Будучи же духовным художеством, оно составляет и непрестанное делание монахов; чтобы не только отречением от мира и яже в мире, переменою имени при пострижении, особенностью одежды, безбрачием, девством, чистотой, самопроизвольною нищетой, отдельностью пищи и места жительства; но и самым мысленным и духовным по внутреннему человеку вниманием и молитвою монахи имели отменное и превосходнейшее пред мирскими людьми делание. Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это божественное делание Насколько это божественная молитва больше всякого другого монашеского подвига, которая, по святым отцам, есть верх всех исправлений, источник добродетелей, тончайшее и невидимое во глубине сердца делание ума: настолько и тончайшие, невидимые, едва постижимые для человеческого ума распространяются на нее невидимым врагом нашего спасения сети многообразных его прелестей и мечтаний. Поэтому усердствующий обучаться этому божественному деланию должен, по святому Симеону Новому Богослову , предать себя душою и телом в послушание, согласное со Священным Писанием; то есть: предать себя в полное отсечение своей воли и своего рассуждения – человеку, боящемуся Бога, усердному хранителю Его Божественных заповедей и не неопытному в этим мысленном подвиге, могущему, по писанию святых отцов, показать повинующемуся незаблудный путь ко спасению – путь умного делания молитвы, тайно совершаемой умом в сердце. Это необходимо для того, чтобы истинным послушанием в разуме он мог соделаться свободным от всех молв, и попечений, и пристрастий этого мира и тела. Как же и не быть свободным тому, кто всякое попечение о душе своей и теле возложил на Бога и, по Боге, на своего отца. Смирением же, рождающимся от послушания, по свидетельству святого Иоанна Лествичника и многих св. отцов, возможет он избежать всех прелестей и сетей диавольских и тихо, безмолвно, без всякого вреда постоянно упражняться в этом мысленном деле с великим душевным преуспеянием. Если же бы кто предал себя и в послушание, но не нашел бы в отце своем самим делом и опытом искусного наставника этой Божественной умной молитвы (в нынешнее время – увы! достойно многого плача и рыдания – совсем исчезают опытные наставники этого делания): то не должен он поэтому приходить в отчаяние. Но, пребывая в истинном послушании по заповедям Божиим (а не самочинно и особенно, самовольно, без послушания, чему обыкновенно последует прелесть), возложив всю надежду на Бога, вместе с отцом своим пусть вместо истинного наставника верою и любовью повинуется учению преподобных отцов наших, изложивших до тонкости учение об этом божественном делании из просвещения божественной благодати, и отсюда пусть заимствует наставления об этой молитве. И во всяком случае, благодать Божия, молитвами святых отцов, поспешит и вразумит – как, без всякого сомнения, научиться этому божественному делу. Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Это – небесная арфа... Чистые, светлые аккорды в нем заключены. Утренние, вечерние молитвы, Каноны Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, Силам Небесным, Иоанну Крестителю, Честному Кресту, Апостолам. Покаянный канон, и акафисты – два византийских акафиста тысячелетней музыки слова... Молитвы ко причащению и по причащении. Одна молитва принадлежит Василию Великому , другая Макарию Египетскому , третья Амвросию Медиоланскому , четвертая Симеону огненному – Новому Богослову... Глубина премудрости и ведения, звук тихого сокрушенного и ликующе-победного предстояния. Полнота славы и исповедания. Читаешь, перечитываешь, останавливаешься, созерцаешь, пьешь, и опять упоеваешься словом и ведением. «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим» ( Пс.118:103 ). Поистине читаешь, и словно струны перебираешь и на струнах играешь скрытую в них мелодию, и ангелы в сердце тебе поют. Умолкнешь и – снова струны трогаешь и ангелы