Кроме того, в рапорте сообщалось, что епархиальный съезд духовенства и мирян назначен на 20 июня (3 июля) 1918 года 314 . Согласно прилагаемому к рапорту протоколу Нижегородской епархиальной предсъездной комиссии от 5 (18) июня, в числе выдвигаемых оказалось 29 кандидатов (22 архиерея, два архимандрита, один протопресвитер, три вдовых священника и один мирянин) 315 . Среди них первыми были указаны: епископ Балахнинский Лаврентий (Князев), архиепископ Вольский 316 Евлогий (Георгиевский), епископ Нарвский Геннадий (Туберозов), епископ б.Орловский Макарий (Гневушев). Архиепископ Американский Евдоким (Мещерский), будущий обновленец, был указан под 13-м номером, митрополит Владимирский Сергий (Страгородский) – под 14-м, митрополит Кирилл – под 18-м, митрополит Арсений (Стадницкий) – под 26-м. Кандидаты вносились в список в порядке их выдвижения, причем число ходатайствующих о внесении имени того или иного кандидата в выборные списки было в разных случаях различным. Если, например, епископа Лаврентия выдвинули многие благочиния, монастыри и духовно-учебные заведения, то кандидатура митрополита Кирилла была предложена одной только корпорацией Нижегородского духовного училища. Список кандидатов Святейшим Патриархом Тихоном был утвержден, а для открытия епархиального съезда и руководства выборами в Нижний Новгород был направлен епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) 317 , прибывший туда уже 18 июня. Через два дня состоялось предвыборное заседание съезда, с тем чтобы определиться с числом депутатов и порядком выборов, а 21 июня (4 июля) после совершения Божественной литургии и молебного пения, согласно выработанным правилам, были произведены выборы на кафедру Нижегородского епископа, причем с первого же тура необходимое и достаточное большинство голосов набрал, неожиданно для всех, митрополит Тифлисский Кирилл 318 . На выборах присутствовали, помимо епископа Феодора: митрополит Владимирский Сергий (Страгородский) , епископ Юрьевский Евгений (Мерцалов), епископ Муромский Митрофан (Загорский), единоверческий епископ Охтенский Симон (Шлеев).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что такое единоверческий приход 100 лет назад и в наши дни? Чем единоверческие общины отличаются от обычных православных? Об этом – очередная статья, знакомящая с единоверчеством. Прежде всего освежим в памяти основные понятия. Православные старообрядцы (единоверцы) – чада Русской Православной Церкви, придерживающиеся «старых» обрядов в богослужении и особого строгого уклада в приходской и домашней жизни. Последователи древних обрядов объединены в приходы, которые называют единоверческими, или старообрядными. Подчиняются они, как и все православные приходы, местному архиерею. Священномученик Симон (Шлеев), первый единоверческий епископ и виднейший деятель Единоверия , в начале XX века в своей статье «К вопросу: какой епископ нужен Единоверию?» довольно ясно и емко описал всю суть старообрядных приходов в одном абзаце: «Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии. Прихожане, как и братия обители, избирают себе настоятеля и вместе с ним управляют своей приходской общиной. Налицо в этой приходской единоверческой общине и соборные монастырские старцы, избранные попечители, ближайшие советники ктитора и настоятеля храма. В единоверческих приходах, если благоприятствуют обстоятельства, блюдется и дисциплина монашеская, высокое уважение к авторитету духовного отца, послушание его воле, исполнение его заповедей. В единоверческих церквах и само Богослужение совершается по иноческому чину, без опущений, с сохранением всех его подробностей, как он указан в Типиконе. В единоверческих храмах тот же порядок, каким отличаются монастырские храмы от прочих приходских православных великороссийских храмов». «И всё?» – разочарованно может спросить искушенный современник-христианин, поездивший по святым обителям России и Зарубежья. Хочется монастырского уклада – поезжай в монастырь, благо они сегодня почти в каждой епархии или сравнительно недалеко. Бывает, и в городе есть монастыри. Пожалуйста, ходи на длинные службы, неси послушание… Чего такого особенного в этих единоверческих приходах?

