734 Так говорит повествование о св. кн. Андрее в ркп. Сергиевой лавры (у Царского 44; Описание Румянцевского музеума. 371). 735 Ркп. повествование о св. кн. Андрее; Книга Степенная. Ч. 2; Руский времянник. Ч. 2. В ркп. Румянцева 371 служба бл. князю. 737 Долгоруков П.В. Российская родословная книга. Т. 1. По древней родословной (Временник общества истории и древностей. Кн. 10): «у другаго сына княж Константинова, у князя Феодора Слепаго сын Андрей Коробья; а у Андрея сын Феодор и тот во Тверь пришел». Здесь же сказано, что вел. кн. Симеон Гордый выдал за старшего 739 Житие прп. Иова описано учеником его, Досифеем. В «Страннике» помещено жизнеописание прп. Иова, составленное свящ. Ев. Струменским, но очень бедное (см.: Струменский Е.С. Краткое жизнеописание преподобного Иова, игумена Поча- евского//Странник. 1864. Кн. 11). 740 Прп. Иов, скончавшийся в 1651 г., жил до 100 лет и, следовательно, поступил в Угорницкую обитель в 1561 г., стал иеромонахом в 1581 г. Управление Дубенскою обителию принял он около 1588 г. 741 В 1636 г. иезуиты достигли того, что 40 священников выгнаны были из своих приходов, по приговору трибунала. Карашевич П.И. Очерк истории Православной Церкви на Волыни. СПб., 1855. 742 Горский А.В., Невоструев К.И. Описание рукописей Синодальной библиотеки. Отд. II. Ч. 3. Это тот самый Иоанн Вышневский, который в начале унии писал с Афона послания в Малороссию в подкрепление Православию (Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы). 743 По словам Досифея, управление Дубенскою обителию преподобный продолжал до 20 лет. Если управление начать с 1586 г., то окончание приходилось бы на 1606 г. Но невероятно, чтобы последнее было прежде смерти кн. Константина (1608 г.) и весьма вероятно, что фанатик Януш выгнал блаж. Иова из Дубенской обители после смерти отца своего, в 1610 или 1611 г. 744 Чудо от иконы Богоматери над татарами было в 1607 г. Анна Гойская в своей записи 1597 г. говорит: «в имении моем при селе Почаеве с давних времен существует каменный храм Успения Пресвятой Богородицы; дабы при той церкви постоянно совершалось славословие Божие, я вознамерилась устроить там монастырь и дать ему фундуш»; иноки сей обители «должны быть не иного исповедания, как только греческого Восточной Церкви». Сигизмунд II письмом 1554 г. подтвердил привилегию, данную Успенскому Почаевскому храму в 1527 г. (Акты – в Почаевском монастыре) При Успенском храме живали иноки и прежде Гойской, но по временам рассеваемы были татарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Страдания болгарских мучеников – иноков Зографской обители Император Михаил Палеолог думал укрепить слабую империю свою союзом с папою – униею. Уния объявлена им в 1274 году, а в следующем году подвергал он казням осуждавших унию в столице. В 1278 году издан им был указ вводить унию всеми мерами насилия 660 . Афонские иноки отправили послание к Михаилу. Здесь они основательно доказали, что ни главенство папы, ни поминание его в церквах, ни совершение Евхаристии на опресноках, ни прибавление к Символу веры : и от Сына, не должны быть терпимы. «Мы ясно видим, – продолжали они, – что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял… Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки» 661 . Особенно сильные протесты заявлялись со стороны славянских общин: сербский краль Милютин заявил протест мечом, отобрав у империи несколько городов, где жили славяне. Гордый Михаил сильно раздражен был. Бродячие крестоносцы, выгнанные из Палестины и укрытые в Романии, заявили Михаилу ревность свою огнем и мечом раздвигать власть папы. Михаил нанял еще турок и татар. Так, он в 1283 году двинулся против Сербии. На пути был теперь ненавистный ему Афон. Чтобы не раздражать греков, он положил и на Афоне излить злость свою за унию особенно на славянах. Еще под актом 1162 года подписался «Симеон инок и игумен Зографо» 662 . Столетием позже в Зографе конечно жили только одни болгары, считавшие Зограф своим монастырем, как сербы Хиландарь. По воле Михаила, слуги папы обрушились всею злобою своею на зографцев. Когда предъявлено было зографцам настойчивое требование принять унию, никто не хотел слушать о папизме. Большинство зографцев рассеялось, кто куда мог. Самые твердые, в числе 26, заперлись в военной башне. Это были игумен Фома, иноки: Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирянина. Когда, невзирая ни на какие убеждения и ни на какие угрозы, зографцы не хотели слышать об унии, считая ее нечестием евангельской веры, твердые исповедники, все 26, были сожжены в башне 663 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛОМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Церкви, существовала с сер. XIV в. до 16 окт. 1799 г. Сер. XIV в.