В Псково-Печерском монастыре совершал молитвенный подвиг преподобный Симеон (Желнин) († 1960). Этот подвижник пришел в Псково-Печерский монастырь еще в 1896 г. Каждый день святой совершал литургию, а потом весь день трудился в монастырской столярной мастерской. Современник вспоминал: «Мы, живущие рядом с ним, кажется, не очень обращали внимание на его праведность и прозорливость, а он действительно был провидцем, и потому десятки и сотни людей приезжали к нему за советом и благословением». Даже своей смертью святой пре подал всем урок смирения. Незадолго до того старец Симеон получил откровение, что умрет 15 января в день памяти преподобного Серафима Саровского , которого он очень почитал. Однако наместник монастыря архимандрит Алипий, узнав об этом, стал беспокоиться, что погребение старца придется совершать накануне Богоявления, когда массы людей придут за святой водой, и попросил святого помолиться об отсрочке смерти. «Хорошо, – ответил старец, – ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему». Так и произошло: преподобный Симеон умер в Крещенский сочельник, и хоронили его после праздника Крещения. До последних дней принимал посетителей святитель Афанасий (Сахаров) , проживавший в г. Петушки Владимирской области. С духовничеством епископ совмещал литургические труды. С.И.Фудель вспоминал, что епископ Афанасий в последние годы жизни находился в некоем смятении: «Какое-то горестное недоумение и скорбь о все увеличивающемся обмирщении Церкви выражались и в разговорах его, и в письмах». Одни из последних слов святителя были: «Вас всех спасет молитва». Архипастырь отошел ко Господу 28 июня 1962 г. в день Всех русских святых, которым он когда-то составил службу. Большую известность имел и преподобный Кукша (Величко) (память 29 сентября), долгие годы живший на Афоне и в Святой земле, а после революции служивший в Киеве. В 1938 г. отец Кукша был арестован, находился на изнурительных лагерных работах под Соликамском. После освобождения преподобный поселился в открытой при немецкой оккупации Киево-Печерской лавре, где сразу же стал почитаться как духовник. Советское руководство, недовольное его популярностью, в 1951 г. потребовало от священноначалия удалить святого из Киева. Старец переехал в Почаевскую лавру, затем служил в Крещатицком Иоанно-Богословском монастыре под Черновцами, затем в Одесском Успенском монастыре. В хрущевские годы власти всеми способами препятствовали народу посещать преподобного, однако остановить людской поток было невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще, еще раз прошу за всех св[ятых] молитв, крепко любящая и желающая Вам здоровия и благополучия духовного многогр[ешная] Серафима. О. Иоанн очень благодарит Вас за Ваши ему строки о терпении, которые ему были так нужны. Д. 53. Л. 103–106 об. Подлинник. Автограф. 312 Вероятно, имеется в виду духовный отец, так как Г. Е. Грумм-Гржимайло к этому времени уже скончался. 314 Имеется в виду архиепископ Николай (Налимов Николай Александрович; 1852–1914), был уволен от должности Экзарха Грузии 9 июня 1906 г. С 23 июня 1906 г. руководил Владимирской и Суздальской епархией. 315 Блаженный Матфей (Татомир; 1848–1904) погребен в часовне на Никольском кладбище. Его могила стала объектом народного поклонения (см. о нем: Шкаровский М. В. Почитаемые захоро­нения Александро-Невской Лавры и их уничтожение в годы советской власти//Вестник ПСТГУ: II. 2006. N° 3 (20). С. 60–70). 316 Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), схиигуменья. Была духовной дочерью св. Иоанна Кронштадтского . 27 октября 1901 г. приняла монашеский постриг и была назначе­на заведующей Сурского подворья (преобразовано в Санкт-Петербургский во имя св. Иоанна Рыльского женский монастырь. В 1903 г. назначена настоятельницей монастыря, 28 марта 1903 г. возведена в сан игуменьи. В завещании св. Иоанн назначил м. Ангелину своей душеприказчицей. В 1919 г. обитель была закрыта, м. Ангелина стала почетным председателем приходской общины. В мае – июне 1922 г. она была подвергнута домашнему аресту за сопротивление изъятию цер­ковных ценностей. После окончательной ликвидации монастыря (15–17 окт. 1923 г.) приняла схиму. В 1923–1927 гг. проживала в общине бывших сестер обители на ул. Полозова (д. 22, кв. 37), в этот период м. Ангелина находилась под следствием. Похоронена на Никольском кладби­ще Александро-Невской лавры. 