Может возникать недоумение относительно близости монастырей мужского и женского. Оно устраняется обычаем тогдашнего христианского востока, по которому женские обители располагались по соседству с мужскими, на небольшом расстоянии. Управляясь самостоятельно в своей внутренней жизни, они пользовались от мужских монастырей только руководством опытных в духовной жизни старцев, назначавшихся обыкновенно на это дело настоятелями мужских обителей по просьбе настоятельниц обителей женских, или же лицами, близкими к монастырю 1103 . Близ этих монастырей часто жили благочестивые лица того и другого пола, иногда с целыми семействами. Они не принадлежали обыкновенно ни к одной обители, а жили своею самостоятельною жизнью, посвящая себя молитвам, воздержанию и целомудрию. Они также поселялись вблизи обителей для того, чтобы пользоваться уроками духовной опытности подвижников 1104 . Св. столпники отчасти управляли монастырями сами, как сейчас мы видели из жития св. Алипия, или поручали близким себе; напр., тот-же св. Алипий столпник после того, как постриг свою мать диакониссу в инокини, поручил ей управление женским монастырем при столпе 1105 . Смирение и кротость являются характеристическими чертами жизни св. столпников, как в отношении к себе, так и к ближним. Все их слова и поступки ознаменованы глубоким уничижением. Св. Симеон I-й, уважая всякого без исключения, называл себя не иначе как презренным и отверженным монахом, псом смердящим 1106 . Мудрость своих советов всегда старался прикрывать какою-то особенной простотой и скромностью и сам внимал советам других (напр.. когда велели ему снять цепь с ноги, которою он приковался к горе, в виду того, что надобно связывать волю, то он со смирением исполнил приказание и с любовью послушал поучение о связывании воли). Бесчисленные и многоразличные исцеления, совершаемые св. столпниками, они относили единственно к благодати Божией, запрещая исцеленным говорить про них; «наказываше преп. Симеон (I-й), егда кого исцели, глаголя: прославляй Бога, исцелившего тя, и никакоже дерзни рещи, яко Симеон тя исцели, да не горше ти, что будет» 1107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мати Божия! Не только защити, но и вразуми нас: ибо мы сами и о чесом помолимся, якоже подобает, не вемы (Рим. 8, 26). Аминь. (Составлено по проповедям Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, т. II, с. 93–101 и другим источникам). Месяц сентябрь Первый день Поучение 1-е. Преп. Симеон Столпник (Без труда ни в чем не успеешь) I. Bocnoмuhaeмый в нынешний день преп. Симеон называется так потому, что в последние сорок лет своей жизни подвизался на столпе. На каком столпе, спросите вы, и что это за род подвижничества – столпничество? Удивительный это род подвижничества, братия мои. Представьте себе сложенную из простых, необделанных камней башню в сорок локтей высоты (т. е. около 20 аршин), и такой толщины, что она скорее походила на столп, чем на башню. На этой башне площадка, аршина в два, так что на ней едва двум человекам можно стоять и сидеть. Площадка эта обнесена на аршин высоты тонкими стенками. Редко когда она была прикрыта чем-нибудь вроде кровли, а большей частью она была совершенно открытой и для холода, и для зноя, и для снега, и для дождя, и для ветров, и для всякой непогоды. Вот вам и жилье человека Божия Симеона. Тут он и проводил дни и ночи в непрестанных подвигах поста, молитвы и богомыслия, тут он жил такою святою жизнью, так пламенел сердечною любовью ко Господу, что был, можно сказать, ярко горящею свечой пред Богом в небесах. Как свята, удивительна и поучительна была его жизнь, это можно видеть отчасти уже и из того, что целые полки измаильтян язычников, по двести, по триста, а иногда и по тысяче человек, приходившие к столпу Симеона, с