Колдуны же и ведьмы всегда люди умные кое-что зная и понимая выгоды своего положения, они умеют придать себе обаяние таинственности, поддерживают веру односельчан в свою связь с нечистой силой, при помощи которой колдунам удается найти пропажу и проч. На самом же деле колудны обыкновенно бывают в стачке не с бесами, а с простыми ворами и разбойниками. Их ворожба ловкий обман.   §71. Исторические свидетельства веры в волшебство Наши исторические памятники свидетельствуют, что русский народ всегда верил в волхование и волхвам: верили простые люди, верили и правители, даже наиболее просвещенные люди древней Руси разделяли веру в волшебство. Приведем тому примеры. Князя Олега называли «вещим» ведуном 727 . В Начальной летописи под 1044 г. сообщается, что князь Всеслав Полоцкий был рожден от волхования; при рождении у него на голове было «язвено»; волхвы посоветовали матери наложить повязку на рану: эту повязку Всеслав носил всегда, «сего ради немилостив есть на кровьпролитье», замечает летописец, очевидно всецело веривший колдовству 728 . Об этом Всеславе (ум. 1101 г.) упоминает певец Слова о полку Игореве: волхв-князь в одну ночь, оборотившись волком, от Киева дорыскивал до Тмутаракани, перебегая путь великому Хорсу. Интересны рассуждения благочестивого летописца о волхвах (лет. 1071 г.). «Сиця ти есть бесовская сила, и лепота, и немощь; темже прельщают человекы, веляще им глаголати виденья, являющеся им, несвершенным верою, являющеся во сне, инем в мечте, и тако волхвуют наущением бесовским. Паче же женами бесовская волшвенья бывают: искони бо бес жену прелсти, си же мужа, таков си роди много волхвуют жены чародейством, и отравою, и иными бесовскими козньми. Но и мужи прелщени быают от бесов невернии» 729 . Из сочинений Серапиона Владимирского (о чем ниже) видно, что в 13 веке широко была распространена вера в волшебство, причем с подозреваемыми лицами народ расправлялся самосудом. В 1345 г. в кн. Симеон Гордый сочетался вторым браком с Евпраксией, княжной Смоленской, но скоро отосла ее к отцу, так как великая княгиня оказалась испорченной: «ляжет с великим князем, и она ему покажется мертвец» 730 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. 247—251    (См. ВИДЕНИЯ, МОЛИТВА ИИСУСОВА — ПРЕЛЕСТЬ). ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ    Изучение Закона Божия требует терпения. Это изучение есть стяжание души своей: в терпении вашем, — повелевает Господь, — стяжите души ваши (Лк. 21:19). Это — наука из наук! Это — небесная наука! Это — наука, сообщенная человеку Богом! Стези ее совершенно отдельны от тех обыкновенных стезей, которыми идут науки земные, науки человеческие, науки, рожденные нашим падшим разумом из собственного его света, для нашего состояния в падении. Кичат, напыщают ум науки человеческие, осуществляют, растят человеческое «л»! Божественная наука открывается душе, предуготовленной, сотренной, углажденной самоотвержением, как бы лишившейся самобытности по причине своего смирения, соделавшейся зеркалом, не имеющим никакого собственного вида, способным по этой причине принимать и отражать Божественные начертания. Божественная наука — Премудрость Божия, Божие Слово. Говорит о ней сын Сирахов: Премудрость сыны, своя вознесе, и заступает ищущих ея. Любяй ю любит жизнь, и утренюющии к ней исполнятся веселия; держайся ея наследит славу, и идеже входит, благословит его Господь; служащий ей, послужат Святому, и любящих ю любит Господь; слушали ея, судити иматъ языки, и внимаяй ей, вселится надеявся, Такова Божественная наука! Такова премудрость Божия! Она — откровение Божие! В ней — Бог! К ней доступ — смирением! К ней доступ — отвержением своего разума! Неприступна она для разума человеческого! Отвергнут он ею, признан безумием! И он, дерзостный, гордый враг ее, богохульно признает ее юродством, соблазняется на нее за то, что она явилась человекам на кресте и озаряет их с креста. Доступ к ней самоотвержением! Доступ к ней распятием! Доступ к ней — верою! Продолжает сын Сираха: Аще уверуеши, наследиши ю (Сир. 4:12-17). 2. 