http://pravoslavie.ru/104678.html

Март – распоряжение митрополита об усилении назидательности великопостных богослужений и о совершении пассий во всех храмах епархии. 1 мая (18 апреля) – совпадение Великой среды с Первомаем, который большевики превратили в повод для «шумных празднеств». Митрополит Вениамин обратился к пастве с призывом провести дни Страстной недели «в храме, в молитве, чтении св. Евангелия, в делах христианского милосердия, в посте». 9 мая (26 апреля) – Светлый Четверг. Первый детский крестный ход от всех городских приходов в Александро-Невскую лавру на митрополичье служение. 10 мая (27 апреля) – Светлая Пятница. Митрополит впервые совершил празднование в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» как общегородское, с крестным ходом из Покровско-Коломенской церкви к Исаакиевскому собору и от него на Неву для водосвятия. 12 мая (29 апреля) – Антипасха. Крестный ход от всех приходов и церквей города к Александро-Невской лавре, откуда соединенная процессия во главе с митрополитом двинулась к Исаакиевскому собору. Оглашение «Пасхальной архипастырской беседы» митрополита Вениамина. 20–21 (7–8) мая – крестный ход во главе с митрополитом Вениамином из Луги в Череменецкий монастырь. 31 (18) мая – митрополит председательствует на собрании по выборам первого единоверческого епископа. Избран протоиерей Симеон Шлеев, принявший постриг с именем Симон. 11 июня (29 мая) – 16 (3) июня – пребывание в Петрограде Святейшего Патриарха Тихона. 16 (3) июня Патриарх возглавил хиротонию единоверческого архимандрита Симона (Шлеева) во епископа Охтенского. 1–11 июля (18–28 июня) – работа чрезвычайного Епархиального собрания под председательством митрополита Вениамина. 9 июля (26 июня) – погребение ректора Петроградской духовной академии епископа Ямбургского Анастасия (Александрова) . 14 (1) июля – открытие Александро-Невского православного трудового братства по заготовлению свечей и богослужебных предметов. 15 (2) июля – открытие Петроградского Епархиального совета. 9 августа (27 июля) – митрополит Вениамин направляет в Епархиальный совет предложение ввести особое моление на великой и сугубой ектениях за арестованное духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Указ Патриарха Тихона о поминовении за богослужениями «предержащих властей страны нашей» (1923)//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России/сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 295. Феофан Затворник , свт. Письмо 1144 ( Н. В. Елагину , 3 мая 1881 г.)//Он же. Собрание писем: в 8 вып. М., 2000. Вып. 7. C. 142–143. Феофан Затворник , свт. Письмо 1153 ( Н. В. Елагину , 18 апреля 1882 г.)//Он же. Собрание писем: в 8 вып. М., 2000. Вып. 7. С. 158–160. Хорина Г. П. Глобализация как идеология//Знание. Понимание. Умение. 2005. 1. С. 71–78. Цыпин В., прот. Об истоках революционной катастрофы 1917 года//Сайт «Православие.Ru». URL: http://www.pravoslavie.ru/103147.html (дата обращения: 23.08.2017). 5 Цит. по: Гумеров А., свящ. (сост.) Священномученик Иоанн Восторгов //Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии/под общ. ред. митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В 8 т. М., 2008. Т. 5: июнь – август. Августа 23 (5 сентября). С. 160. 6 Цыпин В., прот. Об истоках революционной катастрофы 1917 года//Сайт «Православие.Ru». URL: http://www.pravoslavie.ru/103147.html (дата обращения: 23.08.2017). 10 Дневники и документы из личного архива царя Николая II: Воспоминания. Мемуары/сост. Ю. Г. Мацкевич. Минск, 2003 (Запись 2 марта 1917 г.). С. 24. 11 В одном только Петрограде число жертв Февральского переворота шло на тысячи, причем некоторые убийства совершались с особой жестокостью и даже с отрезанием голов жертв. «Все факты убийств и ранений, спрессованные в короткие дни февраля 1917 г., свидетельствуют, в первую очередь, в пользу того утверждения, что эта революция ни мирной, ни бескровной не была» (см.: Николаев А. Б. Отрезанные головы Февральской революции//90 лет Февральской революции в России. СПб., 2007. С. 42. 12 Волошин М. Россия распятая//Он же. «Жизнь – бесконечное познанье»: стихотворения и поэмы. Проза. Воспоминания современников. Посвящения/сост. В. П. Купченко. М., 1995. С. 320. 