М.И. Александровский, полностью не отвергая возможности возведения Знаменского храма над вратами в 1623 году, писал: «В 1623 году в монастыре была церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В 1677 году октября 9 значится освящение новопостроенной Знаменской церкви на воротах. Стены церкви, а также самые ворота говорят за то, что от постройки 1623 года ничего не осталось. В 1834-1836 годах постройка 1677 года несколько переделана: над нею возведен купол, перед западной стеной выстроена вторая стена, закрывающая входы наверх, и здание обработано в готическом стиле. Переделанная церковь получила нынешнее наименование Николая Чудотворца. Однозначно датировали возведение Знаменской церкви над восточными (Луговыми) воротами В.И. Троицкий и С.А. Торопов, имевшие возможность и пользоваться архивными материалами, и осмотреть храм в натуре. Они писали: «В 1677 году была построена каменная же церковь Знамения на Луговых восточных воротах, взамен сломанных церквей прежней постройки Одигитрии и Знамения». Далее В.И. Троицкий и С.А. Торопов отмечали: «Во время постройки колокольни к ней были пристроены справа и слева двухэтажные больничные корпуса, а сама церковь в 1834 году архитектором Е.Д. Тюриным и переименована в Николаевскую». Кардинальная перестройка принципиально изменила церковь 1677 года, поэтому неудивительно, что В.П. Выголов, уже не имевший возможности изучить снесённый памятник и опиравшийся в датировке на работу И.Ф. Токмакова, считал, что Знаменский храм, как и церковь Всемилостивого Спаса над западными вратами, был включён в 1640-х годах в систему мощной новой ограды монастыря, чем и объяснял сильно удлинённую алтарную часть Знаменского (Никольского) храма. Остановившись на датировке надвратной Знаменской церкви 1677 годом, можно по документам в значительной степени проследить дальнейшую её судьбу. В доношении, поданном монастырём в 1725 году, говорилось о том, что на всех церквах и строениях обители кровли, крытые «белым железом» и тесом, «весьма обветшали и развалились». В деле нет материалов, подтверждающих выполненные работы, но в опубликованной описи Ивана Мичурина, датированной апрелем 1741 года, позиции с описанием ветхостей Знаменской церкви нет. Возможно, наиболее серьёзные разрушения на церкви к этому времени уже были устранены. Однако ремонтные работы в эти годы на Знаменской церкви всё же происходили, о чём свидетельствует запись 1743 года: «... расход на исправление на церкви Знамения Пресв. Богородицы старой ветхой главы, которая была крыта зеленою каменною черепицею по деревянным стропилам и на перестройку вновь каменной главы другим новым манером: июля 8, у купецкого человека Андрея Михайлова куплено белил, сурику, олифы, умры, вохры, шмелти, мунии, щетин и смолы на рубль 1 коп. Июля 12, оная глава покрыта прежнею черепицею и на прибивку той черепицы куплено в Скобяном ряду гвоздей двухтесных 3 тысячи на 3 руб. Июля 13, на оной главе поставлен прежний железной крест, которой вновь вызолочен».

http://sobory.ru/article/?object=39883

После возобновления монастыря потребовался ремонт храма. В архивном деле достаточно подробно изложены сведения о ветхостях в церкви, чем и оправдывалась необходимость её перестройки: «В помянутом монастыре имеется церковь преподобного Ксенофонта и при ней придел Сошествие Св. Духа, на имеющихся же на них престолах одежды пришли в крайнюю ветхость, да и ножки у тех престолов от давнишнего построения згнили и оттого оные престолы наклонились, в пределе же сошествия Св. Духа в олтаре имеется длины не более как три аршина с половиною, тоже и ширины и по такой тесноте в той церкве мало и службы бывает...». Было предписано «порядочные планы с фасадами прислать в святейший синод на разсмотрение». 30 июня 1796 года архимандритом Игнатием было подано в Синодальную контору доношение о том, что «Архитектор Московской Управы Благочиния Николай Легранд составил специальный план Симонову монастырю и при нем расположение церкви преп. Ксенофонта с разрезом, расположение церкви преп. Сергия с трапезою, разрез трапезы, фасад церкви и трапезы». Однако рапорт о выполнении проекта подан и подписан позже: «Архитектор Николай Легранд ноября 29 дня 1796 года». Чертеж Николая Леграна «План расположения церкви преподобнаго Ксенофонтия с трапезою, в коей имеется придел Сошествия Святаго Духа» хранится в Музее архитектуры. 22 сентября 1798 года Святейший синод разрешил устроить приделы в Сергиевской трапезе, в том числе и во имя преп. Ксенофонта и Марии, а «при церкви преп. Ксенофонта придел Сошествия Св. Духа, за теснотою его, уничтожить и переименовать самую Ксенофонтовскую церковь в Сошественскую». Работы по переустройству приделов заняли довольно продолжительное время, но 20 ноября 1800 года произошло их освящение. В документах отмечалось также, что храмы перестроены «в самой точности против присланных из оной святейшаго прави-тельствующаго синода Канторы планов с фасадами». «3 декабря 1800 г. архимандрит Иоанн донес Синод. Конторе, что в Сергиевской трапезе устроены и освящены приделы во имя преп. Ксенофонта и архиепископа Александрийского Афанасия, придел при Ксенофонтовской церкви во имя Сошествия Св. Духа уничтожен, Ксенофонтовская церковь переименована в честь Сошествия Св. Духа и освящена».

