Почему так происходит? Потому что когда человек обращается к Богу, то он в молитве обретает прежде всего самого себя — такого, какой он есть, такого, каким он себя зачастую среди суеты, дел, множества разговоров и попечений даже и не видит. Встав в молитве перед Богом, каждый из нас начинает понимать, что в его жизни по-настоящему важно, что находится на втором или третьем месте, что не важно совсем… Если же человек о молитве небрежет, то этой внутренней ясности у него, безусловно, не возникает, и не выстраивается та система приоритетов, которая должна быть в жизни христианина — в которой важнее Бога и того, что связано с исполнением заповедей евангельских, ничего нет. Нет регулярности — нет основы Чтение молитвенного правила, с одной стороны, занимает совсем немного времени — это ничтожно малая доля нашего дня. С другой стороны, для человека, который молиться не привык, а привык тратить это утреннее и вечернее время на что-то другое, регулярно совершать этот труд оказывается нелегко. Так что приобретение навыка утром встать и прежде всех других дел помолиться, вечером преодолеть усталость, выключить, может быть, телевизор и прочесть необходимые молитвословия, является по сути самым простым и самым первым подвигом для человека, только-только к христианской жизни приступающего. Что делать, если ежедневное молитвенное правило никак не удается наладить? Иногда, беседуя с человеком, приходится дать ему такой совет: «Если для Вас так сложно полностью читать каждое утро и каждый вечер молитвы, определите себе по крайней мере какую-то часть из утренних молитвословий, какую-то часть из молитв на сон грядущим, которую Вы в любом случае будете читать регулярно, потому что только регулярность является в данном случае залогом движения вперед». Не будет регулярности — не будет той основы, на которую человек в дальнейшем может опереться. Случается иногда так, что человек приходит домой, у него был невероятно тяжелый день, он потратил все силы и может уже только упасть и заснуть. В таком случае следует хотя бы кратко, две-три минуты, помолиться и после этого ложиться спать. Старец Симеон Благоговейный говорил своему ученику, преподобному Симеону Новому Богослову, что достаточно тогда прочитать молитвы с Трисвятого по «Отче наш» и перекрестить свое ложе. Но нужно понимать: речь идет о ситуации исключительной, а не о повторяющейся из раза в раз. Более того, нужно иметь в виду, что враг порой наводит на человека сон именно перед чтением правила, а стоит закончить молиться или передумать молиться — и ты бодр, чувствуешь себя хорошо, можешь хоть заново день проживать. Так бывает и когда мы приступаем к духовному чтению или приходим на службу. Этому не нужно поддаваться. Самый простой совет: положить несколько земных поклонов и затем продолжить молитву. Такое действие, во-первых, разгоняет кровь и отгоняет сон, а во-вторых, когда враг видит, что человек в ответ на его усилия только усугубляет свою молитву, то он, как правило, отступает.

http://pravoslavie.ru/97718.html

Мы пошли пить кофе в кафе на деревенской площади. Мы сидим, пьем кофе, вдруг один из смотрителей храма поворачивается ко мне, посмотрел на меня внимательно и говорит: «Слушай отец, у нас с господином Яннисом (Яннис был вторым смотрителем храма) были большие сомнения: поскольку наш храм еще не был освящен епископом, Таинства которые в нем совершались были каноничными или нет?» Я им говорю: «Ох, ох, что здесь творится?» Такое их недоумение, оно и на меня произвело большое впечатление. Он продолжает: «Знаешь, что мы сделали? Мы договорились поститься три недели, чтобы Господь сам разрешил наше недоумение. Мы стали поститься, и, действительно, в одно из воскресений, еще до того, как к нам прибыл епископ освящать храм, во время Литургии мы опять видели свет». Я начал громко говорить: «Какой свет? Что за свет?» – «Ну тот свет, он не солнечный, смотришь после него на солнце, и тебе кажется, что ты смотришь на тьму. Этот свет, когда нисходит, начинаешь все видеть совершенно по-другому, начинаешь видеть совсем другие вещи, разные события, состояния, настоящее, прошлое, будущее в нем», – пытался объяснить он. Меня это так растрогало, оказалось, что я сидел между простецами, которые имели опыт, подобный святым Григорию Паламе и Симеону Новому Богослову ! И, конечно, благословлял их и Литургию совершал тот самый священник, который сидел с нами. Этот простейший отец кивал головой, подтверждая: «Да, да, мы все там были, подобно...» Я очень умилился, и, конечно же, начал доискиваться, почему именно они, расспрашивая этого совершенно простого, необразованного человека. – Скажи мне как ты живешь? (Я задал такой вопрос, так как испытал шок, который меня сопровождал потом долгие годы). – Э, да как я живу? Бедно живу. – Да нет, как ты проводишь свои дни? Что такого особенного делаешь? – Я не делаю ничего особенного. Просто люблю Бога и немного терплю – Да я не делаю вообще ничего особенного. Просто люблю Бога и немного терплю. Просто терплю. У него было терпение, знаешь, что значит терпение? Терпение – значит твой добровольный Крест , который вмещает в свои объятия всех других людей.

