Такое исцеление г-жи Р., совершившееся при самой крайней степени слабости и изнеможения, начавшееся при совершении над ней таинства елеосвящения достойно и праведно отнести к чудодейственной силе елеосвящения. (Из «Странника») Крестное знамение и молитва – могущественные средства против козней диавола Молитвы да крестного знамения диавол боится, как огня. Так, раз явился он и св. Симеону Столпнику, который спасался на столпе, и явился ему в виде светлого ангела, да еще с огненными конями и огненной колесницей, и, искушая его, завел такую речь: «Вот, Симеон, ты угоден Богу так, как Илия пророк, потому я послан сюда на землю, чтобы восхитить тебя, как Илию, на этой колеснице на небо!..» Святой поверил, было, да как только перекрестился и сказал: «Господи, благослови перейти со столпа на колесницу», так вдруг не стало ни ангела, ни коней, ни колесницы, – все исчезло! (Четьи-Минеи под 1 сент.) Сила церковных заклинательных молитв Более 30 лет находясь в сане священническом и обращаясь в кругу с людьми разного состояния, я не раз слыхал от некоторых, будто бы злые духи не существуют, и что так называемые бесноватые суть или больные естественными недугами или притворяются, чтобы избежать трудов, либо заискать сострадание к себе в людях богатых, но суеверных. Не буду входить в какие-нибудь соображения о бытии духов: для православного христианина эта истина выше всякого сомнения. Укажу только на виденные мною примеры таких недугов, которых невозможно изъяснить ни естественными причинами, ни притворством: они были действительно жестоки, а уступали единственно силе заклинательных молитв, положенных церковью на изгнание злых духов. 1856 года, 12 августа, был я с моею женою, по хозяйственной надобности, в губернском городе Орле. Без нас дети, которых у меня восьмеро, особенно малолетние, гуляли, резвились, шутили. Более всех их отличался десятилетний сын мой Орест. Над ним домашние и соседи много смеялись и дивились разным его выдумкам. Чрез два дня, к вечеру мы возвратились домой и всех детей, слава Богу, нашли здоровыми. В сумерки работник, по сельскому быту, отправился на ночь в поле с лошадьми, а я пошел в огород свой с двумя детьми, Орестом и другим, девятилетним сыном Аркадием, чтоб там караулить овощи от бродящей ночью скотины. Не знаю, сыновья мои, ложась со мною спать, молились ли Богу или нет, только скоро заснули, а я долго не спал. Около полуночи вдруг Орест мой поспешно вскочил, начал бегать около одонков и будто что-то ловил. Видя это, я сказал ему: «Орест, зачем ты встал и что делаешь?» А он мне на это: «Разбуди, пожалуйста, Аркашу; вот мы эту кошку поймаем да и убьем; она с одонка бросилась мне на грудь, разбудила и больно зашибла».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   Так в Глинской пустыни называется домик в лесу, на середине дороги между дальним и ближним скитами. В этом домике первоначально готовили общий стол для рабочих в лесу.    Такое воздержание для многих казалось лишним. Не лишнее оно тому, кто хочет уподобиться ангелам. Св. Симеон Столпник говорил: «Хотя пища не оскверняет человека, однако она рождает скверные помыслы, помрачает ум, вкореняет страсть (чревоугодия), претворяет духовного человека в плотского, пригвождая мысли его к плотским вожделениям» (Четьи-Минеи, мая 24-го).    Не зная этого, схимонах Лука, ученик и сподвижник о. Архиппа, сам замечательный аскет, говорил про своего старца: «Был великий воздержник, а теперь изменился».    В обителях утешением называется угощение, поощрение или отпуск чего-либо сверх положенного, ради доставления отрады в скорбной и однообразной иноческой жизни.    В этом и состоит вся сила и образ истинного христианского благочестия и тем более монашеской жизни.    Это сказано было пророком Исаиею (Ис.50:6) в отношении к лицу Иисуса Христа и относится и ко всем ищущим совершенства в подражании Господу.    