Звати - взывать, восклицать, приглашать. Звездица - два металлических полукружия, которые устанавливаются на дискосе, чтобы воздухи не касались Агнца. Здати - сооружать, строить. Зде - здесь. Здо, зда (на здех) - кровля, крыша, развалина. Зелие - горькая трава, яд, зелень, овощ, трава. Зело - очень, весьма, сильно, много. Земля забвения - могила, в которой погребаются умершие и скоро забываются живыми. Земнородный - человек, на земле родившийся и живущий. Зеница - зрачок, самый глаз; круглое отверстие, через которое проходят лучи света. Зиждити - сооружать, строить. Зиждитель - создатель, творец, строитель. Зиждемый - создаваемый, устроенный. Зиждимии людие - будущие поколения. Зилот - ревнитель отечественных обрядов; прозвище апостола Симона Кананита. Злак - трава; зелень, овощи, служащие в пищу человека. Злачный - богатый травами; обилующий злаками, пажитями. Зле - худо, люто, тяжко, жестоко. Злоба - злоумышление, зло, злодеяние, бедствие, худое дело. Злобовати - иметь на кого-либо злобу, враждовать. Злобожный - враждебный Богу, идущий против Бога. Злонравный - имеющий злой нрав, дерзкий, упрямый. Знаменовати - подать знак. Знамение - чудо, знак, образ. Зобати - хватать что-либо клювом, клевать. Зрак - вид, лицо, образ. Зрети - смотреть, глядеть. Зря - видя. -И- И - его, их. Ибо - потому что. Игемон - римский начальник, вождь, правитель области, прокуратор. Иго - ярмо, ноша, рабство, оковы, тягость. Идеже - где, когда. Иждити - проживать, тратить, издерживать. Иже, яже, еже - который(ая, ое). Избави нас от лукаваго - избавь нас от всякого зла в этом мире и от виновника зла - диавола. Избодати - бодаться рогами. Избытке - облегчение. Избыти - превзойти, остаться, спастись. Извествовати - утверждать, удостоверять, уверять, подтверждать. Известно - твердо, тщательно, точно, ясно. Извет - донос на кого-либо, обвинение. Изволение - желание, решение, воля, совет. Изволити - избрать, предпочесть, охотно желать. Изгнание - гонение, ссылка. Изгребие - пакля, охлопья из пеньки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

Грузия. Современные епархии Грузия. Современные епархии Епархии ГПЦ управляются архиереями, к-рых назначают Католикос-Патриарх и Синод. Границы епархий определяются решением Синода и в основном совпадают с политико-адм. делением гос-ва. Епархиальный архиерей в рамках вверенной ему епархии пользуется полнотой власти в делах вероучения, христ. нравственности, священнодействия и пастырства. С подтверждения Католикоса-Патриарха он рукополагает духовенство и назначает должностных лиц, благословляет постриги, определяет место служения белого духовенства и монашествующих, представляет высшую судебную власть. Ведению епархиального архиерея подчинены все мон-ри, кроме ставропигиальных, а также духовные учреждения его епархии. В управлении епархией участвует коллегиальный совещательный орган - Епархиальный совет. В наст. время в составе ГПЦ насчитывается 35 епархий (в т. ч. вдовствующая Чиатурско-Сачхерская), 172 мон-ря (97 муж., 75 жен.), в т. ч. 10 ставропигиальных (5 муж., 5 жен.). Наибольшее количество мон-рей - в Руисско-Урбнисской (34) и Мцхетско-Тбилисской (24) епархиях, наименьшее - в Болнисской, Никорцминдской, Тианетско-Пшав-Хевсуретской, Потийско-Хобской, Чкондидской (по 1), в Западноевропейской епархии мон-рей нет. Большинство