Так, в Пархальский и Тбетский (Сванский) Многоглавы включено лишь по одному агиографическому сочинению, не имеющему параллелей в др. М.; Афонский Многоглав содержит 3 Мученичества, к-рые в других М. также не встречаются (Афонский Многоглав. 1999. С. 22). Неизвестны переводчики гомилетического репертуара М. Язык перевода незатейлив и прост, легко понятен слушателям и читателям. М., как и др. древние сборники (напр., Иадгари ), были заменены сборниками нового типа: Минеей и Триодями Постной и Цветной. Эсбрук составил сводную таблицу сочинений, входящих в Синайский, Пархальский, Тбетский (Сванский), Афонский, Кларджетский и Ханметный Многоглавы. История изучения М. привлекли к себе внимание ученых на рубеже XIX и XX вв. Первые издания были осуществлены в 20-х гг. XX в.: в 1926 г. Марр опубликовал с франц. переводом часть Афонского Многоглава (Le Synaxaire géorgien. 1926. Р. 629-741), в 1926 г. в «Трудах» Тбилисского гос. ун-та (ТГУ) А. Г. Шанидзе напечатал Ханметный Многоглав. В 1959 г. под редакцией Шанидзе был издан Синайский Многоглав. Особая роль в подготовке к изданию и в изучении М. принадлежит И. В. Абуладзе . Сопоставляя рукописи, он намеревался установить расположение текстов по праздникам, однако не успел осуществить этот план. Абуладзе сравнивал груз. рукописи с арм. источниками, определил программу исследований М. Ученый первым отметил, что для изучения М. необходимо выяснить происхождение составляющих его чтений; это помогло бы решить вопрос датировки представленных в М. переводов. В связи с этим он предлагал сопоставить весь текст М. с соответствующими текстами, представленными на языках народов, с к-рыми Грузия имела взаимоотношения начиная с древнейших времен ( Абуладзе. 1975. Т. 1; 1982. Т. 3). Абуладзе считал гомилетический материал М. более архаичным по сравнению с агиографическим. Новый этап в исследовании М. был обусловлен изучением и составлением каталогов и описаний груз. рукописей из коллекции Екатерины великомученицы монастыря на Синае в 50-60-х гг.

http://pravenc.ru/text/2563866.html

XX в. Ж. Гариттом и Эсбруком. Гаритт обратил внимание на сходство Синайского и Афонского Многоглавов и связал оба памятника с описанным А. Эрхардом типом сборников ( Garitte. 1956. P. 93). По совету Гаритта Эсбрук приступил к изучению Афонского Многоглава как древнейшего литургико-гомилетического сборника. С 1968 г. он публиковал вместе с лат. переводом сохранившиеся в грузинских М. тексты. К ним были приложены исследования, в которых ученый рассмотрел вопросы авторства, редакций и источников указанных сочинений. Предметом его исследований в основном был Афонский Многоглав, но вместе с ним он изучал и др. древнейшие груз. сборники, сравнивая их с сир., араб., копт., эфиоп., арм. текстами. На основе изучения параллельных версий исследователь реконструировал и оригинал М., к-рый считается утраченным. В 1975 г. Эсбрук опубликовал монографию, посвященную грузинскому М. ( Esbroeck. 1975). Он установил близость грузинского М. к греч. панегирику; также он отметил, что М. не следует точно ни годовому типу греч. панегирика, ни типу полугодового сборника, как предполагал Гаритт. По его мнению, М. по составу ближе всех стоит к рукописи Paris. gr. 582, X в., начинающейся 6 авг. и продолжающейся до Великого поста, а также к рукописи Vat. gr. 1990 (Ibid. Р. 18-19). Он отметил, что в грузинских М. содержатся уникальные чтения, что указывает на их составление в VI в. или, возможно, даже в V в. В кон. VII в. они были уже окончательно объединены «в достаточно тесно связанную коллекцию Многоглава». Большая часть чтений М. принадлежит к иерусалимской литургической традиции, хотя в них выделяются и более древние слои. Поздние дополнения визант. периода незначительны в количественном отношении и по литургической функции (Ibid. P. 346, 348-349). Эсбрук объяснил различие между грузинским М. и визант. гомилетическими сборниками использованием литургических календарей разных традиций и периодов (Ibid. P. 18-19; Афонский Многоглав. 1999. С. 28). Ханметный Многоглав (ХМ; НЦРГ. S 3902, 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2563866.html