29 октября 1997 г. состоялось перенесение ее останков в Свято-Иоанновский монастырь и захоронение их в храме-усыпальнице, где покоятся мощи св. Иоанна Кронштадтского . 320 Имеется в виду иеросхимонах Симеон (Желнин Василий Иванович; 1869–1960). В 1896 г. по­ступил послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1900 г. принял монашеский постриг с именем Вассиан, а в 1901 г. рукоположен во иеродиакона. В 1903 г. посвящен в сан иеромонаха и вскоре назначен в Псковский Снетогорский монастырь экономом для восстановления мона­стырского хозяйства, а через четыре года вернулся в Печоры. Вскоре был направлен для укрепле­ния монастырского хозяйства в имение Мустищево в 25 км от монастыря. В 1927 г. принял вели­кую схиму с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. В 2003 г. состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Болящим старец советовал принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Говорил, что сильней лекарства, чем вода и освященное масло, нет. Хотя бы раз в жизни нужно поставить свечу за тех, кого мы обидели, обсчитали, у кого украли, не вернули долга. Старец говорил, что душу нам дал Господь, но тело наше – от родителей и прародителей наших, поэтому часть их грехов переходит к нам. Вот мы и должны молиться о наших родителях и прародителях и на исповедях приносить покаяние за всех них. Они ждут нашей молитвы и так радуются, когда мы молимся о них; а те, кто уже находятся в Царстве Небесном, помогают нам. Своим духовным чадам старец советовал как можно чаще читать молитву святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыка живота моего». «В этой молитве, – говорил старец, – вся суть Православия, все Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека». Псково-Печерские старцы Старец Симеон (Желнин) (1869–1960) Уже через два-три года после окончания войны Псково-Печерский монастырь становится одним из самых посещаемых в России – к старцу Симеону со всех концов страны устремляются сотни и тысячи паломников. Известны множество случаев исцелений, случившихся по молитвам старца. Паломники, десятками и сотнями приезжавшие в монастырь, знали, что по молитвам старца уладятся дела, устроится судьба детей и родных, пройдут боли. Никто не уезжал от старца неуспокоенным, без исповеди, без Причастия. По смирению старец Симеон говорил, что он не провидец – но сохранилось множество воспоминаний, как старец рассказывал о болезнях людей, которых он никогда не знал, как отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец предсказал, что наместник монастыря, отец Пимен, станет патриархом. Тридцать лет прослужил старец в Успенском храме обители, и тридцать лет не прекращалась молитва старца в храме и в келье. Поучение старца Симеона Чтобы приучить себя никого не осуждать, нам надо сразу же помолиться о согрешающем, дабы Господь исправил его, надо воздохнуть о ближнем, дабы вместе с тем воздохнуть и о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В результате боевых действий подверглись разрушениям трапезная и братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов. Большой вклад в восстановление монастыря в послевоенные годы внес архимандрит Пимен, наместник обители с 1949 по 1954 гг., впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием (1959-1975 гг.). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь). Подвижники Псково-Печерские Монастырь всегда славился духовными подвигами своих насельников. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Одним из светильников веры православной был преподобный иеросхимонах Лазарь, подвизавшийся затворником в конце XVIII — начале XIX вв. При посещении Печерской обители семьей государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием. Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. 1 апреля 2003 г. иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых. После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель. Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-70-е гг. минувшего столетия. Всероссийскую известность получил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), духовные наставления которого вошли в сокровищницу церковного Предания. Храмы и святыни Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь превращался в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные монастырские стены с девятью башнями и общей длиной около 810 метров окружают великолепный архитектурный ансамбль, образуемый рядом храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/1249477.ht...