8—9    (См. МУДРОСТЬ, УЧЕНОСТЬ МИРСКАЯ). ПРИВЫЧКА    (См. НАВЫК). ПРИСТРАСТИЕ    Говорит святой Симеон Новый Богослов: «Если кто преложит любовь к Жениху Христу на любовь к чему-нибудь другому, тайно или явно, и сердце его удержано будет этой любовью, тот делается ненавистным, мерзостным Жениху, недостойным соединения с Ним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Одну монахиню наставлял: «Если хочешь жить легко и быть к Богу близко, держи сердце высоко, а голову — низко». Этим он призывал свою собеседницу к истинному смирению, чтобы она не гордилась своими благодатными переживаниями, не высказывала их другим, а хранила бы их глубоко в своем сердце. А другой подобной собеседнице, которая приехала из какого-то пустынного места, старец сказал: «Живёшь-то ты в пустыне, а дела-то у тебя пустые. Живи смирнее и для всех будешь милее; ищи душе прибыли и не желай другим гибели». «Не сбывай с рук постылого: отберёт Бог и милого» — такими словами старец напоминал настоятельнице, что и в плохом человеке живет душа-жемчужина. Не оставим без внимания и его вроде бы простое, но и грустно-глубокое напоминание о бренности бытия и необходимости постоянных усилий: «Поделай, поделай, пока есть день белай…». Архимандрит Кирилл (Павлов)      Архимандрит Троице-­Сергиевой Лавры Кирилл (Павлов), наш современник, почивший 20 февраля 2017 года, дает нам такие образцы стиховых речений: Держи голову низко, а душу к Богу близко. Монах спит, а грех бдит. Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны. Тот, кто других укоряет, о своих грехах забывает. Чистое сердце, словно криница, — всем пригодится. Хороши пост и бдение, но лучше всего — смирение. Гордый, как поздний ужин, — никому не нужен. Не пренебрегай ни одним человеком, хорош он или плох, и твои дела управит Бог. Высказывания старца Кирилла записал монах Симеон Афонский в период жизни в Лавре. Так, непрямым путем краткие апофтегмы (поучения) приходят к русским людям от русского же человека, фронтовика, через Святую Гору Афон. Полагают, что отец Кирилл облек свои наставления в образ крылатых пословиц или же советов для того, чтобы не отягощать духовных чад. Протоиерей Вячеслав Диордица      Ясно, просто, но и безыскусно говорит о необходимой мере духовной жизни наш современник, протоиерей Вячеслав Диордица из Макеевки, имевший знакомство с нашими святыми — Кукшей Одесским и Амфилохием Почаевским:

http://pravoslavie.ru/103226.html

Откуда же берется эта страсть? Как она зарождается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно ее узнать? Последнее особенно важно, так как гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился, а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!» Если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все, несомненно, признаки гордости. Об этом пишет Симеон Новый Богослов († 1032): «Кто, будучи бесчестным или досаждаем, сильно болеет от этого сердцем, о том человеке ведомо да будет, что он носит древнего змия (гордость) в недрах своих. Если он станет молча переносить обиды, то сделает змия этого немощным и расслабленным. А если будет противоречить с горечью и говорить с дерзостью, то придаст силы змию изливать яд в сердце его и немилосердно пожирать внутренности его». В «Слове на язычников» святого Афанасия Великого (293–373) есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание Божественному». В этих словах вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, «впал в самовожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел Божественному созерцанию созерцание самого себя. В жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения как в телесной, так и в духовной нашей жизни. Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного самовосхваления вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта. Часто это так называемый «темпераментный», «энергичный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Его можно уподобить извергающемуся фонтану, своей непрерывной активностью мешающему Богу и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва ли можно сделать что-нибудь с таким человеком, пока он сам не выдохнется, пока не иссякнет его фонтан. В этом опасность вся видеть себя в истинном свете. Между тем величайший знаток глубин человеческого духа преподобный Исаак Сирин (VIII в.) в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившихся видеть ангелов».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

