Напротив, если человек не соблюдает заповеди и в нем продолжают жить страсти, то это препятствует православному безмолвию. В этом случае ростки безмолвия, даже если они уже появились, немедленно заглушаются, исчезают. «Ничто другое поистине так не расстраивает состояния безмолвия и не лишает его божественной помощи, как следующие главные страсти: дерзость, чревоугодие, многоглаголание и суетная забота, надмение и госпожа страстей – самомнение» (Св. Григорий Синаит. Добр. Т.5. С.202).    Из сказанного хорошо видно, что умное безмолвие в высшей степени необходимо для очищения души от страстей и достижения общения с Богом. Это не излишество, не особый образ жизни, доступный лишь немногим, или, вернее, не специальный метод, который могут использовать одни только монахи. Оно предназначено для всех. Умное безмолвие – это делание, необходимое человеку для того, чтобы он мог достичь своей главной цели – созерцания Бога, обожения. Однако умное безмолвие имеет разные степени.    Евангелие многократно говорит о том, как Господь учил очищению сердца от страстей, внутренней молитве, избавлению от власти помыслов и так далее. Сам Он показал Своим ученикам достоинство пустыни, позволяющей человеку победить врага. Поэтому и в учении святых апостолов содержится немало «трезвенных наставлений».    Было бы неуместно приводить здесь все эти тексты. Напомним лишь некоторые из них.    Известно, что после Своего крещения Господь возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола (Мф.4:1). Там, в пустыне, Он победил диавола, предложившего Ему три известных искушения. Мы видим, что Господь многократно удаляется в пустыню и не только для того, чтобы отдохнуть, но и чтобы таким образом дать урок Своим ученикам. ...Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один (Мф.14:13). После чуда умножения пяти хлебов Он опять в одиночестве восходит на гору для молитвы. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один (Мф.14:23).    Очень важно, что, когда ученики собрались к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили, Он сказал им: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Мк.6:30-31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

Любовь Божия одержит нас, – взывал апостол Павел; и вот, кто придет в это состояние – в познание, что Бог есть любовь и пребывающий в любви, в Боге пребывает и Бог в нем, тот уже не унывает духом, не мыслит зла, не бесчинствует, не превозносится, но смиряется и умиротворяется и сердцем всегда радуется о Господе. А как прийти в это ангельское устроение, в состояние богоподобное? Златоуст говорит: «молитва приводит человека в состояние высшее всякого земного состояния». И действительно, кто прилепляется умом и сердцем к Отцу щедрот и всякой утехи, тот немногим чем бывает умален от ангелов, он так укрепляется силою Вышнего, что без труда совершает восхождение свое на небо, и по чувствам и стремлению ума своего весьма приближается к небожителям. И вот в такое-то состояние, преподобное и высокопреподобное, приходит человек не иначе, как только молитвою умною и сердечною. Не всякая молитва приводит человека в высшую духовную область, хотя бы кто молился по виду много и долго, но без внимания, без чувств благих и упования на Божию милость. Многие не вразумляются словом истины и помышляют, подобно язычникам, что услышаны будут они за свое многоглаголание ( Мф.6:7 ); и вот устами почитают Иисуса Христа своим Спасителем, а сердцем отвергают от себя Его милость, и потому не чувствуют в себе радости спасения: не уверяются и не познают, сколь благ Господь и сколь велика милость Его к призывающим Его во истине (Ср. Пс.144:8 ). За то и говорит о них пророк: близ еси ты, Господи, уст их, далече же от утроб их ( Иер.12:2 ). Не таковы же бывают истинные молитвенники, кои говорят: яко очи рабов обращены на руки господ своих, (подающих им пищу), тако очи наши ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны ( Пс.122:2 ). Они не бормочут языком, как язычники, не умножают слов своих пред Тем, Кто видит и самые сокровенные мысли, но ведают, что душе бывает благо и весьма благо, когда она взирает на Господа и надеется, как сказано, с молчанием спасения Божия. Таков был Моисей, который при переходе через Чермное море молился умом; хотя он слов не говорил, но Бог воззвал ему: что вопиешь ко Мне? ( Исх.14:15 ). Таков был и Павел, изрекший: хочу лучше пять слов сказать