Сочинения Дионисия Ареопагита никем не упоминаются до 532 г., что совершенно невероятно для сборника такого значения. 2. В трактате DN (IV 12:11), адресованном Тимофею, цитируется послание св. Игнатия Богоносца (Rom. VII 2), написанное после смерти Тимофея. 3. EH VI предполагает правильную организацию монашеской жизни, к-рая возникла только в IV в. 4. Наличие в «А.» литургических элементов, к-рые не могли быть засвидетельствованы в I в., как, напр., введение Символа веры в Литургию верных (EH III 3. 7:24-25). 5. Наличие халкидонской терминологии. 6. Совпадения с сочинениями неоплатоников, в первую очередь Прокла (ум. 485) (С. Лилла, И. П. Шелдон-Уильямс, Е. Корсини, А. Д. Саффре). Последние 2 пункта имеют принципиальное значение, т. к. богословская и философская терминология отражает ряд основных тем «А.», к-рые находятся в определенной преемственности со сложившейся предшествующей традицией (см. подробный перечень тем в: Lilla. 1994. P. 732). Время написания «А.» устанавливалось Й. Штигльмайром (1895) на основе следующих соображений: сборник появился после Халкид. Собора (451), после включения Символа веры в Литургию верных Петром Гнафевсом , Патриархом Антиохийским (476), и после Энотикона имп. Зинона Исавра (482) и не позже цитирующих его авторов Севира Антиохийского (до 528) и Андрея Кесарийского . В совр. лит-ре прослеживается тенденция критического отношения к любому terminus post quem, так что единственным реальным хронологическим ориентиром остается близость «А.» по времени к первому цитирующему его автору ( Rorem, Lamoraux. P. 9-10). В многочисленных исследованиях, посвященных «А.», делались попытки идентифицировать его автора с разными церковными деятелями или представителями философской мысли со II по VI в., а именно с учителем Плотина и Оригена Аммонием Саккасом (E. Elorduy, 1944), исп. Дионисием I Великим , Патриархом Александрийским (III в.) (К. Скворцов, 1871; Μητρ. Αθεναγρας, 1932), неким учеником свт. Василия Великого (C. Pera, 1936), Аполлинарием (младшим) Лаодикийским (Cave, 1720), Синесием Киренским (S.

http://pravenc.ru/text/ Ареопагитик ...

Нила Кавасилы, который в то время был митрополитом Фессалоник. Тем не менее Григора активно критиковал паламитов и императора (особенно в своих письмах), за что его заключили под домашний арест в монастыре Хора. Когда в 1354 г. Константинополь захватил Иоанн V Палеолог, заточение Григоры закончилось. В 1355 г. император Иоанн Палеолог устроил публичную дискуссию между Григорой и свт. Григорием Паламой в присутствии папского легата Павла, еп. Смирнского, ход которой был записан и дошел до нас в изложении византийского чиновника Факрасиса. Григора дал собственное изложение этого диспута в 30-й и 31-й книгах своей «Ромейской истории»; на это изложение свт. Григорий написал два опровержения, и еще одно опровержение написал св. Николай Кавасила . В 1355/56 г. Григора опубликовал «Второй антирритик» против Паламы, на который тот написал два опровержения. Когда Григора умер, то, если можно верить его почитателю Иоанну Кипариссиоту, враги Григоры влачили его тело по улицам Константинополя. Григора был выдающимся ученым своего времени. Он делал астрономические расчеты пасхалии и предлагал реформу юлианского календаря в духе будущего григорианского; император Андроник II хотел принять эту реформу, но не решился. Григора написал два сочинения об астролябии, дописал 14 – 15 главы к 3-й книге «Гармонии» Птолемея (за что подвергся критике от Варлаама). Снискали популярность комментарии Григоры к трактату «О сновидениях» Синесия Киренского, в которых, кроме вопросов толкования сновидений, идет речь о теории музыки; это сочинение является также важным источником по теории и практике магии в античный и византийский периоды. Известно также пристрастие Григоры к герметическому корпусу и «Халдейским оракулам» (высмеивание в этом отношении Григоры св. Николаем Кавасилой см. в его «Слове против нелепостей Григоры»). Кроме прочего Григора написал фундаментальный труд «Ромейская история» (состоит из 37 книг); одна часть труда посвящена истории Византии и охватывает период с 1204 ПО 1339 г., другая часть (кн.