16) Добрый собиратель винограда, вкушая зрелые ягоды, не станет собирать незрелых; ум благородный и владеющий собою, какие видит в ком добродетели, замечает их тщательно, а несмысленный станет отыскивать достойное порицания и недостатки. О нем-то и сказано: испыташа беззаконие: исчезоша испытающии испытания ( Пс.63:7 ). 17) Не осуждай, если видишь даже своими глазами; потому что и они часто обманываются. Вот десятая степень. Кто взошел на нее, тот стал делателем любви, или плача. Слово 11. О многоглаголании и молчании 1) В предыдущем слове сказано у нас кратко, как опасно судить других, или, вернее сказать, подвергать себя осуждению и наказанию за язык, и что порок сей прокрадывается даже в самых, по-видимому, людей духовных. Теперь, по порядку, следует уже указать нам в слове сем причину сего порока, и дверь, которою он входит, вернее же сказать, выходит. 2) Многоглаголание есть седалище тщеславия, на котором любит оно показывать себя и выставлять на позорище. Многоглаголание есть признак невежества, дверь к злоречию, руководитель к смехотворству, прислужник лжи, истребление сокрушения, провозвестник уныния, предшественник сонливости, рассеяние собранных мыслей, отложение осторожности, охлаждение сердечной теплоты, ослабление молитвы. 3) Молчание при ведении есть матерь молитвы, возвращение из плена, охранение в себе огня, надзор за помыслами, соглядатель врагов, узилище плача, друг слез, делатель памятования о смерти, живописатель будущего мучения, любоведец грядущего суда, споспешник спасительной печали, вражда на вольность в речах, спутник безмолвия, противник притязаний на учительство, приращение ведения, образователь созерцаний, неприметное преспеяние, тайное восхождение. 4) Кто познал свои прегрешения, тот сдерживает язык свой; а многоречивый не познал еще себя, как должно. 5) Любитель молчания приближается к Богу, и тайно с Ним, собеседуя, просвещается от Бога. 6) Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие обращает в ничто тщеславие гласа. 7) Петр, сказав слово, горько заплакал, не сохранив в памяти того, кто сказал: рех, сохраню пути моя, еже не согрешити ми языком моим ( Пс.38:1 ), и другого, который говорил: лучше с высоты пасть на землю, неже от языка ( Сир.20:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

яз.); она же. Библ. Мелхиседек в апокрифической лит-ре: по груз. пер.//Мравалтави. 1999. Т. 18 (на груз. яз.); она же. Груз. версия «Жития Адама». Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Шанидзе А. Синайский Многоглав 864 г. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); он же. Ханметные отрывки Протоевангелия Иакова//Тр. кафедры древнегруз. яз./ТГУ. Тбилиси,1977. Т. 20 (на груз. яз.); Birdsall j. N. A Second Georgian Recension of the Protevangelium Jacobi//Le Muséon. 1970. Vol. 83. P. 49-72; Esbroeck M. van. Nouveaux apocryphes de la dormition conserves en géorgien//AnBoll. 1972. Vol. 90. P. 363-369; idem. Apocryphes géorgiens de la dormition//ibid. 1973. Vol. 91. P. 55-75; idem. L " histoire de l " église de Lydda dans deux textes géorgiens//Bedi Karthlisa. P., 1977. Vol. 35. P. 109-131; Абуладзе И. Труды. 1975. Т. 1. С. 45-78 (на груз. яз.); Mah é J. -P. Le livre d " Adam géorgien//Stud. in gnosticism and Hellenistic religions/ed. R. Van den Broeck, M. Y. Vermaseren. Leiden, 1981; Древний метафрастический сб./Сост.: Н. Гогуадзе. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Афонская коллекция/Сост.: М. Долакидзе. Тбилиси, 1989. Т. 1 (на груз. яз.); Мгалоблишвили Т. , сост. Кларджетский Многоглав. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); La caverne des trésors: Version géorgienne/Ed. C. Kourcikidsé, trad. J.-P. Mahé. Lovani, 1992-1993. 2 vol. (CSCO; 526-527. iber.; 23-24); Чхиквадзе Н. Апокрифы «О посланиях Авгаря»//Гза самеупо (Путь Господень). Тбилиси, 1996. С. 32-72 (на груз. яз.); Нинуа Г. Груз. редакция «Жития Баграта Тавроменийского». Тбилиси, 2005 (на груз. яз.). Лит.: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях: По ркп. Соловецкой б-ки. СПб., 1890; Крачковский И. Ю. Новозаветный апокриф в араб. рукописи 885-886 гг. по Р. Х.//ВВ. 1908. Т. 14. Вып. 2/3. С. 246-275; Марр Н. Я. Арм. слова в груз. «Деяниях Пилата»//ЗВОРАО. 1913. Т. 18. С. 24-29; Чкония Т. Древнегруз. редакции «Хождения Марии»//Моамбе. 1959. Вып. 1. С. 51-74 (на груз. яз.); Долакидзе М. О составе афонской рукописи 79//Мравалтави.

http://pravenc.ru/text/639853.html

8) Приготовление трапезы служит испытанием для чревоугодников, а делание молитвы служит испытанием для боголюбцев. Первый, увидев трапезу, скачет; а последний делается унылым. 9) Долгий сон приводит к забывчивости, а бдение очищает память. 10) На гумне и при точиле собирают богатства земледельцы; а монахами собирается богатство и ведение в вечерних и нощных предстояниях и в умных деланиях. 11) Долгий сон – недобрый товарищ; половину жизни ленивых, или и более, похищает у них. 12) Неблагоискусный монах в дружеской беседе неусыпен; а настал час молитвы, – отяжелели у него глаза. 13) Ленивый монах искусен в многоглаголании; а предложено чтение, – не может от сна взглянуть и глазами. По гласу трубы воскреснут мертвые; началось празднословие, – бодрыми делаются усыпленные. 14) Мучитель сон – коварный друг; когда пресыщены мы, – часто от нас удаляется; а во время голода и жажды сильно нападает. 15) Влагает в нас мысль, во время молитв носить с собою рукоделие; потому что иначе не может расстроить молитву бодрствующих. 16) Прежде вступает в брань с новопоступившими, чтобы в самом начале сделать их нерадивыми, или приготовить к нападениям блудного демона. 17) Пока не освободимся от него, – не будем отказываться от псалмопения в общем собрании; потому что часто и от стыда не дремлем. Пес враждебен зайцам, и демон тщеславия – сну. 18) Продавец по окончании дня, а подвижник по совершении псалмопепия, садится и считает свой прибыток. 19) После молитвы веди себя трезвенно, и увидишь, что ряды демонов, как бы потерпевших от нас поражение, покушаются вторгнуться в нас, после молитвы, с непристойными мечтаниями. Тогда сев наблюдай; и, увидишь тех, которые, обыкновенно, похищают начатки душевного делания. 20) Бывает, что во время сна занимается мысль изречениями из псалмов, вследствие непрестанного упражнения в оных. Но иногда и демоны влагают нам в мысль сии изречения, чтобы довести нас до гордости. Не хотелось бы мне упоминать о третьем случае, разве кто принудит меня сказать это. Душа, непрестанно поучавшаяся днем в слове Господнем, и во сне охотно занимается тем же. Второе есть в собственном смысле воздаяние за первое, и служит к отгнанию духов и мечтаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