епархий - внутренние; в Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазскую епархию входят также 3 иля (вилайета) и сев. часть Эрзурумского иля Сев. Турции; в Дманисско-Агарак-Таширскую (возобновлена решением Синода ГПЦ 6 февр. 2006) - часть Сев. Армении; в Некресско-Эретскую - часть Азербайджана; юрисдикция Западноевропейской епархии распространяется на груз. приходы в Европе. ГПЦ имеет неск. высших духовных учебных заведений (Тбилисская и Гелатская ДА, Кутаисский богословский ин-т им. св. Давида Строителя; при Тбилисской ДА действует богословский ин-т и ин-т народного и церковного песнопения); 4 духовные семинарии (Тбилисская, Кутаисская, Ахалцихская, Батумская); 7 духовных гимназий (2 Тбилисские, Мцхетская, Ланчхутская, Потийская, Озургетская, Карельская); Хулойское уч-ще; Хашурский духовный лицей. Действует Зестафонский центр духовного образования им. ап. Симона Кананита. Офиц. печатными органами Патриархата являются ж. «Джвари вазиса» (Крест из виноградной лозы), газеты «Мадли» (Благодать), «Сапатриаркос Уцкебани» (Ведомости Патриархии).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Особенно прискорбным было то обстоятельство, что в имевших место исторических условиях советские абхазоведы были лишены возможности сопоставить данные письменных источников с реальной действительностью. В результате с большим сожалением приходится констатировать, что в настоящее время отсутствует сколько-нибудь объективное представление о роли и месте религии и традиций в социальной жизни абхазов в ХХ в. В частности, не имеется научного описания совершавшихся в советский период молений, церемоний и ритуалов (проклятие, очистительная присяга в святилище и т.п.), а также многих сохранявшихся традиционных социальных институтов. Одной из задач данной работы является попытка по мере возможности заполнить этот имеющийся в науке пробел. Уже в первые постсоветские годы было опубликовано несколько работ, которые положили начало процессу переосмысления роли религии и традиций в жизни современных абхазов. К ним относится прежде всего объемная книга Л.Л. Регельсона и И.И. Хварцкия " Земля Адама " , в которой ее авторы на основании сопоставления библейских текстов с абхазской мифологией попытались доказать, что Абхазия является колыбелью человеческого рода, что дохристианская религия абхазов представляет собой реликт добиблейского монотеизма и что православие и эта религия " по сути составляют одну и ту же веру " (185, с.555). Главным недостатком данной работы является ее оторванность от реальной действительности. Несмотря на это она сыграла безусловно положительную роль уже хотя бы тем, что способствовала росту интереса к поднятой теме в среде абхазских ученых и интеллигенции. Вскоре после своего выхода книга " Земля Адама " была подвергнута разгромной критике со стороны недавнего выпускника Троице-Сергиевой семинарии, представителя православного абхазского духовенства Д. Дбара. В своей статье, включенной позднее в изданный в Москве Православным братством святого апостола Симона Кананита сборник публикаций данного автора, он утверждал, что Л.Л. Регельсон (по мнению Д. Дбара только он может рассматриваться как истинный автор " Земли Адама " ) своей книгой " только усугубил и без того существующий хаос в религиозном сознании современных абхазов " (79, с.95).

