Серьёзные работы, проведённые в соборе в этот строительный период, позволяют предположить, что тогда же произошло обновление интерьера храма и реконструкция иконостаса, которые отражены в документах 1683 года: «Дело по челобитью Архимандрита Гавриила об оставлении в Симоновом монастыре сусальных мастеров и живописцев до окончания работ»; «Дело о выдаче из приказов Большой казны и судного в Симонов монастырь на покупку красок 100 и церковное строение 50 р.»; «Дело о постановке к изготовленному иконостасу бревен (столбов), которые архимандрит Симонова монастыря просит из Истры». Безусловно, нельзя утверждать, что названные работы относятся именно или только к собору, но возводимая в это же время новая трапезная из-за обрушения свода и последующей перестройки вряд ли была готова к их проведению. М.И. Александровский считал, что «иконостас сохранил характер конца XVII века, но несколько изменен в XVIII, иконы в нем большею частью значительно обновлены». Иконостас, сохранявшийся до разрушения собора, в путеводителе 1913 года характеризовался как «резной пятиярусный вызолоченный». Необходимо также учесть, что царская семья всячески поддерживала монастырь; в частности, ризница часто пополнялась драгоценными вещами: «Ризница Симонова монастыря заслуживает особенного внимания по богатству церковной утвари, из которой почитаются драгоценнейшими: золотой крест... устроенный Царем Феодором Алексеевичем; Евангелие в золотом окладе с драгоценными каменьями, устроенное Царевною Мариею Алексеевною, в память по Царе Феодоре Алексеевиче; золотые сосуды для Св. Причащения, и богатая митра, украшенная драгоценными каменьями, сделанная по велению Царя Феодора Алексеевича, в 1681 году». Многочисленные перестройки и ремонты, производимые в XVIII-XIX веках, так или иначе, отразились в большом количестве архивных документов. В материалах 1725 года отмечалась ветхость кровель па постройках, «которые крыты белым железом и тесом», в том числе на соборной церкви, «и от мокроты в церквах и на папертях, и в кельях течь, отчего каменное строение весьма рушится».

http://sobory.ru/article/?object=39881

Звон колоколов Симонова монастыря радовал москвичей до 1923 года, пока обитель не была закрыта. В ночь на 21 января 1930 года прекратили свое многовековое существование пять церквей, колокольня и стены обители. 10 февраля 1930 года вышел четвертый номер журнала " Огонек " . На его обложке была помещена фотография с изображением огромного обломка только что взорванной колокольни Симонова монастыря, с красочной подписью: " Вместо крепости церковного мракобесия - рабочий дворец культуры " . Архитектурные ансамбли Москвы XV - начала XX веков. М., 1997. С. 336; Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003. С. 150; Третьяков А.А. Московский Симонов монастырь. М., 1890. С. 8; Цветаева А. Повесть о звонаре московском//Москва. 1977. 7. С. 138, 155; С орок сороков. М., 2003. С. 341; Московские ведомости. 1850. Юлия Москвичева,  http://www.zvon.ru/zvon5.view4.page3.html Едва ли не самая загадочная постройка Симонова монастыря - древняя колокольня, стоявшая недалеко от собора и разобранная ещё в XIX веке при постройке новой, установленной в середине северного прясла монастырской стены. Из записи от 29 мая 1825 года в «летописи Симонова монастыря» следует, что на старой колокольне была вызолочена глава. И в этой записи, и в экспликациях на всех просмотренных планах XVIII - первой трети XIX вв. иначе, чем «колокольня», постройка не называется, хотя у здания графически обозначена апсида с восточной стороны. Серьёзное исследование, проведённое В.П. Выголовым, даёт возможность представить все этапы постройки и преобразований, связанные с древней колокольней. Анализируя записи во Вкладной и Кормовой книгах Симонова монастыря, автор устанавливает, на чьи средства производились строительные работы: «Это уже известный нам Владимир Григорьевич Ховрин, видный московский «гость» и боярин. Согласно записи в книге, он «в дому Пречистые Богородицы на Симанове поставил церковь кирпичную Преображение Спасово, да в пределах Собор Архистратига Михаила, да Николы Чудотворца, с колокольницею».

