Е. был сторонником постепенного введения в церковную практику кирилло-мефодиевского перевода, восходящего, по его мнению, к Лукиановской редакции Септуагинты. Он считал, что синодальным определением 1769 г. об использовании в качестве паремийных чтений текста Елизаветинской Библии «...русская церковная власть окончательно похоронила исконный церковный текст» (Там же. С. 18). Восстановить древнюю паремийную редакцию Е. пытался, когда работал в возглавляемой архиеп. Сергием (Страгородским) Комиссии по исправлению богослужебных книг (1907-1917). Однако Синод этой идеи не поддержал. Во время работы Поместного Собора 1917-1918 гг. Е. прочитал на заседании Комиссии по научному изданию слав. Библии доклад «Творческие силы Библии», в результате чего комиссия обратилась к Собору с просьбой, во-первых, издать определение об обязательном домашнем чтении Библии, а во-вторых, начать подготовительную работу для исправления слав. и рус. библейского текста и решения вопроса о возвращении к кирилло-мефодиевской редакции Библии. Одновременно Е. направил Собору брошюру «Собор и Библия», в к-рой предложил программу общецерковных мероприятий по изучению и популяризации Библии: «Нашей церковной власти по отношению к Библии нужно решить три основных задачи: первая - элементарная: распространение Библии среди русского народа в возможно более широкой степени; вторая - определение объема или состава славянской и русской Библии и третья - пересмотр текстов или переводов Библии» (Там же. С. 30). На основе этих обращений Собором был создан Библейский отдел, подготовивший проект определения «Об основных положениях Библейского совета при Высшем церковном управлении». Среди прочего этот орган должен был заниматься пересмотром и исправлением библейского текста. Однако Собор не успел утвердить этот проект. Арх.: Архив РАН (СПб.). Ф. 109. Соч.: Лукиановская рецензия LXX в слав. переводе//ХЧ. 1894. 5/6. С. 471-486; Книга прор. Исайи в древнеслав. переводе. СПб., 1897. Ч. 1: Слав. перевод Книги прор. Исайи по рукописям XII-XV вв.; Ч.

http://pravenc.ru/text/187398.html

Принципиально важно, что применение принципа икономии к раскольникам возможно только при соблюдении другого древнего принципа, согласно которому канонические прещения может отменить только тот субъект церковной власти, который наложил эти прещения. 5-е правило I Вселенского Собора определяет, что «о тех, которых епископы, по каждой епархии, удалили от общения церковнаго, принадлежат ли они к клиру, или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила, которым постановлено, чтобы отлученные одними не были приемлемы другими» (см. также 32-е Апостольское правило, 6-е правило Антиохийского Собора). При этом, согласно 2-му правилу VI Вселенского Собора, утвердившего соответствующие постановления Карфагенского Собора, отлученный Собором своей Церкви не имеет права подавать апелляцию на суд Патриарха любой другой Церкви. Таким образом вопрос о снятии прещений с раскольников и принятии их в сущем сане может быть положительно решен либо той Церковью , которая эти прещения наложила, либо Вселенским Собором, но при обязательном участии и учете позиции Поместной Церкви, непосредственно пострадавшей от деятельности раскольников. Характерным примером является прецедент применения икономии к епископам-мелитианам, учинившим раскол в Поместной Александрийской Церкви. Рассмотрением этого случая занимался I Вселенский Собор. Однако решение Собора было вынесено при непосредственном участии и учете позиции епископа Александрийского Александра, который, как зафиксировано в соборных деяниях, «был главным деятелем и участником во всем, что происходило на Соборе». В новейшей истории подобным образом было положено начало исцелению раскола в Болгарской Православной Церкви на Всеправославном Соборе в Софии в 1998 году, который по икономии принял в сущем сане раскольнических иерархов после того, как последние принесли покаяние и воссоединились со своим законным Предстоятелем Патриархом Болгарским Максимом. Таким образом, одностороннее решение Константинопольского Патриархата о принятии в сущем сане украинских раскольников не может быть признано законным, даже исходя из принципа икономии, поскольку не были выполнены два важнейших условия его применения: покаяние раскольников и их примирение с Церковью , от единства с которой они отпали и которая наложила на них прещения.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/komm...