От немедленного столкновения временно удержала обе республики чума 1348 и следующих годов, парализовавшая их силы. Это страшное моровое поветрие, так называемая Черная смерть, будучи занесена из глубины Азии на побережье Меотиды (Азовского моря) и в Крым, перебросилась, благодаря зачумленным генуэзским торговым галерам, вышедшим из Таны и Каффы, в Константинополь, где унесла, по несколько преувеличенному, вероятно, свидетельству западных хроник, 89 или 23 населения. 879 Оттуда зараза перешла на острова Эгейского моря и на Средиземное побережье. Византийские историки оставили нам подробное описание самой болезни, указывая на полное бессилие врачей в борьбе с ней. 880 В своем описании этой эпидемии Иоанн Кантакузен подражал знаменитому описанию афинской чумы во второй книге Фукидида. Из Византии генуэзские галеры, как рассказывают западные хроники, разнесли заразу по прибрежным городам Италии, Франции и Испании. “Есть нечто невероятное, – замечает M. M. Ковалевский, – в этом безостановочном странствовании зачумленных галер по средиземноморским портам.” 881 Из последних чума распространилась на север и запад и охватила Италию, Испанию, Францию, Англию, Германию и Норвегию. 882 В это время в Италии Боккаччо писал свой знаменитый “Декамерон,” который, как известно, начинается “классическим по своей картинности и размеренной торжественности описанием черной смерти,” 883 когда здоровые люди еще “утром обедали с родными, товарищами и друзьями, а на следующий вечер ужинали со своими предками на том свете.” 884 Ученые сравнивают описание Боккаччо с описанием чумы Фукидида, а некоторые ставят гуманиста даже выше классика. 885 Из Германии по Балтийскому морю и через Польшу чума проникла во Псков, Новгород, Москву, где жертвой ее в 1353 г. стал великий князь Симеон Гордый, и распространилась почти по всей России. В некоторых городах, по свидетельству русской летописи, не осталось в живых ни одного человека. 886 Венеция деятельно, готовилась к войне. После того как ужасы морового поветрия несколько позабылись, республика св. Марка заключила союз с королем Арагонии, который, имея счеты с генуэзцами, согласился своими нападениями на берега и острова Италии отвлекать силы Генуи и тем самым облегчать действия Венеции на Востоке. После некоторого колебания к арагоно-венецианскому союзу против Генуи присоединился и Иоанн Кантакузен, обвинявший “неблагодарный народ генуэзцев” в том, что они забыли “страх Божий,” что они опустошали моря, “как будто бы их обуяла мания грабежа,” что они “старались непрестанно беспокоить моря и мореплавателей своими пиратскими нападениями.” 887

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Период второй. Со времени покорения Волыни королем польским Казимиром III до начала унии (с половины XIV в. до конца XVI в.) I. Внешнее состояние православной Церкви В конце 1-й половины XIV в. (1336–1339 гг.) пресекся род галицко-волынских князей. Их государством овладели иноплеменники, большею частию поляки. С этого времени в землях волынских начало распространяться римско-католическое вероисповедание. Первый иноплеменный князь галицко-волынский до того простер свою ревность к папизму, что заплатил за нее своею жизнию 127 . После долгого сопротивления жители южных городов волынских 128 согласились признать своим государем польского короля Казимира III, взяв с него обязательство не мешаться в дела веры, не вводить между ними латинства 129 . Однако и Казимир не исполнил своего обязательства. Ободренный успехами 130 , он начал открыто преследовать православную веру, везде между русскими поселял римско-католиков, делал разные притеснения духовенству волынскому и обращал церкви в латинские костелы 131 . Граждане стенали; утратив государственную независимость, они еще умели крепко стоять за веру отцов и отдавали честь терпимости литовского правительства. Глас народа единокровного отозвался в Москве, и великий князь Симеон Гордый принял сторону литовских князей; сам митрополит ревностно ходатайствовал за них, потому что они не мешали ему управлять и духовенством волынским, особенно же за Любарта, усердного сына православной Церкви. Таким образом, с помощию храброго союзника, в следующем же году (1350) Любарт выгнал латынян из Волыни и оставил в руках Казимира один только Львов 132 . С этого времени начался беспрерывный спор между монголами, венграми, поляками и литовцами за древнее достояние нашего отечества – обширную и изобильную Волынь! В 1366 г. Казимир снова овладел Волынью и опять ревностно начал заботиться о распространении в новых владениях своих латинства 133 . При его преемнике насилия умножились: Людовик венгерский (вступивший на польский престол в 1370 г.) хотел присоединить Волынь к Венгрии, а народ обратить к римской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Высказывания архим. Кирилла (Павлова) Высказывания архим. Кирилла (Павлова).   