- 1657 г. Вид Коломны. Воспроизведение гравюры по рис. Н. Витсена из изд.: Олеарий А. Путешествие в Москвию... 1719 г. 2-я пол. ХХ в. (ГИМ) Вид Коломны. Воспроизведение гравюры по рис. Н. Витсена из изд.: Олеарий А. Путешествие в Москвию... 1719 г. 2-я пол. ХХ в. (ГИМ) Коломенская кафедра - 17-я кафедра в Русской Церкви - была учреждена ок. сер. XIV в., не позднее 13 марта 1353 г.: в этот день первый Коломенский еп. Афанасий присутствовал в Москве на погребении митр. Киевского и всея Руси Феогноста . Еп. Афанасий упомянут среди свидетелей при составлении духовной грамоты вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого 24-25 апр. 1353 г. (ДДГ. 3. С. 14). По всей видимости, митр. Феогност благословил учреждение Коломенской епархии, но инициатива ее создания исходила от московского князя. Коломна являлась одним из основных городов, принадлежавших московскому княжескому дому (была владением старшего князя из рода Калитовичей), представители к-рого в кон. XIV в. закрепили за собой титул вел. князей Владимирских. Как показал А. Б. Мазуров, К. е. не могла быть учреждена ранее 1348/49 г.: в записях о поставлениях рус. епископов 1328-1347/48 гг. (ПДРКП. Доп. 7. Стб. 431-446) Коломенские епископы не упоминаются ни среди участников хиротонии, ни среди поставляемых. По гипотезе исследователя, хиротония первого Коломенского архиерея произошла в Москве между 6 дек. 1352 и мартом 1353 г. ( Мазуров. 2001. С. 176-179, 185). В таком случае инициатором учреждения К. е. был вел. кн. Симеон Гордый († 27 апр. 1353). Успенский собор в Коломне. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Успенский собор в Коломне. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Основная территория К. е. была выделена из Рязанской епископии (см. Рязанская и Михайловская епархия ). Неизвестно о к.-л. конфликте в связи с изъятием у Рязанской епархии земель на левобережье Оки, по всей видимости, потому, что Рязанская кафедра в тот период была вакантна (между 1343 и 1356 Рязанские епископы не упом.). После учреждения К. е. церковные доходы с части территории Московского княжества оставались в нем же, а не уходили в Рязань. В К. е. вошли «коломенские волости» - владения московских князей на левом берегу Оки в окрестностях Коломны, между реками Цной и Лопасней. По предположению А. А. Зимина, поддержанному Мазуровым, к К. е. первоначально принадлежал и 2-й крупный город Московского княжества того времени - Можайск ( Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 84, 238; Мазуров. 2001. С. 181-182), ранее входивший в Смоленскую епархию. К. е. была одной из самых маленьких по территории епархий в Киевской митрополии, меньше любой из епархий Сев.-Вост. Руси.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

4. Постриг в монашество одного из супругов с согласия другого; супруг в этом случае не вправе вступать в новый Б., ибо такой Б. подвергал бы сомнению благочестивую настроенность жены или мужа, давших согласие на постриг супруга. Но визант. гражданские законы, приравнивая монашество к естественной смерти, не лишали оставшегося в миру супруга возможности вступления во 2-й Б. Расторгали Б. и при обоюдном произнесении супругами монашеских обетов. 5. Избрание мужа епископом: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа» (Трул. 48). Развод в Византии производился по судебному решению гражданской власти, а в поздневизант. эпоху, когда брачно-семейные дела были отнесены к компетенции церковной власти, по судебному решению церковных инстанций, подлежавшему утверждению со стороны архиерея. Супруги, разведенные cum damno, не лишались права восстановить супружеские отношения между собой, если тому не препятствовали к.