криком отрекались от языческих заблуждений своих и своих отцев, топтали ногами идолов, которым прежде кланялись, сокрушали их, и с великой радостью сердца принимали то учение, которое предлагал им медоточными словами, согретыми духом христианской любви, преп. Симеон с своего столпа. А сколько тут совершалось чудесных исцелений, сколько преподавалось благодатных утешений и мудрых наставлений! Подобно многоводной реке, они изливались от великой благодатной души преподобного столпника. «О деяниях преп. Симеона Столпника хотя могу свидетельствоваться почти всем, – говорит блаж. Феодорит Кирский, описатель его жития, – но страшусь приступить к повествованию, чтоб не показались они потомкам баснословными и недостоверными, так как превышают человеческую природу» (Месяцеслов восточный, ч. II, с. 266).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Как далеки мы от Парижской девы и ее человеческих подвигов. Какая пропасть, казалось бы, разделяет этих людей! Если бы нужно было в краткой формуле выразить сущность их подвига, то мы не могли бы сделать этого лучше, чем словами их житий. Для Геновефы словами ее духовного отца, Германа Ок­серрского: “Будь мужественна, и во что веришь сердцем, что исповедуешь устами, докажи делом”. Для Симеона словами Феодорита: “Он стремился улететь в небо и убежать от земной жизни”. И однако, вот: Симеон благословляет Геновефу, просит ее молитв. Трудно думать, что им самим или их современникам осталось неясным различие их путей. Это благословение надо понять как благословение чужого пути. Много путей к Отцу, потому, что “в доме Отца Моего обителей много”. Если бы только этот урок извлекали мы из жеста великого ревнителя, и это было бы уже много, чрезвычайно много для нашего ревнивого и исключительного времени. Но нам хочется продолжить анализ, точнее определить на живом опыте условия схождения всех христианских путей. Признаемся: контраст двух образов в нашем изложении более резок, чем в действительности; мы умышленно оставили до сих пор в тени сближающие их черты. И св. Геновефа не вся вместилась в дело служения человечеству. И ей была дана благодать молитвы, gratia orande. И она “молилась без перерыва”, и она познала аскезу. Хотя ее аскеза не может идти в сравнение с нечеловеческим самоумерщвлением Симеона, но для ее (как и для нашей) верховной среды и эта аскеза кажется чрезмерной. “С 15 до 50 лет она прерывала пост два раза в неделю, в четверг и воскресенье. Пищею ей служили ячменный хлеб и бобы После же 50 лет епископы, «которым грешно противоречить», убедили ее есть и рыбу и молоко”. (Епископы и в Галлии, как в Сирии, умеряют, гуманизируют аскезу). И Геновефе были не чужды видения, о которых глухо говорит ее биограф. “Людям духовным она свидетельствовала, что многое ей было открыто в духе, о чем нет надобности рассказывать”. Другие редакции жития более детальны. “Свидетельствовала она, что в духе водил ее ангел в места покоя праведных (и мучения грешных), и там видела она награды, уготованные любящим Бога”. Вспомним далее, что общественное служение Геновефы начинается около 30 лет от роду — в том приблизительно возрасте, когда Симеон после долгой аскетической школы поднимается на столп. Первые 15 лет после своего обета святая ведет уединенную, затворническую жизнь, главное содержание которой составляет молитва. В эти годы сограждане не оценили, скорее презирали ее, но именно тогда свт. Герман показал нам пол ее кельи, “мокрый от слез”. Созерцание и для нее предшествует деятельности. Наконец и самая деятельность эта, в изображении биографа, чудотворна, то есть связана с изобилием благодатных сил. Эти дары не даются даром. Они свидетельствуют о духовной полноте, о неослабевающем молитвенном напряжении.

http://pravmir.ru/sv-genovefa-i-simeon-s...