9-е слово, § 16.    Как бы нами заслуженное, по слову апостола: «страдает ли один член, с ним страдают все члены» (1Кор.12:26).    1-й том Русского Добротолюбия. С. 581.    Русский Паломник, 1896. С. 35.    В то время игуменом был отец Иннокентий, умерший в сане архимандрита в 1888 г., известный своей духовной мудростью, даром прозрения и любовью к ближнему.    Бывший письмоводитель о. Иннокентия, из дворян, в миру был чиновником, усердно потрудился в обители 18 лет, скончался в 1863 г.    Ризничий, который подвизался 45 лет и блаженно скончался иеросхимонахом в 1895 г.    Юродство Христа ради считается самым трудным подвигом спасения.    Скончался в глубокой старости в 1873 г.; о. Анастасий был 21 год по руководством игумена Филарета, известного святостью жизни.    Скончался в 1879 г.; он тоже был учеником о. Филарета, имел дары духовной мудрости, прозрения и постоянной умно-сердечной Иисусовой молитвы. На месте пустынных подвигов о. Илиодора в монастырском лесу теперь находится Спасо-Илиодоровский скит Глинской пустыни. (Замечание относится ко времени написания жизнеописания схимонаха Архиппа. — Примеч. издат.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Но при этом разумный, без крайностей, пост здоровому человеку не вредит. Тут можно напомнить и примеры из Священного Писания (хотя бы трех отроков, которые, питаясь в плену Вавилонском одними овощами, были сильнее и здоровее своих сверстников, евших мясо), но еще разительнее примеры из жизни святых подвижников Православной Церкви, которые истинно явили всему миру, что плоть можно подчинить духу. Преп. Макарий Александрийский во время Великого поста вкушал (хлеб и овощи) только один раз в неделю. Он прожил 100 лет. Преп. Симеон Столпник в течение Великого поста вообще ничего не ел. Прожил 103 года. Преп. Анфим тоже ничего не ел всю святую Четыредесятницу, и прожил еще дольше — 110 лет. Подвиги древних отцов настолько поразительны, что порой вызывали бы наше недоверие, если бы не были записаны весьма авторитетными свидетелями. Существует множество людей, которые считают, что именно скоромная пища вредит здоровью. Такой точки зрения придерживаются, например, вегетарианцы, а также сторонники едва ли не всех «оздоровительных систем». Они приводят в пример травоядных животных, могучих и выносливых. Они напоминают, что всякое животное «лечится голодом». И утверждают, что у животных, не знающих, в отличие от людей, изысканной вареной смешанной пищи, рождаются сильные и здоровые детеныши. Во многом сторонники растительной диеты, конечно, правы. Русские крестьяне, как мы слышали, мясо ели обычно только по праздникам; помещики — каждый день. Но разве они меньше болели? Дольше жили? Были здоровее, сильнее, выносливее?.. Очень сомнительно. Недаром сложилась пословица: «Где пиры, там и немочи». Еще в прошлом веке ученые интересовались вопросом: мясная или растительная пища больше подходит человеку. Они стали присматриваться: а на каких животных больше похож человек по строению своего организма — на плотоядных или на травоядных? Специалисты по сравнительной анатомии нашли, что ближе мы все-таки к плотоядным, за исключением некоторых особенностей, касающихся как раз пищеварения. Как и травоядные животные, человек разжевывает пищу, а не глотает ее кусками, как хищники. Он пьет губами, как травоядные, а не лакает воду языком. У человека, как и у травоядных, есть коренные зубы, а у плотоядных животных их нет. Есть и другие признаки. Но самое главное, что Бог не наделил человека ни быстротой, чтобы догнать добычу, ни когтями и клыками, чтобы хватать и рвать ее на части. Полагают, что у человека нет природной склонности к мясу. Это видно хотя бы из того, что младенца приходится приучать к нему чуть ли не насильно. Адаму и Еве в раю была назначена Богом для питания именно растительная пища ( Быт. 1:29 ), и до потопа люди мяса вообще не ели.