13 В частности, епископ Симон (Шлеев) и протоиерей. Михаил (Чельцов) причислены к лику святых, а более десяти священников вошли в число убиенных священнослужителей Санкт-Петербургской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Лучшие представители упомянутого кружка, священномученик Симон (Шлеев) и священномученик Михаил (Чельцов), свидетельствовали об утрате духа Православия рядом представителей церковных кругов, оказывающимися «чуждыми духа святой Церкви и глухими к голосу ее истории» 15 . Они понимали обновление Церкви в смысле вполне традиционном для православия. Так, священномученик Михаил писал: «Церковное обновление есть служение словом… и делом раскрытию всей полноты даров Духа Святого, заложенной в сокровищнице Церкви, обнаружению всей красоты и глубины того, что зовется христианством, выявлению сущности этого христианства со стороны его приложения к жизни государственной, общественной» 16 . Возрождение общинно-соборного, покаянно-творческого духа в Церкви, о котором мечтали будущие новомученики соответствует призыву Господа из Апокалипсиса поместным церквям к духовному оживлению через покаяние ( Апок 2:5; 2:16; 2:21; 3.19 ) и совершенствование «пред Богом» ( Апок 3:1–3 ), а также учению святого апостола Павла об «обновлении» (νακανωσις) «ума» ( Рим 12:2 ), облечении в «нового человека» ( Кол 3:9–10 ; 2Кор 4:16 ), «обновлении Святым Духом» ( Тит 3:5 ). Такое обновление должно было питаться духовным деланием «религиозного» объединения между собой православных общин, примирением всех православно верующих Русской земли, «повышением» христианского самосознания народных масс 17 . Ложное же понимание обновления церковной жизни наглядно явлено в жизненном пути другого представителя упомянутого кружка «епископа» Антонина Грановского. Он стал активным деятелем послереволюционного обновленчества и увлекся крайностями внешне-либерального подхода, (проявившегося в требовании ниспровержения вековых канонических устоев православной каноники). Такое «обновление», как иллюзия и утопически-мечтательный проект, естественным образом не выдержало испытания временем. Святоотеческое учение о христианской жизни дает нам понимание ее как опыта ежечасного и ежеминутного обновления внутреннего человека, достигаемого через борьбу за очищение от всех греховных проявлений. Обновление через подвиг покаяния и духовной жизни верным сынам Церкви в XX веке пришлось нести уже в условиях жесточайших гонений от безбожных властей. Церковь распятая

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

128 Артемий (Ильинский Александр Матвеевич), архиепископ Тобольский (1870 – год смерти неизвестен). 129 Димитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929), археолог, член-корреспондент Академии Наук, профессор Киевской Духовной академии, секретарь Православного Палестинскою общества. 130 Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937), экстраординарный профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. По поручению Священного Синода занимался исправлением перевода книг Нового Завета на русский язык, был редактором в журналах «Церковный вестник» и «Христианское чтение». В 1919–1921 гг. Глубоковский исполнял должность архивиста, архивариуса и редактора в бывшем Синодальной архиве. Член-корреспондент Российской Академии Наук, почётный член Библейского общества в Лондоне, почётный член Московской, Киевской и Казанской Духовных академий, Московского и Петроградского Археологического институтов, действительный член Общества истории и древностей Российских при Московской университете, Православного Палестинского общества в Петрограде. 131 Борис (Лентовский Владимир Иванович), епископ Пензенский и Саранский (год рождения неизвестен, скончался в 1931 году). Хиротонисан из протоиереев г. Пензы в 1921–1922 гг. В этом же году уклонился в обновленческий раскол. 134 Павел (Гальковский), митрополит Ивано-Вознесенский (1864–1945). 5-го июля 1921 года хиротонисан во епископа Бузулукского. 135 Вассиан (Пятницкий Владимир), архиепископ Тамбовский и Шацкий (1879 – 27 декабря 1940 года скончался в ссылке в северном крае). 19 августа 1921 года хиротонисан во епископа Егорьевского. 136 Церковь святителя Николая Чудотворца при городских скотобойнях освящена 16 марта 1908 года епископом Киото Сергием. Закрыта в июле 1922 года, снесена, очевидно, в конце 1930-х годов при реконструкции скотобоен под молокозавод. 137 Тихон (Тихомиров Александр Львович), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии (1882–1955). 139 Никандр (Феноменов Николай Григорьевич), митрополит Ташкентский и Туркестанский (1872–1933). 5 сентября 1918 года – епископ Глазовский. 1922–1923 гг. – архиепископ Крутицкий, ближайший помощник Патриарха Тихона. 140 Симон (Шлеев Симеон), епископ Уфимский (единоверческий) (ок. 1863–1921). 