Новый Афон. Новоафонский монастырь Симона Кананита. Карта и ближайшие объекты Симоно-Кананитский монастырь, расположен на высоте 75 метров над уровнем моря у подошвы Афонской горы. Узкая асфальтированная полоса шоссе в густой тени кипарисов выводит к главным воротам монастыря. Мощные стены с бесконечными рядами окон, над которыми поднимаются голубые маковки монастырских церквей, широкая, выложенная разноцветной плиткой дорога, уводящая под высокую арку ворот, светло-коричневый контур Пантелеймоновского собора, кружево листвы деревьев, голубизна небес, серый " ковер " каменной вымостки двора - таковы первые впечатления посетителя, надолго остающиеся в памяти. Ново-Афонский монастырь был основан в 1875 году монахами со Старого Афона. В Новом Афоне монастырские корпуса с церквами строились в 1883 - 1896 годах. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами, мелодичный бой которых слышен далеко. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами - братьями Оловянниковыми. В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеймоновский собор, построенный в 1888-1900 годах. Его венчают пять куполов; высота центрального - 40 метров. Длина собора - 53,3 метра, ширина - 33,7. Он построен в так называемом ново-византийском стиле, весьма распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX - начала XX века. Стены изнутри богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, что особенно относится к изображению Марии Магдалины, выполненному, по некоторым данным, рукой известного русского художника М. В. Нестерова, а также к сцене Страшного суда у центрального входа. Стенные росписи Пантелеймоновского собора интересны и в том отношении, что они являются одним из последних памятников русской церковной иконописной школы. Собор - крупнейшее культовое сооружение Абхазии. В нем может одновременно поместиться более трех тысяч человек.

http://sobory.ru/article/?object=00997

А ведь бывает, не сложится жизнь, а человек с претензией: почему нет счастья, я ли его не заслужил, я ли его не достоин? Вон вокруг меня живут, детей рожают, а я, что, хуже? В маленькой рюмочке на подносе вино. Я протягиваю к ней руку, отпиваю. Ничего особенного — кислое. Но оно должно быть особенным, потому что здесь, сейчас, особенное все. И церковь с рвущимися в нее пучками солнца, и каменные водоносы, стоящие в углу храма, и полуденная духота октябрьского палестинского зноя. Я в Кане Галилейской. В той самой, где два тысячелетия назад собрались гости поздравить с законным браком Симона Кананита и его красавицу жену. В той самой, где впервые свершил Господь великое чудо: претворил воду в вино на радость гостям, на изумление распорядителям пира. Водоносы стоят в углу. Те самые. Светлый камень, шершавые бока, стоят себе в храме, выстроенном на том самом месте далекого брачного пира. Делаю еще глоток: ничего особенного, кислое. Но оно не должно быть кислым, и я лукавлю: благодарю поклоном священника, хвалю вино. Как могу его не похвалить? А через год, почти в то же самое время года, я осторожно вступила в темноту мрачной холодной пещеры в Абхазии, совсем рядом с Новым Афоном. Заветными тропками вывел меня к ней послушник Ново-Афонского монастыря. Благословил войти, а сам остался на улице. Горит перед иконой лампадка, освещая строгий лик человека с книгой в руках. Симон Кананит. Тот самый жених Канского пира. Пещерка тесная, низкие своды касаются головы. Он жил здесь. И здесь принял мученическую кончину. Почему именно в этой пещерной прохладе укрылся он от нестерпимого палящего палестинского солнца? После чуда в Кане Галилейской, свершившегося на его глазах, он уверовал в Христа сразу, всем сердцем. И… ушел с собственного брачного пира, стал одним из двенадцати Христовых учеников. После вознесения Господня стал благовествовать святое Евангелие, забрел сюда, на древние абхазские берега. Обращал язычников, жил в этой пещере и здесь же, в Абхазии, умер. Удивительно, кислое вино Каны Галилейской и тусклая лампадка Ново-Афонской пещеры мгновенно завязались для меня в крепкий узел единой памяти и единой жизни. Юноша, избравший брачную жизнь, так жаждавший семейного счастья, и чернобородый старец, обрекший себя на одиночество и пещерную сырость. Нашему разумению никак не уразуметь: была же свадьба, значит, по любви женился Симон Кананит, значит, все обдумал, все взвесил, все выверил. И вдруг развернуло его от брачного пира, да еще как развернуло! Ушел. Со свадьбы ушел, с собственной свадьбы, невеста плакала, наверное, да, точно плакала, что уж тут говорить… Но — ушел. Факт исторический, неоспоримый. И другой факт: Симону суждено было стать апостолом Христовым. Значит — особый путь, особые мерки. Может быть, на свадьбе собственной и прозрел, понял: главное в жизни — Божие благословение. И уготован ему был другой путь, тернистый, мучительный.

http://pravmir.ru/na-kakoj-svadbe-ne-kri...