Эти высказывания легендарного старца Кирилла записал монах Симеон Афонский , в период жизни в Лавре. Замечательны пословицы и поговорки, придуманные старцем. Это подлинное сокровище для понимающих ему цену.   Дело в том, что о. Кирилл специально облекал свои наставления в образ крылатых летучих пословиц или же советов для того, чтобы не отяготить духовное чадо. Человеку всегда оставалась свобода: выполнить совет - или сделать по-своему. Так что здесь нет и доли шутки. Это вещи, определяющие жизнь человека. Сразу же вспоминаются наставления Христа: притчи, пословицы, краткие апофтегмы. Кто бы мог подумать, что почитатели старца Кирилла услышат эти изречения с Афона?! - Святая Гора Афон         Держи голову низко, а душу к Богу близко.     В делах вертись, а с людьми мирись.     Как спастись? Сердце смиряй, а себя укоряй.     Монах спит, а грех бдит.     Не будешь человекоугодником, станешь Богоугодником.     Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, нипоклоны.   Людям важна внешность, а Богу - правдивость и честность.   Кто Богу молится, тот не опозорится.    Не смейся чужой нужде, не заплачешь о своей беде.   Тот, кто других укоряет, о своих грехах забывает.    Человек смиренный - алмаз безценный.   Чистое сердце, словно криница, - всем пригодится.     Кого мир обманул? Кто к нему привязался.А кого Бог спас? Кто на Него полагался.     Хочешь спасаться - умей смиряться.     Помни: хороши пост и бдение, но лучше всего - смирение.     Гордый, как поздний ужин, - никому не нужен.     Не пренебрегай ни одним человеком, хорош он или плох,и твои дела управит Бог.     Суть послушания в одном - тот, кто послушен, тот со Христом.     Кто старцу верен, тот Богом проверен.     Благословение духовного отца терпи до конца.     У послушника - преданность, у духовника - благословение, у Бога - спасение.     Сначала скорби, потом благодать.     Дух любит мужество, но не дерзость.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=215...

21. Что есть мир души? – Христос. Глава 9. 1. Какой победитель наилучший? – Победивший Правдой. 2. Какой победитель наихудший? – Победивший силой. 3. Чем привлекает душу Бог? – Любовью. 4. Чем увлекает душу грех? – Соблазном. 5. Что дает душе любовь Бога? – Крепость. 6. Что приносит душе соблазн? – Растление. 7. Какой человек самый слабый? – Победивший других. 8. Какой человек самый сильный? – Победивший самого себя. 9. Какой человек всегда побеждает? – Добрый. 10. Какой человек всегда побежден? – Злой. 11. Какой человек никогда не умрет? – Любящий Бога и ближних. 12. Какой человек заживо умер? – Равнодушный. 13. Чем противостоять злу? – Любовью. 14. Чем противостоять греху? – Стойкостью. 15. Чем противостоять беде? – Смирением. 16. Чем противостоять страданию? – Терпением. 17. Какое страдание истинное? – Ради спасения души. 18. Какое страдание ложное? – Ради угодливости. 19. Что самое мимолетное? – Слава. 20. Что самое постоянное? – Истина. 21. Что есть Истина? – Христос. Глава 10. 1. Что портит отношения людей? – Зависть. 2. Что сближает людей? – Сострадание. 3. Какой человек самый лучший? – Скромный. 4. Какой человек самый неприятный? – Гордый. 5. Какой человек самый красивый? – Незаметный. 6. Какой человек самый уродливый? – Самовлюбленный. 7. Что вызывает отвращение? – Хвастовство. 8. Что привлекает в людях? – Самоукорение. 9. Что вмещает землю и небо? – Доброе сердце. 10. Что не принимают небеса? – Злобу. 11. Что дороже всей вселенной? – Душа человека. 12. Что не имеет никакой цены? – Суета. 13. Что самое страшное? – Жизнь без Бога. 14. Что самое ложное? – Этот мир. 15. Что самое лучшее? – Спасение души. 16. О чем не стоит жалеть? – О том, от чего отрекся. 17. О чем нужно жалеть? – О растраченной зря жизни. 18. Что больше всего портит веру? – Лицемерие. 19. Что больше всего укрепляет веру? – Умение не видеть чужих грехов. 20. Что дает душе умение не видеть чужих грехов? – Непреходящую вечную жизнь. 21. Что есть непреходящая вечная жизнь? – Христос. Глава 11. 1. Какая жизнь самая лучшая? – Жизнь ради самой высокой цели.

