Максим Емельянов-Лукьянчиков 8 января 2013, 13:46 Татьяна, еще нужно учесть два факта: 1. Всего за 5 дней до пострижения великой княгини, 23 ноября, имело место расследование " про немочь великие княгини Соломаниды " (я подробно о нем написал). Значит еще за неделю до пострижения Соломонии этот вопрос либо вообщне не был решен, либо великая княгиня еще не сказала о своем решении мужу. Это может говорить о том, что близкие отношения между супругами могли иметь место до самого последнего момента. Или по крайней мере до того дня, когда Соломония сообщила о совсем решении постричься мужу и получила согласие. 2. Как я выяснил уже после написания статьи (она написана год назад), Василий Третий не был первым из Рюриковичей-Калитовичей, кто развелся со своей супругой. Его пращур великий князь Симеон Гордый сделал это еще в 1346 году. Он был женат трижды: первая жена умерла, а вот со второй он развелся, не имея детей, причем и первая и третья детей родили. Но вот что интересно - вторая жена - Евпраксия, не родив потомка великому князю, была выдана замуж вторично, и родила ему четверых детей. Это я к тому, что " необычные " браки у Рюриковичей - дело обычное... Ведь Симеон Гордый не только развелся со своей супругой (московский митрополит был против), но и выдал разведенную замуж вторично (а не постриг, - небывалое дело!) Максим Емельянов-Лукьянчиков 8 января 2013, 13:28 Здравствуйте, Татьяна. Я, конечно, тоже думал об этом. Что мы имеем? Пострижение 28 ноября по юлианскому календарю. Подарок великого князя монахине Соломонии 7 мая. Поминовение усопшего князя Юрия Васильевича 22 апреля. Что касается последней даты, это не значит что он родился именно 22 апреля - имя святого Георгия (Юрия) ему могли дать и при рождении в один из последующих дней. Значит, между 28 ноября и 7 мая - 23 недели. То есть, если предполагать, что ребенок родился в акушерский срок 40 недель, то 28 ноября Соломония должна была находится на 4 месяце, и знать о своей беременности. Остается предположить, что ребенок родился недонешенным - на 20-30 неделе. Для первых и таких поздних родов (ведь Соломонии было около 40 лет) - это вполне вероятно.

http://pravoslavie.ru/58468.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Поучения 20.12.2011 Новая книга подобна свежим следам, которые неожиданно показались на древней, протоптанной Святыми Отцами тропе, называемой «узким путем» ко Христу (Матф.7:13-14). Еще один человек прошел по узкому пути, оставил следы, сделал заломы, поставил зарубки и составил краткое описание ориентиров. 20.11.2011 О чем только не вспомнишь В долгий осенний дождь, Лежа в старой палатке.. 26.07.2011 Чем больше мыслей – тем больше несчастий; избавишься от множества мыслей – добавится больше благодати, с благодатью узнаешь, что такое Благо. 15.07.2011 Знакомясь с глубокими, иногда суровыми, а иногда и нежными стихами старца Симеона об Афоне, мы сможем увидеть эту реальность глазами монаха, почувствовать великую душу автора. 15.07.2011 Мы хотели бы в этом альбоме собрать остановившееся мгновения, взгляд афонской фотографии, тех людей, кто смог увидеть окружающий мир в его пронзительной реальности, и затем смог вложить это живое чудо в свои работы. 15.07.2011 В этой книге собраны притчи-сказки для детей. Особое внимание стоит обратить на литературный жанр книги. Духовные притчи-сказки легко запоминаются, прочно держатся в сознании, побуждают к исправлению, несут в себе прямые и аллегорические советы: как свято жить в душе, как вести себя в семье и обществе, с друзьями и незнакомыми. 06.05.2011 Если жить среди похвал, это все равно, что утонуть в меду; если жить среди хулы и осуждений – это словно расти на хорошо удобренной почве. 03.05.2011 «Духовные горизонты» - новая книга старца Симеона. Не вызывает никакого сомнения, что новая книга является одним из самых важных произведений этого автора. 02.05.2011 Ты молод? Тогда очень жаль, что твое чистое детство ушло навсегда. 27.04.2011 Шли вместе гордый и смиренный. Подошли к реке, а через реку проволка натянута. Гордый пошел по проволке, а смиренный начал брод искать. Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&pid=9