песнь тебе поют. Закроешься от ангелов и сам запоешь. Правильник – арфу в руках держишь, даже не трогая струн, говоришь с Богом. И снова слышишь звучание каждой струны, даже нетронутой. Безмолвно, углубленно слушаешь песнь, скрытую в сердце... Некоторые говорят, что «сухо» им читать правильник, – наш церковный правильник со старинными славянскими молитвами... В нашем сердце сухо бывает, а не в правильнике! Выучиться надо чтению и пению молитвенному, проникнуть в эти «крюки» славянских слов и строк. И оживятся, запоют, и задышат молитвенные страницы. Неверно читают те, которые правильник читают, словно книгу. Правильник – не книга; это – арфа и в ней живущие аккорды звуков и мелодий небесных. Не всякий прочтет ноты и земной симфонии; не всякий проникнет в глубину правильника. Эта глубина – бездна многая, неисчерпаемый кладезь вечно-новых переживаний. Так нужно, чтобы человек, отходя от сна к своему дневному труду или возвращаясь к покою от своих дневных забот, брал в руки правильник и погружался в его мелодию. «Утренние молитвы»... «Вечерние»... От сладкого утреннего пения может на весь день в сердце остаться свет и направить все слова и поступки человека к свету. Вечернее пение сердца, представшего после трудов дневных своему Творцу, может снять всю пыль греха, осевшую на сердце за день, и уготовить человеку сон мира. Придет день, когда этот день будет последним... И так нужно для человека, чтобы этот день был свят! А святым он будет, лишь если начнется с молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Здесь писатель следует Святым Отцам и выражает мысль, восходящую к преподобному Симеону Новому Богослову. Эти слова, по смыслу своему, есть разъяснение: как понимал сам автор убеждённость старца Зосимы о том, что без Христа человечество заблудилось бы и погибло: погибло не от неимения моральных постулатов (они ведь существовали и до Христа), а от отсутствия воплощённого Слова . И ясно опять: если для Инквизитора именно это «гадательно», то верою он обделён. (Небольшое замечание: слово «обожание» у Достоевского означает то же, что на современном богословском языке называется «обожением».) Инквизитор верно обнаружил стремление человечества к общности , но увидел её в стремлении избавиться от свободы через поиск «перед кем преклониться» (14, 231). Но такая общность ведёт лишь к ещё большему разъединению, ибо слишком много оказывается богов и идолов для преклонения: «Из-за всеобщего преклонения они истребляли друг друга мечом» (14, 231). Как будто верно. О том же говорит и старец: «...отвергнув Христа, кончат тем, что зальют мир кровью...» (14, 288). Однако выход из вражды служитель дьявола отыскивает именно в служении этому единому господину своему. Даже малая правда вновь оборачивается ложью. Старец же говорит о соборности во Христе. Достигнуть её можно через сознание общей греховности и необходимости всеобщего же покаяния. Образ этого даётся в молитве Алёши: «Простить хотелось ему всех и за всё и просить прощения, но не себе, а за всех, за всё и за вся, а «за меня и другие просят»,— прозвенело опять в душе его» (14, 328). Всего этого не хочет постичь «эвклидовский ум» (Иван суть проблемы нащупал верно): «...принимаю Бога прямо и просто. Но вот, однако, что надо отметить: если Бог есть и если Он действительно создал землю, то, как нам совершенно известно, создал он её по эвклидовой геометрии, а ум человеческий с понятием лишь о трёх измерениях пространства. Между тем находились и находятся даже и теперь геометры и философы, и даже из замечательнейших, которые сомневаются в том, чтобы вся вселенная или, ещё обширнее— всё бытие было создано лишь по эвклидовой геометрии... Я, голубчик, решил так, что если я даже этого не могу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