http://isihazm.ru/1/?id=83

Но горе тем Христианам, которые, слушаяся мира и плоти своей, повинуяся страстям и похотям своим, презирают Искупителя своего Иисуса Христа, пренебрегают святое учение Его, не радят о своей душе, нимало не стараются о духовной жизни. Сколь великое зло постигло Сихема и Еммора отца его, и всех подданных его, обрезавшихся по лестному совет у Симеона и Левии сынов Иаковлевых: столь и большее еще зло ожидает всех тех Христиан, которые, внутренним слухом своим внимая лукавому совету князя тьмы, всякое добро от себя отсекают, всякую святыню внутри себя уничтожают, уничтожают для страстей своих, а о духовном обрезании, о обрезании сердца своего от грехов и беззаконий не брегут, и не только не брегут, но еще сие духовное действие в посмеяние обращают. А какое именно зло постигло Сихема с подчиненными его за обрезание, из плотоугодия проистекшее, и какое также зло ожидает Христиан ложных, плотских, все для мира и плоти творящих, а для Христа и души своея ничего не делающих, и о духовной, внутренней, Христианской жизни не брегущих; сие будет для общего нашего назидания содержанием следующей беседы. Аминь! Беседа ХХ. О том, какое зло ожидает Христиан для мира и плоти все делающих, а для Христа и души своея ничего не творящих Бысть же в третий день, егда бяху в болезни, взяша два сына Иаковля Симеон и Левий братия Динины, кийждо свой меч, и внидоша во град безопасно: и изсекоша весь мужеск пол. ( Быт.34:25 ). Думаю, что некоторым слушателям моим, а наипаче тем, которые чувствуют самую существенность святейшего Христианства, и которые знают, кто суть истинные Христиане, странным показалось в предыдущей беседе учиненное мною выражение, и именно то, что я называл людей гордых, сребролюбивых, роскошных, злобных, блудных, Христианами, что я говорил, Христианин гордый, Христианин сребролюбивый, Христианин блудный, Христианин злобный, тако и тако поступают; думаю, что некоторым показалось странным сие, и показалось странным потому, что люди внутренно, сердцем своим пристрастившиеся к мирским вещам, и плотским делам, взявши сие в строгом смысле, не суть Христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Глава V. Молитва во еже сотворити оглашеннаго §1. Оглашение начинается молитвословием Молитва во еже сотворити оглашеннаго полагается здесь не одна (числом), но разумеются и все те молитвы, которые следуют после первой. Все это молитвословие есть начало св. крещения. Для совершения сего высокого и священнейшего таинства не определяется один какой-либо известный день и час после рождения младенца. Симеон Солунский (в гл. 61) говорит: «прежде всего заметь, что для него (крещения) нет определенного времени – дней или часов, чтобы младенец не умер непросвещенным. Если угрожает опасность смерти, то все совершается по уставу тотчас после рождения. А если позволяет время и нет опасности смерти, то тотчас после литургии, чтобы младенец мог причаститься и Таин. Иерей должен произносить молитвы со вниманием, без поспешности и, если нет нужды, читать их вслух. Ибо мы слышали от отцев, что те, которых часто устрашают привидения, терпят от того, что крестившие их иереи читали заклинания и другие священные молитвы не с должным вниманием». §2. На оглашенном разрешается пояс Разрешает священник пояс. Новорожденных младенцев неудобно одевать и раздевать, обувать и разувать, равно как и разрешать пояс, то есть распоясывать. Но весь этот обряд исполняется при крещении возрастных, когда они приходят к оглашению. §3. Просветитися значит креститься Хотящаго просветитися. С тех пор, как божественный Павел наименовал христиан, восприявших крещение, просвещенными ( Евр.6 ), во многих местах у древних отцев встречаются слова: свет и просвещение, употребляемые в смысле крещения; отсюда и выражение: просветиться, означает креститься. Св. Дионисий (стр. 39) говорит: «наименовав просвещением священное таинство возрождения (крещения), как преподающее первый свет, и как начало всех Божественных световозвождений, по причине истинно совершающегося в нем просвещения, воспевает»... и т. д. §4. Оглашенный совлачается и проч Совлачает и отрешает его. Оглашенные, после наставления в вере, поставляются к слушанию молитв оглашения и заклинаний совлеченные и неопоясанные, то есть обнаженным телом и босыми ногами, под одним только покровом. Причину этого объясняет Августин в изложении Символа для оглашенных (кн. 2, гл. 1): «что это значит, возлюбленные, что совершилось сегодня над вами? Что сотворилось с вами в нощь сию, чего в прошедшие нощи не было творимо над вами? – Ибо из тайных мест вы по единому выведены пред лице всей церкви, и здесь с преклоненною главою, которая прежде гордо была возвышаема, во смирении, на постланном власяном вретище, совершилось вам испытание, и искоренен из вас гордый диавол, когда над вами призван Кроткий и Всевышний Христос». §5. Поставляется прямым телом к востоку

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010