Чем больше бы нам удалось вложить в документ золотников библейской мудрости и церковного Предания, тем лучше, потому что знакомство с текстом имело бы воспитательное и просветительское значение. В проекте документа говорится, что в соответствии «с русской традицией» можно венчать людей разных конфессий при условии, что дети будут воспитаны в Православии. На практике бывает так: когда православная девушка выходит замуж за протестанта и католика, то даже если дети крещены в Православии, мужская сторона, как правило, духовно доминирует. Трудно, очень трудно взрастить в детях семя православной веры в условиях инославного окружения и иноязычной среды. Мне помнится, как на вопрос о возможности соединения узами супружества с инославным лицом отвечал Святейший Патриарх Алексий I: «Одно дело, когда православное и инославное лица уже давно соединили свои судьбы. Совсем другое, когда речь идет о православных девушке или юноше, которые сегодня решают, можно им или нельзя свою жизнь сопрягать с лицом инославного исповедания. В последнем случае уместно привести себе на память каноны Церкви о супружестве», – говорил святитель. Когда к нам в XVIII столетии хлынули иностранцы и появились целые слободы обрусевших немцев и голландцев, Петр насильственно и неканонично заставил церковную власть разрешить такие браки. Мне кажется, что если мы ныне будем ссылаться на практику XVIII–XIX веков, то в сознании молодых людей утвердится мысль, что в этом положении вещей нет ничего предосудительного, ведь так говорит церковный документ о браке, священноначалие одобряет, считая это нормой. Таким образом наша паства будет духовно дезориентирована. Да, здесь упоминается практика Синодального периода. Но она представляет собой отступление от канонов Церкви. Вместо того чтобы на стартовой площадке православным жениху или невесте приложить усилия для обретения духовного единомыслия и свою будущую половину ненасильственно, но используя талант слова и веры, привести к Православию, мы сразу сдаем позиции и обрекаем себя на компромисс, чреватый в большинстве случаев негативными последствиями.

http://pravmir.ru/protoierey-artemiy-vla...

6. Место наречения и хиротонии игумена Иоанна (Руденко) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О чем и послать соответствующий указ. 7. К вопросу о создании митрополии на территории Республики Коми вернуться во благовремении. Журнал 7 Имели суждение: О назначении викарного архиерея в Новгородскую епархию. Постановили: 1. Викарием Новгородской епархии с титулом «Юрьевский» избрать иеромонаха Арсения (Перевалова), клирика Новгородской епархии. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Арсения (Перевалова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О чем и послать соответствующий указ. Журнал 8 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». Постановили: 1. Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 24 марта 2016 года 1-16). 2. В соответствии с ходатайством Синода Белорусского Экзархата (журнал 13) вывести из состава Синодальной библейско-богословской комиссии и Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия в связи с освобождением его от должности ректора Минской духовной семинарии и высокой занятостью на других общецерковных послушаниях. Журнал 9 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, о состоявшихся заседаниях Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси».

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве прошла богословско-практическая конференция «Проект нового православного катихизиса» 26.10.2017 447 Время на чтение 3 минуты По благословению Архиерейского Собора, проходившего 2-3 февраля 2016 года, а также Синодальной библейско-богословской комиссии, проводится широкое общецерковное обсуждение последней версии проекта нового православного Катихизиса, сообщили РНЛ организаторы. Как учат нас святые отцы, общая молитва и общая дискуссия помогают православным достигать Истины, то есть приближаться к Господу нашему Иисусу Христу. 8 октября в зале «Петровский» гостиницы «Националь» прошло научное собрание по обсуждению проекта нового православного катихизиса. Конференция вызвала немалый интерес. Зал, вмещающий около 200 человек, был полон. С докладами и в прениях выступили : игумен Кирилл (Сахаров), протоиерей Константин Буфеев, протоиерей Анатолий Чибрик, протоиерей Всеволод Чаплин, дьякон Илья Маслов, дьякон Евгений Моргун, Василий Бойко-Великий , Владимир Осипов , Вячеслав Балакин, Владимир Семенко, Борис Галенин, Дмитрий Анин, Максим Козлов-Шульженко, Светлана Шестакова, Александр Порожняков и др. По итогам конференции была принята следующая резолюция: 1. Признать, что новый катихизис Русской Православной Церкви не нужен. Достаточно катихизиса святителя Филарета (Дроздова), а также других вероучительных текстов, таких, как «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина, учебник «Закон Божий» протоиерея Сергия Слободского и др. Настоятельно рекомендовать вернуться к изучению в духовных семинариях катихизиса святителя Филарета Московского, а также других православных катихизисов, составленных ранее. 2. Документ, который сейчас называется «Проект нового катихизиса», своему назначению не отвечает и может представлять собой лишь некое справочное пособие по догматике и современному состоянию Церкви. В этом качестве его можно использовать после учета замечаний, принятых научным собранием. 3. Утвердить замечания к проекту нового православного катихизиса (справочного пособия по догматике).

http://ruskline.ru/politnews/2017/oktyab...