http://pravoslavie.ru/73919.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   12 грудня 2014 р. 14:29 Митрополит Волоколамський Який зв " язок ядерною [Ihmepb " ю] У ядерному на цьому вперше проходить богословська присвячена преподобному Симеону Новому Богослову. Про форум в " ю ректор та докторантури, голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський (рос.) 9 грудня 2014 р. 10:12 Митрополит Волоколамський Церковне зодчество — в знання [Ihmepb " ю] 6 грудня гостем «Церква яку веде на «Вести-24» голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став заслужений А.А. (рос.) 3 грудня 2014 р. 20:44 В.Р. Легойда: «Не можна вибудовувати перешкоду людиною Христом» [Ihmepb " ю] Голова Синодального В.Р. Легойда на запитання видання Москва». (рос.) 2 грудня 2014 р. 10:30 Митрополит Волоколамський Кожен християнин повинен себе учнем Христа [Ihmepb " ю] 29 листопада гостем «Церква яку веде на «Вести-24» голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став заступник головного редактора журналу «Русский репортер» Дмитро Соколов-Митрич. (рос.) 27 листопада 2014 р. 13:24 В.Р. Легойда: «Ми не [Ihmepb " ю] Голова Синодального В.Р. Легойда на запитання «Православ " я (рос.) 26 листопада 2014 р. 19:56 Митрополит Старооскольський не прийняттям Хрещення» [Ihmepb " ю] В " ю «Коммерсанту» голова Синодального митрополит Старооскольський про V Всецерковний з " (рос.) 26 листопада 2014 р. 15:00 Про Церкви [Ihmepb " ю] Церкви з благословення Московського Кирила. Про роботи над проектом редактору «Православного книжкового огляду» О.Ю. Саганю заступник головного редактора Видавництва (рос.) 25 листопада 2014 р. 19:00 " ю керуючого справами митрополита Санкт-Петербурзького Ладозького [Ihmepb " ю] Священний Синод ухвалив провести 29-30 2015 року пленум з мирян, а 2-4 лютого — нараду.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

II, 440–441); 11) но все эти разнообразные чувства и настроения мистика вытекают из одного общего источника, вырастают из одного корня – из чувства живой, опытной любви к Богу, захватывающего все существо человека; эту любовь можно сравнить с чистой и идеальной половой любовью, которую она напоминает своей интенсивностью, ненасытимостью, исключительностью и готовностью на всевозможные жертвы за любимого 5 . В творениях преп. Симеона находим такую, замечательную своей полнотой, картину тех чувств и настроений, которые наполняют душу мистика на высших ступенях мистических созерцаний: «слышанное мною, – пишет св. Отец, – слышал и таинственно, и отвечал некако необычно. Сверхъестественность созерцания привела меня в удивление, но пристрашность его будто душу разлучила с телом. Неизреченная красота Явившегося поразила сердце мое и подвигла к беспредельной любви; любовь же не дала уже мне обратиться опять долу, но я радовался, как совсем исторгшийся из уз плоти и, однако ж, все же пребывающий целым человеком. Мне даваемо было удостоверение, что прощены все грехи мои, и опять я видел себя самого грешнейшим паче всякого человека. Не мог я не верить Тому, Кто говорил мне, и опять боялся Ему верить, чтобы не впасть в превозношение. Нередко восхожу я на высоту созерцания без воли моей, и опять схожу с нее волею моею, чтоб не забыть меры человечества и безопаснее соблюсти смирение. Я знаю много такого, чего не знают другие, и опять паче всех невежествен есмь. Радуюсь, что Христос, в Которого я уверовал, даровал мне царство вечное и непоколебимое, и опять, как недостойный благ оных, плачу и никогда не перестану плакать. Не смею отверзать уст своих, и опять, движимый любовью, воодушевляюсь и приемлю дерзновение молить Бога за других братии и (да реку в безумии) услышан бываю. Предстою с дерзновением пред Богом и молюсь, как сын, а в чувствах сердца моего имею себя чуждым и бездерзновенным. Слышу: «добре, рабе верный», и проч., и нахожу себя поистине таким, что не только не употребил как должно, но даже и не сохранил ни одного таланта из всех тех даров, какие мне даны.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Anikiev/...

