" В связи с волнующими православную паству вопросами введения индивидуальных налоговых номеров (ИНН), считаем необходимым взять всем во внимание Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года как основной ответ на них и приложить наши практические разъяснения в нижеследующем виде: 1. Вопрос и дело уплаты налогов целиком надо отнести к области гражданской и политической. 2. Согласно Конституции каждый гражданин, независимо от положения или религиозных убеждений, должен платить налоги, о чем и говорит слово Божие: Воздадите кесарю кесарево, а Божие Богови. 3. Форма платы налога является лишь внешним административным учетом и механизмом, и не более, и направлена на повышение нашей дисциплины как налогоплательщиков. 4. На сегодня вопрос принятия ИНН не является вопросом вероисповедальным, а лишь формой исполнения гражданского долга. 5. Механически, обманным путем невозможно лишить веры христианина, охраняемого свыше. 6. Считать разрастающийся страх перед цифрами, совпадающими будто с апокалипсическими, излишним и чуждым православному человеку. Согласно учения Церкви, должно более бояться Бога, чем внешних предписаний, регулирующих нашу земную жизнь " ”. VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 года Итоговый документ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в связи с дискуссией в церковных и общественных кругах по проблеме введения индивидуальных номеров налогоплательщиков (ИНН), 19-20 февраля 2001 г. в Троице-Сергиевой лавре состоялось расширенное заседание Синодальной Богословской комиссии с участием архиереев, представляющих Православные Церкви четырех стран: России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместников и духовников ставропигиальных монастырей, представителей государственных органов, консультантов и экспертов. В ходе работы Комиссии состоялся взаимно уважительный и плодотворный диалог между представителями Церкви и представителями государственных органов — Государственной Думы и Министерства по налогам и сборам. В процессе диалога были прояснены вопросы, связанные с порядком налогового учета граждан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