Библия, изложенная для семейного чтения. Избрание апостолов и Нагорная проповедь Избрание двенадцати Нагорная проповедь. Фра Анжелико «Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. И сказал Он ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть “сыны Громовы”, Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его». (Мк. 3, 6–19) «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

http://pravoslavie.ru/3067.html

Архитектор Николай Никитич Никонов 8 апреля 1849, Ануфриево, Ярославская губерния — 1918, Самара) — один из крупнейших российских зодчих конца XIX — начала XX века, много и плодотворно работал в области церковной архитектуры. В октябре 1872 года был принят вольнослушателем в Академию художеств. В 1881 году отчислен из неё за нерегулярное посещение классов. 21 октября 1893 года был назначен на должность епархиального архитектора. 24 августа 1899 года ходатайствует о награждении архитектора Н. Н. Никонова орденом Святой Анны 3-й степени за проект и постройку каменного трехпрестольного храма в подворье Задне-Никифоровской пустыни в Петербурге. 17 ноября 1906 года архитектор Н. Н. Никонов уволен по его прошению с должности Санкт-Петербургского епархиального архитектора. В 1910 году по проекту Н. Н. Никонова на Карельском перешейке в Териоках (ныне — Зеленогорск) построена Церковь Казанской Божьей Матери, признанная в 2001 году памятником архитектуры федерального значения. Умер в 1918 году в Самаре, где достаточно долго жил и работал. Список храмов, которые построил Николай Никитич Никонов (или с его участием) Брянская область Церковь Вонифатия Милостивого (утрачена) Новозыбковский район и г. Новозыбков, Новозыбков Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1896 Архитектурный стиль: Эклектика Ленинградская область Церковь Николая Чудотворца (утрачена) Кировский район, Лаврово Архитектор: Н.Н. Никонов (проект) Год постройки: Между 1899 и 1902 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Успения Пресвятой Богородицы (утрачена) Сланцевский район, Доложск, урочище Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1908 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (новая) Сланцевский район, Пенино Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1893 и 1900 Архитектурный стиль: Русский стиль Новгородская область Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Шимский район, Малая Уторгош Архитектор: Н.Н. Никонов (?) Год постройки: приблизительно не ранее 1900 Архитектурный стиль: Эклектика Прочие страны Новоафонский монастырь Симона Кананита

http://sobory.ru/architect/nnnikonov

Внутреннее оформление собора выполнено по эскизам архитектора Горностаева. Центральный купол опирается изнутри на четыре массивные колонны, высеченные из монолитного камня (местной гранитной скалы) и искусно отполированные.Верхняя часть центрального свода и арочное перекрытие над алтарной частью представляют собой голубое звездное небо, причем над алтарной частью на фоне звездного неба изображен символ Святого Духа — голубь. Над главной алтарной аркой помещено изображение Господа Саваофа, а высоко в арке над клиросом — изображения святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. В западной части храма в арке изображены апостолы Иуда Фаддей и Матфий. В парусах центрального купола помещаются овальные изображения московских святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а на арках свода — библейские изречения на славянском языке: «Приидите ко мне, все труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы», «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе спасе моем», «Верующий во мя имут живот вечный» и «Благословен грядыи во храме святыя славы Твоея». В местах смыкания четырех массивных гранитных колонн и арочных сводов написаны образы апостолов: Иакова брата Господня, Филиппа, Андрея, Иакова Зеведеева, Фомы, Иакова Алфеевва, Варфоломея и Симона Кананита.Резной двухъярусный иконостас украшен богатой позолотой. Иконы написаны в академическом стиле. Они были выполнены в Санкт-Петербурге русским художником Павлом Шильцовым на полотне по золотому фону. Над Царскими вратами помещена картина «Тайная вечеря» по Леонардо да Винчи, а по сторонам от нее на втором ярусе иконостаса — евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн с символами. Над Тайной вечерей возвышается икона Воскресшего Христа Спасителя.В планировке интерьера Успенского собора в Хельсинки прослеживаются византийские традиции. Обширное подкупольное пространство увеличивается за счет отсутствия сидений, а относительно близкая постановка колонн к стенам создает впечатление целостности: весь видимый богомольцами объем храма воспринимается как единый общий зал. Это впечатление дополнительно усиливается тем, что внутренние стены собора окрашены в цвета, близкие по оттенку к гранитным колоннам.

