Правило 79. Аще кто демона имеет: да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир. (Трул. 60; Тимофея Алекс. 2, 3, 4, 14). Основанием для этого правила, как говорит Вальсамон в своем толковании, послужило то, что " одержимый демоном (οоεο) лишен разума и воли, и поэтому правило воспрещает и сопричислять такового к клиру и молиться ему с верными, дабы, делая что-либо злое и непристойное и испуская демонские крики, не привел в смущение Божий народ и не воспрепятствовал церковному славословию. Если же таковой придет в себя и будет найден достойным, то его можно принять в клир. Хотя 3-е правило Александрийского патриарха Тимофея и говорит о необходимости причастить верного, даже и одержимого демоном, но оно не противоречит настоящему (79) правилу, так как в первом речь идет о бесноватом, сознающем в часы здравого рассудка тайну божественных освящений (), тогда как в 79-м Ап. правиле говорится о человеке, непрестанно одержимом демоном " . Впрочем, это Апостольское правило может касаться и тех бесноватых, на которых находят иногда минуты просветления, - последние также " не должны быть принимаемы в клир, дабы во время беснования их не было поругано священство и не произнесено было хулы на Бога " Предписания этого правила касаются, между прочим, и лиц, подверженных хронической падучей болезни, вследствие того, что, как указал Вальсамон, они могут подвергнуть порицанию священство и произнести хулу на Бога или подвергнуть опасности святыню, если болезнь застигнет их в часы совершения св. литургии

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

2 Некоторые (но не все) из этих правил вошли в нашу славянскую Кормчую (упом. изд., II, гл.5). Ред. 10 См. по этому вопросу 62 канонический ответ Вальсамона александрийскому патриарху Марку в Аф. Синт., IIV,494, а также статью А.С. Павлова : «Могут ли незаконнорожденные быть поставлены на священнослужительские места?» (Церк. Ведомости, 1889, стр.226 и сл). 16 Издатели Пидалиона присовокупляют, что монахиням разрешено входить в алтарь только в их монастырях, причем ссылаются на 69-е трулльское правило, которое, впрочем, имеет мало отношения к данному вопросу. 19 Аф. Синт., IV,431 β’ (Текст евангельский воспроизводится в данном правиле не с буквальною точностью). 27 Правила Никифора Исповедника (†818). Никифор сделался патриархом константинопольским в 806 году и управлял церковию до 815 года, когда был низвержен с кафедры иконоборческим императором Львом Армянином за то, что хотел остаться верным определениям VII всел. собора, и в заточении умер. Некоторые из многих его сочинений имеют значение для церковного права. Нам известны: а) о первых (6) вселенских соборах, б) канонические предписания о разных предметах, в) правила, извлеченные из его типика, и г) правила, извлеченные из церковных постановлений, которые он вместе с другими святыми отцами издал. Из всех правил Никифора Властарь собрал 37 главных, которые вошли в Пидалион, а по другой рукописи 38 вошло в Афинскую Синтагму. Прибавлено в том и другом сборнике еще 7 правил, затем в Афинской Синтагме еще 9 из общих церковных постановлений Никифора, и 17 канонических вопросов и ответов из одного его канонического послания. В Кормчую (57 гл.) вошли 23 правила, собранные Властарем. 28 Предлагаемый русский перевод заимствуется из издания с.-петербургской дух. академии «Творения преподобнаго Феодора Студита в русском переводе» (СПб. 1908), m.II, стр.622–627, с некоторыми, указанными в подстрочных примечаниях, незначительными изменениями применительно к тексту Аф. Синтагмы. Ред. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Что же, однако, у Гефеле находим? “И,•Дионисий, как и Исидор севильский, переводят слово ξαρχον словом primatem, причем и папа Николай I под этим термином подразумевал папу.” Так значится во 2 немецком издании Conciliengeschichte von Hefele Ш, 515). Как видно, папа тут, по мнению бискупа роттенбургского, далеко неповинен в своем превратном толковании правила, так как, в конце концов, он следует тут переводу Дионисия и Исидора севильского, которые на 200 лет ранее жили и слыли каноническими авторитетами на западе, и — только. Однако, во французском переводе первого немецкого издания того же самого своего труда Гефеле со всем иначе говорит. Тут не упоминается об авторитетах Дионисия и Исидора, которым папа следует, а просто говорится, что папа истолковал это правило по своему, и так как ему тогда, в споре с Фотием, было это выгодно, то истолковал его так, как впоследствии Биний, о котором мы уже упоминали. Во французском издании это место, которое мы выше по 2 немецкому изданию цитовали, гласит: “Туриан, Биний и др. истолковали это правило способом, не выдерживающим критики, раз они доказывают, что под выражением exarque du diocese следует понимать папу. Впрочем, и папа Николай истолковал было в таком смысле это правило (Histoire des Conciles. Paris, 1870, III, 110). Откуда такая разница в столь щекотливом месте между первым и вторым изданиями сочинения Γ ефеле, мы теперь не будем исследовать, хотя резко бросаются в глаза как это, так и многие другие подобные места, различно приводимые в том и другом издании. Если Гефеле не находил уместным подчеркивать в своем первом издании доказательства папы, будто одно и то же — множественное и единственное число, то совершенно естественно, конечно, что он еще менее будет об этом говорить во втором издании. 865 Толкование этого правила в Аф. Синт., II, 241. 866 Подобное распоряжение издано было и гражданским законодательством. Juetinian. Nov. III,c. 2. 867 Аф.Синт., II, 245. 868 Ср Zhishman, Die Synoden etc., S. 85, 869 Толкование этого правила в Аф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

Примечания: 75. См. Номоканон в XIV титулах, X,5 (Аф. Синт., I,239-241). 76. Толкование этого правила в Аф. Синт., III,388. 77. Obsecro te, пишет блаж. Иероним Непоциану (ер.52), et repetens ite-rum iterumque monebo, ne officium clericatus genus antlquae militiae putes: id est, ne lucra saeculi in Christi queras militia, пе plus habeas, quam quando clericus coepisti Negotiatorem clericum, et ex inope divitem, ex ignobili gloriosum, quasi quamdam pestem fuge. Правило 33(42). Определено такожде, чтобы пресвитеры, без соизволения своих епископов, не продавали вещей церкви, в которой посвящены. Равно и епископам не позволительно продавали церковные земли, без ведома собора или своих пресвитеров. Того ради, кроме нужды, и епископу не позволительно расточати вещи, находящиеся в церковной описи. (Ап. 38, 39, 41; IV всел. 25, 26; трул. 35; VII всел. 11, 12; анкир. 15; гангр. 7, 8; антиох. 24, 25; карф. 26; двукр.7; Феофила алекс. 10; Кирилла алекс. 2). Это правило в главном является дополнением 26 правила даннаго собора. Как ни один епископ не может продавать церковного имущества без согласия надлежащего епископского собора, так точно ни один пресвитер не может продать ничего из принадлежащего той церкви, в которой он служит, без согласия подлежащего епархиального епископа. Говоря об епископе, правило напоминает, что он не должен отчуждать церковное имущество, кроме крайней нужды ( ο ), следовательно, в случае нужды, он может это сделать. Относительно этого нужно различать движимые имущества от недвижимых. Эти последние епископ никогда не может отчуждать без ведома епископского собора или, по крайней мере, без своего пресвитерского совета; если же крайняянужда заставляет его поступить так ради неотложной церковной надобности, то в таком случае он должен основательно доказать это собору, чтобы получить одобрение последнего на то, что им было сделано. Если же дело касается движимого имущества, то для такого случая имеет значение постановление 41 Апостолъскаго правила, дающее епископу власть, в случае необходимости, продавать его, не заявляяоб этом собору и не выслушивая по этому поводу мнения своего пресвитерского совета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Освобождение детей из-под родительской власти ( ο, emancipatio) и предоставление им самостоятельности (полноправности, υεοου, sui juris) принадлежало к области гражданского права и совершалось законным актом (actus legitimus) надлежащего суда. Подобная эмансипация могла наступить по достижении сыном более или менее зрелого возраста, но часто случалось, как это бывает и теперь, что