Синоним С. – минологий (см.: литургия). Наиболее известный – С. Константинопольской церкви, созданный, вероятно, в середине Х в. Впервые издан известным французским агиологом Ипполитом Делайе в 1902 г. Синаксис – собрание верующих христиан, которое сопровождалось божественной литургией; иногда сама религиозная церемония. Сингенис – дословно с греч. «родственники», большая византийская семья, нередко насчитывавшая до 20–30 человек. В ее состав входили не только муж и жена, но и их женатые родственники, усыновленные, принятые дети, братья, сестры, крестные-анадохи. См.: иофесия, адельфопойя. Синдота – снаряжение стратиота в складчину. Синергия – возможность путем саморегуляции приобщаться к божественной благодати, часть византийской картины мира, идеи всеединства. Синесий Киренский (ок. 370/375 – ок. 413/414 гг.) – выходец из древнего аристократического рода, язычник, принявший христианство, ритор, поэт и писатель, церковный и общественный деятель эпохи императора Аркадия I (395–408 гг.). Оказал важные услуги своему родному городу Кирене. В 410/411 г. избран епископом Птолемаиды, крупнейшего города провинции (эпархии) Верхняя Ливия на североафриканском побережье Средиземного моря. Его труды представляют собой смешение христианства и неоплатонизма. К ним относятся «Дион Хрисостом, или О его образе жизни» и гимны. Кроме того, до нас дошло около 170 писем С. К., большинство которых относится к последним годам его жизни. Некоторые из них содержат тексты проповедей, произнесенных им как архиереем. Деятельность С. К. может служить примером сосуществования христиан и язычников в переходное время. Синетейя – дополнительная денежная подать; см.: парколутемата. Синисфора – чрезвычайный налог золотом, который с согласия Патриарха Константинополя брался ромейским государством со всех церквей в пределах их возможностей. Синифия – дословно с греч. «обычай»; 1) плата за диплом на должность, исчисляемая по доходности поста; 2) плата за возведение в сан священника или производство в должность церковнослужителя (см.: церковная иерархия); 3) «обычное», пошлина в пользу сборщика налогов (1 милиарисий с каждой номисмы подати); 4) обозначение феодальной ренты в поздней Византии. Синкел – 1) византийский титул, чаще всего жаловавшийся высшим духовным лицам столицы и провинций; его обладатели входили в состав синклита; 2) советник при епископе или Патриархе; как почетное звание появился в Х в. В X-XI вв. С. был первым после Патриарха духовным лицом и являлся как бы его наследником. В Тактиконе Филофея 899 г. стоял выше митрополита. С середины XI в. и особенно при Комнинах этот титул теряет свое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Практически сразу после заявления о связи между рукописями и поселением ученые начали говорить о ессейском происхождении общины, основываясь на некотором сходстве античных описаний ессеев ( Ios. Flav. De bell. II 8. 2-13; Idem. Antiq. XIII 5; Philo. De vita contempl. (община терапевтов); Idem. Quod omnis probus. 12. 75-87; ср.: Euseb. Praep. evang. VIII 2. 1-18, а также вторичные описания, в основном восходящие к Иосифу Флавию или Филону Александрийскому - Euseb. Hist. eccl. IV 22. 4-7; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. X, XIX, XX, XXXIX; Hieron. De vir. illustr. XI; и др.) с данными, полученными в ходе анализа кумран. текстов и археологического материала. Основным аргументом в пользу этой гипотезы стала топографическая близость Кумрана к указанному Плинием месту ессейской общины на берегу Мёртвого м. ( Plin. Sen. Natur. hist. V 17 (73)), хотя точная локализация оставалась предметом споров (Греческие и римские авторы. 1997. С. 479). Она же обосновывалась независимым, судя по всему, свидетельством Диона Хризостома (в его сохранившихся трудах ессеи не упоминаются, но об этом сообщает биограф Диона Синесий Киренский - ср.: Вандеркам. 