http://sobory.ru/article/?object=39885

В 1896 году комиссией по сохранению древних памятников было дано разрешение на проведение работ по стенам и башням монастыря. Покрытие Солевой башни было сделано вновь черепичным. Сведений о других ремонтных работах на башне в конце XIX - начале XX века пока не обнаружено; также неизвестно время разборки относящихся к «взвозу» каменных арочных конструкций, примыкавших к башне и прилегающим к ней пряслам стен. В начале 1930-х годов прясла южной и восточной стен были практически полностью уничтожены, на их месте возведены временные по характеру постройки. В течение многих лет башня стояла одиноко, оторванная от других сохранившихся сооружений крепости. Полномасштабные обмеры и исследования Солевой башни стали проводиться только в 1980-х годах архитектором Н.Н. Ильичёвой под руководством Г.К. Игнатьева. Частично выполнена первоначальная проектно-исследовательская документация, однако работы по реставрации башни успели только начаться: была проведена частичная (снаружи) реставрация шатра с верхней смотровой башенкой. Покрытие шатра башни черепицей заканчивалось уже в условиях передачи монастыря русской православной церкви. При ведении реставрационных работ в конце 1980-х - начале 1990-х годов вся сохранившаяся черепица была снята и расчищена по специальной технологии, разработанной керамистами объединения «Росмонументискусство». Таким же образом была расчищена снятая черепица с кузнечной башни. При ведении работ в условиях прекращения финансирования для завершения покрытия шатра Солевой башни была использована вся старая черепица с обеих башен, а в нижней части шатра установлена новая черепица, изготовленная в керамической мастерской прежнего арендатора. Сторожевая и Тайницкая башни Сведения о двух разобранных башнях - Тайницкой и Сторожевой - неравнозначны. О северо-восточной Сторожевой башне встречаются только отдельные упоминания, как в архивных материалах, так и в публикациях о Симоновом монастыре. В.В. Пассек писал о Сторожевой башне: «...на ней в военное время была главная вооруженная стража для наблюдения за движениями неприятелей». Основным её отличием от остальных угловых башен был, судя по планам монастыря и сохранившимся изображениям, почти квадратный нижний ярус, поставленный под углом, близким к 45 град. по отношению к примыкающим стенам. В.И. Троицкий и С.А. Торопов писали по этому поводу: «В ней помещался особый сторожевой пост для наблюдения за большим торгом, бывшим на лугах около восточной стены. Интересно отметить, что она поставлена наискось, так что за стены выходят два ее угла. Это можно объяснить какими-то особыми удобствами надзора бывшего в ней караула дозорных. Ее архитектура в основных своих чертах одинакова с другими и ничего специфического не имеет».

http://sobory.ru/article/?object=03108

В 1832 году было принято решение о постройке новой колокольни Симонова монастыря. Средства для постройки дал купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект в стиле классицизма составил зодчий Н.Е. Тюрин. Колокольня была заложена в 1835 году, но затем её проект был изменён, возводилась она уже в русском стиле по проекту К.А. Тона. Строительство завершилось в 1839 году. По своему виду и местоположению  колокольня повторяла колокольню Новодевичьего монастыря. Её высота состовляла более 90 м. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвёртом ярусе были установлены часы. Ещё в 1405 году в монастыре была построена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце 15 века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле. В конце 17 века собор был расписан артелью московских царских мастеров. Тогда же был выполнен золочёный резной иконостас, в котором находилась главная святыня монастыря - Тихвинская икона Богоматери, которой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Здесь же хранился золотой крест, усыпанный алмазами и изумрудами - дар царевны Марии Алексеевны. В монастырском соборе погребён сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич Углицкий, князья Мстиславские, Тёмкины-Ростовские, Сулешовы, бояре Головины и Бутурлины. Трапезная Симонова монастыря сооружена в 1680 году на средства царя Фёдора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В её состав вошли части предыдущей постройки 1485 года. При строительстве нового здания Парфен Петров использовал детали раннемосковского зодчества, которые не понравились монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново. На этот раз работами руководил известный московский мастер Осип Дмитриевич Старцев, много строивший в Москве и Киеве. Наряду с Яковом Григорьевичем Бухвостовым он является замым выдающимся зодчим 17-го столетия. Имена Старцева и Бухвостова часто стоят рядом в документах того времени: это были своего рода " друзья-соперники " , творившие в стиле московского барокко, но обладавшие ярко выраженной своеобразностью. Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца 17 века. Пышно украшенное здание было ярко раскрашено " в шахмат " - стиль росписи, подобный каменной огранённой кладке. Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I Алексеевича. В 19 веке к ней были пристроены два придела.

