Москва. Симонов мужской монастырь. Церковь Иоанна Постника и Александра Невского в колокольне. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1832 году было решено построить новую колокольню монастыря на средства, которые пожертвовал купец Иван Игнатьев. По первоначальному проекту колокольня должна была быть построена в стиле классицизма по проекту Н.Е. Тюрина, однако в те времена уже набирало силу движение за возврат к более традиционной для России архитектуре. В итоге к 1839 году была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 м в «русско-византийском стиле» по проекту К.А. Тона. Звонница, вдохновленная «Иваном Великим», превосходила его высотой на 9 м. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 16,4 т (1000 пудов). На четвёртом ярусе были установлены часы. Колокольня была одной из архитектурных доминант Москвы своего времени и зрительно формировала завершённую картину живописной излучины Москва-реки вниз по течению от города. В 1929 году была взорвана и разобрана на кирпич. http://bellschool.ru/belltowers/simonov Иоанна, патриарха Константинопольского, святителя, и других святых, празднуемых 30 августа, в колокольне Симонова монастыря церковь Монастырская колокольня высотою 94, 5 метра выстроена в 1835–1839 гг. (архитектор К.А. Тон) вместо обветшавшей конца XVI века. В ее первом ярусе были святые врата, а по сторонам от них кладовые; во втором ярусе устроили церковь, на третьем находились колокола, на четвертом – часы, на пятом – лестница на главу. В храме был иконостас 1831 г., паникадило начала XVIII века. Колокольня с частью других монастырских зданий была взорвана в январе 1930 г. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . 28 апреля 1835 года, над северными вратами обители, по проекту архитектора К.А. Тона началось строительство пятиярусной колокольни. Спустя четыре года после начала работы, ее возведение было завершено. Высота колокольни Симоновой обители достигала 44 саженей, около 94 метров (на 12 м выше колокольни Иван Великий в Московском Кремле). В 1839 году вновь построенная колокольня Симонова монастыря стала самой высокой в Москве. Во втором ярусе колокольни размещалась церковь во имя Иоанна Патриарха Цареградского, и благоверного князя Александра Невского, а также других святых, празднование которым установлено 30 августа.

http://sobory.ru/article/?object=37261

29. ГЕДЕОН Ильин, переведён из того же Нижне-Печерского монастыря, того же года и месяца; а с 1805 года, Июля 7, Епископом Вятской Епархии. 30. MEЛXUCEДEK II. Минервин, переведённый из Лужецкого монастыря 1805 года. Сентября 25, доселе здесь настоятельствует. III. Kpamkoe описание Ставропигиального Симонова монастыря Местоположение и начало оного СИМОНОВ Ставропигиальный мужской первоклассный монастырь, в Москве, по разделению города, в так называемой Таганской части, в 5 квартале, лежит на берегу Москвы-реки, когда именно и кем построен, обстоятельно не известно: но по имеющейся в оном монастыре Вкладной письменной книге, скреплённой собственной рукой Святейшего Московского и всей России Патриарха Иосифа значится, что оный начат строиться неким вкладчиком Григорием Ховриным. Другие историки утверждают, что оный построен святым Феодором Архимандритом, племянником и учеником Преподобного Сергея. Чудотворца Радонежского. В рукописной же книге жития и дел Преподобного Сергия означено, что Симонов монастырь сооружён был прежде деревянный, повыше нынешнего его места, самим преподобным Сергием, и соборная в нём церковь была во имя Рождества Пресвятой Богородицы (которая ныне уже находится вне монастыря, в состоящей при оном монастыре под монастырской слободке приходской, и называется что на старом Симонове), каменная. По преставлению же Преподобного Сергия через несколько лет монастырь сей построил на нынешнем месте бывший в том монастыре Архимандрит Феодор, вышеупомянутый ученик Преподобного: но в котором именно году, как в рассуждении первого, так и второго построения, известия никакого не имеется. Монастырь сей Именным 1788 года, от 6 Мая Указом, велено было отдать в ведомство главного Кригс-Комиссариата, для учреждения в нём Госпиталя; а оклад, положенный на содержание настоятеля и вообще сего монастыря, перенести на тот монастырь, который назначен будет Синодом, по лучшей удобности для пребывания Викарного Архиерея Московской Епархии. Потом по Высочайшему же соизволению от 4 Апреля 1795 года обращён он в прежнее положение и состояние. До учреждения Духовных Штатов была приписана к нему Великовражская пустыня, и состояло за ним 12.145 душ крестьян; по сочинению же и утверждению Духовных Штатов оставлен в ведомстве Св. Синода Ставропигиальным третьим монастырём. Строения