умом, нежели десять тысяч языком ( 1Кор.14:19 ). Поучись и ты, друг мой, такому внутреннему делу, и не желай себе многословия в молитве; ибо оно не приблизит тебя к Богу, но чистое сердце и праведная мысль приведут душу твою в созерцание Бога и соединят тебя с Богом. Кто всею душою и всем помышлением своим прилепляется к Сокровенному в тайне, тот остается иногда без всяких знаков видимой молитвы, погруженный весь в таинственное молчание; но это молчание есть сладкая беседа с Богом, хотя и без слов, без звуков. И блажен, кто молится такою молитвою – немятежною и нетщеславною, душа его всегда покоится в мире, и сердце, соединенное с Богом, радуется о Нем, – как говорит апостол, – радостью неизглаголанною и преславною.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

А потому два желания должен испытывать человек, чтобы очиститься: желание покаянием смыть с себя скверну греха и желание войти в истинный разум. Помилуй, Боже, помилуй мя. [Царским достоинством, венцем и багряницею одеян, многоименный человек и праведный, богатством кипя и стады, внезапу богатства, славы царства, обнищав, лишися. Помилуй, Боже, помилуй мя. Аще праведен бяше он и непорочен паче всех, и не убеже ловления льстиваго и сети; ты же грехолюбива сущи, окаянная душе, что сотвориши, ащ чесому от недоведомых случится наити тебе? Помилуй, Боже, помилуй мя.] 951 Высокоглаголив ныне есмь, жесток же и сердцем, вотще и всуе, да не с фарисеем осужиши мя. Паче же мытарево смирение подаждь ми, Едине Щедре, Правосудне, и сему мя сочисли «Два человека пришли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ( Лк. 18, 10–13 ). И я, как тот фарисей, «без причины и напрасно ныне велеречив и дерзок сердцем». Без всякого основания произношу я предерзостно высокие слова. Я ли сам не обижаю? я ли не возношусь? я ли не утаиваю? Фарисей – тот хоть заповедь о посте свято соблюдал 952 , а я – и посты нарушаю, и чрезмерно питаю плоть мою, боясь досаждения от нее больше, чем праведного гнева Создателя... Господи, прости мне безумное многоглаголание мое, не осуди меня с фарисеем, но дай мне смирение мытаря, причисли меня к нему, ибо истинно сказано Тобою: «сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» ( Лк. 18, 14 )... Посмотри, душа моя! Святой евангелист пишет: оба пошли оправданными, но один – более, чем другой. Но святители в один голос учат нас: фарисей ушел осужденным! 953 Значит, истинное оправдание – это оправдание большее, максимальное, высшее, это – оправдание, которое не достигается делами закона, ибо «делами закона не оправдается никакая плоть» ( Гал. 2, 16 ; Рим. 3, 20 )! Тот, кто «оправдан более», тот – воистину оправдан, все же другие – осуждены...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Вот молитва не тщеславная, не рассеянная умом, совершается во глубине сердца! Но вот еще учит Он молитве немятежной, вполне безмолвной: а молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо думают они, что во многоглаголании своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде вашего прошения ( Мф.6:5–8 ). Можно часто призывать Бога и без всякой пользы, умножать моления и не быть услышанным. Видим мы людей, подолгу молящихся (Ср. Мк.12:40 ), и однако Господь говорит о них: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидите в Царство Небесное ( Мф.5:20 ). Ибо сказано: и молитва его да будет в грех ( Пс.108:3 ); Господь не извинит того, кто имя Его произносит напрасно (Ср. Исх.20:7 ). Ибо свято и страшно имя Его ( Пс.110:9 ). «Все мы молимся, – как говорит Иоанн Златоуст , – но не все пред Богом. У кого тело лежит на полу, а душа скитается по земле, уста бессмысленно произносят слова, тот, можно ли сказать, что произносит Богу молитву свою? Многие, приходя в церковь , произносят тысячи стихов и выходят, не зная, что говорили. Если сам ты не внимаешь молитвенным словам своим, то как хочешь, чтобы Бог внял тебе?» Да и что значат одни слова пред Испытующим сердца и утробы? Говорить одно, а в мыслях держать другое свойственно одним лукавым людям; но что успеет лукавый пред всеведущим Богом? Потому, когда стоишь на молитве, то знай, что стоишь пред Богом, и каждое слово твое есть слово к Богу, и не буди яко человек, искушаяй Господа ( Сир.18:23 ). Как Моисею не дозволено было приступить к купине, где был Господь, покуда не иззует сапоги от ног ( Исх.3:5 ), так и тебе беседовать с Богом, пока не отрешишься от земных