Аритмология является способом философствования П. А. Флоренского, пронизывает все его творчество. В узком смысле слова аритмология – это теория прерывных функций. В широком смысле – это идея прерывности, свойственная, по его мнению, всему формирующемуся миросозерцанию, грядущему на смену аналитическим миросозерцаниям разного рода, в основе которых лежит идея непрерывности. Впервые этот термин (аритмология) в широком его понимании появляется в трудах Николая Васильевича Бугаева (18371903)– профессора математики Московского университета, декана физико-математического факультета, президента Московского математического общества, существующего до сих пор. Н. В. Бугаев был одним из основателей Московской философско-математической школы. Идеи аритмологии, развитые в общем виде, оказались весьма плодотворными и, попав на почву математики, дали обильные плоды в рамках всемирно известной Московской школы функций действительного переменного, основателями которой были Д. Ф. Егоров и Н. Н. Лузин (друг П. А. Флоренского). Идею аритмологии Н. В. Бугаев возводил к древней мудрости: «Ты все расположил мерою, числом и весом» (Прем. Сол.11:21) и пифагорейскому «Все есть число». В каком-то смысле аритмологическое миросозерцание есть неопифагореизм. Н. В. Бугаев пытался дух математического исследования вывести за рамки математики и традиционных областей ее применения в естествознании и технике: «Это требование числа и меры является злобою дня не одной современной науки, но и современного искусства и современных человеческих отношений. Найти меру в области мысли, воли и чувства, вот задача современного философа, политика и художника». 1123 Н. В. Бугаев считает, что в XX в. грядет грандиозная смена миросозерцании: аналитические в своей основе миросозерцания, господствовавшие в идеологии Нового времени вплоть до XIX в. включительно, заменяются аритмологическим миросозерцанием. Характерными чертами аналитического (непрерывного) миросозерцания являются: 1) непрерывность явлений во времени и пространстве

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

“Пасхальное приветствие 2 апреля 1942 года». “Правда о религии в России», МП, 1942, стр.449–451, стр.24. «Рус. Прав. Цер. и Вел .от.война», стр.24–25. “Послание возлюбленным о Христе чадам Святой Прав.Русской Церкви 22 июня 1942 года». «Русск. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.29–31. “Послание всем верным чадам нашей Святой Православной Русской Церкви, в особенности обитающим в Литве, Латвии и Эстонии 22 сентября 1942 года». «Русск. Прав. Церк. и Вел. от. война», стр.32–34. “Рождественскоепослание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви» 25 декабря 1942 года. «Рус. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.37–38. «Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви в областях СССР, еще не освобожденных от немецкой оккупации 13 дек.1942 года». «Рус. Прав. Церк. и Вел. от. война», стр.39–40. «Архипастырское послание к православной пастве Ростова на Дону и Ростовской епархии 20 марта 1943 года». «Рус. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.43–45. «Пасхальное послание 23 апреля 1943 года». «Рус. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.46–47. «Послание ко дню двухлетия войны 22 июня 1943 г. «Руск. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.48–50. «Святительское обращение ко всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах», 23 апреля 1943 года. «Рус. Прав. Цер. и Вел. От. война», стр.83–86. «О деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны» (доклад на Соборе епископов 8 сентября 1943 года). «ЖМП» 1943, I, стр.7–8. «Послание к пастве». 12 сентября 1943 года. «Речь его в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы в день интронизации, 12 сент.1943 г.» «ЖМП» 1943, стр.8. «Праздничное приветствие». «ЖМП» 1943, 4, стр.3–4. «Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Правосл.Церкви 7 ноября 1943 года». «ЖМП» 1943, 3, стр.3–4. «Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Православной Русской Церкви». «ЖМП» 1943, 4, стр.5–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1876. 34. Молебствие в Измайловском Троицком соборе и проводы отъезжающих в Сербию русских//ЦВ. 1876. 