6) Одинаково предстояние всех предстающих на молитву, но много имеет в себе разностей и различий. Одни собеседуют с Богом, как с другом и Владыкою, принося Ему песнопение и прошение о помощи не им самим, но уже другим. Иные домогаются богатства, славы и большего дерзновения. Другие просят совершенного избавления от соперника их. Некоторые умоляют о получении ими какого-нибудь достоинства; иные же – о совершенном обеспечении от долгов; некоторые – об освобождении из темницы, иные же – о разрешении грехов. 7) На хартии моления нашего начертаем прежде всего искреннее благодарение; вторым стихом пусть будет исповедание, душевное сокрушение в глубине чувства. И потом уже прошение свое сделаем известным Всецарю. Показанный теперь образ молитвы есть самый лучший, как одному из братий открыто Господним ангелом. 8) Если был ты когда подсудимым у видимого судии; то не будешь искать другого способа предстоять на молитве своей. Если же не был, и сам не предстоял судье, и не видал, как истязуют других; то научись хотя подражать тому, как больные умоляют врачей, когда должны терпеть от них резания или прижигания. 9) Не хитри словами в молитве; потому что простые и неукрашенные лепетания детей часто угодны были Отцу их Небесному. 10) Не старайся о многоглаголании, чтобы в приискивании слов не рассеялся ум. Одно слово мытарево умилостивило Бога, и одно речение, произнесенное с верою, спасло разбойника. Многоглаголание в молитве вводит часто ум в мечтания и парения; а краткость молитвы, обыкновенно, собирает ум во едино. 11) Если усладился или умилился ты каким словом молитвы, то остановись на нем; ибо тогда Хранитель наш молится вместе с нами. 12) Не будь дерзновенен, хотя бы достиг ты и чистоты; но лучше приступай с великим смиренномудрием, и получишь еще большее дерзновение. 13) Хотя бы прошел ты всю лествицу добродетелей, молись об оставлении грехов, слыша, как Павел взывает о грешниках: от нихже первый есмь аз ( 1Тим.1:15 ). 14) Елей и соль – обыкновенная приправа варению; а целомудрие и слезы окрыляют молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

173) Один сведущий муж спрашивал меня: «скажи, желательно знать мне, скажи, какие из духов, при совершении нами грехов, смиряют ум, и какие возносят его? поскольку же затруднен был я предложением, и клятвою подтвердил свое неведение; то желавший научиться сам научил меня, сказав: «В немногих словах дав тебе закваску к различению духов, доискиваться прочего предоставляю собственному твоему трудолюбию. Дух плотоугодия, дух гневливости, дух чревобесия, дух уныния, дух сонливости не имеют как то обычая возносить рог ума; а дух сребролюбия, любоначалия, многоглаголания, и другие очень многие, имеют обычай прилагать зло к злу. Поэтому близок к последним и дух осуждения». 174) Если кто из иноков ходил к людям мирским; или принимал их у себя, и по разлучении с ними, чрез час или день, уязвляется стрелою печали, а не радуется паче, как освободившийся от задерживающей сети; то он сделался игралищем или тщеславия или блуда. 175) Прежде всего испытаем, откуда дует ветер, чтобы не натянуть ветрил не в ту сторону. 176) Упражняющихся в деятельности старцев, которые изнурили тела свои подвигами, утешай с любовью, доставляя им малое упокоение. А юных, которые подавили души свои грехами, принуждай воздерживаться, приводя им на память вечные мучения. 177) К числу невозможностей, как говорил я в другом месте, принадлежит – вдруг, при вступлении в иночество, стать нам совершенно чистыми от чревоугодия и тщеславия. Но не будем тщеславия поборать роскошью потому, что победа над чревоугодием, и именно в новопоступивших, раздает тщеславие. Лучше же защитимся против него скудостью. Ибо приидет час, а для желающих и ныне уже есть, в который Господь и сию страсть покорит под ноги наши. 178) Юные и престарелые, вступая в иночество, бывают боримы не одними и теми же страстями; потому что часто имеют совершенно противоположные недуги. Посему, блаженно блаженное смирение; потому что с ним и в юных и престарелых покаяние бывает надежно и сильно. 179) Не смущайся тем, что хочу сказать. Редко, но бывают души правые и нелукавые, чуждые злобы, лицемерия и коварства, которым совершенно противно пребывание с людьми, тогда как, при помощи путеводителя, из безмолвия как из пристани, могут они восходить на небо, и пребыть не пожелавшими и не изведавшими общежительных мятежей и соблазнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

