8. Мы минуем обобщения (в духе «научного мировоззрения») академика И.И. Павлова, — они не прибавляют славы нашей «научной философии». У русских ученых мы вообще часто находим попытки философски выразить то, что дали им специальные научные изыскания. Но почти все эти построения ограничены общими тенденциями эпохи, нашедшими свое выражение в «позитивизме». Поскольку отдельные выдающиеся ученые все же стремились, опираясь на свою специальную научную работу, развернуть целое «мировоззрение», мы имеем довольно много разрозненных, не поддающихся никакой систематизации, отдельных обобщений. Особенно тяготение к переработке научных построений в некое «научное мировоззрение» мы находим у русских математиков и физиков, — меньше у биологов, довольно часто у русских юристов, но меньше у русских историков и филологов. Вернадский, Мечников, раньше Пирогов все же неотделимы от истории русской философии, но лишь отчасти это можно сказать о представителях так называемой «аритмологии» (Бугаев, Некрасов, Алексеев) или о русских физиках (Умов, Шишкин, Бачинский, Шукарев). Ряд русских историков тяготеют к построению общефилософских концепций, но только Л.П. Карсавина (см. ч. IV) можно и должно назвать философом. Высоко талантливый обнаруживший бесспорный философский талант в своей «методологии истории», все же не развил никакого цельного мировоззрения, — не говорим уже об ученых меньшего калибра. Из гениальных построений (в области языкознания) пытался набросать контуры вытекающего отсюда мировоззрения его ученик Д.Н. но это вышло философски « очень скудно. Высоко талантливый теоретик права был близок к определенной философской концепции, но так и не развил ее. Все эти «подъездные пути», по которым крупные русские ученые стремились вырваться на «главный путь» философии, все же лишь немногих привели к построениям, более или менее ценным или интересным с точки зрения философии. Однако они все, конечно, чрезвычайно характерны для всей той культурной эпохи, которая сложилась в России во второй половине XIX в., и гораздо больше относятся к истории русской культуры, чем русской философии. Поэтому мы должны оставить в стороне все эти разрозненные этюды и работы . ЧАСТЬ IV XX ВЕК ГЛАВА I ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПОСЛЕДНЕГО ПЕРИОДА РУССКОЙ ЖИЗНИ. МАТЕРИАЛИЗМ. НЕОМАРКСИЗМ. ПЛЕХАНОВ, БОГДАНОВ, ЛЕНИН, Т. НАЗ. «СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Эллис Эллис (Кобылинский Лев, 1879–1947) – поэт, критик, переводчик. Некоторые поэты Серебряного века брали себе литературные псевдонимы. Их настоящие фамилии действительно были не очень-то благозвучны: Федор Тетерников (Федор Сологуб), Игорь Лотарев (Игорь Северянин), Алексей Пешков (Максим Горький), Борис Бугаев (Андрей Белый), Анна Горенко (Анна Ахматова). Настоящая фамилия одного из самых элитарных младосимволистов Эллиса – Кобылинский. В 1902–1903 годах Лев Кобылинский вместе с Борисом Бугаевым и Сергеем Соловьевым создал кружок «аргонавтов», ставший ядром московских символистов, был одним из учредителей издательства «Мусагет». Его книга «Русские символисты» (М., 1910) – одна из первых работ по теории символизма. В воспоминаниях об Андрее Белом Марина Цветаева писала об Эллисе: «Один из самых страстных ранних символистов, разбросанный поэт, гениальный человек». С 1913 года Эллис жил в Италии, полностью поглощенный идеей духовного рыцарства. В России в память о нем остались поэтические книги, переводы, статьи. Ранняя книга «Иммортели» (М., 1904), составленная из переводов безсмертных поэтических творений (иммортели – цветы-безсмертники), привлекла внимание С.И. Танеева, создавшего в 1909 году цикл романсов. В число его безсмертников входят и молитвы. В поэме Марины Цветаевой «Чародей» (1914) запечатлен образ Эллиса: Он был наш ангел, был наш демон, Наш гувернер – наш чародей, Наш принц и рыцарь. – Был нам всем он Среди людей. Поэма заканчивается строками: О Эллис! – Рыцарь без измены! Сам голубейший из отчизн! С тобою раздвигались стены В иную жизнь… – Где б ни сомкнулись наши веки, В безлюдии каких пустынь – Ты – наш и мы – твои. Во веки Веков. Аминь. Таким он и остался – чародеем русского символизма. С 1913 года он жил в Италии и все сведения о нем ограничивались этим предвоенным годом. Лишь восемьдесят лет спустя в «Известиях РАН» (серия литературы и языка, том 52, 1, 1993) появилась публикация немецкого исследователя Хайде Виллих и русского М.