http://religare.ru/2_26937.html

—549— сближение их, но по отношению к вере и неверию во Христа, у Оригена (in Matth. 78. Migne 13, 1727). Из других толкований прозвания Иуды: а) одни имеют в виду уже совершившиеся события предания и самоубийства Иуды, и потому не историчны, т. е. не могли обращаться среди Двенадцати до самих этих событий, каковы: „муж лжи“ – ( Прит.19:5 ср. Ин.8:44 – Генгстенберг), – или „удушенный – exsuffocatus“ от ( Ориген , ссылаясь на какого-то анонима – в выше-цитированном месте), – другие мало вероятны и неестественны: так Lightfoot в Horae... к Мф.10:4 производит от „ ()кожаный фартук или пояс, к коему прикреплялся кошель или ящичек с деньгами“ (но Иуда имел γλωσσκομον, как увидим, – притом, вероятно, не с самого призвания в число Двенадцати он сделался казначеем, – не говорим уже о возможности этого прозвания и для отца Иудина), – или „кожевник“, „сын кожевника“ (но тогда следовало бы ожидать другого термина ср. Деян.9:4 ,), – Иероним в Liber interpretationis hebraicorum nominum, ed. Lagarde 2-a Onomastica Sacra 62, 6–7 p. 94: Isearioth memoriale Domini, quod si voluerimus Issacharioth legere interpretatur est merces ejus (от или ), – или Onomast. Vatic: ισκαριωθ σκην θαντον (?) μνημσυνον μνεα θαντου (ib, 175, 17–18 p. 204), – третьи наконец просто нелепы, каково, например, мнение профессора Оксфордского по толкованию Священного Писания Cheyne, в Encyclopädia Biblica, Art: Iudas и Iericho (§ 7 p. 2401), что вместо ισκαριωτης надо читать ιεριχωτης, с чем может сравниться ещё разве только мнение Генгстенберга о тожестве отца Иуды Симона с Вифанским Симоном Прокажённым. Ни для географического ни для нарицательного значения прозвания Иуды не имеет большой важности вопрос: носил ли это прозванье один Иуда, или же оно принадлежало и отцу его Симону и было родовым, как это находим у Ин.6:71 в с. В. С. G. L. 33. f. Vg ркп. ed Wordsworth, – 13, 2 ΔLMI др. f. Vg ркп. Word 13, 26 BCL др. 33. g. Vg ркп. Word. Вероятнее всего, прозвание Искариот, как подобные же названия других апостолов (Кифа-Пётр, Воанергес, Леввей-Фаддей, Кананит-Зилот), возникло в среде Апостолов и впервые дано было Иуде. Варианты же относящие

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

712 ...kai edokan emin ex auton – «От них [они] дали и нам» (Epiphaniou monachou... – Col. 244 А). Разумеется, Епифаний получил мощи не лично для себя, а для своего храма. Такова была обычная, распространенная церковная практика переноса, «путешествия» святых реликвий. 714 В греческом тексте у Епифания – eis Nikopsin tes Zekchias (Epiphaniou m o nachou... – Col.244 А). В грузинском «Житии» название города оказалось искажено переписчиком: «могила же Симона Кананита находится в городе Никополе, лежащем между Абхазией и Джигетией» (Греческое «Житие...». – С. 165). Никопсис – восточно-черноморский город на р. Нечепсухо, центр Зихской архиепископии, области на западе Северного Кавказа, в состав которой в церковном отношении одно время входили Херсонская и Боспорская кафедры (подр. см.: Гадло А. В. Византийские свидетельства о Зихской епархии как источник по истории Северо-Восточного Причерноморья//Из истории Византии и византиноведения. – Л., 1991. – С. 91–106). 717 В греческом тексте Епифания – eis Theudesian ten polin polyandron kai philisophon – «в Февдесию город многолюдный и образованный (просвещенный)» (Epiphaniou monachou... – Col.244 А). Жители этого античного полиса на юго-восточном побережье Крымского полуострова действительно были достаточно образованными, а греческий язык и письмо были распространены в его сельской округе. Великолепные памятники, найденные здесь в ходе даже не регулярных, а спорадических, кратковременных археологических работ, подтверждают высокую оценку Феодосии, вошедшую в средневековые предания, хотя после IV в. жизнь на месте города, похоже, еле теплилась (см: Петрова Э. Б. Античная Феодосия. История и культура. – Симферополь, 2000. – С. 132–199). Уже периплы V в. единодушно называют ее опустевшей (см.: Петровский С. В. Апокрифические сказания об Апостольской проповеди на Черноморском побережье//ЗООИД. – 1898. – Т. 21. – С. 170). 