И, как нам кажется, это весьма принципиально. С одной стороны, Симеон Новой Богослов постоянно подчеркивает реальность духовного, а отсюда и «ощущительность» духовных даров. Но, с другой стороны, в святоотеческой традиции есть правило не стремиться к особым мистическим состояниям, что является показателем духовной незрелости. А духовная зрелость, таким образом заключается в увеличении духовной трезвости и осторожности, а не в увеличении количества «откровений» и «видений». Последние и были свойственны Симеону Новому Богослову в молодости, но он сам отошел от них в зрелые годы. Поэтому, как нам кажется, совершено неправильно представлять духовный путь Симеона Нового Богослова в виде перехода «от драматичных и редких экстазов в юности к более частым, но, возможно, менее эмоционально окрашенным видениям и откровениям в зрелости» 279 . Скорее всего произошел отход от экстазов и исступлений как таковых, и переход к внутреннему самоуглублению, которое также очень необычно по отношению к обычному состоянию, но является не экстазом (выходом из себя), а интроверсией и интроонтией (вхождением внутрь себя и пребыванием там). И в заключение необходимо заметить, что иногда в настоящее время предлагают использовать термин экстаз в тех случаях, когда он якобы более подходит по контексту, чем другие понятия – например, при переводе некоторых библейских, или, если быть точнее, ветхозаветных мест. Это происходит в первую очередь от того, что в наиболее раннем и авторитетном переводе Ветхого завета на греческий язык (так называемом переводе семидесяти толковников) в некоторых случаях использовался термин «экстаз». Насколько правомерно было использование именно этого термина? – То, что по переводу LXX, является экстазом, есть древнееврейское слово hmdrt, «тардема». Это слово 7 раз употребляется в Ветхом Завете. В шести случаях ( Быт. 2:21 ; Быт. 15:12 ; 1Цар. 26:12 ; Ис. 29:10 ; Иов. 4:12 ; Иов. 33:14 ), оно обозначает особое состояние – некий сон, который приходит не от обычной усталости, а от Бога 280 .

http://azbyka.ru/dushevnye-sostoyaniya-v...

