Количество главок на ярусах и апсиде (четыре и пять, т.е. девять, плюс еще три) несомненно, имело не только декоративное, но и символическое значение. Число пять в православной иконографии толковалось как «мистическое единение земной церкви, поврежденного человечества со Спасителем», евангельскую проповедь во все концы мира. Цифра четыре понималась как символ Небесного Иерусалима и Новозаветной Церкви. Число три издревле обозначало три лица Святой Троицы. Наконец, девятка символизировала гармонически устроенную структуру, завершенность и совершенство (девять чинов ангельских, девять песен православного канона и т.д.). Она была связана с символикой христианской модели мира и, в конечном итоге, воспринималась как образ Новой Церкви с ее Главой – Спасителем Все эти грани общей символической программы соответствуют православному толкованию праздника, во имя которого освящен храм. Крещение Господне в церковной традиции - обновление человеческой природы, очищение ее от греха и приуготовление к жизни вечной. В более широком смысле, крещение - это второе рождение для Вечной жизни и смерть для жизни греховной. Без него невозможно войти в Царствие Небесное – Горний Иерусалим. Второе название праздника – Богоявление - указывало на явление всех трех Лиц Святой Троицы у вод Иордана. «…И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Матф. 3, 16-17). Таким образом, значение главок на четверике и восьмерике не исчерпывается тем, что многоглавие «… ставит церковь Лядинского погоста между церковью Кижского погоста и церквами пятиглавыми, причем она, конечно, более близка к последним, так ее пятиглавие сильно подчеркнуто, будучи выделено в самостоятельную группу» В данном случае, архитектурное решение раскрывает глубокую сущность посвящения церкви. При сравнении Богоявленского храма с церковью Покрова в Кижах можно отметить несколько своеобразных черт в архитектуре первого из них.

http://sobory.ru/article/?object=06027

Всякий раз, когда мы обращаем взор в прошлое, мы непременно должны чему-то учиться. Вот и сравнительно недавняя история нашей страны учит нас тому, что вера, преданность Церкви сильнее всего. Это огромная сила, с которой неспособен справиться ни один враг. Потому что с нами Бог, а с враждебной силой Бога нет. И каждый из нас должен жить с таким чувством и помнить, что с нами Господь и никто не может отлучить нас от любви Божией, кроме нас самих. Если же мы от Бога отказываемся, если перестаем ходить в храм, если не думаем о церковном воспитании своих детей, как иногда говорят, мол, вырастут и пусть сами решают, — тогда это великий грех и неправда. Детей нужно воспитывать в вере с самого раннего возраста и самим укрепляться: посещать храмы Божии, читать Священное Писание, иметь веру разумную — не только обряды совершать, но и умом и сердцем воспринимать слово Божие. Вот я и желаю всем вам именно так сохранять православную веру, а вместе с ней — наши замечательные обычаи, национальные традиции, потому что наша культура проникнута Православием и является частью нашего общего духовного наследия. Пусть Господь хранит сие святое место и каждого из вас, укрепляет ваши душевные и телесные силы, а детей укрепляет особо на пути их духовной жизни, потому что они будут жить тогда, когда никого из нас на свете уже не будет. И важно, чтобы и они так же собирались в святых православных храмах, причащались Святых Христовых Таин, молились Господу и воспитывали в православном духе своих детей. Такова наша с вами задача. Еще раз всех вас сердечно приветствую в этот прекрасный солнечный день и призываю благословение Божие на всех вас. Храни вас Господь!» В дар храму Патриарх передал Теребинскую икону Божией Матери и пасхальное яйцо. Верующим были розданы иконки Спасителя с Патриаршим благословением. В 1988 году в Болгар из села Порфирьевка Спасского района был перенесен деревянный храм Живоначальной Троицы. Село умирало, и деревянная церковь, построенная по проекту казанского архитектора Малиновского, находилась в запустении. После перемещения многоглавый храм освятили в честь мученика Авраамия, Болгарского чудотворца.