http://sobory.ru/article/?object=07932

Закрыть itemscope itemtype="" > Аслан Бжания: Не спешите и не ломайте отношений с Россией Президент Абхазии провёл встречи с представителями т.н. «Абхазской Православной Церкви» и т.н. «Священной митрополии Абхазии» 21.08.2020 914 Время на чтение 6 минут В понедельник, 17 августа, президент Абхазии Аслан Бжания провёл приём граждан по личным вопросам. С разными вопросами обратились к главе государства более 50 человек со всех районов Абхазии. Они в основном касались решения социальных проблем, вопросов трудоустройства, улучшения жилищных условий и т. д. «На встрече с Главой государства побывали и представители духовенства», - коротко сообщается на официальном сайте президента Абхазии. По ряду обращений президентом были приняты решения на месте, а по вопросам, требующим дополнительного изучения, были даны соответствующие поручения руководителям различного уровня. Секретарь Совета т.н. «Священной митрополии Абхазии» Герман Маршан сообщил в интервью «Эху Кавказа», что Аслан Бжания принял делегацию митрополии, которую представляли председатель Совета архимандрит Дорофей (Дбар), настоятель монастыря святого апостола Симона Кананита иеродиакон Давид (Сарсания), член Совета Дионис Яланчиди и Герман Маршан. По словам Германа Маршан, президент принял делегацию «очень благодушно» и выслушал внимательно. Речь шла в том числе о перспективах становления Абхазской Православной Церкви. «Вообще, сам президент изъявил желание, чтобы мы его ввели в курс дела, связанного с существованием религиозных организаций, в частности, Священной митрополии Абхазии. Что и было сделано и отцом Дорофеем, и отцом Давидом», - сообщает секретарь Совета т.н. «Священной митрополии Абхазии». По его словам, на встрече с президентом обсуждался вопрос становления «автокефальной православной церкви на территории Абхазии»: «Мы говорили о том, как мы оказались в данной ситуации и какие перспективы выхода из этой ситуации. Все стороны однозначно придерживаются мнения о необходимости двигаться в направлении полного восстановления статуса православной церкви в Абхазии. Говорили о том, что нужно делать сегодня в наши дни для того, чтобы восстановить канонический статус православной церкви в Абхазии. Общественность не всегда воспринимает адекватно и правильно направленность деятельности Священной митрополии. Предполагается, что Священная митрополия имеет некоторые недоразумения и конфликты с Русской православной церковью. Было объяснено, что ничего подобного не только нет, но и не может быть, поскольку всем православным сообществом каноническая территория Абхазии почитается частью Грузинской православной церкви. И это факт, перед которым мы стоим по сей день, поэтому проблемы становления Абхазской православной церкви связаны не с Русской православной церковью, которая оказывала и оказывает помощь православным в Абхазии, а именно с Грузинской православной церковью».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/21/as...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковный раскол в Абхазии? На территории абхазского государства создана альтернативная церковная структура - «Священная Абхазская Митрополия» 17.05.2011 1277 Время на чтение 4 минуты 15 мая в монастыре святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне состоялось «церковно-народное собрание», посвященное вопросам будущего абхазской Церкви, сообщает Государственное информационное агентство Республики Абхазия . В собрании участвовало до 2 тысяч человек. Издание отмечает, что большая часть абхазского духовенства, поддерживающая и. о. управляющего Сухумо-Пицундской Епархии иерея Виссариона Аплиа, не приняла участия в мероприятии, которое организовали зачинщики церковной смуты в Абхазии иеромонах Дорофей (Дбар), иеромонах Андрей (Ампар) и иеродиакон Давид (Сарсания). Перед началом собрания в Свято-Пантелеймоновском соборе отслужили божественную литургию на абхазском языке. После решения ряда организационных вопросов, о. Дорофей (Дбар), путем открытого голосования избранный председателем собрания, выступил с кратким сообщением об истории становления Православной Церкви в Абхазии. По его словам, «сегодняшнее противостояние связано не с тем, что кто-то из представителей абхазского духовенства плохой или хороший, а с расхождением во мнениях о путях дальнейшего развития абхазской Церкви». Отец Дорофей подчеркнул, что «никому не следует воспринимать это мероприятие как направленное против Русской Церкви». «Мы до сегодняшнего дня остаемся клириками Русской Православной Церкви. Эта страна многое для нас сделала. Россия - первое государство, признавшее Абхазию. Вопрос же – в некотором недопонимании с отдельными представителями Московской Патриархии, которые, беря на себя ответственность за решение нашего вопроса, не всегда поступают правильно. Поэтому не стоит обобщать, поскольку речь не идет о РПЦ и русском церковном народе», - уточнил председатель собрания. «Ни Русская Православная Церковь, и никакая другая Церковь не может назвать церковно-народное собрание в Новом Афоне антиканоническим и Богу не угодным делом», - заявил иеродиакон Давид (Сарсания). По его словам, «все проблемы, существующие сегодня в церковной жизни Абхазии, возникли из-за того, что в 1943 году Русская Православная Церковь под давлением тирана и диктатора Иосифа Сталина признала независимость Грузинской Православной Церкви».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/17/ce...