http://sobory.ru/article/?object=37261

Богородицы. (Ссылка: «1405 года, Октября в 1-й день, в четверток, в монастыре, иже на Симонове, освящена бысть церковь Успения, юже замысли и основа Феодор Игумен, и соверши ю Князь Великий при Иларионе Архимандрите, яже 26 лет здана бысть...». Степ. кн. I)». М.И. Александровский про освящение храма писал осторожнее: «при митрополите Св. Киприане». В.П. Выголов придерживался мнения, что «появлением своих первых каменных построек монастырь обязан в первую очередь не светским и духовным властям, а богатому купеческому роду Ховриных. Та же Вкладная и кормовая книга сообщает нам, что основатель рода «Григорей Ховра да жена его Агрепена начало учинили Симонову монастырю и церковь каменную болшую они воздвигли и кельи многие они поставили». Гость-сурожанин Григорий Ховра, по одним сведениям, грек по происхождению, выехавший в Москву из Крыма, по другим - русский, участник похода на Куликово поле, явно стремился своими богатыми денежными вкладами в близкий ко двору монастырь и сооружением в нем каменных зданий укрепить свое положение среди московской знати. Показательно, что освящение собора 1 октября 1405 г. было произведено самим митрополитом Киприаном». И. Токмаков, уточняя личность вкладчика, на чьи средства строился собор, сообщал: «В географическом словаре Российского государства, т. V, М., 1789 г., in 4, стр. 135, читаем: «Симонов мужский монастырь за городом позади Крутицкого собора, как из имеющейся в нем вкладной письменной книги, скрепленной собственною рукою святейшаго Московскаго и всея России патриарха Иосифа, явствует, начат строиться неким вкладчиком Григорием Ховриным. Этот некий Ховрин был сын князя Стефана Васильевича Ховрина, по словам Курбского, мужа греческого роду, зело благородного и богатого. Григорий Стефанович Ховрин приходился дедом Владимиру Ховрину, - Голове, казначею у великого князя Иоанна III и основателю церкви Воздвижения Св. Креста Господня, на дворе в Кремле. От Ховриных или Комриных произошли Головины». Следующее событие, отмеченное многими летописями, страшная гроза, случившаяся в ночь с 31 августа на 1 сентября 1476/1477 года.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Блинский Василий Иванович; 1722, с. Орел Соликамского у. Пермской губ.- 28.03.1812, Москва), иером., старец. Род. в семье мелкопоместного дворянина. В возрасте 2 лет лишился отца и был отдан матерью, вторично вышедшей замуж, на попечение дяди. Обучившись грамоте, полюбил читать Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского . Однажды увидел во сне спорящих о нем ангела и беса, после чего стал стремиться к праведной жизни. Дядей был определен на военную службу в Ширванский пехотный полк, где назначен полковым музыкантом. В свободное время странствовал по мон-рям, упражнялся в посте и молитве. Неоднократно порывался уйти в отставку, что удалось сделать только после 24 лет службы благодаря ходатайству архиеп. Псковского Иннокентия (Нечаева). Поселился в Площанской пуст. (см. Площанский муж. мон-рь Казанской иконы Божией Матери ) Орловской епархии, потом перешел в московский Симонов Новый Успенский муж. мон-рь, где в 1772 г. принял монашество с именем Адриан, вскоре был рукоположен во иеромонаха. В 1775 г. вернулся в Площанскую пуст. и поселился в лесу в уединенной келье с иноком Ионой. Затем вместе с Ионой и 2 послушниками переселился в еще более пустынные Брянские леса. Зимой и летом ходил босым и в легкой одежде, был усерден в посте и молитве, молва о духовной мудрости А. привлекала к нему многих монахов и мирян. После нападения разбойников, от руки к-рых скончался один из его сподвижников, А. перебрался в рославльские леса (см. Рославльские подвижники ). Ездил в С.-Петербург, где встречался с митр. С.-Петербургским и Новгородским Гавриилом (Петровым); затем отправился в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь, вскоре стал его настоятелем, строго следившим за соблюдением иноками монашеского устава. В 1800 г. в связи с болезнью вернулся в Симонов мон-рь, в 1801 г. принял схиму с именем А., последние 10 лет жизни провел в келейном уединении и, несмотря на преклонные годы, в строгом посте и молитве. Обладал даром прозорливости, предсказал Отечественную войну 1812 г. и пожар Москвы. По свидетельству очевидцев, при кончине его лицо просияло. Похоронен в Симоновом мон-ре против алтаря больничной церкви. В 1832 г. явился во сне болящей девице Наталье Жмаевой, указав ей, где искать Казанскую икону Божией Матери , обретенную в Симоновом мон-ре. Известны случаи исцеления бесноватых на его могиле. Лит.: Ковалевский А. Иеросхимонах Алексий, подвижник Симонова московского монастыря//ДЧ. 1875. Ч. 1. С. 352-384; ЖПодв. Март. С. 287-310; Иеросхимонах Алексий, подвижник Симонова Московского монастыря. М., 1903. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/64644.html