помышлений. И пред земным владыкою говорить без внимания не безопасно; тем более пред Тем, Кого трепещут херувимы. Потому Писание учит: прежде, даже не помолишися, уготови себе ( Сир.18:23 ), – оставь позади себя все земное, взойди умом на небо, отстрани от себя и невидимую тварь и предстань пред Седящаго одесную Отца, – Ходатая Бога и человеков, человека Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Если же не можно найти наставника, могущего руководствовать к умосозерцательной жизни, то в таком случае должно руководствоваться Священным Писанием, ибо Сам Господь повелевает нам учиться от Священного Писания, глаголя: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную ( Ин.5:39 ). Так же должно тщиться прочитывать отеческие писания и стараться, сколько можно, по силе исполнять то, чему научают оные, и таким образом мало-помалу от деятельной жизни восходить к совершенству умосозерцательной. Ибо, по словам св. Григория Богослова , самое лучшее дело, когда мы каждый сам собою достигаем совершенства и приносим призывающему нас Богу жертву живую, святую и всегда во всем освящаемую (Слово на святую Пасху). Не должно оставлять деятельную жизнь и тогда, когда бы в ней человек имел преуспеяние и пришел бы уже в умосозерцательную: ибо она содействует умосозерцательной жизни и ее возвышает. Проходя путь внутренней и умосозерцательной жизни, не должно ослабевать и оставлять оного потому, что люди, прилепившиеся ко внешности и чувственности, поражают нас противностью своих мнений в самое чувство сердечное, и всячески стараются отвлечь нас от прохождения внутреннего пути, поставляя нам на оном различные препятствия: ибо, по мнению учителей церковных (Блаж. Феодорита «Толкование на Песнь песней»), умосозерцание вещей духовных предпочитается познанию вещей чувственных. А потому никакими противностями в прохождении сего пути колебаться не должно, утверждаться в сем случае на слове Божием: не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш ( Ис.8:12–13 ). Об уединении и молчании Паче всего должно украшать себя молчанием; ибо Амвросий Медиоланский говорит: «Молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни одного». И паки некто из отцов говорит: «Молчание есть таинство будущего века, словеса же орудие суть мира сего» (Добротолюбие, ч. 2, гл. 16). Ты только сиди в келье своей во внимании и молчании и всеми мерами старайся приблизить себя ко Господу, а Господь готов сделать тебя из человека ангелом: На кого Я призрю, – говорит Он, – на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом ( Ис.66:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

15 . Когда обольщение распространялось, то обличили его два добрых человека, Петр и Павел, старейшины Церкви, туда прибывшие, и величающегося мнимого бога, Симона, поразили внезапною смертью . Ибо когда Симон обещался вознестись на небеса и несом был по воздуху на колеснице злых духов, тогда рабы Божии, преклонивши колена и изъявивши то согласие, о котором сказал Иисус: если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им ( Мф.18:19 ), посредством молитвы стрелу единомыслия пустив на волхва, свергнули его на землю. И нимало не удивительно, хотя, впрочем, дело дивное. Ибо Петр имел при себе ключи неба, недостойно удивления; ибо и Павел был человек, восхищенный до третьего неба в рай и слышавший неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор.12:4 ). С воздуха на землю низвели мнимого бога, который низведен быть имеет в преисподнюю. Это был первый змей злобы, но по отсечении одной головы корень злобы явился снова многоглавым. 16 . Керинф развращал Церковь , равно и Карпократ, Евионей и Маркион, – язык безбожный. Он проповедал различных богов, одного доброго, другого справедливого, противореча Сыну, говорящему: Отче праведный! ( Ин.17:25 ). Проповедал притом иного Отца, и иного творца мира вопреки сим словам Сына: траву на поле, которая сегодня есть, а завтра брошена в печь, Бог так одевает (ср. Лк.12:28 ); также повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ). Он изобретатель был другого зла. Второй змей злобы Маркион. Ибо, быв обличаем свидетельствами Ветхого Завета, находящимися в Новом Завете, первый осмелился опровергать свидетельства и возвещаемое учение веры – оставить без свидетельств, после того как оставил он Бога; и как будто бы не было более проповедников, хотел ослабить веру Церкви. 17 . После него восстал другой, Василид, человек бесчестный, негодных нравов, проповедующий распутство. Старался распространить зло сие и Валентин, который проповедовал тридцать богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