-л. новые обстоятельства вроде монашеских обетов или заключения нового Б. Возможность возобновления Б. открыта была для разведенных и sine damno и cum damno (за исключением развода по причине прелюбодеяния). Муж, пожелавший взять к себе разведенную с ним жену-прелюбодейку, подлежал, согласно рим. праву, обвинению в сводничестве. Однако 134-я новелла имп. Юстиниана дозволяла мужу вновь взять к себе жену, разведенную с ним из-за ее неверности и сосланную в мон-рь, в течение 2 лет после расторжения Б. Развод в России На Руси после ее Крещения действовали в основном те же нормы относительно прекращения Б., что и в Византии, но наблюдались и нек-рые отличия. Так, участие жены в пирушках, игрищах и мытье в бане с мужчинами не приравнивались к прелюбодеянию и не могли служить основанием для развода. На практике весьма часто Б. расторгались из-за бесплодия жены, но формальным основанием для развода в таких случаях служило вступление жены в мон-рь. Хроническая болезнь одного из супругов не могла в Византии служить причиной для развода. В теории так было и на Руси. В Уставе св. блгв. кн. Ярослава Мудрого сказано: «Аще будет жене лихой недуг: или слепа, или долгая болезнь, про то ее не пустити. Тако же и жене нельзя пустити мужа» (ДРКУ. С. 87. На практике, однако, болезнь жены часто давала мужу повод искать развода; прикрытием для развода, как правило, служил постриг жены в монашество. Московский кн. Симеон Гордый (1340-1353) отослал от себя жену под тем предлогом, что ее испортили на свадьбе и ночью она казалась ему мертвецом.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

В сер. XIV - нач. XVI в. каждый князь из рода московских Рюриковичей имел свою долю доходов («жеребий») от управления городом (третная система). Согласно «Записи о душегубстве», княжеская юрисдикция по важнейшим делам в XV в. включала ближайшую округу М. Княжеские загородные селения, прежде всего к северу и западу от М., совместно управлялись потомками вел. кн. Иоанна I Данииловича Калиты через третных наместников, при этом великокняжеский наместник контролировал большую из территорий. Наместники имели свой штат слуг и приставов. С XV в. наместники фиксировали купчие на холопов. Согласно 2-й духовной грамоте блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, в мае 1389 г. он благословил своего преемника вел. кн. Василия I Димитриевича «на старший путь в городе и в станах моего удела двою жеребьев половина» (ДДГ. С. 33. 12). В 1340-1456 гг. 3-й «жеребий» держал за собой правитель Серпуховско-Боровского княжества. По распоряжению кон. 1461 - нач. 1462 г. вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного этот «жеребий» перешел к его младшим сыновьям. При этом «численными людьми» великие и удельные князья ведали сообща. В кон. 1503 г. все 3 «жеребья» были завещаны вел. кн. Иоанном III Васильевичем своему наследнику вел. кн. Василию III Иоанновичу . В отсутствие государя М. управлял один из его братьев или сыновей. С XIV в. служилые люди интенсивно осваивали земли в бассейне р. Москвы, левобережье и отчасти правобережье Оки. Вел. кн. Владимирский Симеон Иоаннович Гордый (1340-1353), владевший значительной частью Московского княжества, присоединил к московским землям рязанские владения на правобережье Оки - по рекам Протве и Луже. Между 1353 и 1359 гг. вел. кн. Иоанн II Иоаннович Красный обменял ряд своих владений, расположенных на правом берегу р. Лопасни (Лопастны) вплоть до верховьев Дона, на «отыменные места», находившиеся на левом берегу Оки. В состав московских владений вошли Верея, Лужа и Нов. Городок «на устье» Протвы, к-рые в домонг. время входили в состав Черниговского княжества. Рубежи на зап. направлении до 1485 г. не изменились. Здесь интенсивно развивались такие торгово-ремесленные центры, как находившийся в «смесном» владении с властями Вел. Новгорода Волок Ламский и Можайск (известны в летописях соответственно с 1135 и 1276/77); в сельских поселениях в 30-х - 90-х гг. XIV в. появилось много выходцев из Смоленской земли.