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Храм Успения Богородицы (Никола-Рожок) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Успения Богородицы в деревне Никола-Рожок — удивительный пример живучести традиций в местной архитектуре, их сочетания с пришедшим на смену стилем барокко. Прямо из воды круто поднимается холм, заросший деревьями, среди которых стоит Успенский храм. Содержание История [ править править код ] На западном берегу Селигера, вблизи деревни Бараново, на высоком холме над лесом встает стройная колокольня и пятиглавая церковь погоста Никола-Рожок. Прямо из воды круто поднимается холм, заросший деревьями, среди которых стоит церковь. Если же забраться на этот холм, то станет ясно — это небольшой полуостров, имеющий очертание изогнутого рога. За такую форму полуостров и получил название Рожок, а второе наименование — Никола — сохранилось от существовавшего здесь долгое время Никольского монастыря, упраздненного в XVII столетии. В XV столетии здесь была большая слобода, принадлежавшая ржевскому удельному князю Константину Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского. В 1434 году князь Константин незадолго до смерти постригся в московский Симонов монастырь, приняв имя Кассиана. Когда же он умер, то на поминовение «по своей душе и своем брате» великий князь московский Василий Дмитриевич, по сообщению Карамзина в «Истории государства Российского», пожаловал в Симонов монастырь во Ржевском уезде слободу Рожок с деревнями, с озерами и угодьями, а также церковь во имя чудотворца Николая. Поселившимися тут монахами и был основан первый мужской монастырь — оплот великокняжеской власти на окраинных землях. Николо-Рожковскому монастырю в древности, по-видимому, долгое время придавалось большое значение. Например, в 1460 году великий князь Василий Темный освобождает его от всякой дани сроком на десять лет, в 1499 году волоцкий князь Федор Борисович жалует ему земли, а в годы опричнины Иоанн Васильевич Грозный освобождает крестьян Рожковской вотчины «от всех царских податей, кроме ямских денег и посошной службы и городового дела». Однако монастырю не хватало своего местночтимого святого, и таким святым становится столобенский отшельник Нил. Именно монахи этого монастыря стали позже основателями Ниловой пустыни. Но с образованием ее рожковский монастырь стал ненужным в этом крае и вскоре после литовского разорения прекратил свое существование. На его месте осталась слобода. «В означенном погосте нашем Рожке две церкви деревянные... а оные церкви весьма обветшали, а мы... желаем вместо оных церквей, новую каменную... построить», — написано в прошении прихожан слободы в Тверскую духовную консисторию в 1763 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_Б...

Москва. Симонов мужской монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Знаменская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В XIX столетии монастырь разрастался: над восточными воротами в 1834 году была возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца. В начале 1930-х годов все главные постройки Симонова монастыря были разрушены. Погибли Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, башни Сторожевая и Тайнинская, были уничтожены все могилы на территории обители. От монастыря уцелела лишь южная стена с башнями, трапезная палата с церковью Сошествия Святаго Духа и хозяйственная постройка. По проекту предполагалось, что вся территория Симонова монастыря будет превращена в парк и культурный комплекс, однако построен был только клуб ЗИЛа. http://cultcalend.ru/event/441/ Церковь Николая Чудотворца в Симоновом монастыре находилась над восточными воротами. В 1623 г. в монастыре была церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В 1677 г. октября 9 значится освящение новопостроенной Знаменской церкви на воротах. Стены церкви, а также самые ворота говорят за то, что от постройки 1623 г. ничего не осталось. В 1834-36 гг. постройка 1677 г. несколько переделана: над нею возведен купол, перед западной стеной выстроена вторая стена, закрывающая входы наверх, и здание обработано в готическом стиле. Переделанная церковь получила наименование Николая Чудотворца. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Датировка первой церкви Знамения Пресвятой Богородицы, выстроенной на средства боярина Юрия Яншеевича Сулешева, колеблется между 1623 и 1643 годами, поскольку часто основывается на известном документе - «данной» - 1643 года, где говорится о её строительстве: «...в Симонове монастыре над гробами родителей моих во имя Знамения Пречистыя Богородицы (сооружена по обещанию моему церковь). И та церковь стоила со всем церковным строением тысяча двести пять рублев». В этом же документе говорится о выданной тысяче рублей «на городовое дело». Отметим, что церковь упоминается как уже сооруженная.