2012. С. 27). «Ессейская гипотеза» была впервые предложена в 50-х гг. XX в. Вермешем ( Verm è s. 1954), Миликом ( Milik. 1957) и Кроссом ( Cross. 1958). Ее принял и привел свое археологическое обоснование де Во. Данная гипотеза неоднократно подвергалась критике, но остается (в модифицированной форме) в научной лит-ре наиболее распространенной, хотя и далеко не единственной. Нек-рым развитием ессейской стала «гронингенская гипотеза», предложенная Ф. Гарсиа Мартинесом ( Trebolle Barrera, Garsía Martínez. 1995). Согласно ей, ессейское движение и К. о. при всем их отличии имеют общее происхождение: ессейская община появилась внутри палестинского апокалиптического движения, а кумранская стала результатом раскола в ессействе, происшедшего в результате деятельности одного из лидеров этого движения, к-рый в текстах назван «Учителем праведности». «Саддукейская гипотеза» происхождения К.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

Мы только что сказали, что эта установка характеризует не столько автора, сколько жанр. В подтверждение сошлемся на примечательный факт: Григорий Назианзин сыграл в истории византийской гимнографии важную роль как вдохновитель и образец церковных песнопевцев, но сыграл он ее не как поэт, а как проповедник, как мастер гомилетической прозы 353 . Этому не приходится удивляться. Мало того, что общественные установки проповеди совершенно аналогичны общественным предпосылкам церковного песнопения, между тем как «камерность» книжной лирики с этими предпосылками всемерно контрастирует, – также и в чисто формальном отношении изосиллабизм и тоника византийской гимнографии куда ближе к ритму позднеантичной риторической прозы (частный пример которой являют собой проповеди Григория Назианзина ), нежели к метрам античной просодии. Ни единой гексаметрической строки из приведенного выше философского гимна нельзя было бы вставить в позднейший богослужебный канон; а вот пассажи из прозы Григория были вставляемы в каноны, и притом почти без всяких изменений. Оказывалось, что они прекрасно подходят к новой оправе. Так, в гомилии Григория на Рождество Христово мы читаем: «Христос рождается; славите! Христос с небес; встречайте его! Христос на земли; возноситеся! Пойте Господу по всей земле! И, дабы все сочетать в одном, говорю: веселитесь, небеса, и ликуй, земля!» 354 Эти слова уже можно петь, их ритм прямо-таки требует распевного исполнения; и вот в VIII веке Косма Маиумский  – не рядовой ремесленник от гимнографии, не убогий компилятор, но один из самых прославленных церковных поэтов Византии, – не обинуясь, включил их в первую песнь своего знаменитого Рождественского канона, дав им место так называемого ирмоса. Вот это место: Христос рождается – славите! Христос с небес – встречайте его! Христос на земле – возноситеся! Пойте Господу по всей земле, и в веселии воспойте, племена, ибо прославился! 355 Итак, Григорий Богослов уже вполне способен говорить таким языком, который византийская гимнография последующих веков признает своим, но делает он это где угодно – только не в своих гимнах, не в своих стихотворениях. Тем более далеки от реальности богослужебного обихода гимны другого наследника старой эллинской культуры, но человека на сей раз несравненно менее церковного – Синесия Киренского (370 – ок. 413). Этот отпрыск древних дорийцев, возводивший свой род к Гераклу, составил свои славословия Христу на антикварном дорийском диалекте, и притом в таком тоне, точно он обращается не к Галилеянину, а к одному из олимпийцев:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Правда, по его мнению, данная «школа» уступает традиционным античным философским школам, ибо здесь принято все принимать на веру, а поэтому «последователям Моисея и Христа» можно внушить всякие «новшества». Тем не менее, согласно