истории. А. могли по-прежнему гордиться царившей в них атмосферой свободы выражения мнений: ап. Павел, несмотря на необычность его проповеди, не подвергся никаким преследованиям. Первые афиняне, уверовавшие во Христа («Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» - Деян 17. 34), объединились в общину, для к-рой ап. Павел, как и проч. Церквам, поставил епископа, пресвитера и диакона и учредил богослужение. Первым епископом А. в визант. традиции считается сщмч. Иерофей ( Сергий. Месяцеслов. Т. 2. С. 307). Однако Евсевий Кесарийский (Hist. eccl. IV 23. 3; ср.: III 4. 10-11) называет первым афинским предстоятелем сщмч. Дионисия Ареопагита , ссылаясь на свидетельство еп. Коринфского сщмч. Дионисия (кон. II в.). В первые века христианства община пополнялась в основном из числа уроженцев др. областей Римской империи, прибывших в А. Свт. Наркисс , преемник Дионисия, происходил из Палестины, а сменивший его еп. Публий - с о-ва Мальта. В кон. II в. епископом А. был св. Кодрат , принявший мученическую смерть от язычников. Массовое гонение на афинских христиан произошло при имп. Деции в сер. III в., когда пострадали святые мученики Ираклий , Венедим , Венедим и свт. Леонид с дружиной. В святоотеческой лит-ре и позднейшей визант. словесности А.- символ культуры и образованности, свт. Иоанн Златоуст говорит о величии афинских мудрецов и полководцев, но при этом подчеркивает ничтожность их деяний в сравнении с апостольскими. В зависимости от контекста древние афиняне то удостаиваются похвалы за свои добродетели (свободолюбие, любовь к учености), то служат отрицательным примером идолопоклонства, жестокосердия и непостоянства. Уже в нач. V в. А. начинают испытывать влияние общего для империи упадка городской жизни, утрачивают свое экономическое значение. В 395 г. городу угрожали опустошением вестготы под предводительством Алариха, однако жителям удалось от них откупиться. Птолемаидский архиеп. Синесий Киренский, посетивший А. вскоре после этого события, отмечал, что «в городе нет ничего замечательного, кроме славных имен».