30, июль. Мухин А., свящ. Поучение о помощи страждущим на юге славянам, сказанное прихожанам пред озимым посевом//ЦВ. 1876. 48, дек. Натан Ж. Болгарское возрождение. Пер. с болгар. М., 1949. Начало летописи освобождения христиан Востока//ЦВ. 1877. 16, апр. Нестор (Крыстев), архим. Велчова завера. Троице-Сергиева Лавра, 1964. Никитин С. А. Революционная борьба в Болгарии в 1875–1876 гг. и Апрельское восстание//Освобождение Болгарии от турецкого ига. Сборник статей. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. Новые документы Константинопольской Патриархии//ЦВ. 1877. 27, июль. Нравственные силы русского воина//ЦВ. 1877. 44, нояб. Нужды восставших славян//ЦВ. 1876. 41, окт. О пожертвованиях в пользу герцеговинских и боснийских семейств: ЦВ. 1875. 39–50; 1876. 1–8, 10, 13, 15, 18, 21. Обнародование манифеста в Кишиневе//ЦВ. 1877. 16, апр.; ЦВ. 1877. 15, апр.; ПО. 1877, Т. 1. Обращение Местоблюстителя Патриаршего Престола Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия к духовенству и верующим румынского народа//ЖМП. 1944. 9. Обращение священников Ябланицы и Топлицы к сербскому народу//ЖМП. 1944. 11. Одно из верных средств к нравственному единению греков с нами и со славянами//ЦВ. 1876. 47, нояб. Одушевление народа//ЦВ. 1877. 15, апр. От Московского славянского благотворительного комитета//ПО. 1876, Т. 2. От Петербургского отдела славянского благотворительного комитета//ЦВ. 1876. 27, июль. Отзыв английского церковного журнала в восточном вопросе//ПО. 1878, Т. 1. Отзыв иностранной – английской – газеты о добрых качествах русской армии//ЦВ. 1877. 47, нояб. Отправка 2-го врачебного отряда в Сербию и речь священника//ЦВ. 1876. 31, авг. Павел, еп. Кишиневский и Хотинский. Речь Его Императорскому Высочеству...//ЦВ. 1876. 49, дек. Памятник Патриарху Григорию V//ЦВ. 1877. 18, май. Панихида по Н. А. Кирееве//ЦВ. 1876. 28, июль. Панславизм//ЦВ. 1876. 51, дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Таин. С Сергеева взята была расписка в том, что он и впредь исповедь и св. причастие будет чинить вседомовне, а развратителей к себе в дом не принимать, и о них, если увидит, доносить. Бугаев, спустя несколько лет, умер в Тайной канцелярии. Сергеев же со всем семейством, страха ради, чинил исповедь на духу, притворяясь православным, а в сердце своем был уже мертвым и отъятым членом св. Церкви. В 1737 или 1738 году, он дважды ездил, один, в даниловские скиты «для взыскания, по его словам, в божественном писании истины». Там, каждый раз, он проживал недели но две. Лжеучители: Семен Денисов, Даниил Матвеев, Трифон Петров, Стахий Осипов наделяли его разными книгами, старопечатными и письменными. В 1739 году Сергеев, забрав с собой жену и детей: Петра, Ивана, Елену и Марфу приехал в скит с решительным – было намерением перекреститься раскольнической прелести и жить в скитах безвыездно. Однако же, до крещения он был еще сумнителен, и не крестился, но во всем прочем жался даниловского раскола. Судьба же Василия Бугаева была иная. На допросах о вере и о людях, который писались у Сергеева, Бугаев сказывал, что тетради принадлежат ему, списывал он их в Поморье, а у какого человека, и если был тот человек, того он и сам не ведает, а у Сергеева списывал ради для него. Так как Бугаев при этом не из явил, желания оставить раскол и принять Православную веру то его, по тогдашнему порядку, из духовного ведомства проводили с допросами в Тайную канцелярию, а там он был неоднократно подвержен жестоким пыткам. «Оный же страдалец, пишет Филиппов, мужественно стояще и обличаше никоновых повиньщиков и любителей, и древлецерковное благочестие ясно проповедаше своим исповеданием и храбрым о правоверии страданием, мученически храбро в Петербурге пострадав за древлецерковное благочестие, кровным излиянием, главы отсечением, а в каком году – того писать не известен: это оставляю ведати о всем сведущему Богу». Филиппов оканчивает повесть свою о миссионере Василии Бугаеве следующим похвальным словом: «тако пострада Христов воин, боголюбивый раб Божий, страдалец непобедимый, богопросвещенный человек, благочестивый новый исповедник Василий, востече в небесные обители, яко на колеснице огненней; аз же, недостойный, грубословной моей тростью вкратце о нем явих чтущим и слушающим на пользу: но о сем молих страдальца, аще в чем его мужественное страдание согрубих или умалих , и о чем не дописах неведением, и не украсих краснословием своей грубости и ненаучением, прошу о сем прощения и молитвы к Богу, что писах это самой простой неученой речью, и о сем прошу и у чтущих прощения и молитв к Богу (истор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Так идеи аритмологии пронизывают многие искания научной, философской и богословской мысли в России конца XIX – начала XX в.: от теории функций действительного переменного до чувства «надтреснутости мира». 