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Понятие аритмологии в полном своем обьеме формируется в противопоставлении аналитике: «Рядом с анализом воздвигается мало-помалу другое грандиозное здание чистой математики – это теория прерывных функций, или аритмология. Выдвинувшись под скромным названием теории чисел, она постепенно вступает в новую фазу своего развития. В настоящее время все приводит к мысли, что аритмология не уступит анализу по обширности своего материала, по общности своих приемов, по замечательной красоте своих результатов. Прерывность гораздо разнообразнее непрерывности. Можно даже сказать, что непрерывность есть прерывность, в когорой изменение идег через бесконечно малые и равные промежутки» 922 . За этой сменой аналитического на аритмологическое в математике должна иоследовать грандиозная смена мировоззрений: аналитические в своей природе миросозерцания должны быть заменены аритмологическими. Все современные миросозерцания Н.В. Бугаев оценивает как аналитические. Все они признают: «1) непрерывность явлений, 2) постоянство и неизменность их законов, 3) возможность понять и оценить явление в его элементарных обнаружениях, 4) возможность складывать элементарные явление в одно целое и, наконец, 5) возможность точно и определенно обрисовать явление для всех прошлых и предсказать для всех будущих моментов времени» 923 . Д. Мордухай-Болтовский связывает аналитическое миросозерцание со следующими законами непрерывности: «I. Область изменения признаков предметов непрерывна. II. Все законы природы выражаются непрерывными функциями, в частности, непрерывными функциями от Времени; IIб) Координат в пространстве» 924 . Научной базой аналитического миросозерцания были: 1) дифференциальное и интегральное исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницем в XVII в.; 2) эволюционное учение, начиная с Бюффона. П.А. Флоренский утверждал, что аналитическое миросозерцание господствовало с эпохи Возрождения вплоть до начала XX в. Оно связано с «ужасом прерывности», от которого пора избавиться 925 . С аритмологией П.А. Флоренский связывает будущее и науки, и философии.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Прощайте, крепко Вас целую. Ваш fr. Minimu 24 P. S. Если у Вас нет 20 рублей, пришлите сколько можете. Галанин – Флоренскому. Конверт: Сергиево. Троицкий посад. Московская духовная академия. 29/XI 1904 Многоуважаемый Павел Алексеевич, Валент. Павлович просил сообщить Вам во-первых, что деньги он получил, а затем следующее: Можете ли Вы прочитать Ваш реферат «Эмпирея и эмпиреи 25 в субботу 4 дек. в 8 часов вечера в секции. Заседание назначено, если не можете, то известите телеграммой на мой адрес (Москва. Водоотводная, д. Протопопова. Галанину), поскорее... Валентин Павлович будет сам на этом заседании и очень просил Вас не отказываться. Уважающий Вас Д. Галанин Свенцицкий – Флоренскому. Конверт: Московско-Ярославская жел. дорога. Ст. Сергиево. в Московскую дух. академию. Штемпели: Москва 2.II.1905; Сергиевский Посад 3.II.1905. Милый друг! Бугаев до сих пор не приезжал, – с «мими».. опять канител 26 . Хлопочу с утра до вечера. Решил не приезжать. Из Петербурга приедут 5-го, 4-го я буду в Сергиеве. Не «всем» нам незачем видеться. Может быть Вы даже найдете нужным все приехать сюда, вместо того чтобы ехать мне. Тогда телеграфируйте, чтобы не разъехаться. Вал. Свенцицкий Свенцицкий – Флоренскому. Конверт: Московско-Ярославская жел. д. Ст. Сергиево. В Московскую духовную академию. Штемпель: Москва 13.III.1906. Флоренский! Если у Вас готовы письма Серапиона и вступительная статья к ним, не будете ли Вы так добры прислать ее немедленно по получению этого письма. Сборник уже начали печатать, остались несданными письма Сер. и Ваша вступительная статья к ним, да моя стать 27 . Я кончу к воскресению, если у Вас еще не готово, хорошо бы, чтобы и Вы кончили приблизительно к этому времени. Отвечайте, пожалуйста, на это письмо Вл. Фр. Я не в Москве. Ваш Вал. Свенцицкий Свенцицкий – Флоренскому Дорогой Флоренский! Когда Вы ушли я сообразил, что мне очень бы хотелось прочесть Вам (покудова еще неоконченную) «Правду о Земле», книжку для народ 28 . Вы приехали из деревн 29 , читали там наши вещи, и мне очень было бы важно, найдете ли Вы доступным мое изложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В этом году большой акцент сделан на оповещении людей о Крестном