Преподобный Симеон (Желнин) (1869–1960) О том, что Василий Желнин (так звали преподобного Симеона в миру) будет монахом и великим старцем, предсказал преподобный Корнилий, монах Крыпецкого монастыря. Он любил благочестивую семью Желниных, гостил в их доме и часто говорил отроку Василию: «Будешь ты монахом, будешь старец великий». В 1896 году Василий поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, в 1900-м – был пострижен в монахи с именем Вассиан, в 1901 году рукоположен во иеродиакона, а через два года – посвящен в сан иеромонаха. После революции настоятель обители епископ Иоанн хотел поставить отца Вассиана наместником монастыря, но он стал отказываться и просил постричь его в схиму. 3 февраля 1927 года преподобный был пострижен с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. Настоятель обители привел его в убогую, сырую, темную келью, выкопанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: «Вот тебе келья, здесь и умрешь». Так начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся тридцать три года. Почти все это время преподобный прослужил в Успенском храме, и печеряне даже прозвали этот храм «Симеоновым». Не прекращалась молитва старца и в келье. «Вот он, слегка согбенный, сухой, вышел из выдолбленной в скале пещерки, своей кельи, прищуренными с темноты глазами окинул пустынный, залитый вечерним светом монастырский двор, с поклоном широко перекрестился перед дверями храма и медленной походкой направился к скамеечке перед широкой железной дугой на цепях, перед большой клумбой под нею с пышными разноцветными астрами, гладиолусами и бархатнотемными анютиными глазками. На нем черный куколь и мантия с белыми гробовыми позументом, крестом и адамовой головой. А лицо схимника – лицо необыкновенной мягкости, легкой усталости и доброты – ничем не похоже на лицо аскета в западном понимании этого слова. Длиннопалая старческая рука, мозолистая и вместе с тем мягкая, как бы ищет человеческую голову – утешить, приободрить, приласкать... Провидцем слывет у верующих людей края отец Симеон: многие его советы в делах – и общественных и личных, сложных – сбываются подчас в полной точности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наместник Архимандрит Пимен (Извеков) и предсказание старца Симеона Наместник Архимандрит Пимен и старец иеросхимонах Симеон (Желнин) С 1949 по 1954 год Наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был архимандрит Пимен (Извеков) — достойнейший преемник Епископа Владимира, которому досталось в трудный удел восстанавливать монастырь, значительно пострадавший от фашистских бомбардировок. За три года, при новом наместнике, обитель ещё больше благоустроилась. Авторитет его среди братии был очень высок. Служения архимандрита Пимена отличались исключительной торжественностью, строгостью и многолюдством. В это время в Псково-Печерской обители подвизался и старец Симеон (Желнин). Прекрасно описывает свои впечатления от встречи со старцем церковный писатель Р. Днепров: “Да, время потеряло здесь свою власть. Вот он, слегка согбенный, сухой, вышел из выдолбленной в скале пещерки, своей кельи, прищуренными с темноты глазами окинул пустынный, залитый вечерним светом монастырский двор, с поклоном широко перекрестился перед вратами храма и медленной походкой направился к скамеечке перед широкой железной дугой на цепях, большой клумбой под нею с пышными разноцветными астрами, гладиолусами и бархатно-темными анютиными глазками. На нём черный куколь и мантия с белыми позументами, крестом и адамовой головой. А лицо схимника — лицо необыкновенной мягкости, легкой усталости и доброты — ничем не похоже на лицо аскета в западном понимании этого слова. Длиннопалая старческая рука, мозолистая и вместе с тем мягкая, как бы ищет человеческую голову — утешить, приободрить, приласкать. Иеросхимонаху Симеону восемьдесят четыре года. Он, по словам его, из “низовых” людей, как, впрочем, и преимущественное большинство иноков,— в миру был столяром-краснодеревцем. Еще и сейчас в маленьких сенцах перед его кельей стоит верстак и полка под ним полна резцов, долот, стамесок, лекал и точных маленьких фуганков, и в часы, свободные от молитвы, он всегда что-то выпиливает, выдалбливает, вырезывает, подгоняет, сколачивает, склеивает, а тридцать шесть тяжелых каменных, украшенных орнаментом тумб, держащих цепи, которыми опоясаны монастырские колодцы и цветники,— тоже труд его прилежных и неутомимых рук.