Будь подальше от гордости и облекись в смиренномудрие... и радость и веселие пребудут на главе твоей (прп. Феодор Студит , 91, 166). Источник. ...Не гордитесь, потому что чрез гордость вы находитесь под мечом греха... (прп. Феодор Студит , 91, 180). Чрез нее ниспал с небесных высот и ангельской светлости ныне искушающий всех нас дракон, и из нее, как из какого корня, произросли мириады лоз греховных (прп. Феодор Студит , 91, 341). Гордыня ума – первое из зол и последнее (прп. Феодор Студит , 91, 341). Источник. В душе смиренных упокоевается Господь, в сердце же гордых – страсти бесчестия... (свт. Феодор Едесский, 90, 353). ...Когда выйдет он из ума по причине гордости своей, тогда делается орудием диавола во всех своих словах и делах и становится врагом Богу (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 269). Надобно знать, что гордость рождается в душе человека от неведения себя самого, порождающего самомнение, по коему думают, что имеют нечто, тогда как ничего не имеют; и она растет вместе с возрастом человека (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 268–269). Источник. ...Когда увидишь, что какой-либо человек гордится, знай, что по мере гордыни его он страдает и нечувствием душевным, и пожалей о нем; ибо кто болеет и не чувствует, что болен, тот близок к смерти. Таков этот грех, ввергающий душу в смерть, ибо гордый есть больной бесчувственный, который... не сознает и не чувствует своей болезни, а это и есть смерть души. Случись, что кто-либо из таковых еще привык учить и вразумлять других, – то это уже законченный мертвец, для которого не требуется более врача (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 269–270). Источник. Кто верует, тот не гордится, но, подражая Господу, притрудно взыскивает смирения, как и Господь (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 436). Источник. Как диавол есть воплощенная гордыня и гордость является его злой стихией, – почему, примешиваясь, она и одерживает верх и сводит на нет всякую человеческую добродетель, – так и (напротив) смирение пред Богом есть добродетель добрых Ангелов, и она одерживает верх над всякой человеческой греховностью, приключившейся споткнувшемуся: ибо смирение является колесницей восшествия к Богу, подобно оным облакам, которые имеют поднять вверх к Богу тех, кто будет пребывать с Богом в нескончаемые веки... (свт. Григорий Палама , 26, 28). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иоанн Калита построил в Москве еще другую каменную церковь во имя архангела Михаила. В этом храме он сам был погребен и после того начали в нем погребать всех московских князей и царей. Успенский и Архангельский храмы и доселе служат главными святынями Москвы. Новый митрополит русский св. Феогност не желал оставить дома и гроба чудотворца св. Петра и поселился на жительство также в Москве. С того времени Москва навсегда сделалась местом жительства русского митрополита. Это обстоятельство имело весьма важное значение в деле возвышения Москвы среди удельных русских княжеств. На Руси князей было тогда много, а митрополит один. К митрополиту, как главе Церкви русской, все князья относились с большим уважением. Его голоса слушались все. А митрополит во всех спорах московского князя с другими русскими князьями всегда старался поддерживать первого, возвышая его тем пред другими. К митрополиту в Москву по делам церковным собирались епископы из разных городов русских. Обращались к нему по тем же побуждениям и князья, и другие мирские люди. Благодаря этому, Москва сделалась как бы церковною столицею всего русского народа. На Москву народ русский постепенно стал смотреть, как на главный город Руси. Сыновья Калиты и св. митрополит Алексий. Иоанн Калита умер в 1340 г. Перед смертью он поделил свое княжество между женою и тремя сыновьями, но с таким притом расчетом, чтобы старший сын его Симеон был гораздо сильнее своих братьев и всех вообще русских князей. Русские князья поехали в орду за ярлыком на великое княжение, но переспорить богатого московского князя никто из них не мог. Мало того, что великокняжеский Владимирский стол достался Симеону Иоанновичу, но и все русские князья были подчинены ему ханом татарским. Теперь удельные князья русские перестали быть равными московскому князю, а сделались подначальными ему. Многим русским князьям это не понравилось, но они ничего не могли поделать и волей-неволей должны были смириться, а другие стали даже добиваться вступить в родство с московским князем. Московский князь Симеон стал тогда гордо относиться к подначальным русским князьям. За это его и прозвали Гордым князем. Зато с братьями своими Симеон Гордый жил в мире и согласии. В договорной грамоте, которую они заключили между собою, они решили быть всем заодно до смерти, старшего брата своего иметь и почитать вместо отца и величать его «господином великим князем».