Галену, христианство вполне может соперничать с другими философскими направлениями в своем этическом учении. Нравственность христиан он оценивает достаточно высоко, считая, что они часто поступают как подлинные «любомудры»; презрение к смерти и воздержание христиан заслуживают, по его мнению, всяческой похвалы. Позднее подобное если не доброжелательное, то, по крайней мере, вполне нейтральное отношение к христианству наблюдается в так называемой «александрийской школе неоплатонизма» 182 . Яркий пример тому – Александр Ликопольский (рубеж III-IV веков), написавший трактат против манихеев, в ряде существенных моментов вполне созвучный с антиманихейской полемикой отцов Церкви IV века (этот трактат и сохранился потому, что вошел в сборник христианских антиманихейских сочинений) 183 . Синесий Киренский (370–413), который путем долгой духовной эволюции из платоника превратился в христианского епископа, также принадлежит к данному философскому течению 184 . Третий представитель александрийской неоплатонической школы, Иерокл (IV в.), хотя и являлся убежденным адептом исконных традиций «эллинской мудрости», также не проявлял никакой враждебности к религии Христовой; правда, в отличие, например, от Синесия, вряд ли приходится говорить о каком-либо влиянии христианского богословия на его мировоззрение 185 . Лишь осознавая все эти неоднородные (а порой и взаимопротиворечивые) тенденции в позднеантичной культуре, следует подходить к проблеме взаимоотношения христианства и греческой философии, избегая примитивного и однопланового видения данной проблемы 186 . Во всяком случае, ранние христианские апологеты, обращавшие свои сочинения преимущественно к образованной части языческого общества, безусловно, учитывали весь этот спектр мнений и оценок, ибо среди прочего перед ними стояла и задача привлечь к служению религии Христовой лучшие силы языческой интеллигенции 187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Палатинская антология – состоявшая из 15 книг, была составлена ок. 980 г. В ней содержалось приблизительно 3700 эпиграмм, посвятительных надписей, загадок, преамбул к сборникам произведений ранневизантийских и средневековых поэтов (Либания, Синесия Киренского, Григория Назианзина , Павла Силенциария, Агафия Македонского, Арефы Кесарийского , Константина Родосского и др.), включая сборник античных и византийских эпиграмм, составленных Константином Кефалой и распределённых по жанрам. Рукопись антологии XI в. была обнаружена в Палатинской библиотеке Гайдельберга французским ученым Клавдием Саллеазием в 1606 г. 1-я книга состояла из стихотворных обработок евангельских рассказов и христианских эпиграмм, посвященных великомученикам и принадлежавших Григорию Богослову , Анастасию Косноязычному (годы жизни неизвестны), Софронию патриарху и др. Во 2-й и в 3-й книгах содержались экфрасисы, описывавшие статуи в гимнасии Зевксиппа в Константинополе (сгорел в 322 г.) и рельефы храма Аполлона в Кизике на южном побережье Мраморного моря. В 4-й книге помещались стихотворные вступления к древнегреческим антологиям Мелеагра из Гадары (Сирия, 1 в. до н.э.) и Филиппа из Фессалоники, а также эпиграммы византийского поэта и историка Агафия Миринейского. В 5-й книге эротические эпиграммы; в 6-й – посвятительные эпиграммы; в 7-й надгробные надписи и эпиграммы; в 8-й – эпиграммы Григория Назианзина ; в 9-й декламационные и посвятительные эпиграммы; в 10-й увещательные эпиграммы; в 11-й – застольные и сатирические эпиграммы; в 12-й эпиграммы, собранные Стратоном Сардийским в конце XI в.; в 13-й – эпиграммы, написанные разными стихотворными размерами; в 14-й загадки и задачи; в 15-й – разнообразные по тематике и размерам эпиграммы, начиная с IV в. (Паллад, Павел Силенциарий, Метродор, автор эпиграмматических задач, математик рубежа IVV вв., и др.). Эпиграммы, представленные в Палатинской антологии, позволяют проследить не только дальнейшее развитие этого древнегреческого жанра, но и эволюцию мировоззрения византийских поэтов и мыслителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Письмо к некоему известному учителю (фрагменты) (Epistula ad magistrum quendam famosum et a multis frequentatum) (Fragm.). Издано: Mercati. 