Месяц Сентябрь 1-й день 1. Без труда нельзя войти в Царство Небесное (Из жизни преподобного Симеона Столпника. Чет. Мин. сент. 1) Некоторые из ленивых в деле своего спасения обольщают себя той надеждой, что, несмотря на их леность, всё-таки и они будут наследниками Царствия Божия. И такие люди обыкновенно говорят: «Что делать, что мы ленивы? Господь милосерд, да и видит, что мы в суете и в миру живём, а потому и простит нас». Так ли? Нет, братие, ленивые себя напрасно такими словами утешают; и пусть знают, что если не бросят свою леность, то Бог и не простит их, и в Царство Своё не введёт. Почему? Да потому, что там ленивым вовсе нет места, а есть таковое только лишь для труждающихся, искушениям и соблазнам мира не поддающимся и по заповедям Господним поступающим. Однажды преподобный Симеон Столпник стал просить Бога, чтобы Он указал ему путь ко спасению. Молитва была услышана, и Симеон удостоился следующего видения. Ему представилось, что он копает яму. При начале работы вдруг он слышит голос: «Копай глубже!» И Симеон глубже копал. Когда же перестал, думая, что выкопал довольно, снова слышит голос, повелевающий ему копать ещё глубже. И снова он стал копать; а когда снова решился отдохнуть, то в третий раз опять услышал: «Копай глубже!» Наконец, уже после долгого труда Симеонова, голос сказал: «Перестань, довольно. И теперь, если хочешь, созидай, созидай, работая усердно; ибо без труда ничего не успеешь!» Этим видение кончилось. Слышите же, ленивые, что говорит Господь? «Без труда ничего не успеешь!» А отсюда, конечно, ясно, что без труда и вам не спастись и в Царство Небесное не войти. Но может быть, вам одного приведённого доказательства покажется мало? В таком случае ещё и другое приводим; но при этом знайте, что и оно ничего другого не скажет, кроме того же, что сказало и первое. Так, «однажды, – рассказывал инок Афанасий, – мне пришла мысль: что ожидает в будущей жизни трудящихся здесь ради своего спасения? С этой мыслью я почувствовал себя как бы в восторге, и некто пришёл ко мне и, сказав «ступай за мною», привёл меня в какое-то чудное, исполненное света место и поставил при столь чудных дверях, что красоты их передать невозможно. И слышал я, что множество людей находятся за дверями и непрестанно славят Бога. Когда же мы [т.е. он и явившийся ему] стали стучать в двери с целью войти в оные, изнутри некто спросил нас: «Чего хотите вы?» Путеводитель отвечал: «Мы хотим пройти сквозь двери». Голос же изнутри сказал нам: «Никто пребывающий в лености не входит сюда; но если хотите войти, ступайте назад и подвизайтесь, нисколько не помышляя о благах суетного мира " ». (Пролог сент. 7)

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Однажды преподобный Симеон Столпник стал просить Бога, чтобы Он указал ему путь ко спасению. Молитва была услышана, и Симеон удостоился следующего видения. Ему представилось, что он копает яму. В начале работы он вдруг слышит голос: «Копай глубже». И Симеон глубже копал. Когда же перестал, думая, что выкопал довольно, снова слышит голос, повелевающий ему копать еще глубже. И снова он стал копать, а когда же и тут решился отдохнуть, в третий раз опять услышал: «Копай глубже». Наконец, уже после долгого труда Симеонова, голос сказал: «Перестань, довольно. И теперь, если хочешь созидать, созидай, работая усердно; ибо без труда ничего не успеешь». Этим видение кончилось. Слышите же, ленивые, что говорит Господь? Без труда ничего не успеешь! А отсюда конечно ясно, что без труда и вам не спастись и в Царство Небесное не войти. Но, может быть, вам одного приведенного доказательства покажется мало? В таком случае еще и другое приведем; но при этом знайте, что и оно ничего другого не скажет кроме того же, что сказало первое. «Однажды, – рассказывал инок Афанасий, – у меня возник вопрос, что ожидает в будущей жизни трудящихся здесь ради своего спасения? С этой мыслью я почувствовал себя