http://pravoslavie.ru/35069.html

II. «...Мой духовный отец, сосед и благодетель» Преподобный Симеон Псково-печерский и его ученик – старец Серафим «Верю – слышит и многое может…» Жизнеописание преподобного Симеона. Отец Серафим о старце Симоне Весь духовный путь архимандрита Серафима оказался определен его встречей с замечательным наставником и, по сути, основоположником псково-печерского старчества нашего века – преподобным иеросхимонахом Симеоном (Желниным). Мудрый, добрый и, одновременно, в меру строгий руководитель отца Серафима – отец Симеон – направил его на монашеский путь еще в ту пору, когда тот переживая жесточайший духовный кризис, опытно еще не знал ни Христа, ни Его Истины. И тот же старец Симеон вел отца Серафима по пути иноческого подвига на протяжении почти тридцати лет – до самой своей блаженной кончины. Именно старец Симеон объяснил молодому человеку, что такое быть настоящим христианином, что есть монашеский путь, показал ему своим возвышенным примером – как надлежит любить Бога и ближнего, стремиться ко Спасению, бороться с грехом, каяться, стяжать подлинную молитву и радость Богообщения. Тем самым, учение преподобного старца Симеона легло в фундамент, основание всей монашеской – труднической и молитвенно-подвижнической жизни архимандрита Серафима. Личности и учению преподобного Симеона Псково-Печерского, а также некоторым обстоятельствам его взаимоотношений с отцом Серафимом и посвящена эта глава нашей книги. Преподобный иеросхимонах Симеон 51 (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в крестьянской семье – в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии; крещен он был в храме погоста Вехнево. Уже с детских лет – под впечатлением от рассказов о преподобном Серафиме Саровском (еще задолго до причисления того к лику святых) – Василий загорелся стремлением встать на иноческий путь посильного подражания этому великому молитвеннику Русской земли. Как повествует сам преподобный Симеон в своей «Автобиографии», «будучи десяти лет, я пас своих лошадей и слышал, как люди рассказывали про жизнь отца Серафима, Саровского чудотворца. Как он молился на камне в лесу. Вот я и задумал подражать ему. Нашел в поле большой камень и стал на нем молиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Псково-Печерский старец Симеон (Желнин) (1869–1960) Поступив в Псково-Печерскую обитель в 1896 году, отец Симеон в 1927 году удостоился схимнического пострига и был назначен духовником монастырской братии и паломников. Для братии монастыря и многочисленных паломников он становится старцем-утешителем. Тридцать три года старец принимал приходящих к нему, исповедовал, благословлял. Никто не уходил от старца Симеона неутешенным, неободренным – и так было до последних дней его земной жизни. Из духовных наставлений старца Симеона Батюшка говорил: «Наша братия дружная, смиренная, но правило читать ленятся, а читать-то всего нужно три канона: Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу-хранителю. Нужно их читать каждый день обязательно, кроме Пасхи. И время-то на них нужно всего один час. А у нас каноны читают очень немногие, ну хорошо, коли человек десять». «У нас, братия, есть будущие столбики, аскеты, юродивые и сильно юродивые. А есть такие, у которых сплошная любовь ко всем людям». «Вот пример смирения. Приходит ко мне один монах и говорит: «Батюшка, ко мне все время ходит одна женщина, предлагает помочь в чем. Я ей говорю: «Спаси Господи». А я его спрашиваю: «Давно ли она тебе предлагает свои услуги?» А он отвечает: «Да, наверное, года три». Я спрашиваю его: «А какая она, молодая или старая?» – «Простите, – говорит, батюшка, – я ее не видел в лицо!» Вот какое смирение у некоторых монахов у нас в обители». Еще говорил батюшка: «Вот в наше время, в XX веке, и у нас в обители есть тоже смиренные отцы, которые считают трудным для себя выйти из алтаря к людям с возгласом. Когда я выхожу с возгласом на народ, у меня вся рубашка мокрая, так тяжело мне выходить на народ». «Вот какой Господь Человеколюбец, – говорил батюшка, – мы пришли в монастырь смолоду, а вот есть такие, которые прожили с семьей долгое время, имеют детей, а Господь призвал их в монастырь, и некоторые из них сподобились ангельского сана». «Есть такая братия, которая несет свое послушание без ропота, со смирением и без гордости. Такая братия спасется».