87.  И что люди будут жить не в многоглаголании закона, а в краткости (простоте) веры и любви, об этом Исаия говорит так: «Краткое и точное слово в праведности; ибо Бог совершит краткое слово по всей земле» (Иса. X, 22:23). И поэтому апостол Павел говорит: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. XIIІ, 10);. ибо кто любит Бога, тот исполнил закон. Также и Господь, когда Его спросили, какая главная заповедь, ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею крепостью твоею; и вторая подобна ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мрк. XII, 30 сл., Мф. XXII, 37 сл.). Он посредством веры в Него развивает нашу любовь к Богу и ближнему, вследствие чего мы делаемся благочестивыми и праведными и добрыми; и поэтому (сказано): «Краткое слово Он совершил на земле, во вселенной». 88.  И что Он после Своего вознесения будет возвышен над всеми, и что никто не может сравниться с Ним, об этом Исаия говорит так: «Кто есть судящийся? Пусть приступит! И кто оправданный? Пусть приблизится к Сыну Божию. Горе вам, так как все вы, как одежда обветщаете, и моль поест вас, и всякая плоть смирится и Господь один вознесется между всеми возвышенными» (Иса. L, 8 и II, 11:17). И что в конце те, которые служат Богу, Его именем спасутся, об этом Исаия говорит: «И тем. которые Мне служат, будет дано новое имя, которое благословенно на земле; и прославят Бога истинного» (Иса. LXV, 15 сл.). И что Он Сам совершит это благословение и Сам спасет нас Своею кровию, об этом Исаия возвестил в следующих словах: «Не ходатай и не ангел, но Сам Господь спас их; по Своей любви к ним и снисхождению Он искупил их» (Иса. LXIII, 9). 89.  Что Он не хочет возвращать искупленных к законодательству Моисея — ибо закон исполнен Христом — но что должно жить верою и любовью от (?) Сына Божия по новому существу этого слова, об этом Исаия возвещает следующим образом: «Не вспоминайте прежняго и не помышляйте о том, что некогда произошло. Воистину я совершаю нечто новое, что уже является, и вы узнаете его. И я создам реки в пустыне и в безводной степи, чтобы поить избранный народ Мой, народ, который я приобрел для Себя, чтобы он возвещал славу Мою» (Иса. XLIIІ, 19 — 21). Пустыней же и стенью прежде было призвание язычников, ибо ни Слово не проходило чрез него и не поил его Святый Дух, Который проложил новый путь благочестия и праведности и источил обильные потоки, т. е. распространил на земле Святого Духа, как Он обещал чрез пророков в последние дни излить Духа на всю землю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Великий и верховный среди постников, блаженный Антоний, сострадал человеческому и сродному естеству, видя, что одних людей ласкают, других мучают, одни веселятся среди богатства, другие страдают в нищете, одни живут до старости, другие же умирают в юности, — видя это, он не спорил, не многоглаголал, не возражал, но стал молиться о них и услышал глас Божий, говорящий ему: “Антоний, заботься о себе, а о том, о чем Бог не повелел, не спрашивай”. Подумай, страстный и окаянный, недостойный даже тени упомянутых, кто ты есть и о чем ты спрашиваешь, надоедая Богу рассуждениями! Ибо Он говорит: “Если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?”(Мал. 1, 6.) Ведь благоговеющий не спрашивает, не выпытывает, но поклоняется и прославляет и всему верует. Как сказал великий Павел об Аврааме и о послушании его: “Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное”(Рим. 4, 20я — 21.). И еще он говорит: “Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя”(Евр. 10, 38.). Ведь мы, братия, живем не для сомнения погибельного, но для веры, спасающей душу: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом… Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое… А без веры угодить Богу невозможно”(Евр. 11, 1, 3, 6.). И еще говорит апостол: “Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу”(2 Кор. 10, 4–5.). Ибо сказано Святым Духом: “Верен Господь во всех словах Своих”(Пс. 144, 13.), в том, что повелевает, или отвергает, или обещает, или запрещает (Ср.: Втор. 7, 9; 32, 4; 2 Тим. 2, 13; Евр. 10, 23.). И довольно об этом. Слово десятое, против ереси новгородских еретиков, хулящих творения святого Ефрема и говорящих, что творения его ложны. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что творения святого Ефрема истинны и соответствуют писаниям пророческим, евангельским и апостольским