http://pravenc.ru/text/77100.html

Нек-рые из них были идентифицированы как произведения Севериана Габальского , выдающегося проповедника кон. IV - нач. V в. (среди проч. автора гомилий на «Шестоднев», весьма популярных в Византии и слав. мире). Свт. Иоанн Златоуст. " Беседа 4 на Первое послание к Фессалоникийцам " (Vatop. 327. Fol. 222 v, 1335 г.) Свт. Иоанн Златоуст. " Беседа 4 на Первое послание к Фессалоникийцам " (Vatop. 327. Fol. 222 v, 1335 г.) Особое место в лит-ре этого периода занимает Синесий Киренский - поэт, оратор и философ. 9 гимнов Синесия, посвященных Божеству, написаны на архаизирующем диалекте, подражающем пиндаровскому, что не мешает им быть образцом жанра оды, к тому времени почти исчезнувшего. Для понимания духовной атмосферы эпохи очень важны письма Синесия. Эксперименты с облечением христ. богословия в классическую поэтическую форму продолжил Нонн Панополитанский , написавший после 431 г. гекзаметрический парафраз Евангелия от Иоанна. Однако, поскольку тот же Нонн известен как автор большой поэмы о деяниях Диониса, не исключено, что мы имеем дело скорее с интеллектуальной игрой, чем с серьезным предприятием, подобным переложению Псалтири Аполлинарием (младшим) , еп. Лаодикии Сирийской, или несохранившемуся переложению Евангелий имп. Евдокии . Неск. авторов V в. вслед за Евсевием Кесарийским посвятили свои сочинения церковной истории. Сократ Схоластик описал события с 305 по 439 г., привлекая большой документальный материал. Сократ сформулировал нек-рые принципы своего жанра: объективность как цель церковной историографии, что объединяет ее с историей, и точные указания на источники, что было свойственно античной историографии в гораздо меньшей степени. Для Сократа характерно осознание тесного переплетения и взаимозависимости церковной и политической истории, в т. ч. и на лит. уровне; по его словам, он опасался наскучить читателю рассказами лишь о спорах епископов и об их борьбе с еретиками, а потому ввел в свое произведение повествования о войнах и проч. политических событиях. Это означало большее, по сравнению с Евсевием, сближение церковной истории с традиц.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Д.С. Бирюков Варлаам Калабрийский и Григорий Акиндин. Варлаам Калабрийский (ок. 1290 – 1348) родился в Калабрии (Южная Италия). Он воспитывался в православии, хотя и в окружении латинских обычаев. В юности Варлаам принял монашеский чин и поступил в монастырь, где соблюдался устав св. Василия Великого . Варлаам изучал греческую и латинскую словесность, был знаком с выдержками из писаний схоластов. В 1330 г. Варлаам прибыл в Константинополь, где в 1331/32 г. имел диспут с Никифором Григорой, описанный последним в диалоге «Флорентиец», и был в ходе этого диспута побежден Григорой. Тем не менее в Константинополе Варлаам стал преподавать платоновскую философию и аристотелевскую логику; он обратил на себя внимание императора Андроника III и стал приближенным к императорскому двору. Григорий Акиндин (ок. 1300 – 1348) родился в Македонии. Образование Акиндин получил в Пелагонии и Фессалониках. Одним из учителей Акиндина был Варлаам Калабрийский. В городе Веррии Акиндин познакомился со свт. Григорием Паламой , которого, вероятно, он хотел видеть в качестве своего духовного отца (свт. Григорий подвизался в пустыни около Веррии, прибыв туда из пустыни Глоссия из-за турецких набегов). Известно, что в это время свт. Григорий из-за смерти матери отправился в Константинополь; возвратившись оттуда, он передал Акиндину трактат (или, может быть, комментарии к трактату «О сновидениях» Синесия Киренского) Никифора Григоры. Покинув спустя пять лет пустынь около Веррии из-за набегов сербов, свт. Григорий возвратился на Афон и удалился в скит в пустыни свт. Саввы. Во время пребывания свт. Григория на Афоне туда прибыл Григорий Акиндин, принявший монашество, вероятно, под влиянием свт. Григория; Акиндин хотел по протекции Паламы быть принятым в Лавру, однако, несмотря на поддержку со стороны свт. Григория и его ученика, будущего патриарха Каллиста, Акиндин получил отказ, и не только в Лавре, но и в других афонских монастырях. Начало полемики свт. Григория с Варлаамом Калабрийским относится к 1335 г., когда возобновились дискуссии с латинянами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Сея-Мартен Ж.-А. (Saint-Martin), французский арменовед – 51 Силко , правитель блеммиев и нубийцев 1-й пол. VI в. – 204 Сильвестр II (Герберт), папа Римский в 999–1003 гг. – 432 Симеон Логофет (Магистр, Х в.), византийский хронист – 479 Симеон Метафраст (1-я пол. Х в.), византийский агиограф – 477 Симеон , царь Болгарии в 893–927 гг. – 417–421, 478 Симмах (Квинт Аврелий, ок. 345–403), латинский оратор, префект Рима в 384–385, консул в 391 г. – 138, 139 Сияезий Киренский (Синесий, между 370 и 375 или 379 – 412), философ-неоплатоник (ученик Ипатии), поэт и оратор, впоследствии под влиянием Феофила Александрийского стал христианином и епископом Птолемаиды в Ливии – 150, 151, 182, 183, 185 Сичилиано Луиджи (SIciliano-VIIIanueva, род. 1869), итальянский историк греко-римского права – 91 Скала Р. фон (Scala), немецкий византинист – 73 Созомен (V в.), византийский церковный историк – 126, 181, 254 Сократ (47069–399 до н. э.), древнегреческий философ – 132 Сократ (V в.), византийский церковный историк – 181, 254 Соломон, византийский полководец, евнух и придворный имп. Юстиниана Великого – 199 София, жена Юстина II – 238 Софроний Палестинский (f 638 или ок. 642), патриарх Иерусалимский в 634–638 гг., автор проповедей, житийных и других сочинений, соавтор Иоанна Мосха – 289, 313 Спасский Анатолий Алексеевич (1866–1916), историк Церкви, редактор журнала «Богословский вестник» – 105, 109 Ставракий , византийский император в 811 г.– 364, 375 Стилихон , временщик при дворе имп. Гонория – 148 Страбон (63 до н. э.–24 н. э.), греческий географ – 110 Стржиговский Йозеф (Стриговский, Стжиговский, Strzygowski, 1862–1941), австрийский историк византийского искусства, востоковед – 188, 261, 488, 489 Сулейман, арабский халиф в 715–717 гг. (седьмой халиф из династии Омейядов) – 320 Сулейман ибн Куталмыш , основатель Румийского султаната –468 Тайлер P. (Tyier), английский историк византийского искусства – 92 Тарасий , патриарх Константинопольский в 784–806 гг. – 353, 378, 380 Тацит (Публий Корнелий, ок. 55 – ок. 120), римский историк – 44, 48, 110, 187