Второе пришествие Христа и воскресение мертвых тесно связано с будущим Судом, который называют еще Страшным Судом. Все люди предстанут пред Страшным Судом Христовым. В Символе веры мы исповедуем, что Христос придет со славою «судить живых и мертвых». Это убеждение является центральным учением Церкви, как мы увидим ниже. На всех литургических собраниях, в том числе и на Божественной Литургии, говорится о предстоянии пред Престолом Божиим. Священник молится: «Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим». Ниже нам представится прекрасная возможность подчеркнуть, что, несмотря на то, что мы используем образы юридические, Суд все же по большей части будет иметь характер откровения и выявления духовного состояния человека. Все используемые образы имеют символический характер. Христос и святые используют такие образы, чтобы люди образно представили себе тот день, в который они увидят действительность. Следовательно, не отбрасывая этих образов, мы должны вникнуть в их суть, в их внутреннее содержание. По преподобному Симеону Новому Богослову , «слово о Суде велико и неудоборазумеваемо, потому что оно не о настоящем и видимом, а о будущем и невидимом». Настоящее – видимо, в то время как будущее – невидимо. Посему необходима чистота ума, многая молитва и великое прилежание 219 . В Священном Писании много говорится о будущем Суде, который является началом и вечной жизни, и вечной муки. Известны притчи Христовы о десяти девах, о плевелах и о браках. Нелегко и почти невозможно подробно проанализировать все то, что говорит Писание о будущем Суде. Мы же представим наиболее наглядные предметы. Христос уверяет людей в том, что Сам придет их судить в будущем веке. Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну ( Ин. 5, 22 ). Это связано с тем, что Христос – это первообраз человека, потому что человек – это образ Христов, и потому что через Христа произошло возрождение человека. Он вочеловечился, пострадал, был распят, воскрес и вознесся. Итак, Он будет Судьей людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Этих самоотверженных последовательниц своих Аввакум не считал, однако, способными проповедницами «правой» веры. На женщину он смотрел свысока, глазами допетровской Руси. «А у вас, светы мои, какое догматство между собою?–снисходительно спрашивает Аввакум знатных страдалиц. Женской быт – одно говори: как в старопечатных книгах напечатано, так я держу и верую, с тем и умираю. Да молитву Иисусову грызи, да и все тут» 841 . Но он хорошо видел, что их готовностъ даже умереть за убеждения убедительнее всякой проповеди , и не раз одушевлял их на страдания. «Мучтеся за Христа хорошенько, не оглядывайтеся назад» 842 . Одушевляя мучениц, он обращается к ним как к любимым детям духовным и приглашает их следовать за собой. «Молю вы, о Господе дети мои (вар. детки мои) духовные, святы и истинные раби Христовы, – Бог есть с нами и никто же на ны! Кто может нас разлучити от любви Христовы? И сам диавол не учинит нам ничего, стоящим и держащимся за Христа крепце... Ну, госпожи мои–светы, запечатлеем мы кровию своею нашу православную веру христианскую» 843 . Из своего заключения, из темницы как из гроба, Аввакум писал послания и другим менее известным исторически духовным детям своим. В послании к Маремьяне Федоровне он шлет благословение всем страждущим за старую веру, знаемым и незнаемым. В случае отречения от нее «муками и томлением» он требует – покаянием прилепляться паки к первому православно. В трех посланиях чаду Симеону говорится о жестоких преследованиях за старый обряд и о горькой загробной судьбе их виновника царя Алексея 844 . В послании к некоему Сергию, фанатически настроенному и, кажется, ругавшемуся иконам, написанным по новому, Аввакум проповедает и одобряет самосожигательство 845 .–Послание Алексею Копытовскому, «новорожденному чаду», содержит уверенность в непоколебимости его убеждений, благодарность за утешительное послание и известные нам обличения Лукиана 846 . – В других посланиях Аввакума, писанных к группе лиц, мы встречаем обращения к духовным детям – то наставление о церковном пении и келейном правиле 847 , то предписание тяжелого послушания 848 , то угрозы проклятием 849 и продолжительную епитимию 850 , то заочное прощение всех грехов 851 , то богословское рассуждение о сошествии Христа во ад, то приглашение прилежать о проповеди 852 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   15 грудня 2014 р. 16:39 схожий на [Ihmepb " ю] Голова Синодального з та кореспонденту журналу «Огонек» про повернення нашого до милосердя, про служби допомоги «Милосердя» про те, чому не можна не допомагати нещасним. (рос.) 14 грудня 2014 р. 18:43 Чесно нести чернечий хрест [Ihmepb " ю] 13 грудня чернечого життя в Валаамському Спогадами про цей з журналом «Монастирський (рос.) 12 грудня 2014 р. 18:40 Слов " янський Митрофан: Борг Церкви час — допомогти кожному побачити в брата, а не якого вбити [Ihmepb " ю] Слов " янський Митрофан дав " ю порталу «Православна життя». 12 грудня 2014 р. 14:29 Митрополит Волоколамський Який зв " язок ядерною [Ihmepb " ю] У ядерному на цьому вперше проходить богословська присвячена преподобному Симеону Новому Богослову. Про форум в " ю ректор та докторантури, голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський (рос.) 9 грудня 2014 р. 10:12 Митрополит Волоколамський Церковне зодчество — в знання [Ihmepb " ю] 6 грудня гостем «Церква яку веде на «Вести-24» голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став заслужений А.А. (рос.) 3 грудня 2014 р. 20:44 В.Р. Легойда: «Не можна вибудовувати перешкоду людиною Христом» [Ihmepb " ю] Голова Синодального В.Р. Легойда на запитання видання Москва». (рос.) 2 грудня 2014 р. 10:30 Митрополит Волоколамський Кожен християнин повинен себе учнем Христа [Ihmepb " ю] 29 листопада гостем «Церква яку веде на «Вести-24» голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став заступник головного редактора журналу «Русский репортер» Дмитро Соколов-Митрич. (рос.) 27 листопада 2014 р. 13:24 В.Р. Легойда: «Ми не [Ihmepb " ю] Голова Синодального В.Р. Легойда на запитання «Православ " я (рос.) 26 листопада 2014 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