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Читаем: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3: 17). И там, где мы, христиане, в угоду политическим, материальным и каким-либо иным интересам поступаемся учением Святаго Евангелия, там мы и перестаем быть христианами и в нас начинает проступать образ того, который приидет во имя свое. Должны мы, христиане, являть в своем благочестии противоположность и молитвенному благочестию иудеев. Как мы и прочитали о них и о нас: «Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» – то есть вся их награда земное и тленное; «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» – смысл сих слов более чем очевиден: мы уже в этой жизни получаем и стремимся к награде Небесной. Но мы читаем далее: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6: 7–8). По учению святых отцов, языческое многословие в молитве означает не знать меры в том, что мы просим у Бога. Или молиться так долго, что молитва для самого молящегося превращается в повод для самолюбования. В таком случае человек гордится сам собою. Известно, как в своих языческих «молитвах» преуспевают те же кришнаиты, из-за чего многие из них и впадают в бесовское самомнение. Блаженный Феофилакт пишет: «Многоглаголание есть пустословие, когда, например, молимся о чем-либо земном – о власти, славе, богатстве. Итак, ты не будь пустословом и проси того, что достойно Господа Бога» 26 . При языческом понимании молитвы количество поглощает качество Языческое понимание молитвы – это когда количество поглощает качество. Блаженный Феофилакт пишет о нерадивых в благодати христианах, которые впали в подобное мантрическое отношение к молитве: «Не должно совершать молитв, составленных из многочисленных слов, а должно молиться не многими словами, но сердечно и непрестанно» 27 .

http://pravoslavie.ru/96073.html

Многие из нас страдают унизительной привычкой браниться дурными словами, божиться. Заповедь же Господня нам гласит: Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф.5:37 ). В другом месте Господь предупреждает нас и говорит, что за всякое праздное слово мы дадим ответ в день суда (см.: Мф.12:36 ). – Господи, прости нам наше празднословие, суесловие, сквернословие, многоглаголание. Помолимся вместе с пророком Давидом: Положи, Господи, хранение устам моим и огради двери уст моих ( Пс.140:3 ). Для нашего общего назидания послушаем, что пишет святой апостол Иаков в своем Соборном послании (чти гл. 3 со второго стиха). Какие еще грехи и мерзости мы допускаем в своей повседневной жизни? Мы часто ленимся, нечестно выполняем свои служебные обязанности, грубим друг другу. Мы часто раздражаемся, гневаемся, не терпя обид или неприятностей друг от друга. – Господи, прости нам! Господи, в добре и правде, честности и святости укрепи путь земной жизни нашей! А сколько бед и несчастий приносят человеку грехи плоти: блуд, прелюбодеяние и всякая плотская нечистота. Сколько разбитых супружеств, покинутых жен или мужей, осиротевших детей стало жертвой этого греха! А между тем нам даже в помыслах запрещено грешить этими грехами, ибо сказано: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Кто из нас чист от этого греха? Кайтесь! Кайтесь каждый чистосердечно и искренне! – Господи! Прости меня за грех пристрастия к телу, за служение плотским страстям и вожделениям. Господи, очисти мое сердце, просвети ум, укрепи волю в борьбе с похотью тела и растленностью воображения. Много еще и других грехов в нашей жизни! Их всех просто перечесть невозможно! Вот, например, человек стоит в храме и молчит и, по-видимому, никому зла не приносит и никакого греха не творит. А если заглянуть в его душу, то сколько там обнаружится тайных мыслей, скрытых дурных желаний, всяких вожделений и воздыханий! Чего только не позволяем мы себе в тайных мыслях: и осуждаем одних людей и завидуем другим, и себя превозносим и не стыдимся разных непристойностей и мерзостей! В нас живут как бы два разных человека. На виду, на людях – один человек, а внутри себя – совсем другой: тут мы слабые, завистливые, похотливые, мелочные, гордые, бессовестные, как будто уже совсем потерявшие образ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010