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

До (по Байеру - после) Афона Г. А. нек-рое время провел в окрестностях Веррии, преподавая грамматику сыновьям местной знати. Филофей Коккин называл учеником Г. А. некоего Цимисхия, усвоившего от учителя «начала не только грамматики, но и нечестия» (PG. 151. Col. 651A). Свт. Григорий Палама, до 1331 г. живший отшельником близ Веррии, ценил талант и образованность Г. А. В 1330 г. со словами: «Возьми литературу, которую ты жаждешь» - он передал Г. А. трактат Никифора Григоры, предназначавшийся философу Иосифу Ракендиту , скоропостижно скончавшемуся. Константинидис-Хиро (1983) и Надаль Каньельяс (1995) предположили, что речь идет о каком-то астрономическом сочинении, однако Байер (1975) обоснованно считает, что Г. А. получил рукопись комментария Григоры к трактату «О сновидениях» Синесия Киренского. Комментарий, сделанный по заказу Иоанна Кантакузина, Григора доверял только единомышленникам. Основная идея трактата - непостижимость божественного человеческим разумом - позднее станет ключевым тезисом антипаламитской полемики. Свт. Григорий Палама заключил, что Г. А., несмотря на их дружбу, по умонастроению тяготеет к людям, разделявшим взгляды Григоры. Спорным является тезис о том, что Г. А. долгое время был учеником Варлаама Калабрийского. Возможно, Варлаам пребывал в Фессалонике в 1326/27 г. и мог встречаться с Г. А., окончившим в это время обучение. По др. данным, Варлаам появился в Фессалонике ок. 1331/32 г., после поражения в публичном диспуте от Никифора Григоры. Можно предположить, что примерно с 1330 г. и по крайней мере до 1332/33 г. Г. А. мог быть учеником Варлаама Калабрийского в Фессалонике. Константинидис-Хиро (1983. Р. XII), соглашаясь с тем, что Г. А. входил в круг ближайших друзей Варлаама, отрицает существование между ними отношений «учитель - ученик». Г. А. в письмах обращается к Варлааму как к равному себе, остро и порой язвительно критикует высокомерие и нетерпимость калабрийского философа. Кроме того, в том же году начинается его переписка с непримиримым противником и критиком Варлаама - Никифором Григорой. Г. А. становится посредником между партиями. Варлаам Калабрийский, пытаясь разобраться во взглядах своего победителя Григоры, использовал записи учеников последнего, и не исключено, что Г. А. помогал ему постичь тонкости совр. визант. философии.

http://pravenc.ru/text/166796.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОНН ПАНОПОЛИТАНСКИЙ [Греч. Νννος Πανοπολτης] (ок. 400, Панополь, Египет - ок. 470, там же(?)), греч. поэт-эпик. Подобно таким авторам, как еп. Синесий Киренский , Клавдиан , Драконтий , Авзоний , Н. П. был представителем языческо-христианского синкретизма в позднеантичной культуре. Известны 2 основных его произведения - «Деяния Диониса» (Τ Διονυσιακ) и «Парафраз святого Евангелия от Иоанна» (Μεταβολ το κατ Ιοννην γου Εαγγελου). О жизни Н. П. сведений не сохранилось; большинство рукописей его поэм анонимно. В рим. эпоху Панополь (ныне г. Ахмим, мухафаза Сохаг) был крупным культурным центром. Уроженцами Панополя были современники Н. П.- поэты Кир Панополитанский (ок. 400 - после 457) и Пампрепий (ок. 440-484). Н. П. как уроженец Панополя и автор «Деяний Диониса» упоминается в «Истории» Агафия Миринейского (кон. VI в.; Agath. Myr. Hist. IV 23). О том, что «ученейший (λογιτατος) Нонн из Панополя» переложил гекзаметром творение Иоанна Богослова, говорится в визант. словаре «Суда» (X в.; Suda. N 489 s. v. Ννναι). Эпиграмма в Палатинской антологии (AG. 9. 198), написанная от лица Н. П., также называет его родиной Панополь и указывает на его пребывание «в фаросских пределах» (ν Θαρη), т. е. в Александрии. Возможно, эпиграмма принадлежит 1-му издателю Н. П., автору краткого стихотворного пересказа его книг. Именем Н. П. подписана также любовная эпиграмма из Палатинской антологии (Anthol. Palat. 10. 120). Приблизительные даты рождения и смерти Н. П. устанавливаются по предполагаемому времени написания его произведений; как считают совр. ученые - примерно между 400 и 470 гг. (Brill " s Companion. 2016. P. 30). Прежде делались попытки отнести жизнь и творчество Н. П. к IV в. ( Cautadella. 1934; Riemschneider. 1957; D " Ippolito. 1964). Э. Ливреа высказал предположение, что поэт Н. П.- это еп. Нонн Эдесский. Иаков, диакон еп. Нонна Эдесского, в Житии св. Пелагии описывает ее красоту словами, близкими к лексике Нонна, и кроме того, сам еп. Нонн в Житии упоминается неоднократно. Однако это лишь одна из возможных гипотез. Высказывалась также гипотеза о том, что Н. П.- это авва Нонн, комментатор сочинений свт. Григория Богослова, живший в VI в. Однако независимо от того, был ли Н. П. христ. епископом, он, очевидно, был христианином, его богословские познания весьма обширны.