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Сикст V (Феликс Перетти; 1521–1590) – папа рим. с 1585, знаменитый своей административной деятельностью в Папской области и Риме Сильвестр (? – ок. 1566) – священник моск. Благовещенск. собора с к. 1540-х, духовник Ивана Грозного, автор особой редакции «Домостроя» и многих посланий Сим – старший сын Ноя Симеон Иванович Гордый (1340–1353) – великий князь московский и владимирский Симеон Новый Богослов (946–1022) – визант. религ. писатель, поэт, философ-мистик Симеон (? – 927) – болг. князь с 893, царь с 919, расширивший территорию Болгарского царства, при Симеоне зародилось богомильство Сиф – третий сын Адама Скимнос Хиосский (ок. 200 до н. э.) – гр. географ, автор не сохранившегося описания Европы и Азии Сократ (470/469–399 до н. э.) – гр. философ Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879) – рус. историк, профессор и ректор (1871–1877) Московского университета Софокл (ок. 496–406 до н. э.) – др. гр. поэт-драматург Спенсер Герберт (1820–1903) – англ. философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии Спиноза Бенедикт (1632–1677) – нидер. философ Стагирит – см. Аристотель Сталь – см. Шталь Стефан Яворский – см. Яворский С. Стефенс Джозеф Райнер (1805–1879) – англ. методистский проповедник Стилихон (ок. 360–408) – рим. полководец из вандалов; с 395 фактически правил западной частью Рим. империи в качестве опекуна малолетнего императора Гонория Страбон (64 до н. э. – 23/24 н. э.) – др. географ и историк Строев Павел Михайлович (1796–1876) – рус. историк, археограф Стюарты – королевская династия в Шотландии (1371–1714) и в Англии (1603–1649, 1660–1714) Сулейманы – династия турецких султанов, основанная Сулейманом I в 1520г. Тахмураск – легендарный царь первой династии Ирана Тацит Публий Корнелий (ок. 58 – ок. 117) – рим. историк и писатель Тевдемир (нач. XI в.) – печенежский князь Тейнер Августин (1804–1874) – католический богослов, кантонист и историк, отстраненный от должности префекта в Ватикане вследствие вражды иезуитов Телль Вильгельм – герой швейц. народной легенды XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Иоанн Данилович любил свою домовую или придворную обитель больше всех других монастырей, – наделил ее иконами, книгами и священными сосудами, постоянно снабжал пищею и одеждою, обогатил вкладами и доходами. Здесь же давался приют и корм нищим и убогим 2 . Незадолго до своей кончины Иоанн Данилович и сам принял, по обычаю того времени, в своей Спасской обители иночество. Сын и преемник его по великокняжескому престолу, Симеон Иоаннович Гордый в 1350 году пристроил к церкви Спаса придел и притвор – трапезу, который служил усыпальницею для князей и княгинь 3 до построения Архангельского собора и Вознесенского женского монастыря; 4 а по ду ховному завещанию супруги его – вышепомянутой Анастасии были росписаны внутренние стены церкви старейшиною иконников Гойтаком с греческими и русскими учениками. По примеру отца своего, Симеон также принял в этой обители пострижение в монашество с именем Созонта. В нашествие Тохтамыша Спасская великокняжеская обитель подверглась разорению: ее архимандрит Симеон, вместе с братиею, по гиб от меча татар. С восстановлением города, она была возобновлена попечением Димитрия Иоанновича Донского и продолжала, пользоваться вкладами как великих, так и некоторых удельных князей. Благочестивый герой Донской завещал своим детям «давать ежегодно Спасскому монастырю на Спасов день оброк 15 рублей». Великие князья Василий Димитриевич (в седьмой год княжения которого в Спасской обители было погребено тело просветителя и первого епископа Пермского св. Стефана) и Василий Васильевич Темный жаловали богатые вклады в Спасский монастырь на помин своих родителей и родственников. Великий князь Иоанн III Васильевич, положивший прочное основании единодержавию и величию России, – так что сын его Василий III Иоаннович стал уже называться самодержавным царем Московского государства, – после свержения монгольского ига, желая расширить царские палаты, в 1490 году перенес Спасскую обитель на новое место – в «загородье, – под Москвою рекою на горе Крутице», где она существует и поныне» под именем «Спаса на новом» (месте) или Новоспасского монастыря, но уже в черте города, равно как и вышепомянутый Данилов монастырь; церковь