443 В первом издании греческого Добротолюбия помещены только 14 глав (и лишь они фигурируют как в славянском, так и в феофановском Добротолюбии), а остальные главы 15–83 появились только во 2-м афинском изд. 1893, т.2, с.412–55 (3-е афинское издание 1963, т.4, с.299–367), куда они были внесены редактором второго издания Панайотом А. Велатием, который счел главы Каллиста Ангеликуда принадлежащими патриарху Каллисту. 446 См. русский перевод еп. Феофана, т.5. М., 1900, репринт 1992, с.305 сл.: §2 Каллиста Ангеликуда имеет соответствия в гл.45–46 Ксанфопулов; §3 – 47–49; §4 – 51, 53–54, 56–58; §5 – 59–63, 77–79, 83–85, 100. Подробнее см. у Кутсы, с.356–7 с примеч.327 (там же соображения, что вторична именно сотница Ксанфопулов, а не наоборот). 447 1-е венецианское изд. 1782 г., с. 1103–7; 2-е афинское изд. 1893, т.2, с.456–9, 3-е изд. 1961, т.4, с.368–72. PG 147, 817–25. Рус. пер. см. в т.5, с.429 сл. указ. изд. перевода еп. Феофана. Ныне этот текст (22 слово «Исихастского утешения») имеется в критическом издании Кутсы (с.518–29). Неиспользованной осталась рукопись Московской Синодальной библиотеки (ГИМ, см. каталог архим. Владимира, т.1. М., 1894, с.645; имеется также дополнительное описание с уточнениями: Фонкич Б.Л. , Поляков Ф.Б. Греческие рукописи Синодальной библиотеки. М., 1993). 449 Kατ το καθ» λλνων λεγομνου βιβλου Θωμ Лατνου. Издано: Е.Пαπαδοπολου Kαλλστου «Aγγελικοδη. Kατ Θωμ Aκιντου. Eσαγωγ, κεμενον κριτικον, πμνημα κα πνακες. »Aθναι,, 1970 и подробный разбор сочинения в книге того же ученого: Е.Пαπαδοπολου. Eυνντησις ρθοδξου κα σχολαστικς θεολογας (ν προσπω Кαλλστου «Aγγελικοδη κα Θωμ Aκιντου). (»Aναλκτα Bλατδων, 4). Θεσσ., 1970. 450 Заметим, однако, что ссылок на произведения Паламы в творениях Каллиста почти нет. Объясняется это, скорее всего, тем, что Каллист писал до или сразу вскоре после канонизации фессалоникийского святителя, а потому творения Паламы еще не были распространены в достаточном количестве копий. 451 Ранее из «Исихастского утешения» были изданы в составе «Добротолюбия», как уже сказано выше, слово 22 «О безмолвнической жизни» и слово 29 в виде 15 главы в серии глав под именем Каллиста патриарха («О том, что названный рай есть образ внутреннего человека»). Помимо исследования Кутсы, есть еще неопубликованная диссертация: Ashiotis Comment le Saint-Esprit agit dans les croyants. Un traite inedit de Callistos Angelikoudes. These presentee en vue de íobtention de la License en theologie. Soutenue le 21 juin 1983. Institut de theologie orthodoxe Saint-Serge. P., 1983 (издание и перевод одного из 30 слов – «Как Св. Дух действует в верных»; копия диссертации есть в библиотеке СПб. Духовной Академии).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Приложение к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. Царская семья и Г. Е. Распутин Отношения царской семьи к Г. Е. Распутину нельзя рассматривать вне контекста исторической, психологической и религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале XX столетия, феномен Распутина, о котором говорят многие исследователи, едва ли можно понять вне исторического фона тогдашней России. Как бы отрицательно ни относиться к личности самого Распутина, мы не должны ни на минуту забывать, что его личность в полной мере могла раскрыться в условиях жизни российского общества накануне катастрофы 1917 года. Действительно, личность Распутина является во многом типологическим выражением духовного состояния определенной части общества начала XX века: «Не случайно в высшем обществе увлекались Распутиным, - пишет в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков), - там была соответствующая почва для этого. А потому не в нем одном, даже скажу, не столько в нем, сколько в общей атмосфере лежали причины увлечения им. И это характерно для предреволюционного безвременья. Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая личная душевная трагедия. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых» (2, 138). Как же могло случиться, что столь одиозная фигура как Распутин могла оказывать значительное влияние на царскую семью и на российскую государственно-политическую жизнь его времени? Одним из объяснений распутинского феномена является так называемое «старчество» Распутина. Вот что об этом пишет бывший товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Н. Д. Жевахов: «Когда на горизонте Петербурга показался Распутин, которого народная молва назвала «старцем», приехавшим из далекой Сибири, где он якобы прославился высокою подвижническою жизнью, то общество дрогнуло и неудержимым потоком устремилось к нему. Им заинтересовались и простолюдин, и верующие представители высшего общества, монахи, миряне, епископы и члены Государственного Совета, государственные и общественные деятели, объединенные между собою столько же общим религиозным настроением, сколько, может быть, и общими нравственными страданиями и невзгодами.

http://sedmitza.ru/lib/text/429739/

Из нынешних скаутов может вырасти целое «сословие активных миссионеров», считает иеромонах Дмитрий (Першин) 18 октября 2008 г. 13:26 Проблемы и перспективы развития современного скаутского движения в России стояли в центре внимания на очередном семинаре из цикла «Цельность человека: путь ученичества», посвященном осмыслению наследия митрополита Сурожского Антония. 14 октября в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» выступил сотрудник Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата иеромонах Дмитрий (Першин). Опираясь на текст митрополита Антония «Без записок», один из инициаторов возрождения скаутского движения в России сделал доклад «Проблемы современной христианской педагогики в свете педагогического опыты митрополита Антония». Как напомнил о. Дмитрий, скаутское движение появилось в России в 1909 г.; к 1917 г. оно объединяло уже 50 тыс. молодых людей, которые в первые советские годы были объявлены «врагами» и репрессированы. Возрождение скаутского движения в нашей стране относится к 1991 г. Сейчас самой активной скаутской организацией является «Братство православных следопытов» (БПС), созданное на базе Синодального молодежного отдела. Через лагеря БПС за эти годы прошло несколько тысяч детей, причем в обучающей программе лагерей могут участвовать не только православные дети, но и верующие других исповеданий, и считающие себя неверующими, подчеркнул докладчик. Являясь миссионерскими, эти открытые лагеря не ставят цель непременно добиться крещения или воцерковления участников. По словам о. Дмитрия, лагерь уже принесет свои плоды, если подростки примут сознательное решение «не быть фашистом, наркоманом, не уйти в секту, не посвящать себя изучению порнографических сайтов и т.д.». «А дальше — надо оставить место для действия Бога, для свободного выбора человека», — отметил выступавший. Нельзя не вспомнить, что эти слова не раз звучали в проповедях митрополита Антония. Священник напомнил, что будущий сурожский владыка обрел веру как раз в одном из скаутских лагерей русской эмиграции во Франции, «вопреки педагогике о. Сергия Булгакова и благодаря скаутскому методу».

http://patriarchia.ru/db/text/476274.htm...