" Было очень много трудностей, - вспоминал потом старец, - из лаптей не вылезал " . Надо было восстанавливать почти вновь всё хозяйство, в первую очередь выстроить храм во имя Иоанна Крестителя Господня, церковный дом, хозяйственные постройки, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество, чтобы оно давало пользу монастырю. На это ушло много лет, и, когда дело пошло на лад, он возвратился в родную обитель в возрасте 46 лет. Началась революция, и настоятель обители епископ Иоанн (Булин) хотел поставить опытного подвижника отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по смирению своему, видя, что это послушание ему не под силу, стал отказываться и просил постричь его в схиму . 3 февраля 1927 года он был пострижен с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. Настоятель обители привел его в убогую, сырую, тёмную келью, по сути дела пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: “Вот тебе келья, здесь и умрёшь”. Так и вышло потом. Так начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся 33 года. Теперь главным содержанием жизни святого стала молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там у жертвенника Господня усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днём принимал братию и многочисленных паломников в своей келье. Не оставлял старец и телесных трудов, по большей части в столярной мастерской. Немало искушений претерпел старец в своей келье от бесов. В первую же ночь, как он поселился в ней, явились ему зримым образом злые духи - страшные, каких ему раньше не приходилось и видеть, - и наполнили келью. Испугался поначалу старец и не знал, что делать. А они начали на него кричать, дёргать и гнать: “Зачем ты пришёл? Уходи отсюда, всё равно мы не дадим тебе здесь жить”, - и многое другое. “Думал я, - рассказывал старец, - что не переживу этой страсти, от которой даже не мог перекреститься, а только говорил: Господи, прими дух мой”.

http://drevo-info.ru/articles/13673025.h...

Старцы, дорогие монастырские старцы! «Я родился для того, чтобы быть тем, кто я есть». Так он вслушивался в глас Промысла Божия о себе. И Бог сохранил его для нас, для нашей Церкви. Кто вскормил их, монахов послевоенного времени? И как злобный мир не вытоптал и с корнем не вырвал возросший из небесного семени дивный для нашего времени божественный цвет – монашество? Кто научил их науке из наук? Мы, занесенные в монастырь мутными волнами всяческих перестроек, видели истинных монахов, и этого достаточно, чтобы поверить Богу, что не зарастут обители бурьяном потребительской жизни, не оскудеет мир духом Божиим. Но как обнищал монастырь, да и мир с исходом старцев в благодатную живую тишину пещер Богом зданных! Такие разные и такие единодушные делатели, люди Божии, с маленькими слабостями – данью природе человеческой, но общники святым, победившие монашеским деланием дух времени и вражьи козни. Принесшие свет, возженный от Света Христова, скудному духовными дарованиями потомству. Старчество Псково-Печерского монастыря Божией милостью не прерывало своего молитвенного служения России, оно было для XX века тем же, что старчество Оптинское для века XIX. В духовной тьме безбожного лихолетья они, как звезды, освещали путь заплутавшим странникам. Сколько их было в монастыре, именитых и безвестных, но все вместе они составляли единый согласный хор, воспевающий Богу каждый своим голосом и своим дарованием. Святой старец отец Симеон (Желнин), узнавший отца Иоанна еще в начале 1960-х годов, так отозвался о нем в разговоре со своей келейницей, когда она собралась поехать по святым местам: – Ну зачем тебе ехать куда-то, здесь же у нас много святынь, ты помолись им и поклонись, и ехать никуда не надо. Матушка Александра ответила: – Да я