http://sobory.ru/article/?object=03108

Эти данные, обоснованные наличием надписи на старом антиминсе, хранившемся в монастыре, легли позднее в основу всех исследовательских работ. Первыми обратили внимание на сложное устройство изначально главных западных ворот с церковью над ними В.И. Троицкий и С.А. Торопов: «Здание... парадных, «святых» ворот составилось собственно из двух частей - старой XVI в. и повой 1640-х годов. Первая с четырьмя мощными арками, сохранившими в трех пролетах «подставы» - крюки для навешивания створов, и вторая, пристроенная с проемами для «герс» и створами ворот. Над проемом ворот также сделан в кладке киот для иконы... В этом здании мы видим крайне своеобразное объединение в одно архитектурное целое совершенно различных по своему назначению частей: здания ворот и защитного их укрепления, сторожек для привратников и церкви. Церковь и ворота под ней - остаток древней стены XVI в., так как построение церкви датируется 1591-93 годами. Передняя же часть, как сдвинутая против древней, есть часть позднейшей стены 1640-х годов. Самый храм обезображен четырехскатной крышей, скрывшей под собою ряды «кокошников» - переход к главе... как установили научные обследования наших дней, они не утрачены и могут быть легко восстановлены, после чего перед нами появится один из прекраснейших памятников древнерусской архитектуры XVI века». В.П. Выголов, характеризуя стены Симонова монастыря, писал: «О расположении древних стен с западной и восточной сторон можно отчасти судить на основании существовавших здесь до 1640-х годов надвратных храмов, сооруженных еще в системе прежней ограды. Первый такой храм Всемилостивого Спаса был возведен вместе с воротами с западной стороны ограды (ставшими, вероятно, с этих пор главным входом обители) в 1591-1593 гг. в честь победы над войсками татарского хана Казы-Гирея, достигнутой при участии гарнизона монастыря». Далее, отмечая «несколько «случайное» размещение» храма по отношению к новой ограде, исследователь обосновывает доказательство того, «что храм был встроен в древнюю ограду, которая примыкала к его нижней части, имевшей характерную для святых ворот форму с двумя входными арками». Церковь Всемилостивого Спаса, действительно, была сильно отодвинута от линии стены вглубь территории монастыря и поставлена под небольшим углом к ее плоскости. В.П. Выголов писал: «Западную часть типично годуновского храма - небольшого бесстолпного четверика, перекрытого крестчатым сводом и завершенного пирамидой кокошников с одной главой, образует более массивная пристройка. Она явно одновременна остальным стенам 1640-х годов, трактованная как невысокая башня с арочным проемом внизу и двумя ярусами бойниц вверху. Характерно, что ее единственный входной проем плохо сочетается с нижней, воротной частью храма, имеющей по древней традиции два арочных проема разного размера - больший для проезда и меньший для прохода, который был закрыт при строительстве башни».