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Скажем в заключение, что владыка, зная образ мыслей новгородцев, предостерегал их от могущихъ быть общественных смут, и спасал их от беззаконных и нерассчетливых поступков, в которых они впоследствии сами бы стали раскаиваться. Так в 1210 г. когда Мстислав Торопецкий удалился из Новгорода, новгородцы хотели излить свою ярость на друзей Мстиславовых, но были укрощены владыкою. В 1460 г. когда Василий Темный с сыновьями Юрием и Андреем поехал в Новгород; вечники стали уговариваться, как бы его умертвить и с детьми. Это намерение не было приведено в исполнение только потому, что архиепископ представил всю его бесполезность: с Василием не было старшего сына – соправителя; смерть старого князя могла бы только возбудить всеобщую ненависть к внвгородцам и навлечь на них страшное мщение Иоанна, который и без того исчислял в уме все их старые неправды 41 . 3. Деятельность владыки во время политических бедствий Новгорода Политическая жизнь Новгорода почти постоянно была подвержена опасностям. Новгородцы получили себе самостоятельное политическое существование, соединенное со многими правами и вольностями во время увадка велико-княжеской власти вследствие усобиц. Когда удельный период миновал, когда под боком у Новгорода образовалось сильное великое княжение, сначала суздальское, потом тверское, наконец московское, то новгородцы почувствовали, что их права и вольности также легко могут быть утрачены, как легко были приобретены. Действительно от так называемой суздальщины, т. е.похода суздальцев на Новгород в 1169 г., до покорения Новгорода, (1480 г.) редкий из в. князей не грозил Новгороду серьезною опасностию. В 1169 г. была знаменитая суздальщина. С 1312 по 1318 г. продолжалась распря Новгорода с в. кв. Михаилом Тверским, опасная для Новгорода, потому что Михаил всегда мог пресечь новгородцам пути сообщения и морить их голодом. В 1340 г. Симеон Гордый с войском шел к Новгороду и доходил до Торжка. В 1386 г. Димитрий являлся с страшным ополчением под стенами Новгорода. В 1398 г. Василий Димитриевич воевал с Новгородом и занял Волок, Торжок, Вологду и Бежецкий верх. В 1428 г. Ватовт князь литовский , едва не покорил Новгород, вошедши в новгородскую область с многочисленным войском. В 1440 г. и в 1456 г. Василий Темный двигал сильную рать на Новгород. Наконец в 1480 г. Иоанн III окончательно покорил Новгород после троекратного похода в 1471, 1478 и 1479 г. Мы исчислили только важнейшие опасности для Новгорода, не упомянув о менее важных. Что же делал владыка при этих политических бедствиях Новгорода? Само собою разумеется, что владыка, как горячий патриот, не мог оставаться спокойным, когда вопрос шел о том: бытъ или не быть Новгороду, когда все Новгородцы были волнуемы самыми разнообразными ощущениями страха и надежды, бодрости и уныния. Но деятель- ность владыки сообразовалась с тем, каким способом новгородцы думали отделаться от предстоящей опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Остающиеся тщатся об устройстве лучшего, удобного для временной жизни, но душа умершего все забывает, ничто земное ее не занимает, не интересует. Ее задачи выше всего земного. Не нужны ей ни слава, ни красота, ей нужны только милость Божия, прощение грехов, успокоение совести, умиренной спасительным покаянием, блаженный восход к Господу, «идеже веселящихся всех жилище». Велико таинство переселения души от телесной храмины в непостижимую вечность. Об этом попечении должно бы занимать нас всегда, но как мы беспечны, увлекаемся тленною суетою! Каково бесчувствие нашей души! Имеющие его, по свидетельству святого Иоанна Лествичника , присутствуя при гробах мертвых, смеются! Избави нас, Господи, от нечувствия, даруй память смертную, слезы умиления и покаяния, за молитвы Пречистой Богородицы и Всех святых. октября 1910 г.] Упование на Господа утешает и укрепляет душу Исполнит Господь вся прошения твоя ( Пс. 19,6 ). Много у тебя нужд и немощей телесных и душевных, со всякого места находит на тебя всякое зло, беда и уныние. Всякая страсть, как гордый властелин, как жестокий деспот, предъявляет на тебя права, желая поработить тебя, чтобы обладать тобою навеки. Нет ниоткуда ни утешения, ни избавления, нет помощи ни от одного человека. Всякие беды, опасности, как грозною бурею, силятся