Составителем «О. р. с.» был иером. Арсений (в миру Валентин Троепольский), родившийся в Москве. Он обучался в Московском ун-те, в 1825 г. поступил в московский Симонов мон-рь, где его наставником стал иером. Иларион (Ремезов); в 1830 г. был пострижен в монашество с именем Арсений, в 1831 г. рукоположен во диакона, а в 1832 г.- во иерея. В 1833 г. иером. Арсений перешел в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь , в 1835 г. принят в братство Киево-Печерской лавры , с янв. 1837 г. находился в санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни , в дек. переведен в Заиконоспасский в честь Нерукотворного образа Спасителя московский мужской монастырь . С 1842 г. был наместником московского Симонова монастыря , а в 1847 г. переведен в Саввин Вишерский мужской монастырь . С 1852 по 1854 г. находился в Балаклавском во имя великомученика Георгия Победоносца мужском монастыре , откуда перешел в малоярославецкий Черноостровский Николаевский мон-рь; с 1857 г. находился в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Скончался в с. Наро-Фоминском Верейского у. Московской губ. (ныне г. Наро-Фоминск Московской обл.), где и был погребен. На протяжении жизни иером. Арсений (Троепольский) занимался чтением сочинений духовного содержания, из к-рых делал пространные выписки, а также составлением различных текстов, большая часть которых посвящена молитве. Незадолго до кончины он объединил свои материалы в 15-томное собрание -«Подвижнический сборник, содержащий выписки из святых отцов, в XV частях», 10-ю часть к-рого составляла созданная весной 1863 г. сводная авторская редакция «О. р. с.». В ее состав входят авторское предисловие, 7 глав, называемых «свиданиями» (первые 5 из них содержат рассказы странника, а 6-е и 7-е «свидания» представляют собой диалоги с его участием), и аналитическое «содержание», соответствующее разделению текста на параграфы. Работа над 1-м рассказом странника, содержавшим критический разбор различных наставлений, повествование о поисках и об обретении непрестанной устной Иисусовой молитвы по научению старца, а также о ее благотворных действиях, завершена 6 нояб.

http://pravenc.ru/text/2581709.html

Александровский, считавший, что в перестроенном виде собор сохранился с тех времён: «...к 31 мая 1477 года мастером из Венеции сооружена нынешняя световая глава». В «Словаре архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - середины XVIII века» зафиксировано свидетельство о работе в Москве одновременно с Аристотелем «другого итальянского - «венедицкого» (венецианского) мастера, который в 1476/77 г. восстанавливал верх церкви Успения Богоматери в Симонове монастыре». Эти два события, отражённые в летописях, за неимением других данных, позволили первым исследователям Симонова монастыря предположить, что в перестроенном виде собор просуществовал вплоть до последнего времени. Просмотренные архивные материалы, относящиеся ко времени не ранее последней трети XVII века, в основном отражают многочисленные перестройки, производившиеся в монастыре в XVIII-XIX веках. Наиболее раннее свидетельство о соборе отмечено в записи Павла Алеппского, посетившего Симонов монастырь вместе с антиохийским патриархом Макарием в феврале 7164 года (1656): «Нас повели вверх в высокую церковь с одним куполом, в ней мы отстояли часы и вечерню. Облачив нашего владыку патриарха, мы вышли в нарфекс и отслужили царский молебен... Эта церковь весьма высока, с тремя железными дверями. Что касается царских врат, то мы еще не видывали подобных им по их высокой ценности, ибо они сплошь покрыты золотом, серебром и драгоценными каменьями. Рассказывают, что один князь по кончине своей был погребен в этой церкви и что он завещал, чтобы все его драгоценности были пожертвованы на этот монастырь и часть их была употреблена на эти врата: как говорят, они стоили более 2000 динаров. Икона Успения Владычицы, еще более ценная, состоит из одного куска чистого золота; изображение сделано на ней чернью, на удивление уму». Далее сообщается о церкви Одигитрии: «В подземелье этой великой церкви, как и в том монастыре (Новоспасском), все своды и склепы, (где погребены) знатные лица государства. В нем церковь во имя Владычицы Одигитрии, где ежедневно совершается литургия. Среди гробниц есть гробница царя Казанского (Сноска: Симеона Бекбулатовича), который был взят в плен царем Иваном и потом крестился и умер христианином. Жена его положена подле». Из текста следует, в качестве косвенного доказательства перестройки собора в конце XVII века, что в середине столетия он был ещё одноглавым. По сведениям М.И. Александровского, «при царе Феодоре Алексеевиче было обновление храма, при чем прибавлены четыре глухих главы, стены получили снаружи пестрые архитектурные украшения, в недавнее время снятые, пробито но второй двери в южную и северную паперти, а окна удлинены сверху вниз. Крыша была «по закомарам» до 1737 года».