хочу заехать к отцу Иоанну Крестьянкину . Батюшка Симеон оживился: – С Богом, вот к нему-то съезди. Он земной ангел и небесный человек. Небесному человеку было тогда только 46 лет. О том, что отец Иоанн настоящий старец, не раз говорил отец Иероним (Тихомиров). По силе духовного воздействия он сравнивал отца Иоанна со старцем Симеоном: «Все мы люди немощные, да еще с фронта вернулись. В голове гудит от помыслов. А к старцу, бывало, зайдешь, он только разрешительную молитву прочитает, и все, тишина и мир и в душе, и в голове водворяются. И солнце снова светит, и жизнь продолжается».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Псково-Печерский старец Симеон (Желнин) (1869–1960) Поступив в Псково-Печерскую обитель в 1896 году, отец Симеон в 1927 году удостоился схимнического пострига и был назначен духовником монастырской братии и паломников. Для братии монастыря и многочисленных паломников он становится старцем-утешителем. Тридцать три года старец принимал приходящих к нему, исповедовал, благословлял. Никто не уходил от старца Симеона неутешенным, неободренным – и так было до последних дней его земной жизни. Из духовных наставлений старца Симеона Батюшка говорил: «Наша братия дружная, смиренная, но правило читать ленятся, а читать-то всего нужно три канона: Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу-хранителю. Нужно их читать каждый день обязательно, кроме Пасхи. И время-то на них нужно всего один час. А у нас каноны читают очень немногие, ну хорошо, коли человек десять». «У нас, братия, есть будущие столбики, аскеты, юродивые и сильно юродивые. А есть такие, у которых сплошная любовь ко всем людям». «Вот пример смирения. Приходит ко мне один монах и говорит: «Батюшка, ко мне все время ходит одна женщина, предлагает помочь в чем. Я ей говорю: «Спаси Господи». А я его спрашиваю: «Давно ли она тебе предлагает свои услуги?» А он отвечает: «Да, наверное, года три». Я спрашиваю его: «А какая она, молодая или старая?» – «Простите, – говорит, батюшка, – я ее не видел в лицо!» Вот какое смирение у некоторых монахов у нас в обители». Еще говорил батюшка: «Вот в наше время, в XX веке, и у нас в обители есть тоже смиренные отцы, которые считают трудным для себя выйти из алтаря к людям с возгласом. Когда я выхожу с возгласом на народ, у меня вся рубашка мокрая, так тяжело мне выходить на народ». «Вот какой Господь Человеколюбец, – говорил батюшка, – мы пришли в монастырь смолоду, а вот есть такие, которые прожили с семьей долгое время, имеют детей, а Господь призвал их в монастырь, и некоторые из них сподобились ангельского сана». «Есть такая братия, которая несет свое послушание без ропота, со смирением и без гордости. Такая братия спасется».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена , наместника обители с 1949 по 1954 гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием - воином и художником ( 1959 - 1975 ). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь). Старческое служение Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками. Одним из таких светильников веры православной был преподобный иеросхимонах Лазарь , подвизавшийся затворником в конце XVIII -начале XIX веков. При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием. Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин) , духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых. Схиархимандриты Агапий (Агапов) , Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг. После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама , перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич) , Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель. С 1967 года в монастыре подвизался известный старец, подвижник нашего времени Иоанн (Крестьянкин) (+ 2006).