http://azbyka.ru/deti/zachem-i-kak-posti...

Скажем, однажды в начале подвижнической жизни преподобный Антоний был так безжалостно избит злыми духами, что едва не умер. Впоследствии уверял, что боли, испытанные им во время избиения, были такими мучительными, какими никогда не бывают боли от ран, наносимых людьми. Воздействие же демонов на душу бывает куда более сильным и разрушительным. Как демонам удается встраивать в сознание человека греховные мысли и образы, возбуждать в нём дурные аффекты и желания, толкая на грех, нам неизвестно. Однако известно, что далеко не всегда даже и опытный подвижник способен отличить бесовские внушения от движения собственной воли и ума. Не менее опасны воспламеняемые демонами в человеке мечтательные наслаждения, порою превосходящие удовольствие, которое грешник испытывает при действительном совершении греха. Поэтому демоны способны подвигнуть человека не только на отдельное греховное деяние, но и на страстное, повседневное, регулярное нарушение духовных Божественных норм. Порою демоны предстают перед людьми и видимым образом — например, в форме животных или человека, в ужасных леденящих фантастических ликах, иногда в облике ангела. Так, устрашением человек может быть доведен до отчаяния, утраты надежды на Господа и богоотступничество, а явлением в образе ангела обращен в добровольного и послушного исполнителя воли врага. К примеру, однажды обманутый видением ангела с конями и огненной колесницей преподобный Симеон Столпник едва не шагнул в неё, чтобы быть вознесенным на небо, подобно Илие, и только особое вмешательство Божие, предваренное смиренной благодарственной молитвой святого, удержало его от этого действия. Примером же логически завершенного демонического обмана может служить Полихроний, который по указанию явившегося ему злого духа исповедовал еретическое учение о единственности воли в Богочеловеке Иисусе Христе. Несчастный так был очарован видением, что даже и будучи уличенным епископами в неправоте, отказался от покаяния и был осужден. Для того чтобы не обольститься явлением ангела, важно учитывать следующее. Видение небожителя может быть созерцаемо двояко — телесными очами созерцается чувственное видение, а видение духовное подразумевает созерцание духовными очами веры, умом и сердцем, очищенными Божьей благодатью. Чувственное видение бездуховного дает человеку лишь внешнее, поверхностное представление о явившемся и не дает более полного глубокого объяснения, кто он такой. Поэтому чувственными видениями легко обмануться. Как правило, они преподаются людям неопытным и зараженным тщеславием — волхвам, колдунам, прорицателям, изводителям духов. Духовное же видение свойственно людям духовным, святым, наделенным Божественным даром отличать небожителей от обольстителей.

http://azbyka.ru/video/pravoslavnoe-uche...