М. В. Шкаровский. Возникновение и развитие имяславской смуты на Афоне       Одним из самых значительных событий в истории русских обителей Святой Горы Афон в XX в. была так называемая афонская смута – спор о сущности имени Божия, переросший в массовое религиозное движение, которое охватило широкие слои русских святогорцев. В основе движения, участники которого называли себя имяславцами , находились сугубо догматические вопросы, касавшиеся толкования имени «Иисус», однако оно быстро приняло острые формы, и было подавлено российским правительством с применением военной силы, что нанесло тяжелый удар всему русскому Афону. В прошлые века внутри христианской Церкви неоднократно возникали столкновения по поводу учения об имени Божием. Богословский спор, в результате которого возникло движение имяславцев, разгорелся в России после того, как схимонах Иларион (Домрачёв; около 1845–1916 гг.) в 1907 г. выпустил книгу «На горах Кавказа» , посвященную описанию жизни отшельников в Кавказских горах. Отец Иларион 19 лет (с 1872 г.) был насельником русского Свято-Пантелеймоновского монастыря на Афоне (Руссика), где принял постриг в рясофор с именем Иоанн, а затем – в мантию с именем Иларион, большую часть времени исполняя послушание письмоводителя в монастырской канцелярии. В 1881 г. он поселился на Кавказе, будучи приписан к Ново-Афонскому монастырю во имя св. ап. Симона Кананита, куда первоначально отправился в качестве учителя монастырской школы . Описывая собственный духовный опыт Иисусовой молитвы, схимонах изложил учение, согласно которому «в самом имени, в самом слове Иисус Христос уже присутствует божество», и утверждал, что «имя Иисус – есть сам Бог», так как неотделимо от Его сущности . В книге отца Илариона также подчеркивалось, что вне имени Иисуса никакое спасение ни для монаха, ни для мирянина невозможно. Предисловие написал один из защитников имяславия, известный богослов московский священник Павел Флоренский.Прошедшая духовную цензуру книга не вызвала существенных откликов в России, но в русских обителях на Святой горе Афон учение о. Илариона привлекло многих сторонников. Как выяснилось позже, схимник не предполагал, какую бурную реакцию вызовет его книга средирусских афонитов.