1931. P. 159 (по Vat. gr. 604. Fol. 15v). 4. Письмо без указания имени адресата. Издано: Loenertz. 1947. P. 20 (по Vat. gr. 101. Fol. 184v). 5. Письмо к Ласкарю-исихасту (Epistula ad Lascarim hesychastam). Изд.: Ποικλα λληνικ, seu Varia Graeca, ex octo codicibus graecis diversarum bibliothecarum, nunc primum edita.../Ed. F. Ch. Matthaei. Mosquae, 1811. P. 250-251. Критическое издание: Loenertz. 1956. P. 179-180 (epistula 7). Приписано К.: Mercati. 1931. P. 47. Not. 1. 6. Письмо 121 к некоему монаху (Epistula ad monachum quendam). Издано: Loenertz. 1956. P. 159. На самом деле это письмо 147 (в PG - 146) Синесия Киренского к Иоанну. Изд. (парал. с лат. пер.): Synesii Epistulae//Epistolographi Graeci/Ed. R. Hercher. P., 1873; Amst., 1965r. P. 638-739 (здесь: P. 730-731); PG. 66. Col. 1541-1544. 7. Письмо 122 к некоему другу (Epistula ad amicum quendam). Издано: Loenertz. 1956. P. 160. Согласно Лёнерцу ( Loenertz. 1960. P. XVII-XVIII), подлинный автор письма неизвестен. III. Переводы. 1. Августин. Разные письма (Epistulae variae). CPL, N 262. На основании сличения почерков М. Ракль ( Rackl M. Die griechischen Augustinusübersetzungen//Miscellanea Francesco Ehrle: Scritti di storia e paleografia I. Per la storia della teologia e della filosofia. R., 1924. P. 1-31, см. P. 25 сл.) приписал К. перевод 3 писем Августина: 143 ad Marcellinum (CSEL. 44. 250 sq.), 28 ad Hieronymum (CSEL. 34. 103 sq.), 82 ad Hieronymum (CSEL. 34. 351 sq.). Это утверждение повторено у Тиннефельда ( Tinnefeld. 1981. S. 68). Более тщательное исследование рукописей показывает, что все письма переведены Прохором Кидонисом ( Prochoros Kydones. Übersetzung von acht Briefen des Hl. Augustinus/Hrsg. v. H. Hunger. W., 1984. S. 10-11. (WSt; Beih. 9). Ср. также: Nikitas D. Z. Traduzioni greche di opere latine//I Greci: Storia, cultura, arte, società/Ed. S. Settis. Vol. 3: I greci oltre la Grecia. Torino, 2001. P. 1035-1051, здесь: P. 1047-1048.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

76): в чем состояла сущность этого «созерцания», в каком отношении оно находилось к византийской «исихии – συχα» и как вообще нужно оценивать аскетическое мировоззрение Влеммида в связи с мистикой Симеона Нового Богослова , аскетикой св. Григория Синаита , исихией св. Григория Паламы . Но идейная сторона нравственно-аскетического миросозерцания Влеммида вообще мало раскрыта в исследовании г. Барвинка, хотя материал для такой задачи дается и нравственно-аскетическими сочинениями Влеммида. Правда, задача эта нелегка, но она могла бы содействовать разъяснению одного из принципиальных вопросов церковной византологии, касающегося нравственно-аскетических идеалов византийско-восточного монашества в средневековую эпоху. В частности, Никифор Влеммид был не только церковным деятелем и ученым богословом-теоретиком и философом, но и идеологом строго определенного нравственно-аскетического мировоззрения; последнее сложилось у него на основе обширной и разносторонней начитанности, главным образом, в святоотеческой литературе и под воздействием современных аскетов и мистиков, труды которых Влеммид также изучил, особенно во время научного путешествия по Македонии и Афону, и с подвигами которых он также ознакомился во время неоднократных своих странствований по византийским монастырям. Вообще, уяснить особенности нравственно-аскетического мировоззрения Никифора Влеммида, который был «идеалом восточных монахов» (С. 77), и поставить это мировоззрение в идейную