же «Всемилостивого Спаса» обратил в придворную соборную церковь с мирскими иереями и протопопством, которая теперь известна под именем придворного собора Спаса на бору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Рабочему стало так стыдно, что всё лицо его горело, и после он был самым смиренным и послушным. Вот что пишет старец Силуан: «Блаженна смиренная душа; любит ее Господь. Если будем любить врагов, то в душе не будет места для гордости, ибо в любви Христовой нет превозношения. Гордый боится укоризны, а смиренный — нисколько. Если бы мы были смиренны, то Господь по Своей любви все показал бы нам, открыл бы все тайны, но горе наше в том, что мы не смиренны, гордимся и тщеславимся всяким пустяком, и тем мучаем и самих себя и других. Научиться Христову смирению — есть великое благо; с ним легко и радостно жить, и все бывает мило сердцу». Думается, что не могут обрести трезвость те люди, которые не изжили в себе гордыню или, как говорится в нашей литературе, «которые органически не могут быть честными с собой» («Анонимные Алкоголики», с. 56). И я, хотя и научился обходиться без стакана, но далек от настоящей трезвости. Господи, молитвами святого старца Силуана даруй нам Твое смирение, без которого невозможно подлинное выздоровление. 25 сентября. Память праведного Симеона Верхотурского (1642) Праведный Симеон Верхотурский, которого в этот день чтит святая Церковь, был дворянин, но скрывал свое происхождение под образом бедняка. Он ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных; причем, нарочно что-нибудь не дошивал — или рукав или воротник, за что терпел укоризны от заказчиков. Подвижник много странствовал; он любил уральскую природу и с радостью созерцал ее красоту. Симеон в свободное время уединялся в тишине, удил рыбу, и это напоминало ему об учениках Христа. Он умер молодым человеком в возрасте 35 лет. Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины и вразумлял впавших в болезнь пьянства. Этот святой, наверное, самый почитаемый на Урале. Он и нам, алкоголикам, близок. Любовь к природе, ко всему прекрасному, что напоминает о вечной красоте прекрасного Бога; смиренное сокрытие своих истинных или мнимых преимуществ, будь то богатство, интеллект, те или иные способности, образование, связи в обществе; а главное, любовь к Богу — вот те качества, которые необходимы не только выздоравливающему алкоголику, но каждому христианину.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Дионисий занялся им и сказал ему: «В твои юные годы неудобно переносить иноческие подвиги... Поверь мне, чадо, что трудно и прискорбно носить иго монашеского жития. Ты еще весьма молод. По моему мнению, тебе невозможно переносить постнические труды и терпеть напасти от бесовских козней. Говорю это из участия к тебе и страшусь, дабы вместо спасения души ты не возлюбил бы чего – нибудь мирского, тобою теперь оставляемого и не почел бы правый путь спасения тяжким и строптивым». Макарий заплакал и как бы ничего не слыша продолжал умолять старца взять его к себе. Детские его ответы, необыкновенно сильное желание, знакомство с писанием, пламенная вера тронули преподобного. Удивляясь его юному разуму, он помолился об отроке. На молитве сердце старца склонилось к принятию отрока и, провидя к нему будущего подвижника, о. Дионисий, наконец, сказал: «Чадо, благое твое намерение да будет согласно с твоею волею». Старец оставил его у себя и приказал готовиться к принятию ангельского образа. При пострижении отрок получил имя Макария, в честь Макария Египетского и, затем, Дионисий приказал ему жить в своей келлии. Когда же родители Макария узнали о месте его нахождения, то покорились воле Божией. В числе учеников Дионисия был еще Павел, прозванный «высоким», – «старец книжный и чудный», скончавшийся 1 января 1383 года и оплаканный самим Дионисием, как великий подвижник. II. Великий князь Симеон Гордый. Суздальский князь Борис Константинович и избрание преподобного Евфимия в основатели монастыря во имя Преображения Господня. Войны и моровая язва. Молитвенники за землю Русскую; митрололит Алексий и преподобные Сергий и Евфимий. Смерть великого князя Иоанна Данииловича Калиты заставила русских князей поспешить к хана Узбеку. Тверской и суздальский князья – два Константина – могли искать великого княжения, но Симеон, сын Иоанна Калиты напомнил хану о долговременной верности отца его, обещал заслужить царскую милость и, при помощи подкупов, добыл себе великое княжение. За строгое обращение с другими князьями и за свое уничижение пред ханами Симеон заслужил имя Гордого.