http://pravenc.ru/text/2577949.html

Александрийские ученые Иоанн Филопон, Олимпиодор, Стефан Александрийский, ритор Менандр и др. унаследовали традиции античных философов, математиков и географов и сохранили для будущего важнейшие положения античной науки. В Александрии были созданы такие труды, как сборник предварительных упражнений (Север Александрийский, IV в.), элементарный учебник по греческому языку – «Каноны» (Феодосий Александрийский, V в.), школьный учебник по орфографии Иоанна Филопона, «Математическое собрание» Паппа Александрийского, комментарии к сочинению Псевдо-Демокрита «Физика и мистика» Синесия Александрийского (VI в.), обширный словарь, составленный Кириллом Александрийским , астрономические и астрологические труды и другие сочинения. Синесий Киренский и Аммиан Марцеллин ставили Александрию как центр науки и образования выше Афин: в ней проводились, «хотя и немногие наблюдения мирового движения и течения небесных светил», со дня на день повышалось «изучение медицины, и циркуль геометра вскрывает... разные тайны». В поисках философского камня ученые Александрии начали разрабатывать теоретические положения алхимии, что способствовало накоплению определенных химических знаний. В ранневизантийский период в Александрии усилились этнические и конфессиональные конфликты. Жестоким гонениям подверглись ученые-язычники. В 415 г. толпой александрийских христиан-фанатиков была убита Ипатия, профессор высшей школы. Среди александрийских христиан также не было единства: существовало два идейных течения. Одно опиралось на древнегреческую физику и астрономию, другое – на учение Феодора Мопсуэстийского. Оба течения сыграли важную роль в развитии христианской космографии и космогонии. С Александрией была связана деятельность епископов Афанасия Великого , заложившего основы византийского богословия и эстетики, автора «Катехизиса» Кирилла и Феофила, принявших участие в дискуссии о догмате Троицы. Вплоть до Эфесского собора 449 г. александрийская церковь фактически стояла во главе восточной церкви. Александрийский патриарх был наделён большими правами: ему подчинялся начальник полиции, он собирал, а нередко и вводил новые пошлины, производил ревизию мер и весов, разрешал спорные вопросы, связанные с летосчислением, с определением времени празднования пасхи и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1754 году владыка возвел своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря . В сентябре 1754 года святитель издал указ, в котором отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства. Указом духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову , Псалтири , пению и букварю, причем учение " должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим. " Первое время положение со священниками было настолько плачевным, что святитель вынужден был ходатайствовать перед Святейшим Синодом о присылке в епархию подготовленных священнослужителей, но ходатайство осталось безответным. Стало ясно, что церковный причт необходимо готовить на месте. Владыка перевел из Вознесенского монастыря в архиерейский дом школу, после чего потребовал от благочинных прислать всех малограмотных клириков и их детей для воспитания и обучения. Владыка стал первым учителем; преподавал церковнославянский и русский языки. Уже через год в школе преподавались также латинский язык и риторика. Школьная программа была приближена к программе тогдашних духовных семинарий. Святитель не оставлял без внимания и паству. Он предпринимал многомесячные поездки по епархии - в Нерчинск , Шилку , Киренск , дважды в Якутск и до самой Камчатки . Целые месяцы, не жалея себя, проводил он в пути, часто передвигаясь по сибирским дебрям верхом на лошадях. Повсюду он видел изъяны, с которыми старался бороться: пьянство, разбой, маловерие, отступничество или язычество, безграмотность и отсутствие каких бы то ни было школ. Владыка отдавал много сил воспитательной и просветительной деятельности: сам служил на приходах, произносил проповеди, призывая к борьбе с пороками и исполнению христианских заповедей. Внимательно изучая людей и обстановку, в проповедях и личных беседах святитель неустанно побуждал всех к более высоким нравственным идеалам. Следил за нравственной чистотой паствы, заботился о положении женщин в семье, охранял их от несправедливого отношения к ним.