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Ввести К. в философский кружок Ипатии, где собиралась интеллектуальная элита Александрии, мог Синесий Киренский († 413), с 410 г. епископ Птолемаидский, близкий друг архиеп. Феофила и ученик Ипатии. Она могла заинтересовать К. сочинениями Плотина и Порфирия ( Boulnois. 1994. P. 187-188). К. был хорошо знаком с аристотелевской логикой, основой гуманитарного образования того времени («Категории» и «Топика» Аристотеля, «Введение к Категориям» Порфирия), и уверенно пользовался ею в богословских трактатах ( Siddals. 1987; Boulnois. 1994. P. 181-185, 189-209). Стиль и язык его сочинений указывают на превосходное владение риторикой ( Russell. 2000. P. 5). С. Уэссел утверждает, что победами на догматическом и церковно-политическом поприще К. был обязан мастерскому использованию тропов и фигур второй софистики ( Wessel. 2004. P. 302). Основой формирования личности К. были Свящ. Писание и Свящ. Предание. Большой авторитет и значение для него имели творения свт. Афанасия Великого. К. хорошо знал сочинения Оригена , Евсевия Кесарийского, представителей Александрийской школы (см. ст. Богословские школы древней Церкви ) в целом, а также труды каппадокийцев. Слова К., сказанные на Эфесском Соборе: «...мы с детства изучали Священное Писание и воспитаны под руководством православных и святых отцов» (ACO. T. 1. Vol. 1(3). P. 22; ДВС. Т. 1. С. 312), свидетельствуют, что христ. учение он воспринимал не только из книг, но и от живых наставников, в частности от архиеп. Феофила, к-рый «должен был иметь очень сильное влияние на нравственное и умственное развитие племянника» ( Durand. 1964. P. 9). Вероятно, в молодости К. посещал Александрийское огласительное уч-ще, где мог лично общаться с Дидимом Слепцом († ок. 398), сочинения которого использовал в трактатах. Этим «руководством православных и святых отцов» могло быть и участие в богослужениях и посещение собраний, где церковные наставники толковали Свящ. Писание и таинства веры ( É vieux. 1991. P. 13). Не исключено, что К. владел лат. языком - он был непосредственно знаком с толкованиями на Свящ.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Я диктую это письмо, будучи прикован к постели, но, надеюсь, ты получишь его в добром здравии, мать, сестра, наставница, которой я обязан столькими благодеяниями и которая заслуживает с моей стороны все почетные именования 89 ! Что касается моих дел, то для меня телесный недуг стал продолжением моих духовных страданий. Воспоминания об умерших детях мало-помалу поглощают мои силы 90 . Синесий мог жить только до тех пор, пока не познал зло жизни. Как будто сильный ливень долго сдерживался и наконец, разразился надо мной со всей неистовостью, и теперь вся радость ушла из моей жизни. О, только бы настал конец жизни и памяти о смерти детей 91 ! Ты же и сама будь здорова, и передай пожелания здоровья твоим счастливым друзьям, сперва отцу Теону и брату Афанасию, а потом и всем прочим. Если среди них есть некто, кого я не знаю, но кто любезен тебе, я должен быть ему благодарен, раз он пришелся тебе по душе. Если ты еще беспокоишься обо мне, что ж, хорошо; если же нет, то и мне уже все равно. 1 Gardner A. Synesius of Cyrene, Philosopher and Bishop. L., 1886; Garzya A., Roque D. Synesios de Cyrene. Paris, 2000; Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Oxford, 1993. 