24-е число Преп. Симеона Столпника, Дивногорца Разнообразны пути, на которых люди могут достичь спасения души своей, хотя на всяком пути для достижения этой цели требуется одно и то же: искренняя любовь к Богу, искреннее стремление послужить Ему – в какой бы форме оно ни проявлялось. А что Бог не отвергает никакого пути, избираемого человеком для выражения усердия послужить Ему по своему крайнему разумению, видно из того, что Бог чудно и неоднократно прославлял людей, подвизавшихся даже на странном, непостижимом вообще пути... Одним из таких прославленных Богом угодников был воспоминаемый сегодня св. Симеон Дивногорец, подвизавшийся на столпе, на Дивной горе, названной так потому, что здесь Господь «удивил милость Свою в Симеоне» ... Вникая в мысль подвига стояния на столпе, можно обратить внимание в особенности на два обстоятельства: во-первых, подобные подвиги происходили, с одной стороны, во времена живой, пламенной веры, не останавливающейся ни перед какими пределами, изобретающей всевозможные формы для излияния от своего избытка, – с другой стороны, во времена крайнего непросвещения умов, когда большинству людей недоступно было назидаться внутренним духовным подвигом, между тем как созерцание внешнего подвига необычайного, сверхъестественного терпения, воздержания и даже самобичевания действовало на них наглядным примером самоотвержения, наглядным образцом силы, проявляемой ради Бога и только при помощи свыше... И промыслом Божиим допускались такие проявления. Во-вторых, можно заметить, что в более просвещённое время, наставшее для человечества, такие внешние подвиги утратили не только большую долю своего значения, но, может быть, и сама сила совершать их утратилась в отдельных личностях, и вообще с развитием людей прежняя суть добра и подвижничества если даже и не истощилась, то стала выражаться в иных формах, более сообразных разумению и потребностям данного времени; собственно же внешние поразительные подвиги, бывшие данью и выражением известного времени, заменились иным, более соответственным и назидательным подвижничеством. Тем не менее, прежние не теряют своего значения в том смысле, что напоминают и свидетельствуют об изумительной способности страдать, об изумительном усердии приносить в жертву своему высшему, духовному стремлению всё, что почитается удобством, радостью, приятным удовлетворением в земной жизни. Если не сама форма подвига, то сила и чувство, руководившие при совершении подобных внешних подвигов, вот что навсегда останется достойным подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Та сказала ему: «аще и хощу кому поведати, но не могу, честный светильниче и святче Божий, возбраняет бо ми невидимая сила Божия» 504 . Св. Андрей заповедует одному монаху, избавившемуся от страсти сребролюбия по его молитве: «блюди, да не повеси яже о мне никомуже: аз же поминати тя начну день и нощь в молитвах моих, да Господь Иисус Христос управит путь твой на доброе 505 . Он же, рассказав своему другу пресвитеру Никифору о восхищении его до третьего неба и о видении Иисуса Христа, «клятвами закля его, не поведати сего никомуже дóндеже от телесных уз разрешится 506 . Избавив от смерти одного ростовского купца, спущенного с корабля в море, св. Исидор Твердислов запретил ему рассказывать об этом чуде: «никомуже поведай о мне, но сказуй, яко божественная сила избави тя от глубины морския». Когда купец возвратился в Ростов, то увидел здесь св. Исидора юродствовавша; он снова «прещаше ему, да ни кому же повесть бывшего на мори, и храняше то в молчании купец оный даже до преставления угодника Божия, сице и другие чудодеяния его тайно совершахуся 507 . Св. Симеон Юрьевецкий, когда увидел его некто переходящим Волгу, как по суху, сказал ему не безумствуя: «именем Божиим заклинаю тебя – никому не сказывай, что ты видел, как я ходил по Волге, доколе я не отойду к Господу, иначе если ты об этом расскажешь, то вместо благословения, получишь от Бога наказание. Богу угодно, чтобы ты узнал о мне недостойном рабе Его, после же моей смерти объявишь это о мне, если будет на то воля Божия 508 . Какая то невидимая сила удерживала тех, которые думали рассказывать про дела св. юродивых. Так, избавленный от прелюбодеяния некий юноша, «не можаше исповедати Симеона, яко исцели его». Некто Балий тоже, не можаше изъявите целителя своей иссохшей руки, токмо глаголаше: «яко инок некий, носяй на главе своей венец от финиковых ветвей, исцели мя» 509 . Высшую степень смирения св. юродивых составляло то, что они отказывались не только от всех рассуждений самолюбивого