связь с воззрениями на аскезис и созерцание и других представителей средневекового византийского монашества было бы весьма важно. И в сочинении г. Барвинка отчасти намечены некоторые детали для выполнения этой существенной задачи (С. 71–84, 172–180), которая, однако, в целом своем объеме является лишь делом будущего. В обзоре сочинений Влеммида светского характера г. Барвинок большое внимание уделил политическому трактату «Βασιλικς νδρις» и не только подробно изложил его содержание, но и сравнил этот трактат с «Политикой» Платона, с сочинением Синесия Киренского «О царстве» и даже с трудом Макиавелли «Государь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Следует учитывать, что ромеи предпочитали использовать для обозначения кладбища греч. термин кимитирий. См.: adsanctos. Немесий – епископ сирийского города Эмесы в V в. Автор сочинения «О природе человека», известного в Средние века, переведенного на латынь италийцами Альфаном из Салерно и Бургондио из Пизы. Неокесария – город на северо-востоке Малой Азии. Неоплатонизм – религиозно-философское направление, возникшее в III в. и сохранившее влияние до XVIII в. Позднеантичный Н. явился духовным продолжением эллинизма и окрасил собой весь заключительный период античной философии. Основу его составило учение Платона. На начальной стадии Н. резко противопоставлял себя христианству. Различают три основных направления Н.: 1. Направление, восходящее к философу Плотину (203–269 гг.), – идеалистическое, мистическое, с двойственной картиной мира, в которой материи отводится низшее место; 2. Линия, идущая от философа Прокла (412–485 гг.), со склонностью к научным рассуждениям и идеей о разлитости Бога во всем сущем (пантеизм); 3. Александрийский Н., связанный с линией Прокла, пытающийся создать синтез учения Платона и Аристотеля и в тоже время приблизить его к христианству. В патристике тоже происходило частичное слияние христианской теологии с Н. Характерные черты Н.: восприятие Бога как высшего существа, не сводимого ни к чему земному (апофатичное богословие); отождествление мышления и существования как проявления «единого»; одухотворение всего психического; отождествление познания Бога с самопознанием; высокая оценка человеческой индивидуальности; представление о красоте и гармонии как о выражении божественного происхождения мира. См.: философия, Ориген , Синесий Киренский, Георгий Гемист Плифон. Неоплатоник – см.: неоплатонизм. Неорий – 1) верфь; 2) одноименный порт в гавани Золотой Рог, где строили военные суда. Неоф и т – новообращенный в христианство. Неофит Пафосский (1134–1214 гг.) – автор монашеского катехизиса. Нереиды – в греческих мифах дочери морского бога Нерея и океаниды Дориды, одной из дочерей Океана. Их насчитывали десятками и сотнями, полагая что они живут в глубине моря во дворце отца, прядут на золотых прялках, кружатся в хороводах в такт волнам, а в лунные ночи выходят на берег, где поют и пляшут. Н. благожелательны к людям, помогают морякам в опасности. Представлялись в виде прекрасных девушек в легких одеждах, окруженных морскими чудовищами, чаще на спинах дельфинов. Н. были восприняты византийским народным христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

57 Эпиметей – «обращенный мыслью назад», «крепкий задним умом». Согласно древнегреческим мифам, был сыном Иапета, братом Прометея и супругом Пандоры. От Эпиметея Пандора узнала, что в доме есть чан (или пифос), который ни в коем случае нельзя открывать. Если нарушить запрет, весь мир и его обитателей ждут неисчислимые беды. Поддавшись любопытству, она открыла его и беды обрушились на мир. 61 Страбон (Geographica XVII, 1, 14) уточняет, что эти опасные рифы находились на небольшом расстоянии от берега. Тафосирис – мнимая могила Осириса по Плутарху (De Iside et Osiride. 21). 