При этом монашеское влияние в Церкви преобладало, в то время как в Константинополе и Никее лишь кучка интеллигентных снобов интересовалась Платоном, Аристотелем и древнегреческим наследием. Зато монашество расцветает как никогда и распространяет свое влияние на жизнь империи и далеко за ее пределами. Монашеское движение того времени связано с понятием «исихазма». Слово это происходит от греческого ησυχα (исихш), означающего «тишина», «молчание». Первоначально исихастами назывались отшельники, монахи, ведущие созерцательный образ жизни, в отличие от общежительного. Вся жизнь исихастов была посвящена Иисусовой молитве. Идея постоянной «умной» молитвы, как мы знаем, восходит к Евагрию Понтийскому. К XIV веку традиция «умной» молитвы была знакома не только отшельникам, но и считалась основным «деланием» во всех монастырях и даже среди мирян. Существовало несколько «психосоматических» методов (вероятно, восходивших к эпохе древнего христианства) для сосредоточения внимания в умной молитве путем дисциплины дыхания. Один из этих методов неправильно приписывается Симеону Новому Богослову, а другой Никифору Исихасту («Уединеннику») итальянцу, обратившемуся в Православие и ставшему афонским монахом (XIII век). С его именем связаны споры о природе и назначении исихазма. В своем трактате Никифор предлагает практические указания для достижения постоянной молитвы. Основным препятствием для постоянной молитвы, утверждает он, является рассеяние: падший человеческий дух привязан к внешним объектам, не имеющим ничего общего с образом Божиим в нас. Поэтому первой задачей должно быть «собрание ума», объединение своего «я» в единое целое. Для достижения этого можно пользоваться дыханием как постоянным элементом нашего психосоматического бытия: Ведомо тебе, что дыхание наше... есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться... Подобает же тебе при сем знать, что когда ум твой утвердится в сердце, то ему не следует оставаться молчащим и праздным, но непрестанно творить молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» и никогда не умолкать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

кантовских постулатов практического разума: " Свет есть Бог, - пишет преп. Симеон, - и созерцание Его есть как свет; почему чрез узрение света бывает первое ведение, которым познается, что Бог существует " (II, 117; так оправдывается бытие Божие); испытывая в мистическом восприятии сознательно " неизреченную радость, любовь и пламенение сердца великое " , человек-мистик удостоверяется, что открывающийся ему Бог есть Высшее Благо, или Всеблаго (II, 118, ср. I, 472; так оправдывается свободная воля человека, ибо Высшее Благо есть цель нравственных стремлений человека, т.е. стремлений его, как свободной личности), и " познает также, просвещаем будучи от Самого Бога, что это за венцы и что за воздаяние, какие имеют получить святые в другой жизни, - познает еще и то, какими имеют стать после общего воскресения, как он, так и все святые " (II, 118; так оправдывается бессмертие). - Эти три основные идеи (в соответствие трем сферам мистического познания: о душе, о Боге, о горнем мире), особенно же идею Бога, как центральную, мистик постигает тогда именно, когда он переживает чрезвычайно яркое и интенсивное восприятие света, наполняющего душу его неизъяснимым блаженством (II, 116). Этот " несказанный свет " составляет, собственно, единственное, так сказать, материальное содержание мистических откровений; формами же, образами, в которые это содержание вливается, служат религиозные представления и идеи, усвоенные мистиком из Откровения - Св. Писания и Предания и, конечно, обоснованные на его личном внутреннем опыте; эти представления как бы осияваются, освещаются сим неизреченным светом, получают необычайную яркость, силу, живость, как бы оплодотворяются " 2) В области воли мистическое восприятие, в силу идеальности своей природы, может сказаться только как сообщение воле мистика