http://patriarchia.ru/db/text/6029129.ht...

Точно так же далеко не оригинален П.А. Павленский. О его художественных акциях можно прочесть в том же Новом Завете — «И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мр. 5,2-5). Евангелист Марк не детализировал художественные замыслы бесноватого, но это сделали нынешние хроникеры современного искусства. Впрочем, можно и не искать прототипы духовных светочей нашего времени в новозаветных текстах (хотя они там имеются и сходство чрезвычайно велико), а обратиться к ленте происшествий телеграфных агентств. По роду службы уже много лет я имею обыкновение ежедневно просматривать ленту новостей и могу ответственно заявить, что как аналоги главного редактора «Шарли» Ж. Бриара, указавшего, что «Понятие кощунства не имеет для нас никакого значения», так и различные бесноватые, в своем злохудожестве ничуть не уступающие Павленскому, являются регулярными героями хроники происшествий. Единственное отличие их от нынешних кумиров утонченной и прогрессивной общественности заключается в их недостаточной известности, вследствие чего их деяния не подвергаются столь обширному апологетическому истолкованию, как это случается с «Шарли» и Павленским. Хотя для человека, склонного скорее скептически относиться к многоглаголанию неблагопотребному, что безвестные герои уголовной хроники, что знаменитые герои хроники культурной оставляют скорее мрачное ощущение. Бесноватые — потому что не дай мне Бог сойти с ума. Бриареи, для которых понятие кощунства не имеет никакого значения, вызывают в памяти описание встречи с блатарями — «В один миг трещат и ломаются все привычки людского общения, с которыми ты прожил жизнь. Во всей твоей прошлой жизни — особенно до ареста, но даже и после ареста, но даже отчасти и на следствии — ты говорил другим людям слова, и они отвечали тебе словами, и эти слова производили действие, можно было или убедить, или отклонить, или согласиться. Ты помнишь разные людские отношения — просьбу, приказ, благодарность, — но то, что застигло тебя здесь, — вне этих слов и вне этих отношений». Ибо здесь — смеховая культура, не знающая границ.

http://pravoslavie.ru/87594.html

2 . Поэтому, горько оплакивая объемлющее души людей невежество и покрывающую их густую мглу, я желал бы найти какое-нибудь возвышенное место, с которого мне можно было бы видеть весь род человеческий; желал бы иметь и голос, который оглашал бы все пределы и слышен был бы для всех, живущих на земле, чтобы стать и взывать, и провозгласить слова Давида: «Сыны мужей!... доколе будете любить суету и искать лжи» ( Пс.4:3 ), предпочитая небесному земное, вечному временное, бессмертному тленное? Доколе вы будете закрывать глаза и заграждать уши, и не слушать Божественного голоса, ежедневно взывающего: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф.7:7–8 )? Но так как некоторые несовершенные, склонные более к предметам житейским и увлекающиеся плотскими помыслами, совершают молитвы ненадлежащими образом, то общий Владыка преподал нам наставление в молитве, когда сказал: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» ( Мф.6:7 ), называя излишним многоглаголанием речи, состоящие из множества слов, но не приносящие никакой пользы. Запрещая многоглаголание, Господь внушает то, что молящиеся не должны просить скоропреходящего и погибающего: ни красоты телесной, которая увядает от времени, изглаждается от болезни, исчезает при смерти, потому что такова телесная красота, она – кратковременный цвет, недолго являющийся весной юности, и скоро увядающий от времени; а если кто захочет исследовать самую сущность ее, то будет в состоянии тем более презирать ее, так как она есть не что иное, как влага, кровь, сок и жидкость съеденной пищи, через которую и глаза, и щеки, и нос, и брови, и уста, и все тело получает полноту, если же прекратится прилив этот, то совершенно исчезнет и благообразие лица, – ни денежного богатства, которое подобно речным водам притекает и утекает, переходит то к одному, то к другому, убегает от тех, кто удерживает его, и не остается у тех, кто любит его, подвергается бесчисленному множеству бедствий от моли, от разбойников, от клеветников, от пожаров, от кораблекрушений, от