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Старцы, дорогие монастырские старцы! «Я родился для того, чтобы быть тем, кто я есть». Так он вслушивался в глас Промысла Божия о себе. И Бог сохранил его для нас, для нашей Церкви. Кто вскормил их, монахов послевоенного времени? И как злобный мир не вытоптал и с корнем не вырвал возросший из небесного семени дивный для нашего времени божественный цвет – монашество? Кто научил их науке из наук? Мы, занесенные в монастырь мутными волнами всяческих перестроек, видели истинных монахов, и этого достаточно, чтобы поверить Богу, что не зарастут обители бурьяном потребительской жизни, не оскудеет мир духом Божиим. Но как обнищал монастырь, да и мир с исходом старцев в благодатную живую тишину пещер Богом зданных! Такие разные и такие единодушные делатели, люди Божии, с маленькими слабостями – данью природе человеческой, но общники святым, победившие монашеским деланием дух времени и вражьи козни. Принесшие свет, возженный от Света Христова, скудному духовными дарованиями потомству. Старчество Псково-Печерского монастыря Божией милостью не прерывало своего молитвенного служения России, оно было для XX века тем же, что старчество Оптинское для века XIX. В духовной тьме безбожного лихолетья они, как звезды, освещали путь заплутавшим странникам. Сколько их было в монастыре, именитых и безвестных, но все вместе они составляли единый согласный хор, воспевающий Богу каждый своим голосом и своим дарованием. Святой старец отец Симеон (Желнин), узнавший отца Иоанна еще в начале 1960-х годов, так отозвался о нем в разговоре со своей келейницей, когда она собралась поехать по святым местам: – Ну зачем тебе ехать куда-то, здесь же у нас много святынь, ты помолись им и поклонись, и ехать никуда не надо. Матушка Александра ответила: – Да я хочу заехать к отцу Иоанну Крестьянкину . Батюшка Симеон оживился: – С Богом, вот к нему-то съезди. Он земной ангел и небесный человек. Небесному человеку было тогда только 46 лет. О том, что отец Иоанн настоящий старец, не раз говорил отец Иероним (Тихомиров). По силе духовного воздействия он сравнивал отца Иоанна со старцем Симеоном: «Все мы люди немощные, да еще с фронта вернулись. В голове гудит от помыслов. А к старцу, бывало, зайдешь, он только разрешительную молитву прочитает, и все, тишина и мир и в душе, и в голове водворяются. И солнце снова светит, и жизнь продолжается».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Лики Псково-Печерской обители ФОТОГАЛЕРЕЯ Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь был основан более 500 лет назад. В годы жесточайших советских гонений ХХ-го века он оставался единственной мужской обителью на территории СССР, не закрытой большевиками. Благодаря этому монастырь не только сохранил древние иноческие традиции, но и вобрал в себя цвет русского старчества. Во 2-й половине ХХ-го века в нем подвизались ныне прославленный в лике святых иеросхимонах Симеон (Желнин) , архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , архимандрит Алипий (Воронов) , схиархимандрит Агапий (Агапов), схиигумен Савва (Остапенко) , валаамские старцы и множество других подвижников благочестия. Предлагаемая ниже фотогалерея подготовлена порталом Православие.Ru в связи с огромным интересом читателей к недавно вышедшей книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «“Несвятые святые” и другие рассказы» . Большинство фотографий снято Анатолием Горяиновым. vk fb tw ok @ g+ lj Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Схиигумен Мелхиседек и послушник Георгий Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj Схиигумен Мелхиседек и послушник Георгий Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj На скотном дворе Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь летом vk fb tw ok @ g+ lj Епископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Беседа с прихожанкой Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj На богослужении Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Адриан (Кирсанов) Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Крестный ход на Успение Божией Матери с чудотворной Ее иконой Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Братия в Богом зданных пещерах vk fb tw ok @ g+ lj Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь летом vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря vk fb tw ok @ g+ lj Братия на отдыхе vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь зимой vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/49051.html