потопить волною безнадежна, отчаяния душевный корабль твой, несносное твое состояние! Но и при этом не убойся, не унывай, говори с пророком скорбящей душе твоей: Исполнит Господь вся прошения твоя ( Пс. 19, 6 ). Молись Ему с верою, Он, как Отец щедрот, как Бог милосердия, видит всякую немощь, всякую скорбь твою и поможет тебе Своею благодатью и силою. Уповай и дерзай о Господе! октября 1910 г.] Сила Святого Креста Преподобный Симеон Столпник (память 1 сентября), подвизавшийся на столпе, достигший великого преуспеяния во всякой добродетели, но не без искушений. Однажды диавол в виде светлого Ангела на огненной колеснице явился к нему и говорит: «Ты – избранник Божий и любимец Его, за твои великие добродетели Господь хочет вознести тебя на этой колеснице на небо, чтобы ты всегда наслаждался видением славы Божией». Не уразумев козней врага, преподобный хотел уже правою ногою восходить на колесницу, но при этом перекрестился, враг не мог вынести крестного знамения и во мгновение исчез со своею колесницею и конями! Такова сила Животворящего Креста! Посему, братия, вспоминая с верою на кресте распеншегося за наши грехи Господа, будем совершать его на себе не кое-как, но истово, благоговейно, возводя руку на чело, чрево и на оба рамена (плечи), ибо им прогоняется всякое искушение. октября 1910 г.] Молитва святому великомученику Георгию Победоносцу

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Письменные работы. Диктант, применяемый к изучаемым правилам грамматическим. Составление примеров на изученное правило. Самостоятельное составление сочинений на заданные темы описательного характера. На уроках русского языка в специальных – I, II и III классах ученики применяют на практике все выученные в приготовительных классах правила. Ученики упражняются в писании сочинений на темы, как описательного характера, так и на темы, касающиеся серьезных вопросов, доступных пониманию учащихся. Кроме того, ученики пишут диктант; научаются беглому, выразительному и сознательному чтению; занимаются синтаксическим и этимологическим разбором предложений. По Русской истории. Предмет истории и её значение для человека. Откуда мы узнаем наше прошлое. Восточная Европа до начала Русского государства (природа страны; древнейшие обитатели восточной Европы, славяне, – их расселение, быт, нравы, обычаи и верования; соседи восточных славян). Предание о первых русских князьях, – (Рюрик, Аскольд и Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, быт русских). Принятие христианства и распространение его на Руси. Личность Владимира Святого. Крещение Владимира. Крещение Киевлян и Новгородцев. Первоучители славян св. Кирилл и Мефодий. Усобицы по смерти Владимира. Княжение Ярослава. Русская правда. Сношение с иноземцами. Развитие удельно-вечевой системы, её сущность и следствия. Усобицы при сыновьях Ярослава. Усобицы при его внуках. Ослепление Василька. Борьба с половцами. Владимир Мономах . Поучение Владимира. Личность Великого Князя по сравнению с предшественниками. Состояние Руси при Владимире Мономахе . Усобицы при сыновьях и внуках Владимира Мономаха. Сказание о походе Игоря (слово о полку). Монашество и просвещение на Руси. Краткий очерк возникновения монастырей. Начало русского монашества. Борьба с язычеством. Новгород и Владимир. Новгородская община. Суздальская область. Андрей Боголюбский. Всеволод III-й. Борьба Суздаля с Новгородом. Государственный строй и быт русских в XIII столетии. Монгольское иго. Влияние Монгольского ига на все стороны жизни русских людей. Встреча русских с татарами на р. Калке. Татары, – их правы и обычаи. Нашествие татар на Северную Русь. Нашествие на Южную Русь. Золотая орда. Поездки русских князей на поклонение к татарам. Даниил Романович Галицкий. Св. Александр Невский. Смуть при сыновьях Александра Невского. Юрий и Иван Даниловичи. Северные монастыри. Симеон Гордый, Иоанн II-й и Димитрий Донской. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