http://sedmitza.ru/lib/text/10034006/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?), дер. Лоходомово Буйского у. Костромской губ.- 15.08. 1912, Новоафонский мон-рь), схиархим., настоятель Новоафонского во имя святого апостола Симона Кананита монастыря . Род. в семье государственных крестьян, был младшим из 6 сыновей. Отец умер, когда Ивану было 2 года, семья жила в бедности. Освоил грамоту с помощью братьев, учившихся в домашней школе. В 11-летнем возрасте был отправлен в С.-Петербург, служил в купеческих лавках. Имел склонность к уединенной, монашеской жизни, в 19 лет решил уйти на Афон. Добравшись до Одессы, не смог выехать без заграничного паспорта, вернулся в С.-Петербург, затем на родину. Приняв благословение матери на монашество, вновь отправился в столицу. Вскоре получил паспорт, а также рекомендательное письмо в Русский великомученика Пантелеимона монастырь на Афоне от насельника этой обители иеросхим. Макария (Семыкина), находившегося в С.-Петербурге на послушании по сбору денежных средств. В февр. 1862 г. выехал на Св. Гору, по пути посетил Киев и Одессу, К-поль и Фессалонику. По прибытии в Пантелеимонов монастырь Васильев по благословению духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцова) , руководившего русской частью монастырской общины, был зачислен в братию. Проходил послушания сначала на огороде при монастырской келлии прп. Евфимия Великого, затем в самой обители - на кухне, в литографической мастерской, был келейником 2-го духовника русской братии иеросхим. Макария (Сушкина) , келейником о. Иеронима (Соломенцова). 14 марта 1864 г. иеросхим. Макарием (Сушкиным) Васильев был пострижен в мантию с именем в честь мч. Иерона Мелитинского, в 1866 [по др. сведениям, в сент. 1867] г. рукоположен во диакона, 23 марта 1875 г.- во иерея. Служил помощником казначея, исполнял также обязанности эконома. За годы пребывания в строгом общежитии И. стяжал мн. монашеские добродетели, а также приобрел опыт ведения монастырского хозяйства, обнаружил дарования инженера, строителя и архитектора, в полной мере реализованные в дальнейшем служении. В апр. 1875 г. получил послушание по сбору средств на восстановление храма во имя свт. Николая Чудотворца в Мирах Ликийских. Вскоре был назначен строителем и экономом Новоафонского Симоно-Кананитского мон-ря, основанного рус. частью братии Пантелеимоновой обители в кон. 1875 г. Был отправлен в Абхазию под начало иером. Арсения (Минина) , исполнявшего обязанности новоафонского настоятеля.

http://pravenc.ru/text/293694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН (Домрачёв) (ок. 1845, Вятская губ.- 1.03.1916, урочище Тёмные Буки Кубанской обл.), схим., духовный писатель, автор кн. «На горах Кавказа», ставшей причиной имяславских споров. Основные биографические сведения об И. содержатся в архивном деле «О жизни и деятельности имябожника схимонаха Илариона», хранящемся в ГА Ставропольского края. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Дело состоит из различных документов, в т. ч. донесений епархиальных миссионеров, посещавших И. в 1914-1916 гг., рапортов архиеп. Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора (Преображенского), викария Михаила (Космодемьянского), еп. Александровского, игум. Сентинского монастыря Раисы (Онисимовой), а также прошений самого И., адресованных церковным властям. И. окончил 4 класса ДС, затем работал учителем (Там же. Л. 30). По нек-рым сведениям, более 20 лет провел в Русском вмч. Пантелеимона мон-ре на Афоне. В 80-х гг. XIX в. удалился с Афона на Кавказ, где был приписан к Новоафонскому во имя св. ап. Симона Кананита мон-рю (Краткий очерк жизни старца Илариона и истории имяславия в России// Иларион. На горах Кавказа. 1998. С. 901-902). В беседах прп. Варсонофия (Плиханкова) сохранился рассказ о причинах этого переселения и об истории появления на свет кн. «На горах Кавказа»: «В старом Афоне жил один старец по имени Дисидерий. Когда там поднялись волнения и жизнь русских иноков стала тяжела, тогда произошло совещание русских афонцев, как быть дальше. Голоса разделились. Некоторые предлагали обратиться в Лондон к Английской королеве с просьбой продать им землю в Австралии для устройства там новой обители, но это предложение было отвергнуто, а выбрано другое - переселиться на Кавказ. Здесь на пожертвованном императором Александром II участке земли был основан «Новый Афон». В числе иноков, переселившихся туда, был о. Дисидерий. Но вскоре шум общежития стал его тяготить, и с благословения старцев он удалился в горы Кавказа для безмолвия. О. Дисидерий имел ученика, с которым вел беседы о внутреннем делании, т. е. об Иисусовой молитве. Когда о. Дисидерий умер, ученик похоронил его святое тело. Беседы их он постепенно записывал» ( Варсонофий Оптинский. 1999. С. 280-281). Этим учеником, по рассказу прп. Варсонофия, и был И.

http://pravenc.ru/text/389175.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010