как бы в восторге, и некто пришел ко мне и, сказав, «ступай за мной», привел меня в какое-то чудное, исполненное света место и поставил при столь чудных дверях, что красоты их передать невозможно. И слышал я, что множество людей находится за дверями и непрестанно славят Бога. Когда же мы (т. е. он и явившийся ему) стали стучать в двери с целью войти в них, изнутри некто спросил нас: «Чего хотите вы?» Спутник отвечал: «Мы хотим пройти в двери». Голос же изнутри сказал нам: никто, пребывающий в лености, не входит сюда; но если хотите войти, ступайте назад и подвизайтесь, нисколько не помышляя о благах суетного мира» (Пролог, 7 сентября). Ну, вот и второе доказательство относительно того, что без труда вам, ленивые, в Царство Небесное не войти, мы привели вам и, как видите, и оно говорит то же, что и первое. «Никто», сейчас слышали, «пребывающий в лености, не входит сюда; но если хотите войти, ступайте назад и подвизайтесь». А отсюда, что же для вас следует? Конечно, то же, что мы сказали вам и в начале, т. е., что если вы не бросите свою леность, то надежда ваша на милосердие Божие останется тщетной и Царствия Божия вам не видать.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Астрюк, первый лист вполне сохранился и не потерпел никакого ущерба, имя автора отсутствует 689 . На основании последнего довода мы считаем надписание московской рукописи более поздним. Если же надписание современно рукописи, то все рукописи коллекции N восходят к протографу, в котором не было имени автора. В. Vaticanus graec. 2028 Совсем недавно в манускрипте Vaticanus gr. 2028 П. Жээн 690 обнаружил фрагменты CM конца X – нач. XI вв. Из четырнадцати произведений (в том числе известных ранее лишь по восточным переводам греческих оригиналов ряда творений Евагрия), вошедших в Vatic. gr. 2028, эти фрагменты занимают девятое по счету место (f. 190V-194V) и надписаны именем «Симеон» (το γου Συμενος, СМ. илл. 12). Отрывки представлены в виде многочисленных вопросо-ответов, входящих в слова 7 и 4 типа I 691 . Однако утверждение М. Плестеда 692 , что данные отрывки «are possibly the first indication (разрядка всюду наша. – А. Д.) that the ascription to ‘Symeon’ made in the Arabic collection TV is not original to that collection», нуждается в двух уточнениях. Во-первых, хотя значение Vatic. gr. 2028 чрезвычайно велико, поскольку пока это единственная рукопись, прямо называющая автором фрагментов, не вызывающих сомнений в своей принадлежности к CM, некоего Симеона, все же к подобному логическому заключению об авторстве Корпуса 693 с неизбежностью приводит проведенный выше анализ слова Симеона Месопотамского и схолии московской рукописи. Обнаруженные П. Жээном фрагменты, вероятно, принадлежат промежуточному звену в процессе переатрибуции Симеон Месопотамский → Симеон Столпник. Во-вторых, в арабскую коллекцию, составленную из вопросо-ответов, в самом деле входят отрывки из I, 7 694 , но фрагменты из I, 4 в ней отсутствуют. Можно предположить, что в ватиканскую рукопись вошла часть собрания CM (под именем Симеона), послужившего прототипом (с последующей переатрибуцией) для арабской традиции. Более детальным выводам препятствовало отсутствие подробных сведений в статье П. Жээна (открытию посвящены всего лишь 4 строчки!).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Оком благоволения призирал Господь Бог на юного Симеона, подвизавшегося на столпе, сам ободрял и укреплял его в подвиге, к коему призвал его. Последовало видение: Господь явился Симеону в образе прекрасного отрока, сияя неизреченною славою. Увидев небесной красоты Отрока, Симеон возлюбил Его всем сердцем и, познав, что это Господь Иисус Христос , смело спросил: Господи, как Тебя Иудеи распяли? Господь, простерши крестообразно руки, сказал: так Меня распяли Иудеи; только Я сам благоволил принять распятие; ты же мужайся и крепись, сраспинаясь Мне по вся дни. После этого видения еще