37) Вот признаки, подвиги, доказательства, что человек проходит безмолвие разумно: ум неволненный, мысль непорочная, восхищение ко Господу, представление мук, мысль о близкой смерти, всегдашнее алкание молитвы, неодолимая стража над собою, умерщвление блуда, незнание пристрастия, смерть для мира, отвращение от чревоугодия, начало Богословия, источник рассудительности, обетные слезы, утрата многоглаголания, и все тому подобное, к чему обыкновенно не расположены люди. 38) И вот признаки проходящих безмолвие неразумно: в богатстве обнищание, приращение гневливости, сохранение злопамятства, уменьшение любви, прибавление кичливости; а о дальнейшем умолчу. 39) поскольку же слово наше приняло такое течение; то необходимо сказать здесь и о живущих в подчинении, тем более что к ним всего более обращается слово сие. 40) Вступившие в законный, нелюбодейный и не скверный, союз с сим благочинным и благолепным послушанием, и в действительности, и по определению богоносных отцов, имеют следующие признаки кроме того приращения и преспеяния, какое приобретают, с каждым днем, достигающие совершенства в свое время: приращение предначинательного смирения, уменьшение раздражительности (ибо как не уменьшиться оной с истощением желчи?), рассеяние омрачений, усиление любви, отчуждение страстей, освобождение от ненависти, уменьшение похотливости вследствие обличений, незнание уныния, приумножение рачения, сострадательная любовь, изгнание гордости, – преспеяние, которого все должны домогаться, но немногие достигают. Источнику, в котором нет воды, и имя это не прилично. А что из сего следует, – понятно тем, у кого есть ум. 41) Юная супруга, не сохранившая ложа, осквернила тело; и душа, не сохранившая обета, осквернила дух. Первую сопровождают укоризна, ненависть, побои и, что всего бедственнее, разлука; а другую – осквернение, забвение смерти, ненасытность чрева, невоздержность очей, порабощение тщеславию, сонливость, ожесточение сердца, бесчувствие, сборище лукавых помыслов и возрастающее соизволение на оные; пленение сердца, произведение в себе смятений, непослушание, прекословие, пристрастие, неверие, неимоверство, многоглаголание и, что всего хуже, вольность в обращении и, что еще бедственнее, сердце не знающее сокрушения, следствием чего в невнимательных бывает утрата чувствительности – матерь грехопадений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

8) Не намерен я много писать о сем, хотя побуждают меня к тому ухищрения страстей. Впрочем, слышал я однажды от любоведущего человека, беседовавшего со мною об устном безмолвии. Он говорил, что многоглаголание непременно рождается от одной из следующих причин: или от худого образа жизни, или от беспорядочного навыка (потому что язык, как естественный член тела, чему научен, того уже по привычке и будет требовать), или еще, наипаче же в подвижниках, от тщеславия, а иногда и от чревоугодия. Посему многие, обуздывая чрево, нередко сим принуждением и обессилением чрева заграждают язык и многоречие. 9) Кто возымел попечение о своем исходе, тот усекает слова; и кто приобрел душевный плач, тот бегает многоглаголания, как огня. 10) Кто возлюбил безмолвие, тот заградил себе уста; а кто любит выходить из кельи, того гонит из неё эта страсть. 11) Кто знает воню сходящего свыше огня, тот, как пчела дыма, бегает людских сходбищ; потому что пчелу выгоняет дым, а на него неприятно действует многолюдство. 