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Москва. Кремль. Собор Спаса Преображения, что на Бору. Спаса на Бору, Преображенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. Деревянный храм Первоначальный храм был деревянным. Стоял он «на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал». В 1237 году во время набега Батыя, по свидетельству Лаврентьевской летописи, были сожжены все монастыри и церкви с сёлами. Судьба Спасопреображенской церкви неизвестна. Но в 1319 году в Никоновской летописи и Софийском временнике, упоминается на Московском Бору монастырь, где временно находилось тело убитого в Золотой Орде князя Михаила Ярославича Тверского. Собор Ивана Калиты 10 (18) мая 1330 года Иван Данилович Калита на месте деревянного храма поставил второй на Москве каменный собор (после Успенского) — четырёхстолпный и трёхапсидный, размером примерно 11 на 11 метров. Его освятил митрополит Феогност. Собор был расписан на средства великой княгини Анастасии, мастером Гойтаном с греческими и русскими учениками. Иван Данилович основал Кремлевский Спасский монастырь, переведя в него архимандритию из Данилова монастыря. Первым архимандритом монастыря стал Иоанн, впоследствии архиепископ ростовский. Перед смертью Калита принял иноческий постриг в Спасском монастыре. Наследник Калиты Симеон Гордый по примеру отца уделял много внимания собору и монастырю. В 1350 году он пристроил к собору придел и притвор, который служил княжеской усыпальницей. Перед смертью Симеон, так же как отец постригся в монахи. Храм сильно пострадал после набега Тохтамыша в 1382 году, архимандрит Симеон и монахи монастыря были убиты. Восстановлен был при Дмитрии Донском, князь повелел выделять монастырю ежегодно на Спасов день 15 рублей. В 1392 году в соборе был погребён первый пермский епископ Стефан. Князья Василий Дмитриевич и Василий Темный жаловали монастырю большие дары. Василий Темный пожаловал монастырю село Клементьево в верховьях реки Дубны, его сын князь Андрей деревни Пушакино и Кисловку с пустошью Бабчино, со всеми угодьями, лесами, лугами и пашнями.

http://sobory.ru/article/?object=21398

По рассказу летописца, внезапная смерть в скором времени положила конец его жизни 468 . Странно, однако же, что рассказ этот относится повествователем ко временам Магомета II. Этот султан, как думается, мог отважиться на что-либо такое лишь в самом крайнем случае. – Злополучиями ознаменованы были правления некоторых из дальнейших патриархов, наприм., Нифонта II, Иоакима I и Пахомия I. Во время патриаршествования Нифонта умер находившийся в отставке патриарх Симеон. Он был человек богатый и имел множество движимого имущества. По-видимому, он доживал дни свои в патриаршем доме. Но, скончавшись, Симеон не оставил духовного завещания. Имущество умершего оставалось таким образом в патриархии. Но это накликало большую беду для Нифонта. Один из сыновей вышеупомянутого нами Георгия Амируцы, кажется, принявший мусульманство, вмешался в дело о имуществе, оставшемся после Симеона. Нужно сказать, что он был человек гордый и тщеславный и был недоволен тем, что хотя патриарх жил недалеко от него, однако ж не выражал ему никаких знаков почтения и не давал ему подарков. Этот сын Амируцы занимал видный служебный пост государственного казначея. Желая чем-нибудь досадить Нифонту, он начал доказывать, что имущество Симеона, как выморочное, должно поступить в казну и противозаконно будто бы удерживается патриархией. Мало того: он стал преследовать патриаршую свиту и некоторых из патриарших клириков засадил в тюрьму. Тогда патриарх счел долгом доказывать, что имущество Симеона не присвоено патриархией, но что оно будет от- —394— дано законному наследнику, Симеонову племяннику, по имени Василию. В удостоверение же, что этот Василий действительно племянник покойного патриарха, Нифонт указал несколько свидетелей. Но злой человек постарался ослабить значение показаний патриарха; он стал утверждать, что хотя Василий и родственник патриарху Симеону, но родственник дальний и не имеет права на наследство после этого последнего. Затем он внушил тогдашнему султану Баязиту, что патриарх нашел подставного наследника Симеону и что таким образом стремился устранить казну от тех прав, которые она будто бы имела на спорное имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010