Электронная версия сборника была направлена в региональные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения и учреждения, подведомственные Минздраву, письмом заместителя министра здравоохранения России Олега Салагая. Печатную версию сборника разослал Синодальный отдел по благотворительности. Отдел отправил экземпляры сборника в епархии и семинарии на территории России, Синодальную библиотеку Московского Патриархата , в учреждения, подведомственные Минздраву (медицинские вузы, НИИ и больницы федерального подчинения), в региональные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, в Российскую книжную палату, в Институт Европы Российской академии наук. Также Синодальный отдел по благотворительности планирует направить сборник в федеральные вузы, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации. Международная конференция «Духовная помощь больничных священников (капелланов) в медучреждениях: право, психология, организация» привлекла внимание к проблеме допуска священников в больницы. По ее итогам Минздрав России разработал рекомендации по установлению порядка посещения священнослужителями пациентов больниц. Материалы сборника могут быть использованы в целях реализации данных рекомендаций. Сборник докладов «Мировой опыт служения больничных капелланов: право, психология, организация» в формате PDF, epub, fb2 и mobi можно скачать на сайте Синодального отдела по благотворительности. Сборник докладов издан при поддержке Минздрава России и Совета при Правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере. Духовная помощь пациентам медучреждений — одно из ведущих направлений социального служения Русской Православной Церкви. В Церкви издаются пособия, проводятся обучающие семинары для священников, организована пастырская помощь в период коронавируса. Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви»  и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам»  и в группе Синодального отдела по благотворительности в  VK ,  ОК ,  Viber , на  Уоитиве-канале . Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в  Яндекс.Кью .

http://patriarchia.ru/db/text/6020353.ht...

Решением Синода БПЦ от 26 июня 2014 г. (журнал 28) образован Синодальный информационный отдел. Решением Синода БПЦ от 1 декабря 2015 г. ( журнал 63 ) учреждена «Религиозная миссия " БЛАГО " Белорусской Православной Церкви», на которую возложены обязанности по централизованному обеспечению канонических подразделений Белорусской Православной Церкви предметами религиозного назначения и религиозной литературой. Решением Синода БПЦ от 24 марта 2016 г. ( журнал 12 ) образован Синодальный центр сектоведения имени преподобного Иосифа Волоцкого Белорусской Православной Церкви. Решением Синода БПЦ от 16 августа 2016 г. (журнал 34) образован Синодальный отдел по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Решением Синода БПЦ от 13 декабря 2016 г. ( журнал 56 ) Совет по семейным ценностям при Синоде Белорусской Православной Церкви преобразован в Синодальную комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Решением Синода БПЦ от 20 апреля 2021 г. ( журнал 33 ) комиссия переименована в Синодальный отдел по вопросам семьи, защиты материнства и детства Белорусской Православной Церкви. Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 25 августа 2020 г. ( журнал 46 ) освободил митрополита Павла от должности Патриаршего экзарха всея Беларуси, с выражением благодарности за понесенные труды, и назначил митрополитом Минским и Заславским, Патриаршим экзархом всея Беларуси  епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина . Решением Синода БПЦ от 8 июня 2021 г. ( журнал 49 ) образована Синодальная историческая комиссия Белорусской Православной Церкви. Решением Синода БПЦ от 7 сентября 2021 г. ( журнал 80 ) учреждена система библиотек Белорусской Православной Церкви на основе единого организационно-управленческого центра — Координационного совета по библиотечной деятельности при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации Белорусского экзархата. Решением Синода БПЦ от 14 апреля 2022 г. ( журнал 24 ) образована Синодальная богослужебная комиссия Белорусской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244517...