718 В греческом тексте Епифания – echousan basilea Sauromaten – «царем которого был Савромат». Аналогично об этом сказано в «Деяниях» и грузинском «Житии»: «...удалился в соседний с Босфором город Феодосию, управляемый царем Савроматом, густо населенный греками, известный философами»; «...отправился в Феодосию, город обширный и многолюдный, управляемый в то время правителем по имени Савроматом» (Praxeis...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сквозь весь этот совок проглядывает и другое время. Кипарисовая аллея, ведущая от храма Симона Кананита к монастырю , до сих пор зовется «царской». Августейшая семья присутствовала здесь при закладке Пантелеимоновского храма в июне 1888 года. Об этом событии говорит и мемориальная доска неподалеку от водопада, который, кстати, также соорудили иноки. Подумать только: побережье было когда-то заболоченным и поросшим субтропическим лесом, буквально несколько рыбацких хибар и – ничего больше. Сейчас мало кто помнит архимандрита Иерона с братией, которые трудились не покладая рук, возделывая эту дикую территорию.   Дорога к паровозу …Мы продолжаем подниматься вверх — «Куда-нибудь эта дорога да приведет». Поворачивать назад не хочется: а вдруг за следующим поворотом покажется то, ради чего стоит попотеть, карабкаясь в гору? За поворотом, действительно, показался пока всего лишь указатель: «Дорога к паровозу. 4 км». “Что за паровоз? Здесь есть железная дорога? На горе?”, — закрутились в уме вопросы. Забегая вперед, скажу: как позже мы выяснили, тропа, по которой мы так уверенно поднимались, ведет на вершину горы, где до революции было монастырское хозяйство. Александр III подарил монастырю музыкальные куранты, которые и сейчас висят на колокольне в центре западного корпуса и паровоз. В обители функционировала своя узкоколейная железная дорога. Паровоз производства немецкого завода Юнг предназначался для того, чтобы приводить в движение канатную дорогу, соединявшую Иверскую гору с монастырём . По другой версии, в вагонетках переправляли наверх строительные материалы – там велось строительство монастырского хозяйства, а сверху спускались дрова для монастыря . Об остальном – как и почему этот паровозик остался стоять на горе по сей день, куда делась узкоколейка – гугл умалчивает, а местные и вовсе не знают. Судя по тропке, довольно нахоженной, к паровозу все же ходят люди, но мы поднимаемся уже больше часа и пока не встретили ни души. Панорама города скрылась за зеленым занавесом. Тропинка стала менее крутой, затем совсем пологой. Мы проходим мимо бамбуковой рощи и выходим к деревянной изгороди с воротцами. Это пасека – за изгородью рядками гудят ульи.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/novyj-af...

В то же время Лубков покинул свою законную жену Надежду Васильевну Лубкову, с которой был повенчан в Православной Церкви. Он отдал ее в сожительницы своему родному дяде – Петру Захарову Лубкову, получившему от него звание «апостола Симона Кананита». Сам Лубков избрал в сожительницы крестьянку с. Усмани, Воронежского уезда, девицу Надежду Васильевну Кутузову, с которой и прожил около 8 лет. Она называлась в секте «мамашей» и среди «чинов» новоизраильских занимала место непосредственно после Лубкова. Сам Лубков именовался «папашей». Законная жена Лубкова – Надежда Васильевна плакала, когда он ее покинул, но вынуждена была покориться в виду заявления Лубкова, что «все это необходимо, так как он должен явить миру великие дела». Приблизительно в 1902 году Лубков покинул Надежду Кутузову и взял в сожительницы крестьянку Александру Иванову Щербинину, по мужу Кутузову. Она была законной женой Семена Васильевича Кутузова, родного брата Надежды Кутузовой. Вторая «мамаша» доводилась первой невесткой. С этой «мамашей» Лубков прожил около 2-х лет. Совместная жизнь их оказалась неудачной. Мамаша «Шура» ревновала Лубкова, мешала ему ухаживать за молоденькими девицами, принадлежавшими к новоизраильской секте. «Я тебе не Надька (т.