12) Очень трудно удержать воду без плотины; еще труднее укротить уста невоздержные. Кто взошел на одиннадцатую степень, тот вдруг пресек в себе множество пороков. Слово 12. О лжи 1) Порождение железа и камня – огонь; а порождение многоглаголания и острословия – ложь. 2) Ложь есть уничтожение любви; а клятвопреступление – отречение от Бога. 3) Никто из здравомыслящих не подумает, что грех лжи есть какой-либо маловажный; потому что Всесвятой Дух произнес на него, паче всех грехов, страшный приговор. Если погубиши вся глаголющие лжу ( Пс.5:7 ), как говорит Давид к Богу; что потерпят ко лжи присоединяющие клятву? 4) Случалось видеть, что иные хвалятся искусством лгать, своим острословием и празднословием возбуждают смех, и в слушающих, к сожалению, истребляют навык к плачу. 5) Когда демоны видят, что в самом начале намереваемся, как от заразительной болезни, удалиться от слушания замысловатых речей опасного рассказчика; тогда уже покушаются уловить нас двумя помыслами, внушая нам: «не оскорби рассказчика», или: «не обнаруживай себя, будто бы ты боголюбивее находящихся при сем». Беги от врага, и не медли; иначе, во время молитвы своей, будешь возобновлять в себе смешные представления. Даже не только беги, но и самое лукавое сборище расстрой благочестно, предложив на общее внимание мысль о смерти и суде; ибо лучше тебе чрез это принять на себя, может быть, несколько капель тщеславия, но только сделаться виновником пользы для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Кто приобрел семнадцатую победную награду, тот невещественно шествует к небу. Слово 18. О бесчувствии, то есть, об омертвении души, и о смерти ума прежде смерти телесной 1) Бесчувствие и в теле, и в духе есть омертвевшее чувство, от продолжительной болезни и от нерадения дошедшее до нечувствительности. 2) Утрата чувствительности есть в природу обратившееся нерадение, оцепеневшая мысль, порождение прежних худых навыков, сеть усердию, силок мужеству, неведение сокрушения, дверь отчаянию, матерь забвения, и по рождении матерь собственной своей матери, рассеяние страха 3) Утративший чувствительность есть несмысленный любомудрец, самоосужденный истолкователь, противоречащий себе любослов, слепец обучающий других видеть. Рассуждает о заживлении язвы, и не перестает бередить ее, говорит о болезни, и не перестает есть вредное; жалуется на нее, и тотчас принимается за то, что производит болезнь; делая же это, гневается на болезнь, и не стыдится собственных слов своих сей несчастный. «Худо я делаю», вопиет он, и усердно продолжает делать. Уста жалуются на болезнь, а тело трудится удержать её в себе. Любомудрствует о смерти, а ведет себя, как бессмертный. Воздыхает о разлучении души с телом, а сам ни о чем не радит, как будто он вечен. Рассуждает о воздержании, а служит чревоугодию. Читает о суде, и начинает улыбаться; читает о тщеславии, и тщеславится самым чтением. Много говорит о бдении, и тотчас погружается в сон. Восхваляет молитву, а бежит от неё, как от бича. Ублажает послушание, а сам первый оказывает преслушание. Хвалит беспристрастных, и не стыдится быть злопамятным и враждовать за рубище. Прогневанный досадует, и гневается опять за досаду; и не стыдится после одного поражения терпеть другое. Пресытившись, раскаивается, и промедлив немного, снова предается пресыщению. Ублажает молчание, восхваляет же его многоглаголанием. Учит кротости, и во время самого учения нередко гневается, и за досаду свою опять гневается. Пробудившись от страсти, воздыхает, и поворотив голову, опять предается страсти. Охуждает смех, и о слезах учит с улыбкой. При иных порицает себя, как тщеславного, и сим охуждением домогается себе славы. Страстно смотрит в мир, рассуждает же о целомудрии. Живя в миру, хвалить безмолвников, и, сам себя стыдя, не разумеет того. Прославляет милостивых, и укоряет нищих. Всегда делается обвинителем себя самого, и не хочет (чтобы не сказать – не может) прийти в чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010