При этом сроки действия принятых решений в синодальных грамотах Дионисия IV нигде не оговариваются. В этой связи попытки В. Ченцовой установить такие сроки (с. 131–132) путем привязки их к условным причинам, вызвавшим процедуру переподчинения Киевской митрополии (войны, дальность расстояния), представляются крайне демагогичными. В данном случае не стоит пытаться выдавать причины, послужившие для переподчинения митрополии, за условие о сроках действия изданного решения, потому что это совершенно разные вещи. В любом случае, переподчинение Киевской митрополии Московскому патриарху в 1685–1686 гг. состоялось вовсе не на одних лишь условиях грамот Дионисия IV, а преимущественно на основании законных прав царской власти вмешиваться в дела церковного устроения. Грамоты же царей содержат вполне ясные определения о подчинении Киевской епархии «навеки» Московскому патриарху, ее подлинному исконному кириарху.   Некоторые другие замечания О титуле экзарха.Священник М. Желтов сделал одно важное наблюдение в своем исследовании, недооцененное его оппонентами. Он обратил внимание на то, что титулы «экзархов» бывают разными по своему значению . В одних случаях термин «экзарх» явно используется для обозначения уполномоченного представителя Константинопольского патриарха и звучит как «экзарх Константинопольского престола», в других – употребляется в качестве обозначения того или иного архиерея как предстоятеля принадлежащей ему церковной области (например, «экзарх всея России», «экзарх Галича и Малой России») . «Титул» Гедеона «экзарх всея России», дважды приведенный в грамотах Дионисия IV, таким образом вовсе не тождественен тому важному титулу «экзарха Константинопольского престола», который присваивался в свое время Петру (Могиле) и его преемникам (вплоть до Иосифа Нелюбовича-Тукальского), по-видимому, ради многочисленных ставропигиальных учреждений на территории Киевской митрополии: названный титул обязывал представителей ставропигий считаться с властью Киевского архиерея, являвшегося по совместительству (как «экзарх») и особым представителем патриарха. Это, несомненно, делалось для укрепления повсеместной власти Киевского митрополита относительно всех без исключения церковных структур в митрополии.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Трижды, в сентябре 2002, 2003, и в 2004 г. г. Отдел по делам молодежи совместно с Правительством г. Москвы проводил Фестиваль молодежи и студентов «Обретенное поколение». В его работе приняли участие не только представители студенческой молодежи епархий Российской Федерации, но и посланцы Украины, Беларуси. В день торжественного открытия Фестиваля, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий вручает премию Отдела и Правительства Москвы «Обретенное поколение» за успехи в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. Премии удостаиваются епархиальные отделы, общественные организации, отдельные подвижники православного молодежного служения. В общей сложности уже названо 30 лауреатов премии. 5. Организация информационно-издательской деятельности. Информационно-издательская деятельность является одним из основных условий успешной деятельности Синодального Отдела по делам молодежи. Информационно - издательская деятельность осуществляется в следующих направлениях: - организация эффективного обмена информацией в области православного молодежного служения между епархиями Русской Православной Церкви и Синодальным Отделом по делам молодежи, между Отделом и общественными и государственными институтами вовлеченными в работу с молодежью; - создание электронных ресурсов православного молодежного служения в сети ИНТЕРНЕТ; - осуществление издательских проектов Отдела, направленных на информационное и методическое обеспечение работы с молодежью; - участие в осуществлении издательских проектов других структур и Отделов Русской Православной Церкви; - участие в осуществлении издательских проектов государственных и общественных организаций заинтересованных в духовно-нравственном воспитании молодежи. Осуществленные мероприятия: - Подготовлено издание выпусков 1-5 журнала «Сретение». Журнал адресован тем, кто осуществляет свое служение в работе с детьми и молодежью. - Выпущен Вестник Отдела по делам молодежи Московского Патриархата 1-4, журнал «Следопыт» 1,2 , журнал «Ортодокс»