312 Волоколамск в старину именовался Волоком Ламским, или Волоком. Первое упоминание о нем относится к 1135 г.; основали его, вероятно, новгородцы. В 1177 г. Великий Новгород отдал Волок князю Ярославу, внуку Юрия Долгорукого. В 1178 г. город был взят войсками Всеволода Юрьевича и сожжен. В 1231 г. он перешел во владение Новгорода. В 1237 г. Волок был разорен Батыем; в 1273 г. его «повоевал» Святослав Александрович Тверской; в 1293 г. город был захвачен татарским князем Дюденем. С конца XIII в. одна половина Волоцкой волости находилась под управлением Новгорода, другая – Москвы. В 1304 г. Иван Калита отдал свою часть Волоцкой волости вместе с городом киевскому князю Розпопу Несторовичу, который вскоре присоединил к ней и другую половину, отняв ее у новгородцев. В 1345 г. Симеон Гордый, женившись на дочери Федора Святославича Дорогобужского, отдал Волок своему тестю. В конце XIV в. Волок снова перешел во владение Новгорода, но уже в 1398 г. великий князь Василий Дмитриевич сумел присоединить его к Москве. В 1462 г. Волоцкое княжество становится самостоятельным уделом, а его первым князем – Борис Васильевич (1462–1494). Затем княжество наследовал его сын Федор (1494–1513), который уступил Рузу и Ржев брату Ивану. После смерти бездетного Федора Борисовича Волоцкое княжество было присоединено к Москве. 313 Апостол Андрей – святой, брат апостола Петра; был раньше брата призван следовать за Иисусом Христом, поэтому носит имя «Первозванного». По преданию, он проповедовал христианство «скифам», то есть народам, жившим на берегах Черного моря. Согласно сказанию Повести временных лет, апостол, совершая путешествие из Синопа в Рим, побывал на Днепре и водрузил на месте, где позднее возник Киев, крест. Как полагают исследователи Повести временных лет, Хождение апостола Андрея по Руси – позднейшая вставка в текст летописи, где в статье под 983 г. сообщается: «Аще и телом апостоли не суть сде были, но ученья их аки трубы гласить по вселеней в церквах» (ПЛДР: XI – начало XII века. М., 1978. С. 98). Кроме Скифии, апостол Андрей проповедовал христианство во Фракии и Греции; в Патрах он был распят по приказу проконсула Эгея. Память святого празднуется 30 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Время первоначального построения Благовещенской церкви; построение нынешней церкви и последующая судьба ее. Устройство ее в настоящем виде совне и внутри. Древние оклады для Благовещенской и других церквей на Городище. Каменная Благовещенская церковь на Городище находится к югу от Новгорода в 2-х верстах, по правому берегу Волхова, на красивом и возвышенном месте, образующем остров и холм, откуда виден весь Новгород со всеми его церквами и окрестными монастырями. Место сие имеет название Городища потому, что на нем был город, построенный первым варяго-русским князем Рюриком, о котором Нестор говорит, что он, как старейший, из трех призванных братьев, в 862 году, седе в Новгеграде 1158 . По сказанию Ипатьевской летописи 1159 , Рюрик, по смерти Синеуса и Трувора, сделавшись единовластителем всей Русской земли, пришед ко Илмери (Ильменю) езеру во Словены и зруби тамо над рекою Волховом город и нарече его Великий Новгород, и седе ту княжити. Этот город, известный у некоторых писателей под именем Славянска 1160 был местопребыванием князей новгородских не только до Ярослава, устроившего двор с Вечем на Торговой стороне Новгорода, но и после Ярослава и даже после присоединения Новгорода к Московской Державе. Здесь находили приют и убежище князья новгородские от шумного Вече 1161 ; Симеон Иоаннович Гордый, Димитрий Иоаннович Донской, Василий Васильевич Темный 1162 , Иоанн Васильевич III 1163 и Иоанн Васильевич IV. Потому что здесь был загородный дворец и сад княжеский, подобно тому, как другой загородный двор княжеский был на берегу Ильменя в Раком, селении в 15-ти верстах от Новгорода 1164 . Наконец Городище, как принадлежавшее государям московским, подарено было Петром Великим любимцу его князю Меньшикову, и было свидетелем падения сего славного временщика со всей высоты его. Дворец князя Насорского и сад его поступили опять во владение казны; но теперь нет и следов княжеской усадьбы, кроме оставшихся тут погребов, называемых Рюриковыми или Княжими 1165 . Судя по столь древней исторической важности Городища, должно полагать, что в нем много было церквей с давних времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010