разума, но даже и от доверия свидетельству чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Знаменитый константинопольский бунт «Ника» происходил в начале 532 г., т. е. через три года по вступлении Юстиниана на престол. Это народное возмущение служит весьма резким показателем характера Юстиниана и, вместе с тем, дает ключ к пониманию его административной и финансовой системы. Юстиниан, утверждая господство новой династии, опирался, главным образом, на национальное духовенство и наемное войско. Цирковая партия венетов, думают, была ему близка потому, что царица Феодора в юные годы принадлежала к ней и не порывала с ней сношений на троне; но т. к. в возмущении «Ника» приняли участие и венеты, и прасины, то следует полагать, что коренная причина возмущения лежала, собственно, не в партиях. Хотя нелегко наметить эти причины, т. к. события следовали с удивительной быстротой, но о них можно догадываться по следующим фактам, отмеченным у Прокопия, современника событий. 13 января прасины выражали в ипподроме жалобу на притеснения, испытываемые от правительства, и называли царского спафария и кувикулария Калоподия как наиболее жестокого человека. Тогда между царским вестником и представителем партии прасинов начался живой обмен упреков и резких обвинений, в котором приняли участие венеты., Спор продолжался и вне ипподрома выразился в уличных беспорядках и враждебных схватках между приверженцами венетов и прасинов. Во главе правительства стояли тогда префект претории Иоанн Каппадокиец, наиболее влиятельный министр и правая рука Юстиниана, изобретатель новых налогов и беспощадный вымогатель податных сборов, человек без образования и чести. За ним стоял квестор священного дворца и министр юстиции, знаменитый Трибониан, который поставлен был во главе законодательных работ времени Юстиниана; это был по образованию самый крупный человек времени, но ради наживы он жертвовал всем, не затрудняясь толковать закон вкривь и вкось и применять статьи не в пользу правой стороны, а в пользу той, которая предложила взятку. Полицейская власть находилась в руках префекта города Евдемия, который своими строгими мерами против виновников уличных беспорядков еще сильней возбудил народные страсти. Именно: семеро из захваченных полицией были присуждены к смертной казни, четверо — к обезглавлению, трое — к виселице.

http://sedmitza.ru/lib/text/442784/

Хотя к VI в. Афины лишились наиболее блестящих своих памятников, частью уничтоженных, частью перевезенных в Константинополь, но древний Акрополь со своими храмами продолжал еще будить старые воспоминания, и философские школы привлекали еще в Афины слушателей со всех концов империи. Само византийское правительство как будто остерегалось принимать в Афинах такие же решительные меры, как в других городах. Но время делало свое, и в VI в. даже на Акрополе появляются христианские храмы, Богородица сменяет Афину в Парфеноне и святилище Ерехфея. Что касается философских школ, то после смерти Прокла в 485 г. не видим более в Афинах крупного представителя в этой области. Преемники его в преподавании философии были большею частью иностранцы из Сирии, Лидии и Финикии, и самое философское мышление их ограничивалось формальной стороной и не шло далее толкований на места старых философов. Изящная легенда сообщает об этом следующее. Последнему известному неоплатонику Проклу раз явилась во сне Афина и объявила, что ей более нет места на Акрополе и что она избирает для своего обитания его жилище. Сказание любопытно и в том отношении, что устанавливает тесную связь между языческим культом и древней философией; низверженная с престола Афина продолжает пользоваться уважением в доме философа. Таким образом, эдикт Юстиниана, запрещающий преподавание философии в Афинах в 529 г., был естественным применением его системы, направленной к установлению религиозного единства. Точно так же и ряд мероприятий, направленных к конфискации имуществ, приписанных к философской кафедре, и лишение философов права оставаться в Афинах — должен быть рассматриваем как логическое последствие политики Юстиниана. Этот акт отмечает собой поворотный пункт в занимающей нас истории, здесь несомненна смена идей и настроений, здесь классические и греко-римские воззрения уступают место византийскому складу идей. «С этого времени Афины переходят в ранг маленького провинциального города, который в течение многих веков будет прозябать в неизвестности и которым не будет более интересоваться Юстиниан, разве только ограничит занимаемую им площадь и даст ему несколько укреплений.