ходе. Организаторы выпустили несколько тысяч плакатов и листовок, наладили взаимодействие с городской, районными и муниципальными администрациями. Идёт работа с рядом общественных организаций города, со студенческим советом, включающим более 80 вузов Санкт-Петербурга. В сети Интернет создан сайт , посвященный Крестному ходу. Построение Крестного хода будет производиться на Казанской улице с 10 утра. В 11:00 молитвенное шествие начнёт свое движение, к 12 часам крестоходцы должны дойти до площади Александра Невского, где состоится молебен. Участники заседания Президиума Совета православных общественных объединений Санкт-Петербурга предложили провести на площади небольшой патриотический концерт после молебна и официальных мероприятий. Член Президиума Совета православных общественных объединений Санкт-Петербурга, глава объединения «Невский Фронт» Александр Артурович Алеханов считает необходимым сделать акцент на молодежи, в том числе на футбольных болельщиках. Руководитель Северо-Западного отделения Общественного движения «Новороссия» Игорь Борисович Иванов сообщил, что в Крестном ходе готовы принять участие представители четырех ветеранских организаций города, добровольцы Донбасса. Он пообещал довести до их сведения требование организаторов о недопустимости на молитвенном шествии символов ДНР, ЛНР и Новороссии. Атаман ОКО «Казачья стража» Юрий Александрович Бугаев рассказал об участии казачества в Крестном ходе. По мнению депутата Государственной Думы Виталия Валентиновича Милонова, большой проблемой этого Крестного хода является неудачная расстановка крестоходцев, из-за чего очень многие богомольцы не могут попасть на площадь Александра Невского на молебен. Многих это обстоятельство обижает. Политик справедливо отметил, что Крестный ход - это не первомайская демонстрация, а молитвенное делание. В.Милонов выразил опасение, что церковные либералы попытаются дискредитировать Крестный ход, на их ехидные заявления о несвоевременности молитвенного шествия надо реагировать. В этом году, полагает депутат, на Крестный ход будет обращено серьезное внимание общества. Если на молитвенное шествие придёт мало народу, то это станет сильным аргументом для врагов Церкви. Виталий Валентинович призвал провести широкомасштабную информационную кампанию в СМИ по оповещению о Крестном ходе.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/28/ce...

Ей надо было смениться еще в девять утра, но она осталась помогать по случаю праздника. И было жаль, что еще не посидела с нами. Самоходка прав: мы привыкли к ней и — чего уж темнить! — почти все были тихо влюблены в нее… Вино разбередило, ребята зашумели, заспорили, где жить лучше. Вмешались Саенко с Бугаевым, стали рассказывать о Сибири. Оба были родом из-за Урала, только Саенко происходил из степных алтайских хохлов, а Бугаев — коренной енисейский чалдон. “Сколько разных мест на земле”,- думал я, слушая разговоры. Лежали раненые и в других палатах, и у них тоже были где-то свои единственные родные города и деревни. Были они и у тех, кто уже никогда не вернется домой… Каждый воевал, думая о своем обжитом уголке, привычном с детства, и выходило, что всякая пядь земли имела своего защитника. Потому и похоронные так широко разлетались, так густо усеяли русскую землю… - Тише, ребята…- Бородухов первый заметил, как Копешкин зашевелил пальцами.- Чего тебе, браток? Мы насторожились. - Пить? Копешкин отрицательно пошевелил кистью руки - Утку? Копешкин поморщился. Припрыгал Саенко, наклонился над ним. - Ты чего, друг? Копешкин что-то шепелявил сухими ломкими губами. - Так, так… Ага, понял…- Саенко закивал и перевел нам:- Говорит, у них тоже хорошо жить. Давай, давай, Копешкин, расшевеливайся! Вот молодец! Ну-ка, расскажи, как там у вас… Это где ж такое? Аа, ясно… Пензяк ты. Ну, и что там у вас? - Хорошо тоже…- разобрал я слабый, будто из-под земли, голос Копешкина. - Заладил: хорошо да хорошо… А что хорошего-то? Лес есть или речка какая? Копешкин пытался еще что-то сказать о своих местах, но не смог, обессилел и только облизал непослушные губы. Мы помолчали, ожидая, что он отдышится, но Копешкин так больше и не заговорил. В палате воцарилась тишина. Я пытался представить себе родину Копешкина. Оказалось, никто из нас ничего не знал об этой самой пензенской земле. Ни какие там реки, ни какие вообще места: лесистые ли, открытые… И даже где они находятся, как туда добираться.