сильнее прилепился к Господу Симеон, еще с большею ревностью стал подвизаться; забывая о теле своем, о пище, сне, он устремлял душу и сердце свое к Господу и славил Его день и ночь, порываясь уподобиться бесплотным ангелам. От горячности любви своей к Господу юный подвижник старался превзойти в подвигах самого старца-столпника. Старец каждую ночь пел тридцать псалмов, Симеон же – пятьдесят, иногда восемьдесят, нередко и всю псалтирь пел в одну ночь, нисколько не давая себе вздохнуть, и затем весь день немолчно славословил Бога. Щадя отрока, еще слабого телесными силами, и опасаясь, как бы он от чрезмерных подвигов не изнурился и не заболел, старец останавливал его рвение, уговаривал ослабить подвиги, убеждал иметь попечение и о теле, давать себе хотя краткий отдых и принимать в меру пищу. Не оскверняют человека, говорил старец, пища и питие, как и сам Господь сказал: Я дал вам всякую траву в пищу. Отрок кротко отвечал: не оскверняет человека пища, однако помрачает ум, рождает худые мысли, прилепляет к земным наслаждениям. Нам же, поучающимся в законе Божием день и ночь, должно с недремлющею душою и трезвенным сердцем непрестанно отверзать уста на Божие славословие, дабы привлечь Свыше благодать Св. Духа. Но что тебе, отче, до моих слов? Я самому себе полагаю эти законы: ибо мне надлежит удручить юное тело с такою жестокостию. Удивился старец разумному ответу отрока-подвижника и предал его в волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

195, 244 Сергий Радонежский (ок. 1321–1391), русский религиозный и общественный деятель. 215 Симеон Новый Богослов (949—1022), византийский религиозный писатель и мыслитель-мистик. 79, 267, 275 Симеон Полоцкий (1629— 1680), русский церковный деятель и писатель, проповедник и поэт. 239, 240 Симеон Столпник (ум. 459), ранневизантийский христианский аскет. 19, 182 Симмах, Квинт Аврелий (ок. 345–405), латинский писатель византийской эпохи, вдохновитель языческой сенаторской оппозиции в Риме. 307 Синесий Киренский (между 370 и 375—ок. 413), ранневизантийский писатель, философ и поэт-гимнограф, отпрыск древнего рода, тяготевший в жизни и творчестве к античным традициям, преклонявшийся перед Ипатией, скептически относившийся к монашеству (как это выражено в его сочинении «Дион, или О жизни по его образцу»), а также, по-видимому, к некоторым христианским догматам, однако сблизившийся с патриархом Феофилом Александрийским, а в 410 сам ставший епископом города Птолемаиды (возможно, что он принял крещение лишь тогда). Его гимны, реставрирующие не только античную метрику, но и лексику дорического диалекта, представляют собой странную амальгаму языческих и христианских образов. 242, 243, 254, 286 Сократ (470/69—399 до н. э.), древнегреческиий философ. 61, 62, 72, 166, 200, 203, 259 Солон (между 640 и 635—ок. 559 до н. э.), древнегреческий политический деятель, мыслитель и поэт, законодатель Афин. 196, 208 Софокл (ок. 496–406 до н. э.), древнегреческий трагический поэт. 136, 204,208 Софроний (ум. 638), ранневизантийский церковный писатель, патриарх Иерусалима (634–638), автор проповедей, житийных сочинений и од на церковные праздники. 247 Сугер (1081–1151), аббат Сен-Дени близ Парижа, патрон и теоретик церковного искусства на переходе от романского стиля к ранней готике, видный представитель средневековой эстетической мысли. 107, 307 Тассо, Торквато (1544 — 1595), итальянский поэт. 194 Тацит, Публий Корнелий (ок. 55 — ок. 120), римский историк. 63, 73, 290 Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс (ок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