62 Риф, получивший свое название от известного мифического существа. Glossa Isidorï Scylla, saxa latentia in mari. 69 Означает нечто неизбежное, обычно наказание. Понятие Адрастии встречается в: Aeschyles. Prometheus Vinctus v. 936; Plato. Phaedrus 248с; Plotinus. Enneades. III, 2, 13, 16–17; Philostratus..Vita Apollonii. VIII, 7, 11–12. 71 Чтобы стать близко к берегу, необходимо иметь как минимум два якоря. Один бросают по левому борту в носовой части, второй – по правому на корме. 72 Имеются в виду созвездия Плеяд и Гиад: мореплавание прекращалось на время, пока они были видны (Garzya A. Problemes textuels dans la Correspondance de Synesios. Byzantine Studies/Etudes byzantines. 5. 1–2. 1978. P. 125–236). 78 Из заявления Синесия о нежелании развестись с женой следует, что безбрачие епископов было довольно укоренившимся обычаем, однако обычай этот еще не был узаконен. Поднятый на I Вселенском соборе вопрос о безбрачии, вследствие протеста епископа Фиваидского Пафнутия, остался нерешенным. Интересно свидетельство Сократа о том, что на Востоке епископы чаще всего добровольно воздерживались от брачного сожительства, но многие оставались в нем и имели детей от законных жен (Сократ. Церковная история. Кн. 5. Гл. 22). 83 Ср: Plato. Respublica VI, 508d; VII, 516a-b, 519b, 533c-d; Sophista 254a-b. Plotinus. Ennea-des V, 5, 7; VI, 8, 19; Sallustius. De deis et mundus VIII, 1. 88 Гипатия – философ-неоплатоник, математик. Под ее руководством Синесий обучался в Александрийской школе. Его любовь и уважение к Гипатии были беспредельны и продолжались всю его жизнь. Во время его епископства их отношения не только не прекратились, но даже окрепли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Этот пассаж, однако, интересен как свидетельство того, что Прокопий разделял заблуждения своего времени, как разделял он и существовавшие в Византии VI в. представления о знатности, наделяя ею в первую очередь тех, кто занимал высшие посты в военно-административном аппарате империи. Со служилой знатью, хотя и не столичной, а провинциальной, Прокопий, по всей видимости, был связан уже с рождения. В «Войне с вандалами» историк рассказывает о своем друге детства, человеке, занимавшемся морской торговлей 57 . Отпрыски старинных родов подобных знакомств не водили 58 , и представить себе такого друга детства у Ливания или Синесия Киренского просто невозможно. Между тем служилая аристократия, которая нередко сама выходила именно из этих слоев населения, такими знакомствами отнюдь но гнушалась. Впрочем, на основании сочинений Прокопия складывается впечатление, что его круг – это провинциальная знать, сформировавшаяся в результате слияния представителей военно-административного аппарата империи и родовитой аристократии греческих полисов (куриалов). Иначе говоря, Прокопий был выходцем из среды, где в равной мере ценились и древность рода, и положение в имперской администрации, службу в которой потомственные аристократы еще в начале IV в. рассматривали как некое бесчестье, считая ее уделом рабов и вольноотпущенников 59 . Примечательно в этом смысле, что в то время как представитель провинциальной знати IV в. Ливаний восхищается тем, что император Юлиан сократил число придворных должностей 60 , Прокопий, напротив, именно за подобный поступок порицает Юстиниана 61 . Прокопий и себя заранее предназначил для службы в административном аппарате империи, поскольку он в свое время не ограничился традиционным для греческого Востока риторическим образованием, но прошел еще и основательный курс юриспруденции. А ведь еще в IV в. среди культурной элиты ранневизантийского общества преобладало мнение, что с Демосфеном легче победить в суде, чем с увесистыми томами законов 62 . В VI в. в этой среде думали иначе. Иначе думал и Прокопий, приступив к штудированию права.

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010