6 Ibid. Col. 1460. Некоторые ученые считают, что Евоптий был старше Синесия (Cameron A., Long J. Op. cit. P. 41). 8 PG. T. 66. Col. 1464; Синесий Киренский. О Царстве/Пер. c греч. Левченко М. В.//Византийский Временник. Т. 4. М., 1953. С. 4. 17 О времени крещения Синесия см. Cameron A., Long J. Op. cit. P. 34–40, а также Breg-man J. Synesius of Cyrene. Op. cit. P. 23. 27 Из предыдущего письма к брату (письмо 56), в котором Синесий сообщает о своем намерении посетить Афины, видно, что он с отвращением относился к тем, кто, побывав в Афинах, смотрит свысока на тех, кто там не был. Синесий отправился туда, заранее зная, что Афины уже не те. 29 Древнегреческий живописец V в. до н. э. Уроженец острова Тасос, ученик своего отца Аглаофона, также художника. Около 462 г. до н. э. по приглашению Кимона Полигнот прибыл в Афины, где ему вместе с другими живописцами была поручена роспись Стои. Полигнот изобразил битву афинян с лакедемонянами, бой Тесея с амазонками, разрушение Трои и Марафонскую битву.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Синесий Киренский — христианский богослов, философ, епископ Птолемаидский (ок. 370/375–413/414). Вниманию читателя предлагается первый перевод на русский язык избранных писем Синесия Киренского, а именно: 135, 147 (фрагмент), 113, 4, 105, 16. Публикация сопровождается вступительной статьей и комментариями. Данный труд епископа Синезия Киренского пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf . Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Синезий Киренский. Письма 1,136, 10, 16, 89, 69, 167, 96, 124//Вестник ПСТГУ. III: Филология. 2012. Вып. 4 (30). С. 105–121. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Наиболее интересны богословско-полемические сочинения. Это, во-первых, «Против утверждающего, что Люцифер пал, не удостоившись божественного просвещения» ( Χατζημιχαλ. 2002. Σ. 353-389). Этот трактат, созданный между 1445 и 1453 гг., представляет собой 1-е из 3 составленных М. К. опровержений утраченного сочинения Иоанна Аргиропула «О Люцифере» (ранее против него выступал также свт. Марк Евгеник ). Во-вторых, это 2 опровержения учения философа Георгия Гемиста Плифона о судьбе, изложенного в 6-й гл. 2-й кн. его «Законов», по распоряжению Геннадия Схолария преданных огню и известных только фрагментарно ( Matthaei Camariotae Orationes. 1721; Astruc. 1955). Догматические труды представлены «Разъяснением» (Ανπτυξις) Символа веры с приложением 12 основных положений (ρθρα) веры ( Παπαδκης. 2000. Σ. 369-428). Первая (утраченная) версия сочинения была предположительно написана по просьбе султана Мехмеда II в сер. 50-х гг. XV в., а 2-я (сохранившаяся) является одним из самых поздних произведений М. К., созданным, когда он уже лишился зрения и вынужден был диктовать текст ученику. Единственное агиографическое произведение М. К.- Энкомий трем святителям (BHG, N 748a; Δυοβουνιτης. 1933). Неопубликованными остаются молитвы М. К. к Пресв. Богородице и Св. Троице (Vat. Ross. gr. 985. Fol. 291-293v). Гимнографическое наследие М. К. включает: 6 канонов на Преображение Господне, возможно созданных для мон-ря Пантократор на Афоне, 3 ямбических канона (на Сретение, на Пасху и на Воздвижение Креста Господня), покаянные стихи ко Христу, служба прп. Иоанну Дамаскину. К научным сочинениям М. К. относятся труды по риторической теории (учебники, основанные на «Риторике» Гермогена и «Прогимназмах» Афтония), работы по грамматике, схолии к «Физике» Аристотеля, математическим и астрономическим трудам ( Παπαδκης. 2000. Σ. 101-123; Χατζημιχαλ . 2002. Σ. 152-170), комментарии к письмам Синесия Киренского (утрачены). Соч.: Matthaei Camariotae Orationes II in Plethonem de fato/Ed. H. S. Reimarus.