е. Кутузова), я тебе не позволю таскаться с девками» – заявляла Лубкову «Шура» 23 . Она была отставлена, и в «мамаши» была взята девица крестьянка Воронежской губернии Наталья Григорьевна Оробинская («мамаша Наташа»). С этой «мамашей» Лубков живет и в настоящее время. Такая перемена «мамаш» считается в секте Лубкова одним из «великих и дивных его деяний». «Мамаша» Надя знаменует собой гору Синай, Шура – гору Фавор, а Наташа – гору Сион. Таким образом, Лубков восходил сначала на гору Синай, потому на гору Фавор, а в настоящее время почивает на горе Сионе. К числу «великих дел» Лубкова относятся также и «содействия», которые он совершал для «своего народа», чтобы открыть ему «тайны своего царствия». Содействия воспроизводили евангельские события в живых картинах и лицах. Центральной фигурой в них был сам Лубков, как «живой воплотившийся христос».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Рядом с фигурой Симона Кананита в Евангелии стоит Иуда Искариот. Кто он такой? Почему назван Искариотом? То ли это человек из Кариота (местечко в Палестине, упоминаемое в книге Иисуса Навина). То ли искариот есть передача греческими буквами арамейского слова шикара’йа – «лжец». То ли это слово – от латинского sicarius , «кинжальщик» (от sica – «кинжал»)… Представляется, что последняя версия наиболее близка к исторической правде: Иуда Искариот участвовал в «партизанской войне» против римлян (зилоты, врываясь с кинжалами в руках в дома, перерезали спящим солдатам горло и скрывались). Затем он примкнул к Иисусу, надеясь, что этот Человек как сын Давидов осуществит мечту зилотов: прогонит римлян, установит Свою сильную власть и даст стране изобилие. Если так, то становится понятным, что Иуда, обманувшись в своих политических ожиданиях и потому разочаровавшись в Христовой проповеди, считает возможным не только отойти от Учителя, но и предать Его. Здесь очень важно иметь в виду одно обстоятельство. Нередко, особенно в художественной литературе, Иуду представляют подобным Мефистофелю «гением зла», из-за которого Господь восходит на крест. Но ведь мы знаем, что Господь взошёл на крест добровольно. В кондаке праздника Преображения мы поём: «Страдание убо уразумеют вольное». «Грядый на вольную страсть Христос, истинный Бог наш», – говорится в отпусте в дни Страстной седмицы. Вольное страдание, добровольно избранный крест – это один из постулатов нашей веры. Но если Господь избирает смерть добровольно, то, получается, Иуда-предатель – слепое орудие в руках Бога? Выходит, Бог не всеблаг? Страшно даже подумать такое. Разве может Бог использовать человеческую слабость для осуществления Своего замысла, делать из человека актёра в Своём театре? Если бы это было так, то нужно было бы бежать из Церкви такого Бога… Нет, здесь совсем не то. Представим, что Иуды не было. Что бы тогда изменилось? Римляне могли найти Иисуса и без Иуды – Он уже заметный Человек в Иерусалиме, и в общем-то известно, где Он находится. Арестовать Его не так уж трудно, тем более, что Он не прячется, а открыто проповедует по всему городу. Значит, нет никакой нужды в предательстве Иуды – Иисуса так или иначе схватили бы и отправили на Голгофу. Иуда – вовсе не ось, на которой вращается колесо мировой истории в этот важный, может быть, самый важный для неё момент. Иуда – маленький человек. Поняв, что Иисус не тот, за кого он Его принял, Иуда разочаровывается и отпадает от Учителя, но по инерции ещё ходит за Ним вместе с другими учениками. Он думает о деньгах – о том, например, что миро, которым женщина полила Иисусу ноги, можно было бы продать… И когда понимает, что Иисуса вот-вот должны схватить, «вписывается» в ситуацию и получает небольшое, но, на его взгляд, приличное вознаграждение.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