религиозно-нравственного направления, как приведение ее в должное " состояние, в " благобытие " (I, 328). Воля есть собственно основа человеческой личности, как таковой: мистик, соединяясь с Богом, " освояется " с Его волей, " вместо своей воли вводит в себя волю Божию, насаждает и внедряет ее в сердце свое " (II, 542, гл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Святой Симеон Новый Богослов , созерцатель нетварного света, имел созвучный тому же опыт. О Христе, Который есть истинный Свет мира, он пишет: «Хлеб Его непорочной плоти – свет, потир Его честной крови – свет» 258 . Важно, что свидетельствует старец о пребывании с ним нетварного света в течение трех дней: В начале тридцатых годов, когда я был уже диаконом, в течение двух недель благоволение Божие было на мне. Вечером, когда солнце было готово скрыться за Олимпийскими горами, я садился на балконе близ моей келий, лицом на заходящее светило. В те дни я видел вечерний свет солнца и вместе другой свет, который нежно окружал меня и тихо проникал в мое сердце, странным образом давая мне испытывать сострадание и любовь к людям, которые обращались со мной сурово; бывало при этом и некоторое неболезненное сочувствие твари вообще. По заходе солнца я входил в мою комнату обычно для совершения правила готовящемуся к служению литургии, и свет не покидал меня во все время молитвы 259 . Согласно святому Симеону Новому Богослову , те, кто очищают свои души в этом мире, соединяются с Богом через покаяние и уподобляются Христу, «становятся монахами и живут без всего иного». Он пишет: Келия у них есть небо, а (сами) они являются солнцем, и в них пребывает свет незаходимый и Божественный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир сей 260 и рождающегося от Духа Святого. Таковы истинные монахи. (Ибо поистине те суть монахи и одни только те уединяющиеся), которые (пребывают) с одним Богом и одни в Боге, обнажившись от всевозможных помышлений и помыслов и созерцая одного только Бога в уме безмысленном, утвердившемся во свете, подобно тому как стрела в стене, или звезда на небе, или не знаю, как (иначе еще) сказать. Однако они живут в (своих) келиях, как в некоем светлом чертоге, и думают, что пребывают на небе, или же и поистине (там) пребывают. Смотри, не окажись неверующим 261 . По свидетельству старца Софрония, можно распознать два вида созерцания нетварного света: в первом случае пропадает ощущение материального мира, что окружает человека; теряется «ощущение тела»; и «дух восхищается» с нежностью, так что после видения человек не знает, находился ли он «в теле или вне тела». Во втором случае созерцаются открытыми глазами два света, физический и Божественный. Существует различие между тварным светом и нетварным: они «видятся различно». Естественно, старец первый тип видения ценит выше второго 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

82 См. наше Introduction a l " etude de Gregoire Palamas, Paris, Edi lions du Seuii, 1959; англ. пер.: A Study of Gregory Palamas, London, Faith Press, 1964), где исторические в богословские данные о спорах XIV века приводя ген более подробно. Недавно появившийся библиографический обзор новой литературы о Паламе и паламизме охватывает более двухсот названий: D. Sticrnon, Bulletin sur le palamisme, Revue des etudes byzantines, 30, Paris, 1972, pp. 231–341. Автор обзора включает только некоторые издании на русском языке и совсем не касается искусствоведения. 83 См. нашу статью «Un mauvais theologien de l " unite au XIV siecle: Barlaam le Calabrais», 1054–1954: L " E " lisc el les Egli.scs, II, Chevetogne, 1954 (перепечатано в сборнике: J. Meycndorff. Byzantine Hesychasm: historical, theological and social problems, London, Variorum Reprints, 1974, pp. 47–64). Письма Варлаама Паламе изданы G. Schiro: Barlaam Calabro, Epistole greche, Palermo, 1954. 