http://pravenc.ru/text/2562690.html

Соч.: Ακολουθα τν σων Πατρων Βαρνβα, Σωφρονου κα Χριστοφρου τν ν Μελ ρει σκησντων. Λειψα, 1775 [Последование преподобным отцам Варнаве, Софронию и Христофору, подвизавшимся на горе Мелас]; Εξηγσεις το κυρ Νεοφτου το εροδιακνου το ξ Ιουδαων το Καυσοκαλυβτου περ το πολυτικο τς γας Παρασκευς πρς τν περ ατ ζητσαντα//ΓΠ. 1923. Τ. 6. Σ. 68-73 [Истолкование господина Неофита иеродиакона из иудеев и Кавсокаливита тропаря святой Пятницы к испросившему]. Изд.: Εκλογ το Ψαλτηρου παντς, ες τε δοξολογαν κα εχν. Αγιον Ορος, 1759 [Избранное из всей Псалтыри для славословия и молитв]; Α πιστολα Συνασου το Κυρηναου μετ σχολων το διδασκλου Νεοφτου εροδικ. το Πελοποννησου. Βιννη, 1792, Ενετησιν, 1812 [Послания Синесия Киренского со схолиями учителя Неофита иеродиак. из Пелопоннеса]. Лит.: Παπουλδης Κ. Τ κνημα τν κολλυβδων. Αθναι, 1971, 19912; Τζγας Χ. Σ. Ο Νομοκνων Νεοφτου το Καυσοκαλυβτου//Κοινωνα. Αθναι, 1975. Τ. 18. σ. 197-206; Πρντζιπας Γ. Θ. Λογδες το Γνους. Αθνα, 1985. Σ. 129-161; Γιαννπουλος Γ. Νεφυτος Καυσοκαλυβτης. Πτρα, 1992; Μπαρτζελιτης Λ. Νεοφτος Καυσοκαλυβτης (1713-1784) κα τ «κνημα τν κολλυβδων»//Σχολ: Философское антиковедение и классическая традиция. Новосиб., 2008. Т. 2. Вып. 2. C. 253-264; Ποτπιου, μον. Καυσοκαλυβτης. Ασκηση κα λογιτητα στ σκτη Καυσοκαλυβων κατ τον 18o αινα//Παρνσσος. Αθνα, 2008. Τ. 50. Σ. 130-148; Щёголева Л. И. Греч. рукописи, хранящиеся в РГБ: Фонд 181. Ч. 2.//ВЦИ. 2014. 3/4(35/36). С. 319-358; Μαρς Α. Ο. Νεοφτος Καυσοκαλυβτης στις Παραδουνβιες Ηγεμονες//Χριστιανικ Μακεδονα η ενδοχρα της στον κσμο της ορθοδοξας της Χερσονσου του Αμου Θεσ., 2014. Σ. 192-202. (Προβληματισμο εθνικο και θρησκευτικο επκαιροι; 3); Νεφυτος Καυσοκαλυβτης//Μεγλη Ορθδοξη Χρισδιανικ Εγκυκλοπαιδεα. Αθνα. 2014. Τ. 11. Σ. 468-473. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР

http://pravenc.ru/text/2565028.html

Синесий (370413 или 414) уроженец Киренаики в Северной Африке, родившийся в языческой семье богатых землевладельцев и получивший традиционное философско-риторическое образование в Александрии. В школе Ипатии он постигал «тайны священной геометрии» (письмо 92). В 399 г. Синесий был отправлен послом в Константинополь, где он пробыл до 402 г., а затем возвратился на родину. После победы, одержанной его противником, он вынужден был уехать в Александрию (403405 гг.). О деятельности Синесия, о его участии в общественно-политической жизни провинции известно из многочисленных писем (сохранилось ок. 170), написанных им в 395–413 гг. Среди них – послания префекту претория Аврелиану, облегчившему подати для жителей Киренаики, воспитателю императорских детей Анастасию, брату Евоптию, друзьям Исихию и Олимпию, Ипатии, которой он сообщал о «слабости тела», вытекающей «из болезни духа». В ряде писем Синесий рассказывал о военных действиях против авсуриан (405409 гг.), разрушавших церкви и осквернявших священные сосуды, об укреплении дисциплины и восстановлении военной обороны провинции, о незавидном положении риторов, о судах и судебных тяжбах. В письмах нашли отражение и события личной жизни Синесия: морское путешествие 402 г. из александрийского порта в Бендиде, когда во время бури на пассажиров обрушилась переломленная мачта; его брак с христианкой, благословленный александрийским патриархом Феофилом; избрание епископом Птолемаиды (совр. Ливия) в 410 г. и последующее крещение в Александрии в 412 г.; смерть трех сыновей (411413 гг.). Свое отношение к различным проблемам времени, главными из которых были взаимодействие центральной власти и провинций и заселение варварами византийской территории, Синесий выразил в речи «О царстве» и в своеобразном политическом романе «Египетские рассказы, или О провидении», который завершался изгнанием варваров и падением интригана и взяточника Тифона. В речи «О царстве», произнесенной перед императором Аркадием (395408), он выступил против тирании, против увеличения численности государственного аппарата и против создания придворной гвардии. Не признавая божественного происхождения императорской власти, Синесий в то же время утверждал, что поскольку Бог это «первообраз разумных вещей» и «причина всякого блага», император должен ему подражать, окружая себя разумными и образованными советниками. Он должен быть исполнителем «общественных обязанностей», соединенных с «благом подданных». Синесий считал опасным для государства использование варваров, лишенных ромейского патриотизма, в армии и в государственном аппарате, так как они разлагали византийское общество изнутри.