http://sobory.ru/article/?object=39881

На третьем ярусе колокольни находился колокольный подбор, который считался самым благозвучным в Москве. Четыре крупных колокола имели вкладные надписи, повествовавшие о том, что все они отлиты для Симонова монастыря по указу царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, которые часто жили в обители во время постов. Большой колокол, весом 1000 пудов, в 1677 году был пожалован монастырю царем Федором Алексеевичем, лил колокол мастер Харитон Попов. Колокол этот отличался прекрасным звучанием. В " Московских Ведомостях " в середине XIX века восторженно замечали: " Но едва ли где так высока и пленительна певучесть колокола, какую не могут забыть все, кто только слышал наши знаменитые два колокола: Большой Саввино-Сторожевский, в Звенигороде и Воскресный Симоновский, в Москве. По звуку своему эти два колокола не могут быть примером для других: так трудно сыскать им подражание " . Звонарь Константин Сараджев в начале XX века писал: " Восьми лет неожиданно услышал я восхитительный колокол. Звон доносился со стороны Замоскворечья. Он овладел мною... и тут открылась предо мной величественная красота, покорившая всего меня и вложившая в душу сияющую радость. До сей минуты запечатлелся этот звук во мне! " Позже, после закрытыя монастыря, Константин Сараджев еще изредка ходил звонить на его колокольню. Второй по весу колокол в 300 пудов отлит для обители по указу царя Алексея Михайловича в 1665 году, " государевым колокольных и пушечных дел " мастером Александром Григорьевым. Третий колокол в 150 пудов вложен в монастырь царем Михаилом Федоровичем в 1627 году, лил колокол Кирилл Самойлов. Четвертый - колокол весом 60 пудов, лит в Симонов монастырь при Михаиле Федоровиче в 1621 году, мастером Богданом Васильевым. Остальные колокола были меньшего веса и без вкладных надписей. Всего в подборе Симонова монастыря находилось 12 колоколов. На четвертом ярусе колокольни находился часовой механизм. Циферблаты часов выходили на две стороны колокольни: северную и южную. В 1930 году большая часть построек этого старинного монастыря, в том числе и колокольня, были взорваны. Оказались утраченными уникальные колокола, отлитые замечательными литейщиками своего времени. Доподлинно известно лишь об одном сохранившемся колоколе Симоновой обители. Находится он в экспозиции музея-заповедника " Коломенское " . Колокол этот, отлитый в XV веке, некогда был часовым. На его поверхности хорошо видны небольшие вмятины, которые остались от ударов молоточком по внешней стороне колокола.

http://sobory.ru/article/?object=37261

Однако доношение о ремонте поступило только в сентябре 1737 года: «... 6) на погорелой трапезной церкви глава каменная опасна вновь жестью и крест поставлен новой золоченой; 7) на той же церкви и над олтарем кровля покрыта вновь тесом и выкрашена; 8) трапеза и при ней над податками своды покрыты лубьем...» При этом 13 октября того же 1737 года сообщается: «... а на показанной трапезе чрез многопрошедшее время от дождей своды протекли и стали рушится и для того ныне кровлю начали строить заемными денгами, не допуская до крайнего разрушения и опасаясь, чтоб к недосмотрснию не пришлось». В июне 1740 года в монастырь был послан архитектор Иван Мичурин, который в апреле следующего года подал опись ветхостей построек, в том числе трапезной. В ней, в частности, говорится о разрушениях «каменных переходов» вокруг трапезной церкви и государевой палаты, а также «заднего каменного крыльца» и предписывается все поврежденные детали разобрать и вновь сделать. Отмечается ветхость кровли («...подле той же трапезы над переходами крышка тесовая ветха...») и запущенность интерьера, где «...живописное писмо облиняло и окоптело...». Какие из ветхостей этой обширной описи были устранены, сказать трудно, но можно предположить, что выполнены были только самые неотложные работы. В 1771 году Симонов монастырь из-за моровой язвы был закрыт и превращен в карантин. «В скором времени вся выведенная братия погибла в Новоспасском монастыре от заразы». Последние документы, свидетельствующие о состоянии трапезной перед упразднением монастыря, относятся к 1774 году. 24 января архимандрит Амвросий писал в прошении: «...а пятая церковь с большою трапезою преп. Сергия чудотворца, хотя в ней и печь имеется, но она еще в бытность покойного архимандрита Гавриила как за величиною оной церкви и трапезы, так особливо за опасности! и за порванием железных двух связей и ветхостию печи, в зимнее время многие годы не топилась и ныне не топится, а ранние литургии в зимнее время служатся в холодных церквах с немалым трудом». Тем не менее, 17 ноября того же года архимандрит просит дозволения весь обветшавший иконостас в храме сделать вновь, «кроме царских дверей и четырех местных образов, и в оный иконостас написать другие местные образа на кошт доброхотного дателя, ротмистра, вкладчика Симонова монастыря, Якова Афанасьевича Татищева». Контора разрешила все возобновить и по окончанию работ церковь освятить.