http://sedmitza.ru/lib/text/429562/

В ведении Обер-Прокурора, кроме учреждений при Св. Синоде, состоят прокуроры Синодальных Контор и секретари Духовных Консисторий, через которые он следит за исполнением законных постановлений по духовному ведомству. Чиновникам синодального и епархиального управления он собств. властью назначает пособия и пенсии; определяет на должность чиновников дух. ведомства (до 5 класса включительно), и увольняет. Кроме Обер-Секретарей и Секретарей Св. Синода, а также Секретарей Консистории; о них он дает предложения Св. Синоду. Обер-Прокурор назначается и увольняется Высочайшим Именным указом на имя Правительствующего Сената. По делам своей службы он ответственен только перед Государем. В ряду высших государственных чиновников он приравнен к Министрам. В помощь Обер-Прокурору дан (с 1865 г.) Товарищ Обер-Прокурора, с правами и обязанностями Товарищей Министров. В присутствии Св. Синода тот или другой заседают за особым столом. Управления и Канцелярии До учреждения Св. Синода при патриархах существовали разные приказы, посредством которых патриархи управляли делами как всей русской Церкви, так, в частности, и делами своей собственной епархии (Московской). В них сидели, главным образом, патриаршие бояре, с дьяками и подьячими и решали дела, докладывая патриарху. Так, при Патриархе Филарете были учреждены приказы: После учреждения Св. Синода эти приказы частью были закрыты, частью слились с вновь образовавшимися синодальными учреждениями, в которых также происходили различные изменения. В настоящее время при Св. Синоде существуют следующие подчиненные ему учреждения: Синодальные Конторы До учреждения Св. Синода при патриархах существовали разные приказы, посредством которых патриархи управляли делами как всей русской Церкви, так, в частности, и делами своей собственной епархии (Московской). В них сидели, главным образом, патриаршие бояре, с дьяками и подьячими и решали дела, докладывая патриарху. Так, при Патриархе Филарете были учреждены приказы: После учреждения Св. Синода эти приказы частью были закрыты, частью слились с вновь образовавшимися синодальными учреждениями, в которых также происходили различные изменения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Николаевским («Хр. Чт». — 1879 г.) и вновь изучен проф. А. Я. Шпаковым (Одесса, 1912). Архивные источники находятся: 1) больше всего в Московском Архиве Мин.Ин. Дел. Это так наз. «греческие статейные списки» бывш. Посольского Приказа. Затем следуют: 2) Сборник московской синодальной (бывш. патриаршей) библиотеки (выписки из дел бывш. Патриаршего Приказа). 3) Сборник документов в Соловецкой рукописи (Библиотеки Казанской Духовн. Академии). Из иностранных и иноязычных (греч.) источников, кроме писем современных восточных иерархов (п. Uepeмuu II, п. Мелетия Пига), рассеянных в разных русских изданиях, особенно примечательны два мемуарных источника, вышедших из-под пера двух епископов греков, спутников в Москву патр. Иеремии и соучастников в учреждении русского патриаршества: а) Мемуары Иерофея, митрополита Монемвасийского. Издание в прилож. к Κ. ΣθАς. ВιоγρАψικоν σχεδАσμА Пερ τоυ Пχоυ Ιερεμоυ В Εν АθνАις. 1870. и б) Мемуары Арсения митр. Элласонского. Напечатано с русс. переводом проф. А. А. Дмитриевским в «Труд. Киевской Дух. Академии», 1898—99 гг. И еще того же Арсения описание поставления патриарха Иова в нелепой стихотворной форме (напечат. там же в «Тр. К. Д. Ак».) Мемуары особенно ценны вскрытием закулисных подробностей. В официальных актах, как всегда, много условной фальши. Эта серия документов восполняется давно изданными, так называемыми: а) «Уставными Грамотами об учреждении патриаршества (напечат. в «Собрании Государственных Грамот и Договоров» т. II); б) «Уложенной Грамотой Московского Собора 1589 г». (напечатанной в Никоновской Кормчей 1653 г. и в «Жезле Правления»); в) «Соборной Грамотой Восточных патриархов 8. V. 1590г». (Ibidem и, кроме того, в нов. изд. Regel «Analecma Byzanmino-Russica» СПБ. 1891 г.); г) Постановление КПльского собора 1593 г. о месте русского патриарха (в славянском переводе изд. в «Скрижали» 1656 г. и в русском переводе в «Тр. Киев. Духовной Академии» 1865 г., октябрь). Идея патриаршества органически выросла из всей истории русской митрополии московского периода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010