http://drevo-info.ru/articles/9933.html

Богословы Византии воспримут наследие обеих школ: антиохийской — главным образом через свт. Иоанна Златоуста, и александрийской — через свт. Кирилла. Если первое направление в доктрине Боговидения отмечено известной ограниченностью в силу того, что оно увязывается только с Личностью Христа, явленной “по Его Человечеству”, то второе течение ставит акцент на “красоте Божественной природы”, на вечной славе Христа, общей для Него с Отцом и Святым Духом. Антиохийская богословская мысль знает лишь (как понятие — Пер.) движение божественного снисхождения, приспосабливая проявления Бога вовне к возможностям тварных существ: она есть мысль главным образом христологическая. Мысли же александрийской известно движение противоположное — с которым человек восходит к единению с Богом, к обожению; это — мысль, ставящая акцент на пневматологии. Считается, что после середины V в. наступает закат великой богословской литературы Востока: “Имена бл. Феодорита и свт. Кирилла в какой-то степени заключают собой список великих писателей греческой Церкви: литературная жизнь истощается, и наступает век богословия менее красноречивого, но зато более утонченного” 40 . Это справедливо только с чисто литературной точки зрения — великое красноречие заканчивается, но великая богословская мысль продолжает развиваться. Со св. Дионисием Ареопагитом и преп. Максимом мы войдем в мир богословия собственно византийского. Но перед тем, как приступить к учению о Боговидении в Corpus diony­siacum 41 , нам необходимо вернуться несколько назад, чтобы рассмотреть, как этот вопрос ставится аскетическими авторами в V веке. Перевод с французского Ю. Малкова 1 Здесь В. Н. Лосский имеет в виду неоднократно критически упоминаемое им в своих работах понятие “ fug»” (характерное для философии Платона и Плотина) — ‘мысленного бегства’, духовного побега из мира — как пути к достижению интеллектуального и даже сверхинтеллектуального созерцания высших истин, а затем — и “уподобления Богу”. — Пер. 2 Синесий Киренский (ок. 372 — ок. 415) — философ-неоплатоник и поэт-гимнограф; ок. 410 г. рукоположен Феофилом, патриархом Александрийским, во епископы города Птолемаиды. — Пер.

http://pravmir.ru/siro-palestintsyi-i-sv...

20 марта 1754 года святитель Софроний прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь – место жительства своих предшественников, молился на могиле святителя Иннокентия (Кульчицкого; † 1731, память 26 ноября/9 декабря). Для знакомства с паствою святитель Софроний предпринял продолжительные и трудные путешествия по епархии, посетив при этом Нерчинск, Киренск, Якутск. Посещения самоотверженного иерарха, умудрённого опытом и воодушевлённого ревностью по Бозе, всюду вносили свет евангельской истины и христианской любви. Немало трудов положено святителем по устроению и расширению дела Сибирской миссии. С этой целью он устраивал миссионерские станы, сам лично совершал многочисленные миссионерские поездки, давал пространные наставления миссионерам, заботился как о духовных, так и о материальных нуждах крещёных инородцев. Своё пребывание на Иркутской кафедре святитель ознаменовал также ревностным попечением о благолепии богослужения, постройке храмов, снабжением их утварью, колоколами, постройкой архиерейского дома, устройством духовной семинарии, причём лично разделял труд преподавателей. Он неустанно заботился о нравственном и материальном благополучии духовенства. Известны случаи заступничества епископа по поводу своеволия местных воевод, притеснявших жителей края. Много заботился владыка о повышении уровня жизни монашествующих, назначая настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году святитель Софроний возвёл своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в сан архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамятный настоятель послужил монастырю тридцать три года, до своей блаженной кончины. В сентябре 1754 года святитель издал указ, в котором выражалась озабоченность обучением и воспитанием детей. Духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причём учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010