http://drevo-info.ru/articles/2951.html

Речь идет не о рассмотрении бумаг (документов), а прежде всего о рассмотрении личных свидетельств, перед Крестом и Евангелием, получивших благодатную помощь. В связи с этим необходимо подчеркнуть важное различение: церковное условие канонизации говорит не о молитвенной помощи (много может усиленная молитва праведного, пишет св. апостол Иаков), а о явном чуде Божием: если первое известно многим благочестивым христианам, то чудо Божие, которым Господь хочет прославить Своего святого – дело совсем другое, особое. Т.о., должна быть зафиксирована не просто благодатная помощь в исцелении, а засвидетельствована невозможность исцеления с помощью врачей или каких-либо земных средств. В.О. Ключевский писал, что в «древней Руси известно было правило, которое требовало для церковного признания открывшихся мощей, “да сотворят три чудеса: глух да прослышит, нем проглаголет, слеп да прозрит; и аще сотворят чудеса; то от Бога и от св. апостол; аще не сотворят тех чудес, то не примите их”». Николай Казаков 20 января 2016г. 23:21 Вопрос протоиерею Олегу Митрову. На предстоящем Соборе готовится канонизация местночтимых святых, опрашивались все епархии на предмет их почитания. Мне один знакомый в епархии присылал этот список. В случае общецерковного прославления местночтимого святого нужно ли будет на Соборе представлять случаи чудес или достаточно только наличие почитания в разных епархиях? Привожу этот список: Александр Пересвет, Амфилохий Почаевский, Андрей Ослябя, Аристоклий (Амвросиев), Варлаам Серпуховской, Васса Псково-Печерская, архиепископ Геннадий Новгородский, Герасим Болдинский, митрополит Геронтий Московский, Досифея (Тяпкина), Елисей Лавришевский, архиепископ Иннокентий (Борисов), митрополит Иоасаф Московский (Скрипицын), Иона Псково-Печерский, Корнилий Крыпецкий, Корнилий Переяславский, Кукша Одесский, Лаврентий Черниговский, Леонид Устьнедумский, Марк Псково-Печерский, Мартин Туровский, епископ Мина Полоцкий, Ростислав Мстиславич, Симеон (Желнин), Симеон Полоцкий, Симон Сойгинский, София Слуцкая, Феофил Киевский, митрополит Филарет Киевский, Ярослав Мудрый.

http://bogoslov.ru/article/4814630

Умер отец Симеон в Крещенский сочельник, в десять часов утра. Похороны великого старца состоялись через день после празднования Крещения. Святые мощи преподобного Симеона Псково-Печерского покоятся в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря. Духовные наставления ◊ Кто радеет о своей обители, хранит ее ценности, не расточает, а несет в обитель, того Господь спасет и наградит, и это послушание – радеть во всем об обители – Матерь Божия считает выше всего. И кто кладет в кружку (при сборе на монастырь), того Матерь Божия наградит талантом. ◊ Одна паломница спрашивала старца Симеона несколько раз про своего сына – спасется ли он? Однажды он ей ответил: «Ты мне надоела со своим сыном... Как он может спастись, если сам этого не хочет?» Но она начала опять испытывать терпение старца, продолжая спрашивать: спасется ли он? Тогда старец ответил ей: «Тебе очень хочется, чтобы он спасся? Он может спастись только через скорби, а все скорби падут на тебя. Но ты уж тогда не ропщи, переноси их с терпением и без ропота». И сын ее стал сильно болеть... ◊ Старец учил всех добросовестно относиться к труду. Иногда у паломника отпуск кончался прямо накануне большого праздника, но старец благословлял уезжать. «Кто любит свой труд, у того дар Божий», – говорил он. ◊ На вопрос: «Строить дом или обождать?» – старец давал благословение строить, при этом говорил: «Живой думает о живом». ◊ – Батюшка, как удобнее спастись? – спросил я старца. – Дело спасения столь важно, – отвечал мне старец, – что все дела мира сего, как бы они ни казались великими, в сравнении с этим делом, первейшим и важнейшим, суть как бы безделье, или как тело без духа. Святые отцы называют дело спасения наукой из наук и искусством из искусств. Все науки и знания суть ничто без науки спасения. Священное Писание нам говорит, что спасение «во мнозе совете» (то есть должно совершаться со многим рассуждением), а посему нам должно обращаться с этим вопросом к опытным старцам и духовникам: «Если кого разумного, то есть опытного в духовной жизни, увидишь, то ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010