http://sobory.ru/article/?object=39883

За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз подвергался набегам, был разорён в Смутное время. В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в ближайшем Подмосковье; сюда стекалось и огромное количество людей, и богатые материальные вклады. Особенной любовью монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел здесь собственную келью для уединения. В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем религиозном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина. При этом его первым настоятелем стал архимандрит Игнатий (Ушаков), перемещенный из Большого Тихвинского монастыря Новгородской епархии. После установления советской власти в 1920 году монастырь был вновь упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 года. Директор музея, Василий Иванович Троицкий (1868—1944), наладил отношения с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников за счёт общины. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря. В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Были снесены пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесённых построек в 1932—1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа. В 1991 году храм Тихвинской Божией Матери Симонова монастыря был возвращен Церкви. Его передали первой и на тот момент единственной православной общине людей с нарушениями слуха. В 1995 в Храме было возобновлено богослужение. Оно идет с параллельным переводом на язык жестов. Восстановление же разрушенного здания храма продвигается намного труднее.

http://azbyka.ru/palomnik/Симонов_мужско...

На обороте подпись Княгини Великой. Под нею следует ещё подпись: «Князь Андрей Васильевич пожаловал Глушицкого Игумена Макария с братией этой грамоты рушить не велел ни в чём. А тиуны и доводчики в монастырь и в деревни монастырские не въезжают ни по что, также иные поборщики в их деревни не ездят и не ставятся. А подписал Дьяк Фёдор Мяка». 6. Список слово в слово в подлинной вкладной духовной грамоты «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Се Аз раб Божий Григорий Симонов Сын пишу грамоту душевную своим целым умом, кому мне дать, у кого мне что взять. Дал я в дом Пречистой на Глушицу к Святому Покрову починок, свою вотчину на реке Сухоне поверх тони Куки и по речке Полонодобой да по Вегей по Каминовской, дал я в Ночкурье пожню остину поляну по своём отце и по матери и по себе в дом на Глушицу. А в душевных сидели свидетели Семён Демидов сын, Семён Михалев сын, Сама Шетемов сын. А в душевных сидел отец мой духовный Макарий. А душевную писал Михайло Дьяк». Грамота писана на небольшом листке бумаги полууставным письмом. Покровский Донковский монастырь См. Данковский Покровский. Покровский Добрый монастырь См. Добрый Покровский. Покровский Емецкий монастырь См. Емецкий Покровский. Покровский Зверин монастырь См. Зверин Покровский. Покровский Ивановский монастырь См. Ивановская Покровская пустынь. Покровский Иркутский монастырь Мужской заштатный, Иркутской Губернии и Епархии, в Якутском уезде. Стоит на левом берегу реки Лены, 70 вёрст повыше города Якутска. Покровский Краснослободский монастырь Девичий, упразднённый, Пензенской Епархии. Находился в уездном городе Краснослободске и принадлежал до Штатов 1764 года к Синодальной области. Покровский Кукарский монастырь См. Кукарский Покровский. Покровский Куский монастырь См. Куский Покровский. Покровский Ладинский монастырь См. Ладинский Покровский. Покровский Лихвинский Добрый монастырь См. Добрый Лихвинский Покровский. Покровский Макошинский монастырь См. Макошинский Покровский. Покровский Московский Убожедомский монастырь Или на Убогих Домах , заштатный мужской монастырь, находящийся в столичном города Москве, у Коломенской заставы Таганской части, во 2 квартале близ земляного вала и Семёновской улицы, от Кремля к востоку в 5 вёрстах. Построен в 1655 году по Указу Государя Царя Алексия Михайловича из комнатной суммы, и сначала находился в Московской Епархии; а в 1744 году по Именному Указу от 21 Июня отдан в бывшую Крутицкую Епархию для заведения в нём Семинарии, которая там и находилась до 1788 года. В этом же году, Мая 6, монастырь