http://azbyka.ru/fiction/krasnoe-vino-po...

Разбираться, кто прав, кто виноват, им не было приказано. Раз бежит на Запад, значит враг — бей его, и все тут. Ошибки не будет. Как говорили, Бугаев с честью выполнил поручение… Что ждет меня на встрече с ветеранами артиллерийского полка, с которыми я начал войну? Эта встреча еще предстоит… Наблюдая ветеранов своей части, а также и всех других, с кем приходилось сталкиваться, я обнаружил, что большинство из них чрезвычайно консервативны. Тому несколько причин. Во-первых, живы остались, в основном, тыловики и офицеры, не те, кого посылали в атаку, а те, кто посылал. И политработники. Последние — сталинисты по сути и по воспитанию. Они воспринять войну объективно просто не в состоянии. Тупость, усиленная склерозом, стала непробиваемой. Те же, кто о чем-то думают и переживают происшедшее (и таких немало), навсегда травмированы страхом, не болтают лишнего и помалкивают. Я и в себе обнаруживаю тот же неистребимый страх. В голове моей работает автоматический ограничитель, не позволяющий выходить за определенные рамки. И строки эти пишутся с привычным тайным страхом: будет мне за них худо! Контакты с ветеранами породили во мне желание поехать на места боев. Как теперь они выглядят? Час с небольшим езды на поезде, и я вышел на платформу Погостья. Грохот вагонов электрички замолк вдали. Неожиданная тишина навалилась на меня. Синее небо, светит солнце, зеленеет лес кругом — и ни звука! Только одуряющий аромат лесных трав и цветов наполняет воздух. Железнодорожная насыпь — какая она низкая! А ведь казалась горой, когда приходилось подползать к ней и перекатываться через нее лежа, змеей, под пулями и осколками, свистевшими со всех сторон. Кое-где в насыпи еще видны остатки немецких огневых точек, но их надо специально разыскивать в траве. Все осыпалось, заросло, а лес подошел вплотную, почти к рельсам. Заросла кустами «долина смерти», забитая когда-то трупами. Васильки и незабудки покрывают ее. А лес все такой же: осинки, ольха, березки, редкие елочки — низкорослый, заросший густым кустарником.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-o...

Монады-духи Лейбниц называет образами Божества, приписывает им способность общения с Богом и способность к творчеству, что отчасти схоже с богословскими представлениями о сотворенных личностях. Однако философ не придает серьезного значения идеям единосущия и общения монад-духов между собой. Это и понятно, поскольку если для него сама высшая Монада не содержит в себе и намека на ипостасное различение и внутреннее общение, то и на низших уровнях тема общения монад не может не стать рудиментарной. Одновременно одной из главных заслуг немецкого мыслителя можно признать то, что он утверждает и пытается философски обосновывать бесценность человеческой личности, опираясь на библейскую идею со0бразности человека Творцу и уникальность монад. Это оказывается весьма актуально для современного ему европейского сознания. Однако, в особенности в связи с идеей замкнутости монад, подход Лейбница чреват стимулированием развития идей индивидуализма, столь характерного для нынешнего западного менталитета, ведь каждой монаде присуща своя собственная точка зрения, и «именно точка зрения определяет индивидуальную сущность. » 120 . Идеи Лейбница в Россию принес в XIX веке немецкий философ Густав Тейхмюллер (1832–1888), основатель Юрьевской философской школы, последователями которого были философы Е. А. Бобров, Я. Ф. Озе, В. Ф. Лютославский и В. С. Шилкарский. Философию Г. Лейбница и Г. Тейхмюллера продолжал А. А. Козлов, – по мысли прот. Василия Зеньковского , «первый яркий представитель философского персонализма (в духе Лейбница) в России» 121 . Лейбницианство весьма оригинально развивали и дополняли русские мыслители Н. О. Лосский, С. А. Аскольдов. Л. М. Лопатин, П. Е. Астафьев и основатель Московской философско-математической школы Н. А. Бугаев. Они порой качественно пересматривали аксиоматическую базу взглядов Лейбница, но, как правило, не проводили серьезного критического анализа его учения. Творчество этих русских философов интересно как для исследователей русского персонализма, так и для богословов, желающих прояснить степени взаимного влияния так называемой персоналистической философии 122 и современной христианской антропологии, в частности богословия личности. Источники