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синесий (370 г, – около 413 г.) 152 Синесий родился в Кирене, древней дорийской колонии (в Ливии), и принадлежал к местной аристократии, считавшей себя чистыми «дорийцами». Семья Синесия была довольно состоятельна, имела земельные владения и продолжала придерживаться языческого культа. Синесий еще в юности заинтересовался философией и отправился со своим братом Евоптием в Александрию, где стал учеником знаменитой Ипатии, преклонение перед которой он сохранил до конца жизни. До ее страшной гибели в 415 г. он, по–видимому, не дожил. Брат Синесия остался в Александрии, Синесий же вернулся на родину, где жил в своем имении как частное лицо. Уважение, которым он пользовался среди населения, заставило его выйти на общественную арену. В 397 г., несмотря на свою молодость, он был послан как представитель Кирены в Константинополь к императору Аркадию для улаживания различных дел. Правительство, занятое наиболее насущным вопросом охраны северных границ империи от германцев и гуннов, мало заботилось о далекой африканской колонии, посылало туда бездарных и бессовестных наместников, но требовало сбора больших налогов. Синесию пришлось провести в Константинополе около трех лет из–за внутренних смут в самой столице. Наконец, при помощи крупного сановника Аврелиана он добился аудиенции у императора и произнес перед ним речь «С царстве», в которой он не столько просил о милости, сколько доказывал справедливость требований Кирены. В Константинополе он, по–видимому, написал еще одно произведение, своеобразный политический роман под названием «Египтяне, или О «провидении», в котором он под видом распри между Озирисом и Тифоном изобразил интриги при византийском дворе, жертвой которых едва не сделался благосклонный к Синесию Аврелиан. Синесий достиг своей цели и, добившись благоприятного решения своего дела, уехал на родину, хотя его хотели задержать в Константинополе на государственной службе. С этих пор до самой смерти он жил то в своем имении, то в городе Птолемаиде. Желание Синесия вести тихую жизнь, занимаясь хозяйством, философией и некоторыми литературными трудами, не исполнилось – за десять лет после возвращения на родину в его жизни было много перемен.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Самодержец, зная о действиях куманов и ожидая их возвращения, страшился и опасался их прихода. И вот Алексей призвал к себе Синесия, снабдил его хрисовулом и отправил к скифам с приказом воспрепятствовать дальнейшему продвижению варваров, задержать их в пределах занятой ими ранее области и, если только противники согласятся заключить мир и выдать заложников, щедро снабдить их всем необходимым. В намерения императора входило воспользоваться помощью скифов в борьбе против куманов в том случае, если куманы подойдут к Истру и попытаются продвинуться дальше. Если бы скифы не согласились на это предложение, Синесий должен был бы покинуть их и вернуться назад. Упомянутый Синесий прибыл к скифам и, соответствующим образом обратившись к ним, убедил их заключить договор с императором 779. Находясь у скифов, Синесий всем им выказывал большое почтение и избегал подать какой бы то ни было повод для обиды. Между тем вернулись назад куманы, готовые вступить в бой со скифами. Они не нашли скифов на прежнем месте и, узнав, что те, пройдя клисуры, прибыли в Маркеллу и заключили мирный договор с императором, попросили разрешения пройти через клисуры и напасть на скифов. Но император, уже заключивший договор со скифами, не дал им на это согласия, сказав: «Не нужна мне ваша помощь, берите причитающуюся вам плату и возвращайтесь назад». Алексей милостиво обошелся с куманскими послами, щедро их одарил и отпустил с миром. Этот поступок Алексея придал смелости скифам, которые нарушили договор и, вновь принявшись за свои бесчеловечные деяния, стали опустошать прилежащие города и земли. Ведь вообще все варвары обладают непостоянным нравом и по природе своей неспособны соблюдать договоры. Видя это, Синесий вернулся к императору, приняв на себя роль вестника скифского своенравия и вероломства. Скифы заняли Филиппополь, и император, который знал об этом, оказался в чрезвычайно тяжелом положении, ибо у него не было сил сразиться с таким множеством варваров в открытом бою. Однако Алексей всегда искал выход из тяжелого положения и никогда не падал духом в трудных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010