2. Монадология. В сфере собственно философии аритмология у Н.В. Бугаева воплощается в монадологию. В учение Лейбница о монадах Н.В. Бугаев вносит оригинальные положения, связанные с аритмологией: монады различных порядков и сложные монады. Порядок монады вносит разрывы в Лейбницев непрерывный процесс внутримонадных изменений, а диады, триады и т.д. аритмологически варьируют тип соединения монад. В отличие от Лейбницевых взаимонепроницаемых монад, у Н.В.Бугаева монады «вступают во взаимиые отношения» 940 . Во взаимном отношении монад Н.В. Бугаев выделяет два закона: 1) монадологической косности (инерции) – «монада не может собственной деятельностью вне отношения к другим монадам изменить всего своего психического содержания» 941 ; 2) монадологической солидарности – «монады развиваются некоторыми сторонами своего бытия, только вступая в соотношения с другими монадами» 942 . Монады суть оживляющие и живые единства. Отношения между ними суть отношения любви. Н.В. Бугаев рисует весьма оптимистическую картину совершенствования монад, конечная цель которого: «С одной стороны, поднять психическое содержание монады до психического содержания целого мира, с другой – целый мир сделать монадою» 943 . Хаос монад с необходимостью преобразуется в их Космос, который является Монадой-Единицей. Сложная монада принадлежит к более высокому типу единиц, чем составляющие ее монады-единицы. Π. А. Некрасов полагает, что «своеобразная монадология Николая Васильевича Бугаева дает термины, удобные для изучения всякой организованности» 944 . Особенно импонирует ему понятие сложной монады: «Сложная монада есть организованное некоторыми связями, принципами, идеями, взаимоотношениями и взаимодействиями единство более простых монад» 945 «. Сложные монады Н.В. Бугаева П. А. Некрасов называет свободосвязями: «Сложные монады Николая Васильевича мы предпочитаем называть свободосвязями, в которых совмещаются частью связующие аналитические абсолютные скрепы, частью психоаритмологические начала (мерные автономии).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Более того, по мнению Лопатина, следует допустить, что, кроме материальных внешних проявлений этих субстанций, имеются и внутренние, т. е. психическая жизнь. Они — монады Лейбница .   В изданных литографским способом лекциях Лопатина по психологии найти предположение, указанное независимо от Бергсона, что возбуждение чувственных органовесть не причина, определяющая содержание перцепции, а лишь условие для осознания объекта. Эта идея была высказана еще Шеллингом в «System der transcendentalen Idealismus» («Система трансцендентального идеализма», Собрание сочинений, т. III, стр. 497) .   3. Н. В. БУГАЕВ, П. АСТАФЬЕВ, Е. А. БОБРОВ   Н. В. Бугаев (1837–1902) — профессор математики Московского университета» отец известного поэта Андрея Белого.   Бугаев написал статью «Основные начала эволюционной монадологии» . По его учению, прошлое не исчезает, а накопляется (36), а поэтому любая монада и весь мир все больше и больше совершенствуются. Совершенствование состоит в росте сложности духовной жизни и развитии мировой гармонии. «Основа жизни и деятельности монады — этическая: совершенствоваться и совершенствовать других» (37). Деятельность монад имеет конечной целью «преобразовать мир» и «превратить его в художественное здание» (41), П. Астафьев (1846–1893) и Е. А. Бобров (1867–1933) были сторонниками учения о бытии как монаде, т. е. духовной субстанции .   Глава XII. PYCCKUE НЕОКАНТИАНЦЫ 1. А. И. ВВЕДЕНСКИЙ   В Западной Европе иногда говорят, что русская философская мысль развивалась в стороне от кантонского критицизма и поэтому русская философия находится на более низком уровне развития, чем европейская. Как и в ряде других многих случаев такие высказывания являются следствием полного незнания русской действительности, ибо известно, что Кант оказал на русскую философию влияние не меньшее, чем на английскую и французскую.   «Критика чистого разума» была переведена на русский язык трижды. Первый перевод принадлежит перу Михаила Ивановича Владиславлева (1840–1890), профессора Петербургского университета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Е.Никифоров: - Петр Васильевич, ну Вы же православный человек и прекрасно понимаете, что Церковь наша иерархична, на послушании у архиерея находимся. Если он благословил ему служить, тот и служил. Понятно, что старые грехи отца Георгия, репутационные издержки очень велики, поэтому любое его появление вызывает отторжение у православных христиан, но Вас что-то конкретно возмутило? Опасности увидели? Например, богослужение на русском языке? П.Бугаев: Милостью Божией - дали только священнику прочесть Евангелие после прочтения на церковно-славянском по-русски. Е.Никифоров: - Это же обычная практика. Это многие практикуют. П.Бугаев: - Да, мы совершенно спокойно к этому относимся. Но когда начался Евхаристический канон и когда молитва заканчивалась и священник говорил «Аминь», то вот эта дружина так цементированно отвечала «Аминь, аминь, аминь», так что сотрясался пол. Е.Никифоров: - К сожалению,  это обычное их поведение, уже почти 30 лет они себя выделяют в отдельную группу и при возгласе «Возлюбим друг друга» начинают обниматься и целоваться, выделяются, как нечто особенное, отдельное, как такое просвещённое ядро Русской Церкви. Мы с Вами непросвещенные с точки зрения этих людей. Мы даже  и не оглашенные, а они оглашенные. Или уже верные, и могут с точностью исполнять все по букве, как протестанты. Все же просто до буквы точно исполняют то, что записано в богослужебном уставе, что конечно вызывает недоумение у тех людей, которые привыкли десятилетиями вот так молиться, вот так стоять. А кроме этого какие-то еще опасения у Вас есть? П.Бугаев: - Евгений Константинович, поймите меня, что я как бы из прошлого носил в себе дух протестантизма, и рубец на сердце и уме у меня конкретный остался. Поэтому и волновалось сердце мое только по одному - простите, я без политесов, я уважаю Патриарха и люблю его и владыку, уважаю их, но вопрос простой:  у меня на сердце был отклик - это тать, тать конкретная. Простите меня, я по другому не могу объяснить. Мы все послушные да, но а зачем нас подвергать такому соблазну, когда народ заволновался до слез, когда прочувствовала русская православная душа подмену здесь.

http://radonezh.ru/2020/02/14/deyatelnos...

31, авг. Воззвание боснийских и герцеговинских христиан к английскому народу//ЦВ. 1877. авг. Воззвание за славян к русскому обществу//ЦВ. 1876. 30, июль. Воззвание к болгарскому народу//ЦВ. 1877. 18, май. Воззвание к духовенству и пастве Кишиневской епархии//ЦВ. 1876. 33, авг. Воззвание к московскому купечеству//ЦВ. 1876. 29, июль. Воззвание о пожертвованиях южным славянам//ЦВ. 1876. 31, авг. Воззвание о помощи христианам в Болгарии//ПО. 1876, Т. 2. Воззвание покойного митрополита Московского Филарета//ЦВ. 1876. 29, июль. Воззвание Преосвященного Тихона, еп. Саратовского, от 21 июля 1876 г. к настоятелям и помощникам настоятелей приходов, монастырей и женских общин Саратовской епархии о сборе пожертвований в пользу бедствующих славян//ЦВ. 1876. 33, авг. Воззвание С.-Петербургского отдела славянского благотворительного комитета//ЦВ. 1876. Воззвание Сербского митрополита Михаила//ЦВ. 1875. 38, сент. Воззвания греческих газет о помощи славянским борцам и их результаты//ЦВ. 1876. 36, сент. Воробьев Л. Предисловие к книге Захария Стоянова «Записки о болгарских восстаниях».М., 1963. Восточная Церковь в Греции, Румынии и Сербии в прошлом году//ЦВ. 1875. 2, янв. Восточный вопрос в его настоящем состоянии//ЦВ. 1878. 12, март. Всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах, к православным народам, пребывающим в плену фашистских застенков//Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Московская Патриархия, 1943. Всенародное одушевление и пожертвования//ЦВ. 1877. 16,18–19,21–27,29–30. Встреча государя императора в Румынии//ЦВ. 1877. 22, июнь. Встреча раненых в монастыре//ЦВ. 1877. 