опять приписан к Московской Епархии, а семинаристы разосланы по тем Епархиям, к которым кто принадлежал. Когда этот монастырь состоял в ведомстве Крутицкой Епархии, тогда были в нём здания следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, родился в последней четверти XIV в. в селе Одинцове в Костромской земле. В двенадцатилетнем возрасте он принял монашество в одном из Галичских монастырей, а затем перешел в Московский Симонов монастырь. Юный инок смиренно и усердно исполнял различные послушания. Однажды Симонов монастырь посетил митрополит Фотий. И когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука которого была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий предсказал присутствовавшим, что он будет великим святителем Русской Церкви и многих обратит на путь спасения. В 1431 г. Иона был поставлен епископом на Рязанскую и Муромскую кафедру. Уже в 1432 г. он был наречен на митрополию Русскую. Однако в Константинополе митрополитом поставили Исидора. В 1439 г. Исидор принял унию на Флорентийском соборе и по возвращении в Москву в 1441 г. был заточен в Чудов монастырь. И тогда митрополитом всея Руси был избран Иона. Это означало прекращение зависимости Русской Церкви от Константинополя и начало автокефалии. Митрополит Иона обладал даром пророчества и чудотворения и много заботился об обустройстве русской церкви. Умер в 1461 г. и был похоронен в Успенском соборе. Святитель Филипп (Колычев Феодор Степанович), митрополит Московский и всея России (1507–23.12.1569), родился в Москве, происходил из знатного боярского рода Колычевых. В юности был дружен с царем Иваном Грозным. В возрасте 30 лет постригся в монахи в Соловецком монастыре. В 1546 г. свт. Филипп был поставлен игуменом Соловецкой обители. 25 июня 1566, по настоянию царя Иоанна Грозного, свт. Филипп был посвящен в Московского и всея Руси митрополита. Однако вскоре митрополит, осуждавший опричнину, вступил в конфликт с царем, за что был лишен сана и отправлен на пожизненное заточение в Отрочь Успенский монастырь, где через год был задушен Малютой Скуратовым. Мощи были перенесены из Соловков и захоронены в Успенском соборе Кремля. 266 Чудов-Алексеевский-Архангело-Михайловский, мужской, кафедральный (с 1744) монастырь находится непосредственно в Московском Кремле. На месте монастыря в XIV в. располагался ханский конюшенный двор, подаренный для строительства монастыря ханом Золотой Орды Джанибеком св. Алексею, митрополиту, исцелившему от глазной болезни его жену. В ознаменование этого события св. Алексий построил в 1365 г. здесь обитель с церковью во имя чуда арх. Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Можайскомъ, а въ 1812 г. французами. Храмовъ при монастыре четыре каменныхъ: 1) во имя Рождества Христова; 2) во имя св. Ферапонта, построенъ въ XVI в., теплый, съ приделомъ во имя главы св. Крестителя; 3) въ честь во храмъ Пр. Богородицы (существовалъ уже въ 1547 г.); 4) надъ древними св. воротами, во имя Господня. Вне монастыря, при ручейке Исавицы, деревянная часовня надъ родникомъ, назыв.колодцемъ преп. Ферапонта. Въ храме преп. Ферапонта у правой стены подъ спудомъ покоятся мощи пр. Ферапонта; сверху медное, посеребренное Въ ограде монастыря погребенъ настоят. монастыря, архим.Митрофанъ 2-й. Замучен поляками въ 1617 г. Монастырь владеетъ 37 дес. земли и получаетъ изъ казны 1249 руб. 7 коп. Архимандритъ. Монаховъ и послушниковъ 26. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, изд. Ступина А.Д., стр.483-484 Можайский Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь расположен на окраине г. Можайска на высоком правом берегу р. Москвы среди обширных пойменных лугов, в местности, издревле именовавшейся «Лужки». Основан в 1408 г. третьим сыном св. блгв. Димитрия Донского кн. Андреем Дмитриевичем, владевшим Можайском, Вереей, Медынью, Калугой и Белозерском. Первым игуменом обители стал прп. Ферапонт. Прп. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от свт. Федора, племянника прп. Сергия Радонежского. Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку. Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым монастырям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма.