В Сочинской епархии состоялся инклюзивный фестиваль «Благая весть» 8 апреля 2024 г. 10:43 7 апреля 2024 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Сочинской епархии прошел IX Открытый городской инклюзивный благотворительный фестиваль «Благая весть». По инициативе Сочинской епархии и при поддержке президента Краснодарского краевого благотворительного фонда «Миллионы детских сердец» К.Р. Хабаровой центральной площадкой фестиваля стал Дом культуры микрорайона Дагомыс. Участники творческих коллективов ДК в интерактивной форме встречали гостей фестиваля, педагоги воскресной школы храма апостола Симона Кананита поселка Лоо провели мастер-классы, специалисты ДК представили выставку художественных работ, посвященную празднику Благовещения. В фестивале приняли участие почти 300 человек, в том числе 178 исполнителей художественных номеров, родители и помощники самодеятельных артистов с особенностями здоровья, а также зрители. Участников фестиваля приветствовал епископ Сочинский и Туапсинский Герман . Открытие и закрытие праздничного концерта прошло при участии гостей фестиваля: победителя краевых и международных конкурсов Образцового коллектива народного танца «Калейдоскоп» и Образцовой балетной студии «Адажио». Основные номера были представлены инклюзивными хореографическими коллективами «Затейники» и «Колибри», участниками из Сочинского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория», Краснодарской общественной организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Радуга Сочи», Краснодарской региональной социально-спортивной общественной организации инвалидов «Стоик», детской театральной студии «Счастливое время», финалистом конкурса «Ты уникальный ребенок России» Катей Дроздовой. Участников приветствовали председатель Открытого городского благотворительного фестиваля «Благая весть» К.Р. Хабарова, заместитель главы администрации Лазаревского района города Сочи по вопросам социально-экономического развития пгт. Дагомыс В.В. Лебедева, начальник управления социальной политики администрации города-курорта Сочи А.Б. Митников, представитель «Аструм групп» А.Л. Тимирчан. Все участники получили дипломы и памятные подарки. Каждому зрителю также были вручены сладкие подарки и праздничные сувениры. По окончании театрализованного представления участники со своими руководителями в сопровождении родителей вышли на Театральную площадь, где выпустили в небо живых голубей. В небо также взлетели бумажные птицы, прикрепленные к воздушным шарам. Пресс-служба Сочинской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Архидиакон: Глагола ему Фома. Иеромонах, изображающий апостола Фому: Господи, не вемы, камо идеши: и како можем путь ведети. Чтец евангелия: Глагола ему Иисус. Патриарх продолжает: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо мною. Аще мя бысте знали, и Отца моего знали бысте убо: и отселе познаете его, видесте его. Чтец евангелия: Глагола ему Филипп. Иеромонах, изображающий апостола Филиппа: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам. Чтец евангелия: Глагола ему Иисус. Патриарх: Толико время с вами есмь, и не познал еси мене, Филиппе; видевый мене, виде Отца: и како ты глаголеши: покажи нам Отца (14:1–9). Чтец с амвона читает: „Рече же им Иисус паки“. Патриарх: Аще любите мя, заповеди моя соблюдите (ст.15) Еще мало, и мир ктому не увидит мене, вы же увидите мя: яко аз живу, и вы живи будите (ст.19). имеяй заповеди моя и соблюдаяй их, той есть любяй мя: а любяй мя, возлюблен будет Отцем моим: и аз возлюблю его, и явлюся ему сам. Чтец евангелия: Глагола ему Иуда не Искариотский. Иеромонах, изображающий апостола Иуду: Господи, и что бысть, яко нам хочеши явитися, а не мирови. Чтец евангелия: Отвеша Иисус и рече ему. Патриарх: Аще кто любит мя, слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим. Не любяй мя, словес моих не соблюдает (ст. 21–24). Чтец евангелия:       „паки же Иисус рече учеником своим“. Патриарх: Вси вы соблазнитеся о мне в ночь сию. Писано бо есть: поражу пастыря, и разыдутся овцы стада ( Матф. 26:31 ). Вмале, и ктому не видите мене, и паки вмале, и узрите мя, яко Аз иду ко Отцу моему ( Иоан. 16:16 ). Чтец евангелия: „Отвеща Матфеи и глаголю ко учеником“ 110 . Иеромонах, изображающий апостола Матфея: Что есть сие, еже глаголет нам: вмале, и не видите мене: паки вмале, и узрите мя: и яко аз иду ко Отцу моему. Чтец: „Тогда глагола Варфоломей“ 111 . Иеромонах, изображающий апостола Варфоломея, продолжает: что сие есть, еже глаголет нам, вмале; (ст.17–18) Чтец: „Глагола им Симон Кананитский“ 112 . Иеромонах, изображающий апостола Симона Кананита: Не вемы, что глаголем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010