http://sobory.ru/article/?object=03318

В 1923 г. в монастыре был устроен музей, занявший Тихвинскую церковь с трапезной. С 1931 г. в трапезной находился киноклуб. Она реставрировалась с 1955 по 1966 гг. и с 1982 по 1990 гг. Община глухих и слабослышащих Тихвинского храма была зарегистрирована в 1991 г. и совершала молебны на территории Симонова монастыря. В 1995 г. остатки монастырского ансамбля были переданы Церкви. Источник: Сушило (XVI-XVII вв.). Согласно сохранившимся документам, оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Потаповым (по другим данным Парфеном Петровым) и первоначально было окружено галереей на столбах. Первый этаж здания занимают две одинаковые палаты, на втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения. Казначейские кельи (XVII в.). Казначейский корпус (1620-1630-е гг.) у Водяных ворот - которые были вместо нынешних железных. Симонов монастырь, Восточная улица 4, с.7 Старая трапезная палата (XV-XVIII вв.). Старая трапезная - название ХХ века, Келарский корпус - название XIX в., Хлебная палата - название XVIII в. В 1485 г. построили " келарский " корпус - двухэтажное здание у южного участка стены, бывшее старой трапезной. Оно - одно из самых старых зданий не только самого монастыря, но и вообще Москвы. Стены ограды (1640-е гг.). Частично дошедшие до наших времен новые стены монастыря и некоторые из башен, которые можно увидеть и поныне, были сооружены в 1630 г., при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота — 7 м. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня «Дуло», увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни — пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая» — построены в 1640-е гг., когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время. Монастырские башни Сторожевая и Тайницкая утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=03108

Но, вероятно, ремонтные работы были выполнены в небольшом объёме, поскольку при осмотре в 1731 году архитектором И.Г. Устиновым опять были отмечены значительные ветхости: «На соборной церкви Успенской пресвятой богородицы вкруг паперти и на ризнице, кровли которые крыты белым железом во многих местах испробито, изоржавело, изветшало». Отмечалось также, что «стенное письмо обветшало и обвалилось». И.Г. Устиновым предписывалось изменить форму завершения четверика для удобства устройства крыши: «Надлежит на оной соборной церкви на сводах от среднешней закомары верхния собрать а между нижними на настоящие стены между закомарами стены поднять и покрыть всю настоящую церковь железом досчатым по железным стропилам». Однако И.А. Мордвинов, осмотревший ветхости в 1733 году, согласившись, что соборную церковь и паперть при ней «для прочности» надлежит покрыть железом, не согласился с предложением поднять стены между закомарами: «... стены поднимать не надобно для того, чтобы древнего образца не потеряла». В деле 1737 года «В Коллегии Экономии выписано: в прошлом 1733 году июля 30 дня по определению оной Коллегии послан в Симонов монастырь ко властям с братиею указ, по которому велено в том монастыре соборную церковь строить и починивать со всяким тщательным радением, а на ту постройку и починку денги держать 3234 руб. из сбору с заопределеппых того монастыря вотчин 733 и 734 годов, а лесные припасы и протчее тому подобное заготавливать монастырскими крестьянами и мастеровыми людьми, чтоб на то строение излишняго расходу не было, и другого строения отнюдь не строить, а железные каменные и протчие материалы, которых в вотчипах не имеется, покупать и подряжать без всякие в цене передачи... ... И по силе оного указу Коллегии Экономии господами присудствующими майором Исуповым, асессором Топилским в том Симонове монастыре постройка и починка осматривана, а по осмотру явилось: 1) на соборной церкви Успения Богородицы кровля покрыта дощатым железом в косяк и в закрой по железным стропилом и дугам и выкрашена краскою; 2) вкруг оной церкви над папертьми кровля покрыта железом и по железным стропилам и выкрашена; 3) у церкви 2 входа каменные с лестницами перестроены...

http://sobory.ru/article/?object=39881

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010