Флоренский следующим образом истолковывает молчание Христа: Христос и был живой истиной 963 . Такой взгляд на познание характерен для русской религиозной мысли. Мораль. Н.В. Бугаев полагал, что при помощи понятия монады можно объединить явления материальные с нравственными 964 . Монада есть принцип, объединяющий природу и общество. Целью любой монады является этическое совершенствование: «100. Основа жизни и деятельности монады – этическая: совершенствоваться и совершенствовать других. 101. Совершенствоваться – значит увеличивать свой психизм» 965 . Совершенствование идет путем стремления низшей монады достичь идеала, сообщаемого высшей монадой: «Она подвигается вперед, благодаря усилиям подняться в своем развитии до высшего идеала, являющегося у ней в связи с деятельностью монады высшего развития» 966 . Высшая монада является живым носителем этого идеала. Иерархия монад не превращается в дурную бесконечность, но завершается Безусловным. Так, Н.В. Бугаев рисует контуры монадологической морали, в которой моралью для низшей монады будет живая высшая монада и, в конце концов, безусловное. Здесь моралью являются не правила, и не законы, но благодать; не кодекс морали, но Жития Святых и Евангелие. И Π. А. Некрасов говорит о нисходящей от Авторитета иерархии авторитетов, являющихся живыми носителями и Истины, и Морали: «...высшие разумные начала самостоятельно существовали всегда в мировой жизни, а затем сообщены были человеческому роду в лице его родоначальников» 967 . У Π.А. Флоренского мораль не есть схемы, формулы, нормы, а живая личность Иисуса Христа: «Саму совесть надо поверять и исправлять по безусловному образцу. Но подчинение ее формуле, хотя бы и свыше данной, было бы уничтожением единственности и незаменимости личности, ее безусловной ценности: святыня личности – именно в живой свободе ее, в пребывании выше всякой схемы. Личность может и должна исправлять себя, но не по внешней для нее, хотя бы и наисовершеннейшей норме, а только по самой себе, но в своем идеальном виде... Это возможно во Христе, во Плоти Своей показывающем каждому Божию идею о нем; то есть это возможно лишь через опыт, через личное общение, через непрестанное вглядывание в Лик Христов, через отыскание в Сыне Человеческом подлинного себя, подлинной своей человечности» 968 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Л. Непостижимое. П., 1939. С. 218). Эти трещины бытия есть «бездны зла», существующие лишь в человеческом аспекте. Для Бога бытие целостно. Чувство разобщенности и распада мира, аналогичное исходным интуициям А., было характерно и для Н. А. Бердяева . Этот распад для него связан с действием необходимости, логических законов рассудка, преодолеть его способно лишь свободное творчество. В. Ф. Эрн идее непрерывного поступательного прогресса противопоставляет идею катастрофического прогресса, ведущего к концу мира (см.: Идея катастрофического прогресса// он же. Соч. М., 1991п. С. 198-219). Прот. В. Зеньковский как бы подводит итог размышлениям такого рода: «Мир как целое предстоит перед нами в некоем уже поврежденном состоянии - и жизнь природы свидетельствует о «трещине» в бытии (что богословие связывает с первородным грехом) с такой силой, что только зачарованностью реальным бытием можно объяснить ошибочную мысль, будто в природе все «естественно»» (Основы христианской философии. М., 1992п. С. 91). Непрерывность иллюзорна, реальность прерывна. Непрерывность есть только наша идея, реальность же являет прерывность в бытии, к-рая возвращает к идее творения: «...с христианской точки зрения эта прерывность, устраняющая мнимую эволюцию одних форм бытия из других, возвращает нас к библейскому указанию, что различные формы бытия появляются по слову Божию...» (Там же. С. 142-143). Лит.: Бугаев Н. В. Математика как орудие научное и педагогическое. М., 18752; он же. Математика и научно-философское миросозерцание//ВФиП. 1898. 45. с. 697-717; Флоренский П. , свящ. Столп и утверждение Истины. М., 1914; он же. Введение к диссертации «Идея прерывности как элемент миросозерцания»/Публ. и прим. С. С. Демидова и А. Н. Паршина//Историко-математические исследования. 1986. Вып. 30. С. 159-177; он же. Соч.: В 4 т. М., 1996-1999; Демидов С. С. Н. В. Бугаев и возникновение Московской школы теории функций действительного переменного//Историко-математические исследования. М., 1985. Вып. 29. С. 113-124; Половинкин С. М. Логос против Хаоса//П. А. Флоренский: pro et contra. СПб., 1996. С. 623-648. С. М. Половинкин Рубрики: Ключевые слова: ВОЛЯ сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого

http://pravenc.ru/text/76008.html

Эти призывы Божии завершились кризисом юношеского научного мировоззрения и обретением веры в Бога как абсолютную и целостную Истину , на которой должна строиться вся жизнь. Первым душевным порывом после духовного переворота было уйти в народ, отчасти под влиянием чтения Л. Н. Толстого, которому в то время П. А. Флоренский даже написал письмо. Но родители настояли на том, чтобы их сын, окончивший 2ю Тифлисскую классическую гимназию первым и с золотой медалью, продолжил образование. В 1900 году П. А. Флоренский поступил на физико-математический факультет Московского университета по отделению чистой математики. Среди его учителей были знаменитые ученые и профессора: Б. К. Млодзеевский, Л. К. Лахтин, Н. Е. Жуковский, Л. М. Лопатин, С. Н. Трубецкой. В эти годы юный П. А. Флоренский начал писать научные и философские работы, пронизанные критикой позитивизма и рационализма. Особое влияние на П. А. Флоренского оказал профессор Н. В. Бугаев (1837– 1903), один из основателей Московской математической школы. Н. В. Бугаев рассматривал математику в широком философском контексте, интересовался аритмологией – теорией разрывных функций. Его идеи стали для П. А. Флоренского отправной точкой. Свое кандидатское сочинение «Об особенностях плоских кривых как местах нарушения их непрерывности» он рассматривал как первую часть большой работы «Прерывность как элемент мировоззрения». Привлекая данные математики, физики, химии, биологии, философии, П. А. Флоренский обосновывал в этой незаконченной работе односторонность и несостоятельность эволюционизма, господствовавшего в XIX веке не только в естествознании, но и во всех областях человеческого знания и бывшего опорой материалистического мировоззрения и атеизма. Собственное научно-философское мировоззрение П. А. Флоренского складывалось как религиозно-идеалистическое и конкретно-символистское: он считал, что мир Горний раскрывается и является через мир дольний; мир дольний существует постольку, поскольку коренится в мире Горнем, но это не мир теней, а одухотворенное живое творение.

http://azbyka.ru/way/pavel-aleksandrovic...