32, авг. Геноцид армян в Османской империи/Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1982. Госпитали при московских монастырях//ЦВ. 1877. 44, нояб. Греки и западная печать//ЦВ. 1876. 42, окт.; 43. Гудас. Прошедшее, настоящее и будущее востока//ЦВ. 1877. 16, апр. Действие наших побед на Англию//ЦВ. 1877. 42, окт. Дело далеко еще не кончено//ЦВ. 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Толкование Послания святого апостола Павла к Галатам. – СПб., 1854. Слова Агафангела, епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургского. – СПб., 1859 и Вятка, 1860. Пастырское наставление Церкви Вятской. – Вятка, 1860. Слово//Волынские епархиальные ведомости. – 1876, 11. Литература: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 3. – С. 62, 68. Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. (Письма Филарета к Антонию ). – 2-е изд. – СПб., 1899. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования: в 3 т. – Казань, 1891–1892, т. 1–2. – С. 104–136. Барсов Н. И. Протоиерей Герасим Петрович Павский (Очерки его жизни по новым материалам)//Русская старина. – 1880, 5. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1869, кн. 4, смесь. – С. 184, (Некрологи и воспоминания). Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Волыно-Почаевский Патерик. – М., 1888. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 120. Смирнов C. Κ., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, – 1876, 77. Московские ведомости. – М., 1870, 49; 1876, 11. Вятские епархиальные ведомости. – 1869, 20. – 1876, 9. – С. 262–266. Волынские епархиальные ведомости. – 1872, 9. – 1875, 8. – С. 287–318. Кавказские епархиальные ведомости. – 1876, 7. – С. 249–250; 11. – С. 395–398. Курские епархиальные ведомости. – 1876, 5. – С. 219–215. Самарские епархиальные ведомости. – 1868, 10. – С. 214–215. – 1892, 2. – С. 84. Донские епархиальные ведомости. – 1876, 7. Голос. – СПб., 1876, 71. Гражданин. – СПб., 1876, 11. Домашняя беседа. – 1876, 11. Духовная беседа. – 1876, 11, 23. Православный собеседник. – Казань, 1902, ноябрь. – С. 633;

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Евгений Кривицкий. Для «организации в Кременце украинской церковной жизни» в город в нач. авг. 1943 г. был послан отрекавшийся от сана при большевиках свящ. Александр Витенко (ГА Ровенской обл. Ф. Р-281. Оп. 1. Д. 3. Л. 67). Последним важным приобретением для УАПЦ стал Николаевский собор в Корце, перешедший к автокефалистам 16 июня 1943 г. К нач. 1943 г. в юрисдикции «Ровенско-Кременецкого епископа» УАПЦ Платона (Артемюка) числились 157 приходов, расположенных в южной части Ровенской обл., на Кременетчине и в северной, «волынской», части Хмельницкой обл. (Там же. Оп. 2. Д. 1. Л. 38). К маю 1943 г. приходов было 170, причем в Дубенском р-не число храмов УАПЦ уменьшилось с 31 до 26 (Там же. Оп. 1. Д. 28. Л. 1-5). После гибели митр. Алексия и усиления террора со стороны националистов число общин УАПЦ на Ровенщине и на Кременетчине стремительно выросло за счет автономистских приходов: к нач. 1944 г. в Ровенско-Кременецкой епархии УАПЦ насчитывалось 208 приходов. Летом-осенью 1943 г. немцы усилили террор против мирного населения Волыни. 2 июля 1943 г. в с. Губков были убиты свящ. Венедикт Корницкий и псаломщик Петров. 14 июля 1943 г. в с. Малин Острожского р-на в церкви были сожжены жители села. Массовые расправы над духовенством и представителями интеллигенции, связанными с ОУН, имели место после серии покушений в Ровно на чиновников рейхскомиссариата Украина. 15 окт. 1943 г. в урочище Выдумка на окраине Ровно были расстреляны свыше 30 узников ровенской тюрьмы, среди них - секретарь администратуры УАПЦ и клирик луцкого собора прот. Николай Малюжинский, клирик Воскресенского собора Ровно прот. Василий Мисечко и др., а также благочинный Дубровицкого окр. Автономной УПЦ прот. Андрей Пинькевич. Следующими жертвами нем. карателей стали находившиеся в ровенской тюрьме клирики Автономной УПЦ: свящ. Владимир Перебийнос из с. Коростова Острожского р-на (казнен 19 нояб. 1943) и свящ. Наркисс Ковалевский из с. Вел. Окнины Збаражского р-на Тернопольской обл. (казнен 3 дек. 1943). После активизации националистического подполья на юге Ровенской обл.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010