получившие свободу не умели разумно пользоваться своим полноправным положением, так что свобода служила им часто только во вред. Об этом постановлении гражданского права и напоминают карфагенские отцы епископам и остальным членам клира, рекомендуя им не предоставлять своим детям свободы до тех пор, пока последние не приобретут полной выдержки и не сумеют вести себя сообразно своему положению. Ответственность, которую правило налагает на родителей за грехи их детей, нужно отнести к суду Божьему и духовному наказанию, потому что, как говорит Вальсамон, за грехи своих детей, совершены ли они под властью родительской, или вне этой власти, родители не могут быть ни обвинены, ни наказаны, так как, по словам закона, грехи идут за головой ( ε о, peccata caput sequuntur) Это правило важно еще и потому, что показывает, как заботится церковная власть не только о самих духовных лицах, но и об их детях и вообще о всех родственниках (ср. 36 карфаг. прав. и др.). Примечания: 80. Прав. 13 иппонского собора 393 г. 81. Риснта, Cursus der Institutionen, III,159. Cp. также Алф. Синтагму M. Властаря, Т.4 (Аф. Синт., VI,456). 82. Толкование этого правила в Аф. Синт., III,398. Правило 36(45). Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами (Ап. 58, 80; трул. 19; сердик. 11; карф. 121, 123). Смысл этого правила вполне ясен. Если духовное лицо прежде всего должно быть учителем веры и заботиться не только о том, чтобы утвердить каждого в православной вере, но и распространит эту веру везде, где только есть возможность, то какую уверенность можно иметь в том, что эту святую обязанность исполнит то лицо, которое, желая вступить в священный сан и имея кого-либо из родных, не исповедующего православной веры, не будет способно обратить такового к истине? Основываясь на этом, правило воспрещает принимать в клир имеющего из своих родных кого-либо, не исповедующего православной веры

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

В XII-XIII вв. местная знать играла важную роль в общеевроп. движении крестоносцев (см. Крестовые походы ): гр. Роберт II Фландрский (1093-1111) был одним из предводителей 1-го крестового похода, гр. Дирк VI Голландский совершил паломничество на Св. землю (1138-1139), его преемник Флорис III с сыном Вильгельмом и гр. Оттон Гелдернский участвовали в 3-м крестовом походе в составе войск Фридриха I Барбароссы (1189-1190), гр. Балдуин IX Фландрский (см. Балдуин I ), один из активных участников 4-го крестового похода, стал 1-м правителем Латинской империи (1204). В XIII в. на территории Н. действовали ордены крестоносцев (госпитальеры (см. Мальтийский орден ), тамплиеры , рыцари Тевтонского ордена ). Иисус Христос благословляет святых Серватия и Петра. Богоматерь с Младенцем во славе. Рельеф в базилике св. Серватия в Маастрихте. XII в. Иисус Христос благословляет святых Серватия и Петра. Богоматерь с Младенцем во славе. Рельеф в базилике св. Серватия в Маастрихте. XII в. Реформаторское монашеское движение получило распространение в Н. относительно поздно. В 1165 г. было основано 1-е на территории совр. Н. цистерцианское аббатство Кларкамп (совр. пров. Фрисландия). В юж. части Исторических Н. старейшим цистерцианским аббатством было Тен-Дёйнен, основанное в 1107 г. (по др. данным - в 1139) на территории еп-ства Теруан. Ок. 1100 г. радикальные идеи духовной реформы высказывал еретик Танхельм Антверпенский, бродячий проповедник, к-рый считал совершаемые нечестивыми священниками таинства недействительными и отрицал необходимость уплаты десятины. В XIII в. были основаны обители премонстрантов Дронген и цистерцианцев Тер-Дуст в еп-стве Турне, 3 мон-ря премонстрантов (Нинове, Гримберген и Синт-Михилсабдей) и мон-рь цистерцианцев (Синт-Бернард) в еп-стве Камбре. В Льежском еп-стве, самом большом из всех еп-ств Н., возникло 6 мон-рей премонстрантов (Флорен, Хейлиссем, Парк-ле-Дам, Авербоде, Тонгерло, Постел) и 2 обители цистерцианцев (Виллер-ла-Виль и Оне). На севере к нач. XIV в. важнейшими центрами цистерцианцев и премонстрантов были аббатства Мидделбург, Адюард и Блумхоф. С 30-х гг. XIII в. в Н. начали проповедническую деятельность нищенствующие ордены .