«Ничего не понимаю, – это Бугаев рассказывает. – К чему эта мистификация? И эта таблица умножения... А купец все пишет: 9 х 8=72, 9 х 9=81. И смотрит на меня восхищенный, победоносным взором. – Вы видите эти цифры и действия? –  Ну? – Ведь это же величайшее открытие!.. ?! – Ведь я раньше как мучился, когда приходилось вечером считать мне выручку или делать перерасчеты со своими заказчиками. Все на пальцах и на зарубках. (Не забудем, что он нигде не учился, даже в деревенской школе.) И вот я ломал, ломал голову и открыл. Как, оказывается, просто: дважды два четыре!..» Вот русская действительность. Жаль этого самородка-купца, у которого упало настроение и которого постигло разочарование, когда Бугаев ему разъяснил, что теперь в этом нет никакого открытия, даже малого, ибо всякий школьник вместе с азбукой уже учит и таблицу умножения. Но... пастырю Церкви нельзя открывать подобные таблицы умножения в своем деле, подобно этому купцу, и в то же время нужно не уклоняться от труда науки под предлогом мнимого или действительного подвига благочестия. Подвиг науки нужно также посвятить Богу и св. Церкви, и тогда получим за это благодатную помощь, гораздо большую, чем за выкорчевывание пней в лесу или за выпечку просфор в качестве монастырскою послушания. Если раньше жизнь была сложна, то теперь в особенности. И чтобы разрешить даже пустяковый вопрос, нужен опыт. Но самому не все можно проверить на опыте. И наука «сокращает нам опыты быстротекущей жизни», как говорит поэт. Доказывать значение знания – значит ломиться в открытую дверь. Однако мне приходится это делать ради тех восторженных, самоотверженных юношей и девушек, пошедших в монастыри, забывших все и вся позади себя, которые думают, что они лишатся благодатных даров, если будут забивать ум мирскими и безбожными вещами. Об этом я говорил и скажу еще. Таких лиц единицы, как и истинных подвижников, святых тоже. Но они-то и составляют малое избранное стадо Христово ( Лк. 12:32 ). И им нечего бояться. Когда еретиков приходиться изучать за послушание, а не по личной страсти и любопытству, здесь нет большого вреда. Сопутствующая этому молитва и страх Божий отгонят всякое диавольское насилие и привлекут на подвижника благословение Божие. То озарение внутренним светом, о котором мечтают редкие молодые аскеты во Христе, дастся им. Но, оговорюсь, – в свое время» 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Руководитель учебно-методического отдела Синодального комитета по взаимодействию с казачеством приняла участие в смотре-конкурсе «Лучший казачий кадетский корпус» 16 мая 2023 г. 14:57 В Год педагога и наставника в Краснодаре определили победителей Всероссийского смотра-конкурса «Лучший казачий кадетский корпус». Абсолютным победителем смотра-конкурса признан Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. Бирюкова Астраханской области. Организатором смотра-конкурса выступает Минпросвещения России. В состав жюри вошла руководитель учебно-методического отдела Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Ирина Котина. Приветственный адрес к участникам финала смотра-конкурса направил первый заместитель министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев. «На протяжении всей истории казачества казакам были присущи чувство товарищества, взаимовыручка и верность долгу. Очень важно, что казачьи традиции перенимает молодежь, воспитывающаяся в духе единения и патриотизма. У казаков растет достойная замена продолжателей традиций и носителей казачьей культуры! Каждый корпус может гордиться тем, что успешно справился с испытаниями в финале среди таких же достойных соперников в борьбе за призовые места. Каждый из вас проявил свою смелость, ловкость, волю к победе, умение ставить и достигать цели. Уверен, что эти качества будут и в будущем приводить вас к победам», — отметил Александр Бугаев. Победители Всероссийского смотра-конкурса «Лучший кадетский казачий корпус» в 2023 году: В презентационных состязаниях конкурса приняли участие десять команд из Астраханской, Брянской и Ростовской областей, Краснодарского края и Луганской народной республики. Они представили свои корпуса в конкурсе «Визитная карточка», презентовали и защитили социальные проекты, прошли тестирование на военно-исторические темы. Абсолютный победитель смотра-конкурса получит переходящее знамя Президента Российской Федерации. Три лучших казачьих кадетских корпуса 2023 года наградят денежными премиями в размере трех, двух и одного миллиона рублей. Всероссийский смотр-конкурс «Лучший казачий кадетский корпус» проводит Министерство просвещения Российской Федерации. Оператором выступает Институт изучения детства, семьи и воспитания. Цели смотра-конкурса — военно-патриотическое воспитание молодежи, сохранение и развитие исторических, культурных и духовных традиций российского казачества. В 2022 году победителем смотра-конкурса стал Бриньковский казачий кадетский корпус . Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

17 сентября. ПРАВМИР. До 2024 года государство выделит на поддержку волонтерства 6,9 миллиарда рублей в рамках проекта «Социальная активность». По словам главы Росмолодежи Александра Бугаева, это социальный проект, ответственным исполнителем которого будет Росмолодежь, а куратором — Роспатриотцентр. «Речь идёт о том, что до 2024 года на поддержку добровольческого волонтерства, социальной активности в нашей среде государство выделяет, если не соврать, 6,9 миллиарда рублей. В основном, равными долями кроме первых двух лет. Это связано с тем, что нужно в первые два года закрепить итоги проведения Года добровольца и волонтёра в нашей стране и создать инфраструктуру работы с добровольцами и волонтёрами», — сообщил Бугаев на Всероссийском семинаре-совещании с руководителями региональных организационных комитетов по проведению в РФ Года добровольца. В рамках проекта пройдут конкурсы на развитие инфраструктуры в поддержку добровольчества и волонтерства, в том числе в сфере безопасности жизнедеятельности, сообщает РИА Новости . «Для нас это ещё раз возможность политически закрепить те результаты, которые, я надеюсь, мы все точно достигнем по завершению Года добровольца и волонтёра в нашей стране. Это возможность нашу работу каким-то образом предвидеть и проектировать в ближайший период времени», — заключил Бугаев. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 ноября, 2023 11 октября, 2023 10 апреля, 2024 3 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 января, 2024 19 января, 2024 5 декабря, 2023 20 ноября, 2023 16 ноября, 2023 11 октября, 2023 10 апреля, 2024 3 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/na-podderzhku-volonter...