Симеон Новый Богослов «Этическое Слово»). По святому Макарию Египетскому, перемена личности христианина не заключается, как думают многие, во внешней форме или какой–то его инаковости, по сравнению с другими людьми. Эта разница состоит именно в этом обновлении ума и спокойствии помыслов. Божия любовь и стремление к небесному — вот чем отличается христианин от всех других людей и, благодаря чему, становится новой тварью. Ради этого Сам Господь пришел в мир и вочеловечился (Makarije Egipatski «Pneumatike omilije» 5,5 izd. Dorries Klostermann Kroeger, str.49–50). Почему многие люди живут во грехе? Согласно св. Симеону Новому Богослову и многим другим Святым Отцам, благодатным психологам, люди живут в грехах потому, что они не познали радость чистоты, они считают, что человек не может стать чистым, свободным от страстей и что он не может вместить в себя Духа Святого. Тем же, кто с верой, в страхе и трепете исполняет заповеди Божии, кто истинно кается, благодать открывается видимым образом, в то время как неверным и порабощенным страстями, она остается недоступной и невидимой (Св. Новый Богослов, то же). Что такое покаяние? — Оно бунт против себя самого, против ложного себя, против самообмана. Оно и стыд человека перед теми, кто чище его. Само по себе, его еще не достаточно для спасения, но и без него спасение невозможно. Подлинный смысл покаяния раскрывает Св. Григорий Палама — «Покаяние означает ненависть ко греху и любовь к добродетели, удаление от зла и творение добра». Человеческое - впасть в грех, сатанинское — остаться в нем. Кающийся человек освобождается от сатанинского упорства в грехе и благодаря этой свободе и доброму расположению души, достигает Бога (Св. Симеон Новый Богослов то же). Ибо только когда человек приблизится к Богу и благодать Божия осветит его сердце и душу, открываясь ему как суд Божий, он становится способен видеть самого себя и свои дела такими каковы они есть в действительности. И не только это. Дарованный человеку огонь Божий очищает его, становится его судьей, и он, орошенный покаянными слезами, становится целостным существом очищенным и омытым, и постепенно принимает крещение Божественным огнем и Духом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

В рукописях Добротолюбия, сохранивших интерполяцию, над писание «самого Никифора» осталось, тем не менее, на том месте, где первоначально кончалась антология. Итак, мы отвергаем гипотезу Hausherr’a, что автором «Метода» был Никифор Уединенник, а сам «Метод» составлял единое целое с концом сочинения Никифора «О трезвении и хранении сердца». Всё же отдельные (но не все) наблюдения и предположения Hausherr’a об интерполяциях и сокращениях в первоначальной рукописи сочинения Никифора, сделанных переписчиками после изъятия «Метода», кажутся нам имеющими серьезное основание. «Метод священной молитвы и внимания» мы предполагаем включенным первоначально Никифором в состав своего сочинения в качестве отдельного трактата Симеона вслед за цитатой из другого произведения того же Симеона. Впоследствии трактат был обособлен переписчиками из антологии Никифора, но в отдельных рукописях (как в Пантелеимоновской) оба произведения Симеона (цитата и целый трактат) слились в одно, чему способствовало надписание их одним именем. Параллельно с сочинением Никифора трактат о трех способах молитвы продолжал существовать самостоятельно в своем первоначальном виде с эпиграммой (естественно, опущенной Никифором). Поскольку ни цитата из Симеона, ни трактат не дошли до нас в составе сочинений Симеона Нового Богослова , атрибуция их именно ему (а не другому автору, носившему имя Симеон) остается под сомнением. Не исключено, что Симеону Новому Богослову принадлежит только эпиграмма к трактату другого автора. Существование таких стихотворных строк вполне объяснимо, если допустить, что автором трактата был учитель Симеона Нового БогословаСимеон Благоговейный . Тем не менее, вопрос об авторстве и о том, как выглядели начало и конец трактата, во-первых, сами по себе (до включения в сочинение Никифора) и, во-вторых, после выделения трактата из творения Никифора, остается неразрешимым без специальных палеографических и филологических исследований. Сокращения ТОДРЛ Ин-т русской лит-ры (Пушк. Дом) Росс.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010