3/16 июня 1918 года хиротонисан Патриархом Тихоном во (единоверческого) епископа Охтенского, с подчинением митрополиту Петроградскому. В 1920 году – епископ Уфимский (единоверческий), а затем епископ православный той же кафедры. Убит в Уфе в 1921 году. Читать далее Источник: Письма Патриарха Алексия своему духовнику. - Москва : Издание Сретенского монастыря, 2000. - 303 c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бурное обсуждение проекта, обилие доводов «за» и «против» (например, высказывались опасения, что в округах могут возникнуть «сепаратистские тенденции») привело к решению продолжить обсуждение на следующий день. На 169й сессии, где присутствовало 157 членов Собора (из них 34 — архиереи ), Архиеп. Анастасий (Грибановский — в 1936 г. он стал Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви) советовал отложить новое законодательство до следующей сессии или даже до следующего Собора, и был поддержан 30-ю членами Собора. Но в итоге дебатов возобладала другая точка зрения, согласно которой была поставлена под сомнение возможность в обозримом будущем новых Поместных Соборов. «Как велик будет будущий промежуток, мы не знаем. Может быть, Всероссийский собор соберется опять через 200 лет? Одно весьма вероятно, что до созыва такого собора пройдет не три года» (Такого срока требовал Устав). Снова активно участвовал в обсуждениях епископ Симон (Шлеев). Он настаивал на «малых соборах», и на том, чтобы общая мысль об округах была утверждена Собором. Определить же «самое количество и распределение епархий по округам» предлагал поручить Высшему Церковному Управлению. С предложением отложить вопрос также не согласился и докладчик, митр. Кирилл (Смирнов). Подчеркнув, что Отдел рассматривал существование церковных округов как «нечто существенное, входящее в самую природу канонического устройства Церкви», митр. Кирилл еще раз указал на эволюцию идеи округов в истории Русской Церкви и перечислил целый ряд постановлений, уже принятых Собором, в которых «митрополичьи округа» предусматривались и упоминались. Он поэтому заявил, что если положение «о церковных округах» не будет принято Собором, все эти постановления просто «повиснут в воздухе». Митр. Кирилл присоединился к предложению одобрить доклад принципиально, «а конкретную работу поручить Высшему Церковному Управлению». Собор под председательством Св. Патриарха Тихона так и поступил: доклад был принят, и решено было «поручить распределение епархий по округам Высшему Церковному Управлению».

http://pravoslavie.ru/5441.html

Совершены молебны и заупокойные поминовения членов Поместного Собора 1917-18 годов августа 2017 В праздник Успения Пресвятой Богородицы , 28 августа, в петербургских храмах по благословению Святейшего Патриарха Кирилла были совершены молебное пение прославленным во святых членам Священного Собора Православной Российской Церкви, открытие которого пришлось в 1917 году на этот день, и заупокойное молитвенное поминовение других членов Священного Собора. В Успенском приделе Князь-Владимирского собора богослужения возглавил настоятель протоиерей Владимир Сорокин . Отец Владимир зачитал послание Святейшего Патриарха Кирилла, в котором, в частности, сказано: " Многие участники Собора засвидетельствовали верность Евангелию мученической кончиной или исповедническим подвигом, являя нам, их потомкам, пример стойкости и мужества в испытаниях. Нам надлежит поступать по слову Писания, призывающего, взирая на кончину жизни, почитать тех, кто трудился на ниве Господней прежде нас, подражать их неизменному упованию на Христа (Евр. 13:7), дабы не поколебаться в обетовании Божием неверием, но пребыть твердыми в вере, воздав славу Богу (Рим. 4:20) " . Настоятель отметил, что как председатель епархиальной комиссии по канонизации занимается непосредственно репрессиями, поэтому память пострадавших участников Поместного Собора, твердо защищавших основополагающие истины православия, ему особенно дорога. В Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Северо-Запада России включены имена 16 участников Поместного Собора 1917-1918 годов. Семеро из них причислены к лику святых - председатель Поместного Собора святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (подвергался домашним арестам, в 1922 был обвинен в организации сопротивления изъятию церковных ценностей и находился в изоляции), почетный председатель Поместного Собора священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (убит 25.01.1918), члены Поместного Собора - священномученики Вениамин, митрополит Петроградский (расстрелян 13.08.1922), протоиерей Александр (Хотовицкий, расстрелян в 1937 году), Иларион, архиепископ Верейский (14.10.1929 приговорен к трем годам ссылки, скончался в тюремной больнице), Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский (расстрелян 20.11.1937 в Чимкенте), Симон (Шлеев), архиепископ Уфимский (убит 8.08.1921).