Скажем, в одну из таких групп в свое время попал мой брат - очень волевая личность. Он посещал групп Lifespring всего два или три дня, и они оказали на него мощное, причем в долгосрочном плане деструктивное воздействие. При этом нельзя было говорить, что он стал сектантом как таковым. Скорее, на его психику было оказано воздействие «пробуждающего», но дезинтегрирующего порядка. Что же надо делать с человеком, которого силовым образом, как это произошло с атаманом Ю.Бугаевым, вытащили из процесса глубинного тренинга (что крайне вредно влияет на психику)? Нужно, прежде всего, учитывать его состояние: он был «выдернут» из сильнейших переживаний, буквально «обнажен» и «погружен» в детство (причем это происходит в ходе и качественных, и манипуляторных тренингов). Поэтому ни в коем случае нельзя было «доставать» его вопросами. Наоборот, нужно было деликатно поддержать человека (даже если он возмущался, доказывал, какие «хорошие» ведущие тренинга), понимая, что в состоянии индуцированного эмоционального напряжения он является уязвимым для манипуляций объектом. А что же сделали журналисты, которые, если уж взялись за тему, должны были знать азы исследуемого предмета? Они начал атаковать Бугавева вопросами. Но это еще полбеды. А беда наступает тогда, когда, пользуясь состоянием человека, представитель прессы многократно усугубляет ситуацию. В данном случае Кирилл Чулков, словно поймав казака с поличным, заявил: «Бугаев честно признался, что с самого начала участвовал в трёхдневном тренинге «Зеоры», который был прерван силовиками». Помилуй Бог, как говаривал А.В. Суворов, Бугаев что ли, на допросе находился?! Поистине, из огня, да в полымя попал казак... Приведя «показания» атамана, Кирилл Чулков затем фактически засомневался в верности казака Православию и, более того, как я понимаю, сделал все для косвенной дискредитации возглавляемой им организации именно с позиций «защиты чистоты веры». Даже в епархию позвонить и «наябедничать» не поленился... Вместо того, чтобы написать статью о том, что даже на искренних и сильных людей манипуляторы могут временно произвести впечатление.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/01/ch...

В самом начале статьи ее автор делает «сенсационное» заявление: «Известный сектовед Александр Дворкин в беседе с «Конкретно.ру» назвал сектой организацию «Зеора», тренинги в которой посещал атаман «Казачьей стражи» Петербурга Юрий Бугаев. По мнению нашего собеседника, заявления атамана в поддержку лидера организации говорят о том, что и сам он стал адептом этой секты. Петербургская епархия заявила о готовности провести собственную проверку». Далее рассказывается о сути деструктивного метода «Lifespring», использующегося, согласно публикациям СМИ, в ходе проводимых «Зеорой» тренингов, после чего сообщается об аресте лидеров «Зеоры» и говорится: «...в день задержания, и во время избрания меры пресечения в поддержку Виктора Маркелова раздавал комментарии журналистам атаман Юрий Бугаев, который, по собственным словам, возглавляет крупнейшее в Петербурге казачье общество «Казачья стража»». А теперь остановимся, дорогие друзья и сделаем паузу. Как мы знаем, худшая ложь - это ложь, смешанная с правдой. Правда в данном случае - это то, что метод «Lifespring» действительно представляет собой «психотерапевтическую» секту. Рассмотрим алгоритм вовлечения индивидуума в такого рода (да и любую другую, н самом деле) секту. Представим себе человека, живущего в отчуждении от мира, потерявшего контакт с собственными эмоциями, психологически усталого и одинокого. Предположим, он наталкивается на объявление о «психологическом тренинге» и соглашается принять в нем участие. А тренинг ведет опытный специалист, который умеет применять такие групповые психотехники, посредством которых «вскрываются» глубинные чувства, прорываются вытесненные и даже отщепленные ранее переживания, возникает особое чувство искренности общения. Во время настоящего, созидательного психологического тренинга, который ведет ответственный ведущий, возникшие переживания интегрируются в структуры личности участников тренинга, так чтобы после него они могли выстраивать новые, более здоровые, чем раньше, отношения во внешнем мире. Как правило, ответственный подход требует и разъяснения сущности актуализировавших во время тренинга процессов.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/01/ch...