http://sobory.ru/article/?object=00447

На примере собора Симонова монастыря мы могли увидеть, что московские постройки середины XVI в. и в этом сохранили преемственность с храмами первой трети XVI в. Кроки и чертежи П.Н. Максимова позволяют нам судить о дробности многочастных профилей собора Симонова монастыря. Обилие мелких двойных лестелей, чередующихся с крупными полочками и обломами разных размеров, создают мягкую рельефность ордерных деталей. В соборе Симонова монастыря компоновка тонких валиков, полочек и подобных мелких членений с крупными формами создавала ритм вертикального развития элементов декора. Небольшой вынос профилей образовывал плавные полутени, что придавало структуре декора мягкую пластичность. Дмитрий Александров http://www.rusarch.ru/aleksandrov1.htm Церковь Успения Пресвятой Богородицы – главный храм Симонова монастыря. Строился монастырь с 1379 г., освящен 1 октября 1404 г. В 1476 г. молния разбила купол, после чего к 31 мая 1477 г. мастером из Венеции сооружена была световая глава. При царе Федоре Алексеевиче было обновление храма, прибавлены четыре глухих главы, стены получили снаружи пестрые архитектурные украшения, пробито по второй двери в южную и северную паперти, а окна удлинены сверху вниз. Крыша была «по закаморам» до 1737 г. В 1834 г. с севера была пристроена ризница, с юга – придел Казанской Божией Матери; галерея была переделана. При обновлении 1892 г. средняя глава получила металлическое покрытие новой формы. Иконостас сохранил характер конца XVII ст., но несколько изменен в XVIII ст.; иконы в нем, большею частью, значительно обновлены. Стенопись новая. Симонов монастырь процветал до XVIII ст. Из него выходили многие великие деятели нашей истории, напр. св. Иона митрополит, св. Кирилл Белозерский, св. Ферапонт Лужецкий, патриархи Иов и Иосиф. Царь Михаил Федорович выстроил нынешние стены и башни; царь Федор Алексеевич возводил новые постройки и обновлял старые. В XVIII ст. по распоряжению 17 мая 1788 г. монастырь был закрыт; его постройки назначены были под госпиталь. 4 апреля 1795 г.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Для церкви сей присланы от Боборыкиной серебро-позла-щенные вещи... медные вещи... церковные книги, пелены, одежды, бархатные ризы и проч. Освящали О. Архимандрит Мельхиседек, Наместник Паисий, Казначей Иона, Чудовской иеромонах Палладий (духовник вкладчицы) и иеромонах Павел...». По свидетельству К. Тромонина, «обширный купол на церкви покрыт белым листовым железом, а глава и крест вызолочены через огонь червонным золотом. Иконостас в ней резной и образа искуснейшаго художества. К обеим сторонам ея пристроены каменные двухэтажные больничные кельи для 20 человек братии». В путеводителе 1926 года иконостас Николаевской церкви определяется как ампирный. М.И. Александровский считал, что прежний храм, «старое здание при этом взяли как бы в футляр и надстроили». 24 февраля 1849 года «во весь день сильный западный ветер много в монастыре повредил и сорвал крышек», в том числе часть крыши Никольской церкви. Возможно, при дальнейших архивных поисках будут обнаружены сведения о ремонтных работах на надвратном храме во второй половине XIX - начале XX вв., но на данный момент это сообщение, документально зафиксированное, последнее. После перестройки здание не вызывало особого интереса у исследователей. Известно только, что в 1930 году, «несмотря на заверения Управления строительства Дворца культуры в том, что уцелевшие небольшие храмы обители сноситься не будут, в сентябре строители внезапно приступили к разборке надвратной Никольской церкви». В Государственном научно-исследовательском музее архитектуры в фондах сохранились некоторые чертежи: 1. «Древняя церковь над восточными вратами Симонова монастыря во имя Знамения Божией Матери, что ныне Никольская. Карандашные копии чертежей». 2. «Чертеж восточной надвратной церкви для макета Симонова монастыря». Кроме этого материала, в музее хранится полтора десятка фотографий Никольской церкви. Шитова Л.А. «Симонов монастырь: зеркало истории». Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=39883

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010