84 Письмо издано мною в журнале θεολογα, XXV, Афины, 1954, сс. 602–630 (перепечатано в Byzantine Hesychasm ... и в полном издании Творений Паламы: Γρηγοριου Παλαμ Συγγρμματα, I, Фессалоники, 1952, 206с; это последнее издание цитируется ниже в сокращении как Твор. 85 Письмо IV, изд. G. Schiro, с. 315; учители Иисусовой молитвы часто говорят об «опущении ума в сердце» для достижения сосредоточенности и более успешной борьбы с помыслами. 87 О средневековом богомильстве существует огромная литература; см. например: D. Obolensky. The Bogomils. А Study in Balkan Neo-Manicheism, Cambridge, 1948; Д. Ангелов. Богомиството d България, изд. 3-е, София, 1969. 89 Варлаам особенно нападал на краткое Слово «О трезвении π храпении сердца» Никифора Исихаста (Migne, PG 147, coll. 945–966; русск. пер.: Добротолюбие, V, сс. 239–251), писавшего и конце XIII века и упоминаемого в «Триадах» Паламы (1, 2, 12; II, 2,2) и в первом письме Варлааму (Твор. 1, с. 234). Психосоматические приемы при творении молитвы Иисусовой упоминаются часто в исихастской литературе XIII-XIV веков, например, в приписываемом прсп. Симеону Новому Богослову «Методе священной молитвы и внимании» (изд. I. Hausherr: La methode d " oraison hesychaste, Orientalia Christiana, XI, 2, 1927), упоминаемой Паламой (Тр. I, 2,12), а также у Григория Синаита : «Главы о молитве и безмолвии» (русск. пер.: Добротолюбие, V, сс. 228–229) и у Игнатия и Каллиста Ксанфопулов, со ссылкой на Никифора (см. там же, сс. 334–335). Как известно, исихастский метод молитвы сохранился вплоть до нашего времени (см. книгу «Откровенные рассказы странника» и многие другие).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Для монахов общежительных монастырей составлена специальная сводка правил Василия Великого: «Аще ли в опщем житьи живеши, делай беспрестани со многим послушаньемь, да небесный житель будеши. И ничто же имей в кельи, не сбирай тайных имений… , но делай рукоделье манастырю на потребу, в нем же всегда хлеба насыщаешися, и делай рукоделье не сребролюбно, елико точью тело свое питаеши, а инем не стяжай» (л. 220). И, наконец, заключительное наставление: «Подобаеть же ти быти кротку, молчаливу, не памятозлобливу, терпеливу о всемь, не гневливу, благосветну, смерену, смереномудру, боголюбиву, нищю, убогу, нищелюбиву, страннолюбиву, не о своей ползе телесней или душевней искати, но паче ближних своих и искреняго своего всегда упокоивати; не всегда от места на место преходити, ни часто ис келья в другую келью исходити, но поискав и обрет добру дружину боящихся Бога и служащих Ему день и нощь, и тако совокупися с ними и терпи до дне исхода твоего, служащи с ними Господу Богу своему» (л. 220). Замечательной особенностью Афанасьевской подборки правил монашеского общежития является включение в нее выдержек из произведений ранневизантийских писателей мистического направления, интерес к которым возрос в обстановке исихастских споров XIV в. Среди выписок из сочинений Исаака Сирина обращает на себя внимание раздел «Въпроси и отъвети преподобных отець о молитве и о трезвении ума, како подобает безмолъвнику седети в кельи» (л. 212). Целиком переписано слово Симеона Нового Богослова «О молитве», повествующее об «умном безмолвии», «собирании ума в любовь божественую», сопровождающемся «испусканием слез от очью» (л. 214 об. — 218 об.). Здесь мы имеем, пожалуй, одно из первых в русской письменности описание техники «умной молитвы», принадлежащее Симеону Новому Богослову: «Отъими ум свой от всякого суетьства, сиречь временна, таже прилепи к персем свою браду, сметая чювьственое око с умомь посреде чрева, сиречь в пуп; въстягни же и ноздрьнаго духа дыханье, еже не часто дыхати, и испытай умно внутрь в утробе обрести место сердечное, иде же любо (?) вместишася душевныя силы», — и только после пребывания в таком состоянии «нощь и день» можно обрести «непрестанное веселие» и увидеть «посреде сердца воздух и себе светла всего и рассуженья исполнена» (л.217 об.)  .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