http://pravenc.ru/text/2565200.html

После победы в 689 г. Пипина II Геристальского над фризами франки закрепились на Н. Рейне. Дальнейшее распространение христианства на север Н. связано с еп-ством Траект, основанным «апостолом фризов» св. Виллибрордом : в 695 г. он получил от папы Римского Сергия I паллий архиепископа фризов, Пипин II определил местом пребывания нового епископа Траект, где был основан мон-рь, ставший центром еп-ства и миссии. После смерти Пипина в 714 г. фризы под предводительством кор. Радбода ненадолго вернули себе власть над регионом и вынудили Виллиброрда удалиться в мон-рь Эхтернах (ныне в Люксембурге), однако уже в 719 г. Карл Мартелл изгнал Радбода и восстановил контроль франков над Центр. Фрисландией, а в 734 г. подчинил земли до р. Лаубах (совр. Лауэрс). Важным центром был Новиомаг, одна из королевских резиденций. В 718/9 г. еп. Губерт перенес кафедру из Моза-Траекта в Леодий (ныне Льеж, Бельгия). Распространение христианства в Вост. Фрисландии во 2-й пол. VIII в. сопровождалось вооруженными конфликтами между франками и фризами. В 754 г. во Фрисландии в мест. Доккум (совр. Доккюм) на р. Борн претерпел мученическую смерть от язычников «апостол Германии» св. Бонифаций , Полностью территория совр. Н. вошла в состав франк. державы при Карле Великом в ходе т. н. Саксонских войн (772-804). Среди первых христ. миссионеров больше всего известно об англосаксе св. Лебуине и особенно о фризе св. Лиудгере , проповедовавших в Девентере и Вост. Фрисландии. При Каролингах оформилась церковная иерархия на территории Н., которая была разделена между 8 еп-ствами: Теруан, Аррас, Турне, Камбре и Льеж на юге (ныне на территории Франции и Бельгии); Утрехт (на територии Н.), Мюнстер и Оснабрюк (ныне на территории Германии) на севере. Крупнейшим церковным центром региона был Кёльн , в 794/5 г. получивший статус архиеп-ства. Помимо этого при Каролингах значительное влияние во Фрисландии сохраняли архиепископы Майнца и аббаты Фульды. Некоторые земли на востоке Фрисландии подчинялись еп-ствам Бремен (основано в 787) и Гамбург (основано в 834). Важнейшими монастырями, оказывавшими влияние на развитие региона, были бенедиктинские аббатства Сен-Бертен, Сен-Ва, Маршьен, Сент-Аман, Лоб, Фосс, Ставло-Мальмеди, Алденайк, Синт-Питерсабдей и Синт-Бафсабдей в Генте и др. Территория Н. при Каролингах стала опорным пунктом для христ. миссионеров, направлявшихся на восток - в Сев. Германию и Скандинавию.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Восстановлению хозяйства и выходу из экономического кризиса после второй мировой войны во многом способствовали средства, полученные Н. по плану Маршалла (в 1948-1952 - ок. 1 млрд долл.). В послевоенный период Н. укрепили свою роль «ворот» Европы, став важнейшим пунктом перевалки и переработки нефти и нефтепродуктов, газа, металлов и т. д. В стране постоянно совершенствовалась транспортная инфраструктура, основой к-рой является порт Роттердам. В 1958 г. в Н. начались работы по воплощению в жизнь грандиозного гидропроекта «Дельта», к-рый должен был обезопасить Зеландию от наводнений с помощью системы дамб и шлюзов (работы завершились в 1997). Во 2-й пол. XX в. Н. значительно увеличили свою территорию путем создания польдеров. В 1986 г. на осушенных землях зал. Зёйдерзе создана новая провинция страны - Флеволанд. В нач. XXI в. Н., достигнув значительных экономических успехов, занимают лидирующие позиции в мире по объему ВВП, экспорта, инвестиций в зарубежные страны. В послевоенный период произошел распад нидерланд. колониальной империи. В 1949 г., после неудавшейся попытки силой удержать под своей властью Индонезию, Н. предоставили ей независимость. В 1954 г. в соответствии с новым Статутом Королевства Нидерландов Суринам и Нидерландские Антильские о-ва стали его равноправными частями. В 1963 г. Индонезии было передано управление Зап. Нов. Гвинеей (Зап. Ирианом). В 1975 г. Суринам получил независимость, а в 1986 г. о-в Аруба - самоуправление в составе Королевства Н. В результате конституционной реформы 10 окт. 2010 г. самоуправление в рамках Королевства Н. получили также острова Кюрасао и Синт-Мартен (Сен-Мартен), а острова Бонайре, Саба и Синт-Эстатиус стали специальными муниципальными образованиями. Гос. строй Н. в послевоенный период не претерпел изменений. В стране сохраняется конституционная монархия. В 1948 г. Вильгельмина отреклась от престола в пользу единственной дочери Юлианы, последняя в 1980 г. уступила престол старшей дочери Беатрикс, а та в янв. 2013 г. объявила об отречении в пользу сына Вильгельма Александра, вступившего на престол 30 апр. 2013 г.