Св. Симеон Дивногорец увещает антиохийцев принести раскаяние в грехах в виду нашествия Хозроя, и сам молится об избавлении города 1132 и пр. и пр. Точно также для возбуждения грешников направлены были и все чудеса св. столпников. Ведь, и Иисус Христос Свою любовь к человеческому роду излил в благодетельных чудесах, и людей привлекал к Себе чудесным благодетельствованием несчастным, так что большая часть Его первых последователей были люди, освобожденные Им от неисцельных болезней и мучительства бесов; и, посылая учеников Своих на проповедь, заповедал им: «болящие исцеляйте, прокаженные очищайте, мертвые воскрешайте, бесы изгоняйте» 1133 , и этим то путем в короткое время привлечены к Христу многие тысячи последователей. Этот путь к возбуждению грешников наиболее свойствен Промыслу Божию, Который свое божественное действие проявляет и чрез святых рабов Божиих. Св. столпники своими чудотворениями восстановляли человека в его истинном достоинстве, освобождая от грехов или приводили путем их к истинной вере. Исцеленная св. Даниилом блудница Вассиана переменяет образ жизни. Св. Симеон прежде чем исцелить расслабленного сарацина наставляет его в вере и спрашивает: «отрицавши ли ся злочестия отец твоих; он же рече: отрицаюся. И паки; веруеши ли во Отца и Сына и Святого Духа; он же исповеда, яко верует несумненно. Тогда рече святый: востани» 1134 . Пред исцелением одного бесноватого св. Даниил утверждает в вере его отца: «аще веруеши, яко Господь мой Иисус Христос исцелит сына твоего мною, то по вере твоей буди тебе» 1135 . Св. Никита Переяславский «всем приходящим к нему пользы ради исцеление подаваше» 1136 . Св. Симеон Дивногорец со слезами молится Богу о том, чтобы Он помиловал людей Своих и отвратил бы от них смертные болезни, посылаемые им в наказания; «и бысть к нему глас глаголющ от Господа: почто болиши сердцем о людех сих; еда ли ты более их любиши, неже Аз; по понеже умножишася беззакония их, потребно убо им есть и наказание: обаче да не опечалю тебя, даю тебе власть исцеляти всякия в них недуги» 1137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Будучи вообще снисходительными к слабостям человеческим св. юродивые употребляли иногда свою чудодейственную силу для наказания явной несправедливости, наглой обиды ближнего бесстыдной ложью и для вразумления забывающих Бога и идущих против своей совести. Так, св. Симеон, подобно древнему пророку Елисею, наказал издевавшихся над ним отроковиц искривлением глаз и лобзанием искривленных глаз исцелил их; гнушавшияся же целования девицы остались так, не смотря на все свои просьбы потом исцелить их. Причину своей невнимательности к . ним св. Симеон объяснил так: «аще не бы искривил очес их Бог, то превзошли бы блудодейством всех жен сирийских, искривления же ради очес их не имут быти таковы» 679 . Мнимо умерший действительно умирает после того, как св. Василий блаженный покрыл его шубою, выпрошенной недобрыми людьми, якобы на погребение мнимо-умершего товарища и сказал: «буди отныне мертв во веки за лукавство твое – лукавнующие потребятся» 680 . Насмехавшияся девушки-продавщицы над наготой блаж. Василия теряют зрение и после слезных молений и глубокого смиренного раскаяния получают исцеление после того, как Василий подул каждой в глаза 681 . Исцелив глаза одного крестьянина, св. Симеон отпускает его с таким наставлением: «се здрав еси, к тому не кради коз у соседа твоего», а знатного эмесского гражданина после исцеления предупреждает не прелюбодействовать 682 . Не входя в детальное рассмотрение чудесной стороны подвига «юродства» и не останавливаясь на решении вопросов, какие обыкновенно ставят протестанты, отвергающие чудеса времен после апостольских, что противно св. Писанию 683 , на том основании, что они или невозможны или бесполезны, или несовместимы с порядком и управлением вселенной, заметим только, что чудесное относится ближайшим образом к божественному откровению, к вере христианской, которая сама имеет основание в предвечных и преестественных советах Божиих, и что чудо и составляет объяснение и доказательство Промысла Божия. Чудо предполагает собою падение человека: если бы не было падения, то не было бы нужды и в чудесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010