http://sobory.ru/article/?object=39880

Обмеры, фотофиксация, произведенные П.Н. Максимовым и И.В. Воблым в январе 1930 г. перед тем, как собор был разобран, хранящиеся в Музее архитектуры Академии архитектуры СССР, а также план, разрезы, детали, проект реконструкции, фотография храма во время разборки и кроки, позволяют представить облик этого храма. Судя по иконографическим материалам, кирпичный Успенский собор Симонова монастыря был построен по давно установившемуся типу четырехстопного, трехапсидного одноглавого храма на высоком подклете. Его стены были расчленены трехуступчатыми пилястрами, отделяющие боковые прясла стен, с развитыми капителями на лопатках. Под кровлей собора П.Н. Максимов обнаружил сохранившиеся старые части, которые позволяют реконструировать древние формы его верха. В верхних частях Успенского собора получили дальнейшее развитие композиционные приемы раннемосковского зодчества. В верхних частях Успенского собора получили дальнейшее развитие композиционные приемы раннемосковского зодчества. Широкие пилястры, соответствовавшие его внутренним столбам передавали на фасадах его внутреннюю структуру; вверху они связывались профилями килевидных закомар. Барабан был обработан пилястрами. Его увенчанный небольшими декоративными кокошниками верх обрамлял покрывавший его купол. Килевидные кокошники, обрамляющие купол, аналогичные кокошникам, венчающим барабаны владимирских храмов, дополняют живописную композицию верха. Четверик венчали два ряда закомар с главой, стоящей на постаменте с ложными кокошниками. Переход к барабану был осуществлен путем применения четырех угловых закомар и второго восьмигранного ряда закомар над средними делениями здания; закомары упирались в пьедестал барабана, окруженный рядом выступающих кокошников, также килевидной формы. Применение, помимо угловых закомар, второго ряда закомар над средними делениями здания еще больше обогащает его верх, превращая последний в корону, венчающую храм. В храме Симонова монастыря отсутствуют антаблементы или карнизы, отрезающие закомары от плоскости стен. Высокие апсиды, доходившие до пят закомар, примыкали к собору с восточной стороны. С востока к собору примыкает троечастное помещение алтаря. Не менее важным элементом архитектуры собора явились его широкие крепованные пилястры с их кирпичными многообломными завершениями, а также карнизы верхних частей барабана. Многообломные завершения пилястр, появившиеся в московском зодчестве со времени сооружения Успенского собора в Кремле, впервые в таком сочетании с древними формами белокаменных владимирских соборов встречаются в выстроенном из кирпича соборе Симонова монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Иконостас Успенского собора, написанный в 1404-1405 гг., находится в домовом Благовещенском храме Московского Кремля. В его создании принял участие симоновский иконописец Максим Грек, вполне мог быть причастен Андрей Рублев. В нижнем ярусе иконостаса находились замечательные по своей древности иконы: Успения Богоматери, Живоначальной Троицы и Тихвинская икона Божией Матери; в нем же хранилась Симоновская Казанская икона Богоматери. В местным ряду была икона Вседержитель, которой Сергий благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Ее отличало древнее письмо образа, богатое украшение и створчатый походный киот, в который он был вложен. В период с 1405-1433 гг. был основан Преображенский придел. Из грамоты 1447 г. узнаем, местоположение Преображенской церкви - “на полатех”, говорит о том, что она находилась в каком-то архитектурном пространстве - в соборной Успенской церкви, что могло быть только внутри конкретного здания, а не в монастыре вообще. Исследователи Симонова монастыря понимают под термином “полати” либо хоры, либо подклет. В 1415-62 гг. устроен Васильевский придел“на полатех” (хорах) в Успенской соборной церкви (или церкви Спаса Преображения?) и существовал до середины XVI века. В Успенской церкви было 3 престола. В 50-е годы XV в. (середине - второй половине XV в.) или более раннее время - 1477 г. после постройки церкви колокольни И.Г. Ховрин перенес Спасо-Преображенский престол, находившийся - “на полатех” Успенской церкви, в созданный храм Спаса Преображения... Успенский собор был капитально перестроен в 1543-1549 гг. Видимо, старый собор 1405 г. к этому времени обветшал и был заменен новым, возможно, возведенным на старых фундаментах. Под кровлей собора П.Н. Максимов обнаружил сохранившиеся старые части, которые позволяют реконструировать древние формы его верха. Для подсобных работ к этой по строй созывались вотчинные симоновские крестьяне, освобожденные на срок с 1543 по 1549 гг. Исследуя строительные материалы, примененные в соборе, П.Н. Максимов установил, что собор был памятником одного строительного периода; размер кирпича и характер кирпичной кладки подтвердили, что время его сооружения должно быть отнесено к 1543-1549 гг. Однако В.П. Выголов установил, что в 1543-1545 гг., когда строилась новая «церковь под колоколы», старый собор 1379-1405 гг. еще существовал. В итоге он пришел к выводу о возведении собора в 1546-1549 гг. Длина храма с алтарем и папертью стала 15 саж., ширина 16 саж., в шина с крестом 25 саж.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Авторами каталога «Памятники архитектуры Москвы» были просмотрены и учтены также материалы по Успенскому собору, хранящиеся в РГАДА. Дальнейшая история Успенского собора укладывается в несколько строк о трагичных событиях конца 1929 - начала 1930 года. На короткое время открывшийся на территории Симонова монастыря музей не смог гарантировать его сохранности. По сведениям К. Михайлова, в январе 1930 года «стены Успенского собора прорезали до 1500 траншей, куда закладывали взрывчатку. После взрыва 22 января руины собора были разобраны». Вскоре на месте собора началось строительство Дворца культуры, и весь богатый культурный слой, хранящий столько необходимой для историков-археологов информации, был уничтожен. Как известно, под собором и его папертями находились древние захоронения известнейших лиц - московских правителей и членов их семей, в том числе Симеона Бекбулатовича, его супруги Анастасии (в иночестве Александры), дочери боярина И.Ф. Мстиславского. В палатке под папертью был погребён и Ф.И. Мстиславский, «рядом с супругой, детьми, сестрой и ее мужем Симеоном Бекбулатовичем». Были эти захоронения XVI - начала XVII века частично уничтожены ещё при перестройке собора в 1830-е годы или их разорение нужно отнести ко времени сноса собора теперь выяснить сложно. В. Козлов упоминает только, что во время разборки фундамента собора «были извлечены саркофаги Телешовых, Головиных, Мстиславских». Памятник такого класса, даже утраченный, не может не вызывать интереса у историков архитектуры. В.И. Троицкий и С.А. Торопов, имевшие возможность изучать значительный корпус документов монастыря, писали, что строительство собора было окончено «по одним источникам в 1405 г., а но другим - в 1549 году». Авторы отмечали обширное каменное строительство в XVI веке, во время которого кроме прочих зданий «перестраивался вновь центральный собор монастыря, Успенский... при чем для подсобных работ к этой постройке созывались с лошадьми вотчинные симоновские крестьяне, освобожденные на срок с 1543 по 1549 год от всех пошлин на царя...».