«Господи Иисусе Христе, спаси мя» 44 , «Иисусе, сохрани мя» 45 , «Иисусе, помози мне» 46 . Последнюю формулировку также можно найти в алфавитной части Apophthegmata Patrum 47 . Формула «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» встречается в «Митериконе» (конец XII века), собрании наставлений аввы Исаии монахине Феодоре, дочери императора Исаака II Ангела 48 . Эта же формула, но с добавлением слова «наш», содержится в коптском «Макариевском корпусе» (предположительно, VIII-X век, точная датировка неизвестна): «Не легко ли с каждым дыханием говорить: Господи наш Иисусе Христе, помилуй мя; благословляю Тя, Господи мой Иисусе, помози мне» 49 . Внешние приёмы: управление дыханием Переходя от словесной формы Иисусовой молитвы к технике её делания, мы обнаруживаем, что Григорий Синаит был знаком с «физическим способом» молитвы, изложенным в трактате Никифора Исихаста «О трезвлении и хранении сердца» и в «Священной молитве и внимании» (другое название – «О трёх способах молитвы») – сочинении, приписываемом св. Симеону Новому Богослову . Подобно этим авторам, Григорий Синаит говорит о необходимости управления дыханием, но значительно менее подробно. Вот что он пишет по этому поводу: «С утра, сидя на скамье вышиной в 3/4 фута, сожми свой ум и принудь его из головы, сойти в сердце и удержи его в нём. Поникнув же головой как бы от утомления, а в груди, плечах и шее от напряжения испытывая чувствительную боль, мысленно или душевно восклицай непрерывно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Затем по причине самостеснения и утруждения, а также из душевного нерасположения, ими вызываемого – но никак не по причине непрестанного вкушания одной пищи из тричисленного Имени, так как сказано: вкушающие меня будут алкать еще более ( Сир. 24:23 ) 50 – переведя ум на другую половину молитвы, говори: «Сыне Божий, помилуй мя». Многократно прочитывая эту половину молитвы, ты не должен часто по лености переменять ее на первую, ибо растения пересаживаемые часто, не укореняются. Умеряй дыхание, чтобы не дышать без необходимости, так как вылетающие из сердца вздохи будоражат рассудок и омрачают ум, изгоняя его из сердца... Сдерживай дыхание насколько возможно, заключая ум в сердце и упорно повторяя без перерыва призывание Господа Иисуса» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ii...

18:40 Слов " янський Митрофан: Борг Церкви час — допомогти кожному побачити в брата, а не якого вбити [Ihmepb " ю] Слов " янський Митрофан дав " ю порталу «Православна життя». 12 грудня 2014 р. 14:29 Митрополит Волоколамський Який зв " язок ядерною [Ihmepb " ю] У ядерному на цьому вперше проходить богословська присвячена преподобному Симеону Новому Богослову. Про форум в " ю ректор та докторантури, голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський (рос.) 9 грудня 2014 р. 10:12 Митрополит Волоколамський Церковне зодчество — в знання [Ihmepb " ю] 6 грудня гостем «Церква яку веде на «Вести-24» голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став заслужений А.А. (рос.) 3 грудня 2014 р. 20:44 В.Р. Легойда: «Не можна вибудовувати перешкоду людиною Христом» [Ihmepb " ю] Голова Синодального В.Р. Легойда на запитання видання Москва». (рос.) 2 грудня 2014 р. 10:30 Митрополит Волоколамський Кожен християнин повинен себе учнем Христа [Ihmepb " ю] 29 листопада гостем «Церква яку веде на «Вести-24» голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став заступник головного редактора журналу «Русский репортер» Дмитро Соколов-Митрич. (рос.) 27 листопада 2014 р. 13:24 В.Р. Легойда: «Ми не [Ihmepb " ю] Голова Синодального В.Р. Легойда на запитання «Православ " я (рос.) ← попередня 48 49 50 51 52 53 54 55 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010