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Кроме того, Флоренский пишет, что он не хотел бы вступать в полемику именно из любви к личности Б. Бугаева. “Да, есть много путей, которые схематически, “вообще” я не мог бы рекомендовать и которые методологически, “вообще”, я стал бы анафематствовать. Но это все вообще. Однако о Борисе Бугаеве, живущем в Базеле, что бы он ни делал, я не могу сказать: “Вот идет к гибели”. Мысленно вручаю Вас Господу, которого и ощущаю бодрствующим над Вами, и говорю: “Не знаю, но я верю в личность и надеюсь, что как-то и для чего-то все это надо, т. е. приведет к благому концу. Может быть, для Бориса Бугаева есть иные пути — кратчайшие? — Может быть. Но что же говорить о них, когда по ним Б. Бугаев не идет”. Надежда Флоренского отчасти сбылась — вскоре Белый разочаровался в Штейнере и отошел от него. Но интереснее всего в письме Флоренского другое. Это — его предупреждение о том, что не стоит обманываться внешней схожестью некоторых слов и формул, употребляемых в православии и в антропософии. Возможно совершенно нехристианское толкование традиционных православных формул. И возможно христианское прочтение антропософских словосочетаний (например, “мистерия Христа” или “мистерия Голгофы”). “Но об антропософии именно что я мог бы сказать. — В сущности ничего, Вам. Все, что говорится о ней, и в частности, Вами, звучит так формально, что можно всему сказать “да” и всему сказать “нет”, в зависимости от содержания опыта, наполняющего эти контуры... Однако уже в Ваших схемах я уловил подстановку терминов антропософских в путь Восточный. Возьмите, например, понятие сердца. Для меня большой вопрос, можно ли отождествлять понятие сердца у ап. Павла и в позднейшей православной мистике со способностью Fuhlen... В конце концов, формулы о “потоплении ума в сердце” или о “нисхождении ума в сердце” могут быть и все православны, и все неправославны. Вы сами знаете, что и в православии требуется не вообще мистика, а умная мистика, требуется умное зрение. Следовательно, надо очень точно определить, о каком потоплении какого ума в каком сердце идет речь, когда эту формулу мы принимаем или отвергаем” .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

—359— тельно на психике монад соответствующее мировоззрение, которое назовем свободно-монистическим (противополагая его фатально-монистическому или материалистическому). Возникает вопрос, как объяснить на основании этого мировоззрения механико-подобные процессы. Возможны и действительно существуют в опыте социальной гармонии, во-первых, такие механико-подобные психические процессы, которые совершаются в силу добровольного или принудительного повиновения некоторому исключающему свободу императиву (приказу, общепринятому обычаю и т. п.). Но в психическом мире возможны и другого рода механико-подобные процессы, важные для объяснения характера всей универсальной гармонии. Для осуществления этих механико-подобных монадологических процессов не нужно какого-либо невероятного договора или принуждения всех особей или монад всей вселенной действовать в известных случаях однообразно механически в разных концах мира, но достаточно, чтобы особи эти носили в себе внутренний духовный закон причинности, выражающийся в психических актах воли, и чтобы затем воля каждой особи обладала в известной сфере независимостью. Эти независимые действия и приведут в массовых результатах к свободным точным законам, столь же непреложным, как механические законы физики. Таким образом, духовная независимость или свобода способна порождать особую механико-подобную регулярность». «19. Основанное на монадологии свободно-монистическое мировоззрение дает выход во все стороны бытия. Оно обнимает не только дуализм Аристотеля и Декарта, но и плюрализм, выражающийся в явлениях физических, химических, биологических, социальных и т. д. Η.В. Бугаев говорит 376 : «Монадологическое миросозерцание не противоречит науке, основывается на ней и идет рука об руку с идеальными задачами этики, социологии и со всеми глубочайшими учениями о Безусловном».» «20. Указанное свободно-монистическое мировоззрение, как зиждущееся на духовном начале, лучше, шире и естественнее объясняет конкретную универсальную гармонию и мо- —360—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010