Проповеди Разное О проповедях отца Иоанна Мы публикуем проповеди насельника Псково-Печерской обители, нашего монастырского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Сокрывшись от мирской жизни в монастырских трудах и подвигах, отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял духовно и охранял его в жизни — его богомудрых наставников. От младенчества до юности — это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского. Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей — архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня (генеральша по происхождению) Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям. Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков). Слово на Усекновение главы Пророка и Предтечи Иоанна

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

С. Девятова Скачать epub pdf Псковские старицы «Милостыней купи себе помилование от Бога, смирением – вечную славу, чистотою и целомудрием – венец, кротостью – в рай вхождение, молитвой – с ангелами житие. Купи себе трудом покой, молитвенным бдением – общение с Богом, постом и жаждою – наслаждение вечными благами. Имей рассуждение духовное, возноси ум твой к Богу, но низводи и долу, размышляя, что рано или поздно все в землю возвратимся. Внимай чтению книг Божественных, сокрушайся о грехах, говори одну правду, уста чаще открывай для молитвы, руки отверзай на подаяние нуждающимся, сердце удержи от гнева, в теле сохрани чистоту, в пище – воздержание, колена преклоняй на поклонение Богу. Если сохранишь сие, то будешь чадом света и сыном Царствия Небесного; спасешь душу свою…» (Преподобный Симеон (Желнин)) Краткие упоминания о Псковских старицах мы нашли в книгах «Милость Божия над Псковской Землей» (Игумен Роман (Загребнев) и ««В руце Твои, Господи…» О тех, кто всегда идет впереди нас» (Игорь Изборцев) Блаженная монахиня Екатерина (Булынина) Известно, что монахиня Екатерина родилась в конце 19 века в посёлке Славковичи, Псковской области. По рассказам современников будущая подвижница с малых лет отличалась скромностью, добротой и милосердием. Состоятельные родители дали дочери хорошее образование. Они часто выделяли ей деньги на личные расходы, однако она сразу же всё отдавала в монастыри. В двадцатилетнем возрасте она ушла в женский монастырь преподобной Евфросинии Полоцкой, где первое время проходила различные послушания. Со временем она была пострижена в монашество с именем Екатерина. Ей часто приходилось помогать казначее монастыря, позже она была келейницей прозорливой старицы монахини Евлампии. Следует отметить, что прозорливая старица Евлампия перед революцией предсказала свержение самодержавия, гражданскую войну, предстоящие гонения на веруюших. Вскоре после революции монастырь закрыли, монахиня Екатерина вернулась в родное село. Когда семью раскулачили, монахиня Екатерина с сестрой поехала в Псков, где поселились в маленьком домике на Первомайской улице. Известно, что незадолго до войны дом сгорел, в 1941 году сестры были эвакуированы в Старый Изборск, в 1944 году – вернулась из эвакуации. Монахине Екатерине удалось снять комнату в доме номер четыре в Завеличенском переулке, вероятно именно в те годы она и начала принимать страждущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Встреча с Православием Преподобный Симеон (Желнин) [Встреча с Православием/Апологетика] Юрий Максимов Ольга Васильева [Встреча с Православием/Апологетика] Юрий Клиценко Епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев) Юрий Максимов Не так давно на страницах многих сайтов была опубликована статья профессора Казанского государственного университета Шарифа Азимова " Женщина в исламе: правда и вымысел " . В своей статье г-н Азимов не ограничивается объяснением учения ислама о месте женщины, но подвергает критике христианское и вообще библейское учение о женщине. Юрий Максимов опровергает его доводы и показывает, что в христианстве женщина воспринимается как сонаследница благодатной жизни, которой надлежит оказывать честь, которая в браке имеет право быть единственной любимой, являясь в этой любви образом Святой Церкви. Юрий Максимов Священник Георгий Максимов Елена Лебедева Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня (или Св. Гроба Господня) в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом. Елена Лебедева Владимир Семенко Канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских во главе со святыми царственными мучениками Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 года - величайшее деяние нашей Церкви, важнейшая веха в ее истории. Засвидетельствовав свою верность подвигу мучеников, Церковь утвердила духовную связь между нами, пребывающими на этой грешной земле в борении со своими грехами и страстями, и теми, кто уже стяжал венец спасения в жизни будущей, омыв грехи кровью мученичества, между Церковью кающихся и подвизающихся и Церковью торжествующей, Церковью спасенных и святых.