http://sobory.ru/article/?object=39881

Далее исследователи писали: «Значительные изменения в его деталях есть причина той двойственности в датировке, которую читающий здесь замечает. Неразрешеттпость многих вопросов, представляющих большой научный интерес, заставляет быть весьма осторожным и не дает возможности сделать здесь окончательные выводы». Драматические события, развернувшиеся в 1929-1930 годах, лишь в последний момент позволили в январе 1930 года, перед самым взрывом, спешно произвести довольно схематичные обмеры собора, к листам которого сделано примечание: «галерея по наружному обходу и пристройки к ней не обмерены». Результаты этой работы были опубликованы П.Н. Максимовым в 1949 году и Р.А. Кацнельсон в 1956 году. П.Н. Максимов, отталкиваясь от обычной ранней датировки собора с учётом перестройки поврежденного верха в 1477 году, констатирует: «Обследование собора в натуре, произведенное нами в 1930 г., заставило усомниться в его общепринятой датировке: как оказалось, он был памятником одного строительного периода. Здание снизу доверху построено из одного и того же строительного материала - кирпича размером 7,3-7,5 х 13-14 х 28-29 см. Такой кирпич применялся наряду с другим, более мелким, в XVI в. и затем в XVII в. (при небольшом увеличении размеров). Из всех дат, связанных с теми или иными перестройками собора и, вообще, с ведшимися в монастыре строительными работами, наиболее подходящей к такому строительному материалу является 1543-1549 гг. - время постройки рядом с собором звонницы, существовавшей до 30-х годов XIX в». По мнению П.Н. Максимова, в архитектуре собора есть черты, роднящие его с более ранними постройками. Отмечая архаические черты, он высказывает предположение о том, «что возведенный, судя по материалу, в XVI в. храм в какой-то степени воспроизводил более старый, может быть восходящий к концу XIV в». Комментируя этот вывод, археолог Л.А. Беляев замечает: «Предложенная исследователем гипотеза о повторении в новом соборе ряда форм первого сооружения сегодня не кажется привлекательной - слишком много обратных примеров в аналогичной ситуации.

http://sobory.ru/article/?object=39881

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Симонов монастырь Симонов монастырьмужской монастырь в Москве, основан в 1379 году. Служил крепостью, защищавшей подступы к городу. На протяжении 14–17 веков был одним из наиболее известных и влиятельных монастырей России. Из числа его монахов вышли четыре Патриарха: Иов, Гермоген, Иосаф II и Иосиф. Инок обители Кирилл стал основателем Кирилло-Белозерского монастыря. В числе монахов обители были известные духовные писатели Вассиан Патрикеев и Максим Грек . До наших дней сохранилась церковь Рождества Богородицы, в которой были захоронены Пересвет и Ослябя. Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010