http://sedmitza.ru/lib/text/442784/

В Греции, обедневшей вследствие землетрясений и наводнений, истощенной поборами, разграбленной варварскими нападениями, еллинизм погиб быстро... слово еллин делается синонимом язычника, слово грек становится выражением оскорбительным или презрительным. Христианский Константинополь становится центром христианской культуры» . На Востоке самым многолюдным, богатым и просвещенным городом была Антиохия. Выстроенная на берегу Оронта, она имела важное торговое и военное значение вследствие близости от моря; этот город пользовался вниманием римских императоров и широко распространял свои улицы и предместья по склонам горы и по долине. По населенности он был вторым городом империи, а по богатству, роскоши городских обитателей и по красоте городских зданий не уступал самой столице. Сенат и городские димы отстояли свои привилегии во время Юлиана и вызвали его едкую и насмешливую критику над нравами Антиохии в составленном самим Юлианом произведении «Мисопогон»; хотя языческие нравы уступили место христианству, но около древнего святилища Аполлона в предместье Дафна долго еще собирались для тайных жертвоприношений приверженцы старого культа. В V и VI вв. Антиохия пользовалась еще прежней славой как административный центр для губернатора Сирии и как кафедра антиохийского патриарха. Христианские императоры оказывали ей исключительное внимание; о построенной Константином Великой церкви, сгоревшей в царствование Юстина, рассказывается, что равной ей не было во всей империи . Торговля Антиохии была обширная, от нее шел караванный путь в Персию и Индию, и она посредничала в торговых сношениях Европы с Азией. В начале VI в. в Антиохии было до 300 тыс. населения. Как и в Константинополе, здесь была бойкая общественная жизнь, народ любил игры и состязания в цирке и зрелища. Цирковые партии в Антиохии так же, как в Константинополе, привлекали к себе внимание димов и регулировали общественную жизнь. Нередко были смуты и волнения, которые заставили правительство запретить цирковые представления.

http://sedmitza.ru/lib/text/442784/

Патриарх и епископы взошли на столп, снесли блаженное тело старца и положили при столпе. Народ громко плакал. И чудное дело! Над Мандрою явилось вдруг несметное множество птиц, Бог весть откуда они взялись, они стали летать вокруг столпа, издавая жалобный крик: как бы и они плакали и сетовали с нами о кончине такого светильника миру. Все это видели и удивлялись. Окрестные горы, поля и деревья, казалось, также сетовали и сочувствовали общей скорби; самый воздух был сумрачен и над столпом носились черные облака. Я же ясно видел при честных мощах святого старца ангела в белой одежде с лицом, блиставшим как молния; с ним беседовали семь старцев. Я слышал голос их, но что они говорили, не понимал, меня объял страх и ужас. Тело Св. Симеона было поднято и при пении священных песней торжественно перенесено в Антиохию и положено в соборном храме. Перенесение его сопровождалось различными чудесами и исцелениями. Так иссохла мгновенно рука патриарха Мартирия, пожелавшего взять себе на память и в благословение несколько волос из бороды преп. Симеона; после усердной молитвы к Богу и угоднику Его, рука патриарха опять сделалась здоровою. Некоторый человек, сорок лет страдавший глухотою и немотою, лишь только увидел Святое тело раба Божия, вдруг почувствовал в себе чудесную перемену: язык его разрешился и глухота исчезла. В порыве благодарного сердца он пал пред одром, на коем несено было блаженное тело Св. Симеона, и громко воскликнул: во благо нам грядешь ты, раб Божий! исцелил меня от уз глухоты и немоты приход твой, угодник Христов! Преп. Симеон Столпник скончался в 459 году. Мощи преп. Симеона, после его блаженной кончины сделавшиеся предметом благоговейного чествования христиан, не остались в целом своем виде; многие части их были перенесены в другие места по усердию верующих. Сто лет спустя по кончине великого подвижника, благочестивый историк Евагрий поклоняется честной главе преп. Симеона, лежавшей в богатой раке в том же антиохийском храме, который был создан в честь его жителями Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010