http://pravoslavie.ru/put/page3_1078.htm

Разделы портала «Азбука веры» Зло – помысл, мысль, действие, поступок разумно-свободного тварного существа, противоречащие Божественной воле (Божьему благоволению ) и ведущее к отпадению от Бога . Зло есть уклонение воли тварных существ от того состояния, в которое поставил их Бог, в состояние неестественное и противоположное. Зло вошло в мир по причине грехопадения, которое произошло вначале в мире бесплотных духов, а затем в человеческом роде. Синоним зла – грех . Зло никогда не овладевает человеческой душой прямо, оно всегда соблазняет маской добра; зачастую таким соблазном выступает применение злых средств ради достижения благой цели, например, правды, справедливости. Также злые поступки люди часто маскируют природными, «естественными» потребностями, отсутствием свободы воли. Зло не имеет сущности, но имеет носителей. Цитаты о зле «Зло же есть не что иное, как утрата и добровольная лишенность того, что Богом даровано разумному естеству… Собственно злом называется происходящее против закона Создателя». прп. Иоанн Дамаскин «Не пища зло, а чревоугодие, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие; в сущности, зло происходит от злоупотребления». прп. Максим Исповедник «Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым». преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин) «Злом надобно почитать один грех, ибо в мире собственно нет никакого зла, кроме греха, который есть преступление Божественного закона и воли Божией. А все прочее, чем Бог наказывает нас за грехи наши, как-то: моровые язвы, войны, болезни и тому подобное, называется злом по отношению к нам, поскольку эти несчастья причиняют нам скорби и страдания, которых мы отвращаемся. По отношению же к Богу не суть зло; ибо заключают в себе силу добра, поскольку Бог, наказывая нас ими, тем возбуждает к добру». Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной «Зло есть закон, чуждый природе; [Бог] его не создавал, и оно находится в противоречии с истинной волей человека. По этой причине, когда человек творит благо, он делает это свободно, в соответствии с волей внутреннего человека и является поистине свободным; однако когда он творит зло, то делает это несвободно, потому что его воля покоряется закону греха, он становится несвободным и порабощенным греху. Поэтому творящий благо свободен, а творящий злое — раб. Истинная свобода есть верховенство духовного мудрования, которое творит добро; а ложная свобода – тирания плотского мудрования, которое творит зло».

http://azbyka.ru/zlo

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010