Затверджено склад центру з розвитку науки в 17 червня 2021 р. 21:21 17 июня 2021 года участники  заседания  Священного Синода заслушали доклад председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона о необходимости актуализации состава коллегии Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви ( журнал 45 ). Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 года ( журнал 156 ) при Синодальной библейско-богословской комиссии был образован Координационный центр по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви. Руководителем центра Синод определил быть по должности председателю Синодальной библейско-богословской комиссии, функции секретариата центра возложены на секретариат Синодальной библейско-богословской комиссии. В задачи центра входят координация, стратегическое планирование и аналитическая деятельность в сфере богословской науки. Члены Синода постановили утвердить следующий состав коллегии Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви: Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5821348...

Обновлен состав Синодальной Богословской комиссии 28 июля 2009 г. 11:30 На заседании Священного Синода, проходившем 27 июля в Киеве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, был заслушан доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии , об обновлении состава Синодальной Богословской комиссии ( журнал 63 ). Священный Синод утвердил обновленный состав Синодальной Богословской комиссии, в который вошли: Священный Синод, констатировав отсутствие деятельности Патриаршей и Синодальной Библейской комиссии , постановил упразднить данный орган. Решением Синода круг вопросов, относившихся к компетенции Библейской комиссии, включен в сферу ответственности Синодальной Богословской комиссии, которая в связи с этим переименована в Синодальную Библейско-богословскую комиссию ( журнал 73 ). Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/705351.htm...

Архив Пн Состоялось заседание президиума Синодальной библейско-богословской комиссии 15 апреля 2011 г. 17:57 15 апреля 2011 года в Отделе внешних церковных связей Московской Патриархата состоялось заседание Президиума Синодальной библейско-богословской комиссии . Работу Президиума возглавил председатель ОВЦС, заместитель председателя комиссии митрополит Волоколамский Иларион , сообщает служба коммуникации ОВЦС . Во исполнение решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года (см. п. 30 Определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» ) Президиум комиссии рассмотрел и утвердил предложения по созданию общецерковного научно-исследовательского института богословия и библеистики, развитию инфраструктуры научной деятельности в Церкви и осуществлению взаимодействия и диалога Церкви со светской наукой. Соответствующие документы будут представлены на рассмотрение Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1453560.ht...

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия 7 июня 2016 г. 09:02 6 июня 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени равноапостольных Кирилла и Мефодия под председательством митрополита Волоколамского Илариона состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам богословия. В заседании приняли участие: епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусского экзархата ; епископ Зарайский Константин , ректор Коломенской духовной семинарии; архимандрит Сергий (Акимов) , ректор Минской духовной академии ; протоиерей Андрей Новиков, клирик г. Москвы; протоиерей Олег Мумриков, преподаватель Московской духовной академии ; М.С. Иванов, заслуженный профессор, проректор по учебной работе Московской духовной академии; В.Н. Катасонов, заведующий кафедрой философии ОЦАД; А.И. Кырлежев, научный сотрудник секретариата Синодальной библейско-богословской комиссии ; Л.В. Литвинова, заведующая редакцией богословия Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» ; А.М. Малер, председатель интеллектуального клуба «Катехон» при Институте философии Российской академии наук; П.Ю. Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; А.В. Шишков, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии. Члены Комиссии единогласно утвердили проект документа «Вера и естественные науки» и обсудили первый проект документа «Богословское осмысление проблем биоэтики». Комиссия также приступила к разработке темы «Учение Церкви о чуде», сформировав рабочую группу по подготовке соответствующего документа. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4489970.ht...

Исайя 9:6—7 БЫЛО 6 Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира . 7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века . Ревность Господа Саваофа соделает это . СТАЛО 6 Ибо у нас родился младенец, мальчик дарован нам! На его плечи возложена власть, и имя дано ему: Готовящий Чудеса, Могучий Бог, Вечный Отец, Владыка Благоденствия . 7 Крепкой власти его и благоденствию не будет конца: он утвердит и упрочит престол и царство Давида справедливостью и праведностью, отныне — и вовеки. Ярость Господа Воинств сделает так! М.С.: Если учесть, что в России общее число людей, которые могли бы работать над комментариями, — максимум человек десять, то очевидно, что при постановке задачи написать подробный филологический комментарий, где объяснялись бы действительно все возможные варианты, дело завершилось бы в лучшем случае в следующем поколении. С одной стороны, это, может быть, и не так страшно. Скажем, знаменитая серия англоязычных библейских комментариев «Anchor Bible Commentary» началась в 1960 году и к настоящему моменту, 50 лет спустя, все еще не закончена. Но в России ощущается потребность не столько в комментариях, сколько просто в тексте, который можно было бы читать более осмысленно, чем существующий синодальный перевод. Я думаю, что это две разные задачи, которые могут решаться параллельно. БГ: Безусловно, это разные задачи, но Яков говорит о том, что перевод без комментария невозможен в первую очередь для самого переводчика. Книга Екклесиаста 12:1—8 БЫЛО 1 И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них! » 2 доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем . 3 В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно ;

http://pravmir.ru/bez-kommentariev/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010