Принимая во внимание, что новообразованная община составляет очень незначительное меньшинство всей общины, что доказывается бывшим 12 октября с. г. общим собранием, где за новую общину высказалось только 15 человек против 152 и, кроме того, новая община образовывается из лиц, частью совершенно не имевших отношения к бывшей общине, мы настоящим, учитывая настроение всей общины или по крайней мере подавляющего большинства ея, просим ТЦИК разрешить нам созвать общее собрание членов старой общины, в созыве котораго нам НКВД отказано, которое выскажет свое желание о передаче денежных сумм и материалов не в пользу вновь образованной общины, а в распоряжение ТЦИК на благотворительные цели по его усмотрению, что же касается имущества, принятого общиной по описи 1920 г., то таковое нами будет передано новообразованной общине. Кроме того, об отмене регистрации новой общины подано ходатайство в СНК 21 с[его] м[есяца] за 17. При этом мы просим приостановить указанное выше распоряжение НКВД за 2746 в части передачи имущества, не вошедшего в опись 1920 г., т[ак] к[ак] новая община, ссылаясь на это отношение, требует передачи всего имущества сегодня в 5 часов вечера. 24 (?)/XI–1924 Председатель общего собрания 12/Х с. г. < подпись> . Члены бывшего совета общины < Четверкин, Г. Шмаков> . Члены общины < две подписи, Я. Черноклинов> .   37 28 ноября 1924 г. – Сообщение НКВД ТАССР о регистрации обновленческой общины Кирилло-Мефодиевской церкви   В Управление делами ЦИК ТССР. На 1341 26/XI – с. г. Управление делами СНК сообщает, что жалоба Кирилло-Мефодиевской религиозной общины на постановление Наркомвнудела об отказе в регистрации названной общины переслана при отношении Управления делами от 27/XI за 1576 на заключение Наркомвнудела и по получении ответа вся переписка будет препровождена в Управление делами ЦИК ТССР. Врид. Управделами < Пеньковский> (Пеньковский). Зав. Юрид. Отд. < Бугаев> ( Бугаев). 1614.   38 29 ноября 1924 г. - Сообщение НКВД ТАССР о регистрации обновленческой общины Кирилло-Мефодиевской церкви

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

Бугаева, которое «все проникнуто сознанием огромного значения индивидуальных различий в формах существующего, качественного разнообразия в этих последних, свободного самоопределения в них, как источника их взаимных отношений», не отличается оригинальностью, так как всецело построено на почве философии Лейбница. Гораздо интереснее стоящие в связи с общим мировоззрением оригинальные взгляды Бугаева на задачи математической науки и на ее приложение к существенным проблемам философии. Математику Бугаев разделяет на два отдела: теорию непрерывных функций или математический анализ и теорию функций прерывных или аритмологию. Истины и методы математики имеют существенное значение для научно-философского миросозерцания, и современное миросозерцание по справедливости можно назвать аналитическим. Под влиянием аналитического мировоззрения стало ясно, что некоторые законы природы неизменны и постоянны и что некоторый явления совершаются в таком порядке, что можно обрисовать их ход в прошлом и будущем. Эту точку зрения философы распространили на все явления. В связи с этим все чаще и чаще стала проникать в сознание представителей науки мысль, что в ходе мировых явлений имеет значение одна причинность и не играет никакой роли целесообразность, что природа равнодушна к целям человека и не, знает ни добра, ни зла.. Такой взгляд, естественно, приводить к полному детерминизму и фатализму. Чтобы понять односторонность этого взгляда не следует забывать, что, кроме аналитической, может быть и аритмологическая точка зрения, кроме непрерывных функций есть и прерывная. Во многих фактах можно заметить эту прерывность. Она обнаруживается и там, где появляется самостоятельная индивидуальность, и там, где на сцену выступают вопросы целесообразности, вопросы эстетики и этики. Аритмологическое мировоззрение дает всему этому место и убеждает нас, что добро, зло, красота, справедливость, свобода суть реальные явления, а не порождения фантазии. Особенно важным представляется применение, какое дает Бугаев своим общим принципам по отношению к вопросам психологии и, в частности, к вопросу о свободе воли: функции так называемых «произвольных величин» дают почву для того, чтобы утверждать индетерминистический характер душевных процессов и реальность свободы воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010