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Особенно важно в этом правиле последнее предписание, а именно, чтобы в одном городе не было двух епископов ( ε ο οο , ne in civitate duo sint episcopi). Такое предписание основывается на том значении епископа для своей церкви, о котором мы говорили в толковании нескольких Ап. правил. Римский епископ Корнилий (251-253), по поводу того же новатианского раскола, когда пресвитер Новатиан (к которому в Риме присоединился и карфагенский пресвитер Новат) был поставлен раскольниками епископом, писал Киприану: Nec enim ignoramus unum Deum esse, unum Christum esse Dominum, quem confessi sumus, unum Spiritum sanctum, unum episcopum in catholica ecclesia esse debere Узнав о совершенной в Риме незаконной хиротонии над Новатианом, карфагенский епископ Киприан резко осуждает в одном из своих посланий такое деяние и приводит общий закон церкви: " когда в каком-либо месте поставлен епископ и поставление его признано всеми остальными епископами и народом, то ни под каким видом не должно поставлять другого епископа на то же место " Весьма легко может быть, что этот случай с Новатианом в Риме дал повод Никейским отцам при издании правила о новатианах (кафарах) напомнить, между прочим, и об этом основном законе, предписывающем, что в одном месте (а по нашей теперешней канонической терминологии - в одной епархии) может быть только один епископ с настоящей, правильной епископской юрисдикцией, а отнюдь не два. Примечания: 84. Этого Новата называют римским пресвитером даже некоторые из новейших писателей, а в древнее время его считали таковым все без исключения. Вальсамон в толковании этого правила говорит: Этот Новат был пресвитером " римской церкви, как повествует об этом Евсевий Памфил " (Аф. Синт., II,134). Действительно, Евсевий говорит так (Hist. eccl. VI,43) [Migne, s.g., t.20, col.616-629]. То же утверждает и Сократ (Hist. eccl. IV,28) [Migne, s.g., t.67, col.537-541], и Епифаний (Haer.LIX) [Migne, s.g., t.41, col.1017-1037], и Зонара (Аф. Синт., II,134), и другие, считающие Новата пресвитером римской церкви и основателем новатианского раскола.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1312...

Примечания 107. Аф. Синт., IV,228. 108. Аф. Синт., IV,229-230. Ср. мое " Црквено казнено правое, стр.487, прим.3. Правило 71. Прикосновенный к которому либо из вышереченных грехов, и не исповедавший, но обличенный, да будет под епитимиею столько же времени, на сколько подвергается епитимии делатель зла. Настоящее правило является завершением предшествующих правил (51-70) о разных грехах, упоминаемых в этих правилах, и всякого, кто знает о содеянных кем-либо грехах и не хочет сообщить об этом епископу, а скрывает и потворствует грешнику, правило подвергает тому же самому наказанию, какому подвергаются лица, соделавшие данный грех. Настоящее правило содержит очень важное определение общего уголовного права. За перечисленные в предшествующих правилах преступления виновники подвергаются установленным наказаниям; но тем же самым наказаниям подвергаются также и прикосновенные к этим преступлениям, или, по выражению 25 правила анкирского собора, " совиновные " . Учение о соучастии () в преступлении развито в римском праве, и это учение нашло свое выражение в настоящем правиле. Соучастником, в общем смысле, считается всякий, кто сознательно содействует и помогает главному виновнику в совершении уголовного преступления. Соучастие может быть двоякого рода: непосредственное, когда известное лице одобряет и активно помогает преступнику осуществить свое преступное намерение, и посредственное или интеллектуальное, когда кто-либо сознательно подстрекает известное лице совершить уголовное преступление. К соучастию относится и то, когда кто-либо содействует преступнику деяниями, находящимися в связи с преступным делом с целью более легкого совершения оного, сокрытия или и освобождения преступника от наказания. В соучастии виновны и лица, укрывающие того или другого виновника преступления и не доносящие об этом подлежащей власти, лишь бы только скрыть виновника от наказания Примечания 109. См. об этом в моем соч. " Црквено казнено право " , стр.84-88 и 454. Правило 72. Предавший себя волхвователям, или неким подобным, да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1331...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010