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Симон (Шлеев Симеон Иванович ; 1873–1921), священномученик, епископ. Член Собора по избранию от единоверцев (полномочия по избрании сложил) и по участию в Предсоборном Совете в сане протоиерея. В 1899 г. окончил КазДА, кандидат богословия. В 1900 г. рукоположен во иерея, настоятель единоверческих церквей в г. Казани, в Санкт-Петербурге, издавал единоверческие журналы. В июне 1918 г. пострижен в монашество, 16 июня 1918 г. хиротонисан во епископа, первый единоверческий епископ в России. Убит в Уфе недалеко от дома после всенощной двумя выстрелами из револьвера. Внесен в поименный список новомучеников и исповедников Российских в 2001 г. Скородумов Евгений Васильевич (1886–1942), член Собора по избранию как мирянин от Новгородской епархии. В 1912 г. окончил СПбДА, кандидат богословия, преподаватель духовного училища. В 1918 г. входил в состав редакционного совета журнала «Тихвинец». После 1917 г. переселился в Новгород, где жил до октября 1928 г., занимался изучением истории и культуры края. В 1919 г. стал членом Новгородского Общества любителей древностей, в 1926–1927 гг. председатель общества, с 1925 г. член Историко-археологической комиссии АН СССР. Один из первых заведующих Новгородским губернским архивом. В августе – сентябре 1928 г. был направлен для работы в Северо-Западную этнологическую экспедицию АН СССР, собирал материал по льноводству и народному ткачеству, сельскому хозяйству и хозяйственной терминологии. С 1928 г. жил и работал в Ленинграде, научный сотрудник архива Ленинградской области. Скончался от дистрофии летом 1942 г. в дороге при эвакуации из блокадного Ленинграда. Смирнов Александр Васильевич (1857–1936), митрофорный протоиерей, доктор богословия, духовный писатель. Член Собора как член Святейшего Синода и Предсоборного Совета. В 1884 г. окончил КазДА. В 1891 г. был назначен доцентом КазДА по кафедре педагогики и пастырского богословия, а с 1896 г. экстраординарный профессор, через полгода получил звание профессора богословия в Казанском университете и Ветеринарном институте (параллельно служил настоятелем в университетской церкви). Профессор богословия Казанского университета. В 1915–1918 гг. профессор по кафедре православного богословия Императорского Петроградского университета. Депутат Государственной думы IV созыва.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В докладе " Категория народности в трудах единоверческого священника Иоанна Верховского " Романа Александровича Майорова, преподавателя Московского Духовного училища РПСЦ прозвучали интересные сведения о недостаточном количестве епископов на Руси в первый период существования Церкви, что явилось следствием грекофильской политики Византийской империи по отношению к Руси. Такая политика заложила определенную традицию отношений между епископатом изначально почти полностью греческим и русской паствой. Священноиерей Пётр Чубаров, настоятель Никольского храма, Санкт-Петербург, член комиссии по взаимодействию со старообрядными приходами РПЦ МП осветил вопрос " Становление единоверия в XIX веке в России " . Большая часть доклада посвящена истории единоверия, начавшаяся от попыток восстановления церковного единства со стороны части старообрядцев, затем в 1800 г единоверие было допущено как временная мера с некоторым ограничением церковных прав и, наконец, на Соборе 1917 года единоверие получило статус полноценного церковного учреждения со своими епископами во главе. Священноиерей Иоанн Миролюбов, консультант ОВЦС, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством привел статистику развития единоверия внутри Русской Церкви. Так до революции было 600 приходов, 9 мужских монастырей (90 монахов, 170 послушников) и 10 женских монастырей (170 монахинь и 480 послушниц). В XX веке ситуация радикально изменилась. За 1920-30 годы были уничтожены все единоверческие епископы и приходы. В настоящее время Церковью канонизировано 11 новомучеников-единоверцев, среди них епископ Охтенский Симон Шлеев. В 1990 году существовал 1 приход, на сегодняшний момент их уже 23, каждый год прибавляется по 2-3 прихода, но тенденция роста пока не определилась. По словам митрополита Кирилла Гундяева, при возникновении достаточного количества приходов, в России появится и единоверческий епископ. На сегодняшний день единственный старообрядный епископ в Русской Церкви окормляет общину в г.Ири, Пенсильвания, США , перешедшую под омофор Патриарха Алексия II в результате объединения РПЦ и РПЦЗ.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=194...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010