нападений врагов, от восстаний народа, от злобы рабов, от потери записей, от приращений и уменьшений и от прочих зол, которые у любящих богатство происходят от любостяжания, – ни почетной власти, которую также сопровождает множество скорбей, изнурительные заботы, частые бессонницы, козни завистников, враждебные замыслы ненавистников, красноречие риторов, благовидными словами утаивающее истину и подвергающее судей великой опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Сказано также в Святом Евангелии о молитве, о том, как надо молиться. «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». И Господь в той же, 6-й главе Евангелия от Матфея преподает пример, как надо молиться: молитву «Отче наш». И Он говорит, что не будьте многоглаголивы, как язычники, а молитесь так: «Отче наш, Иже еси на небесех! да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…» (Мф. 6, 9-12). Вот на эти слова хочу обратить ваше внимание: «И да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли». Эти слова, несомненно, имеют; дорогие братья и сестры, глубокое значение. Есть очень много святоотеческих творений, которые говорят и учат тому, как жить по воле Божией. Великое дело и признак духовного совершенства, когда человек-христианин воспитывает себя так, что во всех жизненных обстоятельствах, что бы с ним ни случилось, он всегда во всем видит волю Божию. Вот так праведный Иов, как известно вам, когда его постигло несчастье и он лишился всего, сказал: «Господь дал, Господь и взял (как угодно было Господу, так и сделалось), да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21). Подобное видение воли Божией во всем происходящем – удел духовно совершенных людей. К этому необходимо стремиться каждому христианину, и каждый человек должен сознавать, что все совершающееся в жизни совершается по воле Божией. Есть и еще Евангельские указания, очень полезные для каждого из нас. Например, об осуждении. «Не судите, да не судимы будете»,-говорит Святое Евангелие. И «каким судом судите, таким будете судимы; какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1, 2). Человек, склонный к осуждению ближнего, в Святом Евангелии называется лицемером: «Лицемер, вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5). К сожалению, эта привычка осуждать иногда превращается в порок.

http://pravoslavie.ru/1598.html

Еккл.6:10 . Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это – человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его. Что есть, что будет, – уже названо имя тому, и известно, что это человек, и не может он судиться с сильнейшим его. Ясно проповедуется о пришествии Спасителя, что когда Он еще имел явиться, прежде чем был видим во плоти, уже названо было в Писаниях имя Его, и известно пророкам и святым Божиим, – известно, что Он есть человек, и по человеческой стороне не может равняться Отцу, как говорит в Евангелии: «пославый Мя Отец болий мене есть» ( Ин.14:28 ). Поэтому в дальнейших словах и повелевается, чтобы мы не испытывали более того, чем сколько о Нём написано нам, чтобы человек не желал знать больше, чем сколько засвидетельствовало Писание. Ибо, поскольку мы не знаем о своём состоянии, и жизнь наша приходит как тень и будущее неизвестно: то для нас неполезно допытываться большего, чем сколько можем. Некоторые думают, что в этом месте указывается то, что Бог уже знает имя всех людей, кои имеют быть и будут облечены телом, и что человек не может препираться с Творцом своим, зачем Он сделал так, или иначе. Ибо чем больше мы будем допытываться, тем больше обнаруживается суета наша и суесловие. Но предведением Божиим не уничтожается свободная воля, так как прежде существуют причины, почему все произошло так. Еккл.6:11–12 . Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем? Ибо есть слова многие, умножающие суету. Какая выгода человеку? Ибо, кто знает, в чём благо человеку в жизни, в числе дней жизни суеты его? И сделает их как тень, ибо кто возвестит человеку, что будет после него под солнцем? поскольку, говорит, человек не знает о своём состоянии, и все, что, по-видимому, знает и видит, видит не так, как есть истина сама в себе, но чрез тусклое стекло, видит как тень и образ; поскольку он не знает будущего и в многоглаголании не избегает греха: то пусть он полагает молчание на уста свои, и верует, что пришёл Тот, о Котором написано, верует не разыскивая, как, каковым и каким пришел Он.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Еккл. 5:2 Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. Еккл. 5:6 Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты; но ты бойся Бога. – Что хуже многословия, производимого пустотой! – А что плохого? У философа на это два аргумента и одно сравнение. Во-первых, не торопись языком твоим , и даже сердце твоё да не спешит произнести слово пред Богом . В присутствии старшего и начальствующего не говорят без благословения, а когда говорят, то слова да будут немноги . Слово должно быть просто, по существу и кратко. Помни, что Бог на небе, а ты на земле , и много говорить не захочется. Это состояние внутреннего и подлинного благочестия, когда ощущение присутствия Божия, память о том, что Он на небе, а ты на земле, делает тебя немногословным. Это и есть исихия (молчание), которую стяжали афонские монахи и которую защищал св. Григорий Палама , написав Триады в защиту священнобезмолвствующих. Внутренняя пустынь священного безмолвия есть место обитания и благоволения Божия. Во-вторых, голос глупого познаётся при множестве слов. Хочешь определить, глуп или мудр твой собеседник, обрати внимание на количество произносимых им слов. Кому-то посоветовали: «Ты молчи, говори поменьше, тогда у тебя хоть вид умный». И правда ведь, откроешь рот, помчатся слова, и вся глупость твоя наружу. А ещё есть графомания – это про тех, кто пишет множество слов. Множество слов при скудости мысли. Приумолкли перед остепенившим их философом многоглагольники. Тут он им и сравнение приводит – слова, что сновидения. Как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познаётся при множестве слов . И ещё: Во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты . Суета и многопопечительность, заботы – источник сновидений без смысла и толка. Суета и глупость порождают потоки слов. Екклесиасту даже скучно стало в окружении многословящихмного суеты , суета сует и томление духа! Глупо внимать словам без смысла, глупо внимать сновидениям, порождаемым суетою. Где, как не в сновидениях, мы убеждаемся, какой суетой ещё переполнены наши сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ст. 2. Иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Ст. 3. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что и ядущего, т. е., например, уверовавшего помимо закона Моисеева язычника, римского, Бог же принял в Царство Христово. Кто, постясь сам, других, непостящихся, осуждает, тот и своей душе пользы от поста не получает. «Если подвизаетесь в посте как должно – не гордитесь. Если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо, ибо не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться». Так говорит преп. Исидор. Ст. 4. Да и кто ты, осуждающий чужого раба? Он пред своим Господом стоит или падает. Если же он падает, то он будет восстановлен, потому что Бог , в Которого верует, силен восстановить его. Кроме того, каждый из нас за себя даст отчет Богу ( Puм. XIV, 12 ). Православные! Во дни особенного поста и среди нас можно найти людей строго постящихся, менее постящихся и даже вовсе не соблюдающих поста в пище. Между нами же есть люди постящиеся, но осуждающие других за нарушение поста и, так сказать, незаметно сознающие себя выше других. Как же всем нам нужно держать себя в отношении друг к другу? – Так же, как завещал св. апостол Павел. Не станем же более судить друг друга, а лучше станем заботиться о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну ( Puм. XIV, 13 ). В отношениях к немощным, мнительным в вере и в набожности мы должны быть снисходительны, терпеливы и осторожны. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает ( Puм. XIV, 21 ), особенно когда ты своею свободою во вкушении пищи и питья нарушаешь общеустановленные, например на дни Великого поста, общеобязательные законы о воздержании, о посте. Ради пищи не разрушай дела Божия ( Puм. XIV, 20 ). А с другой стороны, и постящиеся телесно, поститесь и духовно. Разрешите всякий союз неправды, дадите алчущим хлеб, нищих бескровных введите в дома; избегайте осуждения других, всякого человекоугодия, многоглаголания. Да и при посте телесном должно: 1) наблюдать благоразумную постепенность в выборе и количестве снедей; 2) сообразовать пост с телесными силами; 3) избегать чрезмерного, расслабляющего поста; 4) при расслаблении тела от подвигов либо от болезни вовсе не держать поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Однако, все эти, как бесспорные, так и спорные черты, свидетельствующие об особенном положении Петра среди апостолов, получают полный смысл и значение лишь в связи с основными («solemniores») текстами, в которых устанавливается «примат» Петра. Как известно этих текстов три: – Мф. 16, 17–19 ; Лк. 22, 31–2 ; Ио, 21, 15–17. К ним и надо обратиться. III Воспроизведем сначала первый и самый основной текст, устанавливающий особое избранничество Петрово среди других апостолов: «Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивает учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого». ( Мф. 16, 13–16 ). Итак, Господь спрашивал всех Своих учеников сначала о том, за кого люди почитают Его, и ученики отвечали, очевидно, в непринужденной беседе, высказывая каждый свои наблюдения, так что и ответы были, естественно, разные: одни слышали, что за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, третьи за Иеремию или одного из пророков. И так как ответы были разные, то и отвечали многие (если не все). А затем Господь к ним же ко всем обратил вопрос, на который, хотя давалось и дается много ответов, но должен быть только один. Этих многих ответов не последовало, ибо ответ оказался один, единственный и безусловный. Кем и как он мог быть высказан? Здесь неуместно и даже невозможно было бы разногласие и многогласие: одни-другие. Все ответили как один и через одного, и этим одним, представителем всего апостольского чина, как бы старшиной апостольства, явился Петр, который и ответил за всех, как это и сказано прямо в Евангелии: «а вы за кого почитаете Меня? Петр же отвечая (ποκριθες) сказал». И что он выразил не просто свое личное мнение, но явился устами всего апостольства, это явствует из всего контекста, где молчание других апостолов не может быть понято иначе, как молчаливое согласие с исповеданием Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   Обратимся теперь к учению о страстях. Святые отцы говорят, что грех есть тление и смерть души. Апостол Иаков говорит: «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15). Вот оно и здесь – учение о грехе как о смерти; тот же, кто отвратит от греха ближнего, воскрешает умирающую или умершую душу, и этим многое покрывается.    Наших подвижников часто укоряют за то, что они призывают к плачу. О чем плакать? Да коли есть грехи, так надо и плакать – плач, говорят святые отцы, есть «укоренившаяся скорбь кающейся души». А у апостола: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» (Иак.4:9). Да, если вы желаете идти по пути обожения, то очиститесь: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:8).    Заметьте, что Иаков дает почти полный перечень страстей, о борьбе с которыми говорят святые отцы. Чтобы не очень затруднять вас, я перечислю только некоторые.    Прежде всего – гнев. Гнев есть та страсть, борьба с которой очень подробно разработана святыми отцами; и о ней же говорит апостол, первый предстоятель Иерусалимской Церкви.    Затем он говорит о той страсти, которую мы также хорошо знаем по писаниям святых отцов, – о многоглаголании и о борьбе с языком: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак.1:26). И далее: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2). Еще сильнее говорит он в другом месте: «Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их; вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает» (Иак.3:3—5); а отсюда и ложь: «и язык – огонь, прикраса неправды» (Иак.3:6).    Точно так же сталкиваемся мы в Послании апостола Иакова с упоминанием и о других страстях, которые вовсе не придуманы спасавшимися «в горах и в вертепах и